ФЁДОРОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, профессор Оренбургского государственного аграрного университета ([email protected]).
FEDOROVA, ALLA V. - Doctor of History, Professor of Orenburg State Agrarian University ([email protected]).
УДК 94(47).084.8:355.241 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-168-172
КРАСНОЖЕНОВА Е.Е., КУЛИК С.В. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (1942-1945 гг.)
Ключевые слова: Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, промышленность, оборона, восстановительные работы, фронтовые заказы, техника, вооружение, модернизация.
В статье рассмотрены особенности восстановления предприятий ленинградской промышленности, показана их техническая модернизация, связанная с необходимостью выполнять военные заказы. В условиях постоянных артиллерийских обстрелов блокадного Ленинграда ремонтно-восстановительные работы на промышленных предприятиях становились необходимым условием их производственной деятельности. В процессе технической модернизации не только осуществлялся ремонт оборудования заводов, но и происходило освоение выпуска новых видов продукции для фронта. Заводы военной промышленности и тяжелого машиностроения города возобновили производство уже в 1942-1943 гг. На предприятиях легкой промышленности Ленинграда восстановительный процесс начался позже. К 1945 г. многие из них еще не начали свою работу.
KRASNOZHENOVA, E.E., KULIK, S.V.
RESTORATION AND TECHNICAL MODERNIZATION OF ENTERPRISES OF THE LENINGRAD INDUSTRY
(1942-1945)
Key words: Great Patriotic War, Leningrad blockade, industry, defense, restoration work, front-line orders, equipment, weapons, modernization.
The article discusses the features of the restoration of enterprises of the Leningrad industry, shows their technical modernization, associated with the need to fulfill military orders. In the conditions of constant artillery shelling of besieged Leningrad, repair and restoration work at industrial enterprises became a necessary condition for their production activities. In the process of technical modernization, not only was the repair of the equipment of factories carried out, but also the development of the production of new types of products for the front took place. The factories of the military industry and heavy engineering of the city resumed production already in 1942-1943. At the enterprises of light industry in Leningrad, the restoration process began later. By 1945, many of them had not yet begun their work.
Огромную роль в Победе советских войск под Ленинградом сыграли промышленные предприятия города, обеспечивавшие фронт необходимой военной продукцией, а гражданское население - пищевыми заменителями. Восстановительные мероприятия в ленинградской промышленности, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов города, начались еще в годы блокады.
Актуальность темы исследования обусловлен значительным исследовательским интересом к ней. За послевоенный период появилась обширная и разнообразная историческая литература о Великой Отечественной войне Советского Союза. Первые труды, в которых дается характеристика военной экономике, исследуется работа промышленных предприятий, появились еще в годы войны [1]. Вся дальнейшая эволюция исследований по заявленной теме была связана с расширением круга источников. Значительное внимание было уделено вопросам развития советского военно-промышленного комплекса [2-4], подготовки рабочих кадров в учебных заведениях системы трудовых резервов и непосредственно на производстве [5-7]. Отдельный пласт научной литературы посвящен предприятиям ленинградской промышленности в годы войны. В научных публикациях В.А. Ежова и А.Р. Дзенискевича показана работа промышленных предприятий Ленинграда в годы войны [8; 9]. А.Р. Дзенискевич рассматривает особенности перестройки промышленности Ленинграда на военный лад, показывает работу производство оружия и боеприпасов для фронта, пошив обуви для красноармейцев [10].
В последние годы продолжается процесс переосмысления накопленного материала, вырабатываются новые подходы. Работе промышленных предприятий блокадного Ленинграда посвящены исследования М.В. Ежова [11], А.М. Рябкова [12], Н.А. Ломагина [13] и других исследователей.
Восстановление промышленности Ленинграда имело огромное значение для усиления военной экономики. В течение всей блокады фашисты систематически бомбили и обстреливали Ленинград. Огромный ущерб промышленности и городскому хозяйству нанесли возникшие в результате обстрелов и бомбежек пожары [14, л. 58]. В результате, 840 промышленных зданий
были разрушены и более 3 тыс. - повреждены [15, л. 18]. Разрушения, причиненные Ленинграду во время блокады, эвакуация заводов и оборудования, продолжавшаяся вплоть до конца 1943 г., переход остававшихся предприятий на выпуск военной продукции и эксплуатация станков и механизмов в чрезвычайных обстоятельствах военного времени оказали непосредственное влияние на состоянии промышленности города. Так, по выработке электроэнергии к 1942 г. Ленинград был отброшен до уровня 1924 г. [16, л. 97].
