Научная статья на тему 'Восприятие партнерства и партнерских отношений'

Восприятие партнерства и партнерских отношений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1480
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARTNERSHIP / ПАРТНЕРСТВО / ВОСПРИЯТИЕ ПАРТНЕРСТВА / PERCEPTION OF PARTNERSHIP / PARTNER RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сергеев Сергей Сергеевич

В статье рассматривается вопрос восприятия партнерства и партнерских отношений в жизни каждого человека. Концепт «партнерские отношения» сопоставляется с представлением о супружеских отношениях. Анализируются тексты запросов по проблемам межличностных отношений, посредством которых формируется восприятие партнерских отношений в целом. Отмечается, что в настоящее время представление об отношениях и восприятие отношений формируются в кризисные периоды развития супружеских отношений. В развитие образа отношений основной вклад вносят женщины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сергеев Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception of partnership and partner relations

The article deals with the issue of partnership and partner relations perception in the life of every person. The concept «partner relations» is compared with the notion «spouse relationship». Text published on-line inquiries for psychological help on interpersonal relationships are analyzed. On the author's opinion, by such texts interaction perception of the concept «partner relations» is being formalized. It's highlighted that perception of partner relations mostly is forming in crisis periods of spouse relationship development and that women are in advance-guard.

Текст научной работы на тему «Восприятие партнерства и партнерских отношений»

УДК 159.99;301

С. С. Сергеев

ВОСПРИЯТИЕ ПАРТНЕРСТВА И ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В статье рассматривается вопрос восприятия партнерства и партнерских отношений в жизни каждого человека. Концепт «партнерские отношения» сопоставляется с представлением о супружеских отношениях. Анализируются тексты запросов по проблемам межличностных отношений, посредством которых формируется восприятие партнерских отношений в целом. Отмечается, что в настоящее время представление об отношениях и восприятие отношений формируются в кризисные периоды развития супружеских отношений. В развитие образа отношений основной вклад вносят женщины.

Ключевые слова: партнерские отношения; партнерство; восприятие партнерства.

The article deals with the issue of partnership and partner relations perception in the life of every person. The concept «partner relations» is compared with the notion «spouse relationship». Text published on-line inquiries for psychological help on interpersonal relationships are analyzed. On the author's opinion, by such texts interaction perception of the concept «partner relations» is being formalized. It's highlighted that perception of partner relations mostly is forming in crisis periods of spouse relationship development and that women are in advance-guard.

Keywords: partner relationship; partnership; perception of partnership.

Большинство жителей современного мегаполиса переживают хроническую неудовлетворенность своими отношениями с окружающими. Это недовольство сопровождается периодическими обострениями отношений. Исходя из личного опыта, каждый знает, как редко мы говорим о своих отношениях. Описывая свои отношения в паре, человек обычно высказывается либо идеализированно и неопределенно («мы любим друг друга», «наши отношения замечательные» и т.п.), либо же, что более часто, в периоды обострений проблем в отношениях и кризисов в высказываниях об отношениях начинают доминировать обвинения, упреки, оскорбления и даже угрозы1.

Как известно, отношения в паре являются одной из фундаментальных ценностей в жизни человека. Э. Гидденс отмечает, что «сегодня для каждого отношения - это рефлексивный проект» [Гидденс, 2004, с. 200]. При этом «открытый диалог с другим является средством, с помощью которого рефлексивно организуются отношения» [Гидденс, 2004, с. 200]. Попытка выхода на открытый разговор о своих отношениях чаще всего возникает при обращении к третьим лицам, способным обеспечить пару теоретическими, аналитическими и концептуальными ресурсами. Во многом в открытом разговоре о партнерстве в отношениях, опосредованном специалистом, открывается возможность исследования формирующихся партнерских отношений. Потенциальные партнеры, проговаривая сложившуюся в их отношениях ситуацию, обучаются рефлексивно конструировать реальность межличностных отношений, воссоздавая индивидуализированный концепт «партнерские отношения», наполняя его значимыми смыслами о партнерстве, маркируя его содержание относительно динамики развития собственных отношений.

Исследователи выделяют различные факторы, влияющие на развитие партнерства в отношениях. Обычно тему партнерства и партнерских отношений принято рассматривать в рамках деловых отношений, а также супружеских отношений. Зачастую в консультациях по проблемам межличностных отношений можно услышать фразы: «Нам бы хотелось партнерских отношений». Однако по большей части ни у кого из партнеров нет определенного пред-

1 Подтверждение этому мы находим в исследованиях Л.Р. Комаловой (см., например: [Комалова, 2009; 2013; 2014]).

ставления о том, что же такое «партнерские отношения». Следует отметить, что для российской культуры восприятие партнерских отношений больше носит умозрительный и теоретический характер, чем имеет под собой практический и опытный базис.

