Научная статья на тему 'ВОСПИТЫВАЯ ТВОРЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСПЕРСИОННОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ'

ВОСПИТЫВАЯ ТВОРЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСПЕРСИОННОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блохнин Игорь Дмитриевич, Аккузин Константин Николаевич, Сусоева Ирина Вячеславовна

Целью работы является обоснование рациональных способов получения информации курсантами по теме «Производственный травматизм и профессиональные заболевания». Исследовано влияние способа получения информации курсантами в процессе формирования профессионального мышления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блохнин Игорь Дмитриевич, Аккузин Константин Николаевич, Сусоева Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NURTURING A CREATIVE PERSONALITY APPLICATION OF VARIANCE ANALYSIS FOR EVALUATION OF METHODS OF TRAINING CADETS

The purpose of the work is to substantiate rational ways of obtaining information by cadets on the topic «Industrial injuries and occupational diseases». The influence of the method of obtaining information by cadets in the process of forming professional thinking has been studied

Текст научной работы на тему «ВОСПИТЫВАЯ ТВОРЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСПЕРСИОННОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ»

И.Д. БЛОХНИН, К.Н. АККУЗИН, И.В. СУСОЕВА

I.D.BLOKHNIN, K.N.AKKUZIN, I.V. SUSOEVA

ВОСПИТЫВАЯ ТВОРЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ

NURTURING A CREATIVE PERSONALITY

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСПЕРСИОННОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ

APPLICATION OF VARIANCE ANALYSIS FOR EVALUATION OF METHODS OF TRAINING CADETS

Сведения об авторах: Блохнин Игорь Дмитриевич - начальник 3 кафедры Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, полковник, кандидат военных наук, доцент (г. Кострома. E-mail: world2273@mail. ru);

Аккузин Константин Николаевич - начальник отдела (организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров) Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, подполковник, кандидат военных наук (г. Кострома. E-mail: varhbz@mil. ru);

Сусоева Ирина Вячеславовна - старший преподаватель 3 кафедры Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, доктор технических наук, доцент (г. Кострома. E-mail: i. susoeva@yandex).

Аннотация. Целью работы является обоснование рациональных способов получения информации курсантами по теме «Производственный травматизм и профессиональные заболевания». Исследовано влияние способа получения информации курсантами в процессе формирования профессионального мышления.

Ключевые слова: способы получения информации, тестирование, дисперсионный анализ.

Information about the authors: Igor Blokhnin - head of the 3rd

Department of the Military Academy of Radiation, Chemical and Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S. K. Timoshenko, Colonel, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (Kostroma. E-mail: world2273@mail. ru);

Konstantin Akkuzin - Head of the Department (organization of scientific work and training of scientific and pedagogical personnel) of the Military Academy of Radiation, Chemical and Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, lieutenant colonel, candidate of military sciences (Kostroma. E-mail: varhbz@mil. ru);

Irina Susoeva - Senior Lecturer of the 3rd Department of the Military Academy of Radiation, Chemical and Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S. K. Timoshenko, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor (Kostroma. E-mail: i. susoeva@yandex).

iAJIÉ

П V

Summary. The purpose of the work is to substantiate rational ways of obtaining information by cadets on the topic «Industrial injuries and occupational diseases». The influence of the method of obtaining information by cadets in the process of forming professional thinking has been studied.

Keywords: methods of obtaining information, testing, analysis of variance.

Реформирование деятельности высших военно-учебных заведений предъявляет качественно новые требования к организации, содержанию и методике процесса обучения курсантов.

В настоящее время в педагогике высшей школы наблюдается увеличение количества исследований по различным проблемам совершенствования процесса обучения в вузах.

Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время во всех развитых странах идут интенсивные процессы информатизации образования, разрабатываются пути повышения эффективности образовательных систем, осуществляется поиск оптимальных методов внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.

Инновационные технологии используются в качестве источника учебной информации, средства наглядной иллюстрации представления таких процессов, которые с помощью обычного, традиционного обучения представить невозможно, в качестве творческого средства решения многочисленных задач и, конечно, средства оперативного контроля по усвоению знаний курсантами.

