Научная статья на тему 'Перелет Юрия Гагарина из Куйбышева в Москву и его триумфальная встреча в столице. В 2-х частях часть первая. Перелет Юрия Гагарина из Куйбышева в Москву'

Перелет Юрия Гагарина из Куйбышева в Москву и его триумфальная встреча в столице. В 2-х частях часть первая. Перелет Юрия Гагарина из Куйбышева в Москву Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
670
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YURI GAGARIN / THE FIRST COSMONAUT / FLIGHT FROM MOSCOW TO KUIBYSHEV / PARTICIPANTS IN THE FLIGHT / ESCORT PILOTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куприянов Валерий Николаевич, Лосик Александр Витальевич

В статье дается критический анализ публикаций о перелете Ю.А. Гагарина из Куйбышева в Москву. Предпринята попытка дать достоверную реконструкцию исторического перелета с учетом возможно полного описания сопутствующих событий. С учетом свидетельств очевидцев и участников событий прослежен весь ход этой операции с различных точек зрения для исключения ошибок памяти, неизбежных при рассказах. Предпринята попытка выявить наиболее полный состав участников этого перелета и лиц, принимавших участие в его обеспечении и осуществлении. Описано как был согласован синхронный пролет самолетов эскорта над Внуковским аэродромом во время движения Юрия Гагарина от самолета, в котором он был доставлен в Москву, к правительственной трибуне, где находились руководители государства и его родственники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a critical analysis of publications on Yu.A. Gagarin flight from Kuibyshev to Moscow. An attempt to give a reliable reconstruction of the historical flight, taking into account the possibly full description of the accompanying events was made. Taking into account witnesses and participants' testimonies of the events, the entire course of this operation is traced from different points of view in order to exclude memory errors inevitable in the stories. An attempt to identify the most complete lineup of the participants of this flight and those who took part in its provision and implementation was made. It was described how the simultaneous flight of the escort aircraft over the Vnukovo airdrome was coordinated during the movement of Yuri Gagarin from the plane in which he was delivered to Moscow to the government rostrum where the state leaders and his relatives were located.

Текст научной работы на тему «Перелет Юрия Гагарина из Куйбышева в Москву и его триумфальная встреча в столице. В 2-х частях часть первая. Перелет Юрия Гагарина из Куйбышева в Москву»

УДК 94(470):629.7

ГРНТИ 03.23.55 История России Новейшего времени

В.Н. Куприянов, А.В. Лосик

Перелет Юрия Гагарина из Куйбышева в Москву и его триумфальная встреча в столице. В 2-х частях

Часть первая. Перелет Юрия Гагарина из Куйбышева в Москву

В статье дается критический анализ публикаций о перелете Ю.А. Гагарина из Куйбышева в Москву. Предпринята попытка дать достоверную реконструкцию исторического перелета с учетом возможно полного описания сопутствующих событий. С учетом свидетельств очевидцев и участников событий прослежен весь ход этой операции с различных точек зрения для исключения ошибок памяти, неизбежных при рассказах. Предпринята попытка выявить наиболее полный состав участников этого перелета и лиц, принимавших участие в его обеспечении и осуществлении.

Описано как был согласован синхронный пролет самолетов эскорта над Внуковским аэродромом во время движения Юрия Гагарина от самолета, в котором он был доставлен в Москву, к правительственной трибуне, где находились руководители государства и его родственники.

Ключевые слова: Юрий Гагарин, первый космонавт, перелет из Москвы в Куйбышев, участники перелета, летчики эскорта.

V.N. Kupriyanov, A.V. Losik

Flight of Yuri Gagarin from Kuibyshev to Moscow and his triumphal meeting in the capital. In 2 parts. Part one. Flight of Yuri Gagarin from Kuibyshev to Moscow.

The article gives a critical analysis of publications on Yu.A. Gagarin flight from Kuibyshev to Moscow. An attempt to give a reliable reconstruction of the historical flight, taking into account the possibly full description of the accompanying events was made. Taking into account witnesses and participants' testimonies of the events, the entire course of this operation is traced from different points of view in order to exclude memory errors inevitable in the stories. An attempt to identify the most complete lineup of the participants of this flight and those who took part in its provision and implementation was made.

It was described how the simultaneous flight of the escort aircraft over the Vnu-kovo airdrome was coordinated during the movement of Yuri Gagarin from the plane in which he was delivered to Moscow to the government rostrum where the state leaders and his relatives were located.

© Куприянов В.Н., Лосик А.В., 2018 © Kupriyanov V.N., Losik A.V., 2018

122

Key words: Yuri Gagarin, the first cosmonaut, flight from Moscow to Kuibyshev, participants in the flight, escort pilots.

13 апреля, после заслушивания отчета Ю.А. Гагарина о полете на заседании Государственной комиссии, все руководство улетело в Москву. Наступило время подготовки триумфального возвращения первого космонавта в столицу нашей Родины, которое планировалось на 14 апреля 1961 г.

Как считает сын Хрущева Сергей, Н.С. Хрущев придумал устроить Гагарину небывалую встречу: «самолет с эскортом истребителей, заполненные людьми улицы Москвы во время встречи, митинг на Красной площади» [1]. Если бы все это было так, то в первом сообщении ТАСС о запуске Юрия Гагарина в космос не было бы указано его воинское звание - майор. Но оно было указано. С.Н. Хрущев, видимо, положился на свою память, но документы, распечатанные миллионными тиражами, опровергают его утверждение.

Вот звание «Летчик-космонавт СССР» действительно появилось 14 апреля в соответствующем указе. Точно так же, полагаем, и улицы Москвы, запруженные народом, вряд ли придумал только Н.С. Хрущев. А кто устраивал толпы народа в Куйбышеве и других городах страны? С.Н. Хрущев, кажется, немного недооценил самодеятельность народа.

13 апреля, как вспоминал Н.П. Каманин, «нас замучили телефоны, корреспонденты, далекие и близкие знакомые Гагарина. Человек шесть кинооператоров готовы без перерывов производить киносъемки, фотографировать, задавать бесконечные вопросы... Вечером два раза звонил товарищ Л.И. Брежнев и несколько раз -Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин. Обоих беспокоила завтрашняя погода. Прогноз погоды по району Москвы на 14 апреля был плохим: 100-200 м высота облаков, мокрый снег и плохая видимость» [2].

