Научная статья на тему 'Восстановление исторической и политической справедливости в отношении депортированных в 1944 г. Народов Северного Кавказа (исакиева З. С. Вклад чеченцев и ингушей в развитие горнодобывающей промышленности Казахстана 1944-1957 гг. Грозный, 2018. 204 с. )'

Восстановление исторической и политической справедливости в отношении депортированных в 1944 г. Народов Северного Кавказа (исакиева З. С. Вклад чеченцев и ингушей в развитие горнодобывающей промышленности Казахстана 1944-1957 гг. Грозный, 2018. 204 с. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановление исторической и политической справедливости в отношении депортированных в 1944 г. Народов Северного Кавказа (исакиева З. С. Вклад чеченцев и ингушей в развитие горнодобывающей промышленности Казахстана 1944-1957 гг. Грозный, 2018. 204 с. )»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2019. № 1

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

ЗАМЕТКИ О КНИГАХ BOOKS REVIEW

DOI 10.23683/0321-3056-2019-1-111-113

Восстановление исторической и политической справедливости в отношении депортированных в 1944 г. народов Северного Кавказа (ИсакиеваЗ.С. Вклад чеченцев и ингушей в развитие горнодобывающей промышленности Казахстана 1944-1957 гг. Грозный, 2018. 204 с.)

Restoration of Historical and Political Justice in Relation to the Peoples of the North Caucasus Deported in 1944 (Isakieva Z.S. The Contribution of the Chechens and Ingush to the Development of the Mining Industry of Kazakhstan in 1944-1957. Grozny, 2018, 204 p.)

Сложным и весьма запутанным представляется восстановление в своих законных правах любой личности, а тем более - целого народа. В Советском государстве, особенно накануне и в период Великой Отечественной войны, более 20 народов были полностью или частично ущемлены в своих правах (речь идет о политических и юридических). В силу различных обстоятельств они были таким образом парализованы на весь период их депортации. Подчеркнем, что некоторые из них до сих пор остаются лишенными своих прав. Например, турки-месхетинцы, которые живут отдельными группами где угодно, только не на своей исторической Родине - в Грузии. Часть турок-месхетинцев, видя бесперспективность своего развития, иммигрировала даже в США уже в постсоветский период. Сегодня представители этого кавказского народа проживают в различных уголках бывшего Советского Союза, включая и Северную Осетию.

Повторимся еще раз, что восстанавливать в своих правах целые народы - задача чрезвычайно сложная, запутанная, противоречивая, а во многих случаях даже болезненная. В этой связи заслуживает похвалы любой ученый-исследователь, посвятивший хоть одну работу восстановлению исторической справедливости. Кандидат исторических наук Зулай Сулимовна Исакиева из Грозного родилась в семье депортированных чеченцев в Казахстане. Получив профессию историка, она стала талантливым исследователем причин, характера и последствий депортации не только чеченцев и ингушей (вайнахов), но и многих других народов нашей страны, разделивших горькую судьбу всех депортированных. В рецензируемой нами книге ее автор подчеркивает, что в исследовании, над которым она работала многие годы, на основе архивных материалов Казахстана и бывшей Чечено-Ингушской Республики, а также воспоминаний самих переселенцев раскрывается трудовой вклад чеченцев и ингушей в одном из значимых с экономической точки зрения Карагандинском бассейне, ставшего третьей после Донбасса и Кузбасса угольной базой СССР. Автор затронула вопросы, касающиеся хозяйственно-экономического положения, политического статуса спецпереселенцев из Северного Кавказа, демографических изменений в их среде, трудовой деятельности чеченцев и ингушей в добывающей промышленности Казахстана в военное и послевоенное время.

Отметим, что исследование состоит из введения, трех глав и восьми параграфов. Во введении З.С. Исакиева обосновывает актуальность, научную значимость, новизну своего исследования. Прекрасно подготовленная профессионально, она раскрывает историографию вопроса, где озвучены практически все важные научные издания, посвященные исследуемой теме. Она также много внимания уделяет источниковой базе, по которой можно судить о профессиональном мастерстве исследовательницы. По крайней мере, можно судить о работе З.С. Исакиевой в разных архивах Казахстана и Российской Федерации - в Архиве Президента Республики Казахстан, Центральном государственном архиве Республики Казахстан, в государственных архивах гг. Караганды, Джезказгана, Петропавловска, Государственном архиве Российской Федерации, Государственном архиве социально-политической истории. Подчеркнем и то, что многие мате-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

риалы исследования впервые озвучены автором, они имеют актуальное, правдивое значение в раскрытии повседневной жизни чеченцев и ингушей в Казахстане.

