РЕИНТЕГРАЦИЯ КРЫМА: 5 ЛЕТ СПУСТЯ
DOI: 10. 26794/2226-7867-2019-9-2-11-18 УДК 338(045)
КРЫМ КАК МЕХАНИЗМ ЗАПУСКА РЕФОРМ В РОССИИ И РОЛЬ ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ В ИХ ПРОВЕДЕНИИ
Аринин Александр Николаевич,
д-р полит. наук, академик РАЕН, директор Института федерализма и гражданского общества, Москва, Россия
аппт55@таИги
Аннотация. В статье устанавливается взаимосвязь событий, связанных с Крымом, с реформами в России, осуществляемыми правящей элитой с X в. до настоящего времени. Вскрывается несправедливое и незаконное решение государственной власти СССР и союзных республик по передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Объясняются причины феноменальных итогов референдума по воссоединения Крыма с Россией. Подводятся некоторые итоги реформ 2014-2019 гг. Автор формулирует предложения - что надо делать российской правящей элите по модернизации страны для строительства эффективного государства, создания мощной экономики, формирования сильного гражданского общества. Определяются перспективы России в строительстве нового мирового порядка. Ключевые слова: российская юрисдикция Крыма; правящая элита; освободительная миссия России; законный и легитимный референдум в Крыму; эффективное государство; общественный контроль; модернизация Российской Федерации.
CRIMEA AS A MECHANISM FOR LAUNCHING REFORMS IN RUSSIA AND THE ROLE OF THE RULING ELITE IN THEIR CONDUCT
Arinin A. N.,
Doctor of political sciences, academician of RAN, Director of the Institute of Federalism and Civil Society Moscow, Russia а[email protected]
Abstract. The article establishes the relationship of the Crimea with the reforms in Russia carried out by the ruling elite from the X century to the present time. The author presents the unfair and illegal decision of the state authority of the USSR and the Union republics on the transfer of the Crimean area from RSFSR to the Ukrainian SSR. Further, the author shows the reasons for the phenomenal results of the referendum on the reunification of Crimea with Russia and summarised some results of reforms in 2014-2019. The author formulates proposals on what the Russian ruling elite should do to modernise the country - to build an effective state, to create a powerful economy, to form a strong civil society. The prospects of Russia in the construction of a new world order are determined. Keywords: the Russian jurisdiction of Crimea; the ruling elite; Crimea as a mechanism for launching reforms; Russia's liberation mission; legitimate referendum in Crimea; an effective state; public control; modernisation of the Russian Federation
взаимосвязь СОБЫТИЙ, связанных С КРЫМОМ, И РЕфОРМ В РОССИИ:
история и современность
Крым начиная с X в. и до наших дней удивительным образом выступает механизмом запуска крупных реформ в России. При этом преобразования, организованные российской элитой, были мотивированы объективной необходимостью, обусловленной внутренними и внешними противоречиями, преодоление которых требовало проведения реформ, мобилизующих власть, общество, всю страну. Именно преодоление противоречий посредством необходимых перемен позволяло России укрепляться и успешно развиваться, исполнять свою освободительную миссию и играть большую геополитическую роль в мировом сообществе. При этом российская юрисдикция Крыма напрямую связана с этими процессами.
В первую очередь с Крымом связана крупнейшая реформа в истории России — принятие христианства греческого обряда в качестве государственной религии в конце X в. Так, князь Владимир, чтобы получить суверенное право на крещение Древнерусского государства, дал бой властолюбию Византии, надменно требовавшей от него политического подчинения. Владимир, борясь за свободу и государственную независимость Древнерусского государства, в 988 г. силой взял город Херсонес, являвшийся оплотом Византийской империи в Крыму. Угроза потери Константинополем своей юрисдикции над Крымом заставила императора уступить требованию русского князя: сохранить суверенитет Руси при ее крещении.