Еще 12 апреля, в день запуска Ю. Гагарина, Н.С. Хрущев находился на отдыхе в Абхазии, в Пицунде. В тот день обычные его занятия отошли на второй план. Он ждал новостей от С.П. Королева.

«Никто заранее не планировал ритуала встречи первого космонавта, не намечал особых торжеств, с одной стороны, суеверно не хотел искушать судьбу, с другой стороны - привычка к бюрократической рутине: выполнил задание Родины - получи награду и вперед, к новым свершениям...», - так вспоминал об этом много лет спустя Сергей Никитович Хрущев. Полагаем, что здесь он все-таки находится в положении «предполагающего» о возможном течении событий. Об этом говорит хотя бы такой штрих его воспоминаний: «После звонка Королева отец, соединившись с министром обороны

Малиновским, спросил: "Как маршал думает отметить полет Гагарина?" - Надо наградить, Никита Сергеевич, и присвоить очередное звание капитана, - отрапортовал министр.

- Жадничаете, Родион Яковлевич, за такое - и всего очередную звездочку на погоны?

- Дадим майора! - с готовностью отозвался Малиновский.

- Надо не только присвоить звание Героя Советского Союза, но придумать какое-то особенное звание, - фантазировал отец. Так родилось звание "Летчик-космонавт"» [1].

Относительно возможного варианта встречи очень любопытными представляются воспоминания Ю. Волынкина, как он пишет о себе, бывшем в то время «руководителем одного из подразделений медицинской службы ВВС». Известно, что в то время он возглавлял ЦНИИ Военно-авиационной медицины. «Однажды я был вызван к Главкому ВВС К.А. Вершинину, чтобы получить инструкции по встрече Ю.А. Гагарина в столице после его прилета. Предлагался такой порядок: небольшой группой сотрудников нужно будет выехать на один из подмосковных аэродромов, где организовать встречу и первичное обследование космонавта. Мне подумалось, что такая встреча человека, который впервые облетит земной шар на космическом корабле, будетслишком скромной. Своими сомнениями я поделился с Главкомом. Вспомнил о торжественной встрече челюскинцев, папанинцев, чкаловского экипажа. Главком задумался: "Действительно, так не годится. Этот вопрос будет решаться в других организациях". И взялся за трубку правительственного телефона» [3].

Завершая свои воспоминания, связанные с эпизодом встречи, С.Н. Хрущев написал: «Когда во "Внуково" Юра с женой, ошарашенные всем происходящим, садились в открытый парадный "ЗИЛ", отец никак не мог решиться, как ему поступить: ему очень хотелось сесть вместе с ними, разделить их радость, ведь и он к ней прича-стен, с другой стороны - это их праздник, и нужен ли здесь третий лишний? Все решил Гагарин. Он уже был в машине и стоял в позе маршала, готовящегося принять парад своих полков. Юра улыбнулся отцу и, как бы помогая ему подняться в машину, протянул руку: "Что, мол, Вы медлите?" Отец устроился на заднем сиденье. Так они вместе проехали весь путь: Ленинский проспект, ликующую будущую площадь Гагарина и дальше - в Кремль. Юра с Валей - стоя, отец сзади - сидя» [1].

Если обратиться к просмотру хроники того времени, то видно, что Н.С. Хрущев, Ю.А. Гагарин и его супруга находились на одном сидении сзади, а место рядом с водителем пустовало.

Правда, в Плане организации встречи космонавта в городе Москве, который являлся Приложением № 4 к Постановлению

ЦК КПСС и СМ СССР № 320-138 от 12.04.1961, на тот момент имевшему гриф «Сов. секретно», проект которого Д. Устинов, А. Шелепин, К. Вершинин, П. Демичев, И. Сербин представили в ЦК КПСС 11 апреля 1961 г., было прямо записано: «Дети преподносят космонавту и членам Президиума ЦК КПСС цветы. После этого товарищ Н.С. Хрущев, товарищ Ю.А. Гагарин обходят ряды трудящихся, прибывших для встречи. Затем товарищ Н.С. Хрущев, товарищ Ю.А. Гагарин и его жена направляются в открытой машине ЗИЛ-111, эскортируемой мотоциклистами на Красную площадь» [4, с. 148-149].

Вернемся к последовательному изложению событий. Решения принимались на самом высоком уровне в Москве. Все было продумано до мелочей. Собрали в Москву родственников Ю.А. Гагарина. По особому распоряжению они были одеты соответственно случаю. Мама Ю.А. Гагарина вспоминала, что все это было непривычно для них, привыкших все зарабатывать собственным трудом. Но, понимая ответственность момента, они согласились на это [5, с. 162]. Особенно она волновалась за отца Ю.А. Гагарина - Алексея Ивановича, который отличался независимым нравом, с подчеркнутым чувством собственного достоинства. Он даже известие о запуске в космос Юрия Гагарина не отнес к себе никак. В тот день он спозаранку отправлялся на работу. Когда ему сказали, что в космосе находится наш летчик майор Юрий Гагарин и спросили, не твой ли это сын, отец ответил: «Мой еще старший лейтенант, наверное, это кто-то другой». И продолжил свой путь на работу...

Надо сказать, это очень напомнило историю, случившуюся много позже и не у нас. Когда семью известных английских братьев-футболистов пригласили на прием к королеве, то, поскольку время приема совпало с рабочей сменой их отца, а он был шахтером, он не пошел на этот прием, а спустился в шахту. И нам это понятно, и вызывает чувство уважения за то, что эти «простые» люди имеют собственную гордость, которую власть предержащим приходится учитывать, сталкиваясь с ними.

Накануне перед отлетом из Куйбышева (ныне Самара) был составлен текст рапорта Ю.А. Гагарина, с которым он должен был обратиться к руководству страны в момент встречи. Несколько раз наставник наших космонавтов Н.П. Каманин, занимавший в то время должность заместителя начальника боевой подготовки ВВС, и Ю.А. Гагарин репетировали отдачу рапорта. Каманин изображал Н.С. Хрущева, а Гагарин подходил и рапортовал. Поначалу он немного спешил, потом отработал правильный ритм речи. Приготовили и текст выступления Ю.А. Гагарина на митинге на Красной площади [6, с. 54].

