49 лет отделяют нас от исторических полетов в космос советских космонавтов Ю. А. Гагарина и Г. С. Титова, а интерес к этим события не ослабевает. Мы публикуем выдержки из воспоминаний очевидца и участника тех событий1.
Ключевые слова: Юрий Гагарин, Герман Титов, родители, космос
Воспоминания о встречах первых советских космонавтов
В. А. ПОТАПОВ,
кандидат экономических наук, Институт экономики РАН, Москва
Встречаем Гагарина
12 апреля 1961 г. произошло эпохальное событие - Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос. После его приземления мне (вместе с Юрием Коробовым) было поручено привезти родителей Ю. А. Гагарина и его родственников на аэродром «Внуково», где первого космонавта встречали руководители страны и тысячи людей.
О встрече Ю. А. Гагарина в Москве написано и показано столько, что трудно рассказать о том, что еще неизвестно. И тем не менее отдельные эпизоды этого дня представляют, по-моему, определенный интерес.
Москва ликует, народ вышел на улицы, Ленинградский проспект до площади Маяковского и далее Садовое кольцо заполнены людьми, наземный транспорт не работает.
Наш старенький военный автобус везет во Внуково мать Ю. А. Гагарина - Анну Тимофеевну, его отца - Алексея
1 Полностью свои воспоминания автор опубликовал в книге: Потапов В. А. События и люди.- М.: Современная экономика и право, 2009. - 136 с.
Полковник в отставке В. А. Потапов в 1961-1962 гг. был секретарем комсомольской организации Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины Министерства обороны СССР (ГНИИИА и КМ). В ее составе были будущие космонавты Г. С. Титов и В. Ф. Быковский.
© ЭКО 2010 г.
Ивановича и человек 10-12 родственников2. Не поддается описанию то волнение, которое испытывали родители. Им поскорее хотелось увидеть своего сына-героя. Да и все мы, находившиеся в медленно движущемся по запруженному людьми Ленинградскому проспекту автобусе, думали, как бы быстрее доехать до аэродрома. Когда же мы буквально «продрались» до Октябрьской площади, где нам предстояло выехать на Ленинский проспект, дорогу автобусу преградили сотрудники милиции и КГБ.
Объяснения, что в автобусе родители Ю. А. Гагарина, не действовали. Ситуация складывалась критическая. Можете себе представить реакцию Н. С. Хрущева на отсутствие рядом с ним родителей первого космонавта в момент всеобщего национального триумфа?
Пришлось, что называется, идти «ва-банк». Я попросил по оперативной связи соединить меня с самым главным на этом участке правительственной трассы. Поговорил с ним так, что нам были даны и «зеленая улица», и милицейская машина сопровождения.
Любопытная картина: тысячи людей стоят вдоль Ленинского проспекта и ждут, когда из Внуково поедет кортеж с Ю. А. Гагариным, а в сторону Внуково мчится дребезжащий зеленый военный автобус, впереди которого милицейская машина. У меня же в голове бьется тревожная мысль: «Хоть бы автобус не развалился. Только бы доехать до аэродрома».
Наконец, въезжаем на аэродром. Самолет с Юрием Алексеевичем уже приземлился. С бледными лицами медленно выходят из автобуса родители и родственники. С облегчением думаю: «Успели!». Работники КГБ ведут родителей в правительственный сектор к Н. С. Хрущеву. Приехавших, меня, как сопровождающего родителей, представляют семье Н. С. Хрущева - Нине Петровне и Сергею Никитовичу. Рядом с ними С. М. Буденный - маршал Советского Союза, легендарный герой Гражданской войны.
После встречи - в обратный путь. Тот же зеленый автобус, в нем родители Ю. А. Гагарина. Едем к Кремлю, где на Красной
2 Как потом оказалось, в списке группы, которую сформировали в нашей войсковой части, были не только истинные родственники, но и другие люди, в том числе из рода дореволюционных Гагариных, всем хотелось оказаться поближе к этому историческому событию и его герою.
СТРАНИЦЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
площади чествовали героя космоса. Надеялись, что на этот раз система охраны сработает как надо. Но не тут-то было.
Подъезжаем к Боровицким воротам, а нас опять не пускают. Нет указаний. Что делать? Разворачиваемся, едем вдоль Кремлевской набережной и подъезжаем к Храму Василия Блаженного. Там достаточно настойчиво требую начальника на этом участке площади, который быстро доложил «наверх», после чего родителей Ю. А. Гагарина и меня повели к Мавзолею В. И. Ленина. Празднество уже в полном разгаре. Когда подошли к Мавзолею, вижу, мои подопечные еле держатся на ногах, особенно отец (у него вместо одной ноги протез). Пришлось попросить, чтобы из Кремля принесли для него стул.
Родителям отвели почетное место на левом крыле Мавзолея. Только после этого я почувствовал некоторое облегчение: трудное и почетное задание мы с Ю. Коробовым выполнили.
После демонстрации Анну Тимофеевну и Алексея Ивановича Гагариных пригласили на прием в Кремль. С ними я встретился только в августе, после полета Г. С. Титова, когда возил его родителей в г. Гжатск (ныне Гагарин) на встречу с родителями первого космонавта.
Всех остальных пассажиров нашего автобуса мы довезли до проходной ГНИИИА и КМ, еще раз поздравили их с историческим событием. Мне же только вечером в кругу семьи удалось поднять бокал за это.
Родители Г. С. Титова
В Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической медицины Министерства обороны СССР у нас сложились хорошие товарищеские отношения с Г. С. Титовым. По поручению комитета ВЛКСМ института я подписывал рекомендацию о приеме его кандидатом в члены КПСС, а после полета 6 августа 1961 г. Германа Степановича в космос я получил задание генералов В. П. Каманина и Ю.М. Волынкина «взять шефство» над родителями Г. С. Титова - Степаном Павловичем и Александрой Михайловной, которые прилетели с Алтая, и организовать встречу родственников. Местом их размещения был определен один из правительственных особняков на Ленинских горах.
Министерство обороны предоставило в мое распоряжение легковой семиместный автомобиль «ЗИМ» с первоклассным водителем.
Г. С. Титов уже приземлился на своем корабле-спутнике «Восток-2» и готовился вылететь в Москву. Мы же решали бытовые вопросы. Надо было в срочном порядке подобрать соответствующую торжеству встречи одежду для родителей Г. С. Титова и его жены Тамары (их привезли в Москву в повседневной одежде).
Смотрю сейчас на фотографию, запечатлевшую Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева вместе с семьей Г. С. Титова, и еще раз убеждаюсь, что поставленную задачу в части одежды удалось неплохо выполнить. Спасибо работникам ГУМа и мастерской, которые не только подобрали то, что нужно, но и сумели, что называется, на ходу подогнать все по фигуре. Делалось все в авральном режиме.
Волнения, ожидания, перелеты, жаркие дни августа не могли не сказаться на самочувствии родителей. Спасибо медикам поликлиники Четвертого главного медицинского управления на ул. Грановского, сделавшим все необходимое, чтобы мои подопечные были, что называется, в форме на встрече во Внуково, на Красной площади и приеме в Кремле.
Запомнился прием в Кремле в честь полета Г. С. Титова. Основная масса гостей праздновала в Георгиевском зале. Я же присоединился к группе, в которую входили А. А. Леонов, В. Ф. Быковский, А. Г. Николаев, П. Р. Попович и другие наши будущие космонавты. Кто-то предложил потихоньку перейти из официального и строгого Георгиевского зала в Грановитую палату, где были накрыты праздничные столы. Там главным виночерпием мы назначили Андриана Николаева (все мы звали его Андрей), и он отлично справился с этой ролью.
