УДК 316.4
DOI 10.18522/2227-8656.2020.2.2
ОТ «ОНЛАЙНИЗАЦИИ» ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЮ
FROM ONLINE HIGH SCHOOL TO ONLINE EDUCATION
Лубский Анатолий Владимирович
Доктор философских наук, профессор, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: n_lav@mail.ru
Anatoly V. Lubsky
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: n_lav@mail.ru
Ковалев Виталий Владимирович
Доктор социологических наук, профессор, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: vitkovalev71@gmail.com
Vitaliy V. Kovalev
Doctor of Sociological Sciences, Professor, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: vitkovalev71@gmail.com
В статье рассматриваются преимущества и недостатки онлайн-обучения, выявляются технические, технологические, ментальные и методические проблемы организации учебного процесса в условиях вынужденного перехода высшей школы от контактно-аудиторного обучения к образованию в онлайн-формате. Делается вывод о целесообразности внедрения гибридных форм организации образовательного процесса в
The article discusses the advantages and disadvantages of online learning, identifies technical, technological, mental and methodological problems of organizing the educational process in the conditions of forced transition of higher education from contact-classroom learning to education in an online format. It is concluded that it is advisable to introduce hybrid forms of educational process organization in higher education, that combine the ad-
высшей школе, сочетающих преимущества как контактно-аудиторного, так и онлайн-образования. При этом обращается внимание на то, что принципы онлайн-образования требуют переосмысления методик преподавания учебных дисциплин, сложившихся в контактно-аудиторной среде. Основой разработки методик преподавания учебных дисциплин в рамках он-лайн-образования может стать познавательно-развивающая парадигма образования, базирующаяся на проблемно-диалоговом способе организации образовательного пространства с использованием современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: онлайн-обучение; синхронное онлайн-обучение; асинхронное онлайн-обучение; дистанционное обучение; электронное обучение; онлайн-образование; познавательно-развивающая парадигма образования; проблемно-диалоговый способ организации образовательного пространства.
vantages of both contact-classroom and online education. At the same time, attention is drawn to the fact that the principles of online education require a rethinking of teaching methods of academic disciplines that have established in the contact-classroom space. The basis for the development of methods for teaching academic subjects in online education can be a cognitive-developing paradigm of education, based on the problem-interactive method of organizing the educational space using modern educational and information and communication technologies.
Keywords: online learning; synchronous online learning; asynchronous online learning; distance learning; e-learning; online education; cognitive-developmental paradigm of education; problem-dialog method of organizing the educational space.
Введение
В условиях пандемии коронавируса в России произошла всеобщая «онлайнизация» высшего образования. Особый интерес к онлайн-обучению в российской высшей школе возник сравнительно недавно. Он был обусловлен тем, что в цифровую эпоху, во-первых, расширились возможности электронного обучения, делающего информацию, размещенную на электронных носителях, более доступной и удобной для пользователя; во-вторых, появились современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие часть рутинных функций преподавателя передать машинам; в-третьих, онлайн-обучение стало рассматриваться как способ коммерциализации деятельности высших учебных заведений.
В преподавательской среде онлайн-обучение поначалу воспринималось как мода, причем сомнительного качества, связанная со стремлением привить электронный «дичок» к здоровому телу российского образования. В связи с этим в преподавательской среде наиболее обсуждаемым стал вопрос о негативных последствиях онлайн-обучения для высшей школы. Дебаты вокруг этого вопроса в основном
носили эмоционально-умозрительный характер, вызванный, с одной стороны, опасениями преподавателей потерять работу в связи с риском вытеснения их из учебного процесса машинами, с другой - отсутствием собственного опыта преподавания в формате онлайн-обучения. Кстати, такого рода опасения были небеспочвенными, прежде всего для тех преподавателей, которые продолжали практиковать анахронические формы организации учебного процесса, где преподаватель представлял себя единственным источником информации, читая лекции, «упаковывая» студентов кодифицированными знаниями, т. е. знаниями общедоступного характера, почерпнутыми из чужой учебной литературы. В условиях электронного обучения такой преподаватель был обречен на то, чтобы быть замененным машинами. В лучшем случае его лекции в сокращенном варианте могли быть записаны на аудиовизуальных носителях для дальнейшего тиражирования в учебном процессе.
С развитием современных информационно-коммуникационных технологий онлайн-обучение стало устойчивым трендом, против которого стало бесполезно бороться. Однако если до пандемии этот тренд не особо затрагивал многих преподавателей, то вынужденная «онлай-низация» учебного процесса в высшей школе сделала этот тренд реальностью, заставив преподавателей, как считают некоторые современные экономисты, совершить за месяц скачок вперед примерно на пять лет (Ицхоки). В связи с этим стало меньше эмоций по поводу того, нужно или не нужно онлайн-обучение. Приобретенный преподавателями опыт работы в формате онлайн-обучения заметно сократил число его решительных противников. Поэтому в преподавательской среде сегодня на повестке дня стоят уже другие вопросы: о возможностях онлайн-обучения, его преимуществах, недостатках и проблемах, о взаимосвязи контактно-аудиторного обучения и онлайн-обучения. Опыт работы преподавателей в формате онлайн-обучения заставляет также задуматься над вопросами о том, насколько преподаватели и студенты оказались технически, технологически и ментально готовыми к «онлайнизации» учебного процесса, насколько эффективной является методика проведения учебных занятий в контактно-аудиторной среде, перенесенная в учебное пространство онлайн-обучения.
