Научная статья на тему 'К 50-летию мартовских событий 1968 г. В Польше'

К 50-летию мартовских событий 1968 г. В Польше Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
347
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬША / МАРТОВСКИЕ СОБЫТИЯ 1968 Г / СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОТЕСТЫ / АНТИСЕМИТСКАЯ КАМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майорова Ольга Николаевна

В статье анализируются причины мартовских событий 1968 г., отмечается, что коммунистические власти, используя студенческие протесты, начали антиинтеллигентскую и антисемитскую кампанию, причиной которой была фракционная борьба в руководстве Польской объединенной рабочей партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 50-летию мартовских событий 1968 г. В Польше»

DOI: 10.31168/2412-6446.2018.1.2.09

К 50-ЛЕТИЮ

МАРТОВСКИХ СОБЫТИЙ 1968 Г. В ПОЛЬШЕ

Ольга Николаевна Майорова (1952-2018) -

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, Москва

Аннотация

В статье анализируются причины мартовских событий 1968 г., отмечается, что коммунистические власти, используя студенческие протесты, начали антиинтеллигентскую и антисемитскую кампанию, причиной которой была фракционная борьба в руководстве Польской объединенной рабочей партии.

Ключевые слова

Польша, мартовские события 1968 г., студенческие протесты, антисемитская кампания.

On the Fiftieth Anniversary of March, 1968 events in Poland

Olga N. Mayorova (1952-2018) -

PhD, Senior Researcher,

Institute of Slavic Studies,

Russian Academy of Sciences, Moscow

Abstract

The author analyses the causes of the March 1968 events, highlighting the Communist authorities' use of students' protests as a pretext for an anti-intelligentsia campaign and exploding the conflicts inside the Polish United Workers' Party.

Keywords

Poland, March 1968 events, student protests, anti-Semitic campaign.

Уже с 1964 г. для внимательных наблюдателей становилось очевидным, что политика первого секретаря ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) Владислава Гомулки* утратила динамику, экономическое положение Польской народной республики (ПНР) стремительно ухудшалось, а резервы общественной поддержки для «малой стабилизации» находились на пределе. Уровень финансирования культуры и науки в Польше относился к числу самых низких среди соцстран. Всё это способствовало идейному кризису власти, идеологическому расхождению режима с собственной интеллигенцией, в первую очередь, творческой.

Неожиданно большое влияние на развитие политических событий в Польше оказала победоносная для Израиля шестидневная война с арабами в июне 1967 г. Часть поляков еврейского происхождения (в основном это была интеллигенция) открыто солидаризировалась с Израилем. Выступая 19 июня на VI конгрессе профсоюзов, В. Гомулка вслед за лидерами СССР и других соцстран осудил агрессию Израиля против арабских стран, а также поляков еврейского происхождения за поддержку этой страны. Выступление Гомулки, вопреки его собственным намерениям, стало спусковым крючком для развертывания органами госбезопасности антисемитской кампании, которая со временем переросла в антиинтеллигентскую. При этом было использовано недовольство молодых политических деятелей, продвижение которых к высоким постам перекрывало старшее поколение.

«Чистка» в партийно-государственных структурах началась с армии. По оценке польского историка Е. Эйслера, в 1967-1969 гг. были уволены в запас около 180 офицеров-евреев1. Именно с чистки в армии, по мнению польских историков, в стране начался общественно-политический кризис, который получил название «март 1968 г.» или «мартовские события 1968 г.». Этот кризис длился с июня 1967 г. по первую декаду июля 1968 г. Его апогей пришелся на март-май 1968 г.2.

С осени 1967 г. оживилась деятельность закрытых молодежных политических клубов — клуба «Бабель» при Еврейском культурном центре, Политического дискуссионного клуба при Варшавском университете, «Клуба ползучих ревизионистов». Поводом для выступления молодежи в Варшаве явилось запрещение инсценировки режиссером К. Деймеком в Национальном театре поэмы А. Мицкевича «Дзяды», в которой отдельные реплики действующих лиц воспринимались зрителями как антирусские и антисоветские. Спектакли театра приобретали характер политических демон-

* Владислав Гомулка (1905-1982) — польский партийный и государственный деятель, в 1956-1970 гг. — первый секретарь ЦК ПОРП; он стал идеологом «польского пути к социализму», предусматривавшего пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления.