Родители Г. С. Титова, работавшие учителями, с огромным интересом осматривали достопримечательности Москвы. Особо запомнилась их встреча со старейшим профессором московской консерватории, у которого Степан Павлович начинал учиться по классу композиции, но в связи с резким ухудшением здоровья был вынужден уехать из голодной Москвы 1930-х годов на Алтай, где природа и климат сохранили ему жизнь и здоровье. Трудно найти слова, чтобы
СТРАНИЦЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
описать душевность этой встречи на подмосковной даче профессора. Спасибо администрации консерватории за то, что помогла найти адрес этого профессора, а сделать это в период летних каникул было довольно трудно. Следует сказать, что музыкальное образование Степана Павловича воплотилось в его песне «Алтайская лирическая», которую в августовские дни 1961 г. исполняли на Всесоюзном радио. Пленку с этой песней мы храним в нашей семье все эти годы.
Десять дней, проведенные с семьей в правительственном особняке на Ленинских горах, были и временем близкого общения Германа Степановича с советскими людьми. Вспоминается посещение всей его семьей в субботний день Мавзолея В. И. Ленина. Надо было видеть, как рукоплескали простые люди Г. С. Титову, когда он шел по Красной площади. Трудно забыть овации и в Академическом театре им. В. Маяковского на пьесе «Фабричная девчонка», когда тогдашний художественный руководитель театра Н. П. Охлопков3 перед вторым действием объявил, что на спектакле присутствует Г. С. Титов. Что творилось в зале! Никак не могли продолжить спектакль, а после его окончания пришлось выводить всю нашу группу к машинам через запасной выход. Мы боялись, что нашего Германа не выпустят из объятий.
Памятно посещение, фотографирование и прекрасная встреча с артистами оркестра О. Лундстрема в саду «Эрмитаж». Это был незабываемый вечер, но с товарищем из КГБ мы поволновались изрядно. Выручило то, что машины по дорожкам парка подъехали прямо к выходу из костюмерных артистов, и Г. С. Титова таким образом удалось «уберечь» от объятий.
Все эти дни я вспоминаю с особым чувством, так как, на мой взгляд, удалось показать Г. С. Титова не только на трибуне, а организовать его непосредственное общение с простыми советскими людьми. Политически это было важно, так как после полета в космос Ю. А. Гагарин вынужден был представлять интересы страны за рубежом и в первые месяцы просто физически не мог активно общаться с соотечественниками на Родине.
3 Руководил театром в 1943-1967 гг. (Прим. «ЭКО»).
Отвечаем на вопрос читателей -как опубликоваться в «ЭКО»?
• Статья должна содержать еще не опубликованные оригинальные результаты собственных исследований в русле тематики журнала: проблемы экономики народного хозяйства, отраслей и регионов, экономика НТП, инновации, опыт предприятий и управления, социальное развитие, а также зарубежный опыт, экономическая история России, рецензии.
• Приоритет отдается текстам, содержащим оригинальные подходы и освещающим конкретный опыт или мониторинг ситуации, а также первичные и современные статистические данные, обоснованные прогнозы.
• Не публикуются методики, статьи на политические темы, жалобы на персоналии, материалы служебных и судебных разбирательств, рефераты, в которых представлены мнения разных авторов о какой-либо проблеме, тексты первой главы диссертаций.
• Полученные редакцией материалы подлежат обязательному рецензированию. Решение о возможности публикации принимается в среднем через месяц со дня поступления текста. Рукописи не возвращаются, редакция не вступает с авторами в переписку и не несет ответственности за содержание авторских материалов. Редколлегия сохраняет за собой право выбора наиболее интересных материалов, которые публикуются в первую очередь, и отклонения прошедших рецензирование текстов.
• Плата с авторов за публикацию не взимается.
• Для перепечатки опубликованных в «ЭКО» статей, в том числе в сети Интернет, обязательно разрешение Редакции и ссылка на «ЭКО».
• Мы просим Вас в течение двух месяцев не предлагать направленные в «ЭКО» материалы другим изданиям.
Подробнее см. на сайте: www.econom.nsk.ru/eco
© ЭКО 2010 г.