УДК 316
DOI 10.23672/i6513-8589-7320-j
Васильева Евгения Николаевна
аспирантка факультета искусств, Московский государственный университет имени Ломоносова [email protected]
Yevgeniia N. Vasileva
Graduate student of faculty of Arts, Moscow State University name of Lomonosov [email protected]
Восприятие современного
искусства под влиянием ироничности и плюрализма эпохи постмодерна
Perception
of modern art influenced by the irony and pluralism of the postmodern era
Аннотация. Ироничность и плюрализм являются особенностями эпохи постмодерна. Они оказали значительное влияние на формирование современного искусства. Плюрализм и ироничность искусства постмодерна усложняют процесс восприятия зрителя. Из-за этого восприятие объектов постмодернистского искусства требует более высокого уровня вовлеченности, чем искусство предшествующих эпох. Современный художник, руководствуясь принципами иронии и плюрализма не настаивает на единой трактовке и стремится вовлечь зрителя в творческий процесс. Это позволяет современному искусству нести не только эстетическую ценность, но и побуждать зрителя к саморефлексии и активной познавательной деятельности.
В статье приведены примеры проектов таких современных деятелей искусства как: Дэмьен Херст, Бэн-кси, Маурицио Каттелан, Давид Датуна. Их художественная практика отражает особенности эпохи постмодерна на основе принципа иронии и побуждает зрителя образовывать новые смыслы на основе принципа плюрализма.
Ключевые слова: современное искусство, восприятие искусства, постмодернизм.
Annotation. Irony and pluralism are features of the postmodern era. They had a significant influence on the formation of modern art. The pluralism and irony of postmodern art complicate the viewer's perception process. Because of this, the perception of postmodern art objects requires a higher level of involvement than the art of previous eras. The modern artist, guided by the principles of irony and pluralism, does not insist on a single interpretation and seeks to involve the viewer in the creative process. This allows modern art to carry not only aesthetic value, but also to encourage the viewer to self-reflection and active cognitive activity.
The article provides examples of projects by such contemporary artists as: Damien Hirst, Banksy, Maurizio Cattelan, David datuna. Their artistic practice reflects the features of the postmodern era based on the principle of irony and encourages the viewer to form new meanings based on the principle of
Keywords: contemporary art, perception of art, postmodernism.
Василий Кандинский писал: «Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств. Так каждый культурный период создает свое собственное искусство, которое не может быть повторено» [1, с. 7]. Из его слов следует, что характер искусства зависит от социокультурной среды, и потому современное искусство можно считать отражением социальных изменений, произошедших в эпоху постмодерна.
Задача данного исследования состоит в том, чтобы рассмотреть ироничность и плюрализм как особенности эпохи постмодерна и выяснить, как они влияют на восприятие зрителя. Актуальность исследования обусловлена тем, что современное искусство зачастую вызывает неоднозначную реакцию у зрителя. Как указывает в своей работе И.А. Богачева: «общим местом в исследованиях последних лет стало указание на то, что современная отечественная публика испытывает
трудности в восприятии и понимании современного искусства» [2, с. 1]. Выявление причин такого восприятия может оказаться полезным как для представителей художественного мира (художники, кураторы и т.д.), так и для зрителя.
Искусство это не только материальный объект, но и воплощение прожитого создателем опыта взаимодействия с социальной средой. Художник, вырабатывая и отражая в произведениях свои представления, интерпретирует состояние социума вокруг него, значение окружающих его феноменов. Как отмечает Т.А. Галеева: актуальные художественные практики могут «рассматриваться не столько как квинтэссенция духовно-культурного опыта, но и как одна из форм (конкретно-художественная) общей социальной практики, позволяющей репрезентировать реальные условия жизнедеятельности индивидов в воображаемых образах и символических отношениях» [3, с. 3].
Оценивая влияние постмодернистского мышления на формирование искусства, следует выделить две особенности - ироничность и плюрализм. О первом говорит в «Анатомии критики», крупный исследователь культуры и литературной практики, Нортроп Фрай. Он описывает историю литературы через понятие о пяти модусах, которые он называет: мифический, романтический, высокий миметический, низкий миметический и иронический [4, с. 233].
Эпоха постмодерна подразумевает пребывание в ироническом модусе, о чем говорит многообразная художественная практика. В частности, Дэмьен Херст известен своим ироническим подходом к созданию искусства и «игрой» со зрителем. Известно, что в начале карьеры Херст заявлял: «Я не могу дождаться, когда смогу сделать действительно плохое искусство и выйти сухим из воды. В настоящий момент, если бы я сделал определенные вещи, люди посмотрели бы на это, подумали и сказали бы...» [5]. Произведения Хер-ста начиная от темы смерти в образе акулы, помещенной в формалин («Невозможность осознания смерти в сознании живущего») до разноцветных точек на холсте и черепа инкрустированного бриллиантами представляют собой в высшей степени ироничные произведения на тему вечных философских вопросов бытия.
