Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ ОТРАЖЕНИЯ М.А. БУЛГАКОВЫМ ФИЛОСОФИИ ХРИСТИАНСТВА В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»'

ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ ОТРАЖЕНИЯ М.А. БУЛГАКОВЫМ ФИЛОСОФИИ ХРИСТИАНСТВА В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» / концепция свободного выбора / Иешуа Га-Ноцри / библейские мотивы в творчестве Булгакова / Воланд / Понтий Пилат / good and evil in the novel «The Master and Margarita» / the concept of free choice / Yeshua Ga-Notzri / biblical motifs in Bulgakov's work / Woland / Pontius Pilate

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Койчуееа Майя Адеевна

Статья освещает философию христианской религии в рамках понимания М.А. Булгаковым добра и зла как морально-этических категорий. Изучен образ Иешуа Га-Ноцри как отражение представлений Михаила Афанасиевича об Иисусе Христе. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению и раскрытию особенностей восприятия М.А. Булгаковым философии христианства и его изображения в произведениях. В статье рассматривается вопрос о несвойственной традиционной христианской религии вариативности человеческого выбора, поставленный в романе «Мастер и Маргарита».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the philosophy of Christian religion within the framework of M.A. Bulgakov's understanding of good and evil as moral and ethical categories. The image of Yeshua Ga-Notzri as a reflection of Mikhail Afanasievich's ideas about Jesus Christ is studied. Scientific novelty of the research consists in the complex approach to the study and disclosure of the peculiarities of M.A. Bulgakov's perception of the philosophy of Christianity and its image in his works. The article considers the question of the variability of human choice, which is not inherent to the traditional Christian religion, raised in the novel «The Master and Margarita».

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ ОТРАЖЕНИЯ М.А. БУЛГАКОВЫМ ФИЛОСОФИИ ХРИСТИАНСТВА В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»»

Выводы. Трагедией в литературе называют жанр художественного произведения, предназначенный для реализации на сцене. Сюжет трагедий неизменно приводит действующих персонажей к катастрофической развязке конфликта. Как особенный литературный жанр трагедия серьезно затрагивает и раскрывает скорбное падение главного героя. Конфликтом в основе трагедии является непримиримое и неразрешимое противостояние сил между героем и внешним миром. То есть в традиционной трагедии «правде» действующего героя противопоставляется «правда» окружающей действительности. И единственный логичный и возможный в данном случае способ разрешения непримиримого конфликта двух равнозначных противоборств - смерть героя произведения.

В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкиным отражен один из главных пороков человеческой натуры - зависть. Не та движущая сила, которая побуждает человека действовать на благо себе для достижения цели, уже кем-то успешно пройденной. А темное и гадкое, неконтролируемое желание некоторых людей возвышаться над себе подобными, стремление навредить тому, кто чем-то лучше или в чем-то успешнее. Поддается черному греху в трагедии Александра Сергеевича композитор Антонио Сальери. Его зависть приводит к совершению еще более страшного греха - убийству человека. Короткая пьеса рассказывает об отношениях между двумя гениями своего времени.

«Опыты драматических изучений» представляют собой гордость и загадку отечественной и мировой культуры, тайну, проникнутую идеями этико-философских концепций. Реализация педагогического потенциала трагедий А.С. Пушкина на уроках литературы в школе будет способствовать большей заинтересованности учащихся в изучении творческого наследия русских классиков.

Аннотация. Предметом исследования в статье выступают значимые с теоретического и практического аспектов обучения литературе в школе морально-этическая проблематика и художественное своеобразие трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Изучен феномен зависти как социально-психологического концепта, охватывающего ряд различных моделей социального поведения, в рамках творчества драматурга; проведен анализ философского подтекста «Маленьких трагедий» Болдинской осени 1830 года; рассмотрено отражение понятий А.С. Пушкина об истинной гениальности творца и его признании среди людей в трагедии «Моцарт и Сальери». Материалы и выводы статьи могут найти применение в ходе дальнейшего изучения уникальности педагогического наследия творчества А.С. Пушкина.