Специфика онлайн-обучения
Поиск ответов на эти вопросы затрудняется тем, что в настоящее время не до конца остается проясненным вопрос о специфике онлайн-обучения, поскольку в российском и зарубежном дискурсах в одних
случаях термины «онлайн-обучение», «дистанционное обучение» и «электронное обучение» используются как синонимы. В других случаях онлайн-обучение рассматривается как одна из форм дистанционного обучения с применением мультимедиа и интернет-технологий. При этом подчеркивается, что онлайн-обучение расширяет возможности вузов, получающих доступ к тем студентам, которые не могут присутствовать на занятиях лично (Онлайн-обучение ... , 2019). В связи с этим некоторые исследователи считают, что «онлайн-обучение - это способ организации процесса самостоятельного изучения учебных материалов с использованием образовательной среды, основанной на интернет-технологиях, обучение с помощью сети Интернет и мультимедиа» (Фомина, 2016. С. 101). При этом онлайн-обучение отождествляется с онлайн-курсами, предназначенными для самостоятельного освоения учебного материала с использованием электронной образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий (Романова, 2018. С. 5-8) .
В зарубежной литературе онлайн-образование также часто отождествляется с онлайн-курсами. Однако при этом отмечается такой недостаток онлайн-обучения, как отсутствие прямого контакта между преподавателями и студентами. Поэтому с целью преодоления этого недостатка предлагается периодически устраивать совместные встречи и заканчивать самостоятельное освоение студентами онлайн-курсов онлайн-дебатами в режиме реального времени при одновременном нахождении студентов и преподавателей в сети (125 online learning innovations, 2015. Р. 14-19). В связи с этим выделяют два вида онлайн-обучения - асинхронное и синхронное. Асинхронное онлайн-обучение - это одна из форм дистанционного обучения, во время которого студенты непосредственно не контактируют с преподавателями и между собой. Синхронное онлайн-обучение представляет собой такую «встречу», где общение между преподавателями и студентами, а также между студентами происходит в онлайн-аудитории в реальном времени, например в форме вебинаров или онлайн-тренингов (Виды и методы онлайн-обучения, 2017). В связи с этим в специальной литературе выделяют самые различные виды онлайн-обучения - онлайн-лекции, онлайн-семинары, онлайн-курсы и онлайн-тренинги (Виды онлайн-обучения ... , 2016).
В связи с актуализацией проблематики, связанной с организацией онлайн-обучения в высшей школе, сами преподаватели отмечают, что «нередко модель обучения онлайн представляется как перенос традиционного учебного процесса с помощью ИКТ в виртуальную
среду». Они подчеркивают, что «в условиях информационного общества обучение онлайн, как и традиционное обучение, требует изменения компетенций современного преподавателя и организации учебного процесса. От современного педагога требуется не просто овладеть новыми технологиями, но и изменить методику преподавания» (Фомина, 2016. С. 106).
Вместе с тем некоторые специалисты обращают внимание на то, что онлайн-обучение надо отличать от дистанционного (What's the Difference ... , 2020). Поэтому, опираясь на многочисленный спектр содержащихся в научной литературе представлений об онлайн-обучении, дистанционном и электронном обучении, выскажем некоторые суждения об их сущности, общем и различиях. Онлайн-обучение и дистанционное обучение - это разные формы организации учебного пространства. Общим для них является то, что благодаря информационно-коммуникационным технологиям их учебные пространства являются виртуальными, т. е. выступают имитационными аналогами, симулирующими реальность (Силаева, 2010. С. 20-21). В качестве имитационного аналога виртуальные учебные пространства, атрибутами которых являются протяженность и структурность, претендуя на сходство с контактно-аудиторной реальностью, замещают ее в процессе информационно-коммуникационного взаимодействия. В плане протяженности общим для онлайн-обучения и дистанционного обучения является то, что обозначается понятием «дистанция» как расстояния, выходящего за пределы учебного пространства в аудитории. В плане структурности учебного пространства, т. е. взаимодействия его субъектов, пространство онлайн-обучения - это взаимодействие его субъектов здесь и сейчас, т. е. оно осуществляется в одном пространственно-временном континууме. Это своего рода «одноразовое» взаимодействие, инициатором и модератором которого выступает преподаватель, хотя оно может быть записано и затем использоваться неоднократно в дистанционном формате.
