Научная статья на тему 'Восприятие трудной жизненной ситуации подростками с суицидальным риском'

Восприятие трудной жизненной ситуации подростками с суицидальным риском Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
суицидальный риск / подросток / трудная жизненная ситуация / представление / диагностика / профилактика / suicide risk / juvenile / a difficult life situation / vision / diagnostics / prevention

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виктория Евгеньевна Купченко

Введение. Изучение предикторов суицидального риска у подростков обладает особой актуальностью в связи с необходимостью профилактики и предупреждения суицидального поведения. Цель — выявление различий в представлениях о трудной жизненной ситуации у подростков с различным суицидальным риском. Материалы и методы. Для реализации поставленной цели применялись личностный опросник ИСН, авторская анкета поведенческих признаков суицидального риска (В.Е. Купченко, О.Ю. Гроголева), «Карта риска суицида» Л.Б. Шнейдер, авторская анкета по изучению представлений о трудной жизненной ситуации. Обработка полученных эмпирических данных включала подсчет z-критерия Колмогорова-Смирнова, U-критерия Манна-Уитни, коэффициента углового преобразования φ Фишера, коэффициента ранговой корреляции r Спирмена. Результаты и обсуждение. 23% подростков характеризуются высоким суицидальным риском, 67% — средним уровнем, 10% — низким. Проявление параметров суицидального риска в отношениях дома и со сверстниками, поведения в школе более выражено у подростков с высоким суицидальным риском. Педагоги ведущими параметрами суицидальных тенденций у подростков с высоким его уровнем называют эмоциональную и волевую сферы. Плохое настроение, чувство вины по поводу ссор с родителями, наказания родителями, ссоры с друзьями являются трудными жизненными ситуациями для подростка с суицидальными тенденциями. Для подростка с высоким суицидальным риском длительность и пассивность выступают значимыми параметрами трудной жизненной ситуации. Выводы. Выявлены различия в представлениях о трудной жизненной ситуации у подростков с различным суицидальным риском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Виктория Евгеньевна Купченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception of a Difficult Life Situation by Juveniles with Suicide Risk

Introduction. The study of predictors of suicide risk in juveniles is of particular relevance due to the necessity of preventing suicidal behavior. The objective is to identify differences in visions of a difficult life situation among juveniles with different suicide risks. Materials and Methods. To achieve this goal, the Individual Suicide Propensity questionnaire, the author’s questionnaire of behavioral signs of suicidal risk (V.E. Kupchenko, O.Yu. Grogoleva), “Suicide Risk Map” by L. B. Shneider, and the author’s questionnaire to study visions of a difficult life situation were employed. Processing of the obtained empirical data included calculating the z-KolmogorovSmirnov criterion, the Mann-Whitney U-criterion, the φ Fisher angular transformation coefficient, and the r Spearman rank correlation coefficient. Results and Discussion. 23% of juveniles are characterized by a high suicidal risk, 67% show an average level, with 10% demonstrating a low level. The manifestation of parameters of suicidal risk in relationships at home and with peers, behavior at school is more intense in juveniles with a high suicidal risk. Teachers consider the emotional and volitional spheres as the leading parameters of suicidal tendencies in juveniles with a high risk. Bad mood, feeling guilt about arguments with parents, punishment by parents, quarrels with friends are difficult life situations for a teenager with suicidal tendencies. For a juvenile with a high suicidal risk, duration and passiveness are significant parameters of a difficult life situation. Conclusions. Differences in visions of a difficult life situation were revealed among juveniles with different suicide risks.

Текст научной работы на тему «Восприятие трудной жизненной ситуации подростками с суицидальным риском»

Научно-практическая статья

УДК 159.99 © Купченко В. Е., 2023

doi: 10. 24412/1999-6241-2023-394-292-298

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Восприятие трудной жизненной ситуации подростками с суицидальным риском

Виктория Евгеньевна Купченко \ кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии; KupchenkoVE@omsu.ru; https://orcid.org/0000-0001-5893-0225

' Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а, Россия Реферат

Введение. Изучение предикторов суицидального риска у подростков обладает особой актуальностью в связи с необходимостью профилактики и предупреждения суицидального поведения. Цель — выявление различий в представлениях о трудной жизненной ситуации у подростков с различным суицидальным риском. Материалы и методы. Для реализации поставленной цели применялись личностный опросник ИСН, авторская анкета поведенческих признаков суицидального риска (В. Е. Купченко, О. Ю. Гроголева), «Карта риска суицида» Л. Б. Шнейдер, авторская анкета по изучению представлений о трудной жизненной ситуации. Обработка полученных эмпирических данных включала подсчет z-критерия Колмогорова-Смирнова, и-критерия Манна-Уитни, коэффициента углового преобразования ф Фишера, коэффициента ранговой корреляции г Спирмена. Результаты и обсуждение. 23% подростков характеризуются высоким суицидальным риском, 67% — средним уровнем, 10% — низким. Проявление параметров суицидального риска в отношениях дома и со сверстниками, поведения в школе более выражено у подростков с высоким суицидальным риском. Педагоги ведущими параметрами суицидальных тенденций у подростков с высоким его уровнем называют эмоциональную и волевую сферы. Плохое настроение, чувство вины по поводу ссор с родителями, наказания родителями, ссоры с друзьями являются трудными жизненными ситуациями для подростка с суицидальными тенденциями. Для подростка с высоким суицидальным риском длительность и пассивность выступают значимыми параметрами трудной жизненной ситуации. Выводы. Выявлены различия в представлениях о трудной жизненной ситуации у подростков с различным суицидальным риском.

Ключевые слова: суицидальный риск, подросток, трудная жизненная ситуация, представление, диагностика, профилактика

Для цитирования: Купченко В. Е. Восприятие трудной жизненной ситуации подростками с суицидальным риском // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 3(94). С. 292-298. ^://Моге|/10. 24412/1999-6241-2023-394-292-298

Scientific and Practical Article

UDC 159.99 © Kupchenko V. E., 2023

doi: 10. 24412/1999-6241-2023-394-292-298

5.3.1. General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology

Perception of a Difficult Life Situation by Juveniles with Suicide Risk

Viktoria Е. Kupchenko \ Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor at the chair of General and Social Psychology; KupchenkoVE@omsu.ru; https://orcid.org/0000-0001-5893-0225 1 Dostoevsky Omsk State University, 55a Mira st., Omsk, 644077, Russia Abstract

Introduction. The study of predictors of suicide risk in juveniles is of particular relevance due to the necessity of preventing suicidal behavior. The objective is to identify differences in visions of a difficult life situation among juveniles with different suicide risks. Materials and Methods. To achieve this goal, the Individual Suicide Propensity questionnaire, the author's questionnaire of behavioral signs of suicidal risk (V. E. Kupchenko, O. Yu. Grogoleva), "Suicide Risk Map" by L. B. Shneider, and the author's questionnaire to study visions of a difficult life situation were employed. Processing of the obtained empirical data included calculating the z-Kolmogorov-Smirnov criterion, the Mann-Whitney U-criterion, the Fisher angular transformation coefficient, and the r Spearman rank correlation coefficient. Results and Discussion. 23% of juveniles are characterized by a high suicidal risk, 67% show an average level, with 10% demonstrating a low level. The manifestation of parameters of suicidal risk in relationships at home and with peers, behavior at school is more intense in juveniles with a high suicidal risk. Teachers consider the emotional and volitional spheres as the leading parameters of suicidal tendencies in juveniles with a high risk. Bad mood, feeling guilt about arguments with parents, punishment by parents, quarrels with friends are difficult life situations for a teenager with suicidal tendencies. For a juvenile with a high suicidal risk, duration and passiveness are significant parameters of a difficult life situation. Conclusions. Differences in visions of a difficult life situation were revealed among juveniles with different suicide risks.

Keywords: suicide risk, juvenile, a difficult life situation, vision, diagnostics, prevention

Citation: Kupchenko V. E. Perception of a Difficult Life Situation by Juveniles with Suicide Risk. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 3(94). Pp. 292-298 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-394-292-298

Основные положения

1. Подростки различаются по уровню выраженности суицидального риска. Большинство подростков характеризуются средним его уровнем.

2. Суицидальный риск подростка — комплексная переменная, сочетающая самооценочные суждения, оценку поведенческих индикаторов родителями и педагогами.

3. Среди типичных трудных жизненных ситуаций подростков выявлены: плохое настроение, чувство вины из-за ссоры с родителями, санкции со стороны родителей и ссора с друзьями. Подростки с высоким суицидальным риском дополнительно называют ситуацию одиночества.

