Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ МОДЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СТУДЕНЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ'

ВОСПРИЯТИЕ МОДЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СТУДЕНЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обуховский Денис Александрович

В статье рассмотрены различные подходы к пониманию модели предпринимательского университета, обозначены направления ее внедрения в высших учебных заведениях на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления, определены главные препятствия на пути формирования предпринимательских университетов и отношение к ним со стороны самих студентов. В 2017 и 2020 гг. были проведены исследования среди обучающихся НГУЭУ с целью выявления их мнения, касающегося внедрения концепции предпринимательского университета, существующей инфраструктуры поощрения соответствующей активности и реализации модели поведения среди студентов. В статье приведен анализ полученных данных и сделаны выводы, что в целом отношение студентов к концепции предпринимательского университета изменилось в лучшую сторону и стало лояльным. Подчеркивается, что в вузовском сообществе должны измениться представления о субъектной деятельности учебного заведения, а переход к предпринимательскому вузу в российских условиях должен затронуть все элементы системы образования, включая учебные планы, методику преподавания, мышление вузовской элиты и профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF THE ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY MODEL BY THE STUDENT COMMUNITY

Different approaches to understanding the entrepreneurial university model are considered in the present publication, the directions of its implementation in higher educational institutions on the example of Novosibirsk State University of Economics and Management are outlined, and the major obstacles to the formation of entrepreneurial universities as well as the attitude of students to them are identified. In 2017 and 2020, enquiries were carried out with the aim of gathering the views of NSUEM students on the implementation of the entrepreneurial university concept, the existing infrastructure for encouraging relevant activities and the enforcement of the behavioral patterns among the students. Overall, the author analyses the data and concludes that students' attitudes towards the concept of an entrepreneurial university has changed for the better and become more loyally supportive. It is emphasized that the perception of the subjective activity of an educational institution must change in the Higher Educational Community, and the transition to an entrepreneurial HEI in the Russian context must affect all elements of the educational system, including curricula, teaching methodology, and the thinking of the HEI elite and the teaching personnel.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ МОДЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СТУДЕНЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ»

УДК 316.35

Обуховский Денис Александрович

аспирант кафедры социологии Новосибирского государственного университета экономики и управления

ВОСПРИЯТИЕ МОДЕЛИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

СТУДЕНЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ

Obukhovsky Denis Alexandrovich

PhD student, Sociology Department, Novosibirsk State University of Economics and Management

PERCEPTION OF THE ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY MODEL BY THE STUDENT COMMUNITY

Аннотация:

В статье рассмотрены различные подходы к пониманию модели предпринимательского университета, обозначены направления ее внедрения в высших учебных заведениях на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления, определены главные препятствия на пути формирования предпринимательских университетов и отношение к ним со стороны самих студентов. В 2017 и 2020 гг. были проведены исследования среди обучающихся НГУЭУ с целью выявления их мнения, касающегося внедрения концепции предпринимательского университета, существующей инфраструктуры поощрения соответствующей активности и реализации модели поведения среди студентов. В статье приведен анализ полученных данных и сделаны выводы, что в целом отношение студентов к концепции предпринимательского университета изменилось в лучшую сторону и стало лояльным. Подчеркивается, что в вузовском сообществе должны измениться представления о субъектной деятельности учебного заведения, а переход к предпринимательскому вузу в российских условиях должен затронуть все элементы системы образования, включая учебные планы, методику преподавания, мышление вузовской элиты и профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова:

предпринимательский университет, коммерциализация знаний, интеллектуальная собственность

Summary:

Different approaches to understanding the entrepreneurial university model are considered in the present publication, the directions of its implementation in higher educational institutions on the example of Novosibirsk State University of Economics and Management are outlined, and the major obstacles to the formation of entrepreneurial universities as well as the attitude of students to them are identified. In 2017 and 2020, enquiries were carried out with the aim of gathering the views of NSUEM students on the implementation of the entrepreneurial university concept, the existing infrastructure for encouraging relevant activities and the enforcement of the behavioral patterns among the students. Overall, the author analyses the data and concludes that students' attitudes towards the concept of an entrepreneurial university has changed for the better and become more loyally supportive. It is emphasized that the perception of the subjective activity of an educational institution must change in the Higher Educational Community, and the transition to an entrepreneurial HEI in the Russian context must affect all elements of the educational system, including curricula, teaching methodology, and the thinking of the HEI elite and the teaching personnel.

Keywords:

entrepreneurial university, knowledge commercialization, intellectual property.

