Научная статья на тему 'ВОСПОМИНАНИЯ О ЛИЧНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИ-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЛЕГА ВАСИЛЬЕВИЧА ДАШКЕВИЧА. К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ'

ВОСПОМИНАНИЯ О ЛИЧНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИ-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЛЕГА ВАСИЛЬЕВИЧА ДАШКЕВИЧА. К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛИЧНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИ-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЛЕГА ВАСИЛЬЕВИЧА ДАШКЕВИЧА. К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ»

научная жизнь

воспоминания о личности и педагогически-творческой деятельности олега васильевича дашкевича. к 90-летию со дня рождения

Зобков В. А.

Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, Российская Федерация

memoirs ABOuT THE PERSONALlY

AND PEDAGOGiCAL-CREATiVE ACTIVITY OF OLEG vasilievich

dashkevich. on the 90th anniversary of the birth

V. Zobkov

Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs ul. Gorkogo, 87, Vladimir, 600000, Russian Federation

В 1988 г. Олег Васильевич был приглашён на должность профессора, а потом и заведующего кафедрой психологии МГПИ им . Н . К. Крупской (в настоящее время - Государственный университет просвещения (ГУП)), которой он руководил до 2008 г. В 1996 г. ему было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки РФ» .

Олег Васильевич Дашкевич - доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации . Родился 12 февраля 1933 г. в Ленинграде в семье служащих. Отца, Василия Никифоровича, перевели на новое место работы в Москву. Семье В . Н . Дашкевича было выделено две комнаты в большой коммунальной квартире на ул . Большая Пироговская .

После окончания школы Олег Васильевич поступил в Московский медицинский институт на лечебный факультет, по окончании которого работал врачом в открытом плавательном бассейне на ул Кропоткинской, построенного на месте взорванного ранее храма Христа Спасителя .

Психология как наука заинтересовала его в период студенчества Он любил читать художественную и научную литературу, посещать книжные магазины, подолгу бывая в букинистическом отделе Из книжного магазина не уходил без покупки В его домашней библиотеке было много книг по философии, психологии, медицине, много художественной литературы, поэтических изданий Он с удовольствием слушал классическую музыку, любил

V1ZV

мелодичные песни . Его папа, Василий Никифорович, из-за болезни глаз довольно рано лишился зрения. Олег Васильевич жил недалеко от родителей и часто навещал их, читал отцу современные книги, беседовал с ним по отдельным вопросам психологии

С научной психологией Олега Васильевича свела его работа в бассейне . Любил сам поплавать, понаблюдать за спортсменами, которые приходили в бассейн на тренировки . Именно в стенах бассейна у Олега Васильевича зародилась идея, связанная с проблемой влияния эмоций на поведение и деятельность спортсмена. Для научного обоснования этой идеи он поступил в аспирантуру при кафедре психологии ГЦОЛИФК . В 1969 г. Олег Васильевич году защитил кандидатскую диссертацию (научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Ольга Александровна Черникова), работал в лаборатории психологии спорта ГЦОЛИФК, затем - в лаборатории психологии спорта и психогигиены ВНИИФК, входил в состав комплексной научной группы и был практическим психологом в сборной команде СССР по современному пятиборью .

По завершении деятельности спортивного психолога Олег Васильевич перешёл на должность старшего научного сотрудника лаборатории профориентации НИИ АПН СССР

Работа в НИИ АПН СССР требовала осуществления научно-исследовательской деятельности, которую он выполнял с удовольствием Несмотря на большую занятость по основной работе, Олег Васильевич продолжал обобщать эмпирический материал по эмоциональной регуляции деятельности, протекающей в экстремальных

условиях Он любил читать и перечитывать труды С Л Рубинштейна, А . Н . Леонтьева. Следует отметить, что работы С Л Рубинштейна он изучал более тщательно, акцентируя внимание на эмоциональном компоненте деятельности Обычно он занимался чтением по вечерам, после работы На территории парковой зоны Новодевичьего монастыря, недалеко от его дома, он любил проводить свободное время, и в зрелые годы не уставал делать по утрам небольшую пробежку по дорожкам парка, вокруг пруда

В 1985 г. Олег Васильевич защитил докторскую диссертацию на кафедре общей психологии МГУ на тему «Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях» . По высказываниям Олега Константиновича Тихомирова, профессора, заведующего кафедрой общей психологии МГУ, О В Дашкевич разработал новый подход к исследованию эмоций человека

Творческий потенциал О В Дашкевича проявился также в создании инновационных лабораторных моти-вационно-результативных методик (МР-1; МР-2; МР-3) . Эти методики, копируя условия естественной деятельности, позволяют в лабораторных условиях изучать основные компоненты личности и деятельности: мотивацию, самооценку, целеполагание, уверенность в ситуациях успешной и неуспешной результативности, исходный уровень притязаний и уровень притязаний в различных ситуациях, моделируемых в методиках

Методика МР-1 нашла применение в медицине при диагностике первичных форм сердечно-сосудистых заболеваний Приходится сожалеть о том, что в практике психологической диагности-

ки развития и формирования личности его методики не нашли достаточно широкого применения Следует отметить, что в психодиагностике личности и деятельности лабораторные методики используются редко, основной упор при сборе эмпирического материала делается на анкетных методиках, даже наблюдение как основной метод психодиагностики и сбора эмпирического материала недостаточно используется и применяется