1 Eisler J. Polski rok 1968. Warszawa, 2006. S. 512.

2 Ibid. S. 11.

страций. 30 января 1968 г., в связи с последним представлением «Дзядов», состоялась политическая манифестация у памятника Адаму Мицкевичу в Варшаве, 35 наиболее активных участников которой были арестованы3. Последовавшие за этим репрессии явились поводом к кампании петиций в защиту преследуемых и с требованием чрезвычайного собрания варшавского отделения Союза польских писателей.

Собрание состоялось 29 февраля 1968 г. и отличалось неслыханным радикализмом выступлений и требований. Бывший председатель Союза польских писателей А. Слонимский в своей речи повторил тезисы Л. Ко-лаковского4 о забвении идеалов «Польского Октября»5 и выразил надежду, что судьба реформ, начатых в Чехословакии, окажется более счастливой. Участники собрания демонстративно отвергли умеренный проект и приняли резолюцию, внесенную видным «ревизионистом», литературоведом А. Киевским. В ней, в частности, отмечалось: «В течение длительного времени... усиливается вмешательство властей, осуществляющих руководство культурной деятельностью и творчеством. Такое положение угрожает национальной культуре, тормозит ее развитие»6. В кругах интеллигенции опасались усиления репрессий, тем более что в средствах массовой информации велась кампания против ревизионизма, носителей которого необоснованно отождествляли — в силу национальной принадлежности некоторых из них — с сионизмом.

События в соседней Чехословакии, где по инициативе коммунистической партии развернулась борьба за демократизацию общественно-политического строя, оказали сильное воздействие на польскую молодежь, в среде которой лозунги Пражской весны стали пользоваться популярностью. Студенческий митинг 8 марта 1968 г. в Варшавском университете, ставший началом череды забастовок и волнений, собрал людей самых разных поли-

3 "

Польша в ХХ веке. Очерки политическом истории. М., 2012. С. 703.

4 Лешек Колаковский (1927-2009) — польский философ, писатель и публицист. В 1957 г. стал главным редактором журнала «Studia Filozoficzne»; в 1959 г. возглавил кафедру истории современной философии в Варшавском университете. В 1966 г. в лекции, подводя итоги минувшего десятилетия, подверг критике политику В. Гомулки, которого упрекал в слишком медленном процессе десталинизации, указывал на отсутствие свободных выборов и свободы слова, невозможность контролировать действия правительства. Был исключен из рядов ПОРП и лишен кафедры. После мартовских студенческих протестов 1968 г. ему запретили преподавать, и он был вынужден эмигрировать.

5 «Польский Октябрь» — политические процессы в ПНР в 1956 г., кульминация которых пришлась на 19-24 октября; сопровождались острым противостоянием внутрипартийных группировок в правящей ПОРП, польско-советским противоборством, резким подъемом общественной активности. Завершились сменой партийно-государственного руководства — утверждением на пост первого секретаря ЦК ПОРП В. Гомулки; привели к десталинизации и определенной либерализации режима.

6 Marzec'68: Mi^dzy tragedia a podlosci^. Zbiór dokumentów. Warszawa, 1998. Dok. 22. S. 165.

тических взглядов: это движение было не «за», а «против». Манифестации проходили и в других городах. Уличные столкновения между молодежью и силами правопорядка произошли в Варшаве, Гданьске, Катовицах, Кракове, Люблине, Лодзи, Познани. На одном из собраний был принят документ, наиболее полно отражавший программные постулаты оппозиционных демократических кругов. Авторы документа (Я. Карпиньский, Я. Станишкис и др.) выдвигали требования гражданских свобод: свободы слова, печати, собраний, творчества; полноты информации, участия общества в составлении перспективных планов развития страны; действенной работы органов самоуправления и профсоюзов. Эти требования сочетались с поддержкой эгалитаристских принципов социализма, с требованиями недопущения пауперизации населения7.

Партийные структуры в качестве противодействия выступлениям студентов организовали митинги в поддержку курса В. Гомулки. 14 марта состоялся большой митинг в Катовице, на котором впервые за время мартовских событий с речью выступил член Политбюро ЦК ПОРП и руководитель самой крупной партийной организации в стране Э. Герек8. Выступления молодежи были подавлены, поддержавшая их профессура, особенно еврейского происхождения, уволена.