Огромный объём знаний, который необходимо усвоить в процес-

се обучения в Военной академии, и часто ограниченные возможности курсантов по его усвоению в короткие сроки - эта проблема во всей своей полноте предстала перед профессорско-преподавательским составом при разработке и внедрении инновационных технологий и методик в вузовский процесс обучения, и во многом до сих пор она не решена, поскольку любая технология предполагает системный подход к процессу обучения в вузе, как целостному, направленному на общее и профессиональное развитие личности.

Профессиональная деятельность офицера является творческой по своей специфике, что предполагает наличие способностей, мотивов, знаний, выдвижения разных подходов и умения решать служебные задачи не только в обычных, но и в экстремальных условиях. Поэтому формирование профессионального творческого мышления курсантов Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко одновременно с поиском педагогического подхода к повышению эффективности управления радиационной, химической и биологической защитой и её техническим обеспечением воинских частей (соединений, объединений) видов

(родов войск) Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации в различных условиях обстановки является своевременным и необходимым процессом.

Сравнительный анализ ведомственной информации показывает, что вопрос повышения качества профессионального обучения наиболее остро проявляется в том, что выпускники образовательных организаций военных академий (по отзывам руководителей комплектующих органов) не в полной мере используют полученные в ходе обучения профессиональные знания, умения и навыки при выполнении служебных задач. Нередко, обнаруживая неплохие теоретические знания, они не могут применить эти знания на практике. В связи с этим возникает необходимость поиска новых педагогических идей и средств для их внедрения в процесс профессионального обучения курсантов военных образовательных организаций. Следовательно, цели и задачи современного образования в образовательных организациях военных академий, связанные с необходимостью формирования творчески активных личностей и перспективной разработки методики формирования профессионального творческого мышления у курсантов военных

Фото 1. Самостоятельная работа по учебнику

Фото 2. Обучение с помощью электронных учебников

образовательных организаций, соответствуют актуальности данного исследования.

Научный анализ специальной литературы и диссертаций позволяет констатировать, что на современном этапе существуют различные аспекты, связанные с проблемой формирования творческого и профессионального мышления, которые имеют ярко выраженный междисциплинарный характер и являются предметом множества исследований.

В свою очередь изучению творческих способностей курсантов военных вузов посвящены работы Ю. А. Гайдунко, М. С. Кожаева и др.

В статье авторами рассматриваются вопросы внедрения интерактивных форм обучения, являющихся важнейшими направлениями совершенствования подготовки обучающихся в вузах.

Современные методы обучения используют технологические инструменты для улучшения визуализации и восприятия преподаваемого материала. Стоит отметить, что преподаватели предпочитают использовать не только традиционные способы обучения, но и электронные средства информации. Авторы отмечают, что во многих учебных заведениях предпочтение отдаётся электронным

учебникам, с помощью которых облегчается изучение материала. К преимуществам изучения материала с помощью электронных учебников относятся: изучаемые вопросы могут быть проиллюстрированы на основе анимации и демонстрации; позволяет курсантам работать самостоятельно или в команде; курсанты могут оценить свои знания; проводить исследования; закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения; получать более точное представление сложных для понимания явлений или процессов; работать в индивидуальном темпе; формировать навыки самоконтроля.

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» направлено на формирование общепрофессиональных компетенций, связанных с формированием способности к абстрактному мышлению, анализу, саморазвитию, самоорганизации, способности использовать и развивать основы традиционных и новых разделов дисциплины при решении профессиональных задач. Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование фундаментальных знаний основ безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

и техники безопасности при эксплуатации вооружения и средств РХБ защиты (ВиС РХБЗ), основ пожарной и электробезопасности; производственный травматизм и профессиональные заболевания; ознакомление с основными понятиями безопасности жизнедеятельности, нормативно-техническими и экономическими основами обеспечения безопасности; приобретение практических навыков в осуществлении мероприятий по безопасности жизнедеятельности при эксплуатации ВиС РХБЗ. В результате освоения материала курсант должен:

• знать характеристику опасных факторов среды обитания, военной службы и производственной деятельности, создающих угрозы для жизни и здоровья, а также различные способы их минимизации и нейтрализации; характеристику опасных, вредных и поражающих факторов среды обитания, военной службы и производственной деятельности, создающих угрозы для жизни и здоровья военнослужащих и гражданского персонала; принципы защиты личного состава и населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; правила личной и общественной гигиены;

• уметь применять правовые знания и психолого-педагоги-

ческие методы по обеспечению безопасности жизнедеятельности военнослужащих и гражданского персонала (в том числе по сохранению их психического здоровья), предупреждению их гибели и травматизма при осуществлении профессиональной деятельности; организовывать и проводить мероприятия по сохранению жизни и здоровья подчинённых; устанавливать требования безопасности перед выполнением поставленных задач и работ в повседневной деятельности, контролировать их выполнение; проводить занятия и инструктажи по выполнению требований безопасности в процессе повседневной деятельности; предотвращать нарушения безопасности жизнедеятельности; оказывать первую помощь при различных повреждениях, отравлениях, острых заболеваниях, несчастных случаях, при ДТП и катастрофах с использованием табельных и подручных средств; организовывать среди личного состава подразделения работу по сохранению здоровья, профилактике травматизма и отравлений.

Среди проблем, подлежащих исследованию, одно из главных мест занимает проблема формиро-

вания системы знаний требований безопасности перед выполнением поставленных задач и работ в повседневной деятельности, умений и навыков курсантов с целью повышения качества их профессиональной подготовки. Исследование проблемы формирования системы знаний по теме «Производственный травматизм и профессиональные заболевания» связано с исследованием тесных связей между общеобразовательными, общепрофессиональными, общевоенными, а также специальными дисциплинами, поскольку установление межпредметных связей позволит определить прерогативу изучаемых тем и их содержание при создании курса «Безопасность жизнедеятельности» и тем самым решить проблему его профессиональной направленности.

В последние годы в военной школе возрос интерес к проблеме и способам активизации самостоятельной познавательной деятельности курсантов. Повышение требований к общенаучной подготовке современного офицера, в частности переход на единый общеобразовательный государственный стандарт, приве-

ло к существенному увеличению объёма изучаемого материала по дисциплинам, а также изменению структуры общеобразовательных программ в сторону фундаментальных положений науки. В то же время уровень требований к знаниям в области технических и военных дисциплин также растёт в связи с усложнением военной техники и внедрением новых наукоёмких технологий. Возникла ситуация, когда, с одной стороны, преподавателю стало невозможно в течение плановых занятий изложить весь необходимый материал, с другой стороны, большой объём этого материала поставил в трудное положение и самих курсантов, заставил их искать рациональные способы своей работы.

Цель исследования заключается в обосновании использования способов обучения в процессе формирования профессионального мышления курсантов.

В работе выполнено исследование эффективности обучения различными способами. Курсанты выполняли задание по изучению темы «Производственный травматизм и профессиональные заболевания» по дисциплине «Безопасность жизнедеятельно-

Уровни фактора А Значение выходной величины Y Среднее арифметическое уровня Y Дисперсия уровня S2i

натуральное обозначение, количество баллов кодированное обозначение

I группа ai 27; 29; 30; 33; 35 38; 41; 45; 48; 50 53; 56; 58; 58; 59 57; 59; 60; 61; 61 64; 64; 64; 67; 67 67; 69; 69; 71; 71 54,36 184,51

II группа а2 33; 36; 38; 40; 41 44; 48; 52; 55; 58 59; 62; 66; 67; 68 69; 69; 69; 70; 70 70; 71; 71; 72; 73 74; 74; 75; 75; 76 61,50 183,63