Тяжелый урон понесло городское хозяйство. Обстановка осложнялась тем, что за годы войны была практически уничтожена промышленность строительных материалов, потерявшая около 85 % своих производственных мощностей. Из 17 кирпичных заводов 15 были разрушены [17, л. 26].
Несмотря на предельно критические условия жизни, практически сразу после первых обстрелов рабочие стремились по возможности восстанавливать разрушенное оборудование. Эти работы не прекращались в течение всей блокады, хотя тяжелейшая обстановка голодной зимы сильно ограничивала их размеры и качество.
Определение приоритетов в данной сфере осуществлялось высшим руководством страны. Так, 25 января 1942 г. СНК СССР принял решение о восстановлении Волховской ГЭС и поручил выполнение этого задания коллективу «Электросилы». К ремонту оборудования и восстановлению производства приступили на заводах «Севкабель», Кировском, револьверных станков и автоматов и ряде др. Весной 1942 г. ремонт производственных помещений рабочие начали на многих заводах и фабриках. В последующем - летом и осенью - в ходе подготовки ко второй блокадной зиме, эти работы приняли еще больший размах. К примеру, на фабриках «Красный швейник», «Комсомолка», им. Володарского в ходе подготовки к зиме были установлены котлы парового отопления. В сентябре 1942 г. начались работы по возобновлению деятельности сильно разрушенного завода «Красногвардеец».
Следует подчеркнуть, что в условиях постоянных артиллерийских обстрелов ремонтно-восстановительные работы на некоторых заводах становились не просто необходимым, но неизбежным условием производственной деятельности. Так, рабочим 9-го цеха завода по обработке цветных металлов им. К.Е. Ворошилова в течение 1942 г. приходилось несколько раз ремонтировать помещение своего цеха [18, с. 179].
В свободное от фронтовых заказов время производственные мощности использовали для восстановления электростанций, промышленных предприятий, учреждений связи и т. д. Силами самих рабочих и строительных организаций локализовали очаги поражения от артиллерийских обстрелов и бомбежек. В некоторых случаях последствия разрушений удавалось полностью ликвидировать. Так, сразу же после обстрелов были полностью восстановлены Выборгская АТС, междугородная телефонная станция, Южная водопроводная станция [19, л.л. 80-81].
С конца 1942 г. роль строительных организаций в восстановлении промышленных объектов постепенно увеличивается. Работы были начаты на заводах «Большевик», им. В.И. «Ленина, «Севкабель», Металлическом, «Экономайзер», им. Карла Маркса, «Красный химик», «Красный выборжец» и ряде других. Общий объем работ, выполненных только строительными организациями, составил к июню 1943 г. около 100 млн. рублей [20, л. 13].
В результате восстановительных работ, проведенных в 1942 г., к началу 1943 г. в Ленинграде действовали отдельные цеха на почти 100 крупных предприятий [18, с. 180]. Неотложные ремонтные работы велись и в городском хозяйстве. Восстанавливались разрушенные мосты, ремонтировались дорожное покрытие главных городских магистралей, водопровод и т.д. Большую помощь строителям оказывали рабочие промышленных предприятий.
Новые условия, создавшиеся в результате прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 г., позволили активизировать работу предприятий. Городу предстояло начать выпуск некоторых видов гражданской продукции, необходимой для восстановления районов, освобожденных к этому времени от немецко-фашистской оккупации. Поэтому уже в 1943 г. Государственный комитет обороны принял ряд постановлений, предусматривавших начало восстановительных работ на крупнейших предприятиях Ленинграда, в продукции которых особенно нуждались армия и страна. Главное внимание было обращено на возрождение тяжелого машиностроения, судостроения и производства электрооборудования. В этой связи специальные решения ГКО были приняты по таким заводам как «Электросила», Невский машиностроительный им. В. И. Ленина,
Кировский, Ижорский, «Большевик». На основании постановлений правительства начались восстановительные работы на Адмиралтейском судостроительном и Металлическом заводах, на «Красном выборжце» [21, с. 28].
Сразу после прорыва блокады весной 1943 г. восстановительные работы были начаты на важнейших объектах повсеместно, в том числе на предприятиях, расположенных у самой линии фронта. С этого времени восстановительные работы в городе не прекращались, лишь набирая интенсивность. Так, если к началу 1943 г. в Ленинграде частично действовало лишь около 100 крупных предприятий, то к началу 1944 г. их было уже около 200. К концу 1945 г. в строй вступили практически все фабрики и заводы [22, с. 12].
