Научная статья на тему 'Воспламененные чувством живейшей любви к Отечеству (Казанская губерния в Отечественной войне 1812 года).'

Воспламененные чувством живейшей любви к Отечеству (Казанская губерния в Отечественной войне 1812 года). Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская империя / Отечественная война 1812 г. / император Александр I / воззвание / народное ополчение / Казанская губерния / Казань / заграничные походы.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уткин Евгений

В данной публикации оценивается вклад народного ополчения Казанской губернии в победу над наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 г. и во время заграничных походов. Публикация сопровождается архивными документами из фондов Национального архива Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспламененные чувством живейшей любви к Отечеству (Казанская губерния в Отечественной войне 1812 года).»

Ратник К/1 ушсЬ/о опт/птн

Художник О.Пархаев

осилтепвнпие 1увством фивейшей любви к Отекствг/

(Казанская губерния в Отечественной войне 1812 года)

Отечественная война 1812 года стала огромным испытанием для народов России. Стране пришлось вступить в борьбу с лучшей армией тогдашнего мира.

Военные действия с самого начала протекали для России крайне неблагоприятно: российские войска под натиском превосходящих сил противника вынуждены были отступать. В связи с этим император Александр I опубликовал воззвание ко всем народам Российской Империи. В нем говорилось о необходимости формировать народное ополчение. Все эти воинские формирования предполагалось использовать для замены регулярных войск во внутренних районах, а также для подкрепления их в том случае, если французская армия продвинулась бы

в глубь страны. Народное ополчение явилось одним из проявлений всеобщего патриотического подъема. Так как военная обстановка для России складывалась неблагоприятно, оно стало одним из источников пополнения регулярной армии, ведь при рекрутском способе комплектования и двадцатипятилетнем сроке военной службы в стране не было обученного резерва.

По манифесту от 18 июля, районы формирования народного ополчения ограничивались шестнадцатью центральными губерниями. Ополченцы Московской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Тверской, Ярославской и Владимирской губерний составляли 1-й округ, они должны были защищать Москву. Во 2-й округ входило ополчение Петербургской и Нов-

городской губерний, прикрывавшее петербургское направление. Народное ополчение Костромской, Вятской, Казанской, Нижегородской, Симбирской и Пензенской губерний входило в 3-й округ, центром которого являлась Кострома, и составляло резерв.

На борьбу с наполеоновским нашествием поднялись все народы, населявшие Империю. Общая беда сплотила многонациональную державу, заставило на время забыть взаимные распри и неурядицы. Вот что писал участник этих событий поэт С.Глинка: "Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верой и образом жизни, народы кочующие, и те наравне с природными россиянами готовы были умереть за землю русскую"1.

Манифест о сборе ополчения нашел самый горячий отклик среди населения Казанской губернии. В ополчение добровольно вступали русские, татарские и иной национальности крестьяне и горожане. Из татарских наездников, которые считались одними из лучших кавалеристов, был сформирован конный батальон. Общее количество ратников составило 3300 человек. Это было первое ополчение. Во второе резервное ополчение, сформированное позже, вошло более тысячи ратников.

После нахождения в резерве казанские воины, по большей части пешие (конных было всего две сотни), отправились в заграничные

походы. В октябре 1813 года наши земляки участвовали в осаде Дрездена. "Казанцы были выдвинуты на передовые позиции • писал адмирал Чичагов, • и сумели в непрерывных боях проявить огромную стойкость и мужество"2.

После взятия Дрездена часть ополчения вошла в состав городского гарнизона. Татарский конный батальон принял участие в боях под Мерзенбургом и Гамбургом. Ратная доблесть многих казанских воинов, в том числе татарина Алеева, была отмечена наградами. На родину пешие ополченцы вернулись лишь в феврале 1815 года, а конные - три месяца спустя.

Словом, патриотический подъем был свойственен всем слоям населения Казанской губернии. Они внесли достойный вклад в борьбу с наполеоновским нашествием.

