Научная статья на тему 'Восстановление «Дальневосточной лавры» - старейшего в Приморском крае Свято-Троицкого монастыря'

Восстановление «Дальневосточной лавры» - старейшего в Приморском крае Свято-Троицкого монастыря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАСТЫРСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / САКРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / СТИЛЬ / ТРАДИЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ / СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ / MONASTIC BUILDING / SACRAL ARCHITECTURE / STYLE / TRADITION / TYPOLOGY / THE SAINT-TROITSKIY MONASTERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Масленникова Диана Сергеевна

В статье рассматривается Свято-Троицкий монастырь на Дальнем Востоке России как уникальное явление, формирование которого происходило в синтезе древнеафонских традиций монастырского зодчества и регионального своеобразия сложившейся дальневосточной архитектурной школы церковного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Масленникова Диана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTORATION OF «THE FAR EAST MONASTERY» - THE OLDEST ORTHODOX SAINT-TROITSKIY MONASTERY IN PRIMORSKIY AREA

The article considers the Saint Troitskiy monastery in the Far East of Russia as a unique temple, the formation of which was the synthesis of the Ancient Athos traditions of monastic architecture and regional features of the developed Far East architecture school of church construction. The typological, space-planning, compositional and decorative features of the orthodox monastery construction in the Russian Far East are discussed.

Текст научной работы на тему «Восстановление «Дальневосточной лавры» - старейшего в Приморском крае Свято-Троицкого монастыря»

УДК 726.5.03

МАСЛЕННИКОВА ДИАНА СЕРГЕЕВНА, канд. архит., доцент, diana_masl@mail. ru

Тихоокеанский государственный университет,

680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136

ВОССТАНОВЛЕНИЕ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛАВРЫ» -СТАРЕЙШЕГО В ПРИМОРСКОМ КРАЕ СВЯТО-ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ

В статье рассматривается Свято-Троицкий монастырь на Дальнем Востоке России как уникальное явление, формирование которого происходило в синтезе древнеафонских традиций монастырского зодчества и регионального своеобразия сложившейся дальневосточной архитектурной школы церковного строительства.

Ключевые слова: монастырское строительство, сакральная архитектура, стиль, традиция, типология, Свято-Троицкий монастырь.

MASLENNIKOVA, DIANA SERGEYEVNA, Cand. of arch. sc., assoc. prof., diana_masl@mail. ru Tikhookeanskiy State University,

136 Tikhookeanskaya st., Khabarovsk, 680035, Russia

RESTORATION OF «THE FAR EAST MONASTERY» -THE OLDEST ORTHODOX SAINT-TROITSKIY MONASTERY IN PRIMORSKIY AREA

The article considers the Saint Troitskiy monastery in the Far East of Russia as a unique temple, the formation of which was the synthesis of the Ancient Athos traditions of monastic architecture and regional features of the developed Far East architecture school of church construction. The typological, space-planning, compositional and decorative features of the orthodox monastery construction in the Russian Far East are discussed.

Ключевые слова: monastic building, sacral architecture, style, tradition, typology, the Saint-Troitskiy monastery.

Духовное возрождение общества вызвало растущий интерес к историкорелигиозному наследию дальневосточного края и насущную необходимость в восстановлении, реставрации и строительстве новых храмов и монастырей.

Поэтому в современной высшей архитектурно-художественной школе России возникла потребность в научно-теоретических исследованиях и практических разработках, которые не служили бы частным дополнением к уже существующему опыту изучения древнерусского сакрального зодчества, а фактически заново формировали бы подобный опыт возведения новых и реконструкции старых монастырей и храмов, а также способствовали бы закладке фундамента всей профессиональной храмостроительной культуры, полностью утраченной в советскую эпоху.

Особенно остро эта потребность ощущается применительно к территории Дальнего Востока России, где такой многогранный и сложный феномен,

© Д. С. Масленникова, 2011

как православный монастырский комплекс, с самого начала своего возникновения был отмечен чертами регионального своеобразия.

