ТЕМА 1
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
УДК 378.046.4
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ^^БАРМШС) В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Махов Станислав Юрьевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВО «<Приокский государственный университет»
г. Орел, Россия
ELECTRONIC LEARNING (E-LEARNING) IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor of the department «Tourism, recreation and sport» Federal public budgetary educational institution of the higher education
«(Prioksky state university», Orel, Russia
Аннотация. Для абсолютного большинства категорий специалистов получение дополнительного профессионального образования становится актуальным и востребованным явлением. Желающим повысить свой профессиональный и образовательный уровень или вообще сменить сферу деятельности, предлагается множество курсов, тренингов и семинаров, которые охватывают достаточно много специализаций в различных областях.
Summary. For the vast majority of professional categories, obtaining additional professional education is becoming important and popular phenomenon. Those who wish to improve their professional and educational level or to change the scope of activities, we offer a variety of courses, trainings and seminars, which cover quite a lot of specializations in various fields.
Актуальность. Развитие и широкое внедрение информационных технологий оказывает трансформирующее воздействие на все области современной жизни, включая сферы политики, экономики, науки, образования. Главной ценностью современного мира являются информация и знание. Информация и знание становятся определяющим экономическим фактором, а также важнейшим национальным ресурсом, который в значительной степени определяет благосостояние государства.
Всю свою жизнь мы приобретаем знания и повышаем свой образовательный уровень. При этом знания - это не только то, что дают нам книги, телевидение, школа, вуз, но и то, что мы получаем и используем в процессе работы и общения с людьми, накапливая жизненный опыт. Знания - это нечто большее, чем и данные, и информация. К знаниям также относятся: убеждения и моральные ценности; идеи и изобретения; суждения; навыки и профессиональные познания; теория и практика; правила; отношения; мнения; понятия; прошлый опыт. Все вышеперечисленное мы используем для того, чтобы превратить информацию в знания.
Сегодня все большее распространение получает идея «бизнес-образования». Для абсолютного большинства категорий специалистов получение дополнительного профессионального образования становится актуальным и востребованным явлением. Желающим повысить свой профессиональный и образовательный уровень или вообще сменить сферу деятельности, предлагается множество курсов, тренингов и семинаров, которые охватывают достаточно много специализаций в различных областях. Выбирая ту или иную программу повышения квалификации или профессиональной переподготовки, кто-то хочет закрепить с помощью практических тренировок полученные академические знания, другие, пытаются посмотреть на накопленные навыки и компетенции немного под другим углом, третьи желают сменить вид своей деятельности.
Большинство компаний стараются привлечь в свои ряды специалистов с опытом работы в аналогичной должности, чтобы потерять как можно меньше драгоценного времени на их обучение. Однако не всем удается заполучить требуемое количество таких работников, а постоянно повышать зарплаты сотрудникам, чтобы не потерять их, работодатели позволить себе не могут. Вариантом выхода из сложившейся ситуации является обучение и развитие собственных работников для повышения их мотивации и лояльности к компании. Именно поэтому очень многие работодатели сегодня организовывают свои образовательные и учебные центры для обучения всем нюансам как стажеров, так и специалистов.
Прохождение качественных краткосрочных образовательных программ, как правило, свидетельствует о стремлении специалиста повышать свой профессиональный уровень. Многие специалисты по тем или иным причинам решают кардинально сменить сферу деятельности. Для освоения новой профессии им нужно получить некоторые теоретические знания и отработать их на практике. Этого можно достичь с помощью различных курсов и семинаров. Считается, что краткосрочное образование быстрее дает ощутимые результаты.
Дополнительное профессиональное образование также просто необходимо для новых специальностей и специальностей, где происходят постоянные изменения или стремительное развитие технологий. Многие профессии требуют от специалистов постоянного повышения квалификации, они должны быть в курсе всех изменений, современных тенденций и нововведений. Нередко наличие аттестата является
обязательным при приеме на работу. Многие крупные компании самостоятельно отправляют новоиспеченных сотрудников на получение дополнительного профессионального образования за корпоративный счет.
