ВОСПРИЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИКОВ НАСЕЛЕНИЕМ МАЛОГО РОССИЙСКОГО ГОРОДА: ОПЫТ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
БОЛОТОВА Ольга Александровна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, магистрант 2-го курса направления подготовки «Политология», e-mail: [email protected]
Изучение восприятия политической власти разных уровней населением вызывает огромный интерес. Его невозможно удовлетворить без учета и системного изучения личностных качеств политических руководителей и побудительных мотивов их действий. Вопрос о восприятии политической власти является одним из важных. На основе этого восприятия российские граждане строят свое политическое поведение, в том числе -электоральное. Усиление авторитарных настроений в восприятии власти, наблюдаемое в настоящее время, становится тревожным симптомом и содержит в себе потенциальную угрозу развитию демократии в России - делает вывод автор статьи.
Ключевые слова: политическое восприятие, политическое сознание, электоральное поведение, политический образ.
История нашей страны с многовековыми традициями авторитаризма подчеркивает особое значение политического актора. Традиционная персонификация в России государства и власти вызывает у граждан неравнодушие к политику, его поступкам, его судьбе.
Проблемы восприятия власти являются объектом особого интереса различных наук в силу многоплановости самого феномена. Однако можно констатировать, что в целом каких-либо целостных концепций восприятия власти личностью или социальной группой на сегодняшний день ни в зарубежной, ни в отечественной политологии не существует. Картина восприятия населением представителей региональной и муниципальной власти вызывает неоднозначные реакции общественности, поскольку граждане слабо информированы об их деятельности [1].
Согласно данным ведущих социологических центров, за два последних десятилетия рейтинг обеих палат Федерального Собра-
ния и региональных парламентов остается невысоким, а образ народного избранника вызывает все более скептические оценки [2].
Образы политиков, существующие в массовом сознании, складываются не только под влиянием политических событий, но и под воздействием традиций, национальной политической культуры, архетипов. Электоральный выбор всегда происходит при сопоставлении реальных претендентов на власть с идеальными конструктами или эталонными представлениями об идеальных политиках [3: 81]. Таким образом, оценка политика - есть стереотипные реакции не на него, а на сложившийся образ, который соответствует или не соответствует ожиданиям и ценностным приоритетам реципиентов. Такие оценки могут быть как пристрастными, так и просто ошибочными [4: 66]. Тем не менее, именно из них строится восприятие политиков и поведение целевой аудитории, и поэтому они требуют изучения и осмысления.
Проблема, поставленная в статье, разрабатывалась на материалах Тамбовской области чаще всего в логике исследования власти соответствующими методами политологии и политической социологии [5-12]. Мы же пытались решить ее социологическим методом.
Интересуетесь ли Вы современной политической ситуацией в стране, в регионе, в городе? Как часто Вы проявляете интерес к общественно-политическим событиям в стране? Из каких источников Вы получаете информацию о жизни области? Кто из региональных и муниципальных политиков вызывает у Вас большее доверие? Какие качества Вам нравятся в политиках? Ответы на подобные вопросы были получены в результате авторского исследования восприятия политиков Тамбовской области населением г. Котовска.
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе методом раздаточного анкетирования было проведено исследование восприятия образов региональных и муниципальных политиков студенческой молодежью г. Котовска в возрасте 18-30 лет. На втором этапе методом раздаточного анкетирования было проведено исследование восприятия образов региональных и муниципальных политиков населением в возрасте 30-50, 50 лет и старше. На обоих этапах было опрошено по 100 респондентов.
Мы попытались выяснить особенности восприятия населением малого города региональной и муниципальной власти. В результате были получены следующие ответы.
Во-первых, мы обнаружили, что во внимании населения чаще оказываются нравственные качества политика. Такой интерес к нравственным характеристикам политиков - свидетельство устойчивости этических норм в приложении к политике, несмотря на то, что в реальной жизни это редкость.
Во-вторых, важным параметром в обсуждении образа политика является возраст. Населением было отмечено, что политик должен быть «среднего возраста» или «старше 40 лет».
