Научная статья на тему 'Воспроизводство кадрового потенциала науки, образования и инновационной сферы'

Воспроизводство кадрового потенциала науки, образования и инновационной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспроизводство кадрового потенциала науки, образования и инновационной сферы»

том или ином роде должны производиться всеми группами, и потребляться также всеми группами. Безусловно, при этом требуется дифференциация, ориентация разных видов услуг на свои целевые аудитории.

Подводя итоги, - в связи с необходимостью эффективного использования социального капитала, модернизация России должна быть социально-культурным проектом. В ее осуществлении должны учитываться национальные особенности хозяйственной и инновационной культуры, с максимально полным использованием имеющихся «точек роста» и обходом «точек блока». В качестве основной «схемы роста» можно предложить использование примата материально-духовной самодостаточности (в особенности ее духовной части) для населения России через формирование национальной идеи как источника множества личных сверхзадач.

Каким образом должна выглядеть институциализация социально-культурного проектирования на первом этапе? Прежде всего, следует признать социально-культурное проектирование частью инновационной политики.

Требуется также: распространение методик оценки экономического и культурного потенциала семьи, коллективов (соседей и коллективов), структуры потребностей на уровень местного самоуправления; поддержка информационных порталов социально-культурных проектов, созданных и/ или потребленных различными предприятиями и семьями; создание системы стимулирования к созданию социально-культурных проектов малым бизнесом, индивидуальными предпринимателями; создание регламентирующей системы (принуждение аккредитационными механизмами) появления бизнес-инкубаторов в сфере социально-культурного проектирования в учреждениях высшего и среднего специального профессионального образования.

Не столько коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, сколько творческая среда, созданная в процессе социально-культурного производства и потребления, станет стимулирующим фактором для производства новаций в области технологий, поможет избежать утечки человеческого капитала и привлечь его извне, нарастить образовательно-культурный капитал большинства населения.

Анисимов Е.В.

к.п.н., проректор Международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»

ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ

И ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Воспроизводство кадрового потенциала науки, образования и инновационной сферы приобретает растущее значение и является важнейшей задачей для России в посткризисных условиях. От решения этой задачи во многом будет зависеть не только социально-экономическое положение России в средне- и особенно долгосрочной перспективе, но и ее статус в мире. Через пять-шесть лет в российской науке может произойти истощение кадрового потенциала. Это касается как российских вузов, так и институтов Российской академии наук. В частности, от этого очень может пострадать сектор высоких технологий. Приток молодых специалистов в науку в России, к сожалению, сегодня незначителен1. Утечка мозгов, кадровый голод, другие негативные явления в этой сфере приобретают все более отчетливые контуры.

Российская Федерация имеет значения индексов ниже среднего значения по кластеру по таким факторам как: индекс инновационно-технологической зависимости рынка труда, индекс международной мобильности рабочей силы, индекс транснационализации рынка труда, индекс гибкости рынка труда. При этом наибольшие проблемы связаны с использованием механизма международной трудовой миграции и процессов транснационализации. Следует сказать, что сравнительным преимуществом российского рынка труда является достаточно высокий в сравнении с другими странами с переходной экономикой и развивающимися странами индекс качества человеческого потенциала (значение этого индекса в Российской Федерации превышает среднее значение по кластеру), а также наличие систем поддержки социальной безопасности населения.

Качество человеческого потенциала в Российской Федерации основывается на высоком уровне образования населения. Показатель «комбинированной совокупной доли учащихся» составляет 81,9% при минимальном 32,8%, что в определенной степени накладывает отпечаток и на качество образовательной системы. Однако качество профессиональной подготовки находится на невысоком уровне, что обусловлено низкой заинтересованностью бизнеса в подготовке кадров для национальной экономики, в повышении их квалификации. Хотя Россия в сравнении с развитыми странами имеет менее высокий объем ВВП на одного работающего, в своем кластере его значение превышает среднее значение почти на 30%. В целом у России в своем кластере один из самых высоких уровней финансирования науки и разработок (1,1% от ВВП), но по этому показателю она отстает от мировых научных лидеров в 3-4 раза.

Человеческий потенциал в России продолжает сохранять высокое качество, обеспечивая стране соответствующий уровень конкурентоспособности в мире. Это предопределяется традиционно высоким уровнем образования населения и является конкурентным преимуществом страны.

По индексу образования2 Россия в 2008 г. занимала 40 место, по качеству образовательной системы - 56-е (из 133 стран мира). В первую десятку входят Сингапур (первое место), страны Северной Европы и Швейцария. США занимают 22 место в этом рейтинге.

1 http://www.scientific.ru/society

2 Индекс образования (Education Index), включает в себя 2/3 уровня грамотности взрослого населения + 1/3 уровня включенности населения в систему начального, среднего и высшего образования (от детского сада до послевузовского образования).

В России в систему среднего и высшего образования вовлечена большая часть населения. Выраженные тендерные различия в этой сфере не зафиксированы.

По качеству подготовки управленческого персонала Россия находится на 93 месте, уступая большинству НИС, а также ряду слаборазвитых стран (Зимбабве, Кот-д-Ивуар, Камерун, Гана, Никарагуа, Маврикий, Буркина-Фасо и т.д.). Первую тридцатку составляют развитые страны, а также страны НИС и страны-нефтеэкспортеры.

По уровню расходов на повышение квалификации и переподготовку персонала компаний Россия находится на 91 месте в мире - в числе наиболее отсталых стран Африки и Латинской Америки, включая Нигерию, Танзанию, Никарагуа, Гондурас, Камерун.

