Научная статья на тему 'Воспроизводственный аспект экономики авиационно-космического комплекса'

Воспроизводственный аспект экономики авиационно-космического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ / REPRODUCTIVE FUNCTION / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC STRUCTURE OF THE AEROSPACE INDUSTRY / ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ОРГАНИЗАЦИИ / THE CHARACTERISTICS OF THE AEROSPACE COMPLEX AS ORGANIZATIONS FORMING HUMAN CAPITAL / ФОРМИРУЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лячин В. И., Корсукова Н. Д.

Представлен новый взгляд на организационно-экономические проблемы авиационно-космического комплекса как структурного элемента оборонно-промышленной отрасли страны. Раскрывается воспроизводственная функция авиационно-космического комплекса через его связь с инновационной составляющей процесса воспроизводства человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTION ASPECT OF THE ECONOMY OF THE AEROSPACE COMPLEX

The new approach to organizational and economic issues of the aerospace complex, as structural element of defensive industrial branch of the country is presented. Reproduction function of an aerospace complex through its communication with an innovative component of process of the human capital reproduction is revealed.

Текст научной работы на тему «Воспроизводственный аспект экономики авиационно-космического комплекса»

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

УДК 338.45:3.001:332.1

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИКИ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

В. И. Лячин, Н. Д. Корсукова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Представлен новый взгляд на организационно-экономические проблемы авиационно-космического комплекса как структурного элемента оборонно-промышленной отрасли страны. Раскрывается воспроизводственная функция авиационно-космического комплекса через его связь с инновационной составляющей процесса воспроизводства человеческого капитала.

Ключевые слова: воспроизводственная функция, организационно-экономическая структура авиационно-космического комплекса, характерные черты авиационно-космического комплекса как организации, формирующей человеческий капитал.

REPRODUCTION ASPECT OF THE ECONOMY OF THE AEROSPACE COMPLEX

V. I. Lyachin, N. D. Korsukova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail: [email protected]

The new approach to organizational and economic issues of the aerospace complex, as structural element of defensive industrial branch of the country is presented. Reproduction function of an aerospace complex through its communication with an innovative component ofprocess of the human capital reproduction is revealed.

Keywords: reproductive function, organizational and economic structure of the aerospace industry, the characteristics of the aerospace complex as organizations forming human capital.

В условиях обострения международных отношений российское правительство должно взять на себя всю полноту ответственности за обеспечение экономического суверенитета страны как важнейшей составляющей национальной безопасности. Упрочение экономического суверенитета в настоящее время видится в структурной перестройке экономики, которая выливается в конкретную политику импортозамеще-ния. В рамках импортозамещения авиационно-космический комплекс выступает целью и одновременно средством решения задач роста оборонного и экономического могущества. Двойственный характер функционирования авиационно-космического комплекса требует воспроизводственного подхода к его организации, что означает недопустимость гипертрофированного решения оборонных задач за счет подавления воспроизводственной функции.

Воспроизводственная функция авиационно-космического комплекса обнаруживается в характере его отношений к конечному потреблению как решающей фазе воспроизводства.

Известно, что развитие военно-промышленного комплекса СССР шло за счет ограничения личного потребления. Переход страны к рыночной экономике, которая, имея свои собственные пороки, все же оказывается гораздо более эффективным стимулятором быстрого экономического роста именно потому, что

существующий рынок потребительских товаров имеет ведущее значение в системе воспроизводственных отношений. Конечное потребление является решающей фазой воспроизводства в рыночной экономике именно потому, что ориентация производства на личное потребление приводит в движение механизм долгосрочного экономического роста, а следовательно, обеспечивает технический прогресс. В связи с этим созидательная воспроизводственная функция ОПК как раз и обнаруживается лишь в том случае, если ОПК включен в процесс обеспечения долгосрочного экономического роста на основе технического прогресса, а не является сферой деятельности, финансирование которой тождественно безвозвратной растрате национального богатства страны, что в конце приводит к подрыву и обороны, и национальной безопасности страны вообще.