4. Субъективное переживание трудной жизненной ситуации связано со склонностью к суицидальному поведению у подростка.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. В современном мире остается распространенной ситуация подросткового суицида. По данным Всемирной организации здоровья за период с 2010 г. по 2016 г. уровень самоубийств среди 10-19-летних подростков составляет 3,77 на 100 тыс. человек [1]. Основные причины склонности к необдуманным саморазрушающим поступкам следует искать в специфике и сложностях самого подросткового периода. Гормональная перестройка, уязвимость и чувствительность Я-концепции, неразвитость волевой сферы способны вызывать крайне аффективные реакции эмоциональной сферы и аутоагрессивное поведение.

Проблема суицидального риска достаточно давно исследуется в трудах отечественных и зарубежных ученых (А. Г. Амбрумова, Е. М. Вроно [2], Л. И. Шаповалова 1, В. А. Тихоненко 2, Н. А. Сакович [3], М. А. Алимова [4], А. П. Чуприков 3). Суицидальный риск представляет собой комплексное образование, определяясь сочетанием личностно-ситуативных и средовых переменных. Суицидальные попытки нередко выступают следствием стремления справиться с проблемами, которые подростки оценивают как неразрешимые. Важно понимать, какие именно трудности вызывают у подростка наибольшие сложности. Согласно М. Ка-велти, знание факторов риска и защитных факторов позволяет выявить подростков, склонных к суицидальному поведению, оказать им целенаправленную помощь [5].

Цель — выявление представлений о трудной жизненной ситуации подростков с различным уровнем суицидального риска.

Цель конкретизирована в следующих задачах исследования:

1. Определить выраженность суицидального риска у подростков.

2. Выявить взаимосвязь компонентов суицидального риска у подростков между оценками подростков, их родителей и учителей.

3. Выделить особенности представлений о трудной жизненной ситуации у подростков с разным уровнем суицидального риска.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Подростковый возраст традиционно проживается личностью в качестве кризиса. Подросток проявляет желание быть и считаться взрослым, объективно имея недостаток самостоятельности и личностной зрелости. Происходящие в организме физиологические изменения часто приводят к нестабильности эмоциональной сферы. Демонстративное отрицание опеки родителей с сохранившейся, часто усиливающейся потребностью в их поддержке, желание быть принятым сверстниками может не подтверждаться объективно благополучной картиной общения. Подобные условия создают благоприятную почву для роста внутриличностных конфликтов и дезадаптации. Распространенными становятся разного рода девиации, в том числе суицидальное поведение. Как отмечают А. П. Чуприков, Г. Я. Пи-лягина, В. Ф. Войцех, суицидальный риск включает «степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий» 4.

Собственно суицидальным поведением А. Н. Моховиков называет «любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни» [6, с. 32]. Подросток может совершать необдуманные поступки, слабо понимая их последствия.

В девиантологии различные концепции суицида описывают причины, виды, стадии развития саморазрушающего поведения. Модель А. Г. Амбрумовой включает стадии проявления суицидальных тенденций: антивитальные переживания, внутреннее суицидальное поведение, пресуицид, внешние формы суицидального поведения [1]. Н. А. Сакович выделяет три степени суицидального риска в подростковом поведении:

1) незначительный уровень риска (наличие суицидальных мыслей сочетается с отсутствием компонента планирования);

2) выраженный уровень риска (присутствие суицидальных мыслей и плана их реализации не конкретизируется в конкретных сроках замысла);

1 Амбрумова А. Г., Шаповалова Л. И. Социально-психологические факторы в формировании суицидального поведения : метод. рекомендации. М., 1991. 19 с.

2 Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения : метод. рекомендации. М., 1980. 55 с.

3 Чуприков А. П., Пилягина Г. Я., Войцех В. Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999. 479 с.

4 Там же. С. 11.

3) высокий уровень риска (конкретизированные мысли выражаются в разработанном плане, четкой дате и средствах их реализации) [3].

Одно и то же действие может являться формой суицидального поведения, примером самоповреждения или несчастным случаем. Закономерный вопрос возникает в отношении мотивов суицидального поведения, выражающихся в протесте против правил, мести, стремлении привлечь к себе внимание, желании избежать наказания, элементе самонаказания, отрицании самого себя [3].

Мотивы суицидального поведения тесно переплетаются друг с другом, связаны с причинами, запускающими механизм самоповреждения. Зарубежный исследователь Дж. Сенер (1983) среди причин суицида указывает ощущение изоляции, чувство собственной незначимости, беспомощность, ощущение безнадежности [см. об этом: 7]. Проблема неоднозначности действий суицидального вида раскрывается в работах А. Е. Личко [8]. Автор выделяет истинное, аффективное, демонстративно-шантажное суицидальное поведение. Подростки часто проявляют демонстративно-шантажное суицидальное поведение.

