Научная статья на тему 'Восстание Якоба Лейслера в колониальном Нью-Йорке (1689–1691 гг.): основные события и личность Лейслера в источниках и историографии'

Восстание Якоба Лейслера в колониальном Нью-Йорке (1689–1691 гг.): основные события и личность Лейслера в источниках и историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антикатолические настроения в американских колониях / восстание в НьюЙорке / Славная Революция в американских колониях / Якоб Лейслер / английские колонии Северной Америки XVII в. / Anti-Catholic sentiments in the American colonies / The Rebellion in New York / the Glorious Revolution in the American Colonies / Jacob Leisler / the English colonies of North America of the XVII century

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макаров Ян Федорович

данной статье описываются основные события восстания Якоба Лейслера в колонии Нью-Йорк, которое уничтожило зачатки католической церкви, привело к расколу местных реформатских общин, а также стало причиной общественно-политического разделения. Начиная со второй половины XVIII в. Нью-Йоркское восстание начало активно изучаться англоязычными исследователями. Постепенно развивались различные концепции относительно произошедших событий и роли личности Лейслера в них. Пиком исследовательского интереса стала вторая половина XX в. Именно в это время историки начали выделять специфические причины (помимо религиозных и этнических), приведшие к революционным событиям. На сегодняшний день в российской исторической науке работа советского историка А.С. Самойло остается основополагающей по этому вопросу. Все последующие исследователи либо подчеркивали в своих трудах важность этого события, опуская его анализ, либо ссылались на монографию Самойло. Так как работа данного исследователя была написана в 1963 году, а основные концепции касательно причин и развития восстания начали складываться в основном после этого периода, исследование относительно восстания Лейслера в русскоязычных научных работах не получило своего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jacob Leisler's Rebellion in Colonial New York (1689–1691): the Main Events and Personality of Leisler in Sources and Historiography

The present article describes the main events of Jacob Leisler's Rebellion in colonial New York (1689–1691), which destroyed the rudiments of the Catholic Church, led to the split of local Reformed communities, and also caused the socio-political division of the colony into opponents and supporters of Leisler. Since the second half of the XVIII century, the New York Rebellion began to be actively studied by English-speaking researchers. Gradually, various concepts were being developed regarding the events that had taken place and the role of Leisler's personality in them. The second half of the XX century became the peak of the research interest. It was at this time when historians began to identify specific reasons that had led to revolutionary events and socio-political disagreements of that period. To date, in Russian historical science, the work of the Soviet historian A.S. Samoilo remains the only and fundamental one on this issue. All subsequent researchers either emphasized the importance of this event in their writings, omitting its analysis, or referred to Samoilo's monograph and a few foreign translated works. Since the work of this researcher was written in 1963, and the basic concepts regarding the causes and development of the uprising began to take shape mainly after this period, the study of Leisler's Rebellion in the Russian-language scientific works did not receive its development.

Текст научной работы на тему «Восстание Якоба Лейслера в колониальном Нью-Йорке (1689–1691 гг.): основные события и личность Лейслера в источниках и историографии»

УДК 94(73)"16"+277.2-9

DOI 10.52575/2687-0967-2023-50-4-889-900

Оригинальное исследование

Восстание Якоба Лейслера в колониальном Нью-Йорке (1689-1691 гг.): основные события и личность Лейслера в источниках и историографии

Макаров Я.Ф.

Смоленская православная духовная семинария, Россия, 214000, Смоленск, Смоленская обл., ул. Тимирязева, 5 E-mail: yan.makarov.2020@list.ru

Аннотация. В данной статье описываются основные события восстания Якоба Лейслера в колонии Нью-Йорк, которое уничтожило зачатки католической церкви, привело к расколу местных реформатских общин, а также стало причиной общественно-политического разделения. Начиная со второй половины XVIII в. Нью-Йоркское восстание начало активно изучаться англоязычными исследователями. Постепенно развивались различные концепции относительно произошедших событий и роли личности Лейслера в них. Пиком исследовательского интереса стала вторая половина XX в. Именно в это время историки начали выделять специфические причины (помимо религиозных и этнических), приведшие к революционным событиям. На сегодняшний день в российской исторической науке работа советского историка А.С. Самойло остается основополагающей по этому вопросу. Все последующие исследователи либо подчеркивали в своих трудах важность этого события, опуская его анализ, либо ссылались на монографию Самойло. Так как работа данного исследователя была написана в 1963 году, а основные концепции касательно причин и развития восстания начали складываться в основном после этого периода, исследование относительно восстания Лейслера в русскоязычных научных работах не получило своего развития.

Ключевые слова: антикатолические настроения в американских колониях, восстание в Нью-Йорке, Славная Революция в американских колониях, Якоб Лейслер, английские колонии Северной Америки XVII в.

Для цитирования: Макаров Я.Ф. 2023. Восстание Якоба Лейслера в колониальном Нью-Йорке (1689-1691 гг.): основные события и личность Лейслера в источниках и историографии. Via in tempore. История. Политология, 50(4): 889-900. DOI: 10.52575/2687-0967-2023-50-4-889-900

Jacob Leisler's Rebellion in Colonial New York (1689-1691): the Main Events and Personality of Leisler in Sources and Historiography

Yan F. Makarov©

Smolensk Orthodox Theological Seminary, 5 Timiryazev St., Smolensk region, Smolensk 214000, Russia E-mail: yan.makarov.2020@list.ru

Abstract. The present article describes the main events of Jacob Leisler's Rebellion in colonial New York (1689-1691), which destroyed the rudiments of the Catholic Church, led to the split of local Reformed communities, and also caused the socio-political division of the colony into opponents and supporters of Leisler. Since the second half of the XVIII century, the New York Rebellion began to be actively studied

© Макаров Я.Ф., 2023

by English-speaking researchers. Gradually, various concepts were being developed regarding the events that had taken place and the role of Leisler's personality in them. The second half of the XX century became the peak of the research interest. It was at this time when historians began to identify specific reasons that had led to revolutionary events and socio-political disagreements of that period. To date, in Russian historical science, the work of the Soviet historian A.S. Samoilo remains the only and fundamental one on this issue. All subsequent researchers either emphasized the importance of this event in their writings, omitting its analysis, or referred to Samoilo's monograph and a few foreign translated works. Since the work of this researcher was written in 1963, and the basic concepts regarding the causes and development of the uprising began to take shape mainly after this period, the study of Leisler's Rebellion in the Russian-language scientific works did not receive its development.