Принятие христианства в конце X в. мотивировало русскую правящую элиту к масштабным преобразованиям в стране. В государственном строительстве светская элита приступила к укреплению верховной власти, совершенствованию центрального и местного управления, формированию законодательства. Духовная элита занялась разработкой государственной идеологии,устройством церковного суда. Введение в Древнерусском государстве христианства греческого обряда — православия — побудило народ к единству в духовной жизни. Наконец, Русь взяла высокие образцы архитектуры, живописи, письменности, декоративно-прикладного искусства, появились школы, библиотеки, началось систематическое летописание.
Вместе с тем Русь только в силу собственного развития, благодаря определенной зрелости своей национальной государственности и культуре, могла полноценно воспринять опыт Византии. Крещение Руси способствовало мощному подъему страны, укрепило ее позиции на международной арене. Уже через одно поколение, при князе Ярославе Мудром, Киев стал одним из культурнейших центров Европы, а Древнерусское государство оказалось в культурном отношении богаче большинства своих европейских соседей.
В конце XVIII в. Крым, приобретя российскую юрисдикцию, во второй раз стал механизмом запуска реформ в России. К этому феномену добавилась освободительная миссия России, а также решение ею масштабных геополитических задач. Так, присоединение Крыма к России при Екатерине II мотивировало правящую элиту к созданию Черноморского флота, строительству Симферополя и Севастополя, существенному подъему сельского хозяйства и в целом экономики южного региона — Но-вороссии. Это позволило включить в торговый оборот порты Черного моря — Евпаторию, Очаков, Херсон, Керчь и др. Среди вывозимых продуктов земледелия преобладала пшеница, ставшая значительной частью экспортных доходов Российского государства. Примечательно, что высокая урожайность пшеницы на юге страны помогла эффективно обеспечить хлебом русскую армию в ходе Отечественной войны 1812 г.
Благодаря вхождению Крыма в состав Российской империи, этот стратегически важный полуостров стал играть большую роль не только в Черноморском регионе, но и в Средиземноморье. Новые геополитические возможности России позволили ей освободить и защитить от иностранных захватчиков греческий народ, живущий на Ионических островах, а также народ Италии. При этом вице-адмирал Ф. Ф. Ушаков во время победного Средиземноморского похода в 1798-1800 гг. проявил себя не только как успешный флотоводец, но и как мудрый государственный деятель, способствовавший созданию греческой Республики Семи Островов под протекторатом России.
Во второй половине XIX в. Крым вновь стал механизмом запуска реформ в России и ее освободительной миссии. Так, тяжелые итоги Крымской войны 1853-1856 гг., когда
Россия потеряла право иметь Черноморский флот и едва не утратила свою юрисдикцию над Крымом, заставили властную элиту сосредоточиться на организации необходимых реформ. Их началом стали экономические перемены, которые в 1861 г. привели к отмене крепостного права. В 1863-1874 гг. последовали финансовая реорганизация, переустройство высшего образования, земская и судебная реформы, совершенствование городского самоуправления и среднего образования, изменения в армии. В результате преобразований Россия значительно укрепилась. В 1871 г. она вернула свое право на Черноморский флот, как следствие, усилила свою геополитическую роль, позволяющую решать серьезные мировые проблемы. Россия вновь начала осуществлять свою спасительную миссию, освободив от Османской империи балканские народы.
Наконец, в четвертый раз в истории нашей страны Крым в 2014-2019 гг. стал механизмом запуска крупных реформ в России, ее освободительной миссии в Сирии, возросшей геополитической роли. В этой связи актуально рассмотреть причины феноменальных итогов законного и легитимного референдума в Крыму; результаты, которых достигла наша страна за пять лет после воссоединения Крыма с Российской Федерацией в марте 2014 г.; задачи правящей элиты при организации модернизации России — строительстве эффективного государства, создании мощной экономики и сильного гражданского общества.
ПРИЧИНЫ ФЕНОМЕНАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА В КРЫМУ
16 марта 2014 г. в Автономной Республике Крым и городе Севастополе прошел законный и легитимный референдум, на котором избиратели солидарно проголосовали за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации. В Автономной Республике Крым за это решение отдали свои голоса 96,77% от числа проголосовавших, а в городе Севастополе — 95,6% [1, 2]. В чем состоят причины столь феноменальных результатов референдума?
