УДК 316.4
ВОССОЕДИНЕНИЕ КРЫМА С РОССИЕЙ: ПРОБЛЕМАТИКА ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Вагина В.О.,
стажер-исследователь Лаборатории исследования и экспертизы социальных практик на Юге России Института социологии и регионоведения ЮФУ,
магистрант Института социологии и регионоведения ЮФУ, г. Ростов-на-Дону;
Пантелеев В.Г.
Аннотация. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией существенно повлияло на состояние защищенности национальных интересов нашей страны. Можно констатировать, что в сфере международной политики сформировался так называемый «крымский вопрос», который превращается в один из приоритетных факторов, определяющих уровень национальной безопасности России в XXI столетии. Крым на длительное время оказался в эпицентре интересов главных геостратегических игроков, что привлекает к нему особое внимание мирового сообщества.
Ключевые слова: мировая политика, санкции, референдум, Республика Крым, регион, геополитическая реальность, русский мир, международные отношения, консолидация, интеграция.
Воссоединение Крыма с Россией, которое произошло в марте 2014 года, - событие исторического масштаба. И оно влечёт за собой ряд определённых значимых последствий. В их числе не только восстановление исторической справедливости, увеличение территории и населения страны, сохранение геополитически важной базы русского флота. И последствия не исчерпываются содействием соотечественникам, находящимся в сложном положении. Воссоединение Крыма и России включает в себя все это. Но всё же ключевым остаётся событие возвращения России в большую мировую политику. Теперь уже не на словах, а на деле. И это признали все ведущие мировые игроки.
Санкции США и Евросоюза есть не что иное, как признание нового статуса России. Ведь даже в 2008 году, во время и после кризиса в Южной Осетии, практически никаких санкций не было введено. Хотя в Осетии шли настоящие боевые действия, которые вела российская армия для того, чтобы принудить к миру вторгнувшегося агрессора. В противоположность этому,
казалось бы, присоединение Крыма - это первый шаг к воссоединению бывших постсоветских республик и созданию могущественной державы.
Но с другой стороны, именно это событие обострило отношения между Россией и Украиной, а также отношения с мировыми лидерами, такими как США и страны ЕС, что возможно приведет к негативным экономическим последствиям для России. В итоге референдума, прошедшего на территории Крыма, за реинтеграцию республики в состав России проголосовало 96,77 %.
Сегодня Крым - камень преткновения между Россией и Украиной. В этот спор, как мы знаем, вмешались также внешние участники, США и государства-члены ЕС, которые не признают акт воссоединения Крыма с Россией, квалифицируя его как аннексию.
Крым играет особую роль в русской истории, а также является уникальным регионом в исторической перспективе. Полуостров в древности был северным форпостом античного мира. Здесь в VI веке до нашей эры была основана греческая колония Херсонес Таврический. Предки восточных славян поддерживали многосторонние контакты с греками и Херсонес географически был важнейшим связующим звеном в этих контактах. Позднее Херсонес попал под влияние Древнего Рима. Именно через Херсонес, согласно преданию, лежал путь святого апостола Андрея Первозванного, который первым проповедовал Слово Божие в тех землях, на которых впоследствии возникла Русь. Так же в Крыму во времена правления императора Траяна (рубеж 1-11 веков нашей эры) мученическую кончину принял предстоятель Римской церкви, ученик апостола Петра, папа Климент, который широко почитается русскими православными верующими.
Позднее Крым стал форпостом Византийской Империи в северном Причерноморье. Для русской цивилизации это имело определяющее значение, поскольку именно от Византии Русь, как и многие другие славянские народы, восприняла свет Христовой Истины. По преданию, в Херсонесе были славянские учители - равноапостольные Кирилл и Мефодий. Наконец, в Херсонесе, согласно церковному преданию и историческим свидетельствам, принял крещение русский киевский князь Владимир, ставший крестителем всея Руси.
Этнический состав населения Крыма всегда отличался особым многообразием. Важную роль в истории Крыма, до момента его вхождения в состав России в XVIII веке, сыграли греки, готы, хазары, армяне, генуэзцы, татары.