Keywords: Anti-Catholic sentiments in the American colonies, The Rebellion in New York, the Glorious Revolution in the American Colonies, Jacob Leisler, the English colonies of North America of the XVII century

For citation: Makarov Ya.F. 2023. Jacob Leisler's Rebellion in Colonial New York (1689-1691): the Main Events and Personality of Leisler in Sources and Historiography. Via in tempore. History and political science, 50(4): 889-900 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0967-2023-50-4-889-900

Введение

Восстание Якоба Лейслера (1689-1691) представляло собой политическую революцию в колонии Нью-Йорк, которая началась с внезапного падения королевского правительства и закончилась судом и казнью Джейкоба Лейслера, ведущего Нью-Йоркского торговца, ярого кальвиниста и офицера милиции. Имя Лейслера с самого начало было неотделимо от событий в Нью-Йорке, которые являлись частью потока восстаний, берущих свое начало в Европе, где в результате так называемой «Славной революции» в Англии в ноябре-декабре 1688 года король Яков II был свергнут голландским принцем Вильгельмом Оранским. Принц вскоре стал королем Вильгельмом III (отчасти легитимизированным его женитьбой на дочери Якова II, ставшей впоследствии королевой Марией). В то время как революция в Англии прошла довольно гладко, она вызвала сопротивление в Шотландии, гражданскую войну в Ирландии и войну с католической Францией. Это отвлекло короля Вильгельма от наблюдения за происходящим в Америке, где колонисты взяли события в свои руки [НаеГеН, 2007, р. 357] 40.

Объекты и методы исследования

Объектами исследования являются основные события восстания Якоба Лейслера в колониальном Нью-Йорке (1689-1691 гг.), а также отношение участников данных событий (лейсле-рианцев и антилейслерианцев) и исследователей последующих периодов к личности Лейслера, неизменно менявшееся начиная с XVII в. Кроме того, специфические факторы, выделяемые англоязычными историками, оказавшие, по их мнению, решающее влияние на Нью-Йоркское восстание, также в фокусе нашего внимания. Исследование проводилось с применением исто-рико-сравнительного метода. На основе сравнительного анализа автор смог проследить изменения, которые происходили в англоязычных работах относительно понимания личности Лейслера и ее влияния на Нью-Йоркские события 1689-1691 гг. Используя этот метод, нам также удалось выявить специфические факторы, выделяемые историками начиная со второй половины XX в., определившие характер восстания и его социально-политическую окраску.

Начало Нью-Йоркского восстания и назначение Якоба Лейслера главнокомандующим

В ноябре 1688 г. принц Оранский Вильгельм, стадхаудер Нидерландов и зять короля Якова II, вместе с голландским экспедиционным корпусом вторгся в Англию, что привело

40 Итоги славной революции См.: [Сидоренко, 2013, 82-91; Stanwood, 2007, p. 481-508]

к «Славной революции». Новость о событиях в митрополии быстро распространилась по североамериканским английским колониям. Среди их жителей долгое время зрело недовольство политикой Лондона. Дальние границы Англии страдали от попыток католической реставрации, непопулярной в народе политики централизации и унификации. Поэтому, когда до колоний дошли известия, что католик Яков свергнут, во многих ее частях начались открытые выступления против ставленников короля-католика и созданию новых органов самоуправления [Black, 2017, p. 146-147].

18 апреля 1689 г. восстали жители Бостона. Они свергли Эдмунда Андроса, губернатора доминиона Новая Англия, частью которого тогда был Нью-Йорк, и провозгласили возвращение к порядкам, существовавшим до отмены хартии 1629 г., когда у них была значительная автономия [Barnes, 1923, p. 44]. Вскоре из видных членов старого правительства, которое управляло колонией до назначения Андроса, был сформирован «совет безопасности». По мере распространения слухов о действиях Массачусетса другие части доминиона последовали его примеру, и Новая Англия снова распалась на колонии Коннектикут, Род-Айленд, Плимут и Массачусетский залив [Болховитинов, 1987, p. 65].

Вице-губернатор Андроса, Фрэнсис Николсон, находящийся в Нью-Йорке, оказался в сложном положении. Весть о воцарении нового короля дошла до него в марте; 26 апреля стало известно о восстании в Бостоне, однако Николсон не предпринял никаких шагов, чтобы объявить новости об этом в колонии, опасаясь, что революционные настроения могут перекинуться и на сам Нью-Йорк [Hawke, 1966, p. 267]. В то время пока вице-губернатор отчаянно ждал каких-либо инструкций из Лондона, новости о свержении Андроса дошли и до местных жителей. За ними последовали и новые: Франция готова объявить войну Англии и в союзе с индейцами вторгнуться на северную границу колонии, город Олбани [Findling, Thackeray, 2000, p. 150]. Колония, как и все ее руководство, были к этому не готовы: войск не хватало, т. к. значительная часть нью-йоркского гарнизона была ранее отправлена губернатором Андросом для борьбы с нападавшими на округ Мэн индейцами, а главный форт города был в плачевном состоянии и требовал ремонта [Webb, 1966, p. 523-524]. Страх и слухи о предателях и измене быстро распространились по городу, приводя общественное сознание в состояние странного возбуждения: ходили слухи о папистских и республиканских заговорах; местные жители верили, что приспешники власти, решившись воспользоваться случаем, были заняты укреплением ее рук; поступали сообщения о людях, идущих на город Нью-Йорк с восточной границы Лонг-Айленда, чтобы захватить форт и удерживать его для принца Оранского. Поступали сообщения о католиках, уже находящихся в стенах города, которые в назначенный день поднимутся на людей, собравшихся в своих церквях, и путем всеобщей резни докажут свою приверженность свергнутому королю Якову [Sparks, 1844, p. 189].