Участие населения Казанской губернии в борьбе с иноземным нашествием выражалось и в других формах. Как отмечается в одном из публикуемых нами документов "из всех уездов губернии присылались денежные суммы и вещи: сабли, ружья, холст и т.д."3 Здесь перечислены, разумеется, не все виды пожертвований. Знакомство с подборкой этих материалов позволит восполнить картину патриотического движения. Скажем только, что сумма собранного для нужд армии составила 346 тысяч рублей. Кроме того, от разных сословий поступили средства, достаточные для содержания двух регулярных полков.

Примечания:

1. История Татарской АССР. - Казань, 1968. - с. 164.

2. Там же.С. 165.

3. НА РТ. Ф.1. Оп.2. Д.165. Л.14.

Божгао милостшо Мы Александр первый Император и Самодержец

Всероссийский, и прочил, прочил, прочил.

По возвании ко всем верноподданным нашим о составлении внутренних сил для защиты отечества и по прибытии нашем в Москву, нашли мы к совершенному удовольствию нашему во всех сословиях и состояниях такую ревность и усердие, что предлагаемыя вольно приношения далеко превосходят потребное к ополчению число людей. Сего ради, приемля таковое рвение с отеческим умилением и признательностью, обращаем Мы попечение наше на то, чтобы составя достаточные силы из одних губерний, не тревожить без нужды других для того учреждаем: 1-е, округа состоящая из Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской губерний, примет самыя скорыя и деятельныя меры к собранию, вооружению и устроению внутренних сил, долженствующих охранять первопрестольную столицу нашу Москву и пределы сего округа; 2-е, округа, состоящая из Санкт-Петербургской и Новгородской губернии, сделает то же самое для охранения Санкт-Петербурга и пределов сего округа. 3-е, округа, состоящия из Казанской, Нижегородской, Пензенской, Костромской, Сибирской, Вятской губерний приготовиться расчислить и назначить людей, но до повеления не собирает их и не отрывает от сельских работ. 4-е, все протчия губернии остаются без всякаго по оным действия, доколе будет надобности употребить их к равномерным отечеству жертвам и услугам. Наконец 5-е, вся составляемая ныне внутренняя сила не есть милиция или рекрутский набор, не временное верных сынов России ополчение, устрояемое из предосторожности в подкреплении войскам и для надлежащаго

охранения отечества,- каждый из военноначальников и воинов при новом звании своем сохраняет прежнее, даже не принуждается к перемене одежды, и по прошествии надобности, то есть по изгнании из земли нашей, всяк возвратится с честью и славою в первоприбытное свое состояние и к прежним своим обязанностям.

Государственные, экономические и удельные крестьяне в тех губерниях, из коих составляется отменное внутреннее ополчение, не участвуют в оном, но предоставляются для обык-новеннаго с них набора рекрут по установленным правилам. Москва 18 июля 1812 года.

на подлинном собственною Его Императорского величества рукою подписано тако:

Печатано в Санкт-Петербурге при Сенате июля 6 дня 1812 года С подлинным верно: Уездиий стряпчий Быстрицкий.

НА РТ. Ф.1. Оп.2. Д. 165. Л.55 об., 56

Как скоро обнародован был Высочайшей манифест 6 мюля 1812 года, дворянство Казанской губернии, воспламененное чувствами живейшей любви к отечеству и верноподданнической преданности к монарху, немедленно приступило к составу ополчения. С 1 числа сентября начался прием воинов. Все количество их составило 3300 человек, в том числе было 300 конных. По расщету каждый воин поступил с 25 душ помещичьих крестьян. Усердие дворян столь было неограниченно, что и те, которые владели 12 душами, отдавали ратника, нередко самаго лучшаго крестьянина в своем имении. Губернским начальником ополчения избран был генерал-майор Бу-лыгин, полковым командиром подполковник Чичагов. 90 человек дворян и чиновников, штаб- и обер-офицеров, приняли должности батальонных командиров, сотенных начальников и пятидесятников - словом, все без изъятия наличные дворяне, и даже престарелые, поспешили принести остатки жизни своей на службу в защиту отечества.