Ключевые слова: морально-этическая проблематика пьес Пушкина, педагогический потенциал «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, художественное своеобразие трагедии «Моцарт и Сальери», нравственное воспитание на уроках литературы, проблема истинной гениальности творца, освещение «извечных вопросов» в отечественной литературе.

Annotation. The subject of research in the article is the moral and ethical problems and artistic originality of A.S. Pushkin's tragedy «Mozart and Salieri», which are significant from the theoretical and practical aspects of teaching literature at school. The phenomenon of envy as a socio-psychological concept encompassing a number of different models of social behavior is studied within the framework of the playwright's work; the analysis of the philosophical subtext of the «Little Tragedies» of the Boldin autumn of 1830 is carried out; the reflection of A.S. Pushkin's notions of the true genius of the creator and his recognition among people in the tragedy «Mozart and Salieri» is considered. The materials and conclusions of the article can find application in the course of further study of the uniqueness of the pedagogical heritage of A.S. Pushkin's work.

Keywords: moral and ethical problems of Pushkin's plays, pedagogical potential of A.S. Pushkin's «Little Tragedies», artistic originality of the tragedy «Mozart and Salieri», moral education in literature lessons, the problem of true genius of the creator, coverage of «eternal questions» in Russian literature.

Литература:

1. Аношкина-Касаткина, B.H. Православные основы русской литературы 19 века / В.Н. Аношкина-Касаткина. -Москва: Пашков дом,2011. - 384 с.

2. Распаров, Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка / Б.М. Распаров. -Санкт-Петербург: Академический проект, 1999. -400 с.

3. Гладков, Б.И. Священная история Нового Завета / Б.И. Гладков. - Санкт-Петербург: Издание Б.И. Гладкова, 1913.-177 с.

4. Гладков Б.И. Толкование Евангелия / Б.И. Гладков. - Москва: Эксмо, 2016. - 1330 с.

5. Гукасова, А.Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина / А.Г. Гукасова. - Москва: Просвещение, 1973.-304 с.

6. Дуюнова, М.В. Уроки литературы / М.В. Дуюнова. - Москва: Алмаз-пресс, 2005. - 15 с.

7. Киселева, Л.Ф. Пушкин в мире русской прозы 20 века / Л.Ф. Киселева. - Москва: Наследие, 1999. - 367 с.

УДК 372.882.116.11:268

ИЗУЧЕНИЕ ИА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ ОТРАЖЕНИЯ М.А. БУЛГАКОВЫМ ФИЛОСОФИИ ХРИСТИАНСТВА В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

магистрант факультета психологии и социальной работы Койчуева Майя Адеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

Постановка проблемы. Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова интересует ученых и ценителей литературы с XX века по сей день. Несмотря на относительно недолгую жизнь в 48 лет, советский писатель оставил после себя великолепное наследие. Отметим, что первые и при этом классические произведения постмодернизма явил миру именно Михаил Афанасьевич, перу которого принадлежат «Собачье сердце», «Записки на манжетах», «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита», «Морфий», «Бег», «Необычайное происшествие, или Ревизор», а также множество других романов, повестей, пьес, либретто, киносценариев, фельетонов и рассказов. В творчестве Булгакова нашла свое отражение философия христианской религии.

Изложение основного материала исследования. Христианство представляет собой не просто религию, а одно из самых величественных явлений истории развития человечества в целом. Христианская церковь насчитывает более двух тысячелетий, но нас интересует период мессианизма, а именно Пришествие царства Божьего. Изначально исторически христианство не охватывало всех верующих в мессию людей, оно составляло лишь группу среди них. Община в

