Научная статья на тему 'ВОСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛИ РОССИЙСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СИСТЕМОЙ Е-LEARNING? Размышления после выставки'

ВОСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛИ РОССИЙСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СИСТЕМОЙ Е-LEARNING? Размышления после выставки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛИ РОССИЙСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СИСТЕМОЙ Е-LEARNING? Размышления после выставки»

I и информационные

технологии

□Т РЕДАКЦИИ:

В конце мая в Москве прошла Международная конференция по е-1еагптд (дистанционному обучению). На ней были проанализированы мировые тенденции роста сектора этого вида обучения, его новые возможности и формы, экономическая эффективность по сравнению с очным образованием. Особое внимание вызвали доклады, в которых анализировался корпоративный опыт использования е-1еагптд в России.

Нас прежде всего интересовал вопрос применимости е-1еагптд в здравоохранении. Ведь очевидно, что при жестком графике работы врача и уровне бюджетного финансирования медицинских учреждений, возможность поехать в крупный учебный центр и провести там минимум неделю на тренинге или семинаре предоставляется единицам наших коллег. Вместе с тем о желании повысить свой уровень компьютерной грамотности, например, сообщали 42% опрошенных нами врачей. Выделить два часа в неделю и на своем рабочем месте в тесном взаимодействии с преподавателем за месяц стать уверенным пользователем персонального компьютера - это ли не идеальное решение проблемы?

Генеральный директор компании «Новый диск» Борис Гэршуни предложил осуществить пилотный проект в одном из столичных ЛПУ и предоставить 50 врачам возможность пройти несколько образовательных курсов. О результатах этого эксперимента мы расскажем на страницах журнала.

Приглашаем всех заинтересованных поделиться с нами своим опытом (или сомнениями) по поводу совместимости е-1еагптд и российского здравоохранения.

Р.О.БРИЛЛИАНТОВА,

главный специалист НПО «Мединформ»

В.ИНКЕЛЕС,

менеджер е-1еагп1пд Проектов

ВОСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛИ РОССИЙСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СИСТЕМОЙ Е-LEARNING?

Размышления после выставки

По данным аналитических агентств США, к 2015 году 60% рабочих мест будут требовать специализированного обучения 10% в 2002 году). В связи с этим приобретает все большее распространение новая форма дистанционного обучения е-!еагп1пд - интерактивная си© Р.О.Бриллиантова, 2004 г.

стема электронного обучения через Интернет или Интранет. Вообще, понятие «электронное обучение» включает в себя такие методы обучения, при которых передача знаний осуществляется с помощью технологий. Поэтому обучение с помощью СЭ, даже в локальных версиях, также относится к

Дистанционное обучение

www.idmz.ru

е-1еогп1пд. По некоторым прогнозам, к 2005 году доступ к сети Интернет в мире будут иметь около 1 млрд. человек.

Оп-!те-обучение может быть использовано как для повышения квалификации, так и для получения основной профессии. В настоящее время это в основном последипломное образование, однако, нарастает тенденция к тому, что студенты могут, наряду с дипломом об основном образовании, одновременно получать сертификат об окончании курсов по системе е-!еогп1пд.

Дистанционное образование (ДО), по сути, является гибридом очной и заочной форм обучения. С заочной формой его сближает удаленность преподавателя и ученика. С очной - индивидуальность, наличие учебного плана и возможность общаться с педагогом-компьютером - в специальном чате и путем видеоконференций. Удобством для ученика является возможность выбора темпа и последовательности изучения предметов. Какие-то из них, рассчитанные на годовой курс, можно изучить за один семестр, другие, наоборот, растянуть на 2 года.

Эта форма образования заинтересует в первую очередь, регионы, страдающие от образовательного «голода» и недостатка квалифицированного преподавательского состава. Здесь уместно будущее время, так как компьютеризация в России оставляет пока желать лучшего. Ведь для того, чтобы достичь уровня хотя бы такой страны, как Венгрия, где на 9 учащихся приходится 1 компьютер, потребуются вложения в 1,5 млрд. долларов; сегодня в России это соотношение составляет 113 человек на 1 компьютер (исследования Всемирного банка).

