ВОСПОМИНАНИЯ О ЛИДИИ АЛЕКСАНДРОВНЕ БОГДАНОВОЙ
От редколлегии. 13 ноября 2003 г. не стало Лидии Александровны Богдановой — одного из старейших сотрудников Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН.
Лидия Александровна родилась 16 января 1935 г. в Москве, пережила эвакуацию, в 1955 г. поступила в Московский государственный библиотечный институт и в 1960 г. закончила его без отрыва от производства, получив специальность «библиотекарь-библиограф высшей квалификации».
Весь трудовой путь Л.А. Богдановой был связан с Фундаментальной библиотекой по общественным наукам им. В.П.Волгина (ФБОН; после 1969 г. - ИНИОН). В 1955 г. Л.А.Богданова (в девичестве — Орлова) была временно зачислена на должность помощника библиотекаря в отдел спецхранения Фундаментальной библиотеки. Затем Лидия Александровна была утверждена в должности библиотекаря и прошла весь путь (библиотекарь, старший библиотекарь, старший редактор, главный библиотекарь) до назначения в 1975 г. на должность заведующей Отделом научно-информационного обслуживания ИНИОН АН СССР.
За годы работы в ИНИОН Л.А.Богданова стала высококвалифицированным специалистом и умелым организатором в области библиотечного дела. Под ее руководством в самые короткие сроки был создан новый отдел и организована система библиотечного обслуживания в Институте, разработан комплекс научно-методических материалов и инструкций.
Л.А.Богданова принимала активное участие в работе международных симпозиумов, научных конференций, выступала с докладами на совещаниях директоров академических библиотек. Она — автор ряда статей по вопросам научно-информационного обеспечения социальных и гуманитарных наук.
Труд Лидии Александровны был отмечен несколькими правительственными наградами: в 1970 г. медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина»; в 1985 г. медалью «Ветеран труда»; в 1986 г. медалью «За трудовое отличие»; в 1997 г. медалью «В память 850-летия Москвы»; в 1999 г. медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».
* * *
В.А.ВИНОГРАДОВ* ХОЗЯЙКА ТРЕТЬЕГО ЭТАЖА
С именем Лидии Александровны Богдановой в Институте связано очень многое. Она была до конца предана библиотечному делу, которому служила почти 50 лет. Специалист высшей квалификации, добрый и внимательный человек, она внесла большой вклад в становление и развитие ИНИОН. В ее обязанности входила организация работы двух читальных залов и пяти читательских кабинетов, абонементной службы. При ее активном участии в Институте были проведены сотни выставок отечественной литературы и многочисленные целевые выставки зарубежных книг. Их значение было очень велико — они открывали многим читателям целые пласты неизвестной ранее литературы по социально-экономическим и гуманитарным проблемам.
Работа с читателями стала ее стихией. Читатели ее знали и любили, обращались со множеством вопросов и всегда находили отклик, получали совет или помощь.
ФБОН — одна из лучших библиотек в стране, и в этом большая заслуга Лидии Александровны. Ее характерной чертой была высокая ответственность в работе. Делая очень много, вникая во все тонкости
* Виноградов Владимир Алексеевич - академик РАН, советник РАН, в 1972- 1998 гг. -директор ИНИОН РАН.
библиотечного дела, она действовала быстро, но без суматохи, всегда сохраняла спокойствие. В то же время Лидия Александровна была настойчива в постановке вопросов, касающихся подчиненных ей подразделений, в защите интересов работающих в них сотрудников. В коллективе Института ее уважали, ценили, считались с ее мнением. Этот авторитет был заслуженным и непоколебимым.
В бытность мою директором, ко мне неоднократно обращались руководители Академии, ученые, представители «высоких инстанций» с просьбами найти ту или иную книгу, статью из старой газеты или журнала. Во всех случаях такие поручения Лидия Александровна воспринимала как должное и обычно задавала только один вопрос: «Когда это нужно сделать?»