Николсон попытался успокоить охваченных паникой людей, пригласив народное ополчение к армейскому гарнизону в Форт-Джеймсе для обороны Нью-Йорка от возможной опасности. Затем в течение двух недель он выпустил ряд предписаний. Первое из них передавало все доходы от таможенных сборов и акцизов на укрепление города. Второе и третье были направлены непосредственно против мятежа, подстрекательства к мятежу и бунтарству [Lovejoy, 1972, p. 255]. Однако эти шаги не смогли успокоить население и оказать должного влияния. Для обычных жителей вице-губернатор был олицетворением всего, чего они так боялись, а именно старой прокатолической бюрократии, которая «самым произвольным образом ниспровергла наши древние привилегии, сделав нас фактически рабами своей воли» [Brodhead, 1853, p. 583-584]. Кроме того, как впоследствии будет отражено в отчетах, многие сомневались в протестантских воззрениях вице-губернатора, готового, по их мнению, поддержать папистов ради удержания своей собственной власти [Hastings, 1901, p. 962, 971, 1000] 41.

41 Одним из главных доказательств прокатолической политики Николсона, по мнению Лейслера и его сторонников, было пренебрежение вице-губернатором ремонтом городских укреплений. Кроме того,

Тем временем ситуация в городе накалялась. Несколько торговцев (один из них был сам Лейслер) отказались платить таможенные пошлины правительству, потому что сборщик налогов Мэтью Плаумэн был католиком и не мог, по их мнению, занимать должность с момента восшествия на престол Вильгельма [Ibid, pp. 983, 965]. Решающее разногласие проявилось 30 мая между «красными мундирами» 42 Николсона и городской милицией по поводу размещения часового, что привело к ожесточенной ссоре. Это закончилось тем, что вице-губернатор пригрозил выстрелить в офицера милиции и взволнованно крикнул, что он скорее подожжет город, чем будет мириться с дальнейшим нарушением субординации. На следующий день его подстрекательские слова, сильно преувеличенные, прогремели по всему городу. Большая часть ополчения быстро отказала в повиновении и без особых проблем захватила форт [Аптекер, 1961, с. 92]. Для непосредственного руководства провинцией был создан «комитет безопасности», который подписал соглашение о приверженности принцу Оранскому и готовности ценой своей жизни поддержать протестантскую веру [Самойло, 1963, с. 186; Lovejoy, 1972, p. 255]. Затем, после нескольких дней беспокойства, 8 июня 1689 года комитет издал постановление, назначающее Якоба Лейслера капитаном форта «до тех пор, пока не поступят приказы от их величеств»; и далее комитет постановил, «чтобы упомянутый Лейс-лер получал всю помощь от города и графства для подавления внешних и внутренних врагов мира и сохранения порядка в провинции» [Morgan, 1849, p. 11]. Сам Лейслер сформировал цель своего назначения так: удержать Нью-Йорк для своих новых соверенов от «папистских собак и дьяволов», как иностранных, так и внутренних [Brodhead, 1853, p. 76] 43.

Массачусетс и Коннектикут поддержали руководство Лейслера, и его авторитет вскоре был общепризнан большинством [Самойло, 1963, с. 185]. Вице-губернатор Ни-колсон бежал в Англию, а Кортланд, мэр Нью-Йорка, полковник Баярд и другие члены его совета, «видные джентльмены», не в силах смириться с господством человека, «низкого по способностям и низшего по званию» [Smith, 1829, p. 86], удалились в Олбани и, захватив городской форт, заявили, что они удерживают его для Вильгельма и Марии (короля и королевы), но не будут поддерживать никакой связи с Лейслером. Каждая сторона теперь заявляла о своей верности одному и тому же государю и одновременно осуждала другую как мятежную 44. Лейслер послал своего зятя Милборна в Олбани требовать сдачи форта, в чем ему было отказано 45. Впоследствии из Англии были получены распоряжения, адресованные Ни-

Николсон, судя по всему, боясь, что Яков II может вернуться на трон, медлил с признанием Вильгельма королем, что, естественно, протестантским населением воспринималось как предательство и вызывало только еще большее недоверие к нему.

42 Регулярные формирования колонии.

43 Якоб Лейслер не был подготовлен к предстоящей должности. Родившийся в 1640 г. во Франкфурте -на-Майне, он происходил из знатной семьи, членами которой были известные реформатские священнослужители, а также высокопоставленные правительственные чиновники по всей Германии и Швейцарии. После окончания кальвинистской военной академии в Нюрнберге он переехал в Амстердам и устроился переводчиком к Корнелису Мелину. В 1660 году, вероятно, с помощью Мелина он был назначен офицером в войска Вест-Индской компании и возглавил контингент войск в Новый Амстердам. После Английского завоевания Лейслер остался. Занимаясь торговлей мехами и табаком, к середине 1670-х годов он стал одним из полудюжины богатейших людей Нью-Йорка. Однако Лейслер так и не попал в самый близкий круг англо-голландской аристократии. Одной из причин был неприятный, затянувшийся спор с Баярдами и Ван Кортландтами (видными руководителями города) по поводу имущества его жены, которая была родственницей обеих семей. Другим был его ярый кальвинизм и страстная преданность Оранскому дому, которые связывали его с антианглийскими элементами в Реформатской церкви. Более того, во время краткой голландской реконкисты 1673-74 годов Лейслер был тесно связан с голландским губернатором Колве, и впоследствии англичане никогда полностью ему не доверяли [Burrows, Wallace, 1999, pp. 98].

44 Сторонников революции и ее противников в исторической литературе до сих пор называют лейслерианцами и антилейслерианцами. Сами они использовали термины «вильямины», сторонники короля Вильгельма, и «якобиты», сторонники короля Якова.

45 Милборн вместо того, чтобы, как предполагалось, договориться с представителями комитета Олбани, открыто призывал местных жителей к мятежу против него и признанию Лейслера как их руководителя. Бунта не случилось, и Милборну пришлось вернуться ни с чем, только усугубив ситуацию.

колсону или в его отсутствие «тем, кто в настоящее время заботится о созерцании мира и отправлении закона» [Osgood, Chauncey, Kirkland, 1868, p. 343] в Нью-Йорке. После некоторых колебаний со стороны посыльного, вызванных попытками партии в Олбани получить доступ к депешам, они были доставлены Лейслеру. В них содержалось поручение Николсо-ну «делать все, что относится к должности вице-губернатора, в соответствии с законами и обычаями Нью-Йорка до дальнейших распоряжений» [Ibid, pp. 343]. Так как Николсон к тому моменту уже покинул провинцию, Лейслер посчитал, что исполняет поручение, данное ему государем, и, соответственно, теперь он имеет законную королевскую санкцию управлять Нью-Йорком [Lawson, 1918, p. 514]. Поэтому 16 августа 1690 года, после очередного собрания «комитета безопасности», Лейслеру было позволено «воспользоваться ... полномочиями главнокомандующего указанной провинции для приведения народа к таким клятвам, выдачи таких приказов и распоряжений по таким вопросам, которые необходимо будет исполнять для сохранения и защиты мира, (и) жителей ... своевременно советуясь с милицией и гражданскими властями, как того потребует случай» [Morgan, 1849, p. 23] 46.