В частности, 2 мая 1943 г. завод «Электросила» приступил к изготовлению крупных электромашин и турбогенераторов. В феврале 1943 г. рабочие «Русского дизеля» начали восстанавливать механический цех. В июле, после двух лет консервации, рабочие «Красного выборжца» пустили электролитейный цех. Началось также восстановление металлургического производства. На «Большевике» металлурги с помощью рабочих всего завода восстановили мартеновскую печь. К 5 декабря 1943 г. вошла в строй мартеновская печь на Невском машиностроительном заводе им. В.И. Ленина [18, с. 181].
Необходимо отметить, что в это время не ставилась задача восстановления предприятий в полном объеме. ГКО давал предприятиям определенные задания по восстановлению тех или иных производств. Ремонтно-восстановительные работы при этом проводились лишь постольку, поскольку они были необходимы для выполнения конкретной производственной задачи.
Участие рабочих в восстановлении имело очень большое практическое значение. За годы блокады строительные организации потеряли большую часть своих людей и производственных мощностей. К началу войны в строительных и монтажных организациях было занято свыше 133 тыс. рабочих.
После разгрома гитлеровцев под Ленинградом в январе 1944 г. создались благоприятные условия для наиболее полного использования ленинградского промышленного потенциала. Это требовало определенного объема восстановительных работ и роста производительности труда, без чего увеличенное производственное задание заводов и фабрик не могло быть выполнено. В этой связи, 29 марта 1944 г. ГКО принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 г.». Постановление предусматривало возрождение турбостроения, электропромышленности, станкостроения и приборостроения. Как основа тяжелого машиностроения, восстанавливались энергетика и металлургическое производство. В результате восстановительных работ, к апрелю 1944 г. в Ленинграде действовало около 200 крупных заводов [23, л. 116].
В течение 1944 г. СНК СССР и ГКО приняли еще 18 решений по вопросам восстановления предприятий и отраслей городского хозяйства Ленинграда.
Особое значение придавалось восстановлению ленинградских заводов тяжелого машиностроения, так как им предстояло выполнить ряд важнейших правительственных заданий. По решению ГКО, Невский машиностроительный завод им. В.И. Ленина должен был стать основной базой изготовления воздуходувных машин для предприятий черной металлургии. Важные заказы получили заводы подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова, «Русский дизель» и «Экономайзер». Только на этих трех заводах наркомата тяжелого машиностроения для выполнения поставленных перед ними задач предстояло восстановить 12 литейных, кузнечных, инструментальных и модельных цехов [24, л. 4].
После длительного перерыва возобновили свою деятельность 13 заводов и 11 проектных и научно-исследовательских институтов и организаций, в том числе завод им. Энгельса, «Знамя Труда», «Госметр», Наркомминвооружения, им. Воровского, им. Менделеева НКХП, Трубосталь НКЧМ. Для быстрейшего восстановления предприятий военной промышленности в 1944 г. были заново организованы 3 строительно-монтажных треста наркоматовского подчинения с общим количеством 3543 человек рабочих. Ленинградские предприятия военной промышленности выпускали сложные морские и сухопутные орудия, снаряды и мины разнообразного калибра, металлорежущие станки, продукцию химической промышленности (кислоты, целлулоид, хлорная известь, сода, краски и пр.), точнейшие приборы как для оборонной промышленности, так и для народного хозяйства. Предприятия города освоили в 1944 г. ряд новых видов вооружения,
боеприпасов, сложнейших машин и приборов [25, л. 1]. На «Большевике» приступили к ремонту мартена №9. За второе полугодие 1944 г. и начало 1945 г. печь была восстановлена и в конце апреля дала первую плавку. К маю 1944 г. рабочие завода револьверных станков изготовили три первых револьверных станка. Со второй половины 1944 г. производство револьверных станков стало систематически расти. Осенью ленинградские предприятия изготовили 180 различных металлообрабатывающих станков.
Большое значение для развития военной промышленности и увеличения объема производства имело своевременное восстановление металлургических цехов ленинградской промышленности. При этом удельный вес металлургических цехов предприятий военной промышленности по выпуску жидкой стали составил 73,7%, а по производству проката - 87 % от всей металлургии Ленинграда.
Однако наряду с достижениями, в 1944 г. отмечалось также отставание ленинградской промышленности от планов производства танков «ИС» на Кировском, Ижорском заводах Наркомтанкопрома. В крайне непростом положении находилось восстановление в Ленинграде самолетостроительных и моторостроительных заводов. В ходе продолжавшейся войны на втором плане оставалось восстановление легкой промышленности. Внимание руководящих органов народного хозяйства было приковано к оборонным заводам, к тяжелому и энергетическому машиностроению.