В-третьих, в образе политика люди выделяли его социальное происхождение. Претендент на властный статус, по мнению респондентов, должен быть «из народа», лучше - «в прошлом военный».
По мнению респондентов, политик должен быть ответственным, добрым, справедливым, отзывчивым, понимающим. Акцентируется внимание на честности и порядочности («не коррупционер»).
В-четвертых, для восприятия политика имеют большое значение личностные и деловые качества. Население хочет видеть в политике человека принципиального, решительного, серьезного. Он должен быть образованным, умным, «рассматривать проблемы с разного ракурса». Респонденты считают, что политический лидер должен «любить свой город», «быть патриотом своей страны». Кроме того, политик «должен обладать такими качествами, как жесткость, твердость, решительность», «политический лидер должен быть уверенным в себе, целеустремленным, серьезным», «политик должен быть пунктуальным, бескомпромиссным, жестким».
Взаимоотношения политика с населением должны носить открытый характер. Как считают опрошенные, политик должен быть доступным, больше работать с людьми, знать о насущных проблемах города и решать их: «Политик - это тот, кто учитывает интересы граждан, делает все во благо народа».
Среди вербализированных оценок практически отсутствовали персональные качества идеального политика (за исключе-
нием некоторых упоминаний о «доверительной внешности», «спортивном телосложении», «современности»).
Примечателен тот факт, что никто из респондентов не упомянул про идеологию. Большинство оценок в этом смысле свелись лишь к словам «патриот», «любовь к стране». Идеологическое пространство не детализировалось.
Таким образом, политик в сознании населения г. Котовска -это, в первую очередь, мужчина с твердыми нравственными характеристиками, честный и порядочный, для него характерны принципиальность, решительность, серьезность, жесткость, он должен тесно взаимодействовать с населением и знать обо всех проблемах региона. Для политического сознания населения близок образ сильного, волевого лидера.
Исследование показало, что у жителей г. Котовска существует запрос на политика с высокими нравственными качествами, где доминирующими являются честность и ответственность.
Муниципальная власть воспринимается как арена, где реализуются интересы отдельных политических субъектов. В ходе нашего исследования мы выяснили и узнаваемость образов представленных политиков муниципальной власти г. Котовска. Узнаваемость образа становится сейчас необходимым компонентом успешной политической карьеры. Результаты опроса показали, что 73 % населения знают первых лиц города, 6 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос, 11% вообще не стали отвечать.
Степень доверия населения к органам местной власти обусловливается эффективностью деятельности органов управления и, прежде всего, степенью удовлетворенности населения этой деятельностью.
Восприятие политиков муниципальной власти большинством респондентов оценивается удовлетворительно. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о безразличном отношении людей к власти. Можно констатировать, что фон, на котором воспринимается муниципальная власть, далек от благоприятного.
Респондентам было предложено дать самостоятельную характеристику представителям муниципальной власти. Были по-
лучены следующие ответы: «депутат должен работать лишь в интересах народа и представлять его интересы на более высоком уровне», «депутат не должен думать только о себе, а в первую очередь обязан думать о тех людях, которые в него поверили и оказывают доверие», «депутат должен быть отзывчивым, добрым и понимающим», «главное качество для депутата любого уровня - это патриотизм, быть патриотом своей страны. Будет так, не будет ни вилл для себя любимого, ни воровства, ни всего остального».
Таким образом, респонденты хотят видеть, в первую очередь, лидера-«служителя», стремящегося выступать в роли выразителя интересов народа, ориентирующегося на его мнение и действующего от их имени: «чиновник с древнейших времен, может быть плохой или хороший, но всегда он - оратор. Депутат должен быть, в первую очередь, порядочным, честным, высоконравственным человеком, ведь ему предстоит принимать законы, работать для улучшения жизни людей, которые ему доверили это право». Исследование показало, что существует запрос на политика с высокими нравственными качествами, где доминирующими являются честность и ответственность.