Деятельность Лейслера на посту главнокомандующего колонией

и оппозиция его режиму

Первое, что сделал Лейслер после своего утверждения, - это распорядился как о выборах местных руководителей Нью-Йорка 47, так и созыве нового состава Ассамблеи, которая приступила к повышению налогов и отмене монополий и торговых привилегий, которыми каждый губернатор, начиная с Николсона, благоволил Нью-Йорку и его торговцам [Kammen, 1996, 123; Burrows, Wallace, 1999, p. 100]. Вдобавок для поддержки порядка и обеспечения войск Нью-Йорка он приказал торговцам сдавать свои товары и врывался в их склады, если они этого не делали 48. Столкнувшись со значительной оппозицией со стороны чиновников, не исполняющих его предписаний, он объявил многих из них «папистами» и либо снимал с должностей, заменив своими ставленниками, либо заключал в тюрьму. Были выданы ордера на арест таких видных антилейслерианцев, как Ван Кортленд, Роберт Ливингстон и бывший губернатор Донган - их было так много, что на другом берегу Гудзона в Нью-Джерси возникла небольшая колония беглецов и беженцев. Затем на второй сессии Ассамблеи он и его сторонники потребовали возвращения всех недовольных лиц, бежавших из колонии, и назначили крупные штрафы для тех, кто отказывается от гражданской или военной работы в его правительстве [Burrows, Wallace, 1999, p. 100]. В ответ на эти постановления 6 июня в Нью-Йорке на него напала небольшая толпа, которая потребовала освобождения политических заключенных и возвращения к прежней налоговой системе. К октябрю 1690 года многие общины от Гарлема до Олбани выступят против его правления. Поддержит недовольных и голландское реформатское духовенство. Оно будет выступать как с критикой Лейслера и его руководства, так и с критикой своих собственных прихожан, которые по большей части были преданными сторонниками Лейслера. Впоследствии это приведёт к многолетнему внутрен-

46 Впоследствии Лейслер объявит себя вице-губернатором и, распустив «комитет безопасности», учредит «губернаторский совет», что многими историками будет расцениваться как начало его личной диктатуры.

47 В сентябре 1689 года «комитет безопасности» призовет жителей города ко всеобщим выборам местных должностных лиц: мировые судьи и капитаны милиции впервые должны были выбираться непосредственно избирателями, что привело к резкому изменению распределения политической власти в городе. Пекари, каменщики, плотники, владельцы гостиниц, рабочие, которых до сих пор считали непригодными для общественной ответственности, получили большинство мест в совете олдерменов. Плотник Йоханнес Джонсон стал шерифом, а каменщик Уильям Черчер - маршалом. Питер Деланой, гугенот, один из ближайшего окружения Лейслера, был избран мэром города. Все они впоследствии будут поддерживать Лейслера и станут «костяком» его власти. Те же, кто потеряют свои места, станут непримиримыми противниками Лейслера.

48 Правда, надо отметить, что товары, которые были конфискованы, тщательно записывались, и руководство колонии в лице Лейслера возлагало на себя обязательство возместить весь финансовой ущерб.

нему расколу голландских конгрегаций Нью-Йорка [Ritchie, 1977, p. 225-226]. Пиком недовольства лейслеровским режимом станет неудачный путч в округе Куинс, быстро остановленный приверженцами Лейслера [Kammen, 1996, p. 124-126; Schuyler 1909, p. 472-495] 49

Тогда же проявилась главная проблема лейслеровского правления - все нарастающая угроза со стороны французской Канады. В феврале 1690 года, через шесть месяцев после начала войны Аугсбургской лиги (известной как война короля Вильгельма в колониях 50), смешанные силы французов и индейцев сожгли поселение Скенектади, убив около 60 его граждан [Pearson, 1883, p. 260] 51. Лейслер незамедлительно начал организовывать ответный удар по французскому Монреалю, но после нескольких месяцев трудоемких, часто тяжёлых и ожесточенных приготовлений атака не состоялась. Экспедиция потерпела полный провал, растворившись среди болезней и трудностей с транспортом и снабжением [Burrows, Wallace, 1999, p. 100-101] 52 Это событие окончательно подорвало авторитет Лейслера. По мере того как он направлял усилия своего правительства на атаку против французов, все большее число жителей Нью-Йорка начинало видеть в нем незаконного деспота. Его одержимость католическим заговором росла вместе с оппозицией. В борьбе с ней Лейслер все больше и больше полагался на произвольные аресты, жесткое налогообложение и конфискации, в результате чего некоторые из его наиболее доверенных сторонников потеряли самообладание и начали от него отдаляться. В свою очередь, его опора на «охоту» за папистскими заговорщиками только сделала его более иррациональным и произвольным для тех, кто сомневался в его легитимности. И если дополнительные налоги и репрессии подточили его власть как в самом Нью-Йорке, так и в отдаленных частях колонии, то итоги экспедиции окончательно подорвали его авторитет, и народ начал от него «уставать» [Haefeli, 2007, p. 358].