На сегодняшний день сфера дополнительного профессионального образования и сектор платных бизнес-образовательных услуг уже достаточно широко развиты, хотя спрос, даже платежеспособный, как показывают исследования, далеко не насыщен. И в то же время потребитель (организация или индивид, обладающий определенными средствами) достаточно осмотрителен и хочет получить образовательный проект, полноценный с точки зрения критерия «затраты -эффективность».
В свою очередь, образовательное учреждение, начиная те или иные программы, хочет получить реальный эффект, как экономический, так и социальный. Следует сознавать, что, принимая решение о начале образовательной деятельности по той или иной модели, необходимо осознанно учитывать наличие факторов, способных создать благоприятные условия и конкурентные преимущества образовательному учреждению.
В 2015 г стоимостный объем рынка дополнительного профессионального образования в России вырос на 18,5%, до 231,4 млрд. руб. Рост выручки обеспечивался увеличением натурального объема рынка и повышением цен на услуги.
В 2015 г натуральный объем рынка дополнительного профессионального образования в России вырос на 4,8%, до 50,9 млн. академических часов. По оценкам BusinesStat, в 2014-2017 г.г. натуральный объем рынка дополнительного профессионального образования вырастет на 36% и достигнет 74 млн. академических часов. Увеличение рынка будет обеспечиваться за счет роста активности граждан в удовлетворении профессиональных образовательных потребностей, развитию государственно-частного партнерства в отрасли, увеличению объема инвестиций в отрасль.
В 2015 г средняя цена услуг дополнительного профессионального образования выросла на 9,3% и составила 194,2 руб. с чел за академический час. Основной причиной увеличения цен является активное развитие частного сектора дополнительного профессионального образования. Кроме того, растут затраты на заработную плату персонала и аренду помещений.
Рынок спортивно-оздоровительных (фитнес) услуг еще далек от насыщения. Спрос удовлетворен всего на 60-70%. Острый дефицит квалифицированных тренеров сдерживает развитие рынка. Тренеров, готовых немедленно приступить к работе, на рынке труда просто нет.
Вузы предоставляют работников близких специальностей. Но, выпускники профильных факультетов - это либо профессиональные спортсмены, либо преподаватели физкультуры, ориентированные на работу в образовательных учреждениях, где подход к подопечным принципиально отличается от того, который принят в фитнес-центрах.
Проблему повышения квалификации тренеров отчасти решают многие государственные и негосударственные учебные центры дополнительного образования, в частности, устраивают семинары и тренинги для сотрудников фитнес-центров. В основном это бывают краткосрочные (несколько дней) тренинги для молодых специалистов, где опытные столичные и местные тренеры дают
мастер-классы. Но сами игроки рынка считают подобные мероприятия неэффективными.
Качественное обучение тренера занимает как минимум год, а краткосрочные тренинги, организованные учебными центрами, не приносят отдачи. Подобные мероприятия нельзя называть обучающими. Эти семинары - демонстрация достижений опытных тренеров, а не подготовка начинающих специалистов.
В настоящее время многие фитнес-центры начинают решать кадровые проблемы самостоятельно. Начали готовить специалистов для себя внутри компании. Подходы к обучению персонала различаются. Сетевые игроки держат в штате преподавателей. К примеру, в управляющей компании «СитиФитнес» есть сотрудники-методисты по разным направлениям тренинга. Они выезжают в регионы, учат тренеров на местах. Последние по окончании курсов проходят тесты. И только после этого приступают к работе. Фитнес-клуб «Верх-Исетский» отправляет своих тренеров на московские долгосрочные курсы. При этом клуб оплачивает 50% стоимости обучения. Оставшуюся часть вносит сам сотрудник. Чтобы будущий тренер получил базовые знания и навыки, необходимые для работы, потребуется один год.
