УДК: 614.79 Код специальности ВАК: 14.02.03
ВОСПОЛНЕНИЕ ДЕФИЦИТА ВРАЧЕБНЫХ КАДРОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ: ИЗУЧЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
О. А. Дошанникова,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Н. Новгород
Дошанникова Ольга Александровна - e-maii: [email protected]
Дата поступления 07.09.2018
Вопросы оказания медицинской помощи населению сельских и труднодоступных территорий равнозначно актуальны как для Российской Федерации в частности, так и для мирового сообщества в целом. Критическая нехватка подготовленных медицинских работников выявлена в 57 странах, как экономически благополучных, так и развивающихся, при этом один миллиард человек практически не имеет доступа к базовым медицинским услугам. В данной статье представлен аналитический обзор российской и международной практики привлечения врачей в сельские и отдаленные регионы. Путем проведения теоретико-методологического анализа систематизированы основные виды мероприятий, направленных на восполнение дефицита врачебных кадров в сфере сельского здравоохранения. К основным мероприятиям, направленным на привлечение врачебных кадров в сельскую местность, отнесены мероприятия социально-экономического стимулирования, проведение регулярного мониторинга результатов данных мероприятий и изучение удовлетворенности участников, расширение картографии социально-экономических мероприятий, повышение престижа профессии и формирование позитивного образа сельского врача, расширение возможностей для профессионального совершенствования и повышения квалификации, увеличение объема прорывных дистанционных диагностических технологий и телемедицины. Определяется ключевая роль медицинского вуза в процессе формирования кадрового резерва для медицинских учреждений сельской местности.
Ключевые слова: сельское здравоохранение, врачебные кадры, факторы привлечения, социально-экономическое стимулирование.
Issues of providing medical care to the population of rural and remote areas are equally relevant for the Russian Federation in particular, and for the world community as a whole. A critical shortage of trained health workers has been identified in 57 countries, both economically prosperous and developing, with one billion people having virtually no access to basic health services. This article presents an analytical review of Russian and international practice of attracting doctors to rural and remote regions. By carrying out the theoretical and methodological analysis, the main types of measures aimed at filling the shortage of medical personnel in the field of rural health care are systematized. The main activities aimed at attracting medical personnel in rural areas include measures of socio-economic stimulation, regular monitoring of the results of these activities and the study of satisfaction of participants, the expansion of cartography of socio-economic activities, increasing the prestige of the profession and the formation of a positive image of a rural doctor, expanding opportunities for professional development and training, increasing the volume of breakthrough remote diagnostic technologies and telemedicine. The key role of medical University in the process of formation of personnel reserve for medical institutions in rural areas is determined.
Key words: rural health care, medical personnel, social and economic stimulation.
Обеспечение сельского населения доступной и качественной медицинской помощью - это глобальная задача, которая актуальна практически для всех стран мира, независимо от политического строя, экономического и социального уровней развития [1-4]. Примерно половина населения планеты проживает в сельских районах, но эти территории обслуживают только около трети медсестер и менее четверти врачей от общей численности специалистов, занятых в здравоохранении [5, 6]. Ограничение доступа к объектам социальной инфраструктуры, отсутствие дорог и транспортного сообщения, низкий уровень обеспеченности жилищно-коммунальной инфраструктурой, высокие цены на продукты питания наряду с необходимостью ведения собственного хозяйства - все эти факторы в совокупности способствуют оттоку врачебных кадров и снижают привлекательность среди выпускников медицинских вузов [6-8].
