Научная статья на тему 'Воспроизводственная функция оборонно-промышленного комплекса в экономике России'

Воспроизводственная функция оборонно-промышленного комплекса в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКОМОТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ENGINE OF ECONOMIC GROWTH / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ОПК / REPRODUCTIVE FUNCTION OF DIC / ТОЧКА РОСТА / GROWTH POINT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корсукова Н. Д.

Рассматриваются особенности функционирования механизма ОПК в современных условиях, определяются направления его совершенствования и повышения эффективности, взаимосвязи потребительского и военного секторов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTION FUNCTION OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX IN ECONOMY OF RUSSIA

The features of functioning the defence-industry complex (DIC) mechanism in modern conditions are considered, the directions of its improvement and increase of efficiency, interrelation of consumer and military sectors of economy are defined.

Текст научной работы на тему «Воспроизводственная функция оборонно-промышленного комплекса в экономике России»

ленности; это требование предполагает наличие в составе системы информационной безопасности средств прогнозирования, экспертных систем и других инст-рументариев, позволяющих реализовать наряду с принципом «обнаружить и устранить» принцип «предвидеть и предотвратить»;

- надежной и универсальной, охватывать весь технологический комплекс информационной деятельности объекта; методы и средства защиты должны надежно перекрывать все возможные каналы утечки информации и противодействовать способам несанкционированного доступа независимо от формы представления информации, языка ее выражения и вида носителя, на котором она закреплена;

- нестандартной (по сравнению с другими организациями), разнообразной по используемым средствам;

- экономически эффективной: затраты на систему защиты не должны превышать размеры возможного ущерба.

Наряду с основными требованиями существует ряд рекомендаций, которые будут полезны создателям систем информационной безопасности:

- средства защиты должны быть просты для технического обслуживания и «прозрачны» для пользователей;

- каждый пользователь должен иметь минимальный набор привилегий, необходимых для работы;

- возможность отключения защиты в особых случаях, например, когда механизмы защиты реально мешают выполнению работ;

- независимость системы защиты от субъектов защиты;

- отсутствие на предприятии излишней информации о существовании механизмов защиты [2].

Все перечисленные позиции должны лечь в основу формирования системы защиты информационных систем российских авиакомпаний.

При обеспечении информационной безопасности существует два аспекта:

- формальный - определение критериев, которым должны соответствовать защищаемые информационные технологии;

- практический - определение конкретного комплекса мер безопасности применительно к рассматриваемой информационной технологии.

Критерии, которым должны соответствовать защищаемые информационные системы, являются объектом стандартизации более пятнадцати лет.

В настоящее время успешная работа российских авиакомпаний, использующих те или иные информационные системы, зависит от того, насколько хорошо они защищены от возможных угроз безопасности. Это позволяет утверждать, что проблема защиты информации является сегодня одной из наиболее актуальных в системе управления предприятием.

Библиографические ссылки

1. Актуальные вопросы информационного обеспечения гражданской авиации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mailinfo.ru/?node=3&id=5248/ (дата обращения: 9.01.2013).

2. Комплексная информационная безопасность -Основы информационной безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://avoidance.ru/articles/osnovy-obespechenija-informacionnoj-bezopasnosti/56-referat-informacionnaja-bezopasnost.html/.

3. Сердюк В. Информационная безопасность автоматизированных систем предприятий [Электронный ресурс]. URL: http://www.interface.ru/home. asp?artId=17238/.

References

1. Topical issues of information support of civil aviation [Electronic resource]. URL: http://www.mailinfo.ru/?node=3&id=5248/ (address date: 9.01.2013).

2. Complex information security - Bases of information security [Electronic resource]. URL: http://avoidance.ru/articles/osnovy-obespechenija-informacionnoj-bezopasnosti/56-referat-informacionnaja-bezopasnost.html/.

3. Serdyuk V. Information security of the automated systems of the enterprises [Electronic resource]. URL: http://www.interface.ru/home.asp?artId=17238/.

© Кожова А. А., Федорова Н. В., 2013

УДК 330.05

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Н. Д. Корсукова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаП: [email protected]

Рассматриваются особенности функционирования механизма ОПК в современных условиях, определяются направления его совершенствования и повышения эффективности, взаимосвязи потребительского и военного секторов экономики.

