Научная статья на тему 'Восприятие родителей и совладающее поведение у младших школьников'

Восприятие родителей и совладающее поведение у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ РЕБЕНКОМ РОДИТЕЛЕЙ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / CHILD'S PERCEPTION OF PARENTS / PRIMARY SCHOOL PUPILS'' COPING STRATEGIES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восприятие родителей и совладающее поведение у младших школьников»

Черновцы происходило преимущественно за счет увеличения части выбывших воспитанников. Невзирая на ежегодное увеличение размеров финансовой помощи государства при рождении детей, из которой основная часть выплачивается на первом году жизни ребенка, за отчетный период наблюдается отчетливая тенденция к приему большинства (54,6%-62,8%) детей в дом ребенка именно в возрастной период от 0 до 12 месяцев. В последние годы вдвое увеличился процент детей - социальных сирот при живых и не лишенных родительских прав родителей.

Литература:

1. Колоскова О.К. Аналiз п'ятирiчноi динамжи руху контингенту обласного спецiалiзованого будинку дитини м. Чершвщ (2008-2012 рр). / О.К. Колоскова, С.П. Ортеменка, Л.П. Фшпець // Вюник Украшсь^' медичноi стоматолоriчноi академп: актуальш проблеми сучасноi медицини. - Т. 13, випуск 3(43). - С. 154158.

2. Основш показники дiяльностi педiатричноi служби в Чершвецькш области статистично-аналiтичний довiдник (2010-2012 рр.) «Стан здоров'я дггей та шдлптав в Чернiвецькiй областi за 2011-2012 рр.» / [вщповщ. за випуск Чепшь М.1.]. - Чершвщ : орг.-метод. вщдш ОДКЛ, 2013. - 706 с.

Ключевые слова: дети, сиротство, дом ребенка, пятилетний анализ Keywords: сЫШгеп, orphanage, five-year analysis

Москвичева Н.Л., Киселева Ю.А.

ВОСПРИЯТИЕ РОДИТЕЛЕЙ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ17

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, nmoskv@rambler.ru

Совладающее поведение, отражающее способность человека справляться с трудными жизненными ситуациями, начинает интенсивно формироваться в младшем школьном возрасте. Большую роль в этом играют индивидуальные особенности детей [1] и семейные факторы [2]. Однако недостаточно

17 Moskvicheva N.L., Kiseleva Y.A., the perception of parents and coping strategies of primary school pupils. Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, nmoskv@rambler.ru

изученным вопросом является роль субъективного отражения ребенком родителей, ведь применяемые им способы совладания прямо связаны с ожидаемыми от них реакциями.

В нашем исследовании изучались способы совладания (копинг-стратегии) у младших школьников и их взаимосвязи с образом отца и матери. Выборка составляла 59 первоклассников. Применялись «Кинетический рисунок семьи» Бэнса, Кауфмана; «Незаконченные предложения» Сакса-Леви; «Опросник копинг-стратегий школьного возраста» И.М Никольской, Р.М. Грановской. Проводился контент-анализ, анализ значимости различий (хи-квадрат, Манна-Уитни) и корреляционный анализ (Спирман).

Контент- анализ рисунков и высказываний детей о родителях показал, что как в невербальном, так и вербальном образе родителей преобладали эмоционально благополучные характеристики. Однако 15,3% высказываний об отце (от высказываний о нем) и 19,5% высказываний о матери отражали амбивалентность чувств детей, тревожные и негативные переживания, неудовлетворенные потребности в общении, тревогу и страхи.

Среди копинг-стратегий наиболее распространены «Мечтаю, представляю что-нибудь» (94,9%), «Прошу прощения или говорю правду» (89,8%), «Стараюсь расслабиться..» (89,8%), «Играю..» (88,1%), «Стараюсь забыть» (88,1%), «Воплю и кричу» (88,1%), «Рисую, пишу или читаю..» (86,4%), «Обнимаю, прижимаю к себе кого-то близкого...» (86,4%), большинство из которых являются эффективными и свидетельствуют о формирующемся умении реагировать на трудности. Стратегии эмоционального совладания, являющиеся наименее эффективными, выбирались детьми менее часто: «Схожу с ума» (16,9%); «Бью, ломаю или швыряю вещи» (16,9%); «Дразню кого-нибудь» (13,6%); «Кусаю ногти.» (11,9%). Мальчики значимо чаще, чем девочки, выбирали такие стратегии, как «Борюсь, дерусь» (р=,016), «Схожу с ума» (р=,020), «Бегаю..» (р=,020).

Выявлены взаимосвязи копинг стратегий и образа родителей у детей. Так, использование поведенческих стратегий совладания (умение найти поддержку у других или переключиться на другие виды деятельности) положительно коррелирует с восприятием мамы как физически здоровой и привлекательной (р=,004), чувством общности с ней у мальчиков (р=,015) и девочек (р=,024), и, напротив, отрицательно коррелирует с телесной скованностью мамы и неудовлетворенностью общения с ней (р=,009 и р=,042 соответственно).

Истоки такого взаимодействия матерей и детей могут корениться в самой

666

мотивации репродуктивного поведения матерей [3].

Применение эффективных копинг стратегий с положительно коррелировало с образом папы, занимающегося домашними и профессиональными делами (p=,023), и мамы, исполняющей семейные роли (p=,015), т.е. с традиционным распределением ролей в семье. Напротив, образ папы, исполняющего семейные роли, и мамы, занимающейся внесемейными делами, отрицательно коррелировал с выбором ребенком эффективных стратегий (соответственно p=,031 и p=,040). Также неумение использовать эффективные стратегии совладания чаще наблюдалось у детей, показавших высокий уровень тревожности и напряженности в отношениях с отцом (p=,044). Парадоксальной выглядит положительная корреляция воспринимаемой эмоциональной поддержки матери и выбором малоэффективных стратегий совладания ребенком (p=,020). Вероятно, в данном возрасте постоянная эмоциональная поддержка мамы может способствовать закреплению способов эмоционального отреагирования, и не стимулировать ребенка к поиску более эффективного решения. Возникает опасность закрепления неэффективных стратегий совладания, переносимых на решение дальнейших жизненных задач.

Литература:

1. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. -СПб, Речь, 2000.

2. Куфтяк Е.В. Совладающее поведение личности в контексте детско-родительских отношений // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность. Томск, 2004. С. 172-175.

3. Безрукова О.Н. Репродуктивная мотивация женщин// Социологические исследования. 2000. № 12. С.122-124. а.

Ключевые слова: восприятие ребенком родителей, совладающее поведение детей, копинг-стратегии младшего школьника.

Keywords: child's perception of parents, primary school pupils' coping strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.