Научная статья на тему 'ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСЧЕЗАЮЩИХ СТАРЫХ КАЧЕСТВЕННЫХ НЕ МОДИФИЦИРОВАННЫХ И НЕ ГИБРИДНЫХ ОВОЩНЫХ, ФРУКТОВО-ЯГОДНЫХ, ЦВЕТОЧНЫХ, ДЕКОРАТИВНЫХ СОРТОВ СЕЛЬСКИХ ЧАСТНЫХ ПОДВОРИЙ'

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСЧЕЗАЮЩИХ СТАРЫХ КАЧЕСТВЕННЫХ НЕ МОДИФИЦИРОВАННЫХ И НЕ ГИБРИДНЫХ ОВОЩНЫХ, ФРУКТОВО-ЯГОДНЫХ, ЦВЕТОЧНЫХ, ДЕКОРАТИВНЫХ СОРТОВ СЕЛЬСКИХ ЧАСТНЫХ ПОДВОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское семеноводство / старые сорта не модифицированные / восстановление / воспитание детей в школе / натуральное хозяйство / частные подворья.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСЧЕЗАЮЩИХ СТАРЫХ КАЧЕСТВЕННЫХ НЕ МОДИФИЦИРОВАННЫХ И НЕ ГИБРИДНЫХ ОВОЩНЫХ, ФРУКТОВО-ЯГОДНЫХ, ЦВЕТОЧНЫХ, ДЕКОРАТИВНЫХ СОРТОВ СЕЛЬСКИХ ЧАСТНЫХ ПОДВОРИЙ»

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСЧЕЗАЮЩИХ СТАРЫХ КАЧЕСТВЕННЫХ НЕ МОДИФИЦИРОВАННЫХ И НЕ ГИБРИДНЫХ ОВОЩНЫХ, ФРУКТОВО-ЯГОДНЫХ, ЦВЕТОЧНЫХ, ДЕКОРАТИВНЫХ СОРТОВ СЕЛЬСКИХ

ЧАСТНЫХ ПОДВОРИЙ Захаров И.В. , Алексенцева С.Е.

1Захаров Игорь Владиславович - ведущий специалист, 2Алексенцева Светлана Евгеньевна - доктор технических наук, профессор, кафедра технологии твёрдых химических веществ, Самарский государственный технический университет, г. Самара

Ключевые слова: сельское семеноводство, старые сорта не модифицированные, восстановление, воспитание детей в школе, натуральное хозяйство, частные подворья.

Исследования данной статьи не предназначены для использования сектором госагрохолдингов, руководителей и производственников высокотехнологических отраслей, фермеров, внутреннего рынка и продовольственной безопасности страны, экспорта и импорта материалов, аграрных школ. Государство, коммерция, рынок имеют свои ориентировки, смыслы, целевое полагание, проблемы.

Сельский районный народ на своих наделах, подворьях живёт своим садом-огородом годового самообеспечения овощной плодово-ягодной продукцией. Имеет свои смыслы, цели, ориентиры, проблемы. Семенной фонд - от своей продукции.

Государственность и сельское население. Два разных мира семеноводства, агротехники и агропрома с разными смыслами, ценностями, целями, постановкой задач. От Государства и "от Земли". Урбанизм экономический рыночный и натурализм некоммерческий хозяйственный природный, общинный самобытный. Каждый в области своих возможностей. У каждого своё место, смыслы, занятость. Целостность страны полагает обе доли вместе взятые как единый агропром РФ со внутренней подструктурой сельского натурального садоводческого хозяйства. Государство село не кормит. Село кормит себя и государство-города. Если посмотреть какую часть от общего объёма продукции агропрома РФ государственного продуктового овощного и фруктового рыночного товарооборота занимает доля сельского самостоятельного натурального годового жизнеобеспечения овощной продукцией. Посмотреть, как сохранившиеся сорта сельчан отличаются по вкусовым и качественным характеристикам от современных гибридов и модификаций посевного материала из магазинных пакетиков супермаркетов и импортного завоза овощей, которыми мировой капиталистический рынок кормит всю Россию и начал кормить деревню. Увидим значимость вопроса; надо ли и чем помогать в народной сфере.

Предложение сельскому населению по проблемам овощеводства коллективного продуктового самообеспечения и содержания. Если таковы определяются в значимой доле.

Возврат совершенства традиционного сортового негибридного садово-огородного частного хозподворья. В любом подворье нужен годовой оборот всего своего родного "вечного". Проверенное принятое и хранимое поколениями, значит причины были.