В пространстве дистанционного обучения, где взаимодействие его субъектов имеет асинхронный характер, его инициатором и модератором выступает студент, который может неоднократно воспроизводить учебное пространство в удобное для себя время. Электронное обучение - это обучение с помощью электронных носителей информации, включающих электронные тезаурусы, базы данных, распределенные и интегрированные базы знаний, интеллектуальные экспертно-обучающие системы, системы мультимедиа, системы виртуальной реальности, электронные библиотеки. В этом плане электронное обуче-
ние является технологической основой дистанционного обучения и онлайн-обучения.
Преимущества и недостатки онлайн-обучения в высшей школе
Актуализация вопроса о перспективах и возможностях онлайн-обучения в высшей школе заставляет задуматься о его преимуществах и недостатках, а также существующих проблемах объективного и субъективного характера (COVID-19 is reviving ... , 2020). При этом следует отметить, что ушли в прошлое представления о том, что он-лайн-обучение - это будущее образования вообще. В настоящее время речь уже не идет о замене контактно-аудиторного образования онлайн-обучением. Внимание специалистов сосредотачивается на поиске путей организации такого образовательного пространства в высшей школе, в котором соединяются преимущества контактно-аудиторного образования и онлайн-обучения, способствующих формированию у студентов необходимых компетенций. В связи с этим эксперты в сфере образования считают, что, несмотря на бурное развитие технологий онлайн-обучения, преподаватели-учителя по-прежнему будут играть жизненно важную роль в образовании молодого поколения с целью его успешного включения в профессиональную и социальную деятельность. Поэтому, говоря о будущем онлайн-обучения, специалисты считают, что в высшей школе более эффективным сегодня является смешанное (гибридное) образование, гибко использующее преимущества и возможности контактно-аудиторного образования и онлайн-обучения (The future of online learning, 2019).
Образование - это не только учебный контент, но и умение общаться с другими, в конечном счете это приобретение социально-коммуникативного опыта. Поэтому преимущества контактно-аудиторного образования заключаются в его гуманитарной составляющей, возможности живого общения в образовательном пространстве преподавателей и студентов, а также студентов между собой. В этом плане контактно-аудиторное образование обладает большими возможностями для преодоления издержек технократического мышления, особенностью которого «является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самостоятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей» (Зинченко, 1989. С. 94). Контактно-аудиторное образование обладает также такими преимуществами, которые связаны с развитием интеллектуальных способностей студентов.
При этом речь идет не только об ^ (способности к мыслительной деятельности), но и о EQ (эмоциональном интеллекте) и VQ (коэффициенте жизненной энергии).
Своими преимуществами и возможностями обладает также он-лайн-образование, к ним можно отнести доступность, комфортность, динамичность, диалогичность. Доступность и комфортность онлайн-образования заключаются в том, что в нем можно участвовать с помощью различных гаджетов, обеспечивающих аудиовизуальную связь, в приватной обстановке, экономя время и средства на дорогу в учебное заведение. Доступность и комфортность онлайн-образования положительно сказываются на посещаемости учебных занятий. Кроме того, учебное занятие, проводимое в формате онлайн-обучения, может быть записано и вновь просмотрено студентами с целью уточнения представлений о вопросах, обсуждаемых в процессе учебного занятия, а также в плане рефлексии своего участия в нем. Преподаватель может составить онлайн-раздел со ссылками на учебные материалы или научные статьи, относящиеся к изучаемой теме учебной дисциплины, в плане подготовки к лекциям, семинарским занятиям или выполнения заданий для самостоятельной работы.
Онлайн-образование позволяет значительно расширить учебный контент за счет использования разнообразных электронных учебных ресурсов, которые могут физически располагаться фактически в любой точке мира, в том числе включить в учебный процесс лекции выдающихся ученых или популяризаторов науки. Для непосредственного участия в образовательном пространстве можно пригласить ученых, специалистов по той или иной теме, экспертов, а также других профессионалов, общение с которыми в формате онлайн-образования будет для студентов не только интересным с точки зрения их просвещения, но и познавательным, в случае если эти профессионалы будут демонстрировать логику своих суждений и умозаключений, а также умение пользоваться своими знаниями в профессиональной деятельности.
В онлайн-образовании в последнее время стали использоваться различные системы виртуальной реальности. Эти системы позволяют, например, студентам-гуманитариям принимать участие в виртуальных исторических, этнографических и прочих экскурсиях, студентам-естественникам - проводить виртуальные эксперименты, студентам-криминалистам - изучать место виртуального преступления и анализировать найденные доказательства.
Онлайн-образование содержит возможности для динамического взаимодействия между преподавателем и студентами, а также между
самими студентами, тем самым обеспечивая вовлеченность студентов в образовательный процесс. При этом не только преподаватель, но и каждый студент может внести свой интеллектуальный вклад в обсуждение учебных проблем и их решение. Все это может порождать в пространстве онлайн-образования непрерывную образовательную синергию. Однако это возможно при условии, что основой онлайн-образования выступает диалог. Поэтому онлайн-образование не просто предполагает, а требует диалогового общения между участниками его образовательного пространства. В плане контроля за учебной деятельностью студентов многие инструменты онлайн-образования позволяют автоматически оценивать учебные успехи студентов, оперативно публикуя оценки на панелях преподавателя и студентов.