Для доставки космонавта в Москву выделили специальный Ил-18. На самом деле было приготовлено два самолета Ил-18. За сутки до вылета в Куйбышев экипаж основного самолета в районе Москвы провел репетицию почетного торжественного полета над городом в сопровождении эскорта истребителей. Тренировка прошла успешно, и самолет вылетел в Куйбышев [7, с. 59].

Это было сделано для того, чтобы обеспечить своевременный и безопасный отлет Юрия Гагарина из Куйбышева в Москву. Основной самолет был поставлен на рабочую стоянку. К нему не был подан пассажирский трап. С командиром экипажа Константин Терентьевич Цедрик, командующий ВВС Приволжского военного округа, договорился, что Гагарин и сопровождающие его лица будут приняты на борт по самолетной стремянке. Второй самолет был поставлен на пассажирскую стоянку, к нему был подан пассажирский трап, выставлены охрана и заграждения. Это было сделано с целью отвлечения огромной массы любопытных от основного самолета. Подобная хитрость дала возможность свободно произвести посадку Юрия в самолет, который в точно назначенное время смог вылететь в Москву. Опасность заключалась в том, что неуправляемая толпа людей могла не допустить подхода машин к самолету и задержать вылет. Показывать же космонавта широкой публике или организовывать его встречу с кем-либо не входило в круг поставленных задач, поэтому такой маневр с самолетами вполне себя оправдал [8, с. 56].

Дополнительные подробности о пребывании Гагарина в месте отдыха перед отлетом в Москву сообщает журналист Георгий Остроумов, работавший в газете «Известия»: «Утро 14 апреля... Мы встречаемся с Юрием Гагариным сразу после завтрака.

Попрощаться с героем пришла группа здешних трудящихся. Люди, не отрываясь, как зачарованные, смотрят на него. Они словно хотят разглядеть еще неведомые им черты, присущие человеку, побывавшему в звездной стихии. Но видят его смущение, его обаятельную улыбку, слышат простую русскую речь, чувствуют крепость его руки.

Гагарину передаются подарки - модель планеты, над которой несется спутник, модель ракеты и золотые часы. Юрий Алексеевич душевно благодарит. Остается до отъезда на аэродром совсем немного. Эти минуты отданы фотографам. Счастливые гости усаживаются с Гагариным перед объективами.

На последнем кадре - Юрий Гагарин с девушкой-официанткой, которая накормила его завтраком после чудесного финиша» [9, с. 17].

Об этом же - впечатлении о последних минутах перед вылетом -и воспоминания Василия Пескова: «До мельчайших подробностей

помню утро на берегу Волги. Мягкий снежок, выпавший ночью, лед на реке, плотные влажные облака. В доме на берегу - "увидеть Гагарина" - перебывало уже не менее сотни людей. Мы, репортеры, сделали много снимков, но мне хотелось иметь фотографию космонавта не в гуще любопытных и взволнованных горожан, а стоящего на берегу Волги. Улучив момент, я попросил об этом. И Гагарин сразу же понял законность желания. Улыбнулся, подмигнул - "пойдемте..."

Минут пять мы снимали его стоящим над Волгой. И эти снимки хорошо известны.

И в этот раз мы снимали, снимали...

Тут же - первый час его славы. Мои друзья-журналисты, попали в кадр, какая-то женщина в легковатой для апреля обувке. Помню, нас торопили скорее, скорее. Но мы-то хорошо понимали, как важно было снимать, как важно будет все это видеть по мере того, как будут идти года.» [10].

Командир отряда ГВФ В. П. Бугаев, до взлета самолета вручил Ю.А. Гагарину модель «Ил-18». На подарке надпись: «Первому космонавту, гражданину Советского Союза Гагарину Юрию Алексеевичу в день Вашего беспримерного подвига - полета в космос. От работников Гражданского Воздушного Флота».

Б. П. Бугаев, вручивший модель самолета, налетал на своем веку 3,3 млн километров. Бывал в Африке, Америке, облетал весь Союз. Многое знал о летном ремесле, но и он с нескрываемым восхищением смотрел на юного пилота, который открыл первую надземную трассу.

Экипаж самолета «Ил-18» с бортовым номером 75717 доставил Ю.А. Гагарина в Москву. Состав экипажа в этом перелете: командир корабля - П.М. Воробьев, летчик А.И. Фалеев, штурман А. Дубовиц-кий, члены экипажа Е.Ф. Анциферов, И.В. Поляков, Н.Г. Суканов, бортпроводницы Инна Давыдова и Шура Мельникова. Перед вылетом все они выстроились в салоне машины, чтобы приветствовать Ю.А. Гагарина [9, с. 17].

Прежде чем самолет смог взлететь, Юрий Гагарин трижды выходил на трап самолета для прощания. Сотни людей скандировали: «Га-га-рин! Га-га-рин! Ура!» [11, с. 16-17].

В салоне с Гагариным находились Ф.А. Агальцов, начальник боевой подготовки ВВС, Н.П. Каманин, А.Г. Рытов, начальник политического управления ВВС, Владимир Иванович Яздовский, под чьим руководством осуществлялась медицинская подготовка первых космонавтов, командир отряда ГВФ, пилот 1-ого класса Б. П. Бугаев, будущий министр гражданской авиации СССР, журналисты Н.Н. Денисов («Правда»), Г.Н. Остроумов («Известия»), В.М. Песков, П. Р. Барашев (оба «Комсомольская правда»), фотокорреспондент

журнала «Огонек» В. Тарасевич. Корреспонденты кинохроники М. Ошурков и В. Афанасьев, накануне прилетели на этом самолете в Куйбышев из Москвы и запечатлели волнующий момент встречи Юрия Гагарина на аэродроме [12].