Ключевые слова: локомотив экономического роста, воспроизводственная функция ОПК, точка роста.

Решетневскуе чтения. 2013

REPRODUCTION FUNCTION OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX IN ECONOMY OF RUSSIA

N. D. Korsukova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]

The features of functioning the defence-industry complex (DIC) mechanism in modern conditions are considered, the directions of its improvement and increase of efficiency, interrelation of consumer and military sectors of economy are defined.

Keywords: engine of economic growth, reproductive function of DIC, growth point.

Процесс трансформации плановой российской экономики в рыночную привел к парадоксальным результатам. Некогда единая хозяйственная система была раздроблена на несколько секторов, отличающихся друг от друга по степени вовлеченности в рыночный процесс, уровню технического и технологического развития, что предопределило отсутствие какой-либо значительной связи между ними и автономность развития каждого из них.

Высокий экспортный потенциал добывающих отраслей обусловил низкую зависимость его от внутреннего спроса, и поэтому высокие внутренние цены на энергоносители не имели объективного экономического обоснования, что не мотивировало производителей на снижение издержек производства производимых в России товаров и услуг. Неэффективное распределение добавленной стоимости в добывающих отраслях снижало инвестиционную активность рыночных субъектов. Снижение темпов роста в условиях, когда государство имело достаточно значительные обязательства перед обществом в части социальных затрат, еще более осложнило экономическую ситуацию. В своей статье «Системный выбор России» С. Губанов на основе проведенных исследований доказал, что товарное содержание ВВП в 2006 г. составляло 45 % от соответствующего показателя 1991 г. [1, с. 13]. Угроза стагнации экономики и потери своих позиций на мировом рынке заставило государство искать источники финансирования инноваций. Предлагались различные варианты решения этой проблемы.

Сложившаяся в стране система олигархического капитала, ориентированная на сырьевой сектор экономики, не проявляла интереса к структурным реформам, так как была заинтересована в консервации существующих отношений. Сообщество экономистов предложило использовать в качестве опоры устойчивого развития систему отраслей, входящих в ОПК, превратив их в точки роста. Чтобы заявить о себе как о точке роста, ОПК сам нуждался в серьезном реформировании промышленной политики государства. В СССР в системе планомерно организованного воспроизводства была создана мощная и эффективно работающая, с точки зрения поставленных перед ней целей, система высокотехнологичных отраслей производства, ядро которой составлял военно-промышленный комплекс (ВПК).

Но в СССР ВПК подчинял себе гражданское производство, которое не имело источников самостоятельного развития, так как финансировалось государством по остаточному принципу. По сути, гражданское производство кредитовало ВПК на безвозвратной и безвозмездной основе.

Иная ситуация в рыночной экономике, которая имела в качестве ведущего направления потребительский рынок и поэтому не могла быть полностью подчинена интересам ОПК. Конечное потребление как решающая фаза воспроизводства в рыночной экономике является решающей именно потому, что ориентация производства на личное потребление приводит в движение механизм долгосрочного экономического роста, а следовательно, и стимулирования технического прогресса. В связи с этим созидательная воспроизводственная функция ОПК обнаруживается лишь в том случае, если он включен в процесс обеспечения долгосрочного экономического роста на основе технического прогресса и не является сферой деятельности, финансирование которой тождественно проеданию национального богатства, что, в конце концов, приводит к подрыву и обороноспособности, и в целом национальной безопасности страны. Поэтому для определения стратегии развития ОПК необходимо изучение механизма его функционирования в системе рыночных отношений, когда его деятельность зависит не только от бюджетного финансирования, но и от состояния потребительского сектора. Чем выше производительность труда в этом секторе, тем больше труда и капитала общество может направить в сектор ОПК. Именно поэтому производство товаров народного потребления (ТНП) должно иметь более передовые в техническом и технологическом смысле технологии. И если страна не имеет развитой сферы производства жизненных средств, следовательно, она не имеет отечественных источников развития ОПК. В СССР производство предметов потребления не являлось приоритетным, вся экономика работала на ВПК. Принижение роли гражданского сектора и векторная направленность экономики по принципу «производство ради производства» явилось одной из причин краха страны.