Недавно Всемирный банк утвердил кредит в размере 100 млн. долларов на первый этап кредитной программы на общую сумму 300 млн. долларов, чтобы помочь России осуществить проект поддержки электронного обучения. Проект носит инновационный характер и направлен на развитие программ «Электронное образование» и «Электронная Россия». Общая стоимость первого, четырехлетнего этапа проекта составляет 145,44 млн. долларов, из

№7, 2004

которых 100 млн. выделит МБРР, а 45,44 млн. обеспечит РФ по встречному финансированию.

Программа ставит целью создать сеть региональных и муниципальных межшкольных ресурсных центров в Хабаровске, Красноярске, Перми, Челябинске, Карелии, Калуге и Ставрополе, подготовить учебные материалы и учителей в области использования информационных и коммуникационных технологий в школьном образовании.

Интересно, что в Японии в рамках общегосударственной программы открывается первая средняя школа («Атмарк лернинг» в г.Микава, префектуры Исакава), где ученики будут получать образование исключительно через Интернет. Это первое учреждение, в котором учащиеся смогут получить исключительно виртуальное образование.

ЧТО ТАКОЕ Е-ЬЕАРМ1МВ В РОССИИ СЕГОДНЯ?

На одну треть - это обучение 1Т-технологиям (на уровне начинающих пользователей и профессионалов) и на две трети - бизнес-курсы от подготовки менеджеров продаж до уровня топ-менеджмента. Школа высшего образования пока использует этот ресурс мало.

Своими виртуальными порталами сегодня обладают не более десятка учебных заведений: Российский университет Дружбы народов, Современный гуманитарный университет, РЭА им. А.Л.Плеханова, Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.И.Баумана, факультет ВМК МГУ им. М.И.Ломоносова, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Тюменский ГУ (работает над созданием аспирантуры ДО), Волжский ГУ, Уральский ГУ.

Для сравнения: более 200 университетов США предлагают дистанционное обучение. В 2004 году им будут обладать уже 90% колледжей Америки. Как и все другое, здесь это и большой бизнес. ДО США получает значительную поддержку государства, обусловленную совокупным дефицитом и дороговизной традиционного образования

>

гчшш

ЬЛ1

и информационные

технологии

(к 2005 году затраты на ДО составят 12 млрд. долларов). Сейчас оборот всего рынка ДО в США составляет 4,5 млрд. долларов (в России этот показатель в сфере образования - 500 тыс. долларов, в корпоративном секторе - 9,13 млн. долларов в год).

Мировой рынок ДО прирастает в основном за счет США. В 2002-2003 гг. около 350 тыс. американцев, обучающихся дистанционно, заплатили учебным заведениям 1,75 млрд. долларов в год, а к 2006 году дистанционно будут обучаться уже 5 млн. американских студентов. Однако лидерство в этой области может в скором времени перехватить Индия: по предварительным оценкам, емкость рынка е-!еагп1пд к концу 2004 года вырастет до 23 трлн., а к концу 2009 года - до 182 трлн. долларов.

Работникам здравоохранения будет, наверное, интересно узнать, что на базе Академии управления «Татарский институт содействия бизнесу» («ТИСБ») открыт Межрегиональный центр дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Татарстане накоплен богатый опыт в этой сфере образования - уже 2 года существует федеральная экспериментальная площадка для дистанционного образования инвалидов.

В Европе ДО очень динамично развивается в Италии, уступая лишь Великобритании и Германии. Великобритания планирует направить свои оп-Ипе-ре-сурсы не только на внутренний, но преимущественно и на внешний рынок. Британские ВУЗы ожидают, что новый web-проект ике-и будет на 80% востребован именно иностранными студентами. Обучение планируется по семи направлениям, включая научные технологии, бизнес и менеджмент, стоимость любого курса составит не менее 1,5 тыс. фунтов в год.

Российский корпоративный рынок е-!еагп1пд представлен такими известными предприятиями «большого» бизнеса, как «Русский алюминий», «Северсталь», «Газпром», «Норильский никель», «Сибнефть», «Юкос», «УралСиб» (бывший «НикОйл»), «Вымпелком», «БиЛайн», ЦБ РФ, Сбербанк РФ, банк «Русский стандарт», Министерство по налогам и сборам РФ, всего более 30 ком-

паний. Обучение сотрудников проводится через Интранет, без выхода в глобальную сеть.

Предприятия привлекают в ДО 5 основных преимуществ:

1. Дешевизна: оп-Ипе обходится на 40-60% дешевле традиционных методов обучения, не требует командировочных расходов на выезд тренинг-менеджеров и преподавателей.