Иерусалиме, как и все иудеи, ожидала в скором, но неопределенном времени явление посланника. У Иисуса ученики просили указаний на знамения, и он их перечислял: землетрясения, кровавые войны, мор, голод и прочее. Испуганным людям он говорил, что необязательно умереть, чтобы попасть в царство истины и справедливости. Оно наступит скоро, а узреть его сумеют и живые, и воскресшие во плоти своей. У Матфея Иисус обещает всякому, кто оставит братьев, сестер, детей, жену, мужа, родителей своих, дом и последует за ним ради имени Его, вечную и счастливую жизнь. От фарисея, предложившего посланнику отведать яств со своего стола, Иисус требует приглашать на обед не друзей своих и родственников, а нищих и увечных людей, дабы столь благое дело служило примером остальным. [2, С. 510]

Воскресение Иисуса является прообразом воскресения и его последователей, на что указывают Евангелия, в которых описывается встреча Иисуса с учениками после его возвращения в плоть свою. После вознесения на небо посланник вернется оттуда уже мессией.

«Мастер и Маргарита» - величайший труд М.А. Булгакова. История вечной любви двух простых и ничем не примечательных людей зачаровывает и пробуждает в душе читателя веру в добро. Это роман о прошлом, настоящем, будущем. Роман о вечном.

В романе изображены три мира: Москва 1930 годов, древний Ершалаим, потусторонний мир Воланда. Главными действующими персонажами являются Маргарита, Мастер, Воланд и его свита, Понырев Иван Николаевич и Берлиоз Михаил Александрович, Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри. Но все три мира тесно переплетены между собой и вместе составляют общую картину. Мастер написал роман о Пилате, негативно принятый критикой. Игемон и Иешуа являются главными героями по достоинству не оцененного произведения Мастера. Маргарита - возлюбленная автора. Воланд есть сам сатана, решивший проверить современное общество на скрытые пороки и изъяны.

Явившись в Москву, дьявол в сопровождении своей свиты устраивает грандиозный обман, выявляя в людях самые низкие потребности. Он замечает, что люди остались теми же жадными, падшими и эгоистичными существами, какими и были в его прошлый приезд в Москву. Воланд является воплощением зла, искусителем человека. Однако нельзя утверждать, что он представляет собой отрицательный персонаж романа Булгакова. После опубликования «Мастера и Маргариты» Воланд стал и останется навсегда первым дьяволом в мировой литературе, который наказывает людей за несоблюдение заповедей Иисуса Христа. Так, например, за помощь Маргариты в проведении темного бала дьявол исполняет заветное желание девушки - помогает ей воссоединиться с Мастером. Здесь уместно вспомнить цитату из «Фауста» Гете о той мрачной силе, что вечно жаждет зла, но совершает благо.

Римский прокуратор Понтий Пилат, вынужденный осудить на смертную казнь Иешуа Га-Ноцри, виновного лишь в том, что свободно и охотно излагал свои мысли желающим его убеждения услышать, сожалеет о невозможности спасти от страшной смерти наивного болтуна, но оправдывает свое бессилие необходимостью неукоснительно следовать закону и порядку государства. Да, игемон бы желал помиловать беднягу и забрать с собой бродить под прохладной сенью парка в его резиденции, беседуя на занимательные темы. Предприняв же попытку спасти Иешуа, но потерпев неудачу, Пилат более не старается изменить решение суда, а принимает смерть Га-Ноцри за неизбежный конец жизни подсудимого, самого виновного в уготованной ему участи.

Следует ли считать игемона злым человеком, приносящим окружающим боль, а иногда и смерть? По велению Понтия Пилата человека могут помиловать и отпустить или приговорить к смерти и исполнить страшный приговор. Читателю неизвестно жизни скольких еще невинных болтунов оборвал приказ игемона. А его неожиданный порыв спасти Иешуа, вероятно, был лишь способом достижения личных целей. Прокуратор уверовал в чудодейственные способности подсудимого снимать головную боль и желал никогда более не страдать этим страшным недугом. Возможно, игемон хотел получить ответы на интересующие его вопросы. Неужели люди лишены сверхспособностей, а все истории о древних колдунах и чародейках являются выдумкой? Или все же в некоторых людях дремлет утраченная когда-то возможность изменять действительность и предметы в ней?