Разумеется, автор рецензируемого исследования не является первопроходцем в проблеме восстановления исторической справедливости в отношении депортированных народов СССР. Однако ни в одной научной работе не найти столько новых незаслуженно забытых имен, столько необходимых для всей отечественной исторической науки подробностей, различных постановлений государственных и партийных органов, конкретных установок партийно-советских органов не только Казахстана, но и бывшего СССР. Именно в этом мы видим новизну исследования, его актуальность и, конечно же, восстребованность. В то же время отметим и то, что депортации отдельных народов в СССР посвящены многие работы, вышедшие как в ХХ столетии, так и в последнее время. Одними из первых являются зарубежные исследователи Р. Конвест, Б.Уильямс, Н. Наймарк, Т. Мартин, А. Некрич и др. Работы Роберта Конвеста «Советские депортации народов», «Большой террор» вышли в свет еще в 60-е гг. ХХ в., книга А.М. Некрич «Наказанные народы» в 1978 г. в Нью-Йорке. Эти труды не потеряли своей научной и общественно-политической актуальности и по сегодняшний день.

С перестройкой и демократизацией общественной жизни в СССР началась полоса изыскательской работы российских ученых, которых условно можно разделить на две части. К первой можно отнести известных и признанных ученых, которые в поисках исторической справедливости сделали многое своими научными исследованиями. К ним можно отнести Н.Ф. Бугая, В.Н. Земскова, В.А. Тишкова, Д.Д. Гакаева и др. Ко второй группе ученых отнесем многих фальсификаторов истории, которые активно и много публиковали свои околонаучные статьи и монографии, где путаницы, откровенной фальсификации и отсебятины было настолько много, что профессиональным историкам до сих пор приходится «разгребать их завалы». Заметим и то, что ряды этих «оригинальных специалистов» активно пополнялись и до сих пор пополняются дилетантами истории, которые в сущности являются бывшими военными, физкультурниками, физиками, а некоторые даже без высшего или среднего специального образования. Тем не менее они, к сожалению, издают достаточно много «исторических исследований», в которых ошибок и путаницы куда больше, чем элементарной логики.

Свою лепту в исследование проблемы внесли чеченские и ингушские исследователи - А. Авторханов, С. Цуцулаева, Муса и Мовсар Ибрагимовы, В. Муртазалиев, Л. Арапханова, И. Дидигова, Р. Агиев и др. Возвращаясь к исследованию Исакиевой, подчеркнем, что она обстоятельно рассмотрела труды казахстанских ученых, посвятивших разработке данной проблемы много внимания. Это в первую очередь работы М. Козыбаева, Ж. Абылхожина, К. Алдажуманова, М. Баймаханова, Д. Шаймуханова, С. Дильманова, Ж. Ермекбаева, М. Калыбековой, Г. Мусабаевой и др. Они уделили большое внимание депортации отдельных народов Северного Кавказа. Многие области Казахстана были охвачены трудовыми лагерями системы ГУЛАГ, в которых волею судьбы находились разные наказанные советской властью народы. Центральный Казахстан был известен как Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь, существовавший в 1930-1959 гг.), где в каждом районе имелись комендатуры, осуществлявшие контроль над спецпереселенцами - чеченцами и ингушами, и др.

Антропология жизни вайнахов (так называют себя чеченцы и ингуши, что означает «свой», «наш народ») подтверждена воспоминаниями очевидцев, которые своими рассказами дополняют картину той эпохи, где проходила их трудовая жизнь. З.С. Исакиева за 2007-2011 гг. собрала воспоминания 54 бывших спецпереселенцев в ходе полевых работ по Центральному Казахстану, что является дополнительным материалом в раскрытии темы. Исследователь пишет в книге и о трудностях, которые испытывали депортированные чеченцы и ингуши. По ее словам - «Рассекреченные документы показывают, что характерными чертами тоталитарного режима являются постоянное стремление к унификации, пренебрежение особенностями национальной психологии, демагогия и лживость в достижении цели, применении изощренных форм насилия, как к отдельной личности, так и в отношении целых народов». Содержание монографии свидетельствует о том, что незаконно выселенные с родных мест ингуши и чеченцы доказали своим самоотверженным трудом достойное место среди многонационального состава населения Казахстана.