Где возможно, населению сельских территорий общим пониманием и коллективными силами своих поселений, если таковое окажут, обеспечить самих себя садово-огородной продукцией видов и сортов культуры прежнего родового традиционного семенного и продуктового воспроизводства и потребления. Также цветовых, кустарниковых, дикоросов. Работа коллективная общинная, благая. Кормятся тем что традиционно произвели. За сельчан никто ничего не сделает. Районные натуральные обмены продукцией.

Причина. Российское село сходит с традиционных видов и сортов на чужеродное рыночное "мусорное предложение" завезённое откуда угодно, качества какого угодно. Легко привыкает, теряя традиционное родное природное натуральное самобытное вечное.

В РФ, интернете, давно ищут старые советские негибридные семена овощей, - стихийная востребованность качественного восстановления традиционных сортов своими силами, а в долгосрочном развороте на уровне коллективизации сходов районных сельских общин и их решений. В стратегическом развороте, если запрос приобретёт характер массового востребования, спонтанного стихийного движения, то может организовываться и включаться в государственные программы поддержки и развития сельских территорий РФ как самостоятельной институционализационной коллективной общинно-артельной именно подотрасли от основной отрасли Госагропрома и продовольственной безопасности страны. Тема интереснейшая, грандиозная, всеохватная. Уровня и значения отдельной самостоятельной подотрасли РФ для тех групп деловых сообществ, кто загорится идеей и решиться на её реализацию, понятно, что шагами простейшими доступными поэтапными. Смысл в традиционном чистом здоровом питании населения РФ, экспорт; меньше болеют, дольше живут, больше чувственной

радости на душе от привычного родного. Собрать, сорганизовать, связать и запустить такую структуру, а работать будет она сама.

При этом, помимо отраслевого высокотехнологического государственного Агрокомплекса РФ, образуется второй подотраслевой резервный "госхран" гражданского семеноводства с собственным реестром "дачных сортов" России. И если первый - государственный, то второй народный сельский общинный натуральный: запасной, оберегаемый. Государство может что угодно делать со своим семенным фондом, но наготове будет иметь запас районированного "сельского общинного госхрана", который сажают по всей России.

Задачи первого порядка и смыслов. На сельских территориях РФ по возможности успеть быстро перехватить, восстановить и размножить старый советский исчезающий семенной фонд высококачественных первоочередных и остальных овощных культур годовых заготовок пока ещё хоть что-то осталось.

В первую очередь годовой заготовки овощей без которых люди не могут обходиться. Это картофель, лук, капуста в т.ч цветная, морковь, чеснок, петрушка, сельдерей, пастернак, фасоль, горох. Ещё можно обойтись без помидоров, огурцов, баклажанов, яблок, малины, вишни. Но не обойдёшься без картофеля, лука, моркови, свёклы, капусты, чеснока, петрушки корневой душистой, бобовых. Всей страной каждый день что-то готовят на обед. Это группа приоритетов. По остаточному принципу остальное.

Посадочный материал собирают в своём районе. Объехать район, поселения, подворья. Рассказать, что затеяли, зачем, что надо. Расспросить что известно по деревням по поводу того, кто что сажает в огороде и саду из жизненно необходимого. Опрашивая селения, людей, подворья. В первую очередь стариков как последних консервативных хранителей традиций общинной родовой культуры районированного оборота садоводства, садоводства, овощеводства и семеноводства. Попросить образцы посевного материала. Из того, что поколениями сажали сто лет назад то и сейчас сажают, до сих пор так старательно берегут, сохраняют и высаживают на своих участках, тщательно соблюдая семенной отбор от урожаев, обновляя некоторые сорта, которые стали своими. Дадут самое лучшее что у них есть, вместе с советами из самобытной народной агротехники.

Брать всё что предлагают хотя бы похожее по внешнему виду, форме, окрасу. Потом разбираться. Достаточно чайной ложки зёрен чеснока - совсем ядовитый, год лежит не гниёт, не сохнет, всходит весь. Пяток луковиц исчезающих сортов репчатого лука "плоским колесом - злого как собака". Семена капусты белокочанной и цветной. Десяток редких картофелин. Сочная душистая морковь. Старый сорт корневой пахучей петрушки. Помидора и огурец имеющие стойкий сильный запах и вкус. На семена кочан капусты, пять морковок, свёклу. Посмотреть, что в наличии и в каком состоянии остальное огородное садовое хозяйство подворий: овощи вторичной приоритетности; фрукты, ягоды; цветы, кусты (сирень, акация, жасмин, жимолость). С конечным выводом есть ли смысл начинать работы восстановления и развития семенного материала сельских территорий РФ.