Недостатки онлайн-обучения обусловлены возросшими рисками его технократизации, связанной с дефицитом живого общения преподавателей со студентами, а также технократическими иллюзиями некоторых преподавателей, для которых студенты являются объектами обучения и которые стремятся просто «упаковать» их учебными знаниями. Недостатки онлайн-образования, особенно в тех случаях, когда учебные занятия в онлайн-режиме жестко привязаны к расписанию учебных занятий, проявляются в том, что студентам приходится очень много времени проводить у экрана компьютера или других цифровых устройств. Шесть, а иногда восемь часов онлайн-занятий - это запредельная норма для студентов, сопровождаемая физической и психологической усталостью студентов, снижением уровня их мотивированности и желания интеллектуального участия в учебном процессе. Кроме того, проведение онлайн-занятий в диалоговом режиме предполагает внеучебную деятельность студентов, связанную с предварительной подготовкой к лекциям, семинарам, выполнением заданий для самостоятельной работы. Вот почему студенты, жалуясь на физическую усталость, предлагают не привязывать учебные занятия в формате он-лайн-обучения к обязательному расписанию.
Одним из недостатков онлайн-обучения, на который указывают многие преподаватели, является то, что у студентов появляется больше возможностей для обмана преподавателей, особенно в тех случаях, когда преподаватели просто читают лекции, не находясь в аудиовизуальном контакте со студентами, или когда студенты просто выступают на семинарских занятиях, прибегая к читерству. Чем занимаются студенты во время таких лекций, к каким практикам получения нечестного преимущества на семинарских занятиях они прибегают - выяснить все это бывает достаточно затруднительным.
Проведение онлайн-занятий в диалоговом режиме обнаруживает еще один недостаток онлайн-обучения, который в образовательном пространстве живого индивидуального общения преподавателя со студентами в определенной мере удается преодолевать. Это наличие среди студентов значительной группы когнитивно-пассивных интеллектуальных «иждивенцев», представители которой ориентированы на получение от преподавателя готовых учебных знаний. У таких студентов отсутствует потребность участвовать в обсуждении тех или иных вопросов, а также стремление к познавательной самостоятельности.
Интересные данные о реальных недостатках онлайн-обучения в Южном федеральном университете были получены в результате социологического опроса студентов. Кроме недостатков, на которые прямо указывали студенты (низкое качество интернет-соединения и физическая усталость), косвенная информация об этих недостатках содержится в предложениях студентов по повышению эффективности онлайн-обучения в университете. К таким недостатка можно отнести: 1) отсутствие доступной учебно-методической базы подготовки студентов к занятиям (презентации, учебные материалы, электронные тесты); 2) отсутствие больших пакетов индивидуальных заданий для студентов, которые можно выполнять самостоятельно в удобном для студентов режиме доступа в Интернет; 3) привязка онлайн-занятий к традиционному расписанию учебных занятий и отсутствие возможностей для перехода студентов на индивидуальную траекторию обучения; 4) слабая осведомленность преподавателей и студентов о возможностях использования в онлайн-обучении ресурсов платформы Microsoft Teams.
Проблемы перехода к онлайн-обучению в университете
«Онлайнизация» учебного процесса в университете высветила также основные проблемы, связанные с переходом на онлайн-обучение. Это проблемы технического, технологического, ментального и методического характера. Технические проблемы, связанные с доступом в онлайн-среду, в целом уже решены, в том числе и за счет выделения руководством университета средств на апгрейд компьютерных технологий. Однако целый ряд проблем технического характера все еще остается. Это периодическое ухудшение звука и изображений, отсутствие возможности видеть студентов во время ответа, поскольку определенная их часть не имеет технических ресурсов для обеспечения видеосвязи. Из-за ухудшения качества аудио- и видеосвязи студенты иногда не могут участвовать в коллективных обсуждениях. От-
сутствие видеосвязи лишает преподавателя возможности контролировать деятельность студентов во время учебного занятия. Некоторые студенты периодически выпадают из учебного процесса, объясняя это проблемами на линии связи, а у преподавателя нет возможности проверить, в этом ли причина или студенты хитрят, решив взять временную паузу. Бывают случаи, когда система Microsoft Teams выключалась сама собой, после чего приходится звонить старосте, чтобы студенты оставались на линии, дожидаясь загрузки этой системы у преподавателя.
Технологические проблемы, связанные с переходом на онлайн-обучение, обусловлены тем, что преподаватели еще не владеют в полной мере современными информационно-коммуникационными технологиями (Лубский, 2007), в том числе онлайн-технологиями, слабо знают технологические возможности работы в системе Microsoft Teams.