И все же массовое участие рабочих в ремонте оборудования и производственных помещений своих предприятий позволило увеличить масштабы восстановления промышленности. Этому способствовало и социалистическое соревнование на предприятиях военной промышленности. Так, завод № 349 НКВ выполнил 10-месячную программу на 117,3%, выпустив сверх плана продукцию общей стоимостью 3 млн. рублей. Завод № 7 НКВ выполнил 10-месячную программу на 116,1%, сверх плана была выпущена полевая пушка «БС-3». На заводе К. Маркса НКМВ сверх плана произвели 2 ватера (кордный и прядильный), завод Котлякова НКЦМ сверх плана дал мощную дробилку ДВД-З, завод М. Гельца НКМВ дал токарный станок «Кергер» и 10 000 взрывателей.
К началу 1945 г. в возрождении промышленности были достигнуты весьма серьезные успехи. В этой связи, с 1945 г. характер восстановительных работ в промышленности усложняется. Все чаще в ходе восстановления стали проводиться реконструктивные работы.
Таким образом, в ходе восстановительных работ на предприятиях ленинградской промышленности в рассматриваемый период были созданы условия для их послевоенного возрождения и развития. Особенностью восстановительного процесса стало быстрое развитие тяжелой промышленности, происходившее, в том числе, в ущерб другим отраслям народного хозяйства. В Ленинграде в первую очередь восстанавливались те предприятия, которые обеспечивали выпуск военной продукции для фронта. Они начали работу уже в 1942-1943 гг. На предприятиях легкой промышленности Ленинграда восстановительный процесс начался позже. К 1945 г. многие из них еще даже не начали свою работу.
Литература и источники
1. Вознесенский А.Н. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны. - М.: Госполитиздат, 1948. - 192 с.
2. БыстроваИ.В. Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930-1980 гг.). - М.: ИРИ РАН, 2006. - 704 с.
3. Данилов П.П. Промышленность Ленинграда в годы блокады // Отечественная история. - 2003. - № 3. - С. 40-49.
4. Зотова А.В. Военная промышленность Ленинграда в период Великой Отечественной войны // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16. - № 3. - С. 103-110.
5. Митрофанова А.В. Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. - 486 с.
6. Морехина Г.Г. Рабочий класс - фронту Подвиг рабочего класса СССР в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 480 с.
7. Виноградов С.В., Ещенко Ю.Г. Промышленность Астраханской области в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. - 2020. - № 10 (4). - С. 76-84.
8. ЕжовВ.А. Рабочие Ленинграда в борьбе за восстановление города (1944-1945 гг.). -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. -107 с.
9. Дзенискевич А.Р. Заводы на линии фронта: Рабочие Ленинграда фронту. - М.: Политиздат, 1978. - 111 с.
10. Дзенискевич А.Р. Фронт у заводских стен: малоизученные проблемы обороны Ленинграда, 1941-1944. - СПб.: Нестор, 1998. - 242 с.
11. Ежов М.В. Ленинградская промышленность и ее вклад в Победу // Вестник академии права и управления - 2011. - № 24. -С. 136-148.
12. Рябков А.М. О работе промышленных предприятий Ленинграда в 1941 году // Технологос. - 2021. - № 2. - С. 14-29.
13. Ломагин Н.А. Неизвестная блокада. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2002. - 960 с.
14. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. 25. Оп. 13-г. Д. 29.
15. ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 2. Д. 4887-а.
16. ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 2. Д. 227.
17. ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 2. Д. 5183.
18. Дзенискевич А.Р. Накануне и в дни испытаний. Ленинградские рабочие в 1938-1945 гг. - Л.: Наука, 1990. - 197 с.
19. ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 13-а. Д. 12.
20. ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 13-в. Д. 22.
21. Ленинградская промышленность за 50 лет. - Л.: Лениздат, 1967. - 438 с.
22. Пропаганда и агитация. - 1946. - № 1.
23. ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 2. Д. 4883.
24. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 8243. Оп. 2. Д. 50.
25. ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 13. Д. 155.
References and Sources
1. Voznesenskij A.N. Voennaya ekonomika SSSR v period Velikoj Otechestvennoj vojny. - M.: Gospolitizdat, 1948. - 192 s.
2. Bystrova I.V. Sovetskij voenno-promyshlennyj kompleks: problemy stanovleniya i razvitiya (1930-1980 gg.). - M.: IRI RAN, 2006. - 704 s.
3. Danilov P.P. Promyshlennost' Leningrada v gody blokady // Otechestvennaya istoriya. - 2003. - № 3. - S. 40-49.
4. Zotova A.V. Voennaya promyshlennost' Leningrada v period Velikoj Otechestvennoj vojny // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. - 2014. - T. 16. - № 3. - S. 103-110.