Пока затраты на подготовку тренеров себя оправдывают - лучше оплатить обучение работника, чем потерять потенциальных клиентов, говорят специалисты. Тем не менее, операторы рынка надеются, что со временем в регионах появятся специализированные организации, занимающиеся подготовкой кадров для фитнес-клубов, либо колледжи и вузы введут соответствующие программы.
Основные выводы:
- В последние годы рынок образовательных услуг претерпевает качественные изменения, главную роль в которых играет Болонский процесс.
- Лидирующее место на рынке образовательных услуг занимает Москва. В настоящее время в Москве 112 государственных вузов и более 250 негосударственных.
- Повышению качественного уровня образовательных услуг способствует демографическая ситуация в стране, особенно ее прогнозирование на ближайшие несколько лет. Как следствие следует ожидать повышения конкурентной борьбы между вузами. Это коснется двух показателей: качества образования и востребованности на рынке труда выпускников.
- Одной из самых актуальных проблем для негосударственного сегмента рынка образовательных услуг остается отсутствие четкой нормативной базы и барьеры со стороны государства при лицензировании учебных заведений.
- Одной из самых перспективных форм развития образовательных услуг является не так давно появившееся направление - дистанционное обучение, которое позволяет сделать услуги качественного образования более доступным и открывает новые перспективы как для потребителей, так и для продавцов, получить желаемое образование, не выходя из дома.
В целом, взгляд на систему образования как на рынок образовательных услуг, где встречаются продавец и покупатель, еще находится в стадии формирования. Потребитель пока не может в полной мере воспользоваться предоставленными правами. Продавец же пока не готов в полной мере мобильно и адекватно реагировать на образовательный запрос общества.
Дистанционное электронное обучение (e-learning).
Электронное обучение (е-!еагп1пд) - новый для российской системы образования термин, который активно входит в нашу жизнь. Прежде чем оценить объемы и перспективы развития рынка е-1еаттд необходимо разобраться, что же что входит в это понятие. Известно, что для определения рынка используются два наиболее часто встречающихся определения: дистанционное обучение (или образование) и е-!еагп1пд.
Участники рынка оперируют такими понятиями как «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «е-1еаттд», «система дистанционного обучения». Все эти понятия являются взаимопересекающимися и используются на российском рынке как синонимы. Но ни одно из них полностью не входит в другое и каждое из них несет свою смысловую нагрузку. Например, существует дистанционное обучение, не являющееся электронным, и также существует электронное обучение, не являющееся дистанционным. Понятие дистанционного обучения подразумевает, в первую очередь, что преподаватель и учащийся находятся на расстоянии, а доставка учебных материалов происходит с помощью каких-то средств связи (почта, курьер, интернет-технологии, телевидение). При этом для дистанционного обучения нет разницы, каким именно способом будут доставлены учебные материалы, с помощью компьютера и интернет-технологий или нет. В то время как электронное обучение подразумевает тот же самый процесс доставки учебных материалов от преподавателя к ученику, но уже исключительно в электронном виде. Таким образом, е-1еаттд может быть использовано в дистанционном обучении, а дистанционное обучение может использовать е-1еаттд, а может и не использовать. Дистанционное образование - это образование, полученное с помощью дистанционного обучения. Данные словосочетания также используются как синонимы.
На данный момент на российском рынке не достигнуто единое мнение по поводу терминологии и обозначений на рынке дистанционного обучения. И отсутствуют механизмы, способные обеспечить создание нормативной базы. Наиболее точное, на наш взгляд, определение термину дали специалисты ЮНЕСКО: «Е-!еагп1пд - это обучение с помощью Интернет и мультимедиа».
Развитию электронного обучения способствовало формирование рынка бизнес-образования. Организации, предоставляющие услуги в области бизнес-обучения, оценив эффективность нового способа, стали постепенно переходить на электронный вариант. На сегодняшний день в мире электронное образование используется повсеместно. Например, в США уже более 90% ВУЗов и школ, а также компаний, имеющих численность более тысячи - полутора тысяч человек, используют эту форму обучения. По сравнению с ситуацией в мире, развитие рынка электронного обучения в России, по оценкам специалистов, отстает на 5-7 лет.