Ментальные проблемы некоторых преподавателей связаны с непониманием того, что организация учебного процесса в формате он-лайн-образования требует пересмотра парадигмальных оснований их профессиональной деятельности. В результате эти преподаватели механически переносят практики преподавания учебных дисциплин, сложившиеся в пространстве контактно-аудиторного обучения, в пространство онлайн-обучения, усугубляя тем самым все его недостатки. При этом отдельные преподаватели, рассматривая свое участие в он-лайн-обучении как временное явление, вообще не собираются рефлексировать по поводу парадигмальных оснований своей профессиональной деятельности и ее эффективности в новой образовательной среде. Они рассчитывают, что в конечном счете все вернется на круги своя.
В связи с переходом на онлайн-обучение выявились и ментальные проблемы у студентов. В рамках проведения онлайн-занятий в диалоговом режиме, предполагающем динамичное интерактивное взаимодействие студентов между собой и с преподавателем, обнаружилось, что такая образовательная среда мало подходит для интеллектуально пассивных студентов, не обладающих мотивацией к познавательной деятельности, самоорганизованностью, позволяющей управлять своим временем, а иногда и испытывающих страх личного участия в обсуждении учебных проблем.
Методические проблемы, связанные с участием преподавателей в онлайн-обучении, обусловлены осознанием того, что даже успешные методики преподавания учебных дисциплин в формате контактно-аудиторного обучения не всегда являются эффективными в простран-
стве онлайн-обучения. В этом плане переход к онлайн-обучению, словно увеличительное стекло, обнаружил все недостатки информаци-онно-знаниевой парадигмы обучения, все еще выступающей основой профессиональной культуры многих преподавателей.
Идеалом информационно-знаниевой парадигмы обучения выступает выпускник высшей школы, знающий и умеющий, исполнитель-фунционалист, не склонный к принятию самостоятельных решений и
с с _____
инновационной деятельности. В рамках этой парадигмы преподаватель выступает в роли транслятора «готовых» знаний студентам, которых надо также обучить определенным умениям и навыкам, часто неправомерно отождествляемым с компетенциями, а затем проконтролировать уровень их усвоения студентами. Студенты в этой парадигме как объекты обучения выступают в роли приобретателей учебных знаний, которые надо запомнить и в процессе контрольных мероприятий их воспроизвести, иногда наряду с демонстрацией полученных умений и навыков. Поэтому основными принципами информационно-знаниевой парадигмы обучения являются монологичность преподавателя, когнитивная пассивность студентов, продуктивность учебной деятельности.
Преподаватели, работающие в этой парадигме, мало задумываются о профессиональном и социальном будущем своих студентов. В условиях инновационного общества выпускники высшей школы постоянно сталкиваются с проблемой: им нужно периодически обновлять полученные в высшей школе профессиональные знания и способы профессиональной деятельности. Отсюда вытекает вывод: студенты должны научиться учиться, иначе после окончания высшего учебного заведения они станут профессиональными аутсайдерами и не смогут реализовать свои жизненные стратегии. Поэтому главной универсальной компетентностью, которая должна быть сформирована у студентов, является их способность учиться, т. е. самостоятельно приобретать новые знания, необходимые для профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим студенты должны уметь системно, логически, критически и рефлексивно мыслить, обладать творческими способностями, стремиться к познавательной самостоятельностью, направленной на производство новых знаний, владеть профессиональными знаниями как инструментами познавательной и практической деятельности.
Онлайн-образование: необходимость перехода к познавательно-развивающей парадигме образования
В связи с этим в образовательном пространстве высшей школы назрела необходимость перехода от информационно-знаниевой парадигмы обучения к познавательно-развивающей парадигме образования, идеалом которой является выпускник высшей школы, знающий, умеющий, творческий, деятель-преобразователь, способный к инновационной и проектной деятельности, принятию самостоятельных решений и ответственному их исполнению (Герасимов, 2014. С. 131-132). В рамках этой парадигмы основная задача преподавателя состоит в создании организационных и интеллектуальных условий для развития у студентов различных видов мышления, активизации их познавательной самостоятельности, направленной на производство новых знаний и их инструментальное использование в дальнейшей познавательной, профессиональной и социальной деятельности. Это является основой овладения профессиональным мышлением, профессиональной компетентностью и профессиональным мастерством для студентов. Они в этой парадигме являются субъектами образовательного пространства, демонстрирующими свои способности не только самостоятельно приобретать новые знания, но и принимать в рамках диалога и интерактивного взаимодействия участие в обсуждении тех или иных проблем, а также способов их решения. Поэтому основными принципами познавательно-развивающей парадигмы образования являются диалогич-ность, когнитивная активность, продуктивность учебной деятельности.