Конец восстания и смещение Лейслера и его сторонников

В сентябре 1689 года король Вильгельм назначил полковника Генри Слаутера губернатором в Нью-Йорк 53, однако целый ряд проблем, связанных с войной, погодными условиями и транспортом, задержали его отъезд из Англии. Поэтому раньше самого Слаутера в Нью-Йорк смог добраться небольшой контингент войск во главе с представителем губернатора майором Ричардом Ингольдсби [Аптекер, 1961, c. 93; Hawke, 1966, p. 269]. У майора не было никаких официальных документов, которые он мог бы предъявить Лейс-леру, чтобы доказать свои полномочия. Однако несмотря на это он потребовал до прибытия губернатора передать ему всю полноту власти в городе. Лейслер отказался. Это привело к вооруженному конфликту и разделило город на два лагеря. Часть, поддерживающая Лейслера, заняла форт и оборонялась до прибытия губернатора 19 марта 1691 года. Другая, во главе с противниками Лейслера, сразу же перешла на сторону Ингольдсби. Вскоре было выдвинуто второе требование о сдаче форта, но Лейслер знал, что его враги добились определенного положения у нового руководства, и в попытке обеспечить свою собственную безопасность он все еще колебался, но послал гонцов к уже прибывшему на тот момент губернатору, которые были немедленно схвачены как мятежники. После этого, окруженный войсками, Лейслер покинул форт и был схвачен и брошен в тюрьму вместе с горсткой его приверженцев. Затем последовал быстрый суд и казнь самого Лейслера вместе с его зятем Милборном как мятежников [Самойло, 1963, c. 187; Lovejoy, 1972, p. 336-339].

49 Отношение в разных регионах колонии к правлению Лейслера, было неоднозначным с самого начала его правления. См.: [Burke, 1989, pp. 405-430; Voorhees, 1997, pp. 5-27].

50 Война Франции и Англии в североамериканских колониях.

51 Впоследствии названная в англоязычных источниках и литературе как «резня в Скенектади».

52 Относительно противостояния Англии и Франции в американских колониях см.: [Акимов, 2005, с. 576].

53 Новость об этом не дошла до Нью-Йорка, и Лейслер почти до самого конца не знал об этом назначении [Brodhead, 1853, p. 623].

Отношение современников 54 и исследователей к Лейслеру и восстанию

Отношение исследователей к Лейслеру и его восстанию остается до сих пор во многом спорным. Сторонники Лейслера утверждали, что он был мучеником, пострадавшим, защищая протестантскую веру и людей, исповедующих ее [Osgood, Chauncey, Kirkland, 1868, p. 343] 55. Противники Лейслера доказывали, что Лейслер был человеком низкого происхождения, не гнушавшимся ради собственной выгоды подстрекать людей к мятежу 56 [Ibid, pp. 372-373]. Роялисты XVIII века рано приняли это понимание, превратив Лейслера в символ колониального бунтарства как пример того, что происходило с теми, кто пренебрегал английской властью 57. Демократы «джексоновской эпохи» перевернули представления роялистов и стимулировали интерес к Лейслеру как к «герою простого человека». Чарльз Фенно Хоффман подхватил эту тему в своем исследовании за 1844 год в массово продаваемой серии американских биографий Джереда Спаркса. Книга Хоффмана стала основополагающей биографией [Sparks, 1844; Purple, 1877]. Начиная с XX в. общепринятая интерпретация представляет личность Лейслера как отклонение от нормы в английском колониальном мире. Он выглядит человеком неуживчивым, сварливым, подозреваемым англичанами в коллаборационизме и озлобленным по отношению к проан-глийской голландской элите Нью-Йорка. Многие исследования опирались на это изображение, чтобы подчеркнуть этнические факторы, стоящие за действиями Лейслера. Они рассматривают уроженца Германии Лейслера как аутсайдера, неспособного интегрироваться в новый порядок Нью-Йорка. Возмущенный своей политической и экономической изоляцией и незнанием английской политической культуры, Лейслер использовал неразбериху, созданную революцией в Англии, чтобы захватить контроль в попытке повысить свой социально-политический статус [Lovejoy, 1972; Archdeacon, 1976; Voorhees, 1994, p. 448]. Однако во второй половине XX в. исследователи все чаще выделяют не только личные и этнические взаимосвязи, но и 1) непростые религиозные представления [Balmer, 1989]; углубляясь в этническое поле: 2) тесные семейные связи [Reich, 1953] и фракционность 58, определявшую лояльность сторонников и противников Лейслера; 3) региональные проблемы [Burke, 1989; Oorhess, 1997; Haefeli, 2007]; 4) демократическое начало и прообраз

54 После того как Лейслера арестовали, было организовано судебное разбирательство, где под присягой участники Нью-Йоркского восстания давали показания относительно личности и деятельности Лейслера. Эти показания сохранились и представляют собой важный источник для понимания как восстания, так и отношения современников к его лидерам. См.: Osgood S., Chauncey W., Kirkland C.P. 1868. Collections of the New-York Historical Society Vol. I. NY: Printed for Society, p. 458.

55 Среди сторонников Лейслера его открыто называли мучеником. А после того как Лейслер был казнен, между собравшейся толпой началась давка за возможность взять кусочек его одежды или срезать прядь его волос [Osgood, Chauncey, Kirkland, 1868, pp. 343].

56 Оппоненты Лейслера открыто говорили, что восстание, состоящее преимущественно из «черни», возглавляли «хамы и маслобойщики» [Hall, Leder, Kammen, 1964, pp. 132].

57 К таким историкам можно отнести Уильяма Смита с его работой «The History of the Province of New-York: From the First Discovery to the Year 1732». London: Printed for Thomas Wilcox, 1757, p. 255 и Джорджа Чамерса «Political Annals of the Present United Colonies, from their Settlement to the Peace of 1763», London: Printed for the Author, 1780, p. 695. Данные исследователи считали Лейслера «торговцем низкого сословия и образования», который попытался атаковать бастион английской вольности. Их точка зрения доминировала в английской историографии вплоть до XIX в.

58 Лоуренс Ледер рассматривал восстание в контексте напряженной внутренней борьбы, которая доминировала в политике Нью-Йорка в 1680-х годах, своего рода борьбы между правящей олигархией и не совсем лояльной, сплочённой оппозицией. Те, кто закрепился на политических постах, стойко сопротивлялись претендентам, и, когда вспыхнуло восстание и они были отстранены от должности в пользу повстанцев, бывшие руководители стали антилейслерианцами. Поддерживала такой взгляд, доказывая постоянную фракционность различных политических и социальных групп, в своей работе и Патриция Бономи. См.: [Lawrence, 1961, p. 336; Bonomi, 1971, p. 368].