Прежде всего они свидетельствуют о том, что жители полуострова всегда считали, что при передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР в 1954 г. их судьба была решена несправедливо, так как
людей об этом никто не спрашивал, а просто поставили перед фактом. Между тем Основной Закон РСФСР по этому вопросу обязывал проводить референдум, но в тоталитарном СССР власть сочла необязательным узнать мнение народа. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв волюнтаристски инициировал передачу Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Важнейшие государственные решения рассматривались сначала на заседаниях Политбюро (Президиума) ЦК КПСС и только затем в высших органах государственной власти Союза и союзных республик. Так, 25 января 1954 г. на заседании Президиума ЦК КПСС сначала был утвержден проект указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР [3]. Затем 5 февраля 1954 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принимает постановление «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» с последующим внесением его на утверждение Президиума ВС СССР. Вслед за этим решением 13 февраля 1954 г. Президиум Верховного Совета УССР принимает постановление «О предоставлении Президиума Верховного Совета РСФСР по вопросу передачи Крымской области в состав УССР». Президиум ВС УССР постановляет просить Президиум ВС СССР передать Крымскую область из состава Российской СФСР в состав Украинской ССР. Наконец, передача Крымской области была совершена по совместному представлению Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», действовавшей тогда Конституции СССР 1936 г., Конституциям РСФСР и УССР (http://base.garant.ru/185534/).
В свою очередь, российская номенклатура не стала возмущаться волюнтаризму союзного руководства, поскольку видела, какие жестокие репрессии обрушились в 1949-1952 гг. на партийно-хозяйственный актив города Ленинграда за то, что он посмел поднять вопрос об ущемленных правах Российской СФСР по отношению с другими союзными республиками.
Между тем передача Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР была незаконной, поскольку президиумы Верховных Советов союзных республик не были наде-
лены соответствующим полномочиями. Согласно ст. 18 Конституции СССР территория союзных республик не могла быть изменяема без их согласия. Эта конституционная норма была подтверждена ст. 16. Конституции РСФСР, установившей, что территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР, а значит, находилась вне сферы прав не только Президиума, но и самого Верховного Совета РСФСР. Следовательно, никакие органы государственной власти РСФСР не наделялись правом изменять территорию РСФСР или давать согласие на ее изменение. Единственным способом получения согласия РСФСР на изменение ее территории был референдум. И пункт «в» ст. 33 Конституции Российской СФСР наделял Президиум Верховного Совета правом производить всенародный опрос (референдум). Однако этого, как отмечалось выше, сделано не было.
Таким образом, акты 1954 г. о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР были приняты органами государственной власти РСФСР, не правомочными решать такого рода вопросы, т.е. с нарушением Конституции РСФСР и Конституции СССР. Следовательно, данные акты не имеют юридической силы с момента их принятия. Этот вывод содержится в решении Верховного Совета Российской Федерации от 01.05.1992, а также в определении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.05.2015.
Незаконным было считать город Севастополь территорией Украины, поскольку Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.10.1948 № 761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» Севастополь был выведен из состава Крымской области и стал городом республиканского подчинения, т.е. относился к РСФСР*. Кроме того, в 1954 г. город-герой Севастополь не был передан Украинской ССР вместе с Крымской областью. В актах союзных республик и Союза ССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР указана только Крымская область, а Севастополь даже не упоминался.
Таким образом, де-юре недействительной была вся процедура передачи Крымской об-
* Ведомости Верховного Совета СССР. 1948. № 46. 10 декабря. Ст. 4.
ласти из состава РСФСР в состав УССР. При этом Севастополь оставался городом республиканского подчинения, т.е. относился к РСФСР, а после распада СССР к ее правопреемнице — Российской Федерации.
Между тем в сознании людей Крым все 60 лет оставался неотъемлемой частью России. Их убежденность, основанная на любви к своей Родине — России, правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства. Все это предопределило солидарное голосование избирателей Автономной Республики Крым и города Севастополя на референдуме 16 марта 2014 г. за воссоединение Крыма с Россией.