Реакция Польской католической церкви на мартовские события была запоздалой и по существу пассивной. Ее руководство и духовенство устали от празднования Тысячелетия церкви в 1966 г. и от изнуряющей борьбы с властью в процессе этого празднования. Правда, в марте 1968 г. примас С. Вышиньский обратился с письмом к студентам и направил специальное письмо премьер-министру Ю. Циранкевичу. В нем говорилось: «Резиновая дубинка никогда не является аргументом для свободного общества, она пробуждает самые плохие ассоциации и мобилизует общественное мнение против установленного порядка... Гарантирование гражданам Конституцией ПНР и Декларацией ООН права на честную информацию требует свободы печати, ограничения вмешательства цензуры, объективности в информировании»9.

Антисионистская кампания и волнения марта 1968 г. затронули те общественно-политические ценности, вокруг которых формировалось движение светских католиков — национализм и толерантность в обществе. Поэтому фракция «Знак», выражая мнение клубов католической интеллигенции, приняла два обращения к представителям высшей власти, в которых выступила против официальной позиции руководства страны. Эти

7 Лыкошина Л.С. Гражданское общество в Польше. Теоретические представления и социальная практика. М., 1998. С. 13.

8 Эдвард Герек (1913-2001) — польский политический деятель, в 1957-1970 гг. — первый секретарь Катовицкого воеводского комитета ПОРП; в 1970-1980 гг. — первый секретарь ЦК ПОРП.

9 Е1$1ет X «РоЫае ш1е81^се» сгуН кгуху^у) PRL. Warszawa, 2008. Б. 146-147.

действия, хотя и не перевели светских католиков в разряд явной оппозиции, обострили в конце 1960-х годов взаимоотношения движения «Знак» с властью, что явилось еще одним подтверждением кризиса «октябрьской» общественно-политической модели. Мартовские волнения ускорили процесс идейного сближения различных течений оппозиции, поскольку, во-первых, подтолкнули большую часть «ревизионистской» интеллигенции к переходу из скрытой политической оппозиции к явной, а, во-вторых, продемонстрировали, что у всех ее направлений общий враг — однопартийная диктатура, зависимая от Советского Союза. «В марте 1968 г. — декабре 1970 г. умерли надежды на обновление коммунизма, а с ними умер и ревизионизм», — писал один из лидеров демократической оппозиции Я. Куронь10 спустя несколько лет11.

События марта 1968 г. были сложным явлением, отражавшим кризисные процессы в политической сфере. Это был бунт молодежи против методов осуществления власти, в котором приняли участие и молодые рабочие, и учащиеся средних школ. Эта общность поколения вытекала из факта, что «молодой рабочий и студент конца 60-х годов, эпохи позднего Гомулки, были детьми ПНР, коллегами по школе, друзьями по двору. Они слушали те же песни, ходили на те же самые фильмы, нередко читали те же самые книги (особенно более образованные). Они имели общий культурный код»12.

Однако партия не сделала политических выводов из мартовских событий. Оценивая их на XII пленуме ЦК ПОРП (июль 1968 г.), В. Гомулка главную причину конфликта, выступлений студентов усматривал в действиях оппозиционных сил — ревизионистских и сионистских, стремившихся, по его словам, к подрыву доверия общества к ПОРП. При этом признавалось, что характерной чертой деятельности партии явилась слабость идеологической работы, корни которой усматривались в политической пассивности интеллигенции, особенно гуманитарной, частично — в ее антикоммунистических настроениях. Гомулка придерживался весьма широкого толкования понятия «ревизионизм», утверждая, что оно выходит за строго партийные рамки и выражает антисоциалистические стремления всех правых социальных сил. Ревизионизмом он назвал и позицию католической иерархии, и выдвигавшиеся в среде экономистов идеи реформы с использованием рыночных механизмов. Под флагом борьбы с ревизионизмом развернулась борьба с «сионистскими элементами» — при этом использовался тот факт,

10 Яцек Куронь (1934-2004) — польский диссидент и государственный деятель, выдающийся представитель оппозиции властям ПНР; в 1960-е годы — деятель независимого студенческого движения.

11 Подробнее см.: Волобуев В.В. Политическая оппозиция в Польше. 1956-1976. М., 2009. С.118.

12 O polskim Marcu 1968 roku. Z Jerzym Eislerem rozmawia Barbara Polak // Biuletyn Instytutu Pami^ci Narodowej. 2003. N4. S. 22.

что в числе участников мартовских событий было немало лиц еврейской национальности13.

Впоследствии в литературе отмечалось, в частности, что мартовские выступления студентов 1968 г. были первым массовым протестом молодежи в целом против существовавших в ПНР порядков. Их участники не ставили под вопрос основные принципы социалистического строя, однако, в отличие от молодежных выступлений 1956 г., в них просматривались и некоторые антиэгалитарные акценты14. Мартовские события вызвали брожение в рядах партии, ускорили ожидавшуюся молодежью смену кадров, однако спонтанность действий студентов и их вера в возможность перемен в партии путем давления снизу успеха им не принесли.

