Научная статья на тему 'Социально-классовый состав земского ополчения России 1812-1814 годов (на примере ополчений 3-го округа).'

Социально-классовый состав земского ополчения России 1812-1814 годов (на примере ополчений 3-го округа). Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ НАЧАЛА XIX В. / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. / НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ 1812 Г

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лапина Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы формирования и социально-классовый состав ополчений 3-го округа. Приводятся цифровые данные о его ратниках, представляющих губернии округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the problems of formation and the social and class staff of the Home Guard of the III District. Numerical data of the staff representing the provinces of the District is given.

Текст научной работы на тему «Социально-классовый состав земского ополчения России 1812-1814 годов (на примере ополчений 3-го округа).»

И. Ю. Лапина

СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЙ СОСТАВ ЗЕМСКОГО ОПОЛЧЕНИЯ РОССИИ 1812-1814 ГОДОВ (на примере ополчений 3-го округа)

В статье рассматриваются проблемы формирования и социально-классовый состав ополчений 3-го округа. Приводятся цифровые данные о его ратниках, представляющих губернии округа.

I. Lapina

SOCIAL AND CLASS STAFF OF RUSSIAN HOME GUARD OF 1812-1814 BY THE EXAMPLE OF THE HOME GUARD OF THE III DISTRICT

The article reviews the problems of formation and the social and class staff of the Home Guard of the III District. Numerical data of the staff representing the provinces of the District is given.

Отечественная война 1812 г. потребовала мобилизации всех сил Российской империи. 18 (30) июля 1812 г. Александр I подписывает манифест об организации округов ополчения. В 3-й округ под командованием генерал-лейтенанта П. А. Толстого входили ополченцы Вятской, Казанской, Костромской, Нижегородской, Пензенской и Симбирской губерний1. В манифесте говорилось, что необходимо приготовиться расчислить и назначить людей, но до повеления не собирать их и не отрывать от сельских работ2. Это положение предопределило темпы сбора внутренней губернской силы и уровень его подготовки. Из-

начально оно рассматривалось как дополнительная сила, которая должна действовать против неприятеля на московском и петербургском направлениях. Можно предположить, что требование не отрывать крестьян от сельских работ свидетельствовало об уверенности Александра I и главнокомандующего армиями М. И. Кутузова в том, что с неприятелем удастся справиться наличными силами. К тому же приток в армию ополчений еще шести губерний мог окончательно превратить ее в плохо управляемую и малоспособную к боевым действиям массу практически невооруженных людей.

ИСТОРИЯ, СОЦИОЛОГИЯ

вых госпиталей, лечили больных и раненых в походах нижегородцев. Сколько поступило в ополчение преподавателей и студентов Московского университета — неизвестно. Эта тема требует дальнейшего изучения, так как в связи с эвакуацией, а затем возвращением в Москву судьба многих студентов, записавшихся в ополчение, остается не ясной. Они зачислялись по особому списку, который пока не удалось обнаружить в архиве Нижегородской области.

Только в конце декабря 1812 г. Нижегородское ополчение выступило в поход по маршруту Нижний Новгород — Муром — Рязань — Орел — Глухов и далее в Волынскую губернию. В походе оно находилось в подчинении генерал-майора Н. С. Муромцева.

Менее организованно проходил сбор Костромского ополчения в силу острого недостатка офицеров. На заседании Дворянского собрания 29 июля (10 августа) 1812 г. от 289 425 крепостных крестьян, числившихся за помещиками, было решено выставить каждого четвертого, т. е. 11 577 ратников7. Из них сформировали четыре пеших и один конный полки, а также егерский батальон. Фактически было выставлено 11 580 воинов. На собрании дворян было предложено брать крепостных крестьян с имений свыше 16 душ. Помещики, имевшие менее 16 душ, от поставки ратников освобождались. Однако многие из них выставляли по одному воину «с содержанием». Начальником Костромского ополчения дворяне заочно избрали генерал-лейтенанта П. Г. Бардакова, который находился в Москве. П. Г. Бардаков приехал из Москвы в сентябре и с усердием взялся за формирование полков. Конный полк возглавил полковник Н. А. Небольсин, 1-й пеший полк — полковник князь А. Н. Вяземский. Оба полка формировались в Костроме. 2-й пеший полк под командой полковника Д. П. Черевина формировался в Галиче, 3-й пеший подполковника П. С. Шулепникова — в Нерехте, 4-й пеший капитана флота 2-го ранга А. И. Маковеева — в Кинешме. Отдельный пехотный батальон

под командованием подполковника И. Ф. Чагина — в Кологриве. Заместителем начальника ополчения и командиром 1-й бригады был назначен камергер С. П. Татищев.

Серьезной и уже упоминаемой причиной медленного сбора ратников было, как и в других округах, нежелание помещиков расставаться с рабочей силой в период осенних полевых работ. Были проблемы и с экипировкой. Так, командир 3-го пехотного полка П. С. Шулепников доносил 4 (16) ноября, что 114 воинов его полка плохо обмундированы, а «138 не имеют никакой казенной одежды и приведенные воины большей частью в ... собственных худых кафтанах, так что они более походят на нищих, нежели на защитников отечества»8.