Критическая нехватка подготовленных медицинских работников выявлена в 57 странах мира. К примеру, в центральных районах Бангладеш (Индия) проживает 15% населения, но там же сконцентрировано 30% медработников, в Южной Африке 46% населения проживает в сельской местности, при этом медицинскую помощь им оказывают только 12% врачей и 19% медсестер [9-11]. Даже в странах с высоким доходом наблюдается нехватка медицинских работников в отдаленных и сельских районах. В США 9% зарегистрированных врачей практикуют в сельских районах, где проживает 20% населения [12, 13]. В Канаде 9,3% врачей работают в отдаленных и сельских районах, где живет 24% населения страны, пациентам приходится преодолевать десятки километров, чтобы получить медицинскую помощь. Более серьезная ситуация в странах Африки: в Замбии в городах врачей больше, чем в сельской местности, в 20 раз; в Малави 87% населения живет в сельской местности, а 96,6% врачей работают в городских медучреждениях [11].
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
В странах Европы, ввиду густонаселенности, понятие о сельском здравоохранении несколько размыто, но в ряде стран имеют место проблемы организационно-административного характера. Молодые специалисты -медики из Польши, Румынии, предпочитают эмигрировать в более развитые в экономическом плане страны [14]. Во Франции имеется неравенство в плотности врачей общей практики, наблюдается более высокая плотность на юге и в столице по сравнению с центром и севером страны [11]. Жители отдаленных, малонаселенных и сельских районов шотландского высокогорья испытывают неудобства в связи с ограниченным доступом к услугам здравоохранения, что диктует необходимость подготовки волонтеров для оказания экстренной помощи. В северной Финляндии граждане, живущие в 2 км от центра здоровья в городских районах, в 1,5 раза чаще посещают центры здоровья, чем живущие более чем в 10 км [15, 16].
В настоящее время Россия входит в пятерку стран, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с наибольшим количеством врачей на душу населения и превосходит такие экономически развитые страны, как США, Германия, Китай, Великобритания, Япония [15] (рис.).
Поиском путей решения проблем сельской медицины на международном уровне активно занимается Всемирная организация национальных колледжей, академий и академических ассоциаций врачей общей практики/семейных врачей (WONCA), начало деятельности которой относится к 1972 г. В рамках организации создана специальная рабочая группа по сельской врачебной практике, в состав которой входят 20 представителей из Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии и Европы. В апреле 2002 г. ВОЗ совместно с WONCA провели конференцию по проблемам здравоохранения в сельских районах, на которой были рассмотрены важнейшие вопросы, связанные с повышением уровня здоровья народонаселения отдаленных и сельских районов в разных странах и инициирован конкретный план действий, главной идеей которого является глобальная оптимизация здравоохранения села [11, 15].
Если обратиться к опыту отдельных государств, в решении проблемы кадрового обеспечения сельского здравоохранения, то прослеживается определенная специфика этих мероприятий, исходя из социально-экономического развития страны. Для оптимизации медицинской помощи сельскому населению в ряде стран уже созданы специальные научно-исследовательские центры: Centre for Rural and Northern Health Research (Канада), Countryside Agency (Великобритания), Institute of Rural Health, James Cook University School of Medicine and Dentistry, Australian College of Rural and Remote Medicine (Австралия), New Zealand Institute of Rural Health (Новая Зеландия) [17, 18].
Большинство зарубежных исследователей склоняются к поиску наиболее эффективных мер социальной поддержки и экономического стимулирования медицинских кадров со стороны государства [19]. Так, например, в Германии хорошие результаты показало введение льготного добровольного медицинского страхования для закрепления врачей в сельской местности [20]. В Австралии студентам медицинских школ, являющимся представителями
коренного населения и давшим согласие после обучения работать в сельской местности, правительство выплачивает дополнительную ежегодную стипендию в размере $12 500, а после получения лицензии медсестры - дополнительную ежегодную выплату в размере $ 25 000, также в этой стране выделяют дополнительные гранты в зависимости от удаленности от центра. В Финляндии и Норвегии в качестве одной из достаточно эффективных мер привлечения выпускников медицинских университетов для работы в отдаленных районах используется обязательная 6-месячная практика студентов выпускного курса с последующими бонусами [16]. Меры финансовой поддержки молодых специалистов, желающих работать в сельских и отдаленных регионах, активно используют в Китае, Сенегале, Гане [21]. В Кении и Мозамбике сельским врачам предоставляется бесплатное жилье, в Замбии льготное автокредитование и детские пособия. В США с 2008 г. действует 75 государственных программ экономического стимулирования студентов-медиков, в совокупности было заключено более 5 тыс. контрактов [22]. В Чили успешно себя зарекомендовала «Программа сельский врач», в Таиланде с 1994 г. реализуется «Совместный проект по увеличению числа сельских врачей» (СРШ) [11].