В этой обстановке обострилась борьба внутри ПОРП между группами, претендовавшими на занятие ведущих позиций в руководстве. Во главе одной из них, технократической, стоял уже упоминавшийся выше Э. Ге-рек, с именем которого многие связывали определенные достижения в развитии экономики одного из важных регионов Польши — Катовицкого воеводства. Вторую, так называемую «партизанскую группу» возглавлял М. Мочар — тогдашний руководитель министерства внутренних дел. Она выступала за очищение партийного и государственного аппарата от «сионистских элементов», спекулируя на лозунгах «национального единства» и подогревая антисемитские настроения определенной части населения. Достаточно многочисленная часть интеллигенции с антидемократическими и ксенофобскими взглядами и работники партийно-государственного аппарата сознательно участвовали в антисемитской кампании для того, чтобы продвинуться по службе. Основную же часть общества и партии, среди которых существовали антиеврейские предубеждения, сторонники Мочара просто использовали в своих целях. Выступление молодежи стало для них удобным предлогом.

Мартовские события и «кадровая революция» отразили конфликт поколений. Среднее поколение, сформировавшееся во времена ПНР и ограниченное в продвижении по карьерной лестнице ввиду стабилизации ситуации в стране, опираясь на МВД и партийные структуры, стремилось сместить с руководящих постов старшее поколение польских коммунистов, используя тот факт, что многие из них имели еврейское происхождение. Вскоре чистки распространились на СМИ, вузы, Польскую Академию наук и др. За две недели кампании по осуждению сионизма было проведено 1900 партийных собраний. В результате в период между мартом и маем 1968 г. только в Варшаве были смещены со своих постов 483 лица еврейского происхождения, в том числе 365 из министерств и центральных

13

13 Польша в ХХ веке... С. 706.

14 Иояз Ь. 1Ш:е^епс)а роЫка. 1945-1980/ (Postawy 1 zachowania) // Dzieje Najnowsze. 2002. № 1. Б. 89.

ведомств. Мартовские события с неизбежностью повлекли за собой персональные изменения в руководстве ПОРП. Председатель Госсовета Э. Охаб и министр иностранных дел А. Рапацкий утратили свои посты в Политбюро и правительстве, М. Мочар был избран кандидатом в члены Политбюро и секретарем ЦК ПОРП. На посту министра обороны М. Спыхальского сменил поддерживаемый Мочаром и Гереком генерал В. Ярузельский15. Развернулась массовая ротация кадров в высших эшелонах власти. На V съезде ПОРП не были переизбраны в ее руководящие органы 82 человека. В результате в партии возобладали догматические тенденции, которые не могли внести ничего нового ни в деятельность ПОРП, ни в жизнь общества. По словам главного редактора еженедельника «РоИ1ука» М. Раковско-го, МВД превратилось «во второй политический центр страны»16.

Средства массовой информации называли протестующих студентов «банановой», «золотой» молодежью. Лишь еженедельник «РоШука», который имел огромное влияние на польскую интеллигенцию, не принял участия в антиеврейской и антиинтеллигентской кампании. Издание спасла от разгрома «партизанами» личная защита В. Гомулки. Первому секретарю ПОРП с большим трудом удалось прервать антисионистскую кампанию и установить контроль над аппаратом власти. Он сумел добиться временного равновесия в руководстве партии, где ни одна из группировок не получила перевеса. В апреле 1968 г. кампания официально закончилась. Однако остановить падение доверия к себе в обществе Гомулке не удалось, тем более что в январе 1969 г. состоялся процесс над вдохновителями мартовских протестов. Самые большие сроки тюремного заключения среди осужденных — по три с половиной года — получили Я. Куронь и К. Модзелевский.

После мартовских событий власти взяли под контроль и те организации, которые еще пользовались некоторой самостоятельностью. Университетская автономия по существу была ликвидирована. В Закон о высшем образовании были внесены изменения, направленные на ограничение самоуправляемости вузов и возрастание руководящей роли партии в жизни высших учебных заведений. Старая либеральная профессура была отстранена от руководства, ее влияние на научно-преподавательскую деятельность в вузах уменьшилось17.