Восприятие муниципальной власти населением г. Котовска определяется как российскими политико-культурными традициями, так и республиканскими и местными реалиями.
Население воспринимает политику как сферу, где реализуются интересы отдельных политических субъектов. Препятствует восприятию политических реалий низкий уровень информированности граждан относительно политических процессов города, области, страны.
Восприятие образов политиков разных уровней власти зачастую различно в одной и той же выборке. Представители региональной власти, в отличие от федеральной, оцениваются менее положительно, но, вместе с тем, характеризуются большей близостью к народу. Политики муниципального уровня, по оценкам населения, представляются частью государственной власти. Все ее характеристики граждане экстраполируют на власть муниципальную. И далеко не всегда эти характеристики носят позитивный характер.
Политическое восприятие является специфическим видом социального восприятия, зависит от установок, стереотипов и норм, сложившихся в массовом сознании. Политическое сознание избирательно, и такая избирательность формируется в процессе политической социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимин A.B., Родионова В.В. Проблема восприятия студенческой молодежью депутатского корпуса Тамбовской городской думы V созыва: тендерный аспект // XVIII Державинские чтения. Институт гуманитарного и социального образования: мат-лы Общерос. науч. конф., февраль 2013 г. / отв. ред. Д.Г. Сель-цер. Тамбов, 2013. С. 185-188.
2. Левада-Центр. URL: http://www.lewada.ru/ (дата обращения: 03.09.2014 г.).
3. Пищева Т.Н., Шелекасова Н.П. Образ идеального политического лидера в массовом сознании // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2004. № 4.
4. Климова С.Г., Якушева Т.В. Образы политиков в представлениях россиян // Полис. 2000. № 6.
5. Сельцер Д.Г. Субрегиональная номенклатура КПСС после распада СССР (1991-2005) // Политическая экспертиза: ПО-ЛИТЭКС. 2007. Т. 3. № 2. С. 49-63.
6. Seltser D. Who governs? The transformation of sub-regional political regimes in Russia (1991-2009) // Russian Analytical Digest. 2009. № 67. P. 5-9.
7. Володин K.C., Сельцер Д.Г. Кто управляет? Классики элито-логии о властвующих элитах городских общностей // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 9 (89). С. 234-238.
8. Сельцер Д.Г. Прорабы и конструкции: локальные элиты и муниципальная власть в России // PRO NUNC. Современные политические процессы. № 1 (13): Вновь об элитах. Тамбов, 2014. С. 163-176.
9. Ledyaev V., Chirickova А., Seltser D. Who governs? Power in the local Russian community // Journal of Political Power (Routledge (USA): Taylor & Francis Group). 2014. Vol. 7. № 2. P. 211-231.
10. Чирикова A.E., Ледяев В.Г., Сельцер Д.Г. Власть в малом российском городе: конфигурация и взаимодействие основных
акторов // Полис. Политические исследования. 2014. №2. С. 88-105.
11. Сельцер Д.Г. Малые города современной России: трансформация локальных элит // Труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 187. С. 89-99.
12. Чирикова А.Е., ЛедяевВ.Г., Сельцер Д.Г. Коалиции исполнительной и представительной власти в малых городах России // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Политические науки и право. Тамбов, 2015. Вып. 2. С. 5-15.
PERCEPTION OF THE REGIONAL POLITICIANS BY POPULATION OF A RUSSIAN TOWN: EXPERIENCE OF APPLIED STUDY
Bolotova Olga Aleksandrovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Second-Year Candidate for a Master's Degree Studying «Political Science», e-mail: [email protected]
Study of perception of political power by different levels of population arouses a great interest. It is impossible to satistify this interest excluding the system study of personal qualities of political leaders and impulsive cause of their actions. The problem of perception of political power is one of the most important. It lies at the root of political and electoral bahavior of Russian citizens. The author believes that enhancement of authoritarian moods in power perception becomes a disturbing symptom and carries a potential threat to democratic development in Russia.
Key words: political perception, political consciousness, electoral behavior, political image.