В романе «Мастер и Маргарита» силы добра и зла не воплощаются исключительно в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, близкого по качествам к Христу, и Воланда - рыцаря тьмы в человеческом обличье. Михаил Афанасьевич показал, что добро и зло существуют вне предела времени, и люди веками живут по их законам. Иешуа в вымышленном шедевре Мастера представляет собой будто предвестника нового времени, а Воланд, как вершитель жестокого правосудия, приходит на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где царят ложь, несправедливость, лицемерие и предательство, заполонившие души москвичей 30-х годов XX века.

В романе не говорится о каком-либо равновесии добра и зла, света и тьмы, или о приоритете добра относительно зла. Эта проблема явно определена, но окончательно не решена Булгаковым ни в пользу добра, ни в пользу зла.

В белом плаще с кровавым подбоем ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана читателя встречает во второй главе романа прокуратор Иудеи Понтий Пилат [1, С. 42]. Под колоннами дворца Ирода Великого ему суждено судить самого безгрешного из людей. Двое легионеров вводят в зал и ставят перед креслом прокуратора одетого в рваный голубой хитон человека 27-ми лет. Руки его крепко связаны за спиной, на голове сбита набок белая повязка, а лицо заметно пострадало от побоев. Жалкий вид преступника совсем не соответствует его любознательному и робкому взгляду ребенка. Человека обвиняют в страшном преступлении - подстрекании к бунту против правящей власти. Допрос не приводит ни к чему определенному, однако Понтий Пилат замечает, что этот гадкий отступник с проницательным взглядом ему симпатичен. Мысли прокуратора путаются от головной боли или гемикрании, им овладевает желание принять яд и мгновенно умереть, чтобы избавиться от невыносимого недуга, а арестованный точно предугадывает желания игемона и озвучивает их вслух.

Исследователи творчества М. А. Булгакова разделились во мнениях относительно образа Иисуса в романе «Мастер и Маргарита». Одни считают, что сходство Иешуа Га-Ноцри с Сыном Божьим довольно условно и не имеет под собой никакой нравственно-философской подоплеки. Другие убеждены, что Иешуа - прототип образа Иисуса Христа. Мы придерживаемся второго мнения и считаем его весьма обоснованным.

Из «Священной истории Нового Завета» Бориса Ильича Гладкова известно, что в небольшом городке Галилеи Назарете мирно жили потомок царя Давида Иоаким и его жена Анна. До самой старости супруги не завели ни одного ребенка. В те времена бесплодие считалось наказанием Божьим за совершенные грехи, поэтому они молили о потомстве и обещали посвятить служению Богу ребенка, который у них появится. В 51-й год совместной супружеской жизни у них родилась дочь Мария. В возрасте 3-х лет родители отвели малышку в Иерусалимский храм и оставили там для дальнейшего воспитания. До 14-ти лет Мария, как и все девушки, жила и училась в храме, после чего священники решили отдать ее на попечение 80-

тилетнего старца Иосифа. Мария дала обещание Богу навсегда остаться девою, а плотник Иосиф был известен своей благочестивой жизнью. Супруги переехали жить в Назарет, где Деве Марии явился Ангел и предрек ей рождение сына. Однако появился на свет Иисус в городе Вифлеем, куда Мария и Иосиф прибыли для внесения своих данных в перепись населения. Свободных мест в гостинице супругам не нашлось, и они были вынуждены ночевать в пещере. В ту ночь Мария родила Иисуса, появлению которого радовались все люди округи, узнавшие о светлом событии от явившихся с вестью Ангелов. По решению Иосифа семья осталась жить в Вифлееме.