Известный польский социолог Е. Вятр считает, что мартовские события положили конец либерализации, завоеванной в период «польского Октября». Наступление со стороны «партизан» было предпринято именно против «людей 1956 г.» — сторонников демократизации и независимости от

15 Zambrowski R. Rozwazania o czterdziestoleciu marca-68 // Biuletyn Instytutu Pami^ci Narodowej. 2008. N 3. S. 92.

16 Rakowski M.F. Dzienniki polityczne. 1969-1971. Warszawa, 2001. S. 301.

17 Подробнее см.: Kochanowicz J. Marzec 1968 i zycie intelektualne Uniwersytetu // Marzec 1968. Trzydziesci lat pozniej. Tom 1. Referaty. Warszawa, 1998. S. 133-141.

СССР. В свою очередь, М. Раковский называет мартовские события «малой "большой культурной революцией", которая в области межчеловеческих отношений повернула страну вспять. Партия в разных ее звеньях приняла идеологию антисемитизма и национализма. Имя Польши было серьезно запачкано в Европе и мире.»18, — пишет он.

Март 1968 г. был предупредительным сигналом для власти об ухудшении социально-экономической ситуации и негативных изменениях в общественных настроениях в стране. Однако правящая верхушка ошибочно восприняла это предупреждение, посчитав усмирение протестов своей большой победой.

Начавшаяся в 1968 г. стагнация в развитии народного хозяйства продолжалась, рост реальной заработной платы в 1966-1970 гг. не превышал 2 %, вследствие чего ПНР по экономическим показателям переместилась на последнее место среди стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). На V съезде ПОРП (ноябрь 1968 г.) возможность применения рыночных механизмов в регулировании экономических процессов была отвергнута. Такого рода идеи, которые стали одной из составных частей реформы венгерской экономики, начавшейся в январе 1968 г., назывались «ревизионистскими концепциями некоторых экономистов». Следовательно, и этот съезд не внес принципиальных изменений в социально-экономическую политику ПОРП.

Однако мартовские события 1968 г. оставили глубокий след в польской истории последних десятилетий. Отмечая 50-летие этой даты, Сейм Польши принял специальное постановление, осудившее антиинтеллигентскую и антисемитскую кампанию, начатую коммунистическими властями вследствие студенческих протестов. В нем, в частности, говорилось: «Сейм РП (Республики Польша. — О. М.) выражает уважение всем боровшимся тогда за свободу и демократию, осуждает коммунистических организаторов антисемитских преследований, а также благодарит за солидарность с преследуемыми». В документе подчеркивалось, что Сейм Польши, помня о «драматической судьбе польских евреев, которых коммунистические власти вынуждали покинуть Польшу в 1968 г., решительно протестует против каких-либо проявлений антисемитизма»19.

Мероприятия по случаю 50-й годовщины мартовских событий 1968 г. предусматривали многочисленные встречи, выставки и т.п. Так, на открытии выставки фотографии в Галерее Кордегарда в Варшаве 23 февраля 2018 г. вице-премьер, министр культуры Петр Глиньский подчеркнул, что «Март 1968 г. был общепольским общественным движением против коммунизма.

18 Rakowski M.F. Dzienniki polityczne. 1967-1968. Warszawa, 1999. S. 401.

19 Sejm przyj^l uchwal^ o 50. rocznicy Marca '68 // TVN24 [online]. 06.03.2018. URL: https:// www.tvn24.pl/wiadomosci-z-kraju,3/uchwala-o-50-rocznicy-marca-68-przyjeta-przez-sejm,820163.html (accessed: 06.04.2018).

Другое его измерение — это использование коммунистами антисемитской кампании для политической борьбы». Экспозиция представила каждодневную жизнь людей, которые «попали под колёса истории»20.

События 50-летней давности вспоминали также гости студии TVN24 — проф. Е. Эйслер, проф. П. Спевак, Кш. Топольский и С. Блюмштайн — на встрече 4 марта 2018 г. С. Блюмштайн из <^аге!у Wyborczej» подчеркнул, в частности, что Март 1968 г. был «прежде всего свободолюбивым студенческим порывом», а вся еврейская проблема была как бы «дописана» властями. Он отметил также, что поколение молодых в те годы было «не-революционизированное». «Это были дети со счастливым детством, которые воспринимали ограничения, навязывавшиеся системой, как что-то очевидное, и только Март 1968 г., эта жестокость и фальшь пробудили их». Кш. Топольский напомнил, что в марте 1990 г. обе палаты польского парламента проголосовали за то, чтобы принести извинения всем, кого изгнали из Польши в 1968-1969 гг.21.