Сложность изучения архитектуры монастырей и храмов Дальневосточного региона заключается в той особой пестроте явлений и различных факторов (социально-политических, географических, природно-климатических), которые предопределили формирование на окраинных территориях Российского государства самобытной, неповторимой школы сакрального зодчества, имеющей более чем трехсотлетнюю историю.

Во второй половине XVII в., в 1665-1666 гг., на месте отбитого Ерофеем Хабаровым у даурского князя Албазы городка группой казаков воздвигнут был острог. Вместе с этим отрядом, возглавляемым пятидесятником Н.Р. Черниговским, на Амур прибыл (по некоторым данным приведён насильно) афонский старец иеромонах Гермоген, стараниями которого недалеко от Ал-базинского острога был заложен в 1671 г. монастырь во имя Всемилостивого Спаса. Поначалу в скромной обители жили всего четыре монаха, но тем не менее именно с этого монастыря началась история монастырского строительства на дальневосточной земле (рис. 1).

Рис. 1. Монастырь во имя Всемилостивого Спаса в устье реки Ульдугучи (притока Амура) - самая древняя православная обитель на дальневосточной земле

Очевидно, что приблизиться к всестороннему пониманию региональной архитектуры храмов и монастырей невозможно без учёта фактора влияний. Для процесса формирования религиозно-культурного наследия Дальнего Востока решающее значение имело привнесение опыта создания русских православных монашеских обителей на святой горе Афон [2]. Ибо именно оттуда прибыли на окраинные земли Российского государства иеромонахи, имея при себе указания Святейшего синода относительно устроения монастырской жизни по афонскому уставу.

Идея основания монастыря в Приамурье принадлежала святому равноапостольному Иннокентию (Попову-Вениаминову), архиепископу Приамурскому, впоследствии (с 1868 г.) митрополиту Московскому. Стараниями схии-гумена Алексия эта идея начала воплощаться, когда он в 1894 г. по просьбе епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского обследовал Амурские дебри в поисках подходящего участка под обитель и выбрал место на берегу

Петропавловского озера (в 60 км от Хабаровска). За помощью в строительстве монастыря отец Алексий обратился к епископу Финляндскому Антонию и Валаамскому игумену [1]. Таким образом, первыми строителями монашеской обители в Приамурье стали прибывшие с Валаама иноки - два иеромонаха Сергий (Озеров) и Герман (Богданов).

По предположению автора, святогорский опыт монашеского жизнеустройства, который был взят за основу при организации обширной системы православных обителей на Дальнем Востоке, проявился не только на уровне соответствия богослужебному уставу, но и на уровне соответствия архитектурно-художественной организации монастырского комплекса.

Действительно, основанный в 1894 г. прибывшим с Афона схиигуменом Алексием (в миру - Григорием Афанасьевичем Осколковым) монастырь во имя Святой Троицы в Приморье строился по идентичным с древними святогорскими прототипами принципам объемно-планировочного построения ансамбля, декоративно-художественного и стилистического оформления фасадов. Тип святогорского храма, взятый за основу при создании в 1899 г. собора в честь святителя Иннокентия Иркутского в монастыре Святой Троицы в Приморье, послужил вместе с тем лишь ремесленным подспорьем в работе схиигумена Алексия, заложившего первый монастырский храм [2]. Его деятельность при строительстве храма, по существу, была творческой, боговдохновенной, близкой к священнодействию. Впоследствии в монастыре выстроили ещё один храм - Иверской иконы Божией Матери (1906 г.) и часовню (рис. 2).

Рис. 2. Грандиозный ансамбль монастыря не сохранился в первозданном виде до настоящего времени: монастырский храм и все остальные сооружения обители были разрушены в советскую эпоху. Внешним обликом монастыря мы можем любоваться лишь благодаря картине неизвестного художника

Личностный фактор, таким образом, определил появление системы монашеских обителей на Дальнем Востоке России, своеобразие и уникальный характер которой обусловлен был именно афонским опытом монастырского строительства (рис. 3).