В супружеских отношениях партнерство и партнерские отношения представляют собой равное отношение партнеров друг к другу, а также обязательным и чрезвычайно важным выступает «договорной» характер взаимодействия. Об этом пишет известный британский социолог Э. Гидденс: «Люди стремятся организовывать свои отношения через "договорную приверженность"» [Гидденс, 2004]; это в большей мере можно сказать о партнерских отношениях. Помимо всего прочего, потенциальным партнерам важно отойти от идеальных представлений об отношениях между мужчиной и женщиной, для создания партнерских отношений необходимо создать специфические условия, следовать процедуре выработки взаимоприемлемых договоренностей. И чем тщательнее и дольше проводится подобная совместная работа, тем больше шанс, что партнерство состоится, будет выше. В этом отношении договариваться будет необходимо практически по всем областям совместной жизни: досуг, финансы, отдых, домашнее хозяйство, дети, друзья, родительские семьи, ценности и интересы каждого партнера.

В партнерских отношениях как таковая вертикаль власти отсутствует. При этом партнерство создает определенную дистанцию в отношениях. Дистанция обусловливается добровольно принимаемыми правилами, когда возникающие в отношениях переживания и различные поведенческие реакции могут не поддерживаться партнером, а значит, требуется прикладывать дополнительные усилия для того, чтобы адаптироваться к партнерскому взаимодействию. Можно сказать, что восприятие партнерских отношений противостоит классически принятым представлениям о взаимодействии супругов.

Итак, можно сказать, что взаимодействие на основе уважения партнеров друг к другу и рассмотрения позиции и потребностей каждого при решении проблемных ситуаций с учетом достигнутых договоренностей получило название «партнерские отношения».

Настоящее исследование проводится с целью выявить представления об отношениях в паре, типичные для мужчин и женщин

в обыденной жизни. Одной из основных задач исследования является определение соотношения реальных представлений об отношениях с тем, что в общественном сознании принято считать идеалом отношений - партнерскими отношениями.

Анализируются тексты запросов на оказание психологической помощи по проблеме межличностных отношений. Анализируемые тексты обращений опубликованы в свободном доступе на интернет-портале Московской психологической службы [МСППН]. Помимо этого, проводится качественный анализ стенограмм очных консультаций пар и индивидуальных консультаций отдельных партнеров, а также анализируются стенограммы терапевтических групп для пар и отдельных партнеров, проводившихся в рамках консультативной практики АНО «Гарант Отношений»1. Рассматриваются тексты, в которых в исследовательских целях мужчины и женщины описывали свои реальные отношения.

В результате проведенного качественного анализа было выявлено, что восприятие партнерских отношений партнерами является в большинстве случаев неопределенным и абстрактным. Образ отношений может быть охарактеризован как неотрефлексированный концепт. Также можно отметить, что полученные в результате анализа данные о восприятии партнерства не соотносятся с принятым в обществе представлением о партнерстве как об идеальной форме отношений. Применительно к этому Э. Гидденс отмечает, что «интимность - это, помимо всего прочего, дело эмоциональной коммуникации - как с другим, так и с собой - в контексте межличностного равенства» [Гидденс, 2004]. Представление о партнерстве в отношениях формируется в речи, преимущественно женщин, которые обращаются за консультацией (87%). Возраст от 15 до 58 лет, средний возраст женщин, обращающихся за помощью, 20-35 лет.

Выяснилось, что женщины располагают более широким репертуаром лексико-семантических конструкций для описания как отношений в целом, так и партнерства в отношениях в частности. Среди представлений, превалирующих в запросах на консультационную поддержку по проблеме межличностных отношений, ближе всего к концептуальному полю «партнерские отношения» следующие темы:

1 Стенограммы используются с соблюдением соответствующего законодательства РФ. - Прим. авт.

• восприятие и определение типа отношений, формирующегося в паре, и его качества (семейно-рутинные отношения; серьезные отношения; длительные отношения; напряженные отношения; непостоянные отношения; бесперспективные отношения; виртуальные отношения на расстоянии; теплые доверительные отношения);

• определение, на какой стадии находятся отношения, и их сравнение с идеальным представлением о партнерских отношениях (знакомство; установление отношений; кризисы отношений; разрыв; расставание; завершение отношений; восстановление отношений после разрыва);

• восприятие отношений в кризисные периоды (скука; флирт с другими; измена; отсутствие внимания к партнеру; отсутствие общих интересов; отсутствие сексуального влечения; постоянная критика со стороны одного из партнеров; развод; переезд в собственное жилье; желание одного из партнеров завести ребенка);

• взаимные ожидания партнеров друг от друга и ожидания партнеров от отношений (хочу, чтобы он всегда ухаживал за мной; хочу, чтобы в отношениях был трепет; боюсь, что он меня бросит; он хочет, чтобы я больше ухаживала за собой, похудела, изменила стиль в одежде; хотелось, чтобы он уважал мой труд; не могу ему доверять);