Незаконно правящему на тот момент Иудеей царю Ироду нельзя было допустить к власти своего конкурента. Он приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков до 2-х лет, рассчитывая на то, что в их числе будет Иисус. Но Иосифу во сне явился Ангел с предупреждением о грозящей опасности. Старец внял словам посланника и с Марией и ее сыном укрылся в Египте. В ту ночь 14 тысяч младенцев были убиты по приказу кровожадного правителя, но Сына Божьего в их числе не оказалось. После смерти Ирода семья Иосифа благополучно вернулась в Назарет.

Христианская традиция в доказательство исторической достоверности существования Иисуса опиралась на сохранившиеся по наши дни тексты нехристианских авторов, а именно: Тацита, Плиния Младшего, Светония. Но почтенные граждане Рима контрастно отличались от христианского городского плебса своим происхождением, образованием, социальным статусом, культурным и религиозным представлениями. Этим обусловлено недостаточно достоверное изображение христиан в историческом контексте. Следует отметить, что все сказания о Иисусе Христе формировались под влиянием твердой убежденности людей в том, что воскресение после смерти возможно. Следовательно, все события, ведущие к чудовищному распятию, подчинены главной идее о том, что Иисус есть Бог, который воскрес для просветления верующих христиан.

О жизни Иешуа Га-Ноцри М.А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» читатель может узнать немного. Игемону подсудимый представился как одинокий бродяга без родственников из города Гамалы. Но с первых строк описания непримечательного человека в рваной материи, покрытой пятнами крови и грязи, читатель проникается состраданием и трепетным уважением к нему. В образе Иешуа Михаил Афанасьевич воплотил христианские понятия смирения и человеческого достоинства. Га-Ноцри не способен лгать, не терпит лжи и от окружающих. Правду говорить ему легко и приятно. Он охотно рассказывает, как пешком и без поклажи, но в сопровождении Левия Матвея пришел в Ершалаим через Сузские ворота. В разговоре с Понтием Пилатом утверждает, что всякая власть есть насилие над добрыми людьми и наступит время, когда сгинет любая власть человека над себе подобными, возникнет царство истины и справедливости. На речи безумного преступника прокуратор отвечал сурово и громко, что на свете нет, не было и не будет никогда власти более прекрасной и великой, чем власть императора Тиверия, а царство истины и справедливости не настанет [1, С. 45]. Удалив с балкона конвой и своего секретаря, игемон прекратил допрос подсудимого и завел с ним беседу на волнующие его темы: врач ли Иешуа? почему же все люди добрые? зачем он призывал людей к бунту против правящего императора заведомо зная, что подобные речи являются государственной изменой и караются смертью? Но перед читателями и римским прокуратором стоит не святой и безупречный Сын Божий, а простой смертный молодой человек, которому свойственны те же заблуждения и ошибки, что и каждому из нас. Растерянный вид подсудимого располагает к сочувствию и пониманию. Его жаль, ему хочется помочь. Относительно преступлений Вар-раввана, Дисмаса и Гестаса, подстрекавших мирных граждан к бунту против кесаря, совершивших разбой и убийство, бессвязные и наивные речи сумасшедшего бродяги из Гамалы Иешуа Га-Ноцри кажутся лепетом безумного страдальца. Игемон намерен был помиловать приговоренного к смертной казни чудака в честь наступающего сегодня великого праздника пасхи. Но по решению исполняющего обязанности президента Синедриона первосвященника иудейского Иосифа Каифы Иешуа будет казнен, а Вар-равван -помилован [1,С. 47].

Соотнесение библейской истории и действия романа «Мастер и Маргарита» прослеживается достаточно явно. Однако Булгаков определил иную линию повествования о вознесении Сына Божьего на небеса. Его посланник по-разному описывается в упомянутых, но не приведенных для обозрения читателя поэме Ивана Бездомного и произведении Мастера. В беседе с Иваном Бездомным Михаил Александрович Берлиоз, ранее прочитав сочиненную поэтом в очень короткий срок для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму, говорит о том, что главный действующий персонаж, то есть Иисус, хоть и очерчен поэтом в самые мрачные краски, все-таки крайне реалистичен. Задачей Бездомного стояло пошатнуть уверенность необразованных религиозных фанатиков в существовании некогда Иисуса Христа. Он же изобразил его совсем живым и действительно непорочно рожденным сыном Марии, посланным людям для их просветления и спасения. Столь фантастическая личность написана Бездомным недостаточно сатирически, в нее хочется верить и редактор видит в этом проблему, которую необходимо решить. Мастер же, напротив, описал в своем произведении события, достоверность которых не вызывает у него сомнений.

