Научная статья на тему 'ЭКОНОМЯ УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ"'

ЭКОНОМЯ УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ / INTERDISCIPLINARY RELATIONSHIPS / ORGANISATION AND CONTROL OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Ирина Борисовна, Башарин Юрий Валерьевич, Смирнова Марина Сергеевна

Рассматриваются актуальность и примеры использования межпредметных связей при преподавании дисциплины «Организация и управление производством», предусмотренной учебным планом специальности «Технологии веществ и материалов в вооружении и военной технике».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Ирина Борисовна, Башарин Юрий Валерьевич, Смирнова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAVING CLASS HOURS INTER-SUBJECT RELATIONSHIPS AT THE STUDY OF DISCIPLINE "ORGANISATION AND CONTROL OF PRODUCTION"

The authors consider relevance and some examples of using interdisciplinary relationships for teaching the discipline «Organisation and control of production», stipulated by the curriculum of the specialty «Technologies of substances and materials in armaments and military equipment».

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМЯ УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ"»

И.Б. ЖУРАВЛЕВА, Ю.В. БАШАРИН, М.С. СМИРНОВА

I.B. ZHURAVLYOVA, Yu.V. BASHARIN, M.S. SMIRNOVA

ЭКОНОМЯ УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

SAVING CLASS HOURS

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ»

INTER-SUBJECT RELATIONSHIPS AT THE STUDY OF DISCIPLINE «ORGANISATION AND CONTROL OF PRODUCTION»

Сведения об авторах: Журавлева Ирина Борисовна - преподаватель Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома. E-mail: 89038984436@mail.ru);

Башарин Юрий Валерьевич - доцент кафедры Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, подполковник запаса, кандидат химических наук, доцент (г.Кострома.E-mail:basharin.yurij@yandex.ru);

Смирнова Марина Сергеевна - преподаватель Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, кандидат педагогических наук (г. Кострома. E-mail: Smirnov58v@mail.ru).

Аннотация. Рассматриваются актуальность и примеры использования межпредметных связей при преподавании дисциплины «Организация и управление производством», предусмотренной учебным планом специальности «Технологии веществ и материалов в вооружении и военной технике».

Ключевые слова: межпредметные связи, организация и управление производством.

Information about the authors: Irina Zhuravlyova - Lecturer of the Military Academy of Radiological, Chemical and Biological Defence named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko (Kostroma. E-mail: 89038984436@mail.ru);

Yury Basharin -Associate Professor of the Military Academy of Radiological, Chemical and Biological Defence named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, Lieutenant-Colonel (res.), Cand. Sc. (Chem.), Associate Professor (Kostroma. E-mail: basharin.yurij@yandex.ru);

Marina Smirnova - Lecturer of the Military Academy of Radiological, Chemical and Biological Defence named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, Cand. Sc. (Ped.) (Kostroma. E-mail: Smirnov58v@mail.ru).

Summary. The authors consider relevance and some examples of using interdisciplinary relationships for teaching the discipline «Organisation and control of production», stipulated by the curriculum of the specialty «Technologies of substances and materials in armaments and military equipment».

Keywords: interdisciplinary relationships, organisation and control of production.

Одной из важнейших задач высшей школы на современном этапе является воспитание компетентных,

активных, инициативных выпускников, обладающих фундаментальной профессиональной подготовкой, умеющих

самостоятельно осваивать новые знания и овладевать новыми технологиями. Выпускники любого направле-

ч^ЭДТГиТи

ния подготовки, в том числе и военно-инженерного, должны уметь анализировать явления и решать различные задачи, возникающие в процессе повседневной профессиональной деятельности.

Одним из наиболее значимых средств повышения эффективности процесса обучения в высшей школе является реализация принципа межпредметных связей. В педагогической литературе межпредметные связи определяются как педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегратив-ных связей между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного

процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве.

Межпредметные связи в вузовском обучении являются выражением интеграционных процессов, происходящих в науке и в жизни общества. Эти связи определенным образом стимулируют обучаемых на дальнейшую учебную деятельность, вырабатывая интерес и тягу к познанию. Междисциплинарный подход играет очень важную роль в повышении качества практической и научно-технической подготовки курсанта. Он развивает логическое мышление, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных направлений подготовки. Учет и использова-

ние межпредметных связей позволяет устранить излишнее дублирование учебного материала, экономить учебное время.

Таким образом, межпредметные связи обеспечивают глубокое усвоение знаний, формирование целостной системы умений и навыков, способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых и повышению эффективности подготовки специалистов.

Современный инженер должен знать основы организации производства и управления предприятием, уметь квалифицированно решать вопросы, связанные с организацией производства новых видов продукции, искать и находить пути повышения

Схема. Основные взаимодействия курса «Организация и управление производством» с другими дисциплинами

эффективности работы предприятий, улучшения качества производимой продукции, роста производительности труда. От инженеров требуется широкий технический, организационный и экономический кругозор, умение ориентироваться в постоянно меняющейся рыночной среде и находить правильные организационные решения и их технические и экономические обоснования, использовать все методы для непрерывного совершенствования производства, повышения его эффективности в новых условиях хозяйствования. На приобретение курсантами данных знаний и навыков и направлено изучение дисциплины «Организация и управление производством».

В соответствии с учебным планом специальности «17.05.04 Технологии веществ и материалов в вооружении и военной технике» дисциплина «Организация и управление производством» входит в профессиональный цикл и изучается в 6 семестре. Предметом изучения дисциплины являются закономерности организации процессов производства, управление производством, разработанные на их основе рациональные формы и методы осуществления производственных процессов и реализации процессов управления на производстве.

