2. Судавичене, Л.В. История русского литературного языка: Учеб. пособие для студентов нац. отд-ний пед. ин-тов союзных республик / [Л.В. Судавичене, Н.Я. Сердобинцев, Ю.Г. Кадькалов]; под. ред. И.Ф. Протченко. - Ленинград: Просвещение, 1984. -256 с.
3. Хрестоматия по методике русского языка: организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя / Сост. Б.П. Панов, Л.Б. Яковлева. - Москва: Просвещение, 1991 -272 с.
УДК 372.882.116.11:268
ВОСПРИЯТИЕ И ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ХРИСТИАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ М.А. БУЛГАКОВА В
ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
магистрант факультета психологии и социальной работы Койчуева Майя Адеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)
Постановка проблемы. Михаил Афанасьевич Булгаков - русский писатель, драматург, сатирик, врач. Известен во всем мире как автор уникального по своей сюжетно-композиционной структуре романа «Мастер и Маргарита». В произведениях органично сочетал черты нескольких литературных направлений. Творчество М.А. Булгакова представляет бесценное сокровище в коллекции лучших явлений художественной отечественной литературы. Труды Булгакова, его жизнь и творческая деятельность включены в обязательное изучение по программе обучения русской литературе в старших классах средней школы.
Проблематика произведений М.А. Булгакова весьма обширна. Не последнее место в ней занимает философия христианской религии. Эта проблема поднимается в пьесе «Бег», цикле рассказов «Записки юного врача», романе «Мастер и Маргарита».
Изложение основного материала исследования. Михаил Афанасьевич интересовался философией христианской религии не в общем, а узко фактическом ее направлении. Он хотел осознать и отразить не просто одну из форм общественного сознания, методологические принципы которой лежат в основе понимания христианства в целом. Булгакова занимали гораздо более сложные аспекты принятия религии - вера в загробную жизнь и возможность заслужить вечное существование в Раю при жизни мирской. Трактовка понятий «добро» и «зло» у Булгакова не соответствует общепринятым канонам, но именно этим мотивирует к углубленному изучению.
Рассмотрим фантастическую повесть М.А. Булгакова «Роковые яйца». Главным героем произведения является успешный профессор зоологии Владимир Ипатьевич Персиков, случайным образом открывший в 1928 году в Москве загадочный «луч жизни». Направленный под определенным углом красный луч способен многократно ускорять развитие эмбриона. О совершенном профессором открытии узнает пресса. Из Кремля Персикову звонят и сообщают, что его луч способен в корне переломить ухудшающуюся в стране ситуацию. Из-за рубежа заказывают куриные яйца, которые собираются вырастить под чудодейственным лучом профессора. Но по причине халатного отношения к исполнению своих обязанностей и безответственности работников почтовых отделений в совхоз «Красный луч» доставляют заказанные для опытов профессора страусиные и змеиные яйца, а Владимир Ипатьевич получает куриные яйца.
Роковая ошибка стоит человеческих жизней. Совхоз выращивает невероятно гигантских и агрессивных змей, сжирающих все живое на своем пути. Производство разрушено, крах надежд неизбежен. Благородный порыв правительства остановить страшный мор и спасти экономику Союзов обернулся бедствием, которое чуть не привело к гибели целого государства.
В своей повести о добрых намерениях Михаил Афанасьевич отразил относительность понятий добра и зла. Профессор Персиков и не подозревал, что станет причиной смерти множества человек. Он занимался изучением бесхвостых земноводных, когда внезапно открыл способ невероятного ускорения развития живых организмов, применение которого и погубило в дальнейшем целый совхоз. Желание служить науке и своему государству привело к ужасным последствиям. Но Владимир Ипатьевич никогда бы не стал умышленно совершать зло во имя причинения еще большего зла. Он - маленький человек, сыгравший свою роль в цепочке чудовищных, но случайных событий.