Президент А. Дуда на митинге в Варшавском университете 8 марта 2018 г. подчеркнул, что о событиях 1968 г. мы могли бы «смело сказать сегодня, с перспективы 50-ти лет, что это такие сладко-горькие дни, месяцы». «"Сладкий" аспект этого момента, — что были люди, имевшие отвагу сопротивляться коммунистам».

Участвовавший в этих мероприятиях ректор Варшавского университета проф. М. Палыс отметил другое измерение тех событий — «постыдное поведение, человеческие драмы, внезапно прерванные карьеры». Это же подчеркивал президент, говоря о «горьком» Марте 1968 г. и сопутствовавшей ему антисемитской кампании: «Мое поколение не имеет причин просить прощения за то, что произошло в 1968 г. с поляками еврейского происхождения, которые были просто изгнаны из Польши коммунистической властью. Моя Польша не имеет причин просить прощения, но я их прошу простить поляков, простить современную Польшу». «Как жалко и как мне горько, — продолжал президент Дуда, — что вас нет сегодня с нами, что вы являетесь элитой интеллигенции, но в других странах, что являетесь успешными людьми, но в других странах. Честь и хвала героям 1968 г.».

А вице-маршал Сейма М. Кидава-Блоньская добавила, что «мы должны помнить о студентах, которые отважились протестовать, выступая за свободу, за свободу слова, за уважение другого человека, за отмену цензуры... Мы думаем также о тех, кто был вынужден уехать из страны». «Хлеб без свободы не вкусен. Этот лозунг по-прежнему важен», — подчеркнула она.

20 «Marzec '68 byl ogolnopolskim ruchem przeciwko komunizmowi» // TVN24 [online]. 23.02.2018. URL: https://www.tvn24.pl/wiadomosci-z-kraju,3/wystawa-z-okazji-50-rocznicy-wydarzen-macowych-z-1968-roku,817346.html (accessed: 06.04.2018).

21 «Nie ucieklem ze strachu». Wspomnienia o Marcu'68 // TVN24 [online]. 04.03.2018. URL: https://www.tvn24.pl/wiadomosci-z-krajuj3/debata-o-wydarzeniach-z-marca-1968-roku,819683.html (accessed: 06.04.2018).

Об одной из ценностей, за которые боролись студенты в марте 1968 г., говорил на том же мероприятии вице-премьер, министр науки и высшего образования Я. Говин. Это «автономия учебных заведений, отделение их высокой стеной от всех видов политического давления». Он также заверил, что «Польша — родина двух народов, польского и еврейского, никто никогда этой правды из польской истории не вычеркнет»22.

«Бунт первого поколения, родившегося и выросшего в ПНР» — такая характеристика событиям 50-летней давности была дана во время дебатов 7 марта 2018 г. в Варшавском университете. Организаторами дебатов «Март 68 г. Общепольское общественное движение против коммунизма» были Национальный центр культуры и Министерство культуры и национального наследия. Их открыл премьер-министр Матеуш Моравецкий, подчеркнувший, что Март 1968 г. для него лично является «символом дороги к свободе и солидарности, а для поляков, которые боролись за свободу, должен быть поводом для гордости, а не стыда». По его мнению, «на всё, что происходило в марте 68 г., следует смотреть сквозь призму политической, социальной и геополитической ситуации, в которой мы тогда находились. То государство не было независимым. И это нельзя не принимать во внимание. Иначе мы будем иметь дело с мифологией Марта 68 г.», — добавил премьер-министр23.

На эти слова М. Моравецкого отреагировал один из участников событий Марта 1968 г., а в настоящее время главный редактор влиятельной <^аге!у Wyborczej» А. Михник, отметив, что в определенной степени он придерживается того же мнения: гордость могут чувствовать «люди, стоявшие на стороне свободы, национальной традиции, Мицкевича», «писатели, занявшие твердую позицию в этом деле», «значительная часть университетской профессуры», «епископы, выступившие с замечательным письмом в защиту студентов», «студенты, выплюнувшие кляп и сказавшие "нет"». Зато есть повод для стыда всех тех, кто принял участие в антиинтеллигентской травле, добавил он. При этом Михник подчеркнул, что власти ПНР делали это не по рекомендации Советского Союза, и «нельзя переносить ответственность с себя на другую страну»24. Попытке «перенести вину за

22 Prezydent do wyp^dzonych w 1968 roku: co za strata ponosi Polska, ze was dzisiaj z nami nie ma // TVN24 [online]. 08.03.2018. URL: https://www.tvn24.pl/wiadomosci-z-kraju,3/prezydent-do-wypedzonych-w-marcu-1968-roku-wybaczcie,820728.html (accessed: 06.04.2018).