Рис. 3. Собор в честь святителя Иннокентия Иркутского в монастыре Святой Троицы в Приморье

Схиигумен Алексий в своих воспоминаниях подробно описывает все этапы созидания обители в уссурийской тайге [1]. Географическое местоположение монашеского духовного центра не замедлило найти свое яркое отражение в топонимике - архитектурный ансамбль в большей степени известен под названием Уссурийский или Шмаковский (по названию близлежащей железнодорожной станции). Подобно своим древним образцам на Афоне, мужской монастырь охватил почти все отрасли сельского хозяйства: полеводство, пчеловодство, огородничество, животноводство. В полеводстве использовались методы передовой агрономии тех лет, монастырь имел полный комплект сельскохозяйственных машин и оборудования.

Монастырь имел в своем обширном хозяйстве: электростанцию, типографию, кузницу, мыловарню, лесопильную раму, паровую мельницу; мастерские: иконописную, слесарно-механическую, столярную, бондарную, корзиночную, шорную, сапожную, ткацкую; гостиницу для паломников, больницу с аптекой, церковно-приходскую школу; в число его предприятий входил епархиальный свечной завод, кирпичный завод (рис. 4). Решался даже вопрос о присвоении монастырю статуса лавры [3].

Рис. 4. Дореволюционная эпоха процветания Свято-Троицкой обители

К 1917 г. в Дальневосточном регионе было выстроено 10 (три - в Приамурье, четыре - в Приморье, три - на Камчатке) монастырей, храмов же насчитывалось 255 [4]. Среди всеобщей разрухи экономики в стране в целом и Приморской губернии, в частности, мужской монастырь являлся островком благоденствия и процветания, что не могло не вызвать зависти. В 1923 г. монастырь был закрыт, всё имущество: строения, промышленные предприятия, хозяйственное оборудование, инвентарь - передано во владение Приморского губернского управления.

В среде теоретиков и практиков - исследователей церковного строительства - сложилось мнение, что в настоящее время процесс реабилитации монастырей, особенно в российской провинции, идет крайне медленно. Но это утверждение является ошибочным в отношении Дальнего Востока, поскольку здесь православное монашество вступило в эпоху своего духовного возрождения и обусловило расцвет строительства новых монастырей и храмов.

Вновь разрастается стремительными темпами Свято-Троицкий монастырь. Вместе с тем в процессе восстановления, реставрации и реконструкции монашеских обителей на Дальнем Востоке России остаются нерешенными на сегодняшний день ещё многие научно-практические и теоретические вопросы, касающиеся технологии и масштаба проводимых строительных работ, а также вопросы совмещения традиционных и новых функций монастырей, которые настоятельно требуются современному обществу. Расширение сферы функциональной основы строительства монастырей позволит включить в типологический спектр монастырских сооружений такие здания, как реабилитационно-восстановительные, туристические и художественные центры, мемориально-музейные объекты, заведения катехизаторских курсов для духовного просвещения паломников.

Вопрос возрождения монастыря оказался сложным и с юридически-правовой точки зрения: руководство военного санатория, расположившегося на

месте бывшей обители, долгое время отказывалось возвращать ранее принадлежавшие монастырю здания. Ситуация усугублялась мифом о существовании в своё время на территории монастыря разведшколы Генерального штаба Русской армии и участии в ней основателя обители отца Алексия. Глубокие архивные исследования истории создания и формирования обители не подтвердили этот миф. Официально монастырь начал свое возрождение в 1995 г. с указом Святейшего синода Русской православной церкви о возобновлении монашеской жизни в Свято-Троицком мужском монастыре Владивостокской епархии.

Планируется поднять возрождающийся в настоящее время СвятоТроицкий монастырь до прежнего уровня развития монастырского архитектурного ансамбля - именно до такого высокоразвитого как в экономическом, так и в духовном смысле духовно-нравственного центра, достойного именоваться лаврой наравне с такими памятниками архитектуры, истории, культуры и религии, как, например, знаменитая Троице-Сергиева лавра или лавра Александра Невского.