Ошибка в отправке посылок по месту назначения также послужила одним из звеньев указанной цепочки. Но если профессор хотел улучшить состояние экономики и сельского хозяйства в стране своим изобретением, то работники почты просто некачественно выполнили свою работу.
Но если представить, что куриные яйца доставили по назначению и из них сумели бы вырастить новый вид куриц, то не стал ли бы мутировавший образец пернатых зверей причиной столь же разрушительных событий? Возможно, эволюционировавшие курочки начали бы бросаться на людей или проявлять агрессию по отношению друг к другу.
Михаил Афанасьевич указывает на то, что человеку не следует вмешиваться в естественный порядок вещей. Никто не должен мнить себя всесильным и всемогущим, дабы не совершить опрометчивых поступков, которые приведут к непоправимым последствиям. Добро и зло в настоящем мире никак не могут являться однозначными понятиями. И добро и зло относительны, так как человек, совершая какое-либо действие, не может знать всех обстоятельств и последствий своего поступка. Иногда добро оборачивается злом в большей или меньшей степени, но значит ли это, что человек не должен совершать благих дел? Люди, безусловно, обязаны помогать друг другу, ведь общество - это система, в которой никто не выживет самостоятельно. Из чего следует вывод, что человек в первую очередь должен больше думать над каждым своим действием и поступком, и постоянно, непрерывно саморазвиваться.
В рассказе «Полотенце с петухом» из «Записок юного врача» читатель знакомится с 23-хлетним доктором, недавно окончившим университет и направленным работать в Мурьинскую больницу, расположенную в сорока верстах от уездного города Грачевки. В больнице он с удивлением обнаруживает богатейший инструментарий, собранный его предшественником Леопольдом Леопольдовичем. Совсем еще юного и неопытного врача пугает возложенная на него ответственность за здоровье пациентов. Перспектива получить больного с ущемленной грыжей приводит его в ужас. Он осознает, что от каждого его действия зависит жизнь человека. Внезапно молодому врачу привозят прекрасную, но умирающую девушку, обе ноги которой угодили в машину, которой мнут лен. Отец пострадавшей, в расстегнутом полушубке и без шапки, со свалявшейся бородкой и обезумевшим взглядом, упав на колени перед доктором, умолял спасти
его единственную дочь. Неожиданно для себя юный врач собирает в кулак всю свою силу и приступает к, казалось бы, безнадежному делу - оперированию девушки. Левой ноги, собственно, не осталось, правая же была переломана в двух местах, а белые острые кости виднелись из кровавой рвани плоти. Резким и точным движением скальпеля доктор отсекает от тела девушки ошметок лишнего мяса. Неподлежащие восстановлению участки левой ноги он спиливает мелкозубой и ослепительной металлической пилой, на правую ногу старательно и аккуратно накладывает очень плотный гипс. Ампутация проходит успешно, но состояние девушки очень тяжелое. Никто не рассчитывает на ее выздоровление. Доктор уходит к себе, ожидая в скором времени стука в дверь и объявления о смерти пострадавшей. Но в дверь постучали через два с половиной месяца. На пороге стоял тот самый мужчина, а за его спиной, опираясь на два костыля, протягивала доктору белый сверток очаровательной красоты одноногая девушка в широкой юбке. Это оказалось длинное снежно-белое полотенце с красным вышитым петухом. Много лет оно прослужило доктору и навсегда осталось дорогой памятью о первой самостоятельной операции, которая спасла человеку жизнь.
Проанализировать врачебную деятельность юного доктора можно с нескольких аспектов. Каждый врач должен самозабвенно служить медицине, направить все свои силы и возможности на помощь нуждающимся в лечении и спасении. Доктор - не просто профессиональный лекарь. Это умелец, способный лечить людей не только операциями, препаратами и настойками, но и словами. Хороший, добрый доктор способен заинтересовать пациента в излечении его тела от определенного недуга или заболевания. Но насколько верно поступает малоквалифицированный и неопытный врач, взявшись за непосильную задачу? Кто даст гарантии в удачном завершении операции? Оправдывает ли один шанс на спасение из сотни возможных неудач порыв взяться за дело и завершить его?