Религией называют исторически сложившуюся систему определенных взглядов на мир и место человека в нем, включающую свод нравственных норм и типов поведения, обязательных обрядов и верований в сверхъестественное. Науке достоверно известно около 5 тысяч религий, наиболее популярными являются христианство, ислам, индуизм, буддизм. Философия религии в широком смысле подразумевает совокупность философских установок в отношении концептуализации функций и природы религии, ее обоснованности.

Христианский мир перенял у античности идею философии как системы, сочетающей все сферы духовной жизни и мыслительной работы. Христианство представляет собой живую и неразложимую целостность между верой и знанием.

Одним из аспектов литературной самобытности и новаторства произведений М.А. Булгакова выступает его концепция свободного выбора. Михаил Афанасьевич в романе «Мастер и Маргарита» ведет две сюжетные линии, которые плавно сочетаются между собой и составляют одну общую историю о судьбах людей.

Душной весной в Москве на Патриарших прудах читатель застает двух человек, дискуссирующих на тему религии. Это редактор газеты Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Берлиоз атеист, он не верит в потустороннюю жизнь, к неверию приучает и молодого поэта. К ним присоединяется иностранец в дорогом сером костюме, заинтересовавшийся предметом ученой беседы товарищей. Здесь читатель впервые видит Воланда. Персонаж Булгакова получил свое имя от гетевского Мефистофеля, соответственно, является в романе образом сатаны или дьявола. Но поступки Воланда нельзя характеризовать как однозначно злые. Да, он негативно влияет на людей, искушая их совершить что-то абсурдное, выявляет в них самые низкие пороки. Но на протяжении всей жизни человек вынужден видеть добро и зло, неразрывно связанные друг с другом. Воланд предоставляет каждому человеку сделать выбор в пользу зла или добра, хорошего или плохого, благородного или корыстного.

Представление Воланда в Варьете отразило истинную цель возвращения дьявола в Москву. Он решил увидеть изменения в худшую или лучшую сторону с момента его последнего приезда. Убедившись в том, что люди остались прежними, темный маг и его свита покидают обезумевшую от жадности публику.

Человеческое общество живет по определенным правилам и нормам поведения. Но стоит заинтересовать людей безвозмездным приобретением чего-то нового, как они сделают что угодно. Но Воланд не просто устраивает смятение в публике, он карает людей, преступивших христианские заповеди, то есть отступников, которые сделали неправильный выбор.

Маргарита в своей жизни не раз стояла перед выбором. Она сделала выбор в пользу жизни с возлюбленным Мастером, нежели прозябания в квартире с нелюбимым мужчиной, хоть он и был ее мужем. Она добровольно согласилась помочь Воланду и его свите организовать бал.

Таким образом, в ситуацию свободного выбора М.А. Булгаков ставит многих героев своего романа. Но предпочесть преданность предательству, любовь ненависти, прощение осуждению, бескорыстность алчности, истину лжи, добро злу способен лишь человек, твердо уверенный в своих убеждениях и способный дать каждому оступившемуся второй шанс.

Выводы. Грань между добром и злом у Булгакова едва заметная, крайне условная. Добрый человек невзначай и неумышленно способен причинить словом или делом своему ближнему боль. Разве это делает его злым? А желание человека совершить благое дело из корыстных намерений представляет ли собой абсолютное зло?

Подобными вопросами задается и сам Булгаков, часто рассматривая в своих романах, повестях и рассказах пути их возможного решения. Из произведений Михаила Афанасьевича можно заключить, что писатель предлагал читателю самому судить персонажи за их действия и поступки. Однако сам же никогда не изображал идеально положительного или бесспорно отрицательного героя.