Перейдя на должность советника Российской академии наук, я получил возможность полностью сосредоточиться на научной работе. Теперь стал обращаться к Лидии Александровне с личными просьбами, и всегда она находила мне нужную книгу или журнал. Особенно такие обращения участились, когда стал работать над «Воспоминаниями». Человеческая память — инструмент великий, но сохранить в ней абсолютно достоверно все события, имена и даты невозможно. Вышедшую из печати книгу воспоминаний «Мой ХХ век» я успел подарить Лидии Александровне с дарственной надписью. Без ее помощи ряд страниц в этой книге не был бы написан. Благодарность моя велика.
В моей памяти, в памяти всех сотрудников ИНИОН, многих тысяч читателей Лидия Александровна навсегда останется как человек безгранично преданный любимому делу, старавшийся сделать больше и лучше, готовый прийти на помощь без лишних слов. Я ее звал «хозяйкой третьего этажа». Трудно до конца осознать размеры утраты. После ее ухода из жизни третий этаж осиротел. Каждый раз, проходя по этому этажу, я ловлю себя на том, что ищу глазами Лидию Александровну. Такое чувство испытывают многие.
Н.И.МИХАЙЛОВА*
13 ноября 2003 г. не стало Лидии Александровны Богдановой. Лидия Александровна проработала в ИНИОН (ФБОН) почти полвека. Свой трудовой путь она начинала в Отделе специального хранения, одновременно совмещая его с учебой в Московском государственном институте культуры. В 1969 г. Лидию Александровну назначили заведующей читального зала. Мы, сотрудники читального зала, были немного обеспокоены, потому что не знали, какие перемены произойдут в нашей работе с приходом новой заведующей. По спецхрану мы знали Лидию Александровну строгой, твердой, даже казалось, что она немного сердита. Но вот настал день, когда Лидия Александровна пришла в читальный зал в качестве заведующей. Вся наша тревога мгновенно рассеялась. Перед нами предстал человек, обладающий великолепными человеческими качествами. Для всех сотрудников она стала добрым наставником, о каждом заботилась, за каждого переживала, каждому старалась помочь.
Лидия Александровна сразу вникла в работу читального зала, улучшила некоторые процессы по обслуживанию читателей, за короткое время хорошо изучила подсобный фонд открытого доступа и вскоре могла найти в нем любую книгу. Это давало возможность ответить на любой поставленный читателями вопрос.
Большое внимание Лидия Александровна уделяла внешнему виду сотрудников. Если до ее прихода мы все обслуживали читателей в синих и черных халатах, то Лидия Александровна запретила нам выходить на кафедру в этой форме. Она всегда говорила, что читальный зал — это лицо библиотеки, а лицо должно быть красивым.
Лидия Александровна учила нас работать легко, с улыбкой, чтобы каждый читатель, даже получающий отказ, был доволен.
Лидия Александровна всегда была энергичной и активной, ни одно мероприятие в Институте не обходилось без ее участия.
* Михайлова Наталья Ивановна - заведующая Отделом библиотечноинформационного обслуживания Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН.
Долгое время Лидия Александровна работала в партбюро, возглавляя производственный сектор. Постоянно к ней приходили посетители, приносили партвзносы, обсуждали какие-то проблемы, и всегда она умела выслушать всех, принять правильное и своевременное решение.
Мы помним Лидию Александровну как замечательного организатора. Особенно это проявилось при переезде в новое здание, в котором мы сейчас работаем. Здание строилось долго, часто устраивались субботники, которые Лидия Александровна превращала в настоящие праздники, вдохновляла нас, и, глядя на нее, всем хотелось работать с большей отдачей. Как много она сделала при оборудовании нового читального зала, научных кабинетов, всего третьего этажа! С большой любовью расставляла столы и стулья, старалась, чтобы все выглядело красиво, чтобы для читателей было создано максимум удобств, чтобы обстановка для научной работы было теплой, домашней.
Вместе с сотрудниками Отдела обслуживания и книгохранения Лидия Александровна принимала участие в перевозке литературы из помещения храма в Узком, где она находилась на временном хранении. Она всегда была в первых рядах, показывала пример правильной организации труда, грамотной расстановки сил.