Человек осознает, что жизнь представляет собой бесценное богатство, полученное каждым при рождении. Но не всякий из людей способен достойно использовать его. Главный герой рассказа обучился медицине в университете, успешно его окончил и был трудоустроен в должности главного врача Мурьинской больницы. Но в действительности столкнувшись с проблемами врачебной профессии и осознав, что теоретические знания без умения практического их применения бесполезны, юный доктор ощущает себя неспособным оказать правильную и квалифицированную медицинскую помощь пациентам. Даже приступив к оперированию тяжело пострадавшей девушки, врач думает не о ее возможном, хотя и крайне маловероятном спасении, а о неизбежной смерти красавицы на хирургическом столе.
Вероятно, искалеченная красавица никогда не выйдет замуж, не сумеет родить и вырастить детей. В старости, если ей суждено до нее благополучно дожить, будет испытывать трудности в передвижении. Всю жизнь ей придется прилагать усилия, чтобы совершать простые действия. Стоят ли эти мучения оставшихся лет жизни? Хорошо ли поступил доктор, когда решился на ампутацию конечности умирающей девушки? Не причинил ли он ей непреднамеренно зло? Судить только читателю.
В сатирической повести «Дьяволиада», вышедшей к читателям в марте 1924 года, М.А. Булгаков рисует нелепый бюрократизм советских учреждений. Основной действующий персонаж произведения воплощен в маленького служащего Главной Центральной Базы Спичечных Материалов на штатной должности делопроизводителя - товарища Короткова. Тихий и спокойный работник был уверен в своем устойчивом положении в обществе и собирался всю жизнь проработать в спичечной компании. Но судьба маленького человека, одного из винтиков бюрократической системы, который в определенный момент выпал из своей ячейки, потерялся среди ее малых и крупных зубчатых колес, шкивов и соединительных штифтов, напрасно метался среди них, изо всех сил стараясь вернуться в строй машины, сложилась ужасно. Товарищ Короткое покончил жизнь самоубийством. Бго замучило собственное воображение, рисовавшее бюрократическую систему подвластной лишь дьявольским силам.
Доброе намерение советского государства упорядочить структуру производственных учреждений привело к чудовищному вреду для простого служащего компании Спимата. Делопроизводитель Короткое у Булгакова олицетворяет всех подневольных служащих бюрократической системы, вынужденных жить и работать в разработанной властью структуре, где маленький человек голоса не имеет и изменить что-либо не в силах. Запутавшись в собственных поручениях и бумагах, товарищ Короткое Варфоломей Петрович сходит с ума. Бму кажется, что новый начальник росту полметра, но крайне широк в плечах. Квадратное его туловище неуклюже сидит на двух искривленных ногах, левая из которых и вовсе хромая, голова представляет огромное яйцо, расположенное на шее горизонтально и острым концом вперед, а над лысым теменем его, не угасая, горят яркие электрические лампочки [2, С. 93]. У начальника Спимата Кальсонера оказался такого же безобразного вида и невыносимого нрава близнец. Бдинственным их отличием была длинная гофрированная борода, которую носил второй Кальсонер, занявший внезапно должность Варфоломея Петровича. Уволенный служащий компании спичечного производства все более путается в собственных страхах, мыслях и фантазиях. Он бросается вниз с крыши многоэтажного дома и разбивается насмерть.
Михаил Афанасьевич обобщает простые истины. С того света никогда никто не вернулся. Некому поведать людям о путешествии души из тела в среду эфира. Каждому человеку отведен свой предел, превысить который не дано. Научно доказано, что из всех существующих на земле живых организмов осознают конечность жизни только люди. Но уверенность в лимите собственных дней не лишает страха перед неизбежным концом. Однако рациональное устройство развития общества и цивилизации предусмотрительно регулирует действия людей на протяжении всей жизни.