23 Premier: dla Polakow walcz^cych o wolnosc Marzec'68 powinien bye powodem do dumy, a nie do wstydu // TVN24 [online]. 07.03.2018. URL: https://www.tvn24.pl/ wiadomosci-z-kraju,3/morawiecki-marzec-68-powinien-byc-powodem-do-dumy-a-nie-do-wstydu,820504.html (accessed: 06.04.2018).

24 Adam Michnik: nikt si^ nie spodziewal, ze nagle cale pokolenie wypluje knebel // TVN24 [online]. 07.03.2018. URL: https://www.tvn24.pl/wiadomosci-z-kraju,3/adam-michnik-w-tak-jest-o-wydarzeniach-marca-68-i-kampanii-wladz-prl,820513.html (accessed: 06.04.2018).

антисемитские "чистки" на Москву» воспротивилась и посол Израиля в Польше А. Азари, заявив, что «Март 68 г. имел место только в Польше»25.

О явлении «мартовского антисемитизма» говорил и проф. В. Рошков-ский из Института политических исследований Польской Академии наук. «Это была смена поколений в партии, вытеснение более старшего поколения молодыми, "расово чистыми" аппаратчиками, которые шли под лозунгом "теперь мы". Мы должны постоянно повторять, что разные сюжеты Марта были переплетены», — подчеркнул Рошковский.

В ходе дебатов высказывалась идея о смысле отмечать исторические годовщины, в том числе 50-летие Марта. Вице-премьер, министр науки и высшего образования Я. Говин видит его прежде всего в том, чтобы отдать дань жертвам и героям. Он отметил, что в марте 1968 г. «сражались также за свободу и достоинство последующих поколений. Это веха в истории польской свободы»26.

Таким образом, можно сделать вывод, что события 50-летней давности не оставляют равнодушными современных поляков. Участники многочисленных мероприятий подчеркивали в основном два аспекта тех событий — свободолюбивые протесты студенческой молодежи, явившиеся важным этапом в польской истории, и антисемитскую кампанию властей, вынудивших покинуть страну 12-15 тыс. лиц еврейского происхождения, в основном людей науки, искусства, образования.

Литература

1. Волобуев В.В. Политическая оппозиция в Польше. 1956-1976. М.: Институт славяноведения РАН, 2009.

2. Лыкошина Л.С. Гражданское общество в Польше. Теоретические представления и социальная практика / ИНИОН РАН. М., 1998.

3. Польша в ХХ веке. Очерки политической истории / отв. ред. А.Ф. Носкова. М.: Индрик, 2012.

4. Eisler J. "Polskie miesi^ce" czyli kryzys(y) PRL. Warszawa: Instytut Pami^ci Na-rodowej, 2008.

5. Eisler J. Polski rok 1968. Warszawa: Instytut Pami^ci Narodowej, 2006.

6. Hass L. Inteligencja polska. 1945-1980/ (Postawy i zachowania) // Dzieje Naj-nowsze. 2002. № 1.

25 «Polski prezydent przeprasza Zydów za przesladowania w 1968 roku». #Pisz^oPolsce // TVN24 [online]. 09.03.2018. URL: https://www.tvn24.pl/wiadomosci-ze-swiata,2/ zagraniczne-media-o-przemowieniu-prezydenta-piszaopolsce,820809.html (accessed: 06.04.2018).

26 Uczestnicy Marca '68 walczyli takze o godnosc i wolnosc nast^pnych pokolen // TVN24 [online]. 09.03.2018. URL: https://www.tvn24.pl/wiadomosci-z-kraju,3/marzec-68-debata-na-uniwersytecie-warszawskim,820605.html (accessed: 06.04.2018).

7. Kochanowicz J. Marzec 1968 i zycie intelektualne Uniwersytetu // Marzec 1968. Trzydziesci lat pozniej. Tom 1. Referaty / pod red. Marcina Kuli, Piotra Os^ki i Marcina Zaremby. Warszawa, 1998.

8. Marzec '68: mi^dzy tragedy a podlosci^. Zbior dokumentow / wst^p, wybor i oprac. Grzegorz Soltysiak i Jozef St^pien. Warszawa: Profi, 1998.

9. O polskim Marcu 1968 roku. Z Jerzym Eislerem rozmawia Barbara Polak // Biu-letyn Instytutu Pami^ci Narodowej. 2003. N 4.

