Научная статья на тему 'Воссоединение Крыма с Россией: причины и геополитические последствия'

Воссоединение Крыма с Россией: причины и геополитические последствия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5203
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ВОССОЕДИНЕНИЕ / КРЫМ / GEOPOLITICAL TENSION / REUNION / CRIMEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ожегова Л.А., Сикач К.Ю., Ожегов А.Ю.

В статье рассматриваются основные причины и геополитические последствия событий весны 2014 года воссоединения Крыма с Россией. Определены доминанты развития Крыма в соответствии с ФЦП «Социально-экономическое развитие Крыма и г. Севастополя до 2020 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reunion of Crimea with Russia: causes and GEOPOLITICAL CONSEQUENCES

The article examines the main causes and geopolitical consequences of the events of the spring of 2014 the reunification of the Crimea with Russia. The dominants of the development of Crimea in accordance with the Federal Target Program "Social and economic development of the Crimea and the city of Sevastopol until 2020" are determined.

Текст научной работы на тему «Воссоединение Крыма с Россией: причины и геополитические последствия»

Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 4 (14). Вып. 3. 2018 г. С. 389-394.

Воссоединение Крыма с Россией: причины и геополитические последствия_

1,2Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Российская Федерация, г. Симферополь

3Физико-технический институт (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Российская Федерация, г. Симферополь

e-mail: 1luda-ojegova@rambler.ru, 2sikach89@gmail.com, 3 sojegov@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные причины и геополитические последствия событий весны 2014 года - воссоединения Крыма с Россией. Определены доминанты развития Крыма в соответствии с ФЦП «Социально-экономическоеразвитие Крыма и г. Севастополя до 2020 года».

Ключевые слова: геополитическая напряженность, воссоединение, Крым.

Введение

В марте 2014 года, когда Крым воссоединился с Россией, геополитические процессы вышли на новую стадию развития. Рост геополитической напряженности, обострение отношений между Россией с одной стороны и западным миром в лице США и Европейского Союза с другой требует анализа основных причин и последствий вхождения Крыма в состав Российской Федерации. Эти важнейшие вопросы современной геополитики нашли отражение в работах географов-обществоведов и представителей других общественных наук: Воронина И. Н., Швец А. Б., Киселева С. Н., Баранова А. В. и других.

Воссоединение Крыма с Россией активно используется антироссийскими силами как удобный повод безосновательно обвинять Россию в агрессивной политике по отношению к странам-соседям, нарушении мира и стабильности в регионе. Экономические и политические санкции со стороны западных стран и их сателлитов в отношении России не только не отбросили назад ее экономику, но, наоборот, укрепили уверенность в правильности своего выбора. В Европе же, активно поддерживающей санкционное давление, наоборот, наблюдается устойчивый политический кризис. Целью данной статьи является обобщение причин и анализ последствий присоединения Крыма к России.

Результаты и обсуждение

Распад в 1991 году СССР и появление на карте мира новых государств (бывших советских республик) привел к созданию цивилизационного блока, центром которого стала Российская Федерация. В декабре 1991 г. Россия, Украина и Беларусь основали Содружество Независимых Государств (СНГ), в рамках которого осуществляется

УДК 911.3 Ожегова Л. А.1 Сикач К. Ю.2 Ожегов А. Ю.3

регулирование сотрудничества между бывшими республиками СССР, сохранившими еще на долгие годы тесные связи с Россией.

Для России постсоветский этап ознаменовался не только социально-экономическим, но и политическим кризисом. Страна пережила резкий экономический спад, бедность, парад суверенитетов, две чеченские войны (19941996 гг., 1999-2009 гг.), дефолт 1999 года. Нарастание проблем внутри российской экономики и отсутствие заинтересованности в активном политическом, социокультурном, экономическом присутствии в бывших братских республиках неотвратимо привели к доминированию в рамках СНГ центробежных сил. Бывшие республики стали все больше отдаляться от России, которая в период острейшего социально-экономического кризиса не могла не то, чтобы помогать другим союзным государствам, но и эффективно развиваться сама. На постсоветском пространстве начал стремительно расти уровень национализма, что в конечном счете привело к волне «цветных революций». «Революция роз» в 2003 году в Грузии и «оранжевая революция» в Украине в 2004 году привела к власти прозападных президентов. А «тюльпановая революция» 2005 г. и «дынная революция» 2010 г. в Киргизии, «сиреневая революция» в 2009 г. в Молдове уже сопровождались человеческими жертвами. Все это создавало множество очагов напряженности на российских границах и составляло угрозу национальной безопасности.