Российская элита, несмотря на свои прозападные настроения, поддержала итоги референдума и 18 марта 2014 г. в Кремле был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (http://www.mediaport.ua/sites/default/ files/mp/files/Dasha/Diff/92227.pdf). В ответ правящие элиты США и государств Евросоюза ввели против России незаконные санкции, которые мотивировали российскую правящую элиту сосредоточиться на организации необходимых преобразований.
РЕЗУлЬТАТЫ ЗАКОННОгО ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ
Какие конкретные достижения имеет наша страна к 5-летию воссоединения Крыма с Россией? На мой взгляд, можно выделить три основных результата, характеризующие обретение Россией нового качества.
Во-первых, победа России в Крыму убедительно показала, что Россия способна защищать собственные интересы и добиваться поставленных целей, тем самым правящая элита продемонстрировала, что она может быть суверенной и национально ориентированной. Агрессивная реакция элит государств Запада на победу России в Крыму, выраженная в различных санкциях против нашей страны, не только остановила процесс разложения российской правящей элиты и стагнации народа, но и создала ситуацию, которая способствует мотивации элиты на проведение необходимых реформ в стране. Они вырази-
лись в подъеме машиностроения, сельского хозяйства, фармакологии, замещении импортной продукции, строительстве современной инфраструктуры, газопроводов, спортивных стадионов и т.д.
Во-вторых, воссоединение Крыма с Россией позволило направить значительные ресурсы на восстановление и подъем Крыма и Севастополя после украинской разрухи. Россия, несмотря на то, что Севастополь формально и юридически всегда был в составе России, заплатила Украине огромные деньги за размещение в нем Черноморского военно-морского флота. Однако эти финансовые средства не достались Севастополю и Крыму, поскольку были освоены алчной и коррумпированной правящей верхушкой Украины. В настоящее время затраты на Крым и Севастополь в разы меньше. Но и этих денег достаточно, чтобы обеспечить существенный подъем Крыма и Севастополя — военного стратегического центра, контролирующего Черное и Средиземное моря.
В настоящее время на полуострове создается современная, высокотехнологичная, мощная инфраструктура. В мае 2018 г. вступили в эксплуатацию Симферопольский аэропорт и автомобильная часть Крымского моста, а в декабре 2019 г. завершится строительство его железнодорожного участка. В конце 2018 г. заработала часть скоростной автомобильной трассы «Таврида» из двух полос. Автобан из четырех полос до Севастополя планируют сдать к 2020 г., что существенно облегчит транспортную перегруженность крымских дорог. В целом дорога первой категории «Таврида» станет новым уровнем развития транспортной инфраструктуры полуострова. Ее протяженность составит 250 км, а с учетом ее современной инфраструктуры доехать от Симферополя до Керчи и наоборот можно будет всего за два часа, а путь от Керченского моста до города-героя Севастополь составит три часа. Строятся новые генерирующие электростанции, которые в ближайшее время не только решат нынешние проблемы полуострова с электроэнергией, но и нарастят значительные мощности на перспективу.
За пять лет, благодаря масштабным военным преобразованиям, Крым стал неприступной крепостью для врагов Российской Федерации. Эффективное укрепление Черноморского флота существенно повысило военную безопасность
России в регионе Черного и Средиземного морей. Полным ходом идет модернизация курортов и санаториев, открывающая новые возможности для отдыха и лечения россиян. Возводятся комфортные гостиницы. Качественные изменения происходят в развитии сельского хозяйства. Восстановлен Артек и целый ряд исторических памятников. Быстрыми темпами идет строительство современных детских садов и школ.
Федеральный центр, проводя в 2014-2019 гг. в Крыму и Севастополе разнообразные преобразования, на мой взгляд, превратил их в полигон по отработке новых механизмов в организации необходимых реформ. Представляется, что передовой опыт перемен в Крыму может стать примером для реформ во всей Российской Федерации.