Но вопросы бытия касаются и волнуют любого человека. Булгаков не дает четкого ответа на интересующие людей вопросы, но дает возможность каждому индивидууму выбрать для себя путь развития и направление движения. Каждый человек сам решает соблюдать ли ему предписания и ограничения его религии. В трактовке Михаила Афанасьевича злой человек не может причинять окружающим только зло, как и человек добрый не может нести одно только добро.
Рассказ «Морфий» лицам до 12-ти лет к прочтению не рекомендован и в школьную программу обязательного изучения не входит. Он примыкает по содержанию к циклу «Записки юного врача», но не относится к его рассказам. Действие произведения основано на реальных событиях, имевших место во врачебной практике самого Михаила Афанасьевича. Молодой и неопытный доктор Сергей Поляков приезжает работать в сельскую больницу, где начинает практиковать медицину. Всеми силами он старается помогать людям, борясь за здоровье пациентов. О своей жизни с 20 января 1917 года доктор стал писать в личном дневнике. По распределению попав в глухой земский участок, Поляков не огорчился. Он, напротив, был рад представившейся возможности уединиться, сбежать в далекую глушь. Сергей искренне и страстно любил оперную певицу, с которой прожил целый год. Но не так давно до описываемых в дневнике событий возлюбленная ушла от доктора, оставив ему глубокую и неизлечимую душевную рану. Мысли об обманувшей его женщине ни на секунду не покидали Сергея, они не давали ему спокойно спать, плотно кушать и полностью отдаваться медицине. На участке с
Поляковым работали семейный фельдшер и акушерка Анна Кирилловна, муж которой находился в германском плену. Медленно и однообразно тянулись дни в больнице, но 15 февраля того же года у молодого доктора внезапно начались страшные острые боли в области желудка. До смерти перепугавшись, Анна впрыснула Сергею порцию однопроцентного раствора морфия, чтобы снять боль. Через 7 минут поле укола Полякова отпустили спазмы. Впервые за долгое время доктор уснул мгновенно, а спал крепко и глубоко, в сладком неведении о том, где и с кем сейчас его возлюбленная.
Утром акушерка заметила, что доктор выглядит лучше обыкновенного, повеселел и совсем перестал хмуриться. Но девушка не знала, что до происшедшей с Поляковым любовной драмы он всегда был очень жизнерадостным человеком, способным заразить своим позитивным настроем кого угодно. Вечером, опасаясь возвращения вчерашнего припадка, доктор вколол себе в бедро один сантиграмм раствора морфия. Через месяц применения морфия Сергей совершенно позабыл певицу, необыкновенный голос которой из партии Амнерис некогда будоражил его душу, наполняя возвышенным восхищением от красоты обладаемой им женщины [2, С. 213]. Постепенно Поляков становится наркоманом-морфинистом. Он пробует кокаин, но от него доктору становится очень плохо. Вскоре зависимость вынуждает его колоть огромную дозу. Лечение в психиатрической клинике в Москве морфинист не оканчивает. О помощи Поляков просит своего университетского товарища Бомгарда, пишет ему письмо с просьбой навестить и вылечить. 13 февраля 1918 года доктор Сергей Поляков застрелился из браунинга.
Тяжелую зависимость может преодолеть лишь человек железной воли и твердых принципов. Юный врач не являлся таковым. Поляков только начал свой профессиональный путь на медицинском поприще. Он желал помочь пациентам, хотел излечить их тела от болезней, проводил тяжелые и сложные операции с малой вероятностью успеха, никогда не сдавался в своем стремлении нести добро людям. Но он не сумел спасти себя. Однажды приняв наркотик и ощутив на себе его действие, доктор невольно становится заложником «кристаллического растворимого божка» [2, С. 237].
Но вернемся к периоду до возникновения зависимости и отметим, что первый укол раствора морфина Поляков сделал не сам. Анна Кирилловна впрыснула доктору морфий в надежде снять боль и спазм в области живота. Она искренне желала симпатичному ей врачу добра, но причинила страшное, непоправимое и неизбежное зло. С ее укола начинается невозможность дальнейшего существования доктора без употребления наркотических веществ. Почувствовав свободу от мучивших сердце и терзавших душу мыслей, Сергей Поляков видит в морфине спасение от вех бед. Анна Кирилловна, сама того не осознавая, становится человеком, неумышленно сломавшим жизнь юного врача.