2. Доступность: с каждого рабочего места, в удобное время, оперативно.

3. В центре образовательного процесса - обучаемый: неограниченный выбор информации о курсах, подача материала в наиболее желательном ритме и последовательности.

4. Многократное использование одного и того же материала, возможность разделить его на отдельные блоки и интегрировать в различные курсы.

5. Способ сохранения знаний, которые не смогут больше «покинуть» учебное заведение или предприятие вместе с уходом их «носителя».

В настоящее время крупные российские фирмы, сделавшие ставку на е-!еагп1пд, располагают библиотеками из 20-50 курсов (компания РЬШрз, например, имеет 2300 модулей около 8500 электронного обучения). Сначала фирмы заказывали контент (наполнение) для своих курсов отечественным разработчикам. Однако из-за отсутствия опыта у российских преподавателей содержание обучающих программ нередко отстает от современности, российские решения редко бывают масштабируемыми, зачастую опираются на не совсем корректные модели. Заказывая контент западным разработчикам, фирмы также сталкиваются с рядом проблем.

Например, известный производитель контента БкШБоЙ (покрывающий рынки стран Европы, Азии и Африки) продает лицензии на свои курсы на ограниченный срок. Так, использование 75 курсов в течение 3 лет 50 пользователями обойдется более чем в 20 тыс. долларов. Библиотека курсов обновляется ежегодно. БкШБоЙ продает вместе с продуктом свои услуги, гарантирующие успешность внедрения их е-!еагп1пд решений, что максимально

F4I

www.idmz.ru hil

важно для определения ROI. Более того, это самая максимальная цена за один курс. Обычно корпорации, ВУЗы приобретают гораздо больше 75 курсов, и цена за один курс для одного пользователя достигает даже 0,01$ за один курс).

Вторая проблема - проблема локализации. Кто должен за нее платить - производитель или заказчик? Ведь основные затраты идут не на русификацию, а на оплату лицензии на программное обеспечение (ПО).

Поэтому заказчики охотнее покупают готовые решения, несмотря на решимость отечественных фирм-производителей, к созданию новых методик. Такие российские производители, как WebSoft, CSSeTrain, «Новый диск» предлагают курсы собственного производства.

Помимо этих компаний, необходимо назвать старейших участников рынка e-learning в России: «Академию АйТи» и «REDCENTER», а также начинающую фирму «RRC». По оценкам «Академии АйТи», рост отечественного рынка IT в 2003 году составил 30-60%, доля дистанционного обучения в нем -17%. В 2004 году ожидается увеличение доли ДО в два раза. Средний российский учебный центр обучает сегодня от тысячи человек в год. Заметно продвижение ИТ в регионы: учебные центры открывают свои филиалы в крупных городах с развитой ИТ-инфраструктурой: Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Волгограде, Красноярске, Новосибирске и т.д. Ареал «Академии АйТи» охватывает не только российские города, но и Украину.

Развитие ДО в России в ближайшие годы активизируется, слишком очевидна экономическая выгода для ВУЗов и корпораций. Однако широкое распространение оно получит только тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности, хорошие телекоммуникационные каналы - и в первую очередь в провинции, на которую и рассчитана данная форма обучения. Но нужно понимать, что e-learning - ни в коем случае не замена аудиторному образованию. Считается, что электронное обучение эффективно тогда, когда оно используется в качестве дополнения, обогащающего

№7, 2004

традиционный образовательный процесс (ведь ничто не заменит живого общения) и замещающего 4060% педагогического материала, то есть рекомендуется смешанный тип подачи материала, сочетающий ДО и аудиторные занятия, лабораторные работы. Правда, есть удачный опыт внедрения ПО для лабораторных работ - это NetLab от CiscoSystem, считающийся производителем лучшей системы e-Learning.

Данная система позволяет дистанционно подключаться к сетевому оборудованию для проведения лабораторных работ. Программа «Сетевая Академия Cisco» стартовала в США в 1997 году для поддержки некоммерческих университетов. Сегодня сетевые академии Cisco созданы в 152 странах мира (более 10 тыс. университетов), обучают 458 тыс. студентов, привлекают более 20 тыс. инструкторов. За последние годы подготовлено более 1,5 млрд. выпускников. Переведена на 9 языков, кроме русского. Применяется в Уральском ГУ, всего по стране 12 академий. Дает возможность за 4 семестра овладеть навыками работы с сетевым оборудованием. Есть также базовые курсы компьютерной грамотности, основы web-дизайна и т.п. Где бы ни был локальный сервер, окончательное тестирование проводится на сервере в США, сертификат признается во всем мире.