Главной задачей Л.А.Богдановой была работа по организации обслуживания читателей. В Отделе обслуживания всегда много различных проблем, и это естественно: при общении с большим количеством посетителей всегда найдется тот, кто чем-то недоволен. Лидия Александровна могла уладить любой конфликт: умела всех успокоить, объяснить читателям причину отказов и строго и в тоже время ласково поговорить с сотрудниками. Работать в Отделе обслуживания нелегко — нас более 35 человек, в основном женский коллектив, у каждого — свой характер. Надо найти подход к каждому, и Лидия Александровна с этим всегда великолепно справлялась.
Кроме того, часто возникали проблемы с заменой сотрудников, особенно в летний период, во время отпусков. Читальные залы должны работать, несмотря ни на что. И часто Лидия Александровна сама работала на многих участках Отдела и гордилась этим, потому что как никто другой она любила свою работу. Поэтому каждое утро раньше всех она приходила в читальный зал, и мы все тянулись к ней, кто со своими радостями, кто с невзгодами.
Библиотека стала для Лидии Александровны Богдановой вторым домом, в который она вложила всю душу. Она хорошо знала работу не только своего отдела, но и всей библиотеки. Ее интересовало все: и книгообмен, и обработка книг, и расстановка карточек в предметный и алфавитный каталоги, и другие процессы.
В жизнь библиотеки Лидия Александровна вложила всю свою энергию, силы и знания. Являясь квалифицированным сотрудником, она охотно передавала свои знания и опыт молодым, оказывала большую помощь читателям в подборе литературы, давала им методические советы и индивидуальную информацию по интересующим их вопросам.
Ее талант руководителя и специалиста библиотечного дела высоко ценили сотрудники не только нашего Института, но и других учреждений, желанным гостем которых была Лидия Александровна Богданова.
Вся жизнь Лидии Александровны Богдановой — труд на благо людям. Большая любовь к своему делу, чуткое и заботливое отношение к читателям и сотрудникам Института сделали ее душой библиотеки. И нам трудно смириться с тем, что Лидии Александровны больше нет среди нас, больше нет той материнской заботы и внимания, которые дарила нам Лидия Александровна.
Но традиции, которые были заложены Лидией Александровной Богдановой, мы постараемся сохранить навсегда и передать их молодому поколению как образец трудолюбия, знания и любви к библиотечному делу.
* * *
Г.М.ВАСИЛЬЕВА* БОГОМ ДАННАЯ
Не помню, кто из великих горько пошутил: «И рождаясь, и умирая — мы делаем кому-нибудь больно!» Лидия Александровна останется с нами надолго — в памяти сослуживцев, учеников, многоты-
* Васильева Талина Михайловна — в 1980— 2003 гг. главный библиотекарь Отдела библиотечно-информационного обслуживания Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН.
сячной армии благодарных читателей. Тепло ее трудолюбивых ладоней до сих пор хранят тысячи книг и формуляров.
Мучительно долго подбирала я не затертые слова о моей Наставнице. Мне очень хотелось высказать все то, что хранит моя память сердца.
Я пришла работать под начало Лидии Александровны, можно сказать, совсем девчонкой. Неопытной, неуклюжей, и, конечно же, как начинающий «молодой специалист», побаивалась строгой «матери-наставницы» (так называли ее в шутку мои веселые коллеги). И боялась не напрасно. Лидия Александровна могла за малейший недосмотр так «пропесочить», что, как говорят мои дочки, «мало не покажется».
Но прошло время, и я поняла — зря боялась. Лидия Александровна по-матерински журила, однако зла не держала, а потому было не обидно. Очень скоро начинаешь понимать это великое значение «строгой доброты».
И вот самый «весомый и зримый» результат такого отношения к делу: несмотря на наши, мягко сказать, «скромные» оклады, в течение многих лет Лидии Александровне удавалось сохранить основной костяк коллектива. «Мы работаем за улыбку Лидии Александровны!» — пошутил кто-то из моих коллег. Но в этой шутке была солидная доля правды. Мы, в самом деле, ценили доброе слово нашей наставницы. И твердо знали: в трудную минуту можно всегда прийти к ней за помощью, которая будет оказана без ложного пафоса и лишних слов.
Кто-то однажды заметил: «У этой женщины — мужской характер». Нет, это не так. Просто у Лидии Александровны был характер человека надежного, верного, настоящего. Вот уж, поистине, Лидия Александровна как никто оправдывала свою фамилию — Богом данная.