Такое положение существовало на фоне патриотического подъема в губернии и массового сбора пожертвований на ополчение. Жители Костромы и уездов собрали на содержание внутренней воинской силы более 2 млн. руб., в том числе костромское купечество пожертвовало в пользу Костромского ополчения необходимыми товарами и деньгами 48,2 тыс. руб.9 Деньги у ополчения были, но из-за несогласованности чиновников комитета ополчения с комитетом пожертвований они оказывались невостребованными или частично разворовывались. Начиналась зима, и в этих условиях ратникам приходилось нелегко, так как многие из них не были снабжены теплой одеждой. 8 (20) декабря Костромское ополчение отправилось в поход на театр военных действий по маршруту Муром — Рязань — Тула — Орел в город Глухов и должно было прикрывать южные российские губернии на случай, если неприятель вторгнется в их пределы. Путь в зимних условиях, нередко по бездорожью, был крайне тяжелым. Только 3 (15) февраля 1813 г. ополчение пришло в Тулу. В апреле оно находилось под Киевом в городе Чернобыле, где из-за вспыхнувшей эпидемии сыпного тифа, оказалось в карантине. В результате болезни, так и не дойдя до театра военных действий, умерло более двух ты-

Социально-классовый состав земского ополчения России 1812—1814 годов

сяч воинов. В память о костромских ратниках в Чернобыле позднее был поставлен памятник.

В дальнейшем Костромское ополчение вошло в корпус генерала Н. С. Муромцева, и в качестве резерва приняло участие в сражениях под Дрезденом и Рейхенбергом. Конный полк Костромского ополчения участвовал в осаде Дрездена и Гамбурга, а пешие полки осаждали Глогау до 10 (22) октября 1814 г.10

В Костромской губернии к 10 (22) октября также было сформировано резервное ополчение, которое насчитывало в своих рядах 5,5 тыс. человек. Оно не участвовало в походе и вскоре было распущено. Таким образом, Костромская губерния в период Отечественной войны 1812 г. выставила ополчение более 17 тыс. человек.

В состав 3-го округа также входила Симбирская губерния. На ее территории проживало около 190 000 казенных крестьян, которые не призывались в ополчение. За помещиками числилось 234 586 крепостных крестьян11. 24 июля (5 августа) дворянское собрание «единогласно изъявило желание, оставя жен и детей своих, перепоясаться всем до единого»12.

Командующим ополчением был избран действительный статский советник князь Н. И. Тенишев. Командирами пеших полков были назначены генерал-майор князь А. М. Оболенский, полковник И. И. Самойлов, капитан Н. С. Топорин, капитан 2-го ранга С. Ф. Филатов, конного полка — штабс-ротмистр Д. А. Третьяков.

В Симбирском ополчении не хватало офицеров, и в ополчение пришлось приглашать дворян из соседних губерний13. Так, из соседней Саратовской губернии на офицерские должности в ополчения Симбирской и Пензенской губерний поступило не более 150 дворян14.

Остается открытым вопрос о числе воинов, которые были собраны в уездах губернии. По одним данным, которые были занесены на стены храма Христа Спасителя, в Симбирском ополчении было 8 874

ратника. Современный автор М. Ю. Иванов приводит цифру в 8 560 человек15. Анализ источников, а также расчеты показывают, что в губернской внутренней силе должно было быть не менее 9 383 крепостных крестьян, не считая мещан и ремесленников, а также чиновников и учащихся духовных учебных заведений. Таким образом, в Симбирском ополчении, исходя из местных людских ресурсов и норм, определенных дворянским собранием, должно быть не менее 15 тыс. человек. Анализ списков позволяет сделать вывод, что губерния выставила 15 186 воинов.

Пензенское ополчение было создано постановлением губернского дворянского собрания 25 июля (6 августа) 1812 г. От принятой нормы поставки помещиками крепостных крестьян в ополчение (4 человека от 100 ревизских душ) Пензенская губерния должна была направить в ряды внутренней воинской силы не менее 9 308 ратников, исходя из общего числа помещичьих крестьян — 232 721 человек16. К ним следует добавить незначительное число мещан и ремесленников. Общее число ратников, поставленных в формируемые полки, составило 9 847 человек17. К ноябрю Пензенское ополчение было сведено в дивизию в составе 3 пеших и 1 конного полков, а также артиллерийской команды из 68 человек при 4 орудиях. На вооружение ратников в Нижнем Новгороде было выделено 2200 ружей.

Начальником Пензенского ополчения был избран генерал-майор Н. Ф. Кишенс-кий. Командирами полков высочайше утверждены: 1-го пешего — полковник К. И. Селунский, 2-го — полковник И. Д. Дмитриев, 3-го — подполковник П. А. Бекетов, 4-го — подполковник П. С. Войников. Конный полк возглавил полковник Л. А. Безоб-разов. Командиром артиллерийской батареи стал подполковник Зимнинский.

2 (14) сентября 1812 г. в губернии был утвержден комитет по сбору пожертвований для ополченцев во главе с отставным бригадиром Н. С. Кашкаровым. Население губернии собрало добровольных пожертво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.