На сегодняшний день в России рынок дистанционного образования развивается бессистемно, без централизованного планирования, отсутствует четкое понимание целей и задач развития отрасли. Что существенно отличается от ситуации, например, в Европе. Комиссией Европейского сообщества была определена стратегия развития дистанционного образования, которая определяет е-!еагп1пд, прежде всего, как планирование завтрашнего образования. Стратегия подразумевает объединение всех участников рынка для оптимального взаимодействия с целью наиболее эффективного развития е-1еаттд. Такой системный подход обеспечивает эффективное развитие отрасли, чего на данный
момент не хватает рынку в РФ. И, в особенности, четко прописанного законодательного регулирования.
Потребители электронного обучения проекта.
Потребителей электронного обучения можно разделить на корпоративный, образовательный сектор и потребителей индивидуального обучения.
В корпоративном секторе заинтересованными компаниями являются те, которым необходимо проводить регулярное обучение сотрудников, особенно если компания имеет филиалы.
Образовательный сектор можно разделить на государственный, к которому относятся государственные учебные заведения, и частный, к которому относятся компании, предоставляющие образовательные услуги. Значительно распространено дистанционное бизнес-образование.
Индивидуальные пользователи e-learning используют все возможности, которые предоставляет интернет, а также бесплатные сайты по обучению. Это сайты, предоставляющие лекции, видеоматериалы, вебинары и тесты практически во всех областях, доступных для изучения через интернет.
Преимущества и недостатки электронного обучения e-learning.
К основным преимуществам e-learning относится:
- Одно из основных преимуществ электронного обучения - это экономия времени. У обучающихся и преподавателя отсутствует необходимость присутствовать очно на лекциях и тестах, добираясь до места их проведения. По данным Cedar Group, время обучения с помощью e-learning меньше на 35-45%.
- Для корпоративного и частного образовательных секторов огромное преимущество электронного обучения - сокращение затрат. Происходит оптимизация затрат на переезде сотрудников, проживании, аренде залов и оплате расходов бизнес-тренеров. По данным Cedar Group, стоимость услуги электронного обучения дешевле прочих форм образования на 32-45%.
- Электронное обучение предоставляет возможность обучения в своем темпе и в любое удобное время вне независимости от преподавателя;
- По сравнению с очными формами обучения, скорость запоминания учебного материала выше на 20-25%;
- Лёгкость актуализации учебного материала, прозрачность процесса обучения, быстрая доступность статистики для анализа и возможность просмотра видеолекций неограниченное количество раз.
Недостатки e-learning:
- Основной недостаток e-learning - это проблема идентификации личности обучаемого. Отсутствует 100% гарантия, что именно этот студент отвечает на вопросы теста. Для устранения этой проблемы существует несколько вариантов решений, которые необходимо использовать в комплексе:
S ввод уникального логина и пароля в систему, статический ip адрес;
S использование идентификации отпечатков пальцев или сетчатки глаза;
S настройка системы тестирования на мониторинг временных интервалов на ответ, т.е. если студент отвечает слишком быстро на сложнейшие вопросы, система подаст сигнал о возможных нарушениях;
S тестирование обучающегося под видеоконтролем преподавателя.
- Другой недостаток электронного обучения - отсутствие мотивации извне и недостаток контроля, характерного для очного обучения. Наибольший эффект от обучения с помощью e-learning способны извлечь те обучающиеся, кто имеет высокую внутреннюю мотивацию. Кроме того, грамотное построение электронного курса по системе Джона Келлера подразумевает создание у обучаемого мотивации на дальнейшее прохождение курса. Однако, чем длиннее во времени учебный курс, тем сложнее удерживать внимание обучающегося.
- При электронном обучении фактически отсутствует обратная связь между преподавателем и студентами (если не используется вариант интерактивного вебинара), нет живого общения, поэтому электронное обучение имеет определенные ограничения в применении. Например, оно не подходит для развития навыков работы в команде, уверенности и коммуникабельности.