В рыночной экономике источником финансирования ВПК является потребительский рынок, точнее, сектор производства потребительских товаров. Чем выше производительность труда в этом секторе, тем больше труда и капитала общество может направить в сектор ВПК. Именно поэтому производство товаров народного потребления (ТНП) должно технически оснащаться в первую очередь. Именно в пределах данной связи становится ясным, что источником капитала вообще является труд, занятый в сфере произ-

Решетневскуе чтения. 2014

водства потребительских товаров. И если страна не имеет развитой сферы производства жизненных средств, то она не имеет и собственных источников развития ОПК. В СССР производство предметов потребления не являлось приоритетным, а потому все гражданское производство работало на ВПК, а не наоборот.

Если исходить из того, что именно сектор производства товаров народного потребления является приоритетным в системе воспроизводственных отношений, то и экономический рост, увязанный с техническим прогрессом, следует понять с учетом данного факта. В действительности, экономический рост обеспечивается приоритетным развитием на основе новейших технологий сектора, производящего товары народного потребления, т. е. товары конечного потребления. Если рост конечного потребления в системе общественного воспроизводства является источником развития экономической системы в целом, в том числе и ОПК как ее составляющей, то становится понятным в исходном пункте и воспроизводственная функция ОПК. ОПК должен стать одним из факторов роста конечного потребления, а не только сектором, обеспечивающим оборону страны. Таким образом, в современной рыночной экономике у ОПК обнаруживаются две функции - оборонная и воспроизводственная. Данные функции характерны и для авиационно-космического комплекса.

Имевшийся разрыв между оборонной и воспроизводственной функциями ОПК пытались преодолеть за счет конверсии военного производства. Однако этот метод обнаружил свою несостоятельность в условиях перехода российской экономики на инновационную модель развития.

Дело в том, что в условиях перехода российской экономики на инновационную модель развития существенно изменяется роль и значение оборонно-промышленного комплекса страны: он переходит в ранг ключевых видов деятельности по развитию инновационного наукоемкого производства. Известно,

что 80-90 % прироста ВВП в промышленно развитых странах приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. В таких условиях ОПК, и в его составе авиационно-космический комплекс, призван не только обеспечивать обороноспособность страны на современной технологической основе, но и в свою очередь стать ведущим источником новых знаний, поступающих в бизнес и превращающихся там в конкурентоспособный продукт.

В связи с этим на инновационном этапе развития рыночной экономики открывается принципиально новое направление интеграции ОПК и потребностей расширенного воспроизводства рыночной экономики. В широком плане речь идет о непрерывном использовании ОПК в процессе производства товаров и услуг во всех сферах экономики и в деле повышения качества управления.

В настоящее время, в условиях мирового финансово-экономического кризиса более чем когда-либо раньше признается, что развитие инновационной деятельности является решающим условием выживания и успеха как для отдельного вида бизнеса, так и экономики в целом.

Инновационный капитал как материальная основа инновационной деятельности отличается по качеству от обычного промышленного капитала. Например, требование к наемному труду в процессе функционирования инновационного капитала особого рода: каждый отдельный работник и персонал предприятия должны проявлять творческое отношение к делу, т. е. инновационный капитал «эксплуатирует» интеллектуальные способности наемных работников. Но при этом творческие способности индивидов должны быть развиты, что требует значительных вложений капитала в работника.

В связи с этим организационно-экономическая структура авиационно-космического комплекса должна соответствовать характеристикам обучающей компании.

© Лячин В. И., Корсукова Н. Д., 2014

УДК 519.866:330.322

ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

А. В. Медведев, П. Н. Победаш

Кемеровский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Российская Федерация, 650024, г. Кемерово, ул. Космическая, 6а e-mail: [email protected]; [email protected]

Кратко описывается система поддержки принятия решений (СППР) для оценки эффективности деятельности инновационных фирм на базе разработанного авторами математического и численного аппарата. Предполагается, что указанная СППР может быть эффективно применена при анализе деятельности и развития аэрокосмической отрасли. Приводится краткий тематический обзор публикаций исследовательского коллектива.

Ключевые слова: оценка экономической эффективности, система поддержки принятия решений, аэрокосмическая отрасль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.