Зарубежные компании сами готовы инвестировать средства во внутрикорпоративные системы ДО, в первую очередь это известные компьютерные фирмы IBM, Compaq Computer и Hewlett-Packard, но появились среди них и учреждения здравоохранения.

Являясь одним из крупнейших работодателей в Европе, Служба здравоохранения Великобритании NHS проводит политику поддержки образования своих сотрудников для улучшения работы с клиентами. Компания реализует проект развития лидерских навыков у медсестер. Принимали участие около 35 тыс. медсестер. Создан Интернет-сайт, включающий более 1700 модулей: по бизнесу, менеджменту, лидерству и еще 21 направлению. Контент разработан компанией SkillSoft, подготовлена группа профессионалов для самостоятельного измене-

>

W-ЩШШ kJH

и информационные

технологии

ния курсов. Это позволило NHS приобрести гибкую систему по цене готового ПО.

Стоимость каждого курса электронного обучения оценена в 0,52$, доступ к ним предоставляется бесплатно.

Исследования выявили много интересных фактов. Уже на 3-и сутки функционирования сайта образовалась очередь. Средний возраст добровольцев составил 41 год, 10% из них были старше 50 лет.

На прохождение одного курса затрачивалось в среднем 25 минут.

Несмотря на большой интерес к курсам и применение на практике приобретенных навыков, сотрудники неохотно проходили аттестацию после окончания курса, а предпочитали одноразовое восприятие небольшого цельного куска информации.

Наиболее популярные предложения пользователей: упростить доступ к информации, организовывать больше встреч, предоставлять информационную поддержку, а также повысить скорость коммуникации. После пробного проекта менеджерами NHS сделаны следующие выводы:

♦ электронное обучение привлекает людей разных возрастных групп и пользуется спросом у врачей-профессионалов NHS в Великобритании и за ее пределами;

♦ развитие лидерских навыков заинтересовало всех - от руководителей до стажеров;

♦ электронное обучение интересует как источник личностного развития и лишь для 25% - как источник карьерного роста;

♦ основная характеристика электронного обучения в том, что оно бесплатно и в идеале предполагает аттестацию;

♦ облегченное электронное обучение, где есть учитель и класс, не намного эффективнее автоматизированного элетронного обучения.

Сейчас NHS проводит второй этап ДО, в который вовлечены 40 тыс. сотрудников. Модифицированы и запущены более 50 курсов по развитию лидерства, культуре проявления эмоций, выходу из стресса, распределению времени, работе с про-

ектами, общению с трудными людьми, выходу из конфликтных ситуаций. Интерес к курсам проявляют также люди, не работающие в NHS: врачи, клиенты, работники смежных профессий.

Американская компания Sun Health-care Group, оказывающая медицинские услуги (годовой оборот 3 млрд. долларов), создала собственную систему обучения сотрудников, работающих в 614 отделениях этой фирмы по всему миру.

Таким образом, компания не только существенно сократила свои затраты на обучение, но и повысила его качество.

Что касается возможности использования e-learning в системе здравоохранения России, казалось, об этом пока можно только мечтать. Однако Борис Гершуни, генеральный директор компании «Новый диск», крупнейшего в России разработчика, издателя, локализатора и дистрибьютора мультимедийного программного обеспечения, предложил осуществлить пилотный e-learning проект , участниками которого станут 50 врачей одной из столичных ЛПУ. Им будут предоставлены доступы к учебным ресурсам: курсам, обучающим навыкам по работе с основными компьютерными программами, курсам для руководителей высшего и среднего звена и образовательным и энциклопедическим мультимедийным продуктам для медицины и здравоохранения.

Таким образом, первый шаг к e-learning в здравоохранении России будет сделан в 2004 году в Москве. Ориентировочно пилот будет длиться 3 недели, на протяжении всего времени специалисты «Нового Диска» будут оказывать техническую и информационную поддержку пользователям. По окончанию проекта будут предоставлены результаты, основанные на автоматической отчетности программ и на индивидуальных оценках каждого из участников тестирования.

Надеемся, что успешность таких начинаний приведет к глобальному внедрению и успешному применению дистанционного обучения в системе здравоохранения РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.