В некоторых странах большое значение отводят мерам административного характера, которые способствуют решению проблемы сельского здравоохранения, без дополнительной бюджетной нагрузки. Так, в Австралии иностранный студент, закончивший медицинский вуз, должен отработать десять лет в сельских и отдаленных регионах. В Исламской Республике Иран студенты-медики после окончания обучения работают четыре года в сельском здравоохранении. В Новой Зеландии, Монголии и Вьетнаме, если выпускник планирует проходить специализацию или поступать в аспирантуру, ему необходимо пройти «сельскую» практику. В Эквадоре, Мьянме и Южной Африке без обязательной работы в сельской местности не менее года нельзя получить лицензию на частную врачебную практику. В Таиланде выпускники государственных медицинских учебных заведений должны проходить обязательную службу в течение трех лет. В Австралии, Лесото необходимо отработать в сельской местности то количество лет,
JT.:
М.1
«Hü tu
rilfe ил
Я
Н^НЙ^М п.]
^^ ЛЬТ -'тии ¿42
44 I
ш Л» Л *■ ш «
РИС.
Показатель обеспеченности врачебными кадрами населения иностранных государств и РФ (на 10 тыс. сельского населения).
в течение которого осуществлялась финансовая поддержка во время обучения в медицинском вузе. Интересен тот факт, что в условиях недостаточного финансирования, что характерно для развивающихся стран Африки (Руанда, Эфиопия, Замбия), определенную психологическую поддержку врачам, работающим в сельской местности, оказывают религиозные организации [11, 15].
Ряд исследователей уделяют большое внимание системе подготовки будущих специалистов сельского здравоохранения. В Германии рекомендуется осуществлять набор студентов из сельских районов в сочетании со специальными образовательными программами с ориентацией на первичную медико-санитарную помощь в сельских районах. В США разработана многоуровневая образовательная программа (PSAP), участники которой впоследствии работают в сельских и отдаленных регионах. В Японии Jichi Medical University (JMU) с 1972 г. готовит врачей для работы в сельской местности, при этом обучение в университете бесплатное, с последующим заключением контракта, предусматривающего работу в сельском здравоохранении в течение девяти лет [11, 23].
В условиях Российской Федерации, в силу исторических особенностей, мероприятия, направленные на привлечение специалистов-медиков в сельское здравоохранение и закрепление их там, заметно отличались. С 20-х годов прошлого века, в период борьбы за восстановление и коллективизацию сельского хозяйства, издаются постановления Совнаркома РСФСР «Об обеспечении медицинской помощью сельского населения» (1924 г.), ЦК ВКП(б) «Об основах построения нормальной волостной (районной) организации здравоохранения» (1924 г.), «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян» (1929 г.), повышающие уровень медицинского обслуживания сельского населения. В 1933 г. ЦИК СССР и СНК СССР издают Постановление «Об улучшении использования молодых специалистов»1, которое обязывало молодых специалистов, обучавшихся за счет государства, отработать в течение пяти лет «в определенных пунктах» в рамках полученной специальности. По мнению многих авторов, данные мероприятия позволяли решить кадровые проблемы в сфере здравоохранения, укрепляя кадровый состав сельских медицинских учреждений. Они же давали возможность закрепления медицинских кадров на селе, обеспечивая данную категорию специалистов жильем и создавая благоприятные условия для проживания.