Состав ополчения был следующим: полк пеших воинов, заключивший в себя 3 000 человек, разделен был на шесть батальонов, каждый батальон состоял под начальством батальонного командира, имел особаго адъютанта и квартирмейстера (кроме сего, были 1 полковой адъютант и 1 полковой квартирмейстер); в батальоне находилось четыре сотни, при каждой сотне сотенный начальник, два пятидесятника, и одиннадцать урядников, надлежащее число писарей, барабанщиков и трубачей.

Конные воины, находившиеся в сем полку, разделены были на три сотни, каждая имела сотеннаго начальника, два пятидесятника и 11 урядников.

Но прежде нежели окончены были все распоряжения о составе ополчения, последовала Высочайшая воля вооружить второе резервное ополчение. И сие исполнено было, как и прежде, с таким же усердием, с такою же преданностью к Государю и отечеству. Образовались вновь два батальона, заключавшие в себя 1000 человек. При них штаб- и обер-офицеров находилось кроме двух батальонных командиров, 41 человек (второе ополчение по щастливой перемене военных обстоятельств образовалось в Казани и предназначения к походу не получило).

В половине декабря 1812 года батальона пеших (2400) и две сотни конных воинов перваго ополчения выступили в поход*, следовали на Киев, потом на Житомир, перешли через границу в Волынской губернии в местечке Устилухе, потом прошли Герцегство Варшавское, Силезию, Богемию, Австрию и достигли Саксонии.

Пехотное ополчение находилось в составе Окружного корпуса губернских ополчений, которым командовал генерал-лейтенант граф Толстой. В продолжении похода присоединено к корпусу, бывшему под начальством генерал-майора Титова, а конное прикомандировано к конно-казачьему полку резервного ополчения, состоявшему в корпусе того же генерал-лейтенанта графа Толстого.

В Саксонии, в окрестностях осажденного города Дрездена, Казанское пехотное и конное ополчение находилось в сражение 1 октября 1813 года, потом одно пешее ополчение было в сражение 4го октября. В оба раза отражены с великим успехом сильныя неприятельския вылазки. За сие дело полковой командир пехотного ополчения подполковник получил золотую шпагу с надписью "За храбрость", а отличившиеся штаб- и обер-офицеры награждены орденами.

По сдаче Дрездена француским маршалом Сен-Сироном на капитуляцию, Казанское пехотное ополчение введено было в составе гарнизона, занявшего сей город. Здесь оно оставалось до самого возвращения в Россию, т.е. до 1815 года (ополчение возвратилось в Казань 20 февраля). Л 2 сотни коннаго, состоявшие при

' Два батальона пеших и одна сотня конных воинов, принадлежавших к первому ополчению, вошли в состав резервного. (Прим. Оригинала).

Рязанском конно-казачьем полку, следовали с оным в корпус генерал-лейтенанта графа Толстого к Магдебургу ( в Пруссию) и там находясь в продолжении генваря месяца 1814 года при осаде сего города, содержали аванпосты; после того посланы были к Гамбургу, но не дойдя до него оставлены в Брауншвейге, где пробыли до мая месяца 1814. Отсюда возвращены в Россию. Прибыли в Казань в конце мая 1815 года.

Войны, отданные дворянством в состав обоих ополчений, получили от своих помещиков полную амуницию, на три месяца провиант: муки и крупы, в количестве солдатских пайков, (всего по тогдашним ценам на 22 500 рублей) и по 5 рублей награждения.