Всеволод Сергеевич Тарасевич, фотокорреспондент журнала «Огонек» рассказал о своей встрече и съемке космонавта на страницах журнала «Советское фото», вышедшем в июле 1961 г. [13, с. 8-11]. На задание редакции фотокорреспондент выехал с фотоаппаратами «Старт» и Киев» с набором объективов.

Один из опубликованных снимков он выполнил на берегу Волги. Другой - в полете. Через иллюминатор самолета «Ил-18» им сфотографирован МиГ эскорта с бортовым номером «24». На другом снимке - Юрий Гагарин в кабине «Ил-18», который его доставлял в Москву. Как пишет корреспондент: «Удивительно было видеть, с каким трогательным старанием солидные, опытные пилоты и штурманы, заполучив Юрия Гагарина, показывали ему свою кабину.» [13, с. 8-11].

Состав журналистской бригады, как оказалось, нами установлен точно. Об этом свидетельствует телеграмма, отправленная с борта самолета: «Москва. Радио. Корреспондентам, ведущим репортажи. Хочется поделиться огромной радостью. Летим на борту Ил-18 75717. В эту минуту мы самые счастливые люди. Мы сидим рядом с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Мы слышим его речь. Видим его улыбку, видим, как он волнуется перед встречей с Москвой. Мы самые счастливые люди в эту минуту. Корреспондент "Правды" Н. Денисов, корреспондент "Известий" Г. Остроумов, корреспонденты "Комсомольской правды" В. Песков и П. Барышев. Корреспондент кинохроники М. Ошурков, корреспондент «Огонька» В. Тарасевич, экипаж самолета Ил-18 75717» [14, с. 672].

Детали полета отыскиваются в воспоминаниях членов экипажа -командира П.М. Воробьева и штурмана А. Г. Дубовицкого. «12 апреля собрали экипаж, дали команду готовиться, облетать самолет и готовить его к выполнению важного задания. Во время проверки радиостанции мы услышали сообщение ТАСС о полете Юрия Гагарина. После этого стало ясно, для какой цели мы облетываем самолет.» [14, с. 671-674].

«13 апреля. мы сделали небольшую репетицию. Прилетел эскорт истребителей, мы потренировались и полетели в Курумоч. Прилетели, находились в прилетном ожидании, хотя немного волновались. Я все время смотрел на расчеты. Борис Павлович (Бугаев) говорит: "Все расчеты у нас сделаны правильно, только поспите, утром мы выполним полет"» [14, с. 674].

В ходе полета в блокноте борт-радиста появился автограф Юрия Гагарина: «Товарищи радиослушате-/ли и телезрители!/ Го-

рячо приветствую/ вас с борта самолета._/ С нетерпением ожидаю/ встречи с вами в/ родной Москве._/ м-р Юрий Гагарин._/ 14.04.61/ 11 ч. 13 мин._/ борт самолета Ил-18/ Передал/ 11.04.61. 11 ч. 15 м._/ б/р Сукнев». Знаком_/ - помечены разрывы строк [11, с. 16-17].

В ходе перелета на борт самолета поступила радиограмма, текст которой торжественно передали Юрию Гагарину. Это было поздравление работников Гражданского воздушного флота. Юрий Гагарин был тронут вниманием авиаторов и тут же попросил отправить им ответную радиограмму, в которой передал сердечный привет работникам воздушных дорог и поблагодарил за подарок -модель пассажирского самолета Ил-18 [11, с. 16-17].

Московский аэропорт Внуково последние приготовления к приему самолета с космонавтом начал с утра 14 апреля. Ранним утром поднялся в воздух специальный самолет. На борту его находились командир Н. Левин, старший штурман аэропорта «Внуково» Е. Сухов и старший инженер радиомаячной службы Н. Хаймович. Эта группа еще раз проверила работу всех наземных служб аэропорта.

Был составлен рассчитанный буквально по минутам график полета «Ил-18». Как только было получено разрешение на вылет, и серебристый лайнер «Ил-18» № 75717, на котором следовал Юрий Гагарин, поднялся в воздух, главная диспетчерская аэропорта «Внуково» установила с самолетом двухстороннюю радиосвязь.

Радиооператор аэропорта Внуково Н. Белякова вызывал на связь самолет с Юрием Гагариным. У аппарата был командир корабля П. Воробьев, через него журналисты «Московской правды» передали на борт корабля такой текст: «Редакция газеты "Московская правда" от имени своих читателей сердечно поздравляет Юрия Алексеевича с замечательной победой и просит передать ему пожелания доброго здоровья».

Через несколько минут на имя редакции пришла ответная радиограмма: «Юрий Алексеевич передает большую благодарность и сердечный привет москвичам». В двенадцать часов пять минут журналистам «Московской правды» была предоставлена возможность переговорить по радио с космонавтом [15].

Журналисты привели этот разговор в дословном изложении. Мы воспроизведем его полностью, как он опубликован в газете: «Здравствуйте! Как вы себя чувствуете, Юрий Алексеевич!

- Здравствуйте. Чувствую себя превосходно. Полет продолжается. Скоро будем подходить к Москве.

- Ощущаете ли вы разницу в высоте и в скорости?

- Конечно, разница чувствуется, - шутливо отвечает Юрий Алексеевич. - Есть разница между космической скоростью и скоростью самолета. Но вообще-то, как там, так и здесь, скорость есть скорость. Только вот высота разная и вид земной поверхности раз-

ный. Я думаю, 300 (цифрами - так в источнике - авт.) километров не десять километров.

- Чтобы вы хотели передать москвичам, которые с огромным нетерпением ждут вас?

- Москвичам я хотел бы передать большое спасибо за теплые слова, высказанные по отношению ко мне в печати, в письмах, телеграммах, которые приходят в мой адрес, и большой сердечный привет. Я очень жду встречи с москвичами».

... Через полчаса после посадки самолета журналисты смогли переговорить с членами экипажа самолета.

- Полет проходил отлично. Некоторое время Юрий Гагарин находился с нами в кабине. Шутил, смеялся. На память об этом рейсе Юрий Алексеевич оставил в наших полетных книжках свои автографы» [15].