Система принудительного распределения молодых специалистов действовала на протяжении нескольких десятилетий и ввиду роста потребности населения в медицинской помощи постоянно совершенствовалась. Однако, принятие Конституции Российской Федерации 1993 года, в которой в части первой статьи 37 декларировано: «Труд
свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»2, а в части второй, что «принудительный труд запрещен», положило конец системе, достаточно эффективно функционировавшей на протяжении десятилетий. Постановление Правительства РФ от 13.09.1995 № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»3 положило начало активному привлечению врачебных кадров в сельские и отдаленные районы, предоставляя льготы при поступлении в образовательную организацию и софинансирование обучения студентов, заключивших договор с медицинским учреждением сельской местности о последующем трудоустройстве. В 2002 году, наряду с действующим механизмом целевого приема и обучения, органы управления субъектов Российской Федерации приступили к исполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года»4, что положило начало активной реализации мероприятий дополнительного социально-экономического стимулирования молодых специалистов, планирующих трудоустройство в медицинские учреждения сельской местности, а также специалистов, уже занятых в сфере сельского здравоохранения. В рамках данного Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить региональные и муниципальные программы социального развития села до 2013 года, а также планировать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ. Таким образом, все регионы РФ были включены в реализацию масштабного проекта по устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий, повышению привлекательности рынка труда в сельской местности, улучшению жилищных условий сельских жителей, в том числе молодых семей и молодых специалистов сельской местности.
В начале нового тысячелетия в системе здравоохранения Российской Федерации реализован целый ряд ключевых реформ, положивших начало принципиально новой системе обеспечения доступности медицинской помощи и повышению эффективности медицинских услуг, регламентированных в изданных нормативных документах, основными из которых стали: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»5; Федеральный закон от 29 ноября 2010 года 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»6; Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с
1 Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 15 сентября 1933 года «Об улучшении использования молодых специалистов».
2 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № б-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), статья 37.
3 Постановление Правительства РФ от 19.09.1995 № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием».
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».
5 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
6 Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
7 Приказ Минздрава России от 3 декабря 2012 года № 99бн «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации» от 10 мая 2007 года № 280 «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)».
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
социально значимыми заболеваниями»7; Региональные программы модернизации здравоохранения.
Вопросы кадрового обеспечения медицинских учреждений страны, в том числе привлечения молодых специалистов в сельские и отдаленные районы, продолжали оставаться актуальными и требовали комплексного общегосударственного подхода и нашли свое отражение в реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике»8 и № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»9. Первым этапом реализации Указов стала Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2011 № 2511-р10, в частности Подпрограмма 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения», направленная на обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами, снижение оттока медицинского персонала из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а также устранение дефицита врачебных кадров в сельских и отдаленных районах. Утверждение плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р)11 положило начало реализации задач в сфере здравоохранения, поставленных Президентом РФ В. В. Путиным в 2012 году. В рамках исполнения данных мероприятий предложено и с целью привлечения специалистов в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, а также ликвидации оттока медицинских кадров, предусмотрено обеспечить соответствие заработной платы медицинских работников объему и качеству выполняемых услуг, иными словами ввести новую форму трудового договора, называемую «эффективным контрактом».
С 2012 года на основании Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»12 было положено начало реализации проекта «Земский доктор», в рамках которого предусмотрены единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в размере одного миллиона рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»13 предыдущая версия программы была модернизирована, сохранив количественный состав стратегических программ. Также сохранила свою актуальность программа «Земский доктор», получившая развитие в последующие годы и по настоя-
щее время и позволила привлечь на село более 26 тыс. молодых специалистов-врачей.
В 2001 году было положено начало традиции ежегодного проведения всероссийского конкурса профессионального мастерства среди врачей, совместному проекту Минздрав-соцразвития России, «Медицинской газеты» и Профсоюза медицинских работников. В 2010 году согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 «О единовременном денежном поощрении лучших врачей»14 регламентировано проведение конкурса «Лучший врач», дающего возможность его призерам в различных номинациях получить единовременную денежную компенсацию.