В-третьих, победа России в Крыму подняла ее статус как мировой державы, решающей масштабные геополитические проблемы. И в очередной раз, как это уже многократно было в истории, Россия исполняет свою спасительную миссию. Спасение сирийского народа от гибели и освобождение от рабства, уготованного ему террористами, высоко подняло авторитет России не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Это позволило России начать процесс переустройства мирового порядка, построенного на гегемонии США. По сути, Россия, на мой взгляд, первый раз в истории пользуется плодами своей победы.
Однако победа в Крыму и Сирии — только начало, а общая победа еще впереди. Чтобы одержать ее, Россия должна модернизироваться: построить эффективное государство, обеспечивающее соблюдение Закона всеми без исключения, своевременно и результативно решающее возникающие социально-экономические и гуманитарные задачи, создать мощную экономику, обеспечивающую высокий уровень жизни россиян, сформировать сильное гражданское общество.
В этой связи возникает логичный вопрос: если бы не было волюнтаристской и незаконной передачи Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР в 1954 г. и тем самым не были заложены известные противоречия, то как бы мы поднимали сегодня Россию? Ведь очень трудно было бы мотивировать правящую элиту и народ сосредоточиться на
необходимых реформах, поскольку без противоречий нет развития! Понадобилось ровно 60 лет, чтобы Крым воссоединился с Россией после законного и легитимного референдума и сыграл огромную роль в духовном подъеме российского народа, мобилизации элиты на проведение преобразований, укрепляющих страну. Итак, Крым в четвертый раз в отечественной истории стал механизмом запуска реформ в России, исполнения ею освободительной миссии народов, возросшей геополитической роли в мире. Однако во внутренней жизни России остаются большие проблемы, которые невозможно решить без ее модернизации — строительства эффективного государства, мощной экономики и сильного гражданского общества.
ЭффЕКТИВНОЕ гОСУДАРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ
Несмотря на подъем России в мировой политике, ее внутреннее положение характеризуется низкими темпами роста экономики, невысоким уровнем жизни народа. Это обусловлено отсутствием эффективного государства, призванного создать условия для рыночной конкуренции, мотивирующего бизнес повышать производительность труда, а народ — заниматься производительным трудом. Именно из-за отсутствия эффективного государства, обеспечивающего модернизацию страны, в России повсеместно нарушается Закон, развиваются коррупция и хищения государственных средств, сохраняется безответственность и некомпетентность должностных лиц и служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также — беззаконие и безответственность представителей бизнеса и самих граждан.
Итак, главным инструментом правящей элиты в модернизации страны является эффективное государство, призванное обеспечить строгое соблюдение Закона всеми участниками общественных отношений, своевременно и качественно решать возникающие социально-экономические и гуманитарные вопросы. В этой связи ставка правящей элиты при подготовке и реализации реформ только на чиновничество, с одной стороны, сужает социальную базу преобразований, поскольку ограничивает круг компетентных кадров, ко-
торые есть в российском обществе. С другой стороны, опора только на чиновников, зачастую подверженных коррупции, нарушающих Закон, равнодушных к нуждам своих граждан, препятствует процессу строительства эффективного государства. Между тем, чиновники, чтобы избежать ответственности, скрыть свою некомпетентность и неэффективность, прячутся за неконкретными отчетами со средними показателями, имитируя преобразования.
В этой связи Президент России В. В. Путин, выступая 23 ноября 2018 г. в Ялте на расширенном заседании президиума Государственного Совета, посвященного исполнению национальных проектов, сказал: «Нам нужны конкретные результаты, людям нужны конкретные результаты. Мы с вами говорили о том, что нужно добиться прорыва — именно прорыва — по таким важнейшим направлениям, как здравоохранение, образование, инфраструктура и еще многое другое, но именно для того, чтобы ситуация менялась в стране к лучшему, чтобы люди стали жить лучше... Почему это важно? Важно потому, что конкретных результатов мы с вами должны добиваться не в учреждениях, а на территориях, там, где люди живут: в городах, в поселках, деревнях. Нам нужно, чтобы люди увидели эти изменения реально, не на бумаге, не в отчетах» (http://www.kremlin.ru/ events/president/news/59186).