10 февраля 2007 года на Мюнхенской конференции по безопасности президент В. В. Путин впервые прямо и жестко обозначил позицию России по ключевым вопросам международной политики, обозначив тем самым начало активной внешней политики Российской Федерации, направленной на защиту национальных интересов. Речь российского лидера имела огромный резонанс и вызвала критику со стороны западного мира. Однако процессы трансформации сложившегося в 90-е годы мироустройства уже было не остановить. Следующим шагом в обострении ситуации в мире стал российско-грузинский конфликт августе 2008 г. в связи с событиями в Южной Осетии.

Однако решающее влияние на дальнейший рост геополитической напряженности в мире и обострение взаимоотношений России с Западом оказал украинский кризис 2013-2014 гг. и последовавшая за ним «Крымская весна». Украина - географически уникальная страна, которая столетиями являлась местом столкновения геополитических интересов крупных государств. «Украина - это расколотая страна, с двумя различными культурами. Линия разлома между цивилизациями, отделяющая Запад от православия, проходит прямо по ее центру вот уже несколько столетий», - писал С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций» в 1996 году [1]. Эта линия разлома формировалась столетиями, но реальный раскол в Украине произошел только в конце 2013 года. Именно тогда президент Украины В. Янукович отказался подписать соглашение об ассоциации с ЕС как не соответствующее национальным интересам страны и назвал приоритетным развитие экономического сотрудничества с Россией.

Последовавший вслед за массовыми протестами населения и столкновениями с силами правопорядка государственный переворот привел к потере Украиной Крыма и части Донбасса. Поворотным моментом в истории Крыма стал день 16 марта 2014 года, когда на референдуме (явка составила 82,71 % с учётом Севастополя) за воссоединение Крыма с Россией проголосовали 96,77 % крымчан и 95,6 % севастопольцев. С момента подписания соответствующего межгосударственного

договора 18 марта 2014 года Республика Крым и город Севастополь являются частью России.

Смысл Крыма для России в том, что древняя земля Тавриды - колыбель русского Православия [2]. Для России Крым - не только сакральное место, где находятся важнейшие памятники истории России и символы русской духовности, но, прежде всего, стратегически важная территория, контроль над которой обеспечивает не только доминирование в Северном Причерноморье, но и национальную безопасность всей страны.

О последствиях воссоединения Крыма с Россией как для Крыма, так и для России спорят уже не первый год. Они довольно многоаспектны и зачастую противоречивы. На поверхности - территориальный и демографический аспекты последствий. Так, Россия не просто увеличила свою площадь почти на 27 тыс. км2. Россия вернула в свой состав неповторимую по своим природно-климатическим особенностям и рельефу территорию с разнообразными рекреационными ресурсами, уникальным географическим положением, богатым культурно-историческим наследием, уникальным экономическим, научным и военным потенциалом. Находясь в сложной демографической ситуации, Россия увеличила численность населения более, чем на два миллиона человек (до 146 млн чел.).

Однако большее значение, несомненно, имеют геополитические последствия. Прежде всего, благодаря географическому положению Крымского полуострова Россия получила стратегический контроль над всем Азово-Черноморским регионом, Керченским проливом, что резко увеличило возможности контроля морского и воздушного пространств не только в районе Черного моря, но и далеко за его пределами. Россия получила не только полный контроль над базой Черноморского флота в Севастополе и другими военными объектами (Украина активно ограничивала возможности России не только полноценно обновлять ЧФ, но и использовать его, например, в ходе российско-грузинского конфликта 2008 г.), но и целый ряд торговых портов - Керчь, Феодосия, Ялта, Евпатория, Севастополь, что позволяет существенно расширить портовые мощности в Черном море. Хотя их потенциал до сих пор используется преимущественно в каботажных перевозках в виду действия санкций со стороны стран Запада и Украины.

Установление контроля над Керченским проливом обеспечило не только свободное судоходство российских судов по Керчь-Еникальскому каналу, но и дало возможность реализовать давние планы по строительству Крымского моста, совершившего «инфраструктурную революцию» на полуострове.

Вторым значимым инфраструктурным объектом и вторым брендом Крыма стал международный аэропорт «Симферополь», в котором с 16 апреля 2018 года запущен новый терминал. Аэропорт способен обслуживать 3 625 пассажиров в час и 6,5 млн человек в год. Аэропорт Симферополь является региональным аэропортом с самой крупной внутрироссийской маршрутной сетью. В 2018 году рейсы в Крым выполняют 17 авиакомпаний по 63 направлениям [3].