Анализ литературных источников позволил объединить предложения по стимулированию молодых врачей к реализации профессиональных обязанностей в условиях сельской местности и выделить наиболее эффективные направления по устранению кадрового дефицита. К ним мы отнесли совершенствование мероприятий социально-экономического стимулирования, проведение регулярного мониторинга результатов данных мероприятий и изучение удовлетворенности участников, расширение картографии социально-экономических мероприятий, повышение престижа профессии и формирование позитивного образа сельского врача, расширение возможностей для профессионального совершенствования и повышения квалификации, увеличение объема прорывных дистанционных диагностических технологий и телемедицины. Но ключевым фактором в процессе формирования кадрового резерва для медицинских учреждений сельской местности остается роль медицинского вуза, который, являясь средой профессионального и морального становления потенциальных специалистов здравоохранения, способен полноценно решить проблему формирования среди обучающихся положительного восприятия сферы сельского здравоохранения как возможности для реализации профессиональных навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богачев А.И., Полухина М.Г., Студенникова Н.Г. Обеспеченность услугами здравоохранения сельских жителей центральной России. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 7. С. 166-177.
Bogachev А.1., Ро1ихта М^, Studennikova NS. Obespechennost' ^1идат1 zdravooxraneniya sel'skixzhitelej сегЛпа'по] Rossii. Nacюnal'nye ^ееу: рг'юг-itety i bezopasnost'. 2016. № 7. S. 166-177.
2. Григорьян М.Р. Системы мотивации персонала в медицинском учреждении. Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. С. 415-418.
Grigor'yan M.R. Sistemy motivacii personala v medicinskom uchrezhdenii. Sovremennye nauchnye issledovaniya / innovacii. 2016. № 7. S. 415-418.
3. Данилова Н.В. Возможности оптимизации подготовки кадров для практического здравоохранения. Менеджер здравоохранения. 2012. № 3. С. 20-24.
Danilova N.V. Vozmozhnostioptimizaciipodgotovkikadrovdlyapraktichesk-ogo zdravooxraneniya. Menedzherzdravooxraneniya. 2012. № 3. S. 20-24.
8 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
9 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
10 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Развитие здравоохранения».
11 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».
12 Федеральный закон от 30.11.2011 № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
13 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
14 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1147 «О единовременном денежном поощрении лучших врачей».
4. Отставных Т.В. Проблемы кадрового обеспечения отрасли здравоохранения в современных условиях. Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2012. № 4. С. 29-37.
Otstavnyx T.V. Problemy kadrovogo obespecheniya otrasli zdravooxraneniya vsovremennyx usloviyax. Vestnik obshhestvennogo zdorov'ya izdravooxraneniya Dal'nego Vostoka Rossii. 2012. № 4. S. 29-37.
5. Иванинский О.И., Шарапов И.В., Садовой М.А. Экспертная оценка проблем неотложной, скорой и экстренной медицинской помощи в сельских районах. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013. № 5. С. 43-47.
IvaninskijО.I., SharapovI.V., Sadovoj M.A. Ekspertnaya ocenkaproblem neo-tlozhnoj, skoroj i ekstrennoj medicinskoj pomoshhi v sel'skix rajonax. Problemy social'noj gigieny, zdravooxraneniya i istorii mediciny. 2013. № 5. S. 43-47.
6. Калининская А.А., Маликова Л.М. Проблемы и пути реформирования села. Социальные аспекты здоровья населения. - 2015. - T. 44. - № 4. - С. 3-11.
Kalininskaya A.A., Malikova L.M. Problemy i puti reformirovaniya sela. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2015. T. 44. № 4. S. 3-11.
7. Кудрявцев A.A., Воробьев В.М. Особенности смертности сельского населения в Республике Башкортостан. Социальные аспекты здоровья населения. 2011. Т. 17. № 1. С. 11.
Kudryavcev АЛ, Vorob'yev V.M. Osobennosti smertnosti sel'skogo naseleniya v Respublike Bashkortostan. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2011. T. 17. № 1. S. 11.