На основании Высочайшего манифеста 6 июля 1812 года дворянство определило внесть для содержания ополчения первоначально по 1 рублю с каждой души помещичьих крестьян, но потом назначено еще к пожертвованию на сей же предмет по 1 рублю 25 копеек; а те помещики, которые не имели у себя во владении 12 душ, внесли по 5 рублей с каждой; и всей дворянской суммы, кроме еще частного добровольного пожертвования, составилось до 140 ООО рублей. Таким же образом и прочие сословия ознаменовали ревность свою значительными пожертвованиями: купечество Казанской губернии внесло по два процента с объявленых ими капиталов (до 80 ООО рублей), мещане города Казани определили собрать с своего общества 10 000 рублей, цеховыя 2 000 рублей. Из всех уездов губернии присылались денежныя суммы и вещи: сабли, ружья, холст и т.д. Казанский помещик гвардии прапорщик Осокин пожертвовал 100 пуд штыковой меди. Церкви, монастыри, священно и церковнослужители, частные лица доставили до 2 пуд серебра в вещах. Пожертвованной суммы в обшей сложности с дворянскою и с присланною от вятскаго гражданскаго губернатора составилось до 346 000 рублей.

На сию сумму первое ополчение, выступившее в поход, содержалось до конца мая месяца 1813 года, а в то время, по Высочайшему повелению, поступило на содержание от казны; второе ополчение содержалось до его роспуска, который последовал в начале октября 1813 года. При составе ополчения свияжский Архимандрит Нераиль прислал начальнику ополчения 60 человек академистов, пожелавших стать в ряды воинов на защиту отечества. Все они были отличнаго поведения и по принятии получили должности урядников. Некоторые из них награждены за отличие в дрезденском деле Георгиевскими серебряными крестами, а двое произведены в офицеры.

Когда достигло в Казань горестное известие о взятии Москвы неприятелем, совет Казанского университета положил, между прочими мерами, обучать взрослых воспитанников военным эволюциям, дабы приготовить их к военным действиям, на случай угрожавшей опасности.

По вступлении неприятеля в Москву, значительное число московских жителей всех состояний (всего до 30 000 человек) переселились в Казань и нашли здесь самый радушный прием и совершенное спокойствие, а бедные всевозможное пособие и облегчение в их нуждах. Сверх того, по Высочайшей воле, переведены были в наш город московские департаменты Правительствующаго Сената, Опекунский совет и женские институты. Все сии правительственныя места из ведения были помещены в приличных зданиях, а члены и чиновники, при них находившиеся, получили отве-денныя по распоряженнию начальства квартиры. И каждый из жителей с полным усердием и искреннею готовностию старался доставить им в своем доме всевозмож-ныя удобности, даже стесняя свое семейство.

Губернской представитыь дворянство Еремпин

НА РТ. Ф.1. Оп.2. Д.165. Л.13-14 об.

ёВышссаа

riß. уел af/xu&vbt/x Яу^ш/наияоус^умого суда и Pjjtaymoü ду-и м тех cfcyevuu. кои, отмосятглуо (¡/имеет fot ной. éoii/ны. JKJ2 муа и yocvtah« мие коих и/нупнсано от/г $го ■ JLf/cf4;cx<ytt)iie~{(>c¡iiJ:a гоелюуини казанского fot много »ytitf/HumtJ/u, упра£мшщего г^алпуамему/о част и /о. и tiafthuj/a от. 28° семмииГ/м JHÍÍG гоуп yt, JVt'1899-ж.

По каким предметам, соответственно вопросам, в означенном предписании изложенным, и какие сведения найдены и извлечены? Из каких достоверных документов и источников спи сведения извлечены?

По I "У вопросу: Коль велика была числительная сила ополчения, собранного вследствие манифеста 6го июля 1812го года, куда поступило ополчение, где оно во время воины находилось и не ознаменовало ль себя какими-либо подвигами? Казанское ополчение состояло в 4* батальонах пеших и 2* сотнях конных и 69 штаб- и обер-офицеров, 2 914 нижних чинов, 278 лошадей; 4го числа генваря 1813го года оно выступило побатальонно чрез сутки один после другого Черниговской губернии к городу Глухову. И. 1 n/xlr/ia 1 ппих)ит бывшггч казанскою г/хикАшскогп губг/питт/ы и кпна. irfxi Мин-су/нш от 3(Г t)nuU>l>H 1812™ ?ixki м N•8421" яЩнтшшу /«¡ххЬшчгму ßii.mimn-му.