Совершив добро, акушерка причинила врачу зло. Михаил Афанасьевич заставляет читателя задуматься о тонкой и нерасторжимой связи этих двух понятий, об ответственности людей как за свои злые, так и за добрые намерения и поступки.
Из изложенного мы можем заключить, что Михаил Афанасьевич не указывал читателям на четкие ограничения понятий добра и зла, он предоставлял каждому самостоятельно делать выбор в пользу того или иного убеждения в положительном или отрицательном характере персонажа.
Выводы. Михаил Афанасьевич стал писать параллельно работе врачом. Вероятно, пережитые им в годы войны голод, страх, отвращение к насилию и некоторые другие факторы побудили молодого человека задуматься о вопросах религии и ее философии. Людей испокон веков интересовала возможность познать сокрытое от нас знание о жизни после смерти. Булгаков не стал исключением, но сумел рассмотреть и раскрыть понятие религии с разных аспектов.
Судьба литературного наследия Булгакова - скорбный сюжет высокого искусства, ищущего справедливого признания. Творческую деятельность писателя при его жизни не оценили по достоинству. Некоторые его произведения были приняты критикой, другие - не допускались к печати. Возможно, причиной послужило собственное мировосприятие писателя, нестандартное видение литературного творчества и его цели.
Аннотация. Статья посвящена вопросу восприятия и отражения М.А. Булгаковым в произведениях философии христианской религии. Рассмотрены предпосылки возникновения библейских мотивов в раннем творчестве М.А. Булгакова; раскрыто толкование понятий «добро» и «зло» в рамках творчества писателя. Теоретическая и практическая значимость представленного исследования заключается в возможности применения материалов и выводов работы в ходе дальнейшего изучения творчества М.А. Булгакова на уроках литературы в школе.
Ключевые слова: изучение творчества М.А. Булгакова в школе, философия христианской религии в произведениях М.А. Булгакова, проблематика повестей и рассказов Булгакова, «Записки юного врача», «Дьяволиада», «Полотенце с петухом», «Роковые яйца», «Морфий», «Мастер и Маргарита».
Annotation. The article is devoted to the issue of perception and reflection of Christian religion by M.A. Bulgakov in his works of literature. The prerequisites for the emergence of biblical motifs in the early work of M.A. Bulgakov are considered; the interpretation of the concepts of «good» and «evil» in the framework of the writer's work is revealed. Theoretical and practical significance of the presented research lies in the possibility of applying the materials and conclusions of the work in the course of further study of M.A. Bulgakov's work in the lessons of literature at school.
Key words: the study of M.A. Bulgakov's work at school, the philosophy of Christian religion in the works of M.A. Bulgakov, the problematics of Bulgakov's novels and short stories, «Notes of a Young Doctor», «The Devoliad», «The Towel with a Rooster», «Fatal Eggs», «Morpheus», «The Master and Margarita».
Литература:
1. Боборыкин, В.Г. Михаил Булгаков: книга для учащихся старших классов / В.Г. Боборыкин. - Москва: Просвещение, 1991.-207 с.
2. Булгаков, М.А. Собачье сердце: повести и рассказы / М.А. Булгаков. - Москва: Детская литература, 2008. - 413 с.
3. Есенков, В.Н. Рыцарь, или Легенда о Булгакове / В.Н. Есенков. - Москва: Азбука-классика, 1997. - 800 с.
4. Каутский, К.П. Происхождение христианства / К.П. Каутский. - Москва: Издательство политической литературы, 1990.-463 с.
5. Стронгин, В.Л. Михаил Булгаков. Морфий. Женщины. Любовь / В.Л. Стронгин. - Москва: Астрель, 2011. - 509 с.