Как мы отмечали выше, вопрос факторов суицидального поведения остается одним из актуальных. В зарубежных исследованиях описывается влияние семейного фактора. Развод родителей, безработица или низкий доход [9], наличие у родителей или семьи анамнеза психических заболеваний [10] или потеря родителей в результате самоубийства, смерти по другой причине [11; 12] входят в число наиболее распространенных семейных факторов риска подросткового суицида и суицидального поведения. В собственных исследованиях нами изучены различные предикторы суицидального риска у подростков, среди них детско-родительские отношения [13], буллинг со стороны сверстников [14], влияние социальных сетей [15]. При анализе взаимодействия человека и ситуации необходимо учитывать, что каждая личность свойственным ей образом воспринимает жизненную ситуацию. Когнитивная схема подростка актуализирует определенное эмоциональное состояние, запускает мотиваци-онные процессы, способные определить реализацию поведенческих действий. Особенности когнитивной оценки ситуации, по словам Ф. Е. Василюка [16], зависят от специфики процесса когнитивного структурирования. В. И. Лебедев полагает, что восприятие и оценка ситуации оказывают серьезное влияние на поведение и самоощущение личности. Ограниченность жизненного опыта подростка наряду с категоричностью негативных суждений способны предопределять

аутодеструктивные формы поведения [17]. Считаем важным изучить специфику представления подростков о трудных жизненных ситуациях в зависимости от различного суицидального риска.

Материалы и методы

Выборку исследования составили 70 подростков (26 мальчиков и 44 девочки), 70 их матерей и 3 педагога (классных руководителя). Все опрошенные подростки — учащиеся 6-7 классов общеобразовательной школы г. Омска в возрасте от 13 до 14 лет.

В исследовании применялись методика суицидальной направленности (личностный опросник ИСН) 5, анкета оценки поведенческих критериев суицидального риска В. Е. Купченко, О. Ю. Гроголевой, «Карта риска суицида» Л. Б. Шнейдер. Для обработки полученных данных использовались z-критерий Колмогорова-Смирнова, и-критерий Манна-Уитни, коэффициент углового преобразования ф Фишера, коэффициент ранговой корреляции г Спирмена.

Результаты и обсуждение

На основании полученных данных подростки разделены на три подгруппы: с высоким уровнем суицидального риска (23%); со средним уровнем суицидального риска (67%) и с низким уровнем (10%).

Самооценочные суждения подростков о склонности к риску. Результаты самооценочных суждений об уровне депрессивности, невротизации, общительности по методике ИСН представлены на рис. 1.

14

10 з 8 5 6

w 6

4

Депрессивность

Невротизация

Общительность

Шкалы суицидального риска

г- Подростки с высоким риском □ Подростки со средним риском □ Подростки с низким риском

Рис. 1. Показатели самооценивания компонентов суицидального риска у подростков с разным уровнем его выраженности (средние значения) (Fig. 1. Indicators of self-assessment of components of suicidal risk in juveniles with different levels of its intensiveness (average values))

Для подростков с ярко и средне выраженными суицидальными тенденциями характерно общее состояние тревоги и беспокойства относительно событий жизни и отношений с окружающими. Подростки

5 Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения // Раздаточный материал к курсу «Превенция суицидов обучающихся и психолого-педагогическая реабилитация детей с учетом их этнопсихологических особенностей социально-культурного своеобразия РТ». Кызыл, 2013. 136 с.

с низким суицидальным риском отличаются стабильностью эмоциональной сферы, уравновешенностью самооценки, позитивным восприятием событий жизни, умением устанавливать надежные межличностные связи. С целью выявить значимые различия между компонентами суицидального риска по методике ИСН у подростков разных групп нами посчитан U-критерий Манна-Уитни (табл. 1).