5. Mitrofanova A.V. Rabochij klass Sovetskogo Soyuza v pervyj period Velikoj Otechestvennoj vojny. - M.: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1960. - 486 s.
6. Morekhina G.G. Rabochij klass - frontu Podvig rabochego klassa SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941- 1945 gg. - M.: Socekgiz, 1962. - 480 s.
7. Vinogradov S.V., Eshchenko YU.G. Promyshlennost' Astrahanskoj oblasti v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Voprosy istorii. - 2020. - № 10 (4). - S. 76-84.
8. Ezhov V.A. Rabochie Leningrada v bor'be za vosstanovlenie goroda (1944-1945 gg.). - L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1961. - 107 s.
9. Dzeniskevich A.R. Zavody na linii fronta: Rabochie Leningrada frontu. - M.: Politizdat, 1978. - 111 s.
10. Dzeniskevich A.R. Front u zavodskih sten: maloizuchennye problemy oborony Leningrada, 1941-1944. - SPb.: Nestor, 1998. - 242 s.
11. Ezhov M.V. Leningradskaya promyshlennost' i ee vklad v Pobedu // Vestnik akademii prava i upravleniya - 2011. - № 24. - S. 136-148.
12. Ryabkov A.M. O rabote promyshlennyh predpriyatij Leningrada v 1941 godu // Tekhnologos. - 2021. - № 2. - S. 14-29.
13. Lomagin N.A. Neizvestnaya blokada. - SPb.: Izdatel'skij dom «Neva», 2002. - 960 s.
14. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv istoriko-politicheskih dokumentov Sankt-Peterburga (CGAIPD SPb). F. 25. Op. 13-g. D. 29.
15. CGAIPD SPb. F. 25. Op. 2. D. 4887-a.
16. CGAIPD SPb. F. 25. Op. 2. D. 227.
17. CGAIPD SPb. F. 25. Op. 2. D. 5183.
18. Dzeniskevich A.R. Nakanune i v dni ispytanij. Leningradskie rabochie v 1938-1945 gg. - L.: Nauka, 1990. - 197 s.
19. CGAIPD SPb. F. 25. Op. 13-a. D. 12.
20. CGAIPD SPb. F. 25. Op. 13-v. D. 22.
21. Leningradskaya promyshlennost' za 50 let. - L.: Lenizdat, 1967. - 438 s.
22. Propaganda i agitaciya. - 1946. - № 1.
23. CGAIPD SPb. F. 25. Op. 2. D. 4883.
24. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv ekonomiki (RGAE). F. 8243. Op. 2. D. 50.
25. CGAIPD SPb. F. 25. Op. 13. D. 155.
КРАСНОЖЕНОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; ведущий научный сотрудник отдела «Институт истории обороны и блокады Ленинграда» ГММОБЛ, г. Санкт-Петербург ([email protected]).
КУЛИК СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург ([email protected]).
KRASNOZHENOVA, ELENA E. - Doctor of History, Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Leading Researcher at the Department of the Institute for the History of Defense and Siege of Leningrad, GMMOBL, St. Petersburg. KULIK, SERGEY V. - Doctor of History, Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg.
УДК 94(47).084.8:929Зальцман DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-172-179
МАМЯЧЕНКОВ В.Н. «ТАНКОВЫЙ ГЕНЕРАЛ» И.М. ЗАЛЬЦМАН: ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ
Ключевые слова: И.М. Зальцман, советские хозяйственники, танкостроение, Великая Отечественная война, Нижний Тагил, Челябинск, условия труда, коррупция и репрессии.
В статье исследуется жизненный путь и служебная карьера известного деятеля отечественного танкостроения И.М. Зальцмана, являвшегося в 1942-1943 годах народным комиссаром данной отрасли. Рассмотрен широкий круг источников, характеризующих героя статьи и его деятельность, особенно в военные годы. Особо отмечены блестящие результаты его производственной деятельности в бытность руководителем Кировского завода в Ленинграде и Челябинске, танкового завода № 183 имени Коминтерна в Нижнем Тагиле. Показано, что условия труда и жизни рабочих танкостроительной промышленности в годы войны были крайне тяжелыми, а ее руководящий состав, в частности И.М. Зальцман, нередко злоупотреблял своим служебным положением (приводятся конкретные примеры). Делается вывод о неоднозначной трактовке фигуры И.М. Зальцмана в истории отечественной оборонной промышленности как менеджера и человека.
MAMYACHENKOV, V.N. «TANK GENERAL» I.M. ZALTSMAN: THE UP AND DOWN OF A FANTASTIC CAREER