Научная статья на тему 'Воссоединение Крыма с Россией: социальноисторические, политические и социокультурные предпосылки, задачи и перспективы'

Воссоединение Крыма с Россией: социальноисторические, политические и социокультурные предпосылки, задачи и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Горшков Михаил Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воссоединение Крыма с Россией: социальноисторические, политические и социокультурные предпосылки, задачи и перспективы»

ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

ВОССОЕДИНЕНИЕ КРЫМА С РОССИЕЙ: СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Горшков Михаил Константинович, председатель Оргкомитета Первого Крымского социологического форума, директор Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, академик Российской академии наук

Актуальность проблемы реинтеграции Республики Крым в экономическое, политическое и социокультурное пространство России заключается в том, что Крым, находившийся в составе Украины с 1954 г., вошел в ее состав сравнительно недавно, и почти четверть населения Республики Крым помнит его особый статус при СССР.

Крым всегда относился к числу миграционно-активных регионов. Процессы депортации ряда этносов Крыма и их возвращения на родную землю, процессы заселения Степного Крыма выходцами из других регионов Украины, стремление потенциальных пенсионеров, особенно военных из числа россиян, дослужить в Крыму и остаться здесь навсегда - все это не могло не повлиять на динамику этнического состава населения Крыма.

Социально-демографическая структура населения полуострова, в которой едва ли не полмиллиона человек составляют пенсионеры с особой исторической памятью, предполагает смещение спектра межэтнических отношений «влево», к временам «единой семьи народов».

Кроме того, территории Крыма существенно различаются по целому ряду признаков - людности, демографической и этнической структуре, характеру занятости населения, включая «сезонную безработицу», природно-климатическим условиям, степени урбанизации и т.п. Все это предполагает сложности процесса реинтеграции РК в экономическое, политическое и социокультурное пространство России, а, следовательно, нуждается в качественном социологическом мониторинге и анализе.

Именно поэтому Федеральным научно-исследовательским социологическим центром РАН и было принято решение о создании Крымского филиала, который объединил бы в своих рядах ведущих социологов полуострова.

Перед коллективом филиала была сформулирована сложная исследовательская цель, которая включала в себя разработку

3

методологической и методической модели цикла исследований этносоциальной, этнокультурной и социально-демографической специфики региона, анализ институциональных и неформальных политических и экономических практик в системе межэтнических отношений, анализ исторической памяти молодежи в контексте формирования гражданской идентичности в полиэтническом и поликонфессиональном регионе и т.д..

Важным аспектом работы филиала должно стать обобщение результатов исследований в рамках социологической экспертизы региональной политики Республики Крым и формирование массива эмпирических данных по Республике Крым за период 2018 - 2021 гг.

Учитывая сложности вхождения Крыма в полиэтнический социум Большой России, достижение цели, сформулированной выше, предполагает решение следующих задач:

1. Мониторинг вхождения населения Республики Крым в политико-правовое пространство России; анализ формирования электорально-правовой культуры крымчан; изучение и развернутая характеристика электорального поля Крыма (в целом и по регионам) в преддверии выборов 2019 года.

2. Анализ адаптации экономически активного населения Крыма к новым экономическим условиям хозяйственной деятельности.

3. Анализ гуманитарной политики Республики Крым, в контексте которой предполагаются:

- маргинализация, культурно-политическая изоляция и социальная нейтрализация дестабилизирующих элементов, спекулирующих на этнических и языковых проблемах;

- ускоренная интеграция нейтральных слоев крымскотатарского и украинского населения Крыма во все аспекты жизни населения России;

- включение заинтересованных граждан украинской и крымскотатарской национальности в совместное историческое творчество Российской государственности.

4. Мониторинг обновления образов исторической памяти крымскотатарского народа, других народностей Крыма, формирование современных элементов крымской культуры под лозунгом «Наше единство в многообразии».

5. Социологические сопровождение социальной стабилизации Крыма через обеспечение культурной гегемонии со стороны носителей идеологии современной российской государственности. При этом данная гегемония не должна подаваться как гегемония «старшего брата», поскольку с 1954 года крымский полиэтнический социум впитал в свой менталитет стереотип «свой ^ чужой», и вряд ли будет исключен из психологии крымчан, которым

4

придется выстраивать новую систему отношений триады «Россия ^ Крым ^ Украина».

6. Участие в выработке технологии управления информационно-коммуникативным пространством через индивидуализацию воздействия, активную режиссуру событий в противовес рефлективно-реакционной, инициируемой Украиной. Специфика современной социальной среды предполагает конструктивно-созидающий характер аналитики управляющего субъекта - поэтому имеет смысл развивать элементы новой коммуникативной культуры в среде крымских интеллектуалов и лидеров общественного мнения.

7. Экспертная деятельность в подборе и подготовке кадров для управляющих структур различного уровня (Совет Министров, Министерство информационной политики, Министерство труда и социальной защиты и др.).

8. Анализ контекстов различного уровня (мониторинг общественного мнения) вокруг отдельных виртуальных событий и работа с ними.

9. Инициирование и проведение семинаров, конференций, рабочих групп, с привлечением профильных специалистов из разных сфер общественной жизни. Привлечение к работе таких форумов молодежи и, в первую очередь, молодых работников сферы образования.

Формулируя основную цель и задачи, которые мы ставили перед Крымским филиалом ФНИСЦ РАН, мы понимали, что никакая социальная проблема не существует сама по себе, а предусматривает своего носителя — определенное социальное сообщество. Объект исследования характеризуется количественно, структурно и с точки зрения его пространственно-временной определенности. В нашем случае - это Республика Крым, как пространственное, экономическое, социальное, политическое и

социокультурное образование.