Зарубежный опыт говорит о том, что при наличии качественного учебного контента и грамотного построения учебного курса, во многих отраслях эффективность электронной формы обучения не уступает эффективности очной формы обучения. На сегодняшний день, это официально признано на уровне ООН и ЮНЕСКО. В мире технологии e-learning в равной мере востребованы как в сегменте индивидуального образования, так и в сфере корпоративного обучения. Например, в Германии, по данным социологов, работодатели ценят дистанционное обучение даже выше очного. И причиной этого является то, что качество этой формы обучения не уступает очным формам, что достигается хорошим информационным обеспечением и качеством экзаменов при отсутствии коррупции.
Развитие рынка электронного обучения в России отстает от мирового рынка, в том числе на уровне государственной поддержки и централизованной организации процесса развития отрасли. В то время как рынок e-learning Европы и США можно назвать зрелым, в России и странах СНГ только начинается его становление.
Российский рынок электронного обучения e-learning.
Поскольку рынок e-learning в России не выделен пока в самостоятельную отрасль, статистические данные отсутствуют, и информация об объемах рынка носит оценочный характер. Авторы исследования «Электронное образование и развитие инновационной экономики России» считают, что объем рынка e-learning в России в 2010 году составил около 4,7 млн. долл., а в 2014 году произошло увеличение до $10 млн. в связи с реализацией государственных образовательных программ и растущим спросом.
На сегодняшний день рынок e-learning в России находится в стадии развития и является пока «незрелым». Потенциальный объем рынка оценивается очень высоко. Например, согласно данным «The Economist Intelligence Unit», граждане России тратят около $10 млрд. в год на получение дистанционного образования в иностранных университетах.
На сегодняшний день потенциальный спрос и реальное предложение российского рынка e-learning отличаются друг от друга в десятки раз. Рынок будет расти и развиваться как за счет новых потребителей, так и за счет поиска опытными потребителями улучшений существующих систем.
По данным CNews Analytics, в России корпоративный сегмент развивается более быстрыми темпами, в то время как росту государственного сектора препятствуют консервативность представителей ВУЗов, отсутствие четко прописанного законодательства в этой области и финансовые затруднения.
Согласно прогнозам участников рынка, рост рынка электронного образования в России составит 20-25% ежегодно.
Тенденции и прогнозы развития рынка e-learning.
Основными тенденциями развития рынка e-learning первого порядка в мире в настоящее время являются следующие:
- использования социальных сетей для электронного обучения;
- рост популярности SааS решений;
- распространение мобильного обучения.
Хотя эти тенденции нельзя назвать новыми, но можно сказать, что сейчас глубже раскрывается потенциал уже известных решений. Например, социальные медиа уже используются в целях обучения, но теперь пришло осознание того, что для людей социальные сети стали неотъемлемой частью мышления и обучения. И в скором времени ожидается расцвет приложений для обучения с помощью социальных сетей.
Возрос интерес к SааS-продуктам (SaaS (Software-as-a-Service, программное обеспечение как услуга) - это новая модель использования программного обеспечения (ПО), когда пользователь не устанавливает ПО на свой компьютер, а использует его через Интернет). Некоторые крупные компании переходят на модели SааS, и, по мнению экспертов, эти системы в скором времени могут потеснить лидеров рынка, таких как, например, Blackboard. Согласно исследованию «The 2014 IT Budget Benchmarking», в 2015 году расходы компаний на SааS решения возрастут на 20%.
По данным компании Corporate Executive Board, в корпоративном секторе в 2016 году одним из важнейших приоритетов компаний станет мобильное обучение и следует ожидать роста вложений в мобильные приложения для обучения на 60%.
Основными тенденциями развития рынка e-learning в России схожи с мировыми трендами, это:
- мобильное обучение;
- интеграция с социальными сервисами;
- развитие SааS решений.
