Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И УСПЕВАЕМОСТЬ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЗАБОТА ИЛИ ГИПЕРОПЕКА?'

ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И УСПЕВАЕМОСТЬ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЗАБОТА ИЛИ ГИПЕРОПЕКА? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
восприятие родительского отношения / отношения матери и отца / забота / гиперопека / успешность в школьном обучении / старший школьный возраст / структурное моделирование / perception of parental attitude / mother-father relationship / care / excessive attention / school success / senior school age / structural modeling

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихомирова Т.Н., Кашубина О.Ф., Квашенникова Н.А.

Представлены результаты анализа восприятия старшими школьниками эмоционального отношения родителей в контексте влияния на успешность в обучении. В исследовании участвовали 205 школьников 10–11 классов в возрасте от 15,7 до 18,6 лет (57,1% девушек). Результаты свидетельствуют об универсальности модели, согласно которой восприятие старшими школьниками родительской заботы и гиперопеки влияет на общую школьную успешность, объясняя 4% дисперсии в отношении матерей и 2% – отцов. Неизменными остаются функциональные связи внутри структуры, свидетельствующие о значении заботы и эмоционального принятия ребенка каждым из родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF PARENTAL EMOTIONAL ATTITUDES AND SUCCESSFUL SENIOR SCHOOLERS: CARE OR EXCESSIVE ATTENTION?

The article presents the results of the analysis of the perception of the emotional attitude of parents by senior schoolchildren in the context of the influence on success in learning. The study involved 205 schoolchildren in grades 10–11, aged 15.7 to 18.6 years (57.1% of girls). The results indicate the universality of the model, according to which the perception of parental care and excessive attention by older students affects overall school success, explaining 4% of the variance in relation to mothers and 2% – to fathers. The functional connections within the structure remain unchanged, testifying to the importance of caring and emotional acceptance of the child by each of the parents.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И УСПЕВАЕМОСТЬ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЗАБОТА ИЛИ ГИПЕРОПЕКА?»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И УСПЕВАЕМОСТЬ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЗАБОТА

ИЛИ ГИПЕРОПЕКА?

Т.Н. ТИХОМИРОВА1*, О.Ф. КАШУБИНА2, Н.А. КВАШЕННИКОВА2

1 ФГБУ «Российская академия образования», Москва;

2 МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов, Подольск, Московская область

Представлены результаты анализа восприятия старшими школьниками эмоционального отношения родителей в контексте влияния на успешность в обучении. В исследовании участвовали 205 школьников 10-11 классов в возрасте от 15,7 до 18,6 лет (57,1% девушек). Результаты свидетельствуют об универсальности модели, согласно которой восприятие старшими школьниками родительской заботы и гиперопеки влияет на общую школьную успешность, объясняя 4% дисперсии в отношении матерей и 2% - отцов. Неизменными остаются функциональные связи внутри структуры, свидетельствующие о значении заботы и эмоционального принятия ребенка каждым из родителей.

Ключевые слова: восприятие родительского отношения, отношения матери и отца, забота, гиперопека, успешность в школьном обучении, старший школьный возраст, структурное моделирование.

DOI:

Введение

Особенности взаимодействия с родителями влияют на все сферы жизнедеятельности ребенка не только в текущий момент, но и в ходе дальнейшего обучения и профессионального становления [3, 4]. При этом неоспоримым фактом, нашедшим подтверждение во многих исследованиях с различными социальными контекстами, является тесная взаимозависимость эмоционального отношения родителей и успешность их детей в школьном обучении [3, 5, 8]. Более того, в работах сообщается, что школьная успеваемость ребенка определяет социальный статус всей семьи [2].

Среди многообразия аспектов родительского отношения, связанных с индивидуальными различиями в школьном обу-

© Тихомирова Т.Н., Кашубина О.Ф., Квашенникова Н.А., 2021

* Для корреспонденции:

Тихомирова Татьяна Николаевна

доктор психол. наук, член-корр. РАО, ПИ РАО

E-mail: tikho@mail.ru

чении, наиболее значимыми оказываются: эмоциональное принятие ребенка, воспринимаемое как забота, и контроль, отождествляемый ребенком с гиперопекающим поведением своих родителей [3, 8, 9]. Отмечается принципиальное значение изучения восприятия ребенком эмоционального отношения каждого из родителей - и матери, и отца [1, 5].