Английской революции 59; 6) внешние [Andrews, 1915] 60 и внутриполитические факторы [Ritchie, 1977; Steele, 1989]; 7) классовую и(или) экономическую борьбу элит и жителей между собой [Аптекер, 1961; Самойло, 1963; Milton, 1974]. Несмотря на то, что многие из перечисленных факторов были известны и упоминались в более ранних работах [Schuyler, 1909, p. 640], отдельные исследования данных вопросов, их переплетение между собой и постановка выявленных при изучении аспектов на главенствующее место в процессе исторических событий так или иначе проявились только в англоязычных работах второй половины XX в. В советско-российской исторической науке работа А.С. Самойло, выпущенная в 1963 году, остается по данной теме основополагающей. Все последующие русскоязычные исследователи, подчеркивая важность Нью-Йоркского восстания для колониальной истории Англии, либо пропускали его подробный анализ, либо ссылались на работу Самойло. Поэтому многие аспекты и концепции относительно этого исторического события, изученные в англоязычной научной литературе, впоследствии не использовались в отечественных работах. Так, например, не рассматривались личные мотивы Лейслера, который до восстания судился с руководителями колонии за имущество умершего родственника его жены, находившейся в тесных семейных связях с мэром Нью-Йорка Ван Кортландом и полковником милиции Баярдом. Оба семейства были одними из самых влиятельных в Нью-Йорке. Не были полно раскрыты и религиозные аспекты, такой как раскол голландской реформатской церкви, чьим прихожанином и старейшиной были как сам Лейслер, так и его политические оппоненты. Таким образом, изучение восстания Якоба Лейслера остановилось в «границах» монографии Самойло, которая, не потеряв своей актуальности, все же выражает «одностороннюю» концепцию, пропуская важные с точки зрения исследования факторы. В данный момент активное изучение восстания Лейслера и непосредственно его персоны продолжается, как и споры относительно того, почему и как оно произошло 61.

Заключение

Восстание Якоба Лейслера было политической революцией в Нью-Йорке, которая началась со смещения губернатора Андроса, бегства вице-губернатора Николсона и закончилась возвышением и смертью Якоба Лейслера. В период руководства Лейслера Нью-Йорком колония разделилась на два противоборствующих лагеря - лейслерианцев и антилейслерианцев, создавая общественное напряжение, усугублявшееся многочисленными репрессиями Лейслера против «католиков» и его политических врагов. Такая политика в конечном итоге приведет к смещению Лейслера и его казни. Однако смена власти и смерть «зачинщиков» восстания не привела к социально-политическому примирению. Немногочисленное католическое духовенство во время правления Лейслера было рассеянно по другим колониям, заставляя католиков переселяться в Пенсильванию, где была веротерпимость [O'Gorman, 1899, p. 233]. Голландская реформатская церковь, разделившись после смены вице-губернатора Николсона на духовенство - сторонников свергнутой

59 Так, историк Джером Райх утверждал, что сторонники Лейслера были демократами, протестовавшими против произвола диктатуры короля Якова, а восстание в Нью-Йорке стало прообразом (если не планом) Американской революции [Reich, 1953, p. 194].

60 Данный автор рассматривал события в Нью-Йорке как часть событий «большого мира». Чтобы понять часть этого мира, утверждал исследователь, необходимо изучить его целое, то есть события в Англии и Европе. Относительно недавняя работа, развивающая этот исследовательский курс: [Jaap, 2009, p. 238].

61 В 2014 году в Нью-Йорке открылся Институт Якоба Лейслера. Цель института - изучение как колониальной истории Нью-Йорка, так жизни и деятельности самого Лейслера. На официальном сайте института (https://jacobleislerinstitute.org) постоянно обновляется список научных работ с участием института по этой тематике. На момент написания работы последние исследования: [Wellenreuther, 2009, pp. 89-118], глава «Все руководство перевернуто с ног на голову»: идеологические истоки лейслерианской политической мысли»; [Rosenblatt, Rosenblatt, 2013, 207-227], глава «Английское право глазами голландцев: лейслерианское понимание английской правовой системы в Нью-Йорке».

власти, обвиненных в «папизме», и прихожан - лейслерианцев, в течение почти двух десятилетий будет расколота, остановив свое развитие. Лейслерианцы в большинстве своем были отстранены от высших политических должностей, но в течение долгих лет после восстания находились в оппозиции к антилейслерианцам, которые вновь заняли видные административные должности не только в Нью-Йорке, но и в соседних колониях. Подобный церковно-политический раскол будет продолжаться на протяжении почти двух десятилетий после суда над Лейслером. Будучи одним из важнейших событий в колониальной истории, Нью-Йоркское восстание стало активно изучаться исследователями начиная со второй половины XVIII века. С этого времени публиковались многочисленные работы относительно произошедших событий. С каждым столетием со стороны исследователей менялось как отношение к самому Лейслеру, так и отношение к причинам, приведшим к его правлению. На данный момент созданы институты и кафедры по изучению колониальной истории и непосредственно Нью-Йоркскому восстанию. Продолжается полемика о роли тех или иных внешних и внутренних факторов в изучаемых процессах. Это указывает на то, что точка в данной теме еще не поставлена. Впрочем, остается неизменным то обстоятельство, что события 1689-1691 гг. были поворотным моментом в американской колониальной истории Нью-Йорка XVII в., изменившим общественно-политическую и религиозную жизнь данной колонии.

Список источников

Brodhead J.R. 1853. Documents Telative to the Colonial History of the State of New York. Holland,

England and France. Vol. III. Albany: Weed, Parsons, 811. Hall M.G., Leder L.H., Kammen M.G. The Glorious Revolution in America: Documents on the Colonial

Crisis. Chapel Hill: 1964, 234. Hastings H. 1901. Ecclesiastical Records State of New York. Vol II. Albany: James B. Lyon State Printer, 1442.

Morgan C. 1849. The Documentary History of the State of New York. Vol II. Albany: Weed, Parsons and co, 1281.

Osgood S., Chauncey W., Kirkland C.P. 1868. Collections of the New York Historical Society Vol. I. NY: Printed for Society, 458.

Список литературы

Акимов Ю.Г. 2005. От межколониальных конфликтов к битве империй: англо-французское

соперничество в Северной Америке в XVII - начале XVIII вв. СПб., СПб Университет, 576. Аптекер Г. 1961. История Американского народа. Колониальная Эра. Пер. Романова И.З. Москва, Наука, 432.

Болховитинов Н. 1987. История США в 4 т. Т. 1. (1607-1877). Москва, Наука, 687.