А вот эти слова были написаны В. Песковым спустя 34 года после полета в космос Юрия Гагарина: «О многом бы хотелось его [Гагарина] расспросить. Но для серьезного разговора времени не было. В самолете Ю. Гагарин был нарасхват. Все хотели с ним сфотографироваться - командир корабля, стюардессы, сопровождающие лица» [16].

«Конечно, молча не сидели. Правда, разговором о полете Гагарина не стали беспокоить, боялись - "не расплескать" бы свежие впечатления. По очереди фотографировались. Потом принесли что бог послал к обеду. Вспомнили старые и свежие анекдоты. Один рассказал Гагарин: "Мастерская художника. Обнаженная модель продрогла. "Оденься, - сказал художник, и присядь выпить чаю". Сидят, пьют. Вдруг художник вскакивает: "Скорей раздевайся, жена идет.""» [17].

Вместе с тем Георгий Остроумов, как правило, точный в деталях, вспоминает, что все-таки кое-что Юрий Гагарин попробовал объяснить попутчикам о том, как выглядит Земля из космоса.

«Он показывает на линию горизонта в иллюминаторе.

- Да, говорит он, - там вот так же, как сейчас на горизонте бледно-голубая полоска, так же переходит она в синий, затем в густо-синий цвет. Но там все это ярче, контрастнее и заканчивается эта гамма густо-черным цветом.

Снова заходит разговор о звездах.

- Как летчик, я хорошо знаю небо, его созвездия. Но мне не удалось их разглядеть. Слишком быстро убегал назад небосвод. Скорость-то моя - 28 тысяч километров в час. Да и ночь у меня была короткая - минут сорок летел я над теневой стороной Земли» [9, с. 17].

Одному из авторов довелось задать вопрос о возможности наблюдать созвездия при полете космонавта по орбите нашему

космонавту-100 - Олегу Валерьевичу Котову после его третьего полета в космос, когда он уже успел совершить восемь выходов в открытый космос. В своем последнем полете он совершил совместно с космонавтом С.Н. Рязанским самый продолжительный на то время выход в открытое космическое пространство - более восьми часов. Во время пролета теневой части орбиты он иногда «отдыхал», закрепившись двумя фаллами, отвернувшись от станции, и рассматривал звездное небо. У него были более благоприятные условия для этих наблюдений, чем у Юрия Гагарина. Но и в этой ситуации, как сказал Котов, понять, какие созвездия попадают в поле зрения, практически не получается. Слишком «много» звезд удается увидеть, и выделить среди них «опорные», дающие рисунок созвездия, как правило, не получается [18].

А в случае наблюдений, которые довелось сделать Юрию Гагарину, ситуация осложнялась еще и малым полем зрения, поскольку космонавт был притянут ремнями к креслу, и не мог расположиться рядом с иллюминатором.

Возвращаясь к рассказу Г. Остроумова, приведу ответ еще на один вопрос, заданный космонавту.

- «Есть ли у вас с собой что-либо из вещей, побывавших с вами в космосе?

- Вот часы, - поднимает Гагарин руку.

Все, кто находится в салоне, тянуться посмотреть на них. Вроде бы и обычные, а на самом деле - нет: в космосе побывали! Разглядывают марку: "1-ый часовой завод". Каждый, наверное, позавидовал девушкам, которые собирали этот механизм, что отсчитывали время небывалого полета!» [9, с. 19].

Следует заметить, что в тот же день с юга в Москву для встречи Ю.А. Гагарина самолетом «Ил-18» с бортовым номером 75716 прилетели Н.С. Хрущев, член Политбюро ЦК КПСС А. И. Микоян и первый секретарь ЦК компартии Грузии В. П. Мжаванадзе [19].

На борту самолета Н.С. Хрущева находился помощник начальника Аэрофлота Цыбин, командиром корабля был Груба. С борта самолета, на котором находился Юрий Гагарин, была отправлена телеграмма с сообщением для Н.С. Хрущева о ходе перелета самолета с первым космонавтом [11, с. 16-17].

При подлете к Москве к самолету с Юрием Гагариным пристроилась семерка истребителей - почетный эскорт в воздухе. Эту эскадрилью «МИГов» вел подполковник А. Ардатьев. Причем летчики так близко летели с большой машиной, что различались их лица через остекления кабин.

О ведущем этой группы «МиГов» специальный корреспондент газеты «Правда» Н. Н. Денисов узнал, позвонив дежурному по Главному штабу Военно-воздушных сил [20, с. 132].

Дополняя рассказ о почетном эскорте истребителей, Г. Остроумов писал: «Совсем рядом плывут сверкающие на солнце машины: можно разглядеть не только лица летчиков, но и зубы, открытые улыбкой.

С борта "Ил-18" идет радиограмма: "Друзьям летчикам-истребителям горячий привет. Юрий Гагарин" Летчики шлют ответный привет». [9, с. 19].

В журнале «Вестник воздушного флота» удалось отыскать две заметки, написанные участниками этой операции. Одну подготовил подполковник А.И. Ардатьев, военный летчик первого класса, возглавлявший группу эскорта [21], другую - инженер-полковник В.А. Стегний [22], по-видимому, руководитель технической службы части, самолеты которой выполняли этот полет.

Чтобы почувствовать, как это задание воспринималось участниками, приведем некоторые фрагменты этих заметок.

Сначала слово А. И. Ардатьеву: «Меня вызвал командир и сказал:

- Будете возглавлять группу эскорта самолета, на котором полетит в Москву Юрий Алексеевич Гагарин.

Много мне приходилось выполнять разных заданий, но это было совсем особым. Дух захватило при мысли, что мне и моим боевым товарищам доверено такое почетное дело: первым из москвичей встретить первого космонавта, да не где-нибудь, а в воздухе над родным Подмосковьем. Хотелось горячо поблагодарить командование за доверие. Но эти чувства, охватившие меня, я смог выразить лишь в коротком уставном:

- Есть.

И сразу пошел к летчикам, которые входили в группу эскорта. Вместе со мной должны были лететь коммунисты Михаил Уницкий, Олег Тархов, Николай Кисаев, Павел Николаев, Михаил Герасимов и Евгений Басистов.

Я им сообщил решение командира, и мы тут же начали готовиться к полету.