Возвращение Крыма радикально изменило конфигурацию экономических зон в Черном море. Если после 1991 года около 1/3 черноморского бассейна находилось под контролем Украины, то после воссоединения Украина потеряла практически 70 % ранее контролируемых морских пространств. Россия же теперь контролирует около 40 % акватории Черного моря (примерно равную площадь с Турцией) и, что самое стратегически важное, находится в географическом центре Причерноморского

региона, что делает ее военно-стратегической доминантой в Азово-Черноморском бассейне.

Вхождение Крыма в состав России существенно упрочило ее военно-стратегическое положение. В пределах Южного федерального округа Крым имеет наиболее западное выдвинутое в Черное море положение, что вместе со сложившейся военной инфраструктурой определяет стратегическое значение полуострова в случае предупреждения и отражения военной агрессии со стороны стран Черноморского бассейна.

Особо важным является и факт, что Севастополь - единственная военно-морская база на Черном море с потенциалом для оснащения и отправки новых судов и военной техники стратегического назначения. Пока Россия его контролирует, она будет оставаться единственной региональной силой с возможностями контроля над водой во всем Черноморском регионе [4]. Именно это обстоятельство позволило России усилить присутствие и продемонстрировать возможности своих вооруженных сил в Средиземном море и на Ближнем Востоке, что обеспечило успех в борьбе с международным терроризмом в ходе военных операций в Сирии. Поддержка с Черного моря помогла существенно укрепить положение и расширить возможности использования потенциала военно-морской базы в Тартусе, что позволило России утвердиться в Сирии в качестве постоянной военной силы.

Изменение конфигурации экономической зоны в Черном и Азовском морях сопровождается переходом под контроль России запасов углеводородов шельфовой зоны, разработкой которых занимается компания Черноморнефтегаз (г. Симферополь). Акватории Черного и Азовского морей, относящиеся к Южному нефтегазовому региону, являются перспективными участками для разведки и добычи углеводородного сырья. Наименее всего изучена акватория Черного моря. Запасы категорий А+В+С1 топливно-энергетических ресурсов составляют: по газу - 50771 млн куб. м, газовому конденсату - 2104 тыс. т, по нефти - 23344 тыс. т [5]. И освоение именно этих ресурсов, способных полностью решить проблему обеспечения полуострова необходимыми источниками энергии, тормозится после событий 2014 года.

Произошла существенная трансформация географии транспортной сети Крыма - главное направление транспортных потоков сменилось с Север-Юг на Восток-Запад. В ходе реализации принятой 11 августа 2014 года Правительством РФ Федеральной Целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [6] происходит усиление субширотной транспортной оси Керчь - Феодосия - Симферополь с ответвлением на г. Евпаторию и г. Севастополь в результате сооружения Крымского моста, строительства автомагистрали «Таврида», увеличения пропускной способности железнодорожной линии Керчь - Феодосия - Джанкой. Благодаря реализации ФЦП Крым успешно интегрирован в российское экономическое пространство, обеспечена его транспортная доступность, снимаются инфраструктурные ограничения, тормозившие устойчивое развития региона.

Однако сохраняется ряд факторов, которые все еще сдерживают социально-экономическое развитие Крыма: нестабильность социально-политической обстановки в приграничных регионах Украины; наличие рисков в возможностях для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей, в том числе с приграничными регионами Украины; недостаточность ресурсной и инфраструктурной обеспеченности региона жизненно

необходимыми источниками энергии, воды, продовольствия, в том числе наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, включая отсутствие круглосуточного водообеспечения отдельных районов и др. [6].

Для решения этих проблем понадобится много лет. К августу 2018 года уже выполнена треть мероприятий ФЦП, но не все объекты удается реализовывать с такой скоростью, как планировалось, что, возможно, потребует продления сроков реализации программы до 2022 года.

Выводы

Воссоединение Крыма с Россией - акт восстановления исторической справедливости, подтвердивший русскую цивилизационную принадлежность Крыма. Для жителей Крыма необходимость присоединения к России диктовалась нежеланием подчиняться агрессивному националистическому режиму, установившемуся в Украине в ходе государственного переворота 2014 года.