События, произошедшие в конце 2013 - начале 2014 года, стали катализатором ситуации, которая назревала на протяжении двух предшествующих десятилетий нахождения Крыма в составе Украины.
91
Крымчане внимательно следили за событиями в Киеве и делали соответствующие выводы. Было очевидно, что главной ударной силой «майдана» были именно радикалы-националисты. В конце февраля 2014 года возникла ситуация безвластия, когда центральные органы власти и, в особенности, силовые структуры полноценно не функционировали, тем самым предоставив вооруженным радикалам возможность захвата власти путём совершения государственного переворота, в результате которого президент Украины был вынужден спешно покинуть страну и переехать в Россию. Именно при этих обстоятельствах Президент России Владимир Путин принял решение о том, чтобы встать на защиту населения Крыма.
16 марта 2015 года в Крыму состоялся референдум, который прошёл в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами. В голосовании приняло участие более 82 процентов избирателей. Более 96 процентов высказалось за воссоединение с Россией. Объявляя о своей независимости, назначая референдум, упомянул в выступлении Владимир Путин, «Верховный Совет Крыма сослался на Устав Организации Объединённых Наций, в котором говорится о праве нации на самоопределение». К слову, и сама Украина, объявляя о выходе из СССР, сделала фактически то же самое. На Украине воспользовались этим правом, а крымчанам в нём отказывают.
Кроме того, крымские власти опирались и на известный косовский прецедент, созданный нашими западными партнёрами, что называется, своими собственными руками: в ситуации, абсолютно аналогичной крымской, отделение Косово от Сербии было признано легитимным, демонстрируя, что никакого разрешения центральных властей страны для одностороннего объявления независимости не требуется.
Абсолютно очевидно, что волеизъявление жителей самого Крыма, как и его воссоединение с Россией - торжество исторической справедливости. Верующие православные видят в этом акте проявление промысла Божьего, поскольку подписание указа Президента России Владимира Путина произошло в день поминовения святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского, уроженца и небесного покровителя Крымского полуострова.
Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией существенно повлияло на степень защищенности национальных интересов нашей страны. Можно констатировать, что в сфере международной политики сформировался так называемый «крымский вопрос», который превращается в один из приоритетных факторов, определяющих уровень национальной безопасности России в XXI столетии.
92
Можно без преувеличения сказать, что, как и 160 или 70 лет назад, в настоящее время всё внимание России и мировой общественности приковано к Севастополю и Крыму. Легендарный город-герой и, не менее легендарная Республика Крым, в очередной раз встали на защиту русского мира и, по большому счёту, российской государственности. Не подчинившись самопровозглашенному руководству Украины, пришедшему к власти в результате вооруженного переворота, Республика Крым и город-герой Севастополь подняли российский флаг.
21 марта 2014 года по итогам состоявшегося ранее, 16 марта, референдума в г. Севастополе и на территории Республики Крым были образованы два новых субъекта Российской Федерации в составе 9-го федерального округа - Крымского.
В результате сложилась новая геополитическая ситуация. Россия фактически вернулась в акваторию Чёрного моря в качестве полноправного субъекта международных отношений, с мнением и позицией которого придется считаться по всем региональным вопросам, в том числе и вопросам безопасности, экономической деятельности, мореплавания и т.д. Открываются и новые возможности для социально-экономического развития Крымского федерального округа и Российской Федерации в целом, а также для отдыха и туризма, которые должны прийти на смену военному туризму, осуществлявшемуся под эгидой НАТО и, в первую очередь, ВМС США. С этой позиции, конечно же, можно понять едва ли не истеричную реакцию руководства этих структур на воссоединение Крыма и Севастополя с Россией.
Столько сил и средств было вложено по вовлечению Украины в НАТО, освоению ее военной инфраструктуры, созданию положительного имиджа Североатлантического альянса среди украинского населения и другим аналогичным акциям. Курортные зоны Крыма, например, были увешаны билбордами «НАТО + Украина = безопасность». В Севастополе был открыт филиал всеукраинской организации «Содействие НАТО». И вдруг в одночасье перспектива закрепиться в стратегически значимом регионе Черного моря - в Крыму - для США и НАТО превратилась в недостижимую цель.