Самойло А.С. 1963. Английские колонии Северной Америки в XVII в. (Начальный период

истории США). Москва, Академия наук СССР, 321. Сидоренко Л.В. 2013. Исторические последствия Славной революции: к вопросу о революционности событий 1688-1689 гг. Вестник СПбГУ. Сер. 2. Вып. 3. Санкт Петербург, СПбГУ: 82-91.

Albert M. Rosenblatt, Julia C. Rosenblatt. 2013. Opening Statements: Law, Jurisprudence, and the

Legacy of Dutch New York, Albany: State University of New York Press: 207-227. Andrews C.M. 1915. Narratives of the Insurrections, 1675-1690. NY: Charles Scribners and Sons, 444. Archdeacon T.J. 1979. New York City, 1664-1710: Conquest and Change, NY: 1976, 200. Balmer R. 1989. A perfect Babel of Confusion Dutch Religion and English Culture in the Middle

Colonie. NY: Oxford University Press, 278. Balmer R. 1989. Traitors and Papists: The Religious Dimensions of Leisler's Rebellion. New York

History Vol. 70, No. 4, October 1989. Cornell University Press, 341-373. Barnes V.F. 1923. The Dominion of New England: A Study in British Colonial Policy. New Haven: Yale University Press, 304.

Bonomi P.U. 1971. A Factious People: Politics and Society in Colonial New York. NY: Columbia University Press, 368.

Burrows E.G., Wallace M. 1999. A History of New York City to 1898. NY: Oxford university press, 1416.

Chalmers G. 1780. Political Annals of the Present United Colonies, from their Settlement to the Peace of 1763, London: Printed for the Author, 695.

Findling J.E., Thackeray F.W. 2000. Events that Changed America through the Seventeenth Century. Westport, Conn.: Greenwood Press, 150.

Haefeli E. 2007. A Scandalous Minister in a Divided Community: Ulster County in Leisler's Rebellion, 1689-1691 // New York History. Vol. 88, No. 4. 2007. NY: Cornell University Press: 357-389.

Hawke D.F. 1966. The Colonial Experience. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 267.

Jaap J. 2009. Jacob Leisler's Atlantic World in the Later Seventeenth Century. Essays on Religions, Militia, Trade and Networks. London: Lit, 238.

Kammen M.G. 1996. Colonial New York. NY: Oxford University Press, 452.

Lawrence H. 1961. Leder, Robert Livingston and the Politics of Colonial New York, 1654-1728. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 336.

Lawson J.D. 1918. American State Trials: A Collection of the Imporyant and Interesting Criminal Trials Which Have Taken Place in the United States from the Beginning of Our Government to the Present Day. NY: St. Louis, Thomas Law Book Co, 906.

Lovejoy D.S. 1972. The Glorious Revolution in America. NY: Harper and Row Publishers, 424.

Milton M.K. 1974. The Politics of Diversity: Essays in the History of Colonial New York. NY: National University Publication, 220.

O'Gorman T. 1899. History of the Roman Catholic Church in the United States. American Chirch History. Vol. IX. NY: The Christian Literature Company, 515.

Oorhees D.W. 1997. To Assert our Right before it be Quite Lost the Leisler Rebellion in the Delaware River Valley. Pennsylvania History A Journal of Mid-Atlantic Studies Vol. 64, No. 1, Regional Perspectives On Early American History. Penn State University Press: 5-27.

Pearson J. 1883. A History of the Schenectady Patent in the Dutch and English Times: Being Contributions Toward a History of the Lower Mohawk Valley. Albany: Mac Murray, 446.

Purple E.R. 1877. Genealogical Notes Relating to Lieut.-Gov. Jacob Leisler, and His Family Connections in New York, New York: Privately printed, 44.

Reich R.J. 1953. Leisler Rebellion: A Study of Democrecy in New York. Chicago: University of Chicago Press, 194.

Ritchie R.C. 1977. The Duke's Province a Study of New York Politics and Society, 1664-1691. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 328.

Schuyler V.R. 1909. History of the City of New York in the Seventeenth Century Vol. II. NY: The Macmillan Company, 640.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Smith W. 1757. The History of the Province of New York: From the First Discovery to the Year 1732. London: Printed for Thomas Wilcox, 1757, 255.

Sparks J. 1844. The library of American biography. Vol. III. Boston: Charles C. Little and James Brown, 468.

Steele I. 1989. Governors or Generals?: A Note on Martial Law and the Revolution of 1689 in English America. The William and Mary Quarterly Vol. 46, No. 2 (Apr., 1989), Published by: Omohundro Institute of Early American History and Culture: 304-314.

Thomas E. 1989. Burke J.R. Leisler's Rebellion at Schenectady, New York, 1689-1710. New York History Vol. 70, No. 4 (October 1989) NY: Cornell University Press, 405-430.

Voorhees D.W. 1994. The «Fervent Zeale» of Jacob Leisler. The William and Mary Quarterly Vol. 51, No. 3, Mid-Atlantic Perspectives (Jul., 1994): 447-472.

Webb S.S. 1966. The Strange Career of Francis Nicholson. The William and Mary Quarterly. Vol. 23, No. 4. Williamsburg (Virginia): Omohundro Institute of Early American History and Culture (Oct., 1966): 522-536.

Wellenreuther H. 2009. The Atlantic World in the Later Seventeenth Century. Essays on Jacob Leisler, Trade, and Networks Goettingen University: 89-118.

References

Akimov Yu.G. 2005. Ot mezhkolonial'nykh konfliktov k bitve imperiy: anglo-frantsuzskoe sopernichestvo v Severnoy Amerike v XVII - nachale XVIII vv. [From Inter-Colonial Conflicts to

the Battle of Empires: Anglo-French Rivalry in North America in the XVII - Early XVIII Centuries]. St. Petersburg: St. Petersburg University, 576.

Apteker 1961. Istoriya Amerikanskogo naroda. Kolonial'naya Era [The History of the American People. The Colonial Era. Trans]. Romanova I.Z. Moscow: Nauka, 432.

Bolkhovitinov N. 1987. Istoriya SShA v 4 t. T. 1. (1607-1877) [History of the USA in 4 vols. Vol. 1. (1607-1877)]. Moscow: Nauka, 687.