Светлая тебе память, славная наша Лидия Александровна!
А.И.СЛИВА*
Лидия Александровна была одной из самых ярких личностей в нашем коллективе, она отдала Институту всю свою жизнь, всегда была в центре всего, что происходило в его стенах. Поэтому я даже не могу сказать, что сталкивался с ней по работе или по каким-то другим делам. Ее присутствие я ощущал всегда, а когда Отдел научнобиблиографической информации вошел в состав Фундаментальной библиотеки, наше сотрудничество, общение стали каждодневными.
У нас было много точек соприкосновения в производственной деятельности, и меня всегда поражала способность Лидии Александровны быстро сконцентрироваться на решении какой-нибудь актуальной проблемы, восхищало ее чувство ответственности за то, чем она занималась. На заседаниях Научно-методического совета Фундаментальной библиотеки, совещаниях ее руководства всегда чувствовалось, что Л.А.Богданову интересует все, что нет дел в библиотеке, которые были бы ей безразличны. Касалось ли это, разумеется, обслуживания или фондов, или комплектования, или даже выпуска библиографических указателей.
Действительно, ее интересовало все, но мне всегда казалось, что ее любимым делом была организация выставок литературы, которыми так прославился ИНИОН. Она участвовала практически во всей работе: помогала подбирать литературу, организовывала расстановку книг и журналов, сама заказывала рубрики и сама ездила за ними в типографию, договаривалась с художником об оформлении. А когда выставка открывалась, было видно, как она гордилась сделанным. И гордилась заслуженно.
Меня Лидия Александровна всегда опекала. Она приводила меня к себе, поила чаем и рассказывала о прошлом библиотеки, института. Вспоминала старых сотрудников, рассказывала о разных событиях из истории института. В этих рассказах я всегда чувствовал ее уважение к людям, хотя и говорила она иногда о конфликтных и даже драматических ситуациях.
* Слива Алексей Иванович - кандидат исторических наук, заведующий Отделом научно-библиографической информации ИНИОН РАН.
Она учила меня, я помню, как она говорила: «Не обижай сотрудников, Леша, жалей. Помоги, поддержи, подтолкни вперед».
Конечно, иногда я с ней ссорился, был недоволен ею, но Лидия Александровна так тактично и мудро все гасила, что мне всегда становилось просто стыдно.
Уход Лидии Александровны был неожиданным ударом. Она так органично, естественно существовала в институте, везде у нее был порядок, лад, что казалось — это будет продолжаться всегда, вечно. Оказалось, нет.
* * *
Г.Г.ЛАГУНИНА, Л.К.ИСАЕВА*
Много добрых и теплых слов хочется сказать о Лидии Александровне Богдановой.
Какой она осталась у нас в памяти?
Посещение Лидией Александровной нашего небольшого коллектива машбюро в большинстве случаев было связано с исполнением ее служебных обязанностей. Но каждый раз эти посещения доставляли нам радость общения с ней: она много знала, делилась своими воспоминаниями, жизненным опытом, с искренним желанием шла на помощь.
Работая в женском библиотечном коллективе, она никогда не оставалась в стороне от проблем своих сотрудниц, старалась помочь, на основе взаимного согласия решала, казалось бы, неразрешимые жизненные проблемы.
Все, что поручалось руководством Института, Лидия Александровна делала с любовью и со знанием своего дела. Свидетельством тому были целевые выставки отечественной и зарубежной литературы, в подготовку и оформление которых она вкладывала всю свою душу. Выставки всегда пользовались большим успехом и имели огромное значение для Института.
* Лагунина Галина Георгиевна, Исаева Любовь Константиновна - сотрудник Общего отдела ИНИОН РАН.
До последних дней своей жизни она была полна планов. Казалось, что ее желание жить, служить делу, которому она отдала почти 50 лет в стенах своего второго дома — ИНИОНа, не имело границ.
Внешнее спокойствие, уравновешенность, трудолюбие, уважительное отношение к окружающим снискали Лидии Александровне уважение и любовь всего коллектива Института.
Такой Лидия Александровна надолго останется в памяти всех, кто ее знал.