Современные условия развития социально-экономических отношений (цифровизация экономики, внедрение элементов постиндустриального общества и т. п.) вызывают потребность в поиске и формировании новых типов образовательных институций с особыми концепциями це-леполагания, педагогическими инструментами, которые бы сопровождались работой с окружающими сообществами. Иными словами, вузы ищут новые идеи. Одной из них является стремление сформировать актуальную концепцию организации высшего образования - создать модель предпринимательского университета.

Появление нового типа высших учебных заведений, а именно предпринимательских университетов, как за рубежом, так и в Российской Федерации, связано в том числе и с вынужденным сокращением расходов на государственное финансирование профессионального образования, с необходимостью искать новые формы устойчивого финансово-экономического состояния высшей школы.

Стремление к позиционированию высшими учебными заведениями себя как предпринимательских вузов стало очевидно в России во втором десятилетии XXI в., когда ряд передовых университетов страны обнаружил потребность базового концептуального оформления внутренних изменений в сфере управления, содержания программ, педагогического инструментария. Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Дальневосточный федеральный университет и другие вузы в различных интерпретациях заявили о своей принадлежности к типу предпринимательских высших учебных заведений.

Необходимо отметить, что в современной научной литературе не существует общепринятого подхода к определению содержания термина «предпринимательский университет». Как нет и универсальной модели такого вуза, единого пути его формирования.

Стратегия развития предпринимательского университета разрабатывается в контексте современных концепций управления знаниями. Одна из них - идея открытых инноваций; она предполагает модель ведения деятельности, в которой при генерации и внедрении новой продукции и технологий компания (в нашем случае - университет, который себя позиционирует как предпринимательская компания) не только использует внутрикорпоративные научно-исследовательские разработки, но и активно привлекает знания и компетенции из внешних источников. Модель открытых инноваций подразумевает тесное сотрудничество промышленных и финансовых структур с академической наукой, возможность выкупа патентов, распоряжение интеллектуальной собственностью, создание на базе университета малых и средних наукоемких компаний - стар-тапов и т. п. [1, с. 141].

Еще одной важнейшей концепцией для формирования модели предпринимательского университета является идея «тройной спирали» Г. Ицковица [2]. В рамках этой модели ключевым условием для развития инноваций в обществе, основанном на знаниях, являются взаимоотношения в системе «университет - бизнес - государство». При этом каждый ее компонент вносит свой вклад в общее развитие: промышленность производит товары, государство обеспечивает стабильность экономической среды, а университеты являются источником новых знаний и технологий. Взаимодействие этих трех компонентов оказывает прямое влияние на экономическое развитие региона.

Концепция «треугольника знаний» акцентирует внимание на системном и непрерывном взаимодействии трех сфер - академических исследований, в первую очередь направленных на генерацию знания; образования, ориентированного на подготовку высококвалифицированных кадров, и бизнеса, стремящегося к инновационной деятельности [3, с. 11].

Концепция предпринимательского университета получила значительное развитие в середине 1990-х гг. в работах американского ученого Б.Р. Кларка. С его точки зрения, новый университет активно стремится к инновациям в своей работе. Исследователем выделена триада идейных «оснований» организации предпринимательских университетов, включающая риски, инновационную деятельность, особую культуру [4].

Предпринимательские университеты ориентированы на создание условий для академического предпринимательства и инновационной деятельности, поддерживают развитие бизнес-культуры, на основе традиционных связей конструируют новые взаимовыгодные отношения. Модификация управляющего звена и создание внутренней инфраструктуры позволяют осуществлять эффективный трансфер знаний и технологий.

Й. Виссема - автор концепции университета третьего поколения («Университета 3.0) - исходным пунктом трансформации вуза называет необходимость справиться с проблемами в борьбе за источники финансирования, талантливых профессоров, студентов, контракты и т. д.

В качестве основных характеристик такого типа учебного заведения Й. Виссема выделяет: извлечение экономических выгод из новых знаний, открытую организацию, сотрудничество со многими партнерами, трансдисциплинарные исследования, мультикультурную организацию, кос-мополитичность, отсутствие прямого государственного финансирования, деятельность на международном конкурентном рынке [5, с. 96].

Таким образом, в рамках различных концепций по-разному определяется основной фокус функционирования предпринимательского университета.

Ряд отечественных исследователей не только интерпретирует изучение и прогнозирование развития российских вузов западными исследователями, но и обобщает особенности внедрения модели предпринимательского университета в образовательную стратегию Российской Федерации.

В работах Г.Н. Константинова и С.Р. Филоновича отмечается, что «предпринимательский университет - это высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах - генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику - путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой» [6, с. 55].