Стремительное развитие рынка смартфонов, коммуникаторов и планшетных компьютеров приносит новые веяния в индустрию e-learning, подталкивая развитие мобильного обучения. Сегодня практически любой контент систем e-learning можно просмотреть на мобильном устройстве и необходимости в разработке чего-то специального уже нет. Очевидно, что мобильное обучение в любом случае требует специального подхода, и существуют свои особенности разработки, поэтому говорить о разработке одной версии для всех устройств пока нельзя. Но движение в этом направлении вполне очевидно. В корпоративном секторе в 2016 году одним из важнейших приоритетов компаний станет мобильное обучение и следует ожидать роста вложений в мобильные приложения для обучения на 60%. По данным РАЭК сегодня в России уже около 5 миллионов пользователей мобильного интернета, и большинство из них в возрасте 16-19 лет.
В ближайшем будущем также начнут появляться различные приложения для внедрения в социальные сети, что обусловлено огромной интеграцией жизни большинства людей молодого поколения с социальными сетями. Например,
социальные медиа уже используются в целях обучения, но теперь пришло осознание того, что для людей социальные сети стали неотъемлемой частью мышления и обучения. И в скором времени ожидается расцвет приложений для обучения с помощью социальных сетей.
На сегодняшний день рыночные предложения рынка e-learning в России расширились за счет предложений модели SааS (Software-as-a-Service, программное обеспечение как услуга) - это новая модель использования программного обеспечения (ПО), когда пользователь не устанавливает ПО на свой компьютер, а использует его через Интернет). Появились услуги аренды системы дистанционного обучения, аренды контента и аутсорсинг бизнес-процессов. SааS направление постепенно набирает обороты на российском рынке. За последние два года в СНГ количество решений e-learning, предоставляемых с помощью SааS, выросло почти на 50%.
В ближайшее время следует ожидать активизацию работы зарубежных учебных заведений в России, предоставляющих услуги бизнес-обучения. Уже сейчас в России обучением с помощью электронных технологий занимаются более 100 зарубежных компаний, которые охватывают более 350 тыс. российских граждан. На сегодняшний день около 90% учебных заведений в мире способно предложить обучение в электронном варианте. Россия в этом смысле отстает от мирового рынка на 5-7 лет.
В ближайшем будущем рынок электронного обучения в России будет характеризоваться следующими тенденциями:
- появление новых игроков на рынке e-learning;
- рост числа участников профессиональных сообществ по электронному обучению;
- рост рынка вебинаров и вебконференций;
- логичным шагом должно стать развитие адекватного государственного регулирования и создания нормативной базы быстро развивающейся отрасли с определением четких целей и задач развития электронного обучения;
- в долгосрочной перспективе рынок электронного обучения, по примеру мировых тенденций, начнет смещаться в сторону TMS (Talent Management System -система управления талантами. Представляет собой интегрированный пакет программного обеспечения, основанный на 4 столпах управления талантами: прием на работу, служебная деятельность, обучение и развитие).
Говоря о будущем электронного обучения в России, хотелось бы обратиться к исследованию корпоративного университета компании Caterpillar. Он сравнил затраты на очные и e-learning программы. Основной вывод - электронное обучение менее затратно вне зависимости от числа обучающихся. Даже если число учеников менее 100 человек и курс длиться менее 1 часа, e-learning все равно остается более чем на 40% выгоднее обучения с преподавателем из-за скрытых издержек на обучающегося ($9,500 против $17,062). При моделировании более длительных программ и покрытии большего количества персонала, ценовое преимущество электронного обучения становилось еще более заметным, экономия достигала 78%.
Поскольку рынок все равно развивается, вне зависимости от отсутствия должного государственного регулирования, спрос на электронное обучение будет возрастать не только в корпоративном, но и в государственном секторе. На сегодняшний день многие учебные заведения в России стоят перед выбором сокращения невостребованных специальностей или внедрения электронного
обучения. По традиции, Россия догоняет мировые рынки, на которых сейчас электронное обучение получило практически повсеместное распространение.