Сие ополчение вооружено было сколько позволила возможность; одето в кафтаны из крестьянского сукна длинной по колена с такими же шароварами и фуражками, на которых находился выбитый из латуни крест и вензеловое Его Императорского Величества имя в оз-намение за веру и царя. 11.1 уют Коэпнсктп ryfoJntatoM п/ммлтия тп 51" августа 1812" mki м №185-1" ЯЩтискпму лгмгкпму iy)y

По 2му вопросу: Какую сумму пожертвовало дворянство и другие сословия Казанской губернии? Казанское купечество пожертвовало 74 040 рублей, мещане 10 ООО рублей, приписавшиеся иногородные гости 640 рублей, Татарское общество 8 360 рублей, цехи 2 000 рублей, Чебоксарское общество 3 000 рублей, Козьмодемьянское общество 2 000 рублен, Свняжское общество 700 рублей, Цивильское общество 500 рублей, Лаишевское общество 500 рублей, Ядринское общество 1 520 рублей. 1 l.i nfvAiojicnnw тсподина шитпеа?» /¡мж/кшгкпю tyfirjnimnofxi, н Ktwa.irjxi Мпн-lyjxxui тп 27"' августа 18IT' nxki jti N■5205" ЯЩшнскпй ?n/mHnarii ity.ur.

Духовенство города Ядрина и 12 селений, вверенных смотрению сего города Благочинному протоиерею Магницкому пожертвовало 421 рубль 50 копеек. <...> II.) чг/ninmix fxnmjnnai Ядриискпй rjxuk-xnii i/умы к rnmntiuiiy ка.нтгкпму г/хш/ктгкому /yfirfmtimujry ii wmajiejjy Mtnicyjxxiy mn IT1 тппяГфя м №189" и mn 17" ттшГфя ж N•196". iijiu kiiiix vjirikiiuiHjimhi ruu rinihru. Сии fxmnjnnu .пнпиптя п исхо/Ыпfril Я/>-рипекпй tjxubcnü <>умы Kiшff 1812!" nxki. IL (пттштия к ЯЩмиекпму трхЫичгму ßiumicKnuy 4" mimpOfw 1812 fixki ja № 45", rijm коем vj/ammifieO Магницкий n/x'ikm/Mii.i ruu rlnihru.

Ядринский уездный стряпчий Ховрчнскш).

НА РТ. Ф.1. Оп.2. Д.165. Л.87, 87 об.

Действительного статского советника казанского гражданского губернатора и кавалера.

Мамадышскому г.городничему.

Заметив, что представление с дворянских имений ратников в ополчение, в Казанской губернии составляемое, и сбор самих гг. дворян, назначенных во оное, происходит не только не с желаемым успехом, но еще и крайне медленно, и к тому получив ныне от начальника внутреннего ополчения третьего округа г. генерал-лейтенанта сенатора и кавалера графа Петра Александровича Толстого отношение о принятии возможных мер к скорейшему сбору людей сего ополчения.

Я убеждаюсь предписать градским и земским полициям тотчас объявить гг. дворянам, с имнений которых следуют в ополчение ратники и кои сами туда ж назначены, чтоб они, как представили людей, равно и сами для занятия должностей явились бы в Казань по выслушании сего предписания в узаконенный поверестный срок в непременном онаго в самой точности исполнили, обязав подписками доставить нас ко мне, но буде сверх всякого чаяния кто-либо из гг. дворян от явки к назначенной ему должности отзовется болезнию или другим чем, то объявленных причинах с заключением своим насчет справедливости для представления Его Сиятельству графу Толстому доносить немедленно мне подлинной за подписями губернатора Бориса Мансурова. С подлинным верно.

Подлинный получен 28 сентября 1812 года НА РТ. Ф.1. Оп.2. Д.165. Л.53,56 об.

Вступительную статью и документы подготовил к публикации научный сотрудник НА РТ Евгений Уткин

Нападение татаро-башкирских ополченцев на французски* солдат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.