Социально-политически реальным является то, что самым разделенным (дисперсным) народом в мире оказался русский народ: более 25 миллионов русских проживают за пределами России. При этом в эту цифру не входят наши соотечественники других национальностей, которые в новых независимых государствах относят к категории русскоговорящих. Из них порядка двух миллионов - в Крыму и Севастополе.
93
Сама по себе передача Крыма и Севастополя в состав Украины, оформленная решением заседания Президиума ЦК КПСС 25 января 1954 года (п.11 протокола №49), являлась проявлением незаконного, неправомерного решения судьбы жителей этих регионов России. Это был своеобразный «подарок» ЦК КПСС ЦК Компартии Украины в ознаменование 300-летия Переяславской рады, принявшей решение об объединении территории Украины, находящейся под властью запорожских гетманов (Гетманщины) с Россией.
Юридически это было оформлено Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» от 5 февраля 1954 года.
После вхождения Крыма в состав Украинской ССР и после того, как Украинская Советская Республика, к которой в начале 20-х гг. большевики присоединили несколько русских областей (две из которых после объявления о своей независимости от Киева подверглись вооруженной агрессии ВСУ), стала независимым государством, русские по-прежнему представляли этническое большинство среди жителей Крыма: из 2 миллионов 200 тысяч жителей Крымского полуострова - почти полтора миллиона русских, 350 тысяч украинцев, которые преимущественно считают русский язык своим родным языком, и порядка 290-300 тысяч крымских татар. При этом русское этническое большинство было вынуждено жить под постоянным давлением. Как мы знаем, после распада Советского Союза на Украине последовательно укреплял свои политические позиции этнический национализм, причем зачастую в самых крайних и радикальных его формах. Это обстоятельство усугубило протестные настроения жителей Крыма.
Можно только удивляться, о каком «европейском выборе» Украины может идти речь, когда в этой стране героизируются пособники нацистов, устанавливаются им памятники, а также прославляются организации, повинные в преступлениях против человечности, совершенные в годы Второй мировой войны.
Важно подчеркнуть молниеносный, и даже взрывной характер исторического возвращения Крыма в состав России в знаменитые сегодня на весь мир дни Крымской весны. Все прошло настолько стремительно и без единого выстрела, что никто тогда не думал о трудностях будущей интеграции Крыма в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации. Более того, абсолютное большинство крымчан восприняли эти события как возвращение домой. А дома, как известно, и стены помогают. Поэтому подсознательно крымчане как бы заранее готовили себя к трудностям переходного периода, понимая их временный характер.
94
Никто из них не сомневался в возможностях российского государства по выполнению взятых им обязательств перед жителями полуострова.
Собственно, так оно и получилось. Крымчане с пониманием и терпением переносят все трудности переходного периода, не испытывая при этом ни малейших разочарований в своем историческом выборе на Всекрымском референдуме. Это основополагающий вывод, которым нужно руководствоваться при характеристике особенностей и рисков, определяющих процесс интеграции Республики Крым в российское государственное пространство.
Лучшим доказательством к сказанному является высочайший уровень консолидации крымского сообщества вокруг имени Президента Российской Федерации. Все социологические опросы демонстрируют поддержку Владимира Владимировича Путина на уровне не ниже 93-94 процентов опрошенных крымчан. Постоянно высокой остаётся поддержка крымчанами и Главы Республики Крым и Председателя Государственного Совета. Всё это также свидетельствует о высокой степени готовности подавляющего числа жителей Республики терпеливо сносить трудности переходного периода, которые не вступают в противоречие с их историческим выбором в пользу воссоединения с Россией.
Таким образом, Крым на длительное время оказался в эпицентре интересов фигур на геостратегической арене, что привлекает к нему особое внимание мирового сообщества. А также накладывает особого рода ответственность за положение здесь дел, как на Российскую Федерацию в целом, так и, в первую очередь, на руководство Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Не забывая при этом, разумеется, о мере ответственности всего российского общества и его органической части в лице крымского сообщества.