Эмоциональное принятие ассоциируется с безусловной поддержкой ребенка и заботливым отношением на всех этапах его взросления. В исследованиях делаются практически однозначные выводы о позитивном влиянии эмоционального принятия и заботливого отношения родителей на успешность ребенка в школьном обучении [2, 8]. Гиперопекающее отношение родителей выражается в чрезмерном контроле ребенка, в постоянном недоверии родителей и частом выражении недовольства его поступками. Сообщается о различиях во взаимосвязях гиперопеки родителей с успешностью ребенка в школьном обучении - от исключительно позитивного влияния на успеваемость за счет усиления контроля

[9] до отсутствия эффектов [2] и даже негативных последствий [7].

Эмоциональное отношение родителей может восприниматься ребенком по-разному на различных этапах его развития и обучения [4, 8]. Так, интерес родителей к школьным успехам или неуспехам на начальном этапе обучения может быть воспринят ребенком как заботливое отношение, а уже в подростковом или старшем школьном возрасте - как ограничение личного пространства и гиперопекающее поведение. Этот факт подчеркивает необходимость анализа эмоционального отношения родителей через призму восприятия ребенком [2]. А старший школьный возраст, когда молодые люди активно демонстрируют независимость, но все еще живут в родительской семье, является наиболее информативным для анализа эмоционального отношения матерей и отцов, связанных с их заботливым отношением и гиперопекающим поведением.

В исследованиях отмечается предметная специфичность соотношения родительского отношения и школьной успеваемости [2, 5, 6]. Более того, сообщается о различиях во влиянии на школьную успеваемость между материнским и отцовским отношением на протяжении общего образования [2]. Показано, в частности, что эмоциональная поддержка отца прямо пропорционально связана с математическими успехами ребенка [6]. При этом именно в подростковом возрасте эмоциональное принятие отцом становится более значимым для школьной успеваемости по математике, но не по русскому языку, чем материнское отношение [2].

Основной задачей настоящего исследования является изучение особенностей восприятия старшеклассниками родительского отношения, связанных с заботой и гиперопекой, в контексте формирования индивидуальных различий по успеваемости. В исследовании анализируются оценки учителей по русскому языку, математике и биологии, а также рассчитывается общая академическая успешность.

Методика

Выборка исследования. В исследовании участвовали 205 школьников 10-11 классов (57,1% девушек) в возрасте от 15,7 до 18,6 лет (средний возраст соответствует 17,3), обучающихся в одной общеобразовательной организации. Все участники исследования были из полных семей.

Перед заполнением опросника были получены письменные согласия родителей на участие их детей в исследовании. Анализ результатов осуществлялся на базе обезличенных персональных данных.

Методы исследования. В исследовании применялся тест «Юношеский отчет о родительском отношении», в котором определяются особенности восприятия старшими школьниками эмоционального отношения матерей и отцов - эмоциональное принятие или забота и гиперопека [1]. Опросник имеет хорошие психометрические характеристики и позволяет дифференцировать восприятие отношения матерей и отцов, связанного с эмоциональным принятием и чрезмерно опекающим поведением.

Успешность в обучении определялась на основе полугодовых оценок учителей по русскому языку, математике (алгебре и геометрии) и биологии. На основе оценок рассчитывался показатель общей академической успешности.

Результаты и обсуждение

В таблице 1 представлены средние значения и стандартные отклонения показателей восприятия эмоционального отношения родителей и школьной успеваемости по русскому языку, математике и биологии.

Таблица 1

Описательные статистики показателей отношения матерей и отцов

Показатель эмоционального отношения Восприятие отношения матери Восприятие отношения отца

«Забота» 29,1 (5,2) 27,2 (7,9)

«Гиперопека» 13,9 (5,3) 10,7 (6,1)

В таблице 2 представлены средние значения и стандартные отклонения для шкал, характеризующих степень эмоционального принятия и гиперопекающего поведения матерей и отцов. При этом минимальные и максимальные значения по шкале «Забота» составляют от 0 до 35, а по шкале «Гиперопека» - от 0 до 39 [1]. Следует отметить, что в проведенном исследовании, включающем в себя старшеклассников из одной общеобразовательной организации, получены более высокие баллы, чем в статье, представляющей результаты адаптации этого опросника на выборке старшеклассников, обучающихся в разных школах. Этот факт может быть отнесен к специфике выборки конкретной школы с высокой рейтинговой позицией в регионе.