На мой взгляд, государственная власть, чтобы эффективно исполнять свои функции, должна быть под постоянным и строгим общественным контролем. Смысл общественного контроля состоит, с одной стороны, в принуждении органов государственной власти и должностных лиц к ответственности по обеспечению неукоснительного соблюдения Закона всеми без исключения, компетентному регулированию экономических, социальных и гуманитарных вопросов в стране. С другой стороны, общественный контроль поможет государственным и муниципальным служащим навести порядок в своих рядах — быть ответственными, неподкупными, компетентными.
За 1991-2018 гг. общественный контроль в Российской Федерации накопил определенный опыт, который позволяет решать новые задачи, связанные с модернизацией страны. В этих целях необходимо использовать развитие информационных технологий, которые дают возможность организовать сетевую си-
стему общественного контроля в Российской Федерации — от Камчатского края до Калининградской области. Организация действенного общественного контроля над деятельностью судебной властью, например, побудит ее действовать строго в рамках правового поля, защищать и соблюдать Закон. Эффективная работа судов неизбежно повысит ответственность таких правоохранительных органов, как прокуратура, следственный комитет и полиция. Результативная работа судов и правоохранительных органов приведет к неукоснительному соблюдению Закона в Российской Федерации всеми участниками общественных отношений. Как следствие, электронный портал общественного контроля станет, на мой взгляд, одним из действенных инструментов в создании эффективного государства в России.
ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЕ, ЧТОБЫ СПАСТИСЬ, СЛЕДУЕТ НАУЧИТЬСЯ ЖЕРТВОВАТЬ
В строительстве эффективного государства, мощной экономики, формировании сильного гражданского общества правящей элите надо научиться жертвовать многими удобствами своего привилегированного положения, а также определенными финансовыми средствами и иными ресурсами. Духовный закон учит: «кто не жертвует, тот не способен ничего созидать!» Элита, которая не справляется со своей задачей — создать конкурентоспособную и благополучную страну посредством необходимых реформ, уходит с исторической сцены.
Об этом убедительно свидетельствует мировой и российский опыт, когда в разных странах с конца XIX и весь XX в. смена элит осуществлялась каждые 25 лет. Приходила новая элита и шла на определенные жертвы, которые помогали проводить спасительные реформы, укреплявшие страну. Эта закономерность действует и в настоящее время, поэтому нынешняя российская элита, чтобы спастись, просто обязана жертвовать. Здесь можно выделить ряд задач.
Во-первых, элите следует брать на себя определенные социально-экономические тяготы реформ, которые должны проводиться не только за счет людей. Необходимо демонополизировать экономику, дающую сверхприбыли. Надо переходить на иные способы получения прибыли — за счет роста производительности труда, а не за счет повышения цен на услуги
ЖКХ, тарифов железнодорожного транспорта, электричества, газа, бензина. Полагаю, что, как минимум, надо заморозить повышение цен на вышеназванные услуги. Это поможет устранить вопиющие перекосы в социально-экономическом развитии. А в принципе, надо снижать цены, так как они раздуты безмерно, что развратило государственную власть и крупный бизнес. Жить надо по труду и реально заработанным средствам.
Во-вторых, российской элите следует заниматься: а) газификацией всей страны; б) созданием высокотехнологичных химических заводов по переработке газа — важного сырья для производства различной продукции; б) строительством новой, качественной инфраструктуры (дорог, мостов, морских портов, вокзалов, аэропортов, электростанций, аэродромов и т.д.); в) приобретением высоких технологий, созданием производства по выпуску новых технологий; г) развитием промышленности и сельского хозяйства; д) развитием рыболовства и лесного хозяйства.