Таблица 1. Значимость различий в самооценивании компонентов суицидального риска у подростков с разным его уровнем (U-критерий Манна-Уитни) (Table 1. Significance of differences in self-assessment of components of suicide risk in juveniles with different levels (Mann-Whitney U-criterion))

Из таблицы 1 следует, что показатели депрессивно-сти и невротизации у подростков с высоким суицидальным риском значимо выше, чем у подростков со средним (и=172,5 при р<0,001; и=223 при р<0,05) и низким (и=11,5 при р<0,001; и=16 при р<0,01) суицидальным риском. Показатели депрессивности (и=59,5 при р<0,01) и невротизации (и=71,5 при р<0,05) у подростков со средним суицидальным риском существенно преобладают по сравнению со значениями подростков с низким суицидальным риском. Показатели шкалы «общительность» значимо не отличаются. Подросток с высоким уровнем суицидального риска проживает угнетенное эмоциональное состояние в отношении себя и окружающих. Пассивность и частое нежелание что-либо делать, постоянные беспокойство и тревога, повышенная эмоциональная реактивность на различного рода события могут выступать эмоциональными индикаторами группы риска.

Поведенческие индикаторы суицидального риска. Результаты измерения компонентов суицидального риска по анкете оценки поведенческих критериев родителями представлены на рис. 2.

Родитель замечает подростка с высоким уровнем суицидального риска по индикаторам поведения дома, в школе, общения с другими. Он «много спорит дома», «думает, что его много обвиняют, упрекают», «много возражает», в школе «легко сдается», «поддается влиянию сверстников», «не заканчивает работу», в отношениях со сверстниками «часто злится», его «легко задеть за чувства», «слишком застенчив». Показатели суицидального риска «отношения дома» (и=239,5 при р<0,05; и=21 при р<0,05), «отношения со сверстниками» (и=201,5 при р<0,01; и=14 при р<0,01), «поведение в школе» (и=189 при р<0,01; и=10,5 при р<0,001) и «об-

щий суицидальный риск» (и=152,5 при р<0,001; и=9 при р<0,001) значимо выше у подростков с высоким суицидальным риском.

Шкалы суицидального риска

* Подростки с высоким риском -- —Подростки со средним риском —*—Подростки с низким риском

Рис. 2. Оценка родителями компонентов суицидального риска у подростков с разным уровнем его выраженности (средние значения) (Fig. 2. Parents' assessment of the components of suicide risk in juveniles with different levels of its intensiveness (average values))

Родители подростков со средним суицидальным риском отмечают, что подросток «пререкается с родителями», «много возражает», «много спорит дома», в школе «легко сдается», «не заканчивает работу». У подростков со средним суицидальным риском показатели «отношения дома» (U=87,5 при р<0,05), «отношения со сверстниками» (U=77 при р<0,05), «поведение в школе» (U=80,5 при р<0,05),«эмоциональное состояние» (U=87,5 при р<0,05) и «общий суицидальный риск» (U=39 при р<0,001) значимо выше, чем у подростков с низким суицидальным риском. Родители относят к наиболее частым оценкам поведенческих проявлений у подростка вне зависимости от уровня суицидального риска поведение дома. Подростки с высоким суицидальным риском проявляют дополнительные индикаторы и в отношениях со сверстниками.

Компоненты суицидального риска подростков по «Карте риска суицида», модифицированной для подростков Л. Б. Шнейдер, по оценке классных руководителей представлены в таблице 2.

Ключевыми параметрами суицидального риска у подростков педагоги называют волевые и эмоциональные составляющие. Эмоционально-волевая сфера подростка развивается, закономерными являются трудности с саморегуляцией, нарушение баланса в эмоциональных переживаниях. Подростки с высоким уровнем имеют большую склонность к эмоционально неустойчивому состоянию. Значимых различий между

Компоненты Низкий и высокий суицидальный риск Низкий и средний суицидальный риск Высокий и средний суицидальный риск

Депрессивность 11,5 59,5 172,5

Невротизация 16,0 71,5 223,5

Общительность 41,0 117,5 364,0

Примечание. Полужирным шрифтом отмечены достоверно значимые различия при р<0,05.

компонентами суицидального риска по методике «Карта риска суицида» Л. Б. Шнейдер у подростков с разным уровнем суицидального риска с помощью U-критерия Манна-Уитни не выявлено. Наличие различий в оценке родителей, наряду с отсутствием таковых в оценке педагогов, отражает большую восприимчивость родителей к оценке поведения подростка.