Учитывая сложный этнический и конфессиональный состав населения Республики Крым, необходимость преодоления перекосов, доставшихся в наследство от пребывания Крыма в составе Украины, а также принимая во внимание геополитический аспект расположения Крыма, его пограничный статус, назрела необходимость получения оперативных научных данных по самым разнообразным вопросам жизни полуострова.

Речь идет о межэтнических и межконфессиональных отношениях в Республике Крым, о природе возможного возникновения конфликтов, о факторах проявления экстремизма и о других важных и актуальных темах и направлениях, результаты анализа которых могут стать аргументированной основой принятия управленческих решений, научной базой для решения многих социальных, политических, экономических и социокультурных проблем Крыма.

5

Еще раз обращаю Ваше внимание на то, что за весь «украинский» период Крыма, несмотря на наличие мощных вузов, располагающих высококвалифицированными специалистами, в регионе не было подготовлено ни одного социолога, ни одного социального работника, а все исследования отдавались на откуп киевским «варягам». А ведь российскоцентричный Крым был буквально занозой во лбу украинских националистов.

После исторического выбора в 2014-м году общество Крыма вступило в новый период своего развития, и в силу исторических обстоятельств сталкивается с необходимостью решения множества разноуровневых практических проблем и решения задач дальнейшего развития. Решить эти проблемы может полномасштабная реализация Федеральной целевой программы развития Крыма. Это понимают наши противники и пытаются самыми различными методами - от экономических диверсий до использования «черной пропаганды» - затормозить выполнение программы, обеспечивая отрицательное отношение к ней части населения Крыма.

Понимая, что выполнение Федеральной целевой программы не может ограничиваться сугубо материальными или экономическими показателями, мы убеждены, что параллельно с этими процессами должно происходить качественное обновление взаимодействия различных социальных групп в контексте новой для Крыма политической и социальной модели, представляющей в пространстве Российской Федерации целостное уникальное социально-историческое образование.

Задача реинтеграции социума, несколько десятилетий находившегося в составе другого государственного образования, предполагает актуализацию социальных связей в сообществе народов России, нахождение своего места в братской семье исторически сложившегося «большого социума» страны.

Задача, стоящая перед Крымом на уровне международных отношений, предполагает стабилизацию, сохранение и обновление традиционных связей имеющихся между различными социальными группами Крыма (прежде всего этническими общностями) и культурно близкими сообществами других государств, где проживают народы - исторически и культурно им близкие. Социально-культурные связи крымских татар, армян, греков, болгар, других национально-этнических групп, требуют не только сохранения, но и изменения и обновления в контексте новых национально-государственных и международных реалий.

Все эти социально-практические задачи делают актуальными и требуют решения целого ряда проблем, которое возможно только на базе создания полноценной базы первичной социологической информации.

6

Таким образом, еще раз подчеркну, что сегодня Крыму нужна своя социология, представленная вновь созданным Крымским филиалом Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. Первым масштабным мероприятием, проводимым филиалом, должен стать Первый Крымский социологический форум «Состояние и проблемы социокультурной интеграции Крыма в Россию». Организаторами форума выступают: Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, Российское общество социологов, Правительство Республики Крым, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Южнороссийский филиал Федерального социологического центра Российской академии наук и Крымский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН.

По окончании форума, 29 мая - 2 июня 2018 года будет организована и проведена Школа молодого социолога «Изменяющаяся социальная реальность и жизненные практики россиян в посткризисном обществе» под руководством профессора Волкова Ю.Г.

За четыре года, прошедших после воссоединения Крыма с Россией, на Крымском полуострове состоялось немало значимых мероприятий и событий. А совсем недавно на глазах крымчан и граждан всей России, а без преувеличения, можно сказать, и мирового сообщества, вслед за воссоединением произошло еще одно событие поистине исторической значимости: открытие Крымского моста через Керченский пролив. Это - не только эпохальное событие, вызвавшее у всех россиян чувство гордости за страну, но и событие, которое имеет огромное социально-экономическое значение для Крыма, для его интеграции в материковую структуру.

Но, как мы знаем, есть мосты дорожные, инфраструктурные, а есть -духовные, коммуникативные, в том числе работающие на связку научного взаимодействия и сотрудничества. И в этом отношении мы очень надеемся, что Первый Крымский социологический форум станет мостом, скрепляющим и консолидирующим профессиональное социологическое сообщество России.

На Форуме, в котором принимают участие социологи, политологи, историки, экономисты и представители других отраслей социогуманитарного знания из многих регионов страны, предстоит обсудить ключевые проблемы интеграции Крыма в Российскую Федерацию, пути и средства консолидации крымского сообщества в целях его динамичного социально-экономического и социокультурного развития.

В работе форума и Школы молодого социолога принимают участие более 200 социологов из Российской Федерации. Представлены ученые

7

сообщества Москвы, Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Томска, Ялты, Керчи, Евпатории и других городов нашей большой Родины. В работе Форума участвуют исследователи из Алма-Аты (Казахстан), Киева (Украина), а иностранное участие представлено делегацией из Чехии (Прага) и Польши (Пшемысл).

В заключение хотел бы пожелать Форуму плодотворной работы, творческих успехов, научных открытий и находок, которые послужат дальнейшей интеграции Крыма в Россию.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.