Концепция свободного выбора отражена в романе «Мастер и Маргарита» для более полного отображения индивидуальности каждого персонажа произведения. Выбор в пользу того или иного убеждения помогает раскрыть самостоятельность действующих лиц романа. Проявление трусости или храбрости, заботы или отвращения, любви или ненависти свойственны каждому из героев.

Аннотация. Статья освещает философию христианской религии в рамках понимания М.А. Булгаковым добра и зла как морально-этических категорий. Изучен образ Иешуа Га-Ноцри как отражение представлений Михаила Афанасиевича об Иисусе Христе. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению и раскрытию особенностей восприятия М.А. Булгаковым философии христианства и его изображения в произведениях. В статье рассматривается вопрос о несвойственной традиционной христианской религии вариативности человеческого выбора, поставленный в романе «Мастер и Маргарита».

Ключевые слова: добро и зло в романе «Мастер и Маргарита», концепция свободного выбора, Иешуа Га-Ноцри, библейские мотивы в творчестве Булгакова, Воланд, Понтий Пилат.

Annotation. The article highlights the philosophy of Christian religion within the framework of M.A. Bulgakov's understanding of good and evil as moral and ethical categories. The image of Yeshua Ga-Notzri as a reflection of Mikhail Afanasievich's ideas about Jesus Christ is studied. Scientific novelty of the research consists in the complex approach to the study and disclosure of the peculiarities of M.A. Bulgakov's perception of the philosophy of Christianity and its image in his works. The article considers the question of the variability of human choice, which is not inherent to the traditional Christian religion, raised in the novel «The Master and Margarita».

Key words: good and evil in the novel «The Master and Margarita», the concept of free choice, Yeshua Ga-Notzri, biblical motifs in Bulgakov's work, Woland, Pontius Pilate.

Литература:

1. Булгаков, M.A. Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков. - Москва: Художественная литература, 1988. - 399 с.

2. Гладков, Б.И Толкование Евангелия / Б.И. Гладков. - Москва: Эксмо, 2016. - 1330 с.

3. Яновская, Л.М. Последняя книга, или Треугольник Воланда / Л.М. Яновская. - Москва: Прозаик, 2013. - 752 с.

УДК 371.3:811.161.1

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ (ОРФОЭПИЧЕСКИХ) НОРМ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ

магистрант факультета психологии и социальной работы Койчуева Майя Адеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

Постановка проблемы. Сегодня человеку в обществе чтобы ясно объясняться о предмете речи мало опрятно выглядеть и приятно улыбаться. Безусловно, необходимо соотносить свой внешний вид с предполагаемой ситуацией общения и коммуникативного взаимодействия. Каждому конкретному мероприятию присущи свои требования или предпочтения: проведение деловой встречи обязует участников выглядеть официально и строго; торжественное вручение награды за неоценимый вклад в развитие какой-либо отрасли, сферы или организации предполагает вечерний наряд; собеседование по вакансии предусматривает явку соискателя на должность в классическом стиле. Уместно вспомнить о пословице, достоверно отражающей современный взгляд человеческого общества на своих представителей: «Встречают по одежке, провожают по уму». Действительно, составить общее впечатление о человеке по одному лишь внешнему виду невозможно. Особенности характера, специфичность темперамента, личностные качества, глубина ума остаются сокрытыми даже от самого пристального взгляда. А манера общения, речь человека становятся единственным ключом к познанию сути самобытности и уникальности его как индивида. Именно поэтому культура русской речи играет крайне важную роль в структуре современного общества. Ведь быть услышанным не означает быть понятым. Необходимо уметь правильно и точно изъясняться на русском языке, владеть навыками устной и письменной форм речи. Человек грамотный, образованный и эрудированный располагает к себе, привлекает внимание, вызывает у слушателей почтение и уважение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.