На подготовку времени было очень мало, и каждую минуту хотелось использовать особенно рационально. Ведь задание-то очень ответственное. Эскортировать самолет с Юрием Гагариным на борту. Самолет человека, совершившего великий подвиг, нашего боевого товарища, который отлично выполнил задание Коммунистической партии, Советского правительства, всего советского народа. Как же мы были должны выполнить свое задание? Разумеется, только отлично.

Ожидание волнующей встречи мобилизовало наши силы.»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как оказалось, эта же группа эскортировала и самолет Г.С. Титова [23]. Состав группы эскорта упоминается и в репортаже с авиационного командного пункта. [24] Отслеживание движения группы эскорта и самолета с Юрием Гагариным вели у маршрутной карты -офицеры Н. Василенко, С. Лагуткин, В. Соколов и А. Кулаев, капитан А. Плешаков. [24]

В день прилета Юрия Гагарина - а это было 14 апреля, летчики позвонили на метеостанцию. Метеорологи успокоили - все нормально. Так уж повелось, что мы всегда отыскиваем знаменательные совпадения. Вот и А.И. Ардатьев писал: «... Словно и природа была за то, чтобы наша встреча с Юрием Гагариным в воздухе состоялась, и все прошло по намеченному плану.»

Первым взлетал сам Ардатьев, за ним его товарищи. Собравшись вместе, летчики отправляются в точку встречи. Сквозь редкие облака проглядывало солнце. Полет в районе точки встречи проходил на высоте 500 метров. Последние секунды, как заметил Ардатьев: «... на этот раз они тянутся особенно долго. Но вот вдали немного выше нас появляется точка. Она быстро растет. Это долгожданный Ил-18. Другого быть не могло. И по расчету времени, и по тому, что в воздухе не было других машин, мы все узнали самолет с Юрием Гагариным.

Я еще раз проверил время: встреча состоялась секунда в секунду, как и было намечено.»

Группа сделал разворот, и самолеты заняли свои места вокруг Ил-18 - пара слева, пара справа, и три самолета сзади, немного выше эскортируемого самолета.

«В момент перестроения в наушниках шлемофонов. мы услышали историческую телеграмму с борта Ил-18.

- Братьям-истребителям передаю горячий привет. Ю. Гагарин».

- Большое спасибо за подвиг! - ответил Ардатьев.

Уже потом на земле Уницкий рассказывал Ардатьеву, что, услышав ответ, Юрий Гагарин посмотрел в окно и приветливо помахал рукой летчикам эскорта.

Под крылом улицы Москвы, заполненные народом, но летчики держат строй.

Описывая свое состояние, Ардатьев не может удержаться от поэтического сравнения: «В эти волнующие минуты вся Москва смотрела на нас. И мне казалось, что не воздух, не могучие двигатели, а одни эти восхищенные взгляды могли удержать наши машины..»

Самолет с Юрием Гагариным совершил круг почета над Москвой, его сопровождали самолеты эскорта. Затем самолет Юрия Гагарина зашел на посадку. А самолеты эскорта должны были совершить еще один элемент этого задания.

Как только Юрий Гагарин вышел из самолета на дорожку и направился для отдачи рапорта Никите Сергеевичу Хрущеву, самолеты эскорта на бреющем полете пролетели над местом торжественной встречи.

К этой части задания летчики готовились особенно тщательно. Прежде всего был сделан точнейший расчет времени.

По команде с земли летчики взяли требуемый курс. Все ниже и ниже высота полета.

«Всего две секунды мы находись над Внуковским аэропортом, -писал Ардатьев, - но они сохранятся в памяти на всю жизнь» [21].

С Внуковского самолеты эскорта взяли курс на свой аэродром.

Много лет спустя одного из участников этого эскорта М.Н. Униц-кого попросил поделиться своими воспоминаниями журналист Н.А. Варваров [14, с. 676-677]:

«Самолет Ил-18 с Гагариным на борту мы перехватили в р-не г. Илин (К. В., Л.А. - полагаем, что это ошибка расшифровки рукописного текста - скорее всего надо читать Клин), и он взял курс на ул. Горького и Красную площадь. Заняли свои места в строю, и только после пролета Москвы в иллюминаторе я заметил знакомое по газетам лицо. Это был Гагарин. Связался по радио с командиром Ил-18 и поздравил Гагарина с благополучным возвращением на родную землю. Он поблагодарил эскорт за четкий строй и поздравления. После пролета Москвы Ил-18 взял курс на Внуково для посадки, а после его пролета Ил-18 прошел над ВВП, мы отвалили и ушли в зону. Причем Гагарин в течение полета неоднократно появлялся в иллюминаторе и жестами показывал (как все летчики) свое удовольствие нашим строем, улыбался своей замечательной улыбкой и показывал на землю - приглашал на встречу.

В момент выхода Гагарина из самолета для доклада правительству, наша семерка эскорта, в плотном строю "клин" должна была на бреющем полете пройти над ним, но так, чтобы не заглушить звуком двигателей его доклад. В этом помог командир экипажа Ил-18, с которым я имел связь по радио. За 10 секунд до выхода Гагарина на трап он передал, что космонавт готов к выходу, и нам можно выходить на прямую. Проход получился удачным и в момент, когда Гагарин вступил с трапа на ковер - эскорт на скорости около 900 км в час прошел над ним. Причем командир экипажа Ил-18 придерживал Гагарина, чтобы он не вскочил раньше времени.

Фамилии участников эскорта на фотографии: майор Николаев, майор Кисаев, капитан Картавых, капитан Куулин (К. В., Л.А. - так в источнике, но в журнале "Крылья Родины", 1962, №11, эта фамилия написана А. Куклин), капитан Галкин, майор Ткаченко, подполковник Уницкий М.Н.» [14, с. 676-677].