В-третьих, элите пора начать жертвовать своими одиозными коррупционерами и расхитителями бюджета, сдавая их в руки правосудия. В настоящее время коррупция, как никогда раньше, препятствует развитию эффективной экономики, поскольку она подрывает добросовестную конкуренцию, разрушает правосудие, которое не способно защитить частную собственность, свободу предпринимательства. Коррупция ведет к потерям бюджета, рождает некомпетентность, рушит право и государственные институты власти. В этой связи в государственно-властных и экономических отношениях следует активнее использовать механизм ответственности — конфискацию имущества за коррупцию. В настоящее время эта норма закреплена в статье 104.1. Уголовного Кодекса Российской Федерации, согласно которой можно изъять в собственность государства только незаконные деньги, или то имущество, что куплено на них. Однако правоприменительная практика 2010-2018 гг. показала, что конфискация имущества проводится редко. Между тем именно конфискация доходов и имущества, нажитых преступным путем, как убедительно свидетельствует мировой опыт, является наиболее действенным методом повышения ответственности. Но конфискация доходов и имущества проходит закрыто, что
подчас приводит к злоупотреблениям. Чтобы избежать их, необходимо законодательно обеспечить открытое проведение конфискации имущества коррупционеров.
Наконец, жертвовать правящей элите придется и теми кадрами (губернаторами, чиновниками, судьями, депутатами, работниками правоохранительных органов), которые не соблюдают Закон. За нарушения Закона должно следовать незамедлительное увольнение с государственной и муниципальной службы. Элите пора понять, что при организации необходимых реформ опора только на чиновничество неэффективна.
Опираться надо на всех — государственных служащих, предпринимателей, ученых, работников промышленности и сельского хозяйства, имеющих знания, как проводить реформы и в какой последовательности. Чтобы успешно осуществлять модернизацию России, правящей элите следует включать народ в этот процесс, объяснять ему, что надо делать. Сегодня российская власть недостаточно разъясняет обществу, что она делает, какая у нее стратегия и тактика, какая главная цель. Если власть не раскрывает обществу содержание реформ, значит, у нее нет цели, стратегии и тактики. Когда власть будет объяснять обществу все это, тогда к ней будет больше доверия. Если нет доверия у общества к власти, то нет успеха в реформах.
Включать народ в процесс реформ следует и путем совершенствования законодатель-
но обеспеченных механизмов прозрачности и ответственности, способствующих осуществлению эффективного общественного контроля, о необходимости которого речь шла выше. Наконец, элите надо обращаться к людям посредством открытого диспута и обсуждения стратегии и тактики реформ. Это поднимет доверие и поддержку граждан власти. Обратная связь власти с гражданами — перекладывание ответственности на народ.
ВЫВОДЫ
Крым в 2014-2019 гг. в очередной раз в истории России стал механизмом запуска правящей элитой необходимых реформ. Сегодня на первое место вышла потребность строительства эффективного государства, призванного обеспечить условия для формирования мощной экономики и сильного гражданского общества. Модернизация страны позволит создать конкурентоспособную и благополучную Россию, играющую большую геополитическую роль в мировом сообществе. После победы России в Сирии встал вопрос о смене существующей политико-правовой, экономической и финансовой систем мироустройства, построенных англосаксами после Второй мировой войны на грабеже природных ресурсов других стран и финансовых мошеннических операциях, прикрытых военной силой США. Нетрудно предвидеть, что наша страна будет играть ведущую роль в строительстве нового мирового порядка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Аринин А. Н. Референдум в Крыму: история вопроса и современные реалии. Гражданин. Выборы. Власть. 2014;(2):38-50.
2. Томсинов В. А. «Крымское право», или Юридические основания воссоединения Крыма с Россией». М.: Зерцало-М; 2017.
3. Федоров А. В. Правовой статус Крыма. Правовой статус Севастополя. М.: Издательство МГУ;1999.
references
1. Arinin A. N. The referendum in the Crimea: background and current realities. Grazhdanin. Vybory. Vlast'. 2014;(2):38-50. (In Russ.).
2. Tomsinov V. A. "Crimean law" or Legal grounds for the reunification of Crimea with Russia. Moscow: Zercalo-M; 2017. (In Russ.).
3. Fedorov A. V. The legal status of Crimea. The legal status of Sevastopol. Moscow: Izdatelstvo MGU; 1999. (In Russ.).