Таблица 2. Оценка педагогами компонентов суицидального риска у подростков с разным его уровнем, балл (Table 2. Teachers' assessment of the components of suicide risk in juveniles with different levels (average values), score)

По полученным результатам подсчета взаимосвязи компонентов суицидального риска и самооценочных суждений подростков зафиксировано, что общительность подростков взаимосвязана с поведенческими индикаторами сложностей взаимоотношений в семье (г=0,31 при р<0,01). Рост сложностей и недопонимания в отношениях с родителями взаимосвязан со стремлением подростка получить поддержку и найти взаимопонимание в отношениях со сверстниками. Вместе с тем, проявляя активный интерес и погружаясь в коммуникацию со сверстником, подросток может испытывать трудности в отношениях с родителями.

Таким образом, у подростков с выраженным суицидальным риском преобладает негативный фон настроения, наблюдаются пессимизм в отношении жизни, ощущение угнетенности проблемами. Они часто не принимают и не ценят самих себя, закономерно ожидают негативного отношения со стороны окружающих. Учеба им дается тяжело, они часто чувствуют упадок сил и ощущают одиночество. Взявшись с вдохновением за решение задачи, они довольно быстро теряют интерес и опускают руки. Эмоциональное состояние апатично и угнетенно. В повседневных разговорах могут мимолетом встречаться шутки про суицид. В поведении могут наблюдаться необдуманные, импульсивные поступки.

Обратимся к описанию представления о трудной жизненной ситуации у подростков с разным уровнем суицидального риска (табл. 3).

Наиболее часто упоминаемыми трудными жизненными ситуациями подростков с разным суицидальным риском являются «плохое настроение, чувство вины

из-за ссоры с родителями», «санкции со стороны родителей» и «ссора с друзьями». Полученные данные согласуются с результатами зарубежных исследователей. Так, М. Зуго отмечает, что переживание серьезного жизненного события «расставание с партнером» или «ссора с родителем» увеличивает риск самоубийства, усиливая импульсивность к действию [18]. Несмотря на возросшую значимость фактора принятия и признания со стороны сверстников, отношения с родителями остаются ценной сферой для подростка, определяющей его состояние. Желание и стремление к самостоятельности, как правило, сочетаются с незрелостью и неспособностью реализовывать автономные шаги в жизненных решениях. За декларируемым желанием к автономии может скрываться выраженная потребность в поддержке со стороны родителя. Отсутствие этой поддержки способно влиять на самоощущение и самоотношение подростка, определяя различные сферы его жизнедеятельности, порой вызывая суицидальные мысли и намерения.

Таблица 3. Частота встречаемости типов трудных жизненных ситуаций у подростков с разным уровнем

суицидального риска, % (Table 3. Frequency of types of difficult life situations in juveniles with different levels of suicide risk, %)

Типы Низкий Средний Высокий

трудных суицидальныи суицидальныи суицидальный

ситуаций риск риск риск

Плохое

настроение, чувство вины 31 34 43

из-за ссоры

с родителями

Санкции

со стороны родителей в виде лишения 25 32 43

значимых вещей

Ссора с друзьями 25 28 29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несправедливые обвинения 19 28 29

Проигрыш в компьютерной 13 17 0

игре

Боязнь

расстроить 19 13 0

родителей

Недопонимание школьного 25 13 0

предмета

Страх перед

спортивными 13 0 0

соревнованиями

Одиночество 0 0 14

Подростки вне зависимости от склонности к суицидальному поведению сталкиваются с типичными жизненными трудностями в сфере межличностных отношений в семье и с друзьями. Для подростка с высоким суицидальным риском характерно одиночество в качестве специфичной трудной жизненной ситуации (14% подростков). Одинокие подростки со сложностью налаживания отношений с окружающими часто чув-

Компоненты Подростки с высоким суицидальным риском М±о Подростки со средним суицидальным риском М±о Подростки с низким суицидальным риском М±о

Социально- демографические данные -2,2±1,3 -2,2±1 -2,5±0,0

Актуальная ситуация конфликта -2,1±5,3 -4,3±2,9 -4,2±3,4

Характеристики волевой сферы 2,4±1,9 2,9±1,5 3,0±0,8

Эмоциональная сфера 2,4±4,5 1,5±4,1 2,1±3,1

Общий суицидальный риск 0,6±9,4 -2,0±6,5 -1,6±5,5

ствуют изоляцию, испытывая угнетенные переживания. Негативные эмоциональные реакции в силу катастро-физации могут возводиться подростком на уровень неразрешимых, провоцируя состояние внутреннего тупика, сильного напряжения и желания эмоциональной разрядки.

Авторская анкета содержала описание подростками трудной ситуации по принципу семантического дифференциала (рис. 3).