Другим примером служит аукцион Сотбис 2018 года, в ходе которого была уничтожена работа уличного художника Бэнкси. Сразу после оглашения окончания торгов за картиной в раме сработал установленный заранее художником шредер, который разрезал картину. Ни зрители, ни организаторы торгов не могли такого ожидать, но такая игра создателя со зрителем иллюстрирует цинизм, пренебрежение правилами и иронию, которые свойственны искусству постмодерна.
На выставке современного искусства «Арт Базель» 2020 в Майами - Бич работа под названием «Комик» была продана за 120 тысяч долларов США. Эту работу создал художник Маурицио Кат-телан, она представляет собой банан, приклеенный серым скотчем к Стене. Давид Датуна, другой художник, в итоге съел банан, создав таким образом иное произведение искусства под названием «Голодный художник». Таким образом художники доводят до абсурда современную теорию общества потребления и принципы построения арт индустрии. Они реконструируют идеи великого Марселя Дюшана, преображая их в игровую форму.
Ирония позволяет создавать новые более глубинные и неоднозначные смыслы в современных произведениях искусства, в которых идея имеет главенствующее значение. Идея в форме игры позволяет развивать искусство в новом направлении, согласующемся с реалиями современного мира. Иллюзии и желания как одни из основных понятий постмодернизма находят свое отражение в ироничном подходе к художественным произведениям, отражая таким образом, окружающую социальную действительность.
Другая доминирующая в постмодернистской мысли особенность - это идея плюрализма.
Философы, представители разных школ и течений во многом сходятся в том, что знание множественно, существует ряд равноценных моделей познания, а абсолютная истина отсутствует. Плюрализм признает, что не только познание может иметь множественные основания, но и бытие, ценности, социальные структуры, а также искусство и эстетика. В искусстве идея плюрализма проявилась в том, что и критики с искусствоведами, и сами художники отвергли существование универсальных единых эстетических принципов, на которых должна базироваться художественная практика. Это привело к тому, что искусство стало более открытым для экспериментов, начало исследовать новые формы выразительности.
Кроме того, плюрализм художественных методов способствует формированию междисциплинарных связей с другими областями культуры. Это проявляется в формировании таких направлений как концептуальное искусство и научное искусство. В рамках концептуального искусства в арт-объекте на смену художественности приходит выразительность, с чем связано возникновение временных форм искусства (перформанс, инсталляция, акционизм) [6, с. 1]. В рамках научного искусства предпринимаются активные попытки адаптировать методы естественных и точных наук для создания искусства, а искусство использовать для создания научных теорий [7, с. 35-54]. Таким образом, в современном искусстве появляется множество новых способов выражения.
Ироничность современной культуры и плюрализм, рождающий множество индивидуальных подходов к художественной практике, оказывают влияние на то, как происходит процесс восприятия произведений искусства зрителем.
Анализируя проблематику восприятия искусства, часто цитируемый исследователь эстетики, Ян Мукаржовский указывает, что художественное произведение это не только выражение психического состояния автора, но и автономный знак, подверженный анализу общества. Причем смысл и значение данного знака «не статичны, они многофакторны, динамичны и непредзаданны. Художественный объект в глазах реципиента наполнен семантической значимостью, и это толкает к тому, чтобы воспринимать его как «артефакт», постигать его смысл и интерпретировать» [8, с. 430]. Иными словами, произведение искусства в социокультурной среде может выступать объектом познания и интерпретации, и не является сугубо личным опытом, передаваемым от автора к реципиенту. Однако в эпоху постмодерна плюрализм и ироничность подходов современных художников ведет к усложнению процесса интерпретации, с чем связаны особенности и сложности восприятия современного искусства.
Говоря о процессе восприятия реципиентом произведения искусства Е.П. Крупник и С.Х. Раппопорт выделяют три коммуникативные фазы, реализующие процесс отношения личности к изобразительному искусству: предкоммуникативная фаза (художественно-психологические установки), коммуникативная фаза (восприятие произведения искусства) и посткоммуникативная
фаза (оценка художественного произведения) [9, с. 112]. Применяя данную схему к современному искусству постмодерна, некоторые исследователи приходят к выводу, что часто между художником и реципиентом существует коммуникативный барьер, мешающий восприятию произведений.
Одна возможная причина такого барьера - это использование автором нетрадиционных подходов к художественному процессу. Это может выражаться, например, в создании индивидуальных символических систем, с которыми зритель может не быть знаком или обращение к художественным формам, которые ранее не наблюдались в искусстве (например, использование генной инженерии). К тому же, современный автор может заведомо усложнять задачу интерпретации, не предоставляя разъяснений к художественному произведению. Это является проявлением игровой и иронической составляющей постмодернистского искусства.