Хронология трудовой деятельности чеченцев и ингушей на положении спецпереселенцев в Центральном Казахстане охватывает 13 лет. Это рассматривается в трех главах с соответствующими параграфами. В первой главе «Чеченцы и ингуши в составе спецконтингента в строительстве и угледобыче Карагандинского угольного бассейна в 1940-е гг.» рассматривается хозяйственно-трудовое устройство депортированных чеченцев и ингушей в Карагандинской области, их трудовая деятельность на комбинате «Карагандауголь»,

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

а также использование женского труда в угольной промышленности. Вторая глава «Созидательная деятельность чеченцев и ингушей в развитие третьей угольной базы СССР» посвящена работе горцев на шахтах Карагандинского угольного бассейна, их вкладу в развитие угольных и рудных предприятий. Третья глава под названием «Чеченцы и ингуши в развитии горнометаллургической промышленности Центрального Казахстана в 1944-1957 гг. ХХ в.» охватывает работу чеченцев и ингушей на шахтах и рудниках Балхаша, Джезказгана и Казахстанской Магнитки в указанные годы.

Интерес вызывают факты и события из повседневной жизни свыше десяти тысяч вайнахов, направленных на работу в добывающую промышленность Казахстана. На конкретных примерах автор описывает труд чеченцев и ингушей в Карагандинском угольном бассейне, среди которых было немало людей ответственно и самоотверженно трудивших на шахтах и рудниках. В числе передовиков был бригадир участка шахты «Стахановская» Ахмед Муртазаев, заслуженный шахтер Казахской ССР, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, знаками «Шахтерская слава» трех степеней и медалями. Генеральный директор ПО «Карагандауголь» Н.А.Дрижд дважды представлял чеченца А. Муртазаева к высшей награде СССР -званию Героя Социалистического Труда. Однако партийно-советское руководство союзной республики не давало «добро» документам ударника-спецпереселенца. Надо полагать, что по национальному признаку. В 1951 г. за высокие производственные показатели в угольной промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР из числа чеченцев и ингушей орденом Ленина награждены 2 человека, орденом Трудового Красного Знамени - 3, орденом «Знак Почета» - 2, медалью «За трудовую доблесть» - 35, медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» - 386 чел. В советское время медалями и орденами награждали лучших из лучших, о чем свидетельствуют документы тех лет. Все это нашло отражение в интересном исследовании З.С. Исакиевой.

Трудно в рецензии охватить все положительные аспекты проделанной работы, которых достаточно много. Однако рецензенты, если они настоящие специалисты, должны выявить наряду с положительным также недостатки. Если говорить о них, то хотелось бы увидеть в исследовании поэтапное пребывание спецпереселенцев и их работу в добывающей промышленности Центрального Казахстана. Как они работали, скажем, во второй половине 40-х гг. и в 50-е гг. ХХ в.? Как проходила их адаптация к условиям Казахстана и какие конкретные результаты они показывали? Нам это представляется в высшей степени интересной задачей. Кроме того, говоря о значительных потерях депортированных в год переселения и в последующее время, автор не всегда опирается на проверенные факты и статистические данные, что в научный работе является недопустимой «роскошью». Полагаем, что следовало бы шире использовать труды чеченских и ингушских авторов, которые в научном сообществе пользуются уважением и признанием. Тем не менее приведенные замечания и пожелания не снижают общего высокого научного уровня рецензируемой книги. Уверенно можно сказать, что работа Зулай Исакиевой будет способствовать восстановлению исторической, политической и правовой объективности, приближая и читателей, и научное сообщество Российской Федерации, особенно на Северном Кавказе, к объективному пониманию того, что произошло в 40-50-х гг. ХХ столетия с чеченцами и ингушами. В качестве рекомендации можно было бы посоветовать различным книжным издательствам, в том числе и зарубежным, чтобы книга была переведена на английский и другие европейские языки с целью ознакомления широкого читателя с достижением российской исторической науки.

В.Д. Дзидзоев,

доктор исторических наук, профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Ж.А. Ермекбай,

доктор исторических наук, профессор, Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.