Рис. 3. Оценка трудных жизненных ситуаций подростками с разным уровнем суицидального риска (средние значения) (Fig. 3. Assessment of difficult life situations by juveniles with different levels of suicide risk (average values))

Для подростков с высоким суицидальным риском трудная жизненная ситуация воспринимается как тяжелая (1,2 балла), сложная (0,9 балла) и пассивная (0,9 балла). Эмоционально негативная окраска трудного события в сочетании с ощущением неспособности управлять ею выступает серьезным фактором стресса, создавая картину бесконечно тяжелой жизни. Для подростка со средним уровнем суицидального риска трудная жизненная ситуация видится тревожной (0,7 балла) и напряженной (0,7 балла), а для подростка с низким уровнем суицидального риска — в качестве требующей поддержки (0,4 балла). Подростки с низким суицидальным риском заявляют о потребности в поддержке со стороны значимых людей. Осознание своего состояния и умение обращаться за помощью являются защитным фактором профилактики ауто-деструктивных тенденций.

Подсчет значимости различий между параметрами трудной жизненной ситуации в оценке подростков показал, что подростки с высоким суицидальным риском значительно выше оценивают параметр длительности трудной жизненной ситуации (U=26,5 при р<0,05; U=229 при р<0,05). Подросток проживает длительное время травматичный жизненный опыт. Полученные данные согласуются с результатами зарубежных исследований, констатирующих, что подростки, которые пытались покончить жизнь самоубий-

ством, сообщают о большем количестве негативных жизненных событий, чем респонденты контрольной группы [19]. Закономерным вопросом для дальнейших исследований становится понимание, насколько объективно жизнь такого подростка сопряжена с трудными жизненными ситуациями, либо данное ощущение является результатом сугубо субъективного впечатления (табл. 4).

Таблица 4. Значимость различий в оценке родителями компонентов суицидального риска у подростков с разным уровнем его выраженности (U-критерий Манна-Уитни) (Table 4. Significance of differences in parents' assessment of the components of suicide risk in juveniles with different levels of its intensiveness (Mann-Whitney U-criterion))

Характеристики Низкий и высокий суицидальный риск Низкий и средний суицидальный риск Высокий и средний суицидальный риск

Недопустимая 27 111 288

Тревожная 27,5 68,5 370,5

Сложная 35,5 136,5 288,5

Непонятная 50,5 161,5 363

Пассивная 28 130,5 269

Длительная 26,5 138,5 229

Требующая поддержки 51 135 355,5

Частая 40 133,5 317,5

Напряженная 36,5 100,5 373,5

Тяжелая 51 108,5 331,5

Примечание. Полужирным шрифтом отмечены достоверные показатели значимости при р<0,05.

Наличие значимых различий в показателях подростков со средним суицидальным риском по сравнению с подростками с низким суицидальным риском по параметру «тревожная» (и=68,5 при р<0,05) говорит о том, что проявление суцицидальных тенденций во многом определяется выраженностью переживания по поводу событий своей жизни. Плохое настроение, чувство вины из-за ссоры с родителями, наказание родителями, ссора с друзьями выступают для подростка трудными жизненными ситуациями. Межличностные отношения с близкими и друзьями для подростка содержат широкий перечень стрессоров.

Выводы

1. 23% подростков обладают высоким, 67% — средним, 10% подростков — низким уровнем суицидального риска. Подросток с высоким суицидальным риском характеризуется более выраженными депрес-сивностью и невротизацией.

2. Родители значимо выше отмечают индикаторы суицидальных тенденций у подростков с высоким суицидальным риском в отношениях дома, со сверстниками, в поведении в школе.

3. По оценкам педагогов, ведущими параметрами суицидального риска у подростков с высоким уровнем являются характеристики эмоциональной и волевой сфер. Общительность подростков, согласно их собственной оценке, напрямую взаимосвязана с оцени-

Баллы

^ Подростки с низким риском ^ Подростки со средним риском ^ Подростки с высоким риском

ваемой родителями характеристикой суицидального риска как «отношения дома».

4. Среди наиболее трудных ситуаций в жизни подростки указывают «плохое настроение, чувство вины из-за ссоры с родителями», «санкции со стороны родителей» и «ссору с друзьями». Для подростков с высоким суицидальным риском доминирующими характеристиками трудной жизненной ситуации являются длительность и пассивность. Подростки со средним суицидальным риском по сравнению с подростками с низким суицидальным риском чаще отмечают тревожный характер трудной жизненной ситуации.

