УДК 94:[351.754.3 + 378.115.15](450-25)"1968" Долженко Николай Ратмирович аспирант Кубанского государственного университета
ВОССТАНИЕ СТУДЕНТОВ РИМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЛА САПИЕНЦА В 1968 Г.
Аннотация:
В работе рассматривается противоречивое событие итальянской истории: студенческие протесты в Римском университете. Цель исследования - показать независимость этого движения от мировых событий 1968 г., его собственные причины и итоги. Эти протесты предвосхитили одну из самых темных страниц в истории - «Годы свинца».
Ключевые слова:
неофашизм, MSI (Movimento Sociale Italiano), Римский университет Ла Сапиенца, Стефано делле Кьяйе, неофашистская студенческая организация «Каравелла», 1968 г., студенческое движение.
Dolzhenko Nikolay Ratmirovich PhD student, Kuban State University
UPRISING OF STUDENTS OF THE SAPIENZA UNIVERSITY OF ROME IN 1968
Summary:
The article examines such a controversial event in the Italian history as student protests at the University of Rome. The research objective is to show the independence of this movement from the world's events of 1968, to study its own causes and results. These protests have anticipated one of the darkest pages in the Italian history - the Years of Lead.
Keywords:
neo-fascism, MSI (Movimento Sociale Italiano), Sapi-enza University of Rome, Stefano Delle Chiaie, Caravella, 1968, student movement.
Предпосылки протестов
Принято считать, что все события 1968 г., и особенно волнения молодежи, происходившие в разных странах, имеют общие революционные черты, собственную романтику идеалистического протеста против потребительства, эксплуатации человека человеком и являются по своей сути показателем экзистенциального кризиса у послевоенного поколения. Эти волнения глубоко повлияли на саму структуру общества, став одним из переломных этапов в истории XX в. Однако студенческие волнения в Риме были организованы неофашистами и имели совершенно иные цели, нежели протестные движения в остальных странах.
Италия еще с глубокого средневековья славилась своими университетами, имеющими замечательную базу и многовековые традиции. Обучение в университете могли себе позволить лишь выходцы из состоятельных классов. После объединения Италии ситуация несколько улучшилась, высшие учебные заведения приоткрыли свои двери для представителей не только дворянства и духовенства, но и средней буржуазии.
Одной из опор фашистского движения на начальном этапе его существования были именно студенты. Еще в 1920 г. были образованы Университетские группы фашистов (Gruppi Universitari Fascisti, или GUF) для студентов с 18 до 21 года. Их основными целями были культурно-политическая пропаганда фашизма, а также проведение спортивных мероприятий. С 1927 г. эти группы получили законодательное закрепление, обязавшее каждое учебное заведение иметь как минимум одну фашистскую ячейку с минимумом 25 членов, которые вступали в нее добровольно. Кроме того, в этих группах были секции для иностранцев и женщин. Так, одним из членов GUF был будущий президент Италии Джорджо Наполитано, который в 1944 г. присоединился к коммунистам.
В 1931 г. преподаватели и научные сотрудники всех высших учебных заведений должны были принести клятву личной верности Муссолини и идеям фашизма. Большинство профессоров, равно как и студентов, делали это добровольно. Причина тому кроется в социальном происхождении студентов и преподавателей. Фашизм защищал интересы крупной буржуазии, латифундистов, то есть именно тех, чьи дети обучались в университетах, поэтому он пользовался поддержкой не только до, но и после своего краха.
Уже в 1946 г. была образована неофашистская партия MSI (Movimento Sociale Italiano) со своим молодежным крылом Raggruppamento Giovanile Studenti e Lavoratori (Молодежная группа студентов и рабочих). Однако, учитывая традиции голиардии, неофашисты также создали и отдельные студенческие союзы UNURI (Unione Nazionale Universitaria Rappresentativa Italiana) и FUAN (Fronte Universitario D'azione Nazionale). Именно последний союз представляет наибольший интерес в свете рассматриваемых событий.
FUAN (Университетский фронт национального действия), несмотря на то что он входил в UNURI, действовал как автономная ячейка MSI. Образованный в 1950 г. FUAN уже под названием
Azione Universitaria действует до сих пор и объединяет всех правых студентов. С момента своего образования FUAN провел ряд акций в Милане, Неаполе, Риме, в ходе которых студенты-неофашисты избивали активистов коммунистической или социалистической партий.
Битва на улице Валле Джулия
Среди ячеек FUAN особенно выделялась «Каравелла» - праворадикальная секция Римского университета Ла Сапиенца, которая проводила автономную и практически независимую от MSI политику. Следует пояснить, что партия неофашистов, или «Социальное действие», была парламентской. Она осуждала проведение террористических акций, неповиновение полиции или захват университетских аудиторий. Ее основной лозунг «Бог - Родина - семья» не менялся с начала ХХ в., и поэтому к событиям 1968 г. партия неофашистов подошла совершенно не готовой, точно так же, как и все остальные парламентские партии.
Одна из стычек, в которой приняли участие члены «Каравеллы», произошла на филологическом факультете Римского университета 27 апреля 1966 г. Активисты социалистической партии, образовав ряд инициативных групп, заняли факультет и превратили его в арену для своих политических заявлений. Тогда неофашисты из «Каравеллы» ворвались в здание филологического факультета и отбили его, избив всех социалистов. Причем одного из них, девятнадцатилетнего Паоло Росси, забили насмерть. На это событие через несколько дней отреагировали все «левые» парламентские партии, потребовав отставки ректора, что, однако, не улучшило ситуацию.