8. Маев И.В. Потребность Российской Федерации во врачебных кадрах / И.В. Маев, И.А. Купеева, И.М. Сон, С.А. Леонов, А.В. Гажева // Менеджер здравоохранения. 2013. № 10. С. 6-10.
Maev I.V. Potrebnost' Rossiyskoj Federacii vo vrachebnyx kadrax/I.V. Maev, I.A. Kupeeva, I.M. Son, S.A. Leonov, A.V. Gazheva//Menedzherzdravooxraneniya. 2013. № 10. S. 6-10.
9. Anticona Huaynate C. et al. Diagnostics barriers and innovations in rural areas: insights from junior medical doctors on the frontlines of rural care in Peru. BMC Health Services Research. 2015. Vol. 15. P. 454-461.
10. Dolea C., Stormont L., Braichet J.-M. Evaluated strategies to increase attraction and retention of health workers in remote and rural areas. Bulletin of the World Health Organization. 2010. Vol. 88. P. 379-385.
11. WHO. World Health Organization. Increasing access to health workers in remote and rural areas through improved retention: global policy recommendations, 2010.
12. Aboagye J.K., Kaiser H.E., Hayanga A.J. Rural-urban differences in access to specialist providers of colorectal cancer care in the United States: A physician workforce issue. JAMA Surgery. 2014. Vol. 149. P. 537-543.
13. Douthit N. Exposing Some Important Barriers to Health Care Access in the Rural USA. / N. Douthit, S. Kiv, T. Dwolatzky, S. Biswas // Public Health. 2015. Vol. 129. P. 611-620.
14. Krajewski-Siuda K. et al. Emigration preferences and plans among medical students in Poland. Human Resources for Health. 2012. Vol. 10. P. 8-16.
15. Юрова И.Ю. Сельское здравоохранение как международная проблема. Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 11-3 (18). С. 88-89.
Yurova I.Yu. Sel'skoe zdravooxranenie kak mezhdunarodnaya problema. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2013. № 11-3 (18). S. 88-89.
16. Lankila T. Is Geographical Distance a Barrier in the Use of Public Primary Health Services among Rural and Urban Young Adults? Experience from Northern Finland / T. Lankila, S. Nayha, A. Rautio et al. // Public Health. 2016. Vol. 131. P. 82-91.
17. Lyle D., Barclay L. Securing a rural health workforce for the next generation of rural Australians. The Medical Journal of Australia. 2015. Vol. 202. № 9. P. 469.
18. O'Sullivan B. et al. Reasons why specialist doctors undertake rural outreach services: an Australian cross-sectional study. Human Resources for Health. 2017. Vol. 15. P. 3-11.
19. Тарасенко Е.А., Хорева О.Б. Экономическое стимулирование для устранения дефицита медицинских кадров в сельских территориях. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4. С. 117-142.
Tarasenko E.A., Horeva O.B. Ekonomicheskoe stimulirovanie dlya ustraneniya deficita medicinskix kadrov v sel'skix territoriyax. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2016. № 4. S. 117-142.
20. Kaduszkiewicz H. et al. Shortage of physicians in rural areas and in the public health service: A critical analysis of the evidence on the role of medical education and training. Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz. 2018. Vol. 61 (2). P. 187-194.
21. Hu D. et al. Development of village doctors in China: financial compensation and health system support. International Journal for Equity in Health. 2017. Vol. 16. P. 9-17.
22. Geletko Karen W. et al. Beitsch State Scholarship and Loan Forgiveness Programs in the United States: Forgotten Driver of Access to Health Care in Underserved Areas. Health. 2014. Vol. 6. P. 1994-2003.
23. Kirchhoff A.C., Hart G., Campbell E.G. Rural and urban primary care physician professional beliefs and quality improvement behaviors. J Rural Health. 2014. Vol. 30 (3). P. 235-243. ¡¡¡¡J