Правда, сам Уницкий в письме писал: «... Память в нашем деле плохая помощница. Дело в том, что летчики нашего полка постоянно участвовали в воздушных парадах над Москвой и аэродромом Тушино, демонстрировали групповой и одиночный пилотаж для иностранных делегаций и эскортировали глав государств при посещении ими Советского Союза. Мне довелось участвовать во многих эскортах, в том числе восьми космонавтов. В их числе был и летчик нашей части П.Р. Попович. Я Вам посылаю фотографию эскорта того времени. Если в ней и неточность - то буквально в 1-2 летчиках.» [14, с. 676-677]

«В определенной точке расчета нас встретил эскорт и сопровождал до посадки. Все заняли свои места, и в районе Москвы в расчетное время к нам пристроились истребители и сопровождали нас по маршруту. Мы вышли в район 4 разворота курсом 60 градусов, для более точной ориентировки были на земле разложены дымовые шашки. Прошли курсом 62 градуса над нашим аэродромом и последовали в сторону Москвы. В районе Южного порта, там была дымовая шашка, на которую мы вышли точно, полет проходил на высоте 300 метров, после этого разворот в сторону столицы. И мы прошли через Красную площадь.

От Красной площади по улице Горького. Потом Ленинградский проспект, потом в районе Министерства гражданской авиации развернулись в сторону Кубинки. Вписались в коробочку, истребители отошли, и мы выполнили посадку точно в расчетное время. Я находился после остановки двигателей на связи с руководителем группы сопровождения эскорта.

Я получил команду по рации открыть дверь, Гагарин вышел, и, пока он шел, истребители сопровождения прошли на высоте 250 метров над аэродромом и ушли на посадку, Юрия Алексеевича Гагарина встретили со всеми почестями» [14, с. 671-674].

Незадолго до посадки самолета в кабину к пилотам зашел Юрий Гагарин и сделал надписи в пилотских удостоверениях. Б. Бугаеву он написал: «Командиру корабля в память о полете. Гагарин. 14.04.61 г.». В свидетельстве Алексея Гавриловича Дубовицкого -штурмана экипажа: «Штурману - за хороший маршрут». Бортпроводницам Инессе Александровне Давыдовой и Александре Григорьевне Мельниковой Юрий Алексеевич подарил свои портреты с дарственными надписями [11, с. 16-17].

О том, кто и как готовил самолеты к этой операции, особый рассказ. Реактивные истребители к этому полету готовили техники Н.А. Бережнюк, Н.И. Сторожков, М.М. Беляев, А.М. Яковлев, А.Ф. Ильин.

Накануне был проведена тщательная подготовка летной техники, поэтому инженер-майор С.С. Муха сумел быстро организовать

работу подчиненных в день вылета. На основе указаний командира он составил плановую таблицу подготовки самолетов, проинструктировал инженерно-технический состав.

14 апреля рабочий день инженера начался очень рано - едва рассеялась утренняя дымка. Специалисты приступили к своим обязанностям.

Инженер С.С. Муха хорошо знал индивидуальные особенности каждого специалиста, которые готовили самолеты к этому вылету. Предстояло лететь на небольшой высоте над многолюдной Москвой в тесном строю, сопровождая самолет с космонавтом.

«Здесь требовалось все: и безукоризненная работа техники в воздухе, и кондиционность топлива, и умение четко, мастерски пилотировать истребители в строю. Ведь на почетный эскорт наших "мигов" смотрели руководители партии и правительства, москвичи, гости из-за рубежа и наш замечательный собрат по оружию Ю.А. Гагарин», - так писал в своей заметке В.А. Стегний.

«Следуя по маршруту, установленному единым регламентом, инженер С.С. Муха осматривает всасывающие каналы, носовую часть фюзеляжа, верхний носовой отсек, стойки шасси и т.д.» Все это проделывается с каждой машиной, все замечания летчиков, выявленные после облета, устранены.

Техники, готовившие самолеты к вылету, просили летчиков передать Ю.А. Гагарину, что «они гордятся им и желают ему новых успехов в освоении космоса!» [22]

Список литературы

1. Хрущев С.Н. Площадь Гагарина // Московские новости. - 2001. -10-16 апр. - № 15.

2. Каманин Н.П. В том памятном апреле // Московский комсомолец. - 1971. 04 апр. - № 79 (9912).

3. Волынкин Ю. Подготовка к встрече // Труд. - 1986. - 11 апр. -№ 87 (19834).

4. Советская космическая инициатива в государственных документах 19461964 гг. / под ред. Ю.М. Батурина. - М.: РТСофт, 2008. 416 с.: ил.

5. Гагарина А.Т. Память сердца. Издание второе. - М.: АПН, 1986. - 224 с.,

ил.

6. Каманин Н.П. Скрытый космос. Т. 1. - М.: РТСофт, 2013, - 760 с., ил.

7. Дубовицкий А. Г. (штурман воздушного корабля Ил-18) (его слова приводятся по записи Н.А. Варварова) // Наука и жизнь. - 1986. - № 4.

8. Цедрик К.Ф., (командующий ВВС Приволжского Военного округа) (его слова приводятся по записи Варварова Н.А.) // Наука и жизнь. - 1986. - № 4.

9. Остроумов Георгий Николаевич, Первый космонавт // Радиус видения: сб. -М.: Известия, 1981. - 224 с., ил.

10. Песков В. Первый час славы // Комсомольская правда. - 1977. - 12 апр. -№ 85 (15892).

11. Бугаев Б. На борту Ил-18 Юрий Гагарин // Гражданская авиация. - 1961. -№ 4. - С. 16-17.

12. Людям о Юрии Гагарине // Советская культура. - 1961. - 15 апр. - № 45 (1225).

13. Тарасевич Вс. Первые часы с космонавтом // Советское фото. - 1961. -№ 7. - С. 8-11.

14. Человек. Корабль. Космос. Сборник документов к 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина. - М.: Новый хронограф, 2011. - 888 с., ил.

15. Иткин Л., Фурманов Д., Самолет идет в столицу // Московская правда. -1961. - 15 апр. - № 90 (12530).

16. Песков В., Апрель за апрелем... // Комсомольская правда. - 1995. -12 апр. - № 65 (21075).

17. Песков В. День и час, когда летал Гагарин, никогда не забудутся! // Комсомольская правда в Санкт-Петербурге. - 2011. - 11-17 апр. - №14-т/14 (25665-т).

18. Слова Котова О.В. приводятся по записи Куприянова В.Н. во время встречи 18.12.2014 в Инженерном доме Петропавловской крепости.