Для России Крым - не только сакральное место, но, прежде всего, стратегически важная территория, контроль над которой обеспечивает не только доминирование в Северном Причерноморье, но и национальную безопасность всей страны.

Последствия воссоединения Крыма с Россией многоаспектны. Они затрагивают все стороны жизни не только крымчан, но и всей России. Ведущую роль играют геополитические последствия. Благодаря географическому положению Крымского полуострова Россия получила стратегический контроль над всем Азово-Черноморским регионом.

Реализация ФЦП позволила совершить на полуострове «инфраструктурную революцию» - введены в эксплуатацию новый терминал международного аэропорта «Симферополь», автомобильная часть Крымского моста, идет строительство федеральной трассы «Таврида».

Литература

1. Хантингтон Самюэль П. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон. М.: АСТ, 2014. 576 с.

2. Киселев С.Н. Смысл Крыма для России в том, что это колыбель русского православия// Брега Тавриды. 2014. № 3-4 (134-135). С. 269-276.

3. Международный аэропорт «Симферополь» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sipaero.ru/post.php?id=468

4. Петров В. П. Геополитическое значение Крыма//вестник РУДН. Серия: политология. 2018. т. 20. № 1. С. 21-30

5. Балансовые запасы полезных ископаемых на 31.12.2014 // Доклад о состоянии и охране окружающей среды Республики Крым за 2014 год. С. 34-35. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://meco.rk.gov.ru/rus/file/Doklad_o_sostoyanii_i_ohrane_okrujayuschey_sredi_ Respubliki_Krim_2014_v2.pdf

6. Постановление правительства РФ об утверждении целевой федеральной программы «Социально-экономическое развитие Крыма и г. Севастополя до 2020

года» [Электронный ресурс] / Режим доступа:

https://govemment.ru/media/files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf. 7. Shvets A. И., Voronin I. N. The change of trends in political and geographical subjectivity of Crimea // Journal of Geography, Politics and Society. 8 (2). 2018. P. 4453.

Reunion of Crimea with Russia: causes and geopolitical consequences_

1,2V.I.Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Simferopol, Russian Federation 3V.I.Vernadsky Crimean Federal University, Physicotechnical Institute, Simferopol, Russian Federation e-mail: 1luda-ojegova@rambler.ru, 2sikach89@gmail.com, 3 sojegov@yandex.ru

Abstract. The article examines the main causes and geopolitical consequences of the events of the spring of 2014 - the reunification of the Crimea with Russia. The dominants of the development of Crimea in accordance with the Federal Target Program "Social and economic development of the Crimea and the city of Sevastopol until 2020" are determined.

Keywords: geopolitical tension, reunion, Crimea.

References

1. Hantington Samyuehl' P. Stolknovenie civilizacij / Samyuehl' Hantington. M.: AST, 2014. 576 s. (in Russian)

2. Kiselev S.N. Smysl Kryma dlya Rossii v tom, chto ehto kolybel' russkogo pravoslaviya// Brega Tavridy. 2014. № 3-4 (134-135). S. 269-276. (in Russian)

3. Mezhdunarodnyj aehroport «Simferopol'» [EHlektronnyj resurs] / URL: http://sipaero.ru/post.php?id=468. (in Russian)

4. Petrov V.P. Geopoliticheskoe znachenie Kryma // Vestnik RUDN. Seriya: politologiya. 2018. t. 20. № 1. S. 21-30. (in Russian)

5. Balansovye zapasy poleznyh iskopaemyh na 31.12.2014 // Doklad o sostoyanii i ohrane okruzhayushchej sredy Respubliki Krym za 2014 god. S. 34-35. [EHlektronnyj resurs] / URL: http://meco.rk.gov.ru/rus/file/Doklad_o_sostoyanii_i_ohrane_okrujayuschey_sredi_ Respubliki_Krim_2014_v2.pdf. (in Russian)

6. Postanovlenie pravitel'stva RF ob utverzhdenii celevoj federal'noj programmy «Social'no-ehkonomicheskoe razvitie Kryma i g. Sevastopolya do 2020 goda» [EHlektronnyj resurs] / URL: https://government.ru/media/files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf. (in Russian)

7. Shvets A. B., Voronin I. N. The change of trends in political and geographical subjectivity of Crimea // Journal of Geography, Politics and Society. 8 (2). 2018. P. 44-53. (in English).

Поступила в редакцию 19.07.2018 г.

Ozhegova L. A.1 Sikach K. U. 2 Ozhegov A. Y.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.