III группа аз 34; 34; 40; 41; 41 46; 46; 50; 57; 59 60; 63; 63; 70; 70 71; 73; 73; 75; 75 76; 76; 77; 77; 78 78; 79; 80; 81; 81 64,13 240,39

Го«'4

СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 2022 №5 (38)

Таблица 1. Результаты эксперимента и статистические параметры

Таблица 2. Результаты проверки значимости различий

Способ tp tT Значимость различий

I группа и II группа 2,05 2,00 Значимы

I группа и III группа 2,60 2,00 Значимы

II группа и III группа 0,70 2,00 Не значимы

сти. Охрана труда». Для этого 30 курсантов изучали материал на самостоятельной работе по учебнику (I группа), 30 - конспектировали лекционный материал (II группа), 30 - с помощью обучающихся электронных учебников (III группа) (см. фото 1,2). По окончании изучения темы их уровень знаний проверялся с помощью теста, состоящего из 100 вопросов. Значимость влияния способа получения информации была оценена с использованием однофакторного дисперсионного анализа. Результаты статистической обработки экспериментальных данных представлены в таблице 1.

Проверка однородности дисперсий проводилась по критерию Кохрена. Табличное значение критерия, определённое при уровне значимости q = 0,05, для количества выборок km = 3 и числа степеней свободы каждой выборки f = n-1 = 2 составило GT = 0,45. Расчётное значение критерия Кохрена GP = 0,39. Поскольку выполняется соотношение GP < GT, то дисперсии выборок однородны.

По критерию Фишера была проверена гипотеза об отсутствии взаимодействия между способами получения информации. Расчётное значение критерия Фишера FP определялось по формуле

Fp = Sa2/SN2 , (1)

где: SA2 - дисперсия фактора;

Sn2 - остаточная дисперсия.

Дисперсия фактора А определялась по формуле

S/ = n /m-1 (^ (У, - Y))2 , (2)

где: n - объём каждой выборки;

m - число выборок (уровней фактора А);

Yi - среднее арифметическое Ьго уровня фактора А;

У - общее среднее по эксперименту.

Остаточная дисперсия определялась

У = 1 /т (п-1) (Уц - У))2, (3)

где Yij - ^й элемент ьй выборки.

Число степеней свободы: дисперсии фактора А ^ = т - 1 = 30-1 = 29; остаточной дисперсии 4 = т (п - 1) = 3(30-1) = 87.

Табличное значение критерия Фишера FТ = 1,5 (при q = 0,05; £А = 30; = 3(30-1) = 87).

Расчётное значение критерия Фишера Fp = 766,03/202,84 = 3,77.

Поскольку выполняется условие ЕР > ЕТ, подтверждается гипотеза о влиянии способов получения информации на обучение курсантов по теме «Производственный травматизм и профессиональные заболевания».

По критерию Стьюдента выполнена проверка значимости различий в способах обучения. Результаты проверки значимости различий представлены в таблице 2.

Из данных способов получения информации курсантами большее влияние на её восприятие оказывают конспектирование лекционного материала и использование электронных учебников по изучению темы «Производственный травматизм и профессиональные заболевания».

Обучение курсантов Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко с использова-

нием современных педагогических технологий в сочетании с современными информационными технологиями может существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания гармонично развитой, творчески свободной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кожаев, М. С. Использование интерактивных технологий обучения как средства формирования профессионального творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя. - М., 2019. 28 с.

2. Гайдунко, Ю.А. Повышение эффективности обучения курсантов военных вузов на основе дискуссионных и игровых методов: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Военный университет. - М., 2010. 25 с.

3. Богуславец, М. В. Педагогические условия интерактивного обучения курсантов высших военно-морских учебных заведений: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Московский педагогический государственный университет. - М., 2013. 24 с.

4. Нестеров, В.В. Интерактивное обучение / В. В. Нестеров, Л. А. Золотовская // Вестник военного образования, 2022. № 1. С. 93-96.

5. Шеффе, Г. Дисперсионный анализ. - М.: Наука, 1980. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.