Согласно описательным статистикам, несколько более высокие баллы характерны для эмоционального отношения матерей по сравнению с отцами. Эта тенденция наблюдается для обоих показателей родительского отношения - и для заботы, и для гиперопеки. Анализ стандартных отклонений позволяет сделать вывод о более выраженном диапазоне вариативности в восприятии эмоционального отношения отцов, чем матерей, что соответствует результатам проведенных исследований на других возрастных группах [2]. В среднем, старшие школьники воспринимают отношение своих родителей в большей степени как эмоционально принимающее, заботливое, а в меньшее степени - как связанное с чрезмерной опекой.

Для оценки взаимосвязей восприятия старшеклассниками отношения своих родителей и школьной успеваемости проводился корреляционный анализ. В таблице 2 представлены коэффициенты корреляции Спирмена между показателями родительского отношения, связанными с заботой и гиперопекой, и школьными оценками по русскому языку, математике и биологии на полном уровне общего образования.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа связи восприятия родительского отношения и успешности в обучении

Русский язык Математика Биология

«Забота» 0,19* 0,25* 0,08 0,09 0,10 0,07

«Гиперопека» -0,05 -0,19* -0,06 -0,22* -0,03 -0,10

Примечание: верхняя строка - отношение матери, нижняя строка - отношение отца (*р<0,01)

Как видно в таблице 2, различные паттерны показателей восприятия материнского и отцовского отношения оказываются взаимосвязанными с успеваемостью по разным школьным дисциплинам. Так, с успешностью в обучении русскому языку прямо пропорционально взаимосвязаны забота матери и отца и обратно пропорционально - гиперопекающее отношение отца (р<0,01). Для успеваемости старшеклассников по математике наблюдается только одна взаимосвязь - с гиперопекой отца, которая носит отрицательный характер. Ни одной взаимосвязи не выявлено между успешностью обучения биологии и восприятием родительского отношения матерей и отцов (р>0,05). Эти данные свидетельствуют о «предметной» специфичности связи отношения родителей со школьной успеваемостью. Так, показано, что с математической успешностью школьников больше ассоциируется воспитательное воздействие отцов, а не матерей [2, 5, 6].

Для анализа структуры связи восприятия родительского отношения и успешности в обучении использовалось структурное моделирование, в ходе которого тестировались две теоретические модели. Модель 1 предполагала, что показатели родительского отношения - «Забота» и «Гиперопека» - влияют на показатели успеваемости по трем школьным предметам через латентную переменную эмоционального отношения. Согласно Модели 2, по-

казатели родительского отношения «Забота» и «Гиперопека» вносят вклад в фактор общей академической успешности 'е', выделенный на основе школьных оценок по математике, русскому языку и биологии. В ходе структурного моделирования было

установлено, что вторая теоретическая модель наилучшим образом соответствует эмпирическим данным.

В таблице 3 приведены индексы соответствия второй тестируемой модели данным старшеклассников.

Таблица 3

Показатели соответствия модели связи восприятия родительского отношения

и успешности в обучении

AIC BIC CFI TLI RMSEA RMSEA low RMSEA high

Отношение матери 199,42 -5518,60 1,002 1,005 0,000 0,000 0,000

Отношение отца 95,74 -5390,20 1,003 1,007 0,000 0,000 0,000

Примечание: AIC - информационный критерии Акаике, BIC - Байесовский информационный критерий, CFI - сравнительный показатель соответствия, TLI - показатель Такера - Льюиса, RMSEA - среднеквадра-тическая ошибка аппроксимации, RMSEA low - нижняя граница 95% доверительного интервала RMSEA, RMSEA high - верхняя граница 95% доверительного интервала RMSEA

Согласно таблице 3, тестируемая модель связи показателей восприятия роди-

тельского отношения с общей академической успешностью имеет хорошие индексы соответствия: КМБЕЛ<0,06; 95% доверительные интервалы - ИМБЕЛ 1о'=0,00 и ИМБЕЛ high<0,08; СИ>0,95; ТП>0,90. Кроме того, величина х2 не значима (р>0,05), что отражает хорошее соответствие модели в контексте отношения и матерей, и отцов.