Таким образом, современное искусство требует от зрителя иного подхода, нежели классическое искусство. К примеру, И.Г. Чугаева считает, что современное искусство, как никогда раньше, требует вовлечения зрителя в общение с произведением и автором. А восприятие современного искусства зачастую базируется на сотворчестве, «допридумывании», «достройке». Поэтому акт восприятия искусства требует от реципиента творчества, способности к интерпретации, активному, а не пассивному художественному диалогу [10, с. 71].
Современный художник, руководствуясь принципами иронии и плюрализма не настаивает на единой трактовке и стремится вовлечь зрителя в
Литература:
1. Кандинский В.О. О духовном искусстве. М.: Рипол-Классик, 2017. 254 с.
2. Богачёва И. А. Современное искусство и современный зритель: проблемы диалога / И.А. Богачёва, В.В. Селиванов // Триумф музеев. СПб., 2005.
3. Галеева ТА. Художественные практики XX в. Как школа толерантности / Т.А. Галеева, А.Ю. Прудникова. Екатеринбург : Издательство Уральского государственного университета имени А.М. Горького, 2008. 115 с.
4. Фрай Н. Анатомия критики. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М. : Издательство Московского университета, 1987. С.232-263
5. Spalding J. Whyit's OK Not to Like Modern Art. The Times. Retrieved 12 February 2020.
6. Липский Е.Б. Концептуализация и актуализация современного искусства постмодерна // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2012. № 3. C. 92-96.
т в о р ч е с к ий процесс. Однако реципиент, в случае отсутствия опыта взаимодействия с искусством постмодерна, встречается с проблемами восприятия. Из-за этого может формироваться коммуникативный барьер между произведением искусства и зрителем. И. Чугаева утверждает, что для преодоления данного барьера первым компонентом рецепции искусства постмодерна должна стать «настройка на восприятие, настройка на сопричастность». Взгляд реципиента настраивается на расшифровку художественного текста. Это толкает реципиента к поиску скрытого смысла и значения символов, сопоставлению с другой реальностью (жизненной, художественной, виртуальной) [10, с. 74].
Отражая в своем творчестве плюрализм и ироничность эпохи, современный автор часто предлагает зрителю искусство, требующее «со-творчества» и предполагающее свободу интерпретации и множественность заложенных смыслов. Такой подход отличается от предшествующих эпох. Ранее авторам было свойственно подражание реальности и природе или обращение к универсальным темам (часто религиозным), что не вызывало явных коммуникативных барьеров между произведением и зрителем.
Искусство постмодерна, наоборот, часто приводит в замешательство. Это связано с тем, что теперь зрителю следует в большей степени выступать творцом смысла, нежели чем его адресатом. Таким образом, постмодернистская художественная практика вовлекает реципиента в активный диалог с произведением искусства, побуждает к саморефлексии, а потому представляет не только эстетическую ценность, но и познавательную.
Literature:
1. Kandinsky V.O. On spiritual art. M. : Ripol-Klassik, 2017. 254 p.
2. Bogacheva I.A. Contemporary art and contemporary viewer: problems of dialogue / I.A. Bogacheva, V.V. Selivanov // Triumph of museums. SPb., 2005.
3. Galeeva T.A. Artistic practices of XX century. As a school of tolerance / T.A. Galeeva, A.Yu. Prudkova. Yekaterinburg : Publishing House of Ural State University named after A.M. Gorky, 2008. 115 p.
4. Fry N. Anatomy of Criticism. Foreign aesthetics and literature theory of XIX-XX centuries. M. : Publishing House of Moscow University, 1987. P. 232263
5. Spalding J. Whyit's OK Not to Like Modern Art. The Times. Retrieved 12 February 2020.
6. Lipsky E.B. Conceptualization and Updating of Modern Art Post-Modern // Journal of St. Petersburg University. Art criticism. 2012. № 3. C. 92-96.
7. Научное искусство: Тезисы I Межд. научно-практич. конференции. МГУ им. М.В. Ломоносова (4-5 апреля 2012 г.) / Под ред. В.В. Миронова. М., 2012.
8. Хренов Н.А. Эстетика и теория искусства XX века / Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. М. : Прогресс-Традиция, 2007. 688 с.
9. Булгакова А.В. Культура восприятия изобразительного искусства старшими подростками // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.2013. № 2. С. 112-116.
10. Чугаева И.Г. Онтология восприятия современного искусства // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 3(47). С. 71-77.
7. Scientific Art: Theses I Intl. scientific npaKTHH. conferences. Moscow State University named after M.V. Lomonosov (April 4-5, 2012) / under the ed. V.V. Mironova. M., 2012.
8. Khrenov N.A. Aesthetics and art theory of the 20th century / N.A. Khrenov, A.S. Migunov. M. : Progress-Tradition, 2007. 688 p.
9. Bulgarian A.V. Culture of Perception of Fine Art by Older Teenagers // Journal of Kazan State University of Culture and Art. № 2. P. 112-116.
10. Chuzhayeva I.G. Ontology of Perception of Modern Art // Journal of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 2016. № 3(47). P. 71-77.