19. Барашев П., Песков В., Пять часов с Юрием Гагариным // Комсомольская правда». - 1961. - 15 апр.

20. Денисов Н.Н. Срочно в номер. - М.: Воениздат, 1978. - 270 с.

21. Ардатьев А.И. Встреча над Москвой // Вестник воздушного флота. -

1961. - № 4. - С. 77-79.

22. Стегний В.А. Самолеты готовы // Вестн. воздушного флота. - 1961. -№ 4. - С. 79-80.

23. Волков И. В эскадрилье, где служил П.Р. Попович // Советский патриот. -

1962. - 22 авг. - № 68 (2603).

24. Конюшкова Г., Чкалов И. В московском небе // Красная звезда. - 1961. -15 апр. - № 90 (11390).

References

1. Khrushchev S.N. Ploshchad' Gagarina [Gagarin Square] // Moskovskie novosti [«Moscow News»]. 2001. 10-16 aprelya. №15.

2. Kamanin N.P. V tom pamyatnom aprele [In that memorable April] // Moskov-skiy komsomolets [Moscow's comsomolets]. 1971. 04 aprelya. №79 (9912)

3. Volynkin Yu. Podgotovka k vstreche [Preparation for the meeting] // Trud [Work]. 1986. 11 aprelya. № 87 (19834)

4. Sovetskaya kosmicheskaya initsiativa v gosudarstvennykh dokumentakh 1946-1964 gg. / pod redaktsiey Yu.M. Baturina [The Soviet space initiative in the state documents of 1946-1964, edited by Yu.M. Baturin]. - M, RTSoft, 2008, 416 s.: il.

5. Gagarina A.T. Pamyat' serdtsa. Izdanie vtoroe [Memory of the Heart, Second Edition]. M.: APN, 1986. 224 s., il.

6. Kamanin N.P. Skrytyy kosmos [The Hidden Cosmos] T. 1. - M.: Izdatel'stvo «RTSoft», 2013. 760 s., il.

7. Dubovitskiy A.G. (shturman vozdushnogo korablya Il-18) (ego slova privod-yatsya po zapisi N.A. Varvarova) [(navigator aircraft IL-18) (his words are based on the recording of NA Varvarov)] // Nauka i zhizn' [Science and life]. 1986. №4.

8. Tsedrik K.F. ego slova privodyatsya po zapisi Varvarova N.A. [(Commander of the Air Force of the Volga Military District) (his words are based on the recording of Varvarov N.A.)] // Nauka i zhizn' [Science and life]. 1986. №4.

9. Ostroumov Georgiy Nikolaevich. Pervyy kosmonavt // Radius videniya. Sbornik [The first cosmonaut] // [The Radius of Vision]. M.: Izvestiya, 1981. 224 s., il.

10. Peskov V. Pervyy chas slavy [The first hour of glory] // Komsomol'skaya Pravda [Komsomol'skaya's truth]. 1977. 12 aprelya. №85 (15892).

11. Bugaev B. Na bortu 11-18 Yuriy Gagarin [On board the IL-18 Yuri Gagarin] // Grazhdanskaya aviatsiya [Civil Aviation]. 1961. №4. S. 16-17

12. Lyudyam o Yurii Gagarine [To people about Yuri Gagarin] // Sovetskaya kul'tura [Soviet culture]. 1961. 15 aprelya. № 45 (1225).

13. Tarasevich Vs. Pervye chasy s kosmonavtom [The first clock with an astronaut] // Sovetskoe foto [Soviet photo]. 1961. №7. S. 8-11.

14. Chelovek. Korabl'. Kosmos. Sbornik dokumentov k 50-letiyu poleta v kosmos Yu.A. Gagarina [Human. Ship. Space. Collection of documents for the 50th anniversary of the space flight Yu.A. Gagarin]. - M.: Novyy khronograf, 2011, 888 s., il.

15. Itkin L., Furmanov D. Samolet idet v stolitsu [The plane goes to the capital] // Moskovskaya pravda [Moscow truth]. 1961. 15 aprelya. № 90 (12530).

16. Peskov V. Aprel' za aprelem... [April for April ...] // Komsomol'skaya pravda [Komsomol'skaya's truth]. 1995. 12 aprelya. №65 (21075).

17. Peskov V. Den' i chas, kogda letal Gagarin, nikogda ne zabudutsya! [The day and the hour, when Gagarin flew, will never be forgotten!] // Komsomol'skaya's pravda v Sankt-Peterburge [«Komsomol'skaya's truth in St. Petersburg»]. 2011. 11-17 aprelya.

18. Slova Kotova O.V. privodyatsya po zapisi Kupriyanova V.N. vo vremya vstrechi 18.12.2014 v Inzhenernom dome Petropavlovskoy kreposti [Words by Kotova O.V. are given by record. Kupriyanov V.N. during a meeting on December 18, 2014 in the Engineering House of the Peter and Paul Fortress.]

19. Barashev P., Peskov V. Pyat' chasov s Yuriem Gagarinym [Five hours with Yuri Gagarin] // Komsomol'skaya pravda [Komsomol'skaya's truth]. 1961. 15 aprelya.

20. Denisov N.N. Srochno v nomer [Urgently in number (of the newspaper)]. -M.: Voenizdat, 1978, 270 s.

21. Ardat'ev A.I. Vstrecha nad Moskvoy [Meeting over Moscow] // Vestnik vozdushnogo flota. [Bulletin of the Air Fleet]. 1961. № 4. S. 77-79.

22. Stegniy V.A. Samolety gotovy [Planes are ready] // Vestnik vozdushnogo flota [Bulletin of the Air Fleet]. 1961. №4. S. 79-80.

23. Volkov I. V eskadril'e, gde sluzhil P.R. Popovich [In the squadron where P.R. Popovich served] // Sovetskiy patriot [Soviet patriot]. 1962. 22 avgusta. № 68 (2603).

24. Konyushkova G., Chkalov I. V moskovskom nebe [In the Moscow sky]. M., «Krasnaya zvezda», 1961. 15 aprelya, № 90 (11390).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.