10. Rakowski M.F. Dzienniki polityczne. 1967-1968. Warszawa: Iskry, 1999.

11. Rakowski M.F. Dzienniki polityczne. 1969-1971. Warszawa: Iskry, 2001.

12. Zambrowski R. Rozwazania o czterdziestoleciu marca-68 // Biuletyn Instytutu Pami^ci Narodowej. 2008. N 3.

References

1. Eisler, J., 2003. O polskim Marcu 1968 roku. Rozmawia Barbara Polak. Biuletyn Instytutu Pamigci Narodowej, 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Eisler, J., 2006. Polski rok 1968. Warszawa: Instytut Pami^ci Narodowej.

3. Eisler, J., 2008. "Polskie miesiqce" czyli kryzys(y) PRL. Warszawa: Instytut Pa-mi^ci Narodowej.

4. Hass, L., 2002. Inteligencja polska. 1945-1980 / (Postawy i zachowania). Dzieje Najnowsze, 1.

5. Kochanowicz J. Marzec 1968 i zycie intelektualne Uniwersytetu. In: Kula, M., Os^ka, P., Zaremba, M. red, 1998. Marzec 1968. Trzydziesci lat pozniej. Tom 1. Referaty. Warszawa, 1998.

6. Lykoshina, L.S., 1998. Grazhdanskoe obshchestvo v Pol she. Teoreticheskiepred-stavleniia i sotsial'naia praktika. Moscow.

7. Noskova, A.F. ed, 2012. Pol'sha vXXveke. Ocherkipoliticheskoi istorii. Moscow: Indrik.

8. Rakowski, M.F., 1999. Dzienniki polityczne. 1967-1968. Warszawa: Iskry.

9. Rakowski, M.F., 2001. Dzienniki polityczne. 1969-1971. Warszawa: Iskry.

10. Soltysiak, G., St^pien, G. red, 1998. Marzec '68: migdzy tragediq apodlosciq. Zbior dokumentow. Warszawa: Profi.

11. Volobuev, V.V., 2009. Politicheskaia oppozitsiia v Pol 'she. 1956-1976. Moscow: Institut slavianovedeniia RAN.

12. Zambrowski, R., 2008. Rozwazania o czterdziestoleciu marca-68. Biuletyn Instytutu Pamigci Narodowej, 3.

DOI: 10.31168/2412-6446.2018.1.2.10

МИЛОШ ЖАНКО - ПОСЛЕДНИЙ ХОРВАТСКИЙ ЗАЩИТНИК БРАТСТВА И ЕДИНСТВА. ИСТОРИЯ ОТЧАЯННОЙ ХРАБРОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ирина Владимировна Руднева -

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, Москва. rudneva17@gmail.com

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, как в условиях разрастания националистических настроений в Социалистической Республике Хорватии в конце 1960-х годов Милош Жанко, один из высокопоставленных хорватских партийных деятелей, мужественно выступил против опасных для региона и страны в целом тенденций. На страницах газет и журналов, на партийных съездах он вступил в жесткую полемику с хорватскими националистами, изобличая их коварные замыслы и отстаивая идею братства и единства. Однако М. Жанко не предполагал, насколько глубоко укоренилась и окрепла националистическая идеология, на каком высоком уровне она находит поддержку и какую цену придется заплатить тому, кто осмелится ей противостоять.

Ключевые слова

Социалистическая Республика Хорватия, национализм, массовое движение, Ми-лош Жанко, И. Броз Тито, Югославия.

The last Croatian defender

of rotherhood and unity - Milos Zanko. A story of desperate courage and political responsibility

Irina V. Rudneva -

PhD, Senior Researcher,

Institute of Slavic Studies,

Russian Academy of Sciences, Moscow.

rudneva17@gmail.com

Abstract

The article examines the issue of how, under the conditions^ of growing nationalism in the Socialist Republic of Croatia in the late 1960s, Milos Zanko, one of the Croatian leaders, bravely opposed the political trends, which threatened both the region and his country. In the newspapers and magazines, at the Party congresses, he entered into harsh polemics with Croatian nationalists, who were exposing their insidious schemes and defending the idea of brotherhood and unity. However, Zanko did not anticipate how deeply nationalist ideology was rooted and how strong it was in Croatia, at what a high level of the establishment this ideology was supported, and what price the person who was daring to oppose it would have to pay.

Keywords

Socialist Republic of Croatia, nationalism, mass movement, Milos Zanko, Josip Broz Tito, Yugoslavia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.