Что-то можно отыскать на организованных городских рынках осеннего завоза и распродаж сельхозпродукции годового хранения. На осенних выставках и фестивалях межрайонной сельхозпродукции садово-овощных достижений районов областей; с выставок агропрома, заказать в профильных институтах и школах садоводства, с коммерческими питомниками осторожнее. В частных коллекциях. Чем дальше в глушь от цивилизации, тем чище сорта. В самых отдалённых глухих дальневосточных деревнях всеми забытые. Туда нет дорог. Там только человек и природа; дореволюционный натурализм крестьянского садоводства и овощеводства; сажают то что сажали сто лет назад. Можно попытаться через староверов старообрядцев. У дачников тоже, взявших сохранившиеся сорта от своей же родни из деревень и посёлков.

Чистые сорта в пределах последних ста лет. Все сорта плывут, вечных не бывает, но так что успевают стать новыми заветными любимыми родными, радуют душу, - натуральное следование времени и современности садов России.

Классические сорта Мичуринские, Тимирязевские многократно переопылены во времени, но ещё хоть как-то сохранившие узнаваемую видовую, сортовую наследственность признаков, качественных характеристик, свойств, показателей. Восстановление первичных материнских сортов - работа ведущих научных институтов. Смотреть что не входит в Госреестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Обычный сельчанин, дед, сидит у себя в огороде и заявками не занимается, это ему не нужно, а сорта у него хорошие, раздаёт. Существует редкое гениальное "народное селекционирование".

Деревенские, дачные сорта и гибриды рыночные товарные, это не одно и то же. Разные смысловые целенаправленные подходы и постановки задач. Селу частного натурального хозяйства подворья исторически продолжать содержать и обеспечивать самих себя полноценной продукцией и качественным семенным фондом, земля прокормит. Деревня корневая родовая фамильная натуральная традиционно самостоятельна. В семеноводстве тоже. О себе забоится сама. Что тебе надо сделай сам, сейчас, не жди никого.

Хуже всего, это то, что естественным путём стремительно сокращаются остатки советских сортов овощных и ягодных культур на сельских территориях РФ. В сёлах всё больше начинают высаживать материал из пакетиков гипермаркетов или фермерские завозы в том числе зарубежные договора. В первую очередь молодые и среднего возраста не знавшие вкуса настоящего картофеля, репчатого лука, капусты, помидоры и огурцов..., привыкшие к тому чем кормит рыночная экономика, а нужно своё натуральное, по себестоимости. Старики пока пользуются собственным разведением, сохранением, содержанием и оборотом советских сортов, ничего не покупая, каждый год получая семенной материал от своих же урожаев. Но умирает в деревне последняя бабулька, которая хранила и сажала старину и больше тут никто не сажает. Хотя и у стариков за тридцать лет всё успело переопылиться, но ещё сохраняя узнаваемые свойства продуктов, значительно отличающихся от торговых рыночных предложений гибридов и мутагенов.

Вернуть пахнувшие розы, изъятые из России на розовое масло. Так пахнет шиповник - одичавшая роза, переродившаяся в кустовой шиповник с плодами. России нет без роз.

Задачи второго порядка. Кому сажать. Где сажать. Куда девать. Что дальше.

Кому сажать. Если в районе найдётся хотя бы один-два инициативных радеющих сельчанина страстно заботливо переживающих за дело и всех. Тот, кто первым загорится в деле благом, найдя одного-двух единомышленников. Возможно глава района. Это соборная мотивация и общинное дело имеющее общий смысл, цель, конечный результат. Вспомнить традицию садоводства подворья, продолжить развивать.

На селе все свои, всё своё, коллективное дружное, знают друг о друге всё, заведён свой общинный внутренний порядок. Есть общинное понимание, чувственное восприятие нужд соборного мышления, общие договорённости, коллективная работа, забота друг о друге, поддержка и сохранение друг друга. Чувствуют друг друга, понимают о чём речь, что нужно, есть ли смысл, общий настрой, взаимовыручка, самоопределение, артельная работа вместе дружно. При таких доводах вопрос садов России легко решается силами внутрирайонного договорного самоопределения людей.

Смотреть, что за народ живёт в поселениях, районе. Какой он, что может, на что способен. Что может администрация района вместе с народом. Где-то никому ничего не надо, даже не подходи. Где-то только и ждут; дай возможность, всё сами сделают. Сельская Россия обширна. Не здесь так там. Не сейчас так в другое время. Не с этим населением района так с другим заместившимся в смене поколений с иным мышлением, иными ценностями, пониманием, подходом, это не долго. Возможности всегда есть. Желания нет. Высаживание первичного материала имеет свои проблемы. Но с чего-то начинать надо. С внутренней договорённости и согласия между собой.