Тем самым принципы познавательно-развивающей парадигмы образования вполне соответствуют требованиям, которые предъявляются сегодня к созданию образовательного пространства в рамках он-лайн-образования, основой которого является диалог высокого качества, порождающий синергетическую активность студентов (Effective teaching online, 2017; Four-Step Strategy ... , 2015). Реализация принципов познавательно-развивающей парадигмы образования в онлайн-формате предполагает учет когнитивных особенностей современных студентов, которые родились в цифровом мире и прошли социализацию не только в окружающей их социальной среде, но и в социальных сетях (Гражданственность в молодежной среде ... , 2020. С. 78-86).
Наши студенты, которых относят к цифровому поколению, или поколению «цифровых аборигенов», свободно обращаются с цифровыми устройствами, предпочитая краткую и наглядную информацию, не требующую особой концентрации внимания. Поэтому «цифровые
аборигены», стремясь к быстрой обработке информации, могут сконцентрировать свое внимание на чем-либо только в течение нескольких секунд. В связи с этим у студентов часто возникают проблемы с произвольным вниманием. В результате их внимание часто скользит по информационной поверхности без попыток сосредоточиться и понять ее значение и смысл. Поэтому для многих студентов характерна «раздер-ганность сознания», усиливающаяся огромным и постоянно растущим потоком информации, за которым они часто не успевают, но не по причине дефицита времени, а в силу потери смысловых ориентиров.
В отличие от преподавателей, «цифровых мигрантов», перебравшихся из печатного мира Гутенберга в мир интернет-технологий Цу-керберга, у «цифровых аборигенов» существуют особые формы мышления и способы познания мира. У них есть всегда доступ к информации, а возможность ее получения - один клик. Поэтому студенты часто не видят смысла в том, чтобы хранить что-то в голове и при этом заниматься системным анализом информации или ее осмыслением (Шалыгина, 2017).
В когнитивной сфере у студентов существуют также проблемы с критическим и рефлексивным мышлением. Это объясняется, как считают некоторые исследователи, тем, что они все «реже берутся за большие книги», поскольку это скучно, сложно и «много букв», все меньше вообще читают книги, которые, в отличие от медийных технологий, способствуют развитию критического отношения к информации и пониманию ее содержания. В связи с этим исследователи отмечают, что раньше учеба была «джедайством»: информация перерабатывалась в знания, знания становились основой жизнедеятельности. «Сегодня шведский стол Google и "Яндекса" работает круглосуточно, и количество подходов к нему неограниченно» (Чем современные подростки отличаются ... , 2017). Их пользователи не решают задач, а сразу ищут готовые на них ответы. Такие ответы, полученные вне контекста критического отношения к информации, не являются знаниями в собственном смысле слова, а представляют собой «знаниевый суррогат», который просто берется во временную аренду (9 любопытных отличий ... , 2020). Поэтому студенты, часто некритически относясь к информации, просто комбинируют разные данные и составляют коллажи, которые и становятся их взглядами на мир. Для многих студентов характерно также отсутствие рефлексии как способности к осмыслению своих когнитивных и практических действий.
В общении между собой «цифровые аборигены» привыкли использовать цифровые посредники, в которых текст часто заменяется
иконками, смайликами и картинками. При этом, предпочитая изображения тексту, они в большей степени склонны к визуализации. В связи с этим в познавательной деятельности студентов особое значение имеют не только тексты, но и изображения (презентации с картинками, визуальные мемы, демотиваторы, стикеры) с краткой и наглядной информацией, не требующей особой концентрации внимания. Все это сопровождается формированием у студентов клипового мышления, которое в условиях информационных перегрузок, выступая в роли фильтра, с одной стороны, помогает студентам быстрее находить нужную информацию. С другой - клиповое мышление порождает когнитивные трудности, связанные с пониманием целостной картины реальности, которая воспринимается фрагментарно и упрощенно. Поэтому студенты, часто воспринимая окружающую реальность как конгломерат не связанных между собой явлений, способны воспроизводить лишь фрагментарную информацию о них (Клиповое мышление ... , 2020).
С учетом того, что студенты при общении, в том числе и в образовательном пространстве, нуждаются в цифровых посредниках, поскольку они с трудом воспринимают устные тексты и не до конца понимают содержание письменных текстов, особое значение в онлайн-образовании следует уделять визуализированным презентациям, содержащим краткую и наглядную информацию. При этом тексты презентаций не следует ни читать, ни комментировать. Вначале следует добиться понимания этих текстов, используя технологии логического анализа текстов как средства их понимания (Волков, 2016. С. 17-20). И только после этого можно привлекать студентов в рамках диалогового общения к обсуждению тех вопросов, которые рассматриваются в этих текстах. Большее внимание в рамках онлайн-образования следует уделять преодолению клипового мышления студентов путем развития у них понятийного мышления, позволяющего создавать целостные картины изучаемой реальности и системно воспроизводить знания о ней. Поэтому студенты в рамках онлайн-образования должны научиться самостоятельно конструировать инструментальные понятия, позволяющие формировать у студентов четкие представления о реальности, скрывающейся за этими понятиями. В рамках познавательно-развивающей парадигмы образования уже разработаны алгоритмы конструирования такого рода понятий, усвоить которые не представляет особого труда для студентов (Волков, 2016. С. 21-23). Для развития познавательной самостоятельности и логического мышления студентов в онлайн-образовании следует также уделять особое внимание
решению логических задач, выполнению заданий для самостоятельной работы, в том числе проектного характера.