Следует пояснить, почему неофашисты стали своеобразной силой, поддерживающей порядок в учебных заведениях. Дело в том, что после окончания войны и до середины 80 -х гг. в Римском, как и во многих других университетах Италии, на выборах в студенческие советы побеждали именно неофашисты [1, р. 131]. Молодежные организации социалистов, коммунистов или католиков, несмотря на все попытки, не могли завоевать большинство. Однако именно в середине 60-х гг. начались изменения в социальном облике университетов. В связи с улучшением благосостояния населения уже представители не только высшего общества, но и расширившегося среднего класса смогли обеспечить высшее образование своим детям. Именно этот контингент и стал основной массой протестных выступлений 1968 г. В начале 1960-х гг. резко участились выступления рабочих, профсоюзов, забастовки служащих, однако все они имели под собой реальные экономические основания и требования. Выступление же итальянских студентов в феврале - марте 1968 г. было, по сути, первым организованным выступлением молодежи. События во Франции разразились лишь в мае, протесты в США достигли пика в августе. Поводом для выступления студенчества стало желание нового руководства университета ужесточить дисциплинарные наказания для студентов. В ответ на это леворадикальные активисты в конце февраля заняли здание архитектурного факультета.
Необходимо отметить, что официальные студенческие союзы левых и правых не принимали участия в начальной стадии событий, так как находились в растерянности. С одной стороны, требования студентов были весьма резонны, с другой, всем своим поведением обучающиеся доказывали необходимость ужесточения дисциплины. В захваченном здании они выбили все окна, разрушили аудитории, исписали стены политическими лозунгами. В отличие от 1966 г., «Каравелла» не стала разгонять акцию протеста, а, наоборот, присоединилась к ней. Поэтому именно конец февраля 1968 г. следует рассматривать как поворотную дату в протестном движении. Однако единство было недолгим.
29 февраля ректор университета вызвал полицейские части, которые разогнали протестующих студентов и заняли здание архитектурного факультета. На следующий день на площади Испании собралось порядка 4 тыс. студентов, которые решили направиться в университетский городок. Среди собравшихся особенно выделялись неофашисты из Национального авангарда во главе со Стефано делле Кьяйе [2, р. 125]. Они были не студентами, а боевиками, подготовленными ЦРУ для осуществления плана «Гладио» [3]. Их цели были далеки от тех, которые побудили к действиям студентов, однако они совпадали со «стратегией напряженности» - планом по дестабилизации политической обстановки в Италии с целью неофашистского переворота. Им не составило труда организовать толпу в боевые порядки и напасть на полицейских, оцепивших университетские корпуса. Жестокая рукопашная схватка длилась более четырех часов, однако, несмотря на сотни раненых, студенты все-таки заняли два здания. Неофашисты заняли юридический факультет, а левые - филологический. Это была первая победа студенческого движения над силами правопорядка. Поскольку основные события развивались на улице Валле Джулия, то в итальянской прессе закрепилась своя дефиниция протеста - «Битва на Валле Джулия».
Ситуация стабилизировалась, и полиция не предпринимала попыток отбить корпуса назад. Силы правопорядка выбрали достаточно верную тактику - подождать, пока студенты не передерутся друг с другом. Ожидание было недолгим. 16 марта в здание юридического факультета про-
сочилась группа Национальных добровольцев (Volontari Nazionali) радикального крыла MSI, которые осудили активистов FUAN и Национального авангарда за совместные действия с коммунистами. В связи с этим неофашисты предприняли провокационную вылазку на филологический факультет. Однако они не учли, что в это время на выручку к филологическому факультету пробились несколько сотен активистов FGCI (Federazione Giovanile Comunista Italiana - Молодежной федерации итальянских коммунистов). Поэтому численный перевес был за обороняющимися, которые перешли в наступление на юридический факультет. Неофашистам только под прикрытием сил правопорядка удалось организованно покинуть здание. Их контратака на следующее утро не принесла результата. В конечном итоге все здания перешли под контроль полиции [4, р. 156].
Итогом этой акции протеста стал всплеск противостояния, вылившийся в целое десятилетие кровавых терактов, известных как «Свинцовые семидесятые», или «Годы свинца». Неофашисты, осознав, что их сила кроется в их организованности, и сделав определенные выводы, в 1970 г. в течение 8 месяцев удерживали власть в восставшем городе Реджо-ди-Калабрия, а также смогли организовать государственный переворот, который лишь случайно не стал успешным [5, с. 13].
Ссылки:
1. Gasparetti A. La destra e il '68. Milano, 2006.
2. Rao N. La fiamma e la celtica. Milano, 2006.
3. Ganser D. NATO's Secret Armies: Operation GLADIO and Terrorism in Western Europe (Contemporary Security Studies). Abingdon, 2005.
4. Baldoni A. Storia della destra. Dal postfascismo al Popolo della liberta. Milano, 2009.
5. Грачев А.С. Тупики политического насилия. М., 1982.
References:
1. Gasparetti, A 2006, La destra e il '68, Milano.
2. Rao, N 2006, La fiamma e la celtica, Milano.
3. Ganser, D 2005, NATO's Secret Armies: Operation GLADIO and Terrorism in Western Europe (Contemporary Security Studies), Abingdon.
4. Baldoni, A 2009, Storia della destra. Dal postfascismo al Popolo della liberta, Milano.
5. Grachev, AS 1982, Deadlocks political violence, Moscow.