Работая в ГУП, Олег Васильевич раскрыл свой личностный и научный потенциал как преподаватель высшей школы На лекционных занятиях он говорил просто о сложном, опираясь на практические примеры из жизни людей . Его голос был спокойным, темп речи - размеренным, что позволяло студентам не только слушать, но и письменно фиксировать текст лекции На реплики и вопросы реагировал с проявлением такта и уважения к спрашивающему

Он постоянный участник конференций, симпозиумов, съездов по психологии спорта Его доклады по проблемам психической регуляции деятельности, протекающей в экстремальных условиях, по психологии формирования личности спортсмена всегда привлекали внимание слушателей Он умел просто и доступно объяснить сложные вопросы психорегуляции психических состояний, развития и воспитания личности

В процессе слушания докладов других участников конференции Олег Васильевич быстро, непринуждённо и точно делал наброски портрета выступающего Вероятно, эта личностно-психическая особенность свойственна талантливым людям

Он тщательно готовился к лекцион-но-практическим занятиям, к выступлениям на конференциях. Цитаты, которые надо было приводить в процессе выступления, он выписывал на карточки и, ходя по аудитории (любил не стоять за кафедрой и говорить, а ходить), приводил цитаты дословно Насыщенность его выступлений теоретическими и практическими данными вызывали всегда повышенный интерес у слушателей, будь то студенты или участники конференций, что и характеризовало его интеллектуальные и педагогические способности

Олег Васильевич любил работать с аспирантами, соискателями учёной степени Для проведения этой работы он не жалел свободного времени Он, как правило, приглашал аспирантов к себе на квартиру, заваривал чай, приносил сладости и в непринуждённой обстановке обсуждал с аспирантом содержание его работы При этом он ненавязчиво советовал и предлагал где-то повысить содержательную, исследовательскую, практическую часть работы или давал такие рекомендации, которые позволяли соискателю по-новому взглянуть на исследуемую проблему. Аспиранты (соискатели) всегда уходили от него мотивированными на продолжение исследовательской работы

За время научной и преподавательской деятельности О В Дашкевич участвовал в подготовке более тридцати кандидатов наук и двух докторов психологических наук

Ученики и последователи вспоминают о нём как о незаурядной разносторонней личности Педагог, великолепный лектор, учёный-психолог, научный организатор, художник, кулинар - вот

V1ZV

далеко не полный перечень тех направлений, в которых Олега Васильевича по праву можно было считать профессионалом высокого уровня

Обобщая описание личности и деятельности профессора О . В . Дашкевича, укажем на то, что в структуре его личности доминировали качества / черты интеллектуально-волевого компонента, в котором ведущую позицию занимали познавательная активность, самостоятельность и инициативность как содержательные характеристики творческой активности, поиск нового, необычного в научной и повседневной жизни Качества / черты интеллектуально-волевого компонента активно транслировались в окружающую Олега Васильевича и создаваемую им самим творческую среду В процессе общения он не использовал иностранные выражения, а придерживался реализации принципа связи мышления-понимания и мотивацион-ных эмоций . Это делало его сообщения интересными и поучительными для любого круга слушателей Спокойный и ровный тон его речи всегда способствовал созданию положительной эмоциональной обстановки, располагал к слушанию и усвоению . Эмоции как бы находились не только в нём, выступая регуляторами его поведения и взаимодействия с другими людьми, но и проникали в души общающихся с ним, создавая атмосферу познавательно-творческой активности Такая

индивидуально-специфическая система взаимодействия с людьми помогала спокойно решать организационные вопросы Его трудолюбие и научный подход к решению насущных проблем, возникающих перед коллективом, возглавляемым им, всегда отличались продуктивностью

Принципы общения, описанные В . П . Зинченко, и сегодня действенны и реалистичны, они в полной мере характеризуют систему взаимодействия с учениками О В Дашкевича: «Не стесняйся признаваться в своём невежестве Не скупись на похвалы ученика и не принимай их от ученика Признай в ученике человека, и он сам найдёт своё призвание, а потом получит признание других Помни, что стопроцентное понимание в принципе невозможно Оставляй степени свободы для понимания и непонимания Ученик способен додумать, в том числе и за тебя»

Одна из аспирантов Олега Васильевича сказала о нём так:

«Профессор Дашкевич - это научное имя;

профессор Дашкевич - это научная школа;

профессор Дашкевич - это друг с большой буквы;

профессор Дашкевич - непритязательная в быту и очаровательная в общении Личность с таким спектром способностей и потенциалом возможностей, каким отмечены избранные!» .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Зобков Валерий Александрович - бывший аспирант О. В. Дашкевича, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики, Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н . Г. Столетовых, заслуженный работник высшей школы РФ; e-mail: zobkov@gmail. com; ORCID: 0000-0002-7517-406X

V175y

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Valeriy A. Zobkov - Former Postgraduate Student of O . V. Dashkevich, Dr. Sci . (Psychology), Prof. , Prof, of the Department of Psychology of Personality and Special Pedagogy, Vladimir State University named after A . G . and N . G. Stoletovs, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation;

e-mail: zobkov@gmail. com; ORCID 0000-0002-7517-406X

Зобков В. А. Воспоминания о личности и педагогически-творческой деятельности Олега Васильевича Дашкевича. К 90-летию со дня рождения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. № 1. С. 172-176.

Zobkov V. A . Memoirs about the personality and pedagogical-creative activity of Oleg Vasilievich Dashkevich . On the 90th anniversary of the birth . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences, 2023, no. 1, pp . 172-176.

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.