(Переехавшие из городов в деревню, коттеджи, заборы, имения, - без истории и заветов культуры; перспективы нулевые. Модерн не продолжает культуру традиций.)

Всё семенное, саженцы что удастся собрать, высаживают на собственных участках, на "задах", паях с учётом минимизации переопылений. Народу больше негде.

Образцы первичного семенного материала можно высадить и в личном огороде, но что дальше при размножении. Один человек не справится. У него нет столько земли, предстоит большой объём труда, а ему надо ходить на работу, заниматься своим садом-огородом, содержать семью, дом, хоздвор, скотинку, есть личные дела, усталость.

Посевной материал сложно удержать, сохранить от переопыления между собой через соседские заборы. Или надо разносить метров на сто, что не реально, но даже при этом достанет сильными ветрам. Подошли бы вынесенные за село, за околицу, разнесённые распашные поля общинных артелей с учётом розы ветров.

Есть перспективный вариант. Через школу и дополнительное школьное образование на уроках труда по саду и семеноводству на пришкольном участке, изначально и предполагаемые под организацию пришкольных садов, цветников [1, 2]. В развороте возможностей просматривается достаточно положительных доводов и ссылок основных и косвенных, опосредствованных, среднеперспективных и долгосрочных, стратегических, главное, практических воспитательных и образовательных. По формуле: Сажаем грядки - вырастают агрономы.

Рис. 1. "Сажаем грядки - вырастают агрономы".

Примечание: воспитательное. Мальчишкам: - "Будете сажать - такими же вырастите. Настоящими мужчинами, богатырями Ильями Муромцами, Святогорами. Девочки тоже такими вырастут, если будут плохо учиться". Девочки вырастут русскими красавицами, Василисами прекрасными. Он такой большой потому что все его фамильные корни ушли в родную землю. Он родился из земли, стоит ногами в земле, а душой слился с родной матерью-землёй. Она вон какая красавица могучая, сильная, прекрасная любимая и любящая. Какие леса-луга растит, чистейшие ключи, озёра да реки, содержит живность превсякую благодатную богоугодную. Матушка природа и дала сыну своему, человеку, свою такую же силищу, здоровье, чистоту, вырастила его. А он недаром стал агрономом, жизнь положил за неё и судьбу разделил с ней. Им обоим есть чем жить вместе.

Сельским школам отводят много пришкольной земли. Предоставляемые участки больше, просторные, солнечные, вольные. На земле живут широко. Ужиматься не надо. По необходимости площади могут дополнительно прирезать, участки расширить. К школе есть подъездные дороги. Есть полив. Имеют простенький школьный садоводческий инструментарий. В школе можно найти и освободить отдельное помещение под занятия с детьми садоводством, хранения садового инструмента, принадлежностей, материалов, ведения документации, оформления, мелких работ, заготовок. Снабдить школу хотя бы простейшей собственной экспресс лабораторией. Компактной полевой лабораторией для практических занятий преподавателя с учениками, есть и такие. Потребуется школьная тепличка с перспективой пристроя и расширения тепличного хозяйства.

На местах с районной администрацией посмотреть существующие возможности организации общих практических садовых работ на пришкольных участках по семеноводству, овощеводству, садоводству, цветоводству; травные, пищевые, технические, лечебные; декоративы озеленения, дикоросам. Содержание и развитие видов и сортов, саженцы. Местные защитные полосы снегозадержания посевных полей и дорог.

Через специализированные школьные уроки труда сельского садоводства широкого или полного профиля, и не меньшей значимости исторического традиционного общинного натурального хозяйства родного края, родной земли, "малой родины".

(Частично возвращая программы школьных походов изучения родного края: история, география, топография, климат, роза ветров, природа и живность, хоздеятельность, агропром, школьная метеостанция. Школьный интерактивный музей-библиотека истории развития родного края, современности и планирования будущего своего поселения, с предметами, фотографиями и документами, что сочтут выставить на базе сенсорного интерактивного стола, плюс рабочие компьютеры и бумажная библиотека). Нужны уроки подхода к детям, воспитания, обучения, затем образование натурального хозяйства районного артельного.

Новые программы, методики, планы, часовой сетки дополнительного школьного образования наук садоводства и овощеводства, полеводства, начального и среднего аграрного если удастся договориться с местной районной и областной администраций подогнать предложение под законодательную правовую нормативную базу, пусть областную учебную и первичной финансовой поддержки, им тоже отчитываться перед областью в достижениях развития своих районов. В перспективе среднетехническое образование, высшая инженерная аграрная школа, научные делянки селекционеров, в районе набор на обучение по новым специальностям становления полноценной подотрасли уже местного агропрома.