По сути дела Крым превратился в прифронтовую зону особой ответственности в столкновении геостратегических интересов Запада и России, где Украине отведена роль буфера по недопущению их прямого военного столкновения. Во всяком случае, по состоянию на текущий момент. Уже только это придёт Крыму особый статус в продвижении стратегии и темпов его интеграции в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации. Такой статус, прежде всего, предполагает соблюдение специального режима управления при осуществлении комплексного подхода к реализации комплекса интеграционных мероприятий переходного периода.
Естественно, что такой переходный статус кроме защитной функции крымских интересов несёт также целый ряд сопутствующих рисков при их
95
непосредственной реализации. Большинство таких рисков является следствием инерционного влияния на психологическое состояние крымчан политико-правовой ситуации на Юго-Востоке Украины в сочетании с инфраструктурной зависимостью полуострова при разрыве сложившихся связей с украинским материком. Всё-таки 23 года пребывания в составе Украины не прошли бесследно для формирования у населения полуострова определенных психологических стереотипов зависимости от украинского государства, которые проявились в навязывании автономии соответствующей этим стереотипам экономической модели в её развитии.
В число таких политических рисков, прежде всего, входит неопределенность развития крымско-татарского фактора. К сожалению, на сегодня ни у федерального центра, ни у крымского руководства нет четкого понимания путей интеграции крымских татар в политико-правовое пространство Российской Федерации. Между тем неприятие новых исторических реалий в крымско-татарской среде не только не смягчается, но и в определённом смысле ужесточается.
Понадобится определённое время, прежде чем в российском Крыму в противовес проукраинской политике прежнего состава меджлиса, бессменными лидерами которого были Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, сформируется новая крымскотатарская элита, которая сумеет принять новые исторические реалии и выстроить адекватную линию интеграции своего народа в государственное пространство Российской Федерации. Важно чтобы федеральный центр и крымское руководство создали благоприятные условия для практической реализации этой цели. Успех предприятий подобного характера позволит максимально минимизировать риски крымскотатарского фактора.
Следующий «пакет рисков» для успешной интеграции Республики Крым в государственное пространство Российской Федерации лежит в плоскости инерционного влияния инфраструктурной зависимости полуострова от материковой части Украины. Речь идёт о привычных поставках с материка Украины электроэнергии, угля, днепровской воды и продовольствия. К этому также следует добавить блокаду со стороны Украины исторически сложившихся транспортных коридоров, по которым помимо грузовых перевозок осуществлялись перевозки пассажирские. К сожалению, нынешняя ситуация на Юго-Востоке Украины не способствует разблокированию транспортных коридоров, что негативно сказывается на объёмах поставок в Крым многих видов традиционных товаров, а также на снижении прежних пассажиропотоков. Но стоит отметить, что проделана
96
большая работа - Крым уже не зависит от Украины и посредством Крымского моста полностью налажена транспортная связь с Россией.
Стратегической целью пришедших ныне к власти в Украине националистических сил по отношению к Крыму является их неуёмное желание сделать неподъёмным для России содержание полуострова за счет государственного бюджета. Подобная стратегия не лишена определённого смысла и требует от России принятия адекватных сложившейся ситуации ответных мер.
Как бы там ни было, но процесс интеграции Крыма в российское пространство создаёт новые смыслы в поиске ответных мер на внешние вызовы и угрозы, вызванные историческим возвращением полуострова в состав Российской Федерации. Важно, чтобы этот процесс способствовал усилению военно-политической мощи России, а не ослаблял её экономические возможности как внутри страны, так и на международной арене. Именно с этих позиций рассматриваются особенности и риски интеграции Крыма в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации.
Литература:
1. Чигрин В.А., Харабуга В.В. Ситуация в Крыму и формирование исторической памяти общества // Вестник Института социологии. 2015. № 4 (15). С. 24-34.
2. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник, под ред. Е.Ф. Прокушева. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 527 с.
3. Роль и значение воссоединения Крыма с Россией. Круглый стол (17 марта 2015 г.) / Под редакцией П.А. Меркулова. - Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2015. - 192 с.
97