Samoilo A.S. 1963. Angliyskie kolonii Severnoy Ameriki v XVII v. (Nachal'nyy period istorii SShA) [The English Colonies of North America in the XVII Century. (The Initial Period of the History of the USA)]. Moscow: Academy of Sciences of the USSR, 321.

Sidorenko L.V. 2013. Istoricheskie posledstviya Slavnoy revolyutsii: k voprosu o revolyutsionnosti sobytiy 1688-1689 gg. [Historical Consequences of the Glorious Revolution: on the Question of the Revolutionary Nature of the Events of 1688-1689]. Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 2. Issue 3. St. Petersburg: St. Petersburg State University, 82-91.

Albert M. Rosenblatt, Julia C. Rosenblatt. 2013. Opening Statements: Law, Jurisprudence, and the Legacy of Dutch New York, Albany: State University of New York Press: 207-227.

Andrews C.M. 1915. Narratives of the Insurrections, 1675-1690. NY: Charles Scribners and Sons, 444.

Archdeacon T.J. 1979. New York City, 1664-1710: Conquest and Change, NY: 1976, 200.

Balmer R. 1989. A perfect Babel of Confusion Dutch Religion and English Culture in the Middle Colonie. NY: Oxford University Press, 278.

Balmer R. 1989. Traitors and Papists: The Religious Dimensions of Leisler's Rebellion. New York History Vol. 70, No. 4, October 1989. Cornell University Press, 341-373.

Barnes V.F. 1923. The Dominion of New England: A Study in British Colonial Policy. New Haven: Yale University Press, 304.

Bonomi P.U. 1971. A Factious People: Politics and Society in Colonial New York. NY: Columbia University Press, 368.

Burrows E.G., Wallace M. 1999. A History of New York City to 1898. NY: Oxford university press, 1416.

Chalmers G. 1780. Political Annals of the Present United Colonies, from their Settlement to the Peace of 1763, London: Printed for the Author, 695.

Findling J.E., Thackeray F.W. 2000. Events that Changed America through the Seventeenth Century. Westport, Conn.: Greenwood Press, 150.

Haefeli E. 2007. A Scandalous Minister in a Divided Community: Ulster County in Leisler's Rebellion, 1689-1691 // New York History. Vol. 88, No. 4. 2007. NY: Cornell University Press: 357-389.

Hawke D.F. 1966. The Colonial Experience. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 267.

Jaap J. 2009. Jacob Leisler's Atlantic World in the Later Seventeenth Century. Essays on Religions, Militia, Trade and Networks. London: Lit, 238.

Kammen M.G. 1996. Colonial New York. NY: Oxford University Press, 452.

Lawrence H. 1961. Leder, Robert Livingston and the Politics of Colonial New York, 1654-1728. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 336.

Lawson J.D. 1918. American State Trials: A Collection of the Imporyant and Interesting Criminal Trials Which Have Taken Place in the United States from the Beginning of Our Government to the Present Day. NY: St. Louis, Thomas Law Book Co, 906.

Lovejoy D.S. 1972. The Glorious Revolution in America. NY: Harper and Row Publishers, 424.

Milton M.K. 1974. The Politics of Diversity: Essays in the History of Colonial New York. NY: National University Publication, 220.

O'Gorman T. 1899. History of the Roman Catholic Church in the United States. American Chirch History. Vol. IX. NY: The Christian Literature Company, 515.

Oorhees D.W. 1997. To Assert our Right before it be Quite Lost the Leisler Rebellion in the Delaware River Valley. Pennsylvania History A Journal of Mid-Atlantic Studies Vol. 64, No. 1, Regional Perspectives On Early American History. Penn State University Press: 5-27.

Pearson J. 1883. A History of the Schenectady Patent in the Dutch and English Times: Being Contributions Toward a History of the Lower Mohawk Valley. Albany: Mac Murray, 446.

Purple E.R. 1877. Genealogical Notes Relating to Lieut.-Gov. Jacob Leisler, and His Family Connections in New York, New York: Privately printed, 44.

Reich R.J. 1953. Leisler Rebellion: A Study of Democrecy in New York. Chicago: University of Chicago Press, 194.

Ritchie R.C. 1977. The Duke's Province a Study of New York Politics and Society, 1664-1691. Chapel

Hill: The University of North Carolina Press, 328. Schuyler V.R. 1909. History of the City of New York in the Seventeenth Century Vol. II. NY: The

Macmillan Company, 640. Smith W. 1757. The History of the Province of New York: From the First Discovery to the Year 1732.

London: Printed for Thomas Wilcox, 1757, 255. Sparks J. 1844. The library of American biography. Vol. III. Boston: Charles C. Little and James Brown, 468. Steele I. 1989. Governors or Generals?: A Note on Martial Law and the Revolution of 1689 in English America. The William and Mary Quarterly Vol. 46, No. 2 (Apr., 1989), Published by: Omohundro Institute of Early American History and Culture: 304-314. Thomas E. 1989. Burke J.R. Leisler's Rebellion at Schenectady, New York, 1689-1710. New York

History Vol. 70, No. 4 (October 1989) NY: Cornell University Press, 405-430. Voorhees D.W. 1994. The «Fervent Zeale» of Jacob Leisler. The William and Mary Quarterly Vol. 51,

No. 3, Mid-Atlantic Perspectives (Jul., 1994): 447-472. Webb S.S. 1966. The Strange Career of Francis Nicholson. The William and Mary Quarterly. Vol. 23, No. 4. Williamsburg (Virginia): Omohundro Institute of Early American History and Culture (Oct., 1966): 522-536.

Wellenreuther H. 2009. The Atlantic World in the Later Seventeenth Century. Essays on Jacob Leisler, Trade, and Networks Goettingen University: 89-118.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 20.05.2023 Received 20.05.2023

Поступила после рецензирования 19.08.2023 Revised 19.08.2023

Принята к публикации 19.08.2023 Accepted 19.08.2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Макаров Ян Федорович, аспирант кафедры церковной истории, теологический факультет, Санкт-Петербургская Духовная Академия, г. Санкт-Петербург, Россия (ЖСШ: 0009-0004-3364-810Х

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Yan F. Makarov, Postgraduate Student of the Department of Church History, Faculty of Theology, St. Petersburg Theological Academy, St. Petersburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.