УДК 378.14
Психолого-педагогические науки
Гневышева Анна Вячеславовна, старший преподаватель Тверской государственный технический университет, Тверь, Россия
Торгованова Ольга Николаевна, старший преподаватель Тверской государственный технический университет, Тверь, Россия
Шабанова Анна Евгеньевна, старший преподаватель Тверской государственный технический университет, Тверь, Россия
ВОСПРИЯТИЕ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация: В статье рассмотрены три основных фактора, влияющих на восприятие онлайн-обучения. Качественное обучение включает в себя чувства комфорта при онлайн-обучении благодаря четкой и понятной информации и использованию обратной связи. Социальное взаимодействие делится на три типа, каждый из которых добавляет интерактивности онлайн-обучению и улучшает навыки мышления: ученик-ученик, ученик-преподаватель и ученик-контент. Образовательная и технологическая поддержка служат источниками мотивации для студентов, а простота навигации позволяет достичь высокой эффективности обучения.
Ключевые слова: обучение, английский язык, образование, преподаватель, студент, онлайн обучение, качество, взаимодействие, поддержка.
Abstract: The article considered three main factors influencing the perception of online learning. High-quality training includes increasing the sense of comfort in online learning, thanks to clear and understandable information and the use of feedback. Social interaction is divided into three types, each of which adds interactivity to online learning and improves thinking skills: learner-learner, learner-
instructor, and learner-content. Educational and technological support serve as sources of motivation for students, and ease of navigation makes it possible to achieve high learning efficiency.
Key words: training, English, education, teacher, student, online learning, quality, interaction, support.
Преподаватель иностранного языка должен использовать современные методы обучения, поскольку эффективное использование этих методов делает преподавание более приятным и интересным. Одним из таких методов является дистанционное образование. «Обучение в электронной среде должно стать опорой, поддержкой в реализации традиционной формы обучения, разнообразить его новыми, современными приемами подачи материала и знаний » [2, с. 43].
В данной работе рассматриваются факторы, влияющие на восприятие онлайн обучения. Были определены три основных фактора, влияющих на восприятие данного типа преподавания (Рис. 1):
Качественное обучение
Рис.1 Факторы, влияющие на восприятие онлайн образования
1. Качественное обучение
Качественное обучение должно быть четким, кратким и понятным для учащихся. Когнитивизм указывает на то, что онлайн-обучение должно быть сжатым и понятным, чтобы снизить когнитивную нагрузку на онлайн-учащихся. Критериями качественного обучения являются андрагогическая компетентность [1], находчивость, адекватная подготовка, эффективные организационные и технологические навыки, содержание и объем знаний, а также личные качества инструкторов.
Между тем, неоднозначное обучение может вызвать у учащихся разочарование, досаду и совокупность других чувств. Как обсуждается в теории, основанной на мозге, обучение сильно связано с эмоциями; следовательно, изменение эмоций может повлиять на совершенствование обучения. Это может привести к негативному восприятию учащимися онлайн обучения, что постепенно приведет к потере интереса и энтузиазма.
2. Социальное взаимодействие
Социальным взаимодействием является «форма социальной коммуникации (общения) нескольких лиц или общностей, в которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется социальное действие каждого из партнеров, достигается приспособление действий одного к действиям другого» [3, с. 73].
Существует три типа социального взаимодействий, а именно: взаимодействие ученик-ученик, ученик-преподаватель и взаимодействие ученик-контент (Рис. 2).
Рис. 2. Типы социального взаимодействия
Обсуждение по разрядке обстановки было оценено как наиболее важная стратегия взаимодействия в отношениях между учащимися, за которым последовала отправка последовательных электронных писем в качестве напоминаний или объявлений о взаимодействии между учащимися и преподавателями и работа над реальными планами действий, включая презентации и отчеты, для отношений ученик-контент.
В Англии в исследовании, посвященном подходу к взаимодействию, было отмечено, что взаимодействие имеет решающее значение для онлайн обучения с точки зрения мотивации учащихся. Было обнаружено положительное и значимое влияние взаимодействия на мотивацию студентов к виртуальному обучению.
И наоборот, отсутствие социального взаимодействия усугубило недостатки восприятия онлайн обучения. Роль учителя была самой важной причиной мотивации учащихся, но эта ситуация уменьшила взаимодействие учащихся из-за большого размера класса. Зона ближайшего развития Выготского, социальный конструктивизм Выготского, теория социального обучения и теория деятельности сосредоточены на социальном взаимодействии. Социальное взаимодействие имеет решающее значение для укрепления доверия, установления отношений и создания чувства принадлежности. Учащиеся связывают свои предыдущие знания и создают новые знания посредством социального взаимодействия. Конструктивизм также предполагает участие в совместном и объединенном обучении, чтобы улучшить интерактивное обучение и навыки мышления. Для улучшения онлайн взаимодействия следует использовать различные онлайн-активности, включая блоги и чаты.
3. Учебная и технологическая поддержка
Учебная и технологическая поддержка имеют решающее значение для повышения эффективности обучения, способствуя когнитивному процессу учащихся при онлайн обучении. достаточная учебная поддержка
воспринимается как полезная и эффективная, не создавая существенной разницы между онлайн обучением и обучением вживую.
Что касается технологической поддержки, то простота навигации считается важной в онлайн обучении, чтобы направлять учащихся по различным типам онлайн обучения, в основном веб-обучения, включая различные E-learning Systems - системы дистанционного обучения (СДО) на основе систем управления обучением (LMS - Learning Management Systems) и платформы электронного обучения.
В соответствии с теориями, коннективизм способствует использованию технологий для поддержания актуальности и инноваций. Опыт онлайн обучения может оказать огромное влияние на внедрение технологий в онлайн обучении. Тем не менее, это может быть проблематично для учащихся, испытывающих проблемы с технологическими навыками и материальным положением. В связи с этим появляется множество недостатков, которые могут привести к неудовлетворенности. Эта ситуация может помешать учащимся наслаждаться онлайн обучением, и навредить их обучению, что приведет к негативному опыту. Неспособность взаимодействовать с преподавателями и другими учащимися может снизить их уровень принятия онлайн образования и поставить под сомнение эффективность онлайн обучения.
Таким образом, главная задача - обеспечение устойчивости учебного процесса вне зависимости от быстро меняющихся внешних условий достигается, возможно, только за счёт создания «гибридной» образовательной среды, позволяющей быстро без потери качества и ритма обучения переводить учебный процесс из одного формата в другой.
Библиографический список:
1. Гаврилова, И. В. Дистанционное образование - дополнительные возможности для традиционных образовательных структур и качественного изменения существующей практики обучения взрослых / И. В. Гаврилова // Педагогика & Психология. Теория и практика. - 2019. - № 2(22). - С. 22-25. -
EDN UMMFYN.
2. Гневышева, А. В. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения в электронной среде / А. В. Гневышева, А. Е. Шабанова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2021. - № 3(26). - С. 40-45. - DOI 10.46573/2409-1391-2021-3-40-45. - EDN IVTEIE.
3. Чернова, А. Д. Особенности социального взаимодействия в образовании / А. Д. Чернова // Моя профессиональная карьера. - 2021. - Т. 3. -№ 24. - С. 72-75. - EDN SCAAGJ.