Научная статья на тему 'Воспоминания в пушкинском лицее'

Воспоминания в пушкинском лицее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспоминания в пушкинском лицее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

юбилей лицея

международная научно-практическая конференция «императорский лицей как государственный и педагогический эксперимент

7-8 июня 2017 года Санкт-Петербург - Пушкин (Царское Село)

К.Г. Исупов

воспоминания в пушкинском лицее

Исупов К.Г. Воспоминания в пушкинском лицее // Общество. Среда. Развитие. - 2017, № 3. - С. 61-62.

© Исупов Константин Глебович - доктор философских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: k.isupov2015@yandex.ru

В год юбилея пушкинского лицейского выпуска в стенах Герценовского педагогического университета и в Царском Селе прошла двухдневная научная конференция. Среди докладчиков - известные пушкинисты, сотрудники ИРЛИ и петербургских музеев, архивисты, историки.

Особый акцент был сделан на том, что Лицей задумывался как масштабный педагогический эксперимент с далеко идущими намерениями воспитать в его стенах дипломатов, государственных чиновников и просто умных людей, полезных Отечеству. До сих можно спорить, удался ли этот эксперимент, но из стен Лицея действительно вышли поразительно талантливые люди. Это особенно касается энтузиастов новой русской литературы. Дельвиг и Пушкин основали «Литературную газету», Кюхля мог работать высокоторжественным архаизированным слогом в жанре мистерии, прекрасные мемуары оставил «друг бесценный» Иван Пущин. Был и дипломат -Горчаков и даже один адмирал.

В Лицей пришли замечательные преподаватели, один Галич чего стоит! Но главная гордость выпуска - конечно, моло-

дой Пушкин, которому предстояло стать устроителем русского эстетического космоса. Это он расставил все вещи по своим местам и определил специфику отечественного художественного сознания.

Международная научно-практическая конференция «Императорский Лицей как государственный и педагогический эксперимент была посвящена 200-летию пушкинского лицейского выпуска и 100-летию последнего выпуска Императорского Лицея (1817-1917).

После вступительного слова С.И. Богданова, и. о. ректора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктора филологических наук, профессора, чл.-корр. Российской академии образования, а также С.М. Некрасова, директора Всероссийского музея А. С. Пушкина, доктора культурологии, профессора, прозвучали доклады по следующей тематике: «Визуализация педагогических идей в российской культуре XVIII-XIX вв.» (Т.В. Артемьева, доктор о философских наук, профессор кафедры 53 теории и истории культуры Института фи- Ц лософии человека РГПУ им. А.И. Герцена), §

«Историко-педагогический опыт создания образовательной среды учебного заведения в России: от Царскосельского Лицея к современности» (К.В. Романчук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена), «Педагогическая характерология Е.А. Энгель-гардта в дневниках лицейского периода» (К.Г. Исупов, доктор философских наук, профессор Института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена), «Лицейский универсум «порфирородного отрока»: историческая морфология биографических сценариев» (Л.Н. Летягин, кандидат филологических наук, зам. директора Института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена, зав. кафедрой эстетики и этики), «"Мы все учились...": Пушкин и Лицей» (Г.М. Седова, доктор филологических наук, заведующая Мемориальным Музеем-квартирой А.С. Пушкина), «Нравственные аспекты рейтингования в лицейском образовании» (А.Е. Зимбули, доктор философских наук, профессор кафедры эстетики и этики Института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена), «Царскосельский Лицей как проект «государственной евгеники» (Т.В. Шоломова, кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и этики Института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена), «Царскосельский Лицей: парадигма новой калокагатии» (Д.Ю. Игнатьев, кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и этики Института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена.

Научному сообществу также были представлены доклады аспиранта кафедры теории и истории культуры В.В. Обу-ховича («Императорские научные общества»), кандидата исторических наук, доцента кафедры теории и истории педагогики Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена А.В. Терентьевой («Выпускник Лицея Константин Карлович Грот - государственный деятель, меценат, создатель Александро-Мариинского попечительства о слепых»), стажера-исследователя Высшей школы экономики М.А. Павловой («Царскосельский Лицей и городская среда Ленинграда: культурный миф как инструмент политического действия в перестроечный период»), аспиранта кафедры педагогики Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, учителя-методиста ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга Д.А. Кузнецовой («Образы лицеистов и гимназистов в культуре современного С.-Петербурга», кандидата культурологии, заведующей Мемориальным Музеем-Лицеем Всероссийского музея А. С. Пушкина Л. Б. Михайловой («Лицейские наставники в воспоминаниях воспитанников»).

Ряд докладов - уже в самом Лицее на следующий день был прочитан сотрудниками пушкинских музеев, методистов.

Вокруг Лицея и имени Пушкина шли разговоры на самые актуальные темы. И как Ангел-Хранитель отечественной культуры взирал на всех со своего литературного Олимпа молоденький Пушкин-лицеист.

г^-о

О

3

ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.