В связи с этим в рамках онлайн-образования следует отказаться от традиционного чтения лекций и проведения семинарских занятий. Эти занятия должны проводиться с использованием современных активных и интерактивных технологий, основой которых выступает проблемно-диалоговый способ организации образовательного пространства в высшей школе. Проблемный аспект этого способа, ориентирующий внимание на содержательную сторону образовательного процесса в формате онлайн-образования, создает в нем поле интеллектуального напряжения и содержательно превращает образовательный процесс в непрерывную постановку и решение студентами все новых и новых учебных проблем и познавательных задач. Это позволяет студентам самостоятельно или под руководством преподавателя получать новые учебные знания или их существенные компоненты. Диалоговый аспект способа организации образовательного пространства в формате онлайн-образования ориентирует внимание на форму этого процесса, в котором диалог является средством межличностного общения и мышления всех субъектов этого пространства. В процессе диалогового общения и мышления студенты ставят вопросы, пытаются выяснить то, что им непонятно, выслушивают ответы, обмениваются мнениями, суждениями и умозаключениями, защищают имеющиеся у них точки зрения, критикуют позиции других субъектов образовательного процесса, находят общие точки соприкосновения, а главное - демонстрируют умения инструментально использовать имеющиеся у них знания в познавательной деятельности.
В рамках познавательно-развивающей парадигмы образования можно выделить такие наиболее эффективные формы организации образовательного пространства в онлайн-образовании: 1) проблемное образование (диалоговое, проблемно-индивидуальное); 2) образование в сотрудничестве (диалоговое, проблемно-групповое); 3) контекстное образование (диалоговое, проблемно-индивидуальное, профессионально-контекстное и диалоговое, проблемно-групповое, профессионально-контекстное). Понимание принципов этих форм организации образовательного пространства и владение их технологиям являются императивом успешной деятельности преподавателей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в формате онлайн-образования.
Высказанные в данной статье некоторые суждения об особенностях онлайн-образования и возможностях использования его принципов и технологий в организации образовательного пространства в высшей школе порождают целый ряд вопросов, требующих дальнейших размышления и обсуждений. Прояснить ответы на них позволят, на наш взгляд, анкетные опросы не только студентов, но преподавателей, а также организация фокус-групповых исследований в студенческой среде и глубинных интервью с преподавателями.
Литература
Виды и методы онлайн-обучения. Режим доступа: https:// myownconfer-ence.ru/blog/index.php/vidy-online-obucheniya/.
Виды онлайн-обучения (лекции, семинары, видеокурсы, онлайн-курсы, тренинги) - в чем различие? Режим доступа: http://www.electrolibrary.info/information/78-vidy-onlayn-obucheniya-v-chem-razlichie. html.
Волков Ю.Г., Лубский А.В., Верещагина А.В. Самостоятельная работа студентов : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2016.
Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С.119-137.
Гражданственность в молодежной среде в России, Германии и Франции / А.В. Лубский, В.О. Вагина, Е.В. Громако-ва, В.П. Иванова, А.В. Ковалева, Д.А. Мамина; отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2020.
Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. // Новое педагогическое мышление / под ред. В. Петровского. М. : Педагогика, 1989. С. 90-102.
Ицхоки О. Профессор Принстона и UCLA. Вернутся ли в Россию 90-е? Режим доступа: https:// www.youtube.com/watch? v=HHm0asBiXIE.
Клиповое мышление: чем отличаются «люди экрана» от «людей книги»? Режим доступа: https://monocler.ru/klipovoe-
myishlenie/.
Лубский А.В. Методологические проблемы использования ИКТ в образователь-
References
Types and methods of online learning. Available at: https:// myownconfer-ence.ru/blog/index.php/vidy-online-obucheniya/. (in Russian).
Types of online education (lectures, seminars, video courses, online courses, trainings) - what is the difference? Available at: http://www.electrolibrary.info/information/78-vidy-onlayn-obucheniya-v-chem-razlichie. html. (in Russian).
Volkov, Yu.G., Lubsky, A.V., Veresh-chagina, A.V. (2016). Independent work of students: a textbook. M.: KNORUS. (in Russian).
Gerasimov, G.I., Lubsky, A.V. (2014). Dialogue on the paradigm approach in education. Gumanitariy Yuga Rossii, 1, 119-137. (in Russian).
Citizenship among youth in Russia, Germany and France. (2020). Lubsky, A.V., Vagina, V.O., Gromakova, E.V., Ivanova, VP., Kovaleva, A.V., Mamina, D A. In A.V. Lubsky (Ed.). Rostov-on-Don: Fond nauki i obrazovaniya. (in Russian).