Новосибирский государственный университет экономики и управления в марте 2018 г. принял новую стратегию развития, в которой основной целью было заявлено формирование НГУЭУ как ведущего вуза в области регионального развития на основе концепции предпринимательского университета, а в конце августа на встрече с коллективом ректор объявил, что проектное направление «Предпринимательский университет» станет одним из приоритетных в ближайшие годы для развития организации.

Однако следует отметить, что предпринимательский успех университета в значительной мере зависит от отношения преподавателей и студентов к такому виду деятельности образовательной организации.

В 2017 и 2020 гг. нами были проведены исследования среди студентов НГУЭУ, касающиеся выявления их отношения к внедрению концепции предпринимательского университета, к существующей инфраструктуре поощрения соответствующей активности и модели поведения.

Исследование, проведенное в 2017 г., показало, что практически половина опрошенных (49 %) не имеет интереса к обучению предпринимательству и развитию бизнес-способностей. Всего лишь менее одной трети студентов хотя бы раз посещали мероприятия бизнес-инкубатора.

Несмотря на существующий интерес к предпринимательской деятельности со стороны студенческой молодежи, опрашиваемые декларировали множество преград и проблем, мешающих их предпринимательской активности. Помимо объективных причин (отсутствия стартового капитала или бизнес-идеи) встречались и субъективные, оценочные препятствия. Это и неуверенность в собственных силах, неразвитость необходимых личностных качеств, отсутствие специальных бизнес-компетенций, а также неподготовленная инфраструктура развития предпринимательской среды при университете.

По результатам исследования около 40 % опрошенных хотели бы заняться бизнесом после окончания университета. Цифра, с одной стороны, внушительная, а с другой - от «студенческих мечтаний» до реальных воплощений планов в жизнь еще очень далеко. Респонденты отмечали локальные организационные причины, по которым студенты не были вовлечены в общую формирующуюся предпринимательскую экосистему вуза, среди них: отсутствие информации о мероприятиях (27 %), невозможность совмещения с учебным расписанием (21 %).

Среди причин своего негативного отношения к предпринимательской стратегии респонденты называли отсутствие действий со стороны вуза, которые бы фактически подтверждали такой выбор. Также они отмечали, что не до конца понимают, что представляет собой предпринимательская стратегия вуза и как выражена ее связь с бизнесом.

А на вопрос «Способствуют ли проекты предпринимательского университета вашему профессиональному росту?» только треть студентов ответила положительно, остальные либо сомневались в данном утверждении, либо соглашались с ним отчасти, что объясняется возможным отсутствием понимания взаимосвязи между предпринимательской стратегией и будущими жизненными планами обучающихся.

Также студенты демонстрировали неоднозначное представление о предпринимателях -как деятелях, стремящихся воплотить собственную цель в жизни, и как тех, для кого важно не находиться у кого-либо в подчинении при осуществлении предпринимательской деятельности. В качестве целей подобной модели активности указывалось и развитие новых ниш на рынке, и зарабатывание денег.

Исследование показало, что и об основаниях предпринимательской стратегии вуза студенты также не имеют четкого представления. Кто-то считает, что она базируется на концепции открытых инноваций; другие полагают, что ключевой для нее является концепция «треугольника знаний». Менее десяти процентов респондентов свое предпочтение отдали идее «тройной спирали». Еще меньшее количество опрошенных ответили, что концепция предпринимательского вуза должна опираться на все три вышеизложенные идеи. Часть студентов заявила о важности принципа единства научной, образовательной и предпринимательской деятельности в вузе.

В течение 2018-2019 гг. руководством университета была развернута планомерная работа по воплощению на практике конкретных элементов принятой концепции предпринимательского университета. Был создан специализированный проектный офис, координирующий работу в данном направлении. В основной портфель деятельности входили такие направления работы, как привлечение грантов на развитие студенческого бизнес-инкубатора; внедрение общеуниверситетских дисциплин («кампусных курсов»), ориентированных на развитие «мягких» предпринимательских навыков; проведение краткосрочных образовательных бизнес-программ (акселераторов) для подготовки студенческих проектных команд; вступление в международное образовательное движение WorldSkills с участием в чемпионатах по направлениям «Предпринимательство»; открытие сетевой федеральной площадки «Точка кипения» для поддержки студенческих инициатив.

Проектное направление «Предпринимательский университет» включает в себя ряд задач по организации учебного процесса в НГУЭУ и внеучебной работы со студентами: сопровождение студенческих бизнес-проектов, «упаковку» их в выпускные квалификационные работы, организацию участия студентов во внешних предпринимательских программах, а также обучение преподавателей в разрезе концепции предпринимательского университета, формирование и развитие вузовского профессионального сообщества. Именно для реализации данных задач в НГУЭУ и было создано отдельное структурное подразделение - проектный офис.