Следовательно, в старшем школьном возрасте родительское отношение, связанное как с заботой, так и с гиперопека-

ющим поведением вносят вклад в общую академическую успешность, основанную на школьных оценках по русскому языку, математике и биологии. Эта структура связей характерна для воспринимаемого эмоционального отношения и матери, и отца.

На рисунке 1 представлена модель влияния особенностей восприятия материнского отношения на общую академическую успешность старшего школьника. Указаны стандартизированные структурные коэффициенты (р<0,05). Пунктирными линиями обозначены статистически не значимые взаимосвязи (р>0,05).

Рис. 1. Модель связи восприятия старшеклассниками отношения матери и успешности в школьном обучении

Согласно диаграмме рисунка 1, 4% дисперсии показателя общей академической успешности объяснено с помощью такого аспекта эмоционального отношения матери, как забота ф=0,15; р<0,05). О позитивной роли эмоционально при-

нимающего отношения родителей сообщается во многих исследованиях [2, 3, 8]. При этом восприятие отношения матери как гиперопекающее не влияет на успешность старшеклассников в обучении (р> 0,05).

Подобные результаты получены и в контексте восприятия отцовского отношения с идентичным регрессионным коэффициентом для заботы ф=0,15; р<0,05), но с меньшим процентом объясненной дисперсии - 2%. Эти данные хорошо согласуются с имеющимися исследованиями об уменьшении роли родительского отношения по мере взросления детей (например, [2]).

Заключение

В представленной работе изучены два аспекта восприятия старшими школьниками отношения родителей, связанных с эмоциональным принятием и гиперопекой, в контексте влияния на успешность в школьном обучении.

Показано, что в старшем школьном возрасте отношение матерей воспринимается несколько более эмоционально принимающим и в то же время более гиперопекающим по сравнению с отцовским отношением.

В ходе корреляционного анализа обнаружены «предметные» сходства и различия во взаимосвязях между восприятием отношения родителей и школьной успеваемостью детей. Сходство между восприятием материнского и отцовского отношения выявлено в контексте связи заботы со школьной успеваемостью. Так, заботливое отношение и матерей, и отцов положительно связано с успеваемостью только по русскому языку. Ни один из анализируемых показателей эмоционального отношения матерей и отцов не связан с успеваемостью по биологии.

Различия между восприятием материнского и отцовского отношения касаются связи гиперопеки с успеваемостью по русскому языку и математике. Показано, что только гиперопекающее отношение отцов обратно пропорционально связано со школьной успеваемостью по этим двум предметам.

В ходе структурного моделирования подтверждена универсальность модели связи эмоционального отношения обоих родителей с успеваемостью старшеклассников. Согласно модели, восприятие старшими

школьниками родительской заботы и гиперопеки влияет на общую школьную успешность, объясняя 4% дисперсии отношения матерей и 2% - отцов. Значимым предиктором общей академической успешности является заботливое отношение матери и отца.

Литература

1. Тихомирова Т.Н., Гайсина Д.А., Малых С.Б. Адаптация русскоязычной версии опросника «Юношеский отчет о родительском отношении» // Сибирский психологический журнал. - 2021. - № 81. - С. 125-141.

2. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Влияние особенностей родительского отношения на общую академическую успешность школьников // Вопросы психологии. - 2021. - № 2. - С. 14 - 27.

3. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения. - М.; СПб.: Нестор-История, 2017. - 312 с.

4. Castro M., Expósito-Casas E., López-Martín E., Lizasoain L., Navarro E., & Gaviria J.L. Parental involvement on student academic achievement: a meta-analysis // Educational Research Review. - 2015. - Vol. 14. - P. 33-46.

5. Checa P., Abundis-Gutierrez A. Parenting styles, academic achievement and the influence of culture // Psychology and Psychotherapy: Research Study. - 2018. - Vol. 1(4). - P. 1-3.