• выявление личностных характеристик каждого из партнеров на фоне развивающихся партнерских отношений (я несдержанная; я ужасная хозяйка; мой женственный внешний вид; мое дурацкое поведение; он домосед; он слишком спокойный; я активная; с его стороны отсутствует инициатива; реакция на ссоры -я замыкаюсь в себе и начинаю молчать; не могу найти партнера; он очень несдержанный и агрессивный; я очень остро реагирую и воспринимаю очень болезненно);

• формирование восприятия отношений и оценка возможности партнерских отношений (у нас прекрасные отношения; мы в начале отношений были влюблены, а сейчас как-то все ушло; у нас нет взаимопонимания; сейчас у нас кризис отношений);

• восприятие значимым социальным окружением и референтной группой формирующихся партнерских отношений в паре (я не нравлюсь его родителям; я раздражаю его родителей, так как я другой национальности; он боится идти против семьи; его родители не давали нам нормально встречаться; из-за экономиче-

ского кризиса муж потерял работу, и кризис сказался на семейных отношениях);

• восприятие и распределение ролевых позиций в паре (мужчина должен быть кормильцем и добытчиком; я устаю на работе и с ребенком) и т. д.

Качественное исследование запросов показывает, что актуализация концепта «партнерские отношения», к сожалению, происходит в основном в кризисных для партнеров ситуациях. Соответственно, концептуальное поле, в первую очередь, наполняется номинациями с негативными коннотациями, что отталкивает партнеров от обсуждения этой темы, а значит, ведет к стихийному процессу становления партнерских отношений. В частности, это приводит к формированию примитивного стереотипного представления о паре как о семье из двух человек и восприятию партнера узко в рамках статусно-ролевых оппозиций «муж» / «жена», «кормилец» / «заботящаяся», «мать» / «отец», в крайнем случае: «выше по статусу» / «ниже по статусу», «хозяин» / «рабыня» и т.п. Иными словами, налицо факт асимметрии отношений в паре и смещение восприятия партнерских отношений как отношений равных партнеров (схематично этот союз можно представить как формулу «А и Б = равноценные буквы алфавита») в сторону силовых иерархически обусловленных отношений более сильного с более слабым в паре (буква А предшествует букве Б и является более частотной).

Обращающиеся за помощью пытаются самостоятельно найти выход из кризисных отношений, т. е. изыскивают собственные силы и возможности для стабилизации ситуации. В запросах фиксируется субъективное описание ситуации со стороны одного из партнеров. Проговаривая трудности и потенциальные возможности своих отношений третьему субъекту, партнеры становятся способными разработать возможные процедуры оценки партнерских отношений, определить те изменения, которые происходят в отношениях, а также оценить развитие партнерства в отношениях. Однако, как отмечает Э. Гидденс, «необходимо обеспечивать богатый фундамент теоретических и концептуальных ресурсов для создания рефлексивно упорядоченного рассказа об отношениях в паре» [Гидденс, 2004], а значит, потребность потенциальных партнеров, стремящихся к формированию партнерских отношений, становится более чем очевидной.

Очень часто можно слышать вопрос: «А какие бы вы хотели, чтобы были ваши отношения?». И не каждый на него сможет сразу ответить. Но прежде чем пробовать отвечать на это вопрос, стоит спросить себя, какие отношения у меня сейчас. О. И. Генисаретский отмечает, что «в условиях демократии чувств, когда образ жизни сильно индивидуализирован в эмоционально-ценностном отношении, крайне актуален вопрос <.. .> наведения межличностных связей. Наша задача - внятно сказать друг другу, как мы отстраиваем свои отношения» [Генисаретский, 2006]. В российском обществе не принято задумываться об отношениях, а уж тем более о них говорит. Но только через разговор о своих отношениях мы начнем их воспринимать и, уже восприняв, попытаться что-то с ними делать. Речевой репертуар описания отношений крайне узок, однако нужно с чего-то начинать, чтобы сделать первый шаг к формированию культуры партнерских отношений.

Список литературы

1. Генисаретский О.И. Обретение формы: Человек становящийся // Человек.ги. -21.03.2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://synergia-isa.ru/lib/download/prop/7.doc]; [http ://www.antropolog.ru/doc/persons/genis/genis]; [http://nsuem.ru/dt/informRes/izdaniaNSUEM/chelovekRu.php] (Дата обращения: 03.10.2009.)

2. Гидденс Э. Трансформация интимности. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.

3. Комалова Л.Р. Лингвистический аспект конфликтологической компетентности: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2009. - 378 с.

4. Комалова Л.Р. Мультикомпонентная парадигма исследования состояния «агрессия» // Междисциплинарный подход в теоретической и прикладной лингвистике. - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2013. - С. 75-85.

5. Комалова Л.Р. Репертуар вербальной реализации ответной агрессии в ситуациях статусно-ролевой асимметрии // Актуальные проблемы литературного перевода. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 104-116.

6. Московская служба психологической помощи населению (МСППН) Департамента социальной защиты населения города Москвы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.msph.ru/ (Дата обращения: 11.07.2014.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.