В начале 2020 г. было проведено расширенное исследование по изучению отношения студентов к концепции предпринимательского университета и проведенной работе в вузе по созданию проектного офиса. Результаты его опубликованы в статье «Студенты и предпринимательская деятельность: цели, направления, проблемы» [7]. Приведем самые значимые из них.

Стоит отметить, что 49 % опрошенных на момент исследования даже не слышали о том, что предпринимательская стратегия реализуется их вузом (см. рис. 1). Остальные, отвечая на вопрос об источниках информации, называли следующие: 57 % указали в качестве таковых преподавателей или руководство вуза, 23 % - других студентов, 20 % - СМИ вуза (см. рис. 2). В целом подобные результаты говорят о довольно низком уровне информированности обучающихся о предпринимательской стратегии развития вуза, а также позволяют выявить каналы, с помощью которых эту информированность можно повышать.

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос: «Слышали ли вы о предпринимательской стратегии вуза?» (в % к числу опрошенных)

■ Слышал от преподавателей/руководителей вуза Узнал от других студентов Узнал из СМИ вуза

Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос: «Как вы узнали о предпринимательской стратегии вуза?» (в % к числу ответивших положительно на вопрос: «Слышали ли вы о предпринимательской стратегии вуза?»)

Исследование показало: к тому, что НГУЭУ выбрал предпринимательскую стратегию своего развития, 52 % респондентов относятся положительно, 13 % - скорее положительно, 21 % опрошенных заявили, что им все равно, 13 % - затруднились ответить на поставленный вопрос (см. рис. 3).

60 50 40 30 20 10 0

52

21

13 13 13

1

эжительно Скорее

положительно

Отрицательно Мне все равно

Затрудняюсь ответить

Рисунок 3 - Распределение ответов на вопрос «Как вы относитесь к тому, что НГУЭУ выбрал предпринимательскую стратегию?» (в % к числу опрошенных)

Помимо этого респондентам был задан вопрос о том, в каких мероприятиях и проектах, связанных с предпринимательством вне вуза, они принимали участие. 33 % респондентов заявили, что посещали бизнес-форумы, конференции. По 27 % ответов приходится на тех, кто участвовал в бизнес-тренингах и семинарах, и тех, кто присутствовал на лекциях и мастер-классах успешных предпринимателей, 13 % опрошенных попробовали свои силы в предпринимательских конкурсах, грантах и т. п. (см. рис. 4).

■ Посещал бизнес-форумы, конференции

■ Посещал бизнес-тренинги, семинары

■ Посещал лекции, мастер-классы успешных предпринимателей

■ Участвовал в предпринимательских конкурсах, грантах и т.п.

Рисунок 4 - Распределение ответов на вопрос «В каких мероприятиях и проектах, связанных с предпринимательством вне вуза, вы принимали участие?»

(в % к числу опрошенных)

Термин «предпринимательский вуз» осознается студентами в основном применительно к учебному заведению, в котором наука находится в тесном взаимодействии с бизнесом (39 %). Среди других трактовок данного понятия лидирует понимание предпринимательского вуза как «школы» будущих предпринимателей (32 %). 17 % респондентов считают вуз с такими характеристиками учебным заведением, в котором «генерируется» много инноваций для бизнеса. 11 % опрошенных предполагают, что основной чертой подобного вуза является работа в его структуре большого числа предпринимателей-практиков. Менее всего студентов считают, что вуз с такой стратегией развития зарабатывает деньги - 1 % (см. рис. 5).

1

вуз, который зарабатывает деньги

вуз, который готовит предпринимателей

вуз, в котором работает много предпринимателей-практиков

вуз, в котором наука находится в тесном взаимодействии с бизнесом

вуз, в котором генерируется много инноваций для бизнеса

Рисунок 5 - Распределение ответов на вопрос: «Что для вас значит термин "предпринимательский вуз"?»

Отличительным признаком предпринимательского вуза по сравнению с классическим студенты считают развитие у его обучающихся предпринимательского мышления, креативного подхода к любому делу, а также преобладание практики над теорией в учебном процессе.

Большинство опрошенных студентов идентифицируют НГУЭУ как соответствующий заявленным критериям при такой концепции развития, что уже говорит о некоторых успехах в процессе реализации выбранной модели предпринимательского университета. Так, на вопрос «Со-

гласны ли вы с утверждением, что НГУЭУ - предпринимательский вуз?» 54 % студентов ответили, что скорее согласны, чем нет, 19 % опрошенных уверены в положительном ответе, еще 19 % затруднились дать однозначный ответ. Полностью не согласились с предложенным утверждением 8 % респондентов (см. рис. 6).