Таким образом, в среднесрочной перспективе следует ожидать дальнейшего распространения электронного дистанционного обучения одновременно с постепенным снижением объемов очного обучения, в большей степени это касается корпоративного сектора.
Список литературы
1. Макеева, В.С., Махов С.Ю. Личная безопасность - целостное развитие личности в профессиональной деятельности будущих специалистов // Научные исследования в образовании. 2008. № 6. С. 33-34.
2. Блеер, А.Н. Противоборство агрессивной среде при обеспечении безопасности образовательного учреждения на примере технологии боевого выживания «ГРОМ» [Текст]/ А.Н. Блеер, В.С. Макеева, С.Ю. Махов, А.А. Иванов // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - М.: Изд-во РГУФКСиТ- 2010. - № 4 (19). - С. 45 - 49.
3. Махов, С.Ю. Аналитика безопасности : учеб. пособие [Электронный ресурс] / С.Ю. Махов. - Орел : МАБИВ, 2011. - Электр. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321100091.
4. Махов, С.Ю. Безопасность в сфере рекреации и туризма. Организация безопасности активного туризма: учебно-метод. пособие для высшего проф. обр. [Текст]/ С.Ю. Махов. - Орел : ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2012. - 142 с. ISBN 978-5-93932-444-1
5. Махов, С.Ю. Национальный социальный проект «Здоровая Нация» [Текст]/ С.Ю. Махов // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по материалам II международного научного симпозиума. (24 - 25 апреля 2014г., г. Орел) / Под ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», Т. 1. - 2014. - С. 66 - 71. ISBN 978-5-93932-716-9
6. Махов, С.Ю. Дистанционное электронное обучение в сфере физической культуры и спорта [Текст] / С.Ю. Махов // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по материалам II международного научного симпозиума. (24 - 25 апреля 2014г., г. Орел) / Под ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. - Орел : ФГБОУ ВПО «Госуниверситет -УНПК», Т. 2. - 2014. - С. 106 - 116. ISBN 978-5-93932-716-9.
References
1. Makeeva, V. S, Makhov S. Y. Personal safety - a holistic development of personality in professional activity of future specialists // Scientific researches in education. 2008. No. 6. S. 33-34.
2. Bleer, A. N. Confrontation a hostile environment while ensuring the security of educational institutions on the example of technology fighting for survival «THUNDER» [Text] / A. N. Bleer, V. S. Makeeva, S. Y. Makhov, A. A. Ivanov //Theory and practice of applied and extreme sports. - M.: publishing house of the RGUFKSiT - 2010. - № 4 (19).
- S. 45 - 49.
3. Makhov, S. Y. Security intelligence : proc. handbook [Electronic resource] / S. Y. Makhov. - Eagle : MABIV, 2011. - Electr. opt. disk (CD-ROM). State registration -0321100091.
4. Makhov, S. Y. Security in the sphere of recreation and tourism. Securing active tourism : training method. manual for higher prof. [Text] / S. Y. Makhov. - Orel: FGBOU VPO «State university-UNPK», 2012. - 142 p. ISBN 978-5-93932-444-1
5. Makhov, S. Y. National social project «Healthy Nation» [Text] / S. Y. Makhov // Physical culture, sports and tourism. Processes of integration of science and practice: collection of articles on materials of the II international scientific Symposium. (24 - 25 April 2014 Orel) / Under the editorship of Dr. Ped. Sciences, Professor V. S. Makeeva. - Orel: FGBOU VPO «State university-UNPK», Vol. 1. - 2014. - P. 66 - 71. ISBN 978-5-93932716-9.
6. Makhov, S. Y. E-learning in the sphere of physical culture and sports [Text] / S. Y. Makhov // Physical culture, sports and tourism. Processes of integration of science and practice: collection of articles on materials of the II international scientific Symposium. (24
- 25 April 2014 Orel) / Under the editorship of Dr. Ped. Sciences, Professor V. S. Makeeva.
- Orel: FGBOU VPO «State university-UNPK», Vol. 2. - 2014. - P. 106 - 116. ISBN 9785-93932-716-9.