Воспитывать в труде и учить деток саду и огороду. Учить наукам сортов и гибридов, агротехнике, хранению, севообороту, районированию традиционной овощной продукции годового спроса. Высаживать сады, прививать и обрезать. Во всём разбираться. У села своя собственная жизнь и продукция натурального общинного хозяйствования на земле. Поэтому логически выделяется в самостоятельную перспективную подотрасль собственного традиционного содержания, продолжая развивать исторически общинное родовое заветное; проверенный спрос на наследие "родного края, родной земли и Родины".

Перспектива деткам есть. Выучатся. Получат образование. Поднимутся. Станут взрослыми. Овладеют районным хозяйством. Будут знать, что надо, откуда брать, куда девать, объёмы работ, занятость, связи, перспективы. Будут работать местными районными агрономами по всем вопросам так же полевым в хозяйствах смешанных зерновых и животноводческих, разведения пчеловодства, рыбного хозяйства, грибного, заказы государства и рынка. Обучать всех, бытовые знания нужны каждому, но остаются гениальные, это "штучный, очень редкий и дорогой товар". Способные привносить и поднимать район, сто крат окупая любые затраты на их обучение и становление когда-то. Возможно к школьной земле прирезать отдельные сотки земли "общинные артельные". Придёт время. Снимут заборы. Общинные огороды сольются со школьными. Дети вместе с отцами. Все свои в одном месте. Практическая централизация и оптимизация.

Можно через распашку и организацию практических научных школьных опытно-экспериментальных полевых площадей и делянок, вынесенных за село и околицу.

Первую полученную школьную продукцию семян и овощей отдают своим родителям, раздают в село, в район, в область. Начальная востребованность сельского народа не очень большая, не успеют понять, оценить, но местный семенной фонд через частные подворья и школы уже восстановлен, это главное.

В общем, в русских деревнях, сёлах вокруг школы всё крутится, проходит жизнь села и работа. Поэтому предложение семеноводства в первую очередь с ориентацией на практику среднеобразовательной деревенской школы.

Задачи третьего порядка. Разворот проекта. Оценка возможностей. Практический смысл. Планирование. Перспективы развития. Законченная модель, или определение границ объёма подотрасли за которыми нет возможностей смыслов, целей, вопросов.

Пробное дело должно показать результативные, качественные характеристики, внутренний спрос. Провести типовые лабораторные анализы качественных характеристик и свойств продукции, получить положительные результаты. Нужны официальные данные и заключения, сертификаты, возможна регистрация восстановленных сортов в Госреестре. Люди подхватывают, участвуют, содействуют, народ пришёл в движение. Появится внешний спрос, с ним официальная возможность работать дальше по предложениям и планированию. Когда перекроют свои внутрирайонные потребности, появится избыток, тогда отдача в соседние районы, в область, выход на официальные уровни, районную администрацию, нормативы, доля коммерции. Налаживание связей образуют районированную структуру семеноводства по профилю.

Если научилась выращивать у себя на хозподворьях, все довольны, дело пошло, то следующим шагом организовать законодательно оформленные нормативные зарегистрированные артели. При таких условиях в перспективе логически просматривается внутрирайонный быстро развивающийся общинный артельный агропром предпринимательства содержания, разведения и развития специализированного частного натурального видового садоводства, овощеводства и перспективного развития по этим направлениям (общинные сады, овощные поля, полеводство, и т.д.).

На старте смотреть среду, условия, возможности. Ставить цели. Налаживать связи. Выходить с предложениями. Включение общин в районную и областную деятельность. Дальше с подключением районной администрации, её выходом на администрацию областную, оттуда к профильным министерствам РФ. Району будет с чем и куда выходить в том числе с коммерческими предложениями традиционных сельских "домашних" сортовых видов негибридных, тем более не мутагенных гибридизаций.

В перспективе упирается в необходимость формирования новой во многом самостоятельной подотрасли сельского частно-общинного натурального артельного хозяйствования РФ содержащее само себя, вставшего в полную силу.

Список литературы

1. Захаров И.В., Алексенцева С.Е. Сельская кружковая работа детского и юношеского творчества и

навыка. // Самара: Изд. НИЦ, «Л-Журнал», Тенденции развития науки и образования, 2021. №69. Ч.2.

С.120-123.

2. Захаров И.В., Алексенцева С.Е. Второе дополнительное школьное образование на селе. // Самара: Изд.

НИЦ, «Л-Журнал», Тенденции развития науки и образования, 2021. №69. Ч.2. С.123-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.