Перспективы. Считаем важным продолжение исследования в области распознания факторов суицидального риска в подростковом возрасте в связи с необходимостью ранней диагностики и оказания своевременной помощи группе риска. Среди значимых переменных, оказывающих влияние на вероятность суицидального поведения подростков, могут выступать сфера детско-родительских отношений (стиль воспитания, суверенность психологического пространства, развод), буллинг со стороны сверстников, влияние средств массовой информации и интернета.

Список источников / References

1. Glenn C. R., Kleiman E. M., Kellerman J., Pollak O., Cha C. B., Esposito E. C., Porter A. C., Wyman P. A., Boatman A. E. Annual research review: a meta-analytic review of worldwide suicide rates in adolescents. J Child Psychol Psychiatry. 2020. Vol. 61(3). Pp. 294-308. https://doi.org/10.1111/jcpp.13106.

2. Амбрумова А. Г., Вроно Е. М. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике // Журнал невропатологии и психиатрии. 1985. № 10. С. 1557-1560.

3. Сакович Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. М., 2012. 288 с.

4. Алимова М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. 100 с.

5. Cavelti М., Kaess М. Adolescent suicide: an individual disaster, but a systemic failure. European Child & Adolescent Psychiatry. 2021. Vol. 30. Pp. 987-990. https://doi.org/10.1007/s00787-021-01834-2.

6. Моховиков А. Н. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М., 2001. 569 с.

7. Говорин Н. В., Сахаров А. В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность. Чита, 2008. 178 с.

8. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 2000. 416 с.

9. Page A., Morrell S., Hobbs C., Carter G., Dudley M., Duflou J., Taylor R. Suicide in young adults: psychiatric and socio-economic factors from a case-control study. BMC Psychiatry. 2014. Vol. 14. Pp. 68-74. https://doi.org/10.1186/1471-244X-14-68.

10. Qin P., Agerbo E., Mortensen P. B. Suicide risk in relation to family history of completed suicide and psychiatric disorders: a nested case-control study based on longitudinal registers. Lancet 360. 2002. Vol. 93(40). Pp. 1126-1130. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(02)11197-4.

11. Burrell L. V., Mehlum L., Qin P. Parental death by external causes and risk of hospital-treated deliberate self-harm in bereaved offspring. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2021. Vol. 30(4). Pp. 539-548. https://doi.org/10.1007/s00787-020-01534-3.

12. Carr M. J., Mok P. L. H., Antonsen S., Pedersen C. B., Webb R. T. Self-harm and violent criminality linked with parental death during childhood. Psychol Med. 2020. Vol. 50(7). Pp. 1224-1232. https://doi.org/10.1017/S0033291719001193.

13. Купченко В. Е. Детско-родительские отношения как предиктор суицидального риска. Предикторы просоциального поведения в современных исследованиях: межкультурный аспект : монография / под ред. Н. В. Кухтовой, С. М. Шингаева. Витебск, 2020. С. 78-86.

14. Купченко В. Е. Буллинг со стороны сверстников как фактор суицидального риска подростков // Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности : сб. тр. XIII междунар. науч.-практ. конф. (14-16 апреля 2020 года, Москва) [Текст электронный] / сост. А. А. Бочавер, М. Я. Кац ; отв. ред. А. А. Бочавер. М., 2020. 183 c.

15. Купченко В. Е. Зависимость от социальных сетей и склонность подростков к суицидальному риску // Омские научные чтения-2018 : мат-лы второй всерос. науч. конф., 10-15 декабря 2018 г., ОмГУ. Омск, 2018. С. 121-123.

16. Василюк Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 5. С. 104-115.

17. Лебедев В. И. Личность человека в экстремальных условиях. М., 2001. 402 с.

18. Zygo M., Pawlowska B., Potembska E., Dreher P., Kapka-Skrzypczak L. Prevalence and selected risk factors of suicidal ideation, suicidal tendencies and suicide attempts in young people aged 13-19 years. Ann Agric Environ Med. 2019. No. 26(2). Pp. 329-336. https:// doi.org/10.26444/aaem/93817.

19. Liu R., Miller I. Life events and suicidal ideation and behavior: A systematic review. Clinical Psychology Review. 2014. Vol. 34(3). Pp. 181-192. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2014.01.006.

Поступила 02.03.2023; одобрена после рецензирования 25.03.2023; принята к публикации 30.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.