Zinchenko, V.P. (1989). Education. Thinking. The culture. Novoye pedagog-icheskoye myshleniye. V. Petrovsky (Ed.). M.: Pedagogika, 90-102. (in Russian).
Yitzhoki, O. Professor of Princeton and UCLA. Will the 90s return to Russia? Available at: https:// www.youtube.com/watch? v=HHm0asBiXIE. (in Russian).
Clip thinking: what is the difference between "screen people" and "book people"? Available at: https://monocler.ru/klipovoe-myishlenie/. (in Russian).
Lubsky, A.V. (2007). Methodological problems of using ICT in the educational
ном пространстве высшей школы // Информатика и образование. 2007. № 6. С. 10-14.
Онлайн-обучение - предпосылки к революции в традиционном понимании образования. Режим доступа: https:// netol ogy .ru/blog/educati on-revolution.
Романова Н.Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения // Педагогика высшей школы. 2018. № 2 (12). С. 5-8.
Силаева В.Л. Об использовании понятия «виртуальный» // Социологические исследования. 2010. № 8. С. 19-25.
Фомина А.С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С.101-106.
Чем современные подростки отличаются от советских. Режим доступа: https:// proforientator.ru/publications/articles/chem-sovremennye-podrostki-otlichayutsya-ot-sovetskikh.html.
Шалыгина Н.В. Игреки и центениалы: новая ментальность российской молодежи // Власть. 2017. Т. 25, № 1. C. 164-167.
Энциклопедия форматов онлайн-обучения. Режим доступа: https:// www. ac-tivelearn.ru/libformats.
9 любопытных отличий современного подростка от советского. Режим доступа: https://mel.fm/podrostki/1385209-new_ generation.
125 online learning innovations. June 2015. Р. 14-19. Режим доступа: https:// teachonline.ca/sites/default/files/tools-trends/downloads/pockets_of_innovation_the mes-june_2015.pdf.
COVID-19 is reviving the need to explore online teaching and learning opportunities. Режим доступа: https:// epale.ec.europa. eu/en/blog/covid-19-reviving-need-explore-online-teaching-and-learning-opportunities.
Effective teaching online. Режим доступа: https:// www.insidehighered.com/ digital -learning/arti cl e/2017/07/12/7-guidelines-effective-teaching-online.
Four-step strategy to create active learning in any learning space - online, F2F or blended. Режим доступа: https:// online
space of higher education. Informatika i obra-zovaniye, 6, 10-14. (in Russian).
Online learning is a prerequisite for a revolution in the traditional understanding of education. Available at: https:// netolo-gy.ru/blog/education-revolution. (in Russian).
Romanova, N.L. (2018). Online courses as an innovative form of distance learning. Pedagogika vysshey shkoly, 2 (12), 5-8. (in Russian).
Silaeva, V.L. (2010). On the use of the concept of "virtual". Sotsiologicheskiye issle-dovaniya, 8, 19-25. (in Russian).
Fomina, A.S. (2016). Online education in higher education: methodologies, content, technologies. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 1, 101-106. (in Russian).
How modern teens differ from Soviet ones. Available at: https:// proforientator.ru/ publications/articles/chem-sovremennye-podrostki-otlichayutsya-ot-sovetskikh.html. (in Russian).
Shalygina, N.V. (2017). Players and centennials: a new mentality of Russian youth. Vlast', 25, 1, 164-167. (in Russian).
Encyclopedia of online learning formats. Available at: https: //www.activelearn. ru/libformats. (in Russian).
9 interesting differences between a modern teenager and a Soviet one. Available at: https://mel.fm/podrostki/1385209-new_ generation. (in Russian).
125 online learning innovations. June 2015, 14-19. Available at: https:// teachonline. ca/sites/default/files/tools-trends/ downloads/ pockets_of_innovation_themes-june_2015. pdf.
COVID-19 is reviving the need to explore online teaching and learning opportunities. Available at: https:// epale.ec.europa.eu/ en/blog/covid- 19-reviving-need-explore-online-teaching-and-learning-opportunities.
Effective teaching online. Available at: https://www.insidehighered.com/digital -learning/article/2017/07/12/7-guidelines-effective-teaching-online.
Four-step strategy to create active learning in any learning space - online, F2F or blended. Available at: https:// onlinelearn-
learninginsights.wordpress.com/tag/active-learning-strategies-for-online/.
The future of online learning. Режим доступа: https:// www.onlinestudies.com/ ar-ticle/the-future-of-online-learning/.
What's the difference between online learning and distance learning? Режим доступа: https:// www.aeseducation.com/blog/ online-learning-vs-distance-learning.
inginsights.wordpress.com/tag/active-learning-strategies-for-online/.
The future of online learning. Available at: https://www.onlinestudies.com/article/the-future-of-online-learning/.
What's the difference between online learning and distance learning? Available at: https://www.aeseducation.com/blog/online-learning-vs-distance-learning.
Поступила в редакцию
18 апреля 2020 г