По показателю качества научно-исследовательских институтов Россия занимает 46 место в мире. В первую тридцатку входят практически все развитые страны, а также Сингапур, Тайвань, Р.Корея и Малайзия. Расходы на науку в целом в России традиционно составляют не более 2% от ВВП на протяжении всего рассматриваемого периода. Расходы на образование достигали 4-5% в различные годы1. По этому показателю мы отстаем от стран-лидеров в 34 раза.

В то же время ситуация в сфере науки и образования становится более тревожной. На пороге третьего тысячелетия наука и образование в России оказались в условиях тяжелейшего кризиса (материально-финансового, правового, структурного, кадрового) и, главное, катастрофического падения спроса на научные знания и разработки, на всесторонне подготовленных специалистов народного хозяйства. Все это чревато утратой Россией своего мирового авторитета в сфере науки и образования.

В условиях глобальной экономики возрастает роль государства в регулировании воспроизводства кадров соответствующей квалификации. Примером может служить адекватная политика взаимодействия государства и промышленного сектора в странах Юго-Восточной Азии и Китая, а также прогресс в сфере образования КНР. Например, в Сингапуре проводилась целенаправленная политика по выдавливанию компаний, пытавшихся сознательно заработать на низкоквалифицированном труде, по направлению инвестиций в образование и по повышению социальной ответственности работодателей.

Перед надвигающейся угрозой разрушения научно-образовательного потенциала большое значение приобретает государственная политика сохранения и приумножения национального интеллектуального потенциала.

Следует отметить, что образование в Российской Федерации является приоритетным национальным проектом. По данным Росстата за 2009 год, исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Образование» составило 418,0 млрд. руб. Согласно проекту Федерального бюджета на 2011 и 2012-2013 годы, бюджетные расходы на этот проект в 2011 год увеличиваются на 7,7 млрд. руб., или на 45% по сравнению с 2010 годом, что связано с увеличением государственной поддержки программ развития ведущих российских университетов в рамках направления «Развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний». Следовательно, в структуре раздела «Образование» наибольший объем расходов в 2011-2013 годах приходится на обеспечение высшего послевузовского профессионального образования - 75-79% общего объема расходов по данному разделу. В 2011-2013 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30,0 млрд. руб. ежегодно, за счет которых предполагается осуществить поддержку инновационно активных вузов.

Важными в этой программе является также новое направление «Развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании». В 2011-2013 годах в рамках данного направления предполагается создание единой информационной системы управления образовательной средой в целях повышения качества образования; разработка и реализация механизмов обеспечения комплексного электронного мониторинга с использованием электронного паспорта общеобразовательных учреждений с финансовым обеспечением в объеме 4,31 млрд. руб. Реализацию данного направления предполагается осуществлять в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы.

Кроме того, в России предусматривается реализация таких мероприятий, как формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования (с государственным финансированием в 2011-2012 годах по 45,0 млн. руб. ежегодно). Предполагается распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, на цели которого из государственного бюджета будет выделено в 2011 году 0,3 млрд. руб., в 2012-2013 годах - по 0,2 млрд. руб. ежегодно. В 2011-2013 годах предусматривается осуществить формирование системы взаимодействия ведущих университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков. По данному направлению планируется обеспечить поддержку 6 ведущих вузов России, создающих школы по работе с одаренными детьми. На 2011-2013 годы государственное финансирование этого направления составит 0,21 млрд. руб.2

В ходе реализации направления по развитию инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний бюджетные ассигнования на развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений на 2011-2012 годы составят по 0,9 млрд. руб. ежегодно, на 2013 год - 1,3 млрд.

1 В 2010 г. государство выделило 1,1 трлн. руб. (это более 10% федерального бюджета) на финансирование всех направлений науки и образования, в том числе на финансирование РАН - 49,3 млрд. руб.

2 «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов». Проект федерального закона.

руб.1 Кроме того, финансовое обеспечение этих мероприятий предполагается осуществлять за счет средств Федеральной Целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

В современных условиях развитие науки и образования становится непременным условием создания предпосылок устойчивого духовного, интеллектуального, научно-технического и социально-экономического развития российского общества и государства, поддержания его национальной безопасности.

Байбакова Е.Ю.

аспирант Института проблем управления РАН

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СЛОЖНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СЕТЕВЫХ СТРУКТУРАХ

Введение

В последние десятилетия в наукоемкой промышленности развитых стран наблюдается кардинальное изменение отраслевой структуры. Предприятия с жесткой вертикальной интеграцией всех звеньев технологической цепочки (см. рис. 1) уступают место сетевым организационным структурам (см. рис. 2), в которых присутствуют специализированные предприятия-поставщики комплектующих изделий и производственных услуг, а также системные интеграторы, поставляющие потребителям готовый продукт.

Предприятие 1

Предприятие Х

Рисунок 1.

Отрасль с вертикально интегрированными предприятиями

Это дает возможность сокращения себестоимости благодаря повышению масштабов выпуска и ассортимента продукции специализированных производителей. Эффективность перехода к сетевым организационным структурам исследована рядом авторов, например, [1, 5, 8, 10]. Что касается негативных последствий такого изменения структуры предприятий и отраслей, прежде всего, обращают внимание на повышение трансакционных издержек, а также контрактных рисков (что особо актуально в российских условиях). Соответствующие аспекты достаточно глубоко исследованы в работах известных ученых институциональной школы - прежде всего, О. Уильямсона, основоположника

1 «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов». Проект федерального закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.