Рисунок 6 - Распределение ответов на вопрос: «Согласны ли вы с утверждением, что НГУЭУ - предпринимательский вуз?» (в % к числу опрошенных)

Результаты исследований говорят о том, что в студенческой среде понятие предпринимательского вуза не является абсолютно новым. Молодые люди имеют представление о природе и отличительных чертах данной стратегии развития университета, однако осознают ее с разных точек зрения, поэтому демонстрируют многообразие оценок.

В ходе обработки результатов исследования было решено провести также кластерный анализ выборочной совокупности для определения ее структуры. Его результаты показали, что выборочная совокупность состоит из трех групп людей, которые различаются между собой по степени личной заинтересованности в предпринимательской концепции вуза (см. табл. 1) и условно могут быть обозначены как «незаинтересованные» (порядка 29 %), «сомневающиеся» (около 38 %), «будущие предприниматели» (около 33 %).

Таблица 1 - Распределение респондентов по совокупному критерию «Степень личной заинтересованности студентов в предпринимательской концепции вуза»_

Незаинтересованные Сомневающиеся Будущие предприниматели

Как вы считаете, предпринимательская стратегия основана на: - концепции открытых инноваций; - концепции «треугольника знаний» - концепции «тройной спирали»? Затрудняюсь ответить На концепции «треугольника знаний», которая предполагает развитие и интеграцию образования, исследований, инноваций На всех 3 указанных концепциях

Способствуют ли проекты предпринимательского университета вашему профессиональному росту? Нет, однозначно Да, но лишь отчасти Да, я уверен (а), что они позволяют мне расти и развиваться в профессии

Слышали ли вы о предпринимательской стратегии вуза? Первый раз слышу Узнал от других студентов Слышал от преподавателей или руководства вуза

Также в рамках исследования для нас было важно выявить заинтересованность студентов, их активность в других видах вузовской деятельности помимо учебной. Так, выяснилось, что многие обучающиеся постоянно либо периодически занимаются научно-исследовательской, общественной деятельностью, проявляют свою активность в творчестве. В предпринимательской деятельности и работе над собственными бизнес-проектами студенты менее заинтересованы. Но в целом можно констатировать, что отношение обучающихся к концепции предпринимательского университета изменилось в лучшую сторону и стало более лояльным.

В пожеланиях своей альма-матер молодые люди высказывают необходимость чаще приглашать успешных предпринимателей на занятия, предоставлять возможность практики для студентов в предпринимательских организациях, поддержки реализации бизнес-идей в виде грантов. Часть опрошенных высказалась за создание некой практикоориентированной платформы, на базе которой в рамках обучения в вузе возможно было бы проводить консультации по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности.

Укажем также, что для полноценного перехода к модели развития учебного заведения по типу предпринимательского университета в вузовском сообществе должны измениться представления о субъектной деятельности его представителей.

Очевидно, что переход к предпринимательскому вузу в российских условиях должен затронуть все элементы системы образования, включая учебные планы, методику преподавания, мышление вузовской элиты и профессорско-преподавательского состава. Как указывают Н.В. Головко, О.В. Зиневич, Е.А. Рузанкина, в рамках концепции «Университета 3.0» основанием необходимости формирования предпринимательской культуры являются не внешние условия (требования развития инновационной экономики, технологического трансфера и т. д.), а внутренняя потребность справиться со своими собственными проблемами в борьбе за источники финансирования, талантливых профессоров и студентов [8].

Важно также отметить, что внедрение предпринимательских университетов в российских условиях затруднительно без стимулирования их развития государством. Но данная тема требует отдельного глубокого рассмотрения.

Ссылки:

1. Плуженская Л.В., Коряковцева О.А. Ступая на путь инноваций. Концепции модели управления знаниями в университете // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 140-144.

2. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск, 2010. 238 с.

3. Уингер М., Полт В. «Треугольник знаний» между сферами науки, образования и инноваций: концептуальная дискуссия // Фосайт. 2017. Т. 11, № 2. С. 10-26.

4. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов. М., 2019. 310 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1997-4.

5. Виссема Й.Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. М., 2016. 432 с.

6. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49-62.

7. Наумова Е.В., Машинцова Д.Д. Студенты и предпринимательская деятельность: цели, направления, проблемы // Могущество Сибири будет прирастать!? : сборник докладов международного научного форума «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов». Новосибирск, 2018. С. 128-130.

8. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России. 2016. № 8-9 (204). С. 40-47.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Ханмамедова Виктория Рамизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.