Дисциплина «Организация и управление производством» базируется на знаниях, полученных при изучении ряда дисциплин всех циклов учебного плана:

- математического и естественнонаучного;

- гуманитарного и социально-экономического;

- профессионального;

- военно-профессионального.

Основные взаимодействия курса «Организация и управ-

ление производством» с другими дисциплинами представлены на схеме.

На протяжении всего курса «Организация и управление производством» используются многие понятия и закономерности, первоначальные знания о которых сформированы при изучении одной из дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла - «Экономика»: «производство», «предприятие», «основные показатели деятельности предприятий», «валовой продукт и доход предприятия»», «прибыль», «заработная плата» и др.

Грамотная и качественная проработка учебного материала темы «Управление персоналом на предприятии» базируется на знаниях, полученных курсантами при изучении еще одной дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла -«Психология и педагогика». В ходе изучения данной темы применительно к трудовому коллективу рассматриваются групповые процессы, межличностные конфликты и пути их разрешения, лидерство и стили управления, авторитет и его виды.

Среди дисциплин математического и естественнонаучного цикла следует выделить «Общую и неорганическую химию» и «Органическую химию», базовые знания которых необходимы для изучения темы «Особенности организации производственных процессов на предприятиях, реализующих технологию с использованием токсичных химикатов» курса «Организация и управление производством». Это, в первую очередь, понятия «токсичные химикаты» и «аварийно химически опасные вещества», их классификация, а также знания способов получения и областей применения различ-

ных неорганических и органических соединений.

Математика, которая также входит в данный цикл дисциплин, дает курсантам систему знаний и умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в трудовой деятельности человека. На основе знаний по математике формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства) находят применение при изучении различных тем дисциплины «Организация и управление производством». Например, в теме «Организация обеспечения качества на предприятиях» рассматривается применение инструментов повышения качества процессов и продукции, в частности, алгоритмы построения и использования контрольных карт. В ходе практического занятия по данной теме курсанты должны продемонстрировать навыки не только проведения сложных вычислений, но и применения методов статистической обработки, рационального формирования таблиц и графического отображения полученных результатов.

Учебный материал темы «Особенности организации производственных процессов на предприятиях, реализующих технологию с использованием токсичных химикатов» интегрирует понятия и закономерности, изучаемые в ходе целого ряда дисциплин профессионального цикла, таких, как «Общая химическая технология», «Безопасность жизнедеятельности», «Физико-химические основы ликвидации техногенных аварий». Кроме того, знания об основах научной органи-

"СШЕЖШ

зации труда, факторах производственного процесса и требованиях к организации рабочих мест, полученные курсантами в ходе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», значительно облегчают восприятие материала по теме «Основы научной организации труда» курса «Организация и управление производством».

«Метрология, стандартизация и сертификация. Защита интеллектуальной собственности» также является дисциплиной профессионального цикла. Понятие «качество продукции», показатели качества, факторы, влияющие на качество продукции, система управления качеством, рассматриваемые в данном курсе, углубленно изучаются применительно к производственному процессу в ходе изучения темы «Организация обеспечения качества на предприятиях».

Базовые знания, полученные курсантами в ходе изучения дисциплины «Организация управленческой деятельности», используются при изучении материала тем «Системные основы управления предприятием» и «Организация управления предприятием», в которых рассматриваются основы теории управления, управление персоналом, кадровая политика.

В свою очередь, в ходе изучения дисциплины «Ор-

ганизация и управление производством» у курсантов формируются знания, умения и навыки, необходимые для изучения таких дисциплин военно-профессионального цикла, как «Основы проектирования цехов и участков по получению веществ и материалов» и «Системы управления химико-технологическими процессами».

Так, знания и навыки, полученные курсантами при изучении темы «Основы организации подготовки производства к выпуску новой продукции», могут быть использованы при рассмотрении темы «Этапы и стадии проектирования» дисциплины «Основы проектирования цехов и участков по получению веществ и материалов». В ходе изучения темы «Производственный процесс на предприятии» рассматриваются вопросы организации производственных процессов в пространстве и во времени, производственная структура предприятий, принципы создания производственных подразделений, которые могут быть полезны при изучении темы «Компоновка производственных помещений».

В теме «Функциональные блоки систем управления химико-технологическими процессами» дисциплины «Системы управления химико-технологическими процессами» рассматриваются метрологическое обеспече-

ние систем управления, применяемые контрольно-измерительные приборы. При изучении данных вопросов целесообразно использовать знания, полученные курсантами при рассмотрении темы «Организация обеспечения качества на предприятиях» дисциплины «Организация и управление производством».

Таким образом, дисциплина «Организация и управление производством» носит комплексный характер и базируется на знаниях,умениях и навыках, полученных при изучении ряда дисциплин гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов. В свою очередь, знания, сформированные у курсантов в ходе изучения курса «Организация и управление производством», могут быть использованы при освоении отдельных дисциплин военно-профессионального цикла.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куимова Е.И. Межпредметные связи как средство повышения качества обучения в высшей школе [Текст] / Е.И. Куимова, К.А. Куимова, С.Н. Ячинова // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 2-1; URL: http://www. science-education.ru/ru/article/ view?id=19151.

2. Минаева А.М. Использование межпредметных связей в преподавании математики в техническом ВУЗе [Текст] / A.M. Минаева // Международный студенческий научный вестник, 2015. № 5-3.

3. Машкова ЕЛ. Межпредметные связи как средство формирования профессиональной компетентности студентов нефтяных ВУЗов [Текст]. Е.А. Машкова, A.B. Сиднев // Успехи современного естествознания, 2007. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.