Но для того, чтобы архитекторам-практикам вывести региональную монастырскую архитектуру на такой высокий уровень развития, необходимо не только глубокое изучение истории монастыря, древнейших традиций монастырского строительства, но и современных направлений в архитектуре (как светской, так и сакральной), и самое главное - необходимо изучение именно тех составляющих монастырского феномена, которые особенно актуальны сейчас при разрешении многих проблем в современной нравственнодуховной жизни общества.

Монастырь - это сложная сакрально-архитектурная конструкция, многоуровневая структура из высших духовных и материально-бытовых составляющих, формирующаяся к тому же очень длительное время. Естественно поэтому предположить, что завершение всего объёма строительных работ по проекту восстановления Свято-Троицкой обители не означает завершения архитектурно-пространственной и образно-символической эволюции. Отсюда следует, что прогностическая модель непременно должна присутствовать в проектах восстановления монастырей.

Например, хорошо было бы отразить в генеральном проекте застройки монастыря идею создания реабилитационного центра и хосписа, потребность в которых остро ощущается в Хабаровском крае; идею создания музейного центра, раскрывающего историю возникновения монашеских обителей и портреты святогорских подвижников-миссионеров, чьими стараниями зарождались духовные очаги на Дальнем Востоке и которые по праву могут именоваться основоположниками дальневосточной школы монастырского зодчества. Очевидна необходимость дальнейшего развития обители, направленного на создание условий для комфортного проживания паломников; обеспечение развитой сферы обслуживания туристов; на решение вопроса о монастырском кладбище и мемориальном храме. Кроме того, необходимо учесть и градостроительный фактор - село, возникшее в старину благодаря обители, с процессом её возрождения, вне сомнения, преодолеет период деградации, вымирания и расширит свои границы. Поэтому перспективы будущего роста монастырского ансамбля надо рассматривать во взаимодействии с окружающей застройкой.

Отсутствие подобной прогностической модели в проекте активно восстанавливающегося Свято-Троицкого монастыря свидетельствует о том, что дальневосточная архитектурно-строительная школа не обрела ещё фундаментальной базы знаний, основанной на глубоких исследованиях эволюционного развития регионального монастырского зодчества. При восстановлении храма в обители необходимо сохранить древнюю традицию преемственного развития церковной архитектуры, и главная монастырская святыня не станет неудачным с архитектурной точки зрения образцом непрофессионального стилизаторства, каких, к сожалению, невероятно много появляется в последнее время в городах Дальнего Востока.

Выводы

Архитектура дальневосточных монастырей как часть религиозно-культурного потенциала региона является в настоящее время благодатным пространством для профессионального творчества, основанным на глубоком исследовании истории храмового зодчества, его истоков на окраинной земле Российского государства. Вместе с тем именно она является и предметом научных споров и разногласий, касающихся выбора места возрождающихся обителей и храмов, выбора декоративно-стилистического оформления, функциональнотипологического содержания. И безусловно, возрождение византийской стилистики, с которой начиналось формирование архитектуры монастырских и многих городских храмов на Дальнем Востоке и которая была несправедливо забыта, поможет решению многих спорных вопросов в деятельности проектировщиков храмов и будет способствовать возрождению былого величия монастырских обителей на Дальнем Востоке России.

Библиографический список

1. Алексий (Осколков), схиигумен. Воспоминания старца-основателя и первого строителя Свято-Троицкого Николаевского Уссурийского монастыря, что на крайнем Востоке Сибири, в Приморской области / А. Осколков. - Петроград, 1915. - 380 с.

2. Россия - Афон: тысячелетие духовного единства // Материалы международной научнобогословской конференции (1-4 октября 2006 г.). - М. : Изд-во ПСТГУ, 2008. - 480 с.

3. Львов, Н. Николаевский Свято-Троицкий монастырь на реке Уссури / Н. Львов // Владивостокские епархиальные ведомости. - Владивосток., 1899. - 17 сентября. - С. 16-29.

4. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3.Д. 547. Л. 8-8 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.