6. Harackiewicz J.M., Rozek C.S., Hulleman C.S., & Hyde J.S. Helping parents to motivate adolescents in mathematics and science: An experimental test of a utility-value intervention // Psychobgical Science. - 2012. - Vol. 23(8). - P. 899-906.

7. Hart B., Risley T.R. Meaningful differences in the everyday experience of young American children. - Baltimore, MD: Paul H Brookes Publishing, 1995.

8. Pinquart M. Associations of parenting styles and dimensions with academic achievement in children and adolescents: A meta-analysis // Educational Psychology Review. - 2016. -Vol. 28(3). - P. 475-493.

9. Pougnet E., Serbin L.A., Stack D.M., Schwartzman A.E. Fathers' influence on children's cognitive and behavioural functioning: A longitudinal study of Canadian families // Canadian Journal of Behavioural Science/Revue canadienne des sciences du comportement. - 2011. - Vol. 43(3). - P. 173182.

References

1. Tikhomirova TN, Gaysina DA, Malykh SB. Adaptatsiya russkoyazychnoy versii oprosni-ka «Yunosheskiy otchet o roditel'skom otnos-henii». Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal 2021; 81:125-141 (in Russian).

2. Tikhomirova TN, Malykh SB. Vliyaniye os-obennostey roditel'skogo otnosheniya na obshchuyu akademicheskuyu uspeshnost' shkol'nikov. Voprosy psikhologii 2021; 2:14 -27 (in Russian).

3. Tikhomirova TN, Malykh SB. Kognitivnyye osnovy individual'nykh razlichiy v uspesh-nosti obucheniya. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2017: 312 (in Russian).

4. Castro M, Expósito-Casas E, López-Martín E, Lizasoain L, Navarro E, & Gaviria JL. Parental involvement on student academic achievement: a meta-analysis. Educational Research Review 2015; 14:33-46.

5. Checa P, Abundis-Gutierrez A. Parenting styles, academic achievement and the influence

of culture. Psychology and Psychotherapy: Research Study 2018; 1(4):1-3.

6. Harackiewicz JM, Rozek CS, Hulleman CS, & Hyde JS. Helping parents to motivate adolescents in mathematics and science: An experimental test of a utility-value intervention. Psychological Science 2012; 23(8):899-906.

7. Hart B, Risley TR. Meaningful differences in the everyday experience of young American children. Baltimore, MD: Paul H Brookes Publishing, 1995.

8. Pinquart M. Associations of parenting styles and dimensions with academic achievement in children and adolescents: A meta-anal-ysis. Educational Psychology Review 2016; 28(3):475-493.

9. Pougnet E, Serbin LA, Stack DM, Schwartzman AE. Fathers' influence on children's cognitive and behavioural functioning: A longitudinal study of Canadian families. Canadian Journal of Behavioural Science/Revue canadienne des sciences du comportement 2011; 43(3):173-182.

PERCEPTION OF PARENTAL EMOTIONAL ATTITUDES AND SUCCESSFUL SENIOR SCHOOLERS: CARE OR EXCESSIVE ATTENTION?

T.N. TIKHOMIROVA1, O.F. KASHUBINA2, N.A. KVASHENNIKOVA2

Russian Academy of Education, Moscow;

Gymnasium named after Podolsk cadets, Podolsk, Moscow region

The article presents the results of the analysis of the perception of the emotional attitude of parents by senior schoolchildren in the context of the influence on success in learning. The study involved 205 schoolchildren in grades 10-11, aged 15.7 to 18.6 years (57.1% of girls). The results indicate the universality of the model, according to which the perception of parental care and excessive attention by older students affects overall school success, explaining 4% of the variance in relation to mothers and 2% - to fathers. The functional connections within the structure remain unchanged, testifying to the importance of caring and emotional acceptance of the child by each of the parents.

Keywords: perception of parental attitude, mother-father relationship, care, excessive attention, school success, senior school age, structural modeling.

Address:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tikhomirova T.N.

Doctor of Psychology, Corresponding Member RAE,

Psychological Institute RAE

E-mail: tikho@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.