Если исходить из того, что именно сектор производства товаров народного потребления считается приоритетным в системе воспроизводственных отношений, то и экономический рост, увязанный с техни-

ческим прогрессом, следует понимать с учетом данного факта. В современной рыночной экономике изначальная функция ОПК - оборонная дополняется воспроизводственной. Реализация ОПК воспроизводственной функции позволяет преодолеть его противоречивое отношение к социально-экономическому развитию общества и подъему производительности труда в экономике в целом.

В современных условиях, когда основным фактором подъема производительных сил становится человеческий фактор, функционирование ОПК за счет сужения личного потребления становится проблематичным. Включение проблем перспективного развития предприятий ОПК в систему воспроизводственных отношений, характеризующих экономику страны как целостность, задает особое направление исследования, а именно, изучение способов включения деятельности ОПК в развитие отечественного потребительского и инвестиционного рынков. Исходный принцип механизма взаимодействия предприятий ОПК с другими секторами экономики заключается в ориентации их деятельности на устойчивый рост производства конечного результата народного хозяйства.

Нередко в специальной литературе воспроизводственная функция ОПК трактуется в упрощенном виде, а именно, как способность предприятий ОПК создавать наряду с вооружением товары технического назначения для гражданских отраслей, производить ТНП и самостоятельно выходить с ними на рынок, открывая тем самым для себя дополнительный источник «живых» денежных средств. При этом подразумевается, что полученные предприятием деньги с рынка потребительских товаров могут быть использованы на развитие ОПК. Это мнение ошибочно, так как в конкурентной среде капитал, затраченный на производство товаров конечного потребления, кем бы он ни был инвестирован для этих целей, подчиняется объективным законам простого и расширенного воспроизводства, а именно: чтобы сохранить свою конкурентоспособность, он вынужден всю чистую прибыль пускать на собственное производство, а не на развитие ОПК.

Производство предприятиями ОПК товаров конечного потребления на самом деле не реализует его воспроизводственную функцию и может практиковаться лишь в условиях неконкурентной среды и полной подчиненности сферы гражданского производства интересам ОПК. Последнее сегодня невозможно,

так как производство товаров конечного потребления приобрело по отношению к нему самостоятельное, экономически обособленное развитие.

Каким образом должна реализовываться воспроизводственная функция ОПК? В условиях инновационной экономики ее содержание - это разработка научных знаний, обеспечивающих технический прогресс всех отраслей экономики, а также предоставление услуг, имеющих общенациональное значение и инфраструктурный характер.

Такая содержательность позволит наладить рациональную связь с потребительским сектором экономики и за счет технического прогресса, который лежит в основе расширенного воспроизводства ОПК, оказать влияние на производство товаров конечного потребления.

Следовательно, в условиях перехода российской экономики на инновационную модель развития воспроизводственная функция ОПК может быть представлена как функция «локомотива» экономического роста всей экономики.

В настоящее время ОПК возрождается. Он наращивает производственные мощности и научный потенциал. Однако возрождение ОПК страны не должно ограничиваться увеличением оборонного заказа и объемов финансирования предприятий ОПК. Восстановление ОПК должно осуществляться не только на основе использования современных средств научно-технического прогресса, но и, что самое главное, на основе принципиально нового взаимодействия потребительского и оборонного секторов экономики. Иначе остается соблазн восстановить мобилизационный способ финансового и материального обеспечения оборонно-промышленного комплекса и «вернуться в историю», между тем как движение ОПК по пути прогресса должно быть связано с развитием его позитивной воспроизводственной функции. Поэтому правительству необходимо сделать правильный выбор отраслей и сегментов экономики, которые должны стать объектами государственной поддержки.

Библиографическая ссылка

1. Губанов С. Системный выбор России // Экономист. 2007. № 4. С. 3-22.

References

1. Gubanov S. Sistemnyj vybor Rossii // Jekonomist. 2007. № 4. S. 3-22.

© Корсукова Н. Д., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.