Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСКИХ ПРОГРАММ В США'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСКИХ ПРОГРАММ В США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева София Валерьевна, Бокова Татьяна Николаевна

Раскрывается воспитательный потенциал волонтерской деятельности в США. Волонтерство рассматривается как один из способов гражданского воспитания американской молодежи. В качестве примера приводятся популярные практики волонтерской деятельности, в которой принимают участие волонтеры из различных образовательных организаций США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева София Валерьевна, Бокова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF VOLUNTEERING PROGRAMS IN THE USA

The article deals with the educational potential of the volunteering activities in the USA. Volunteering is considered as one of the ways of the civic education of the American youth. There are given as the examples the popular practices of the volunteering activities, where the volunteers from different educational institutions of the USA take place.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСКИХ ПРОГРАММ В США»

известия вгпу

nostyami zdorov'ya // Gumanitamo-pedagogicheskoe obrazovanie. 2017. № 2. S. 42-49.

2. Egorova G.I., Syazi N.M. Polietnicheskoe raz-vitie obuchayushchihsya sredstvami kraevedchesko-go materiala mnogonacional'nogo regiona // Social'-noe vzaimodejstvie v razlichnyh sferah zhiznedeya-tel'nosti: materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 25-letiyu kaf. vospitaniya i socia-lizacii RGPU im. A.I. Gercena / otv. red. E.I. Brazhnik. SPb., 2018. S. 470-476.

3. Egorova G.I. Setevoe vzaimodejstvie s social'-nymi partnerami kak sredstvo social'no-professional'-noj adaptacii i postinternatnogo soprovozhdeniya uchashchihsya-sirot uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya: materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf. / otv. red. S.V. Krivyh. SPb., 2018. S. 270-275.

4. Konvenciya o pravah rebenka: odobrena Ge-neral'noj Assambleej OON 20 noyab. 1989 g. (vstupila v silu dlya SSSR 15 sent. 1990 g.) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_9959/ (data obrashcheniya: 07.04.2019).

5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Dostupnaya sreda» na 20112020 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 dek. 2015 g. № 1297 (red. ot 27 dek. 2018 g.) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_189921/ (data obrashcheniya: 07.04.2019).

6. Ob utverzhdenii plana osnovnyh meropriyatij do 2020 goda, provodimyh v ramkah Desyatiletiya detstva: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 6 iyulya 2018 g. № 1375-r (red. ot 14 dek. 2018 g.) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru (data obrash-cheniya: 07.04.2019).

The vectors of the efficiency of the social work with the children with special needs: from theory to practice

The article deals with the global challenges, defining the necessity of the search of the new models of the social work with the children with special needs. There is discovered the conceptual role of the social work with the children with special needs in the context of the global challenges. There is substantiated the system of the vectors of improving the efficiency of the social work with the children with special needs.

Key words: social work, global challenges, vectors of efficiency of social work with children with special needs.

(Статья поступила в редакцию 07.12.2021)

с.в. тимофеева, т.н. бокова

(Москва)

воспитательный потенциал волонтерских программ в сша

Раскрывается воспитательный потенциал волонтерской деятельности в США. Волон-терство рассматривается как один из способов гражданского воспитания американской молодежи. В качестве примера приводятся популярные практики волонтерской деятельности, в которой принимают участие волонтеры из различных образовательных организаций сШа.

Ключевые слова: воспитание, волонтерство, волонтерская деятельность, гражданское воспитание.

С каждым годом во всем мире увеличивается число граждан, вступивших в ряды волонтеров и активно проявляющих свою гражданскую активность, участвуя в различных общественно-полезных практиках. Практика волонтерской деятельности среди образовательных организаций в равной степени присутствует во многих странах мира. США - это страна, которая приветствует активное проявление гражданственности своего населения, стимулирует гражданскую ответственность, о чем, в частности, свидетельствует высокий уровень волонтерской и благотворительной деятельности граждан.

Американская система образования играет важную роль в стимулировании гражданской активности среди граждан [10]. Учреждения, связанные с образовательной деятельностью, отчасти предназначены для развития и поддержки демократии [4]. Развитие знаний, способностей и навыков, которые позволят людям проявлять свою гражданскую активность, является основой демократической цели образования и поддерживается со стороны Ассоциации американских колледжей и университетов, государственной системой высшего образования и Министерством образования США. Несмотря на то, что образование и гражданское участие имеют основополагающее значение для поддержки динамичного демократического общества, более молодые группы американцев менее вовлечены в гражданскую жизнь, чем предыдущие поколения. Исследо-

© Тимофеева С.В., Бокова Т.Н., 2022

вания различных экономических, политических и исторических факторов показывают, что число волонтеров со временем не уменьшалось, но количество волонтеров среди молодежи растет и падает в пределах 10%, что связано с эпидемиологическими, стихийными бедствиями и социальными и политическими переменами [9].

Цель нашего исследования - рассмотреть волонтерскую деятельность как один из способов гражданского воспитания школьников и студентов в США. Политический истеблишмент и педагоги США (Б. Блум, Р. Гар-нье, Б. Скиннер, Ч. Мерриам, С. Ханн) рассматривают гражданское воспитание как формирование социально ответственного, политически лояльного члена общества, который верен «американскому образу жизни». В президентском акте «Америка-2000» (1994) в подтверждение такой установки среди основных национальных ориентиров модернизации образования выделено «воспитание ответственного гражданина» [10]. А.Н. Джуринский рассматривает гражданское воспитание как мировоззренческий конструкт - связующий мост и посредник между личностью и государством, частными и публичными интересами. Особую значимость для гражданского воспитания имеют церковь, семья, общины, добровольные объединения [1].

Гражданская активность в демократическом американском обществе преследует две ключевые цели:

- поддержание жизнеспособности демократии;

- создание условий для благоприятного перехода из юности во взрослую жизнь.

Гражданская активность - это работа над изменением жизни американских общин к лучшему, а также сочетание знаний, навыков, ценностей и мотивации для достижения этой цели [6]. О.Е. Савельева называет следующие структурные компоненты гражданственности человека: патриотизм, нравственные качества (ответственность, толерантность, доверие, готовность к сотрудничеству, соизмерение личных интересов с общественными), гражданские знания и умения (политические, правовые, коммуникативные, трудовые и профессиональные, первичные военные знания и умения, экологические).

Все компоненты гражданственности могут проявляться в различной степени при социальной активности человека. Процесс формирования гражданственности происходит

кие науки -

под влиянием ряда факторов, различных по степени воздействия на тот или иной ее компонент. Среди таких факторов необходимо назвать следующие:

1) воспитание;

2) пропаганда;

3) социально-бытовые условия (государственный уклад, законы, степень свободы личности в стране, материальные и эстетические блага, социальное окружение и др.);

4) социальный капитал (данный феномен определяется как совокупность всех общественных связей и отношений между людьми, построенных на принципах взаимодействия, доверия и готовности к сотрудничеству; термин имеет широкое распространение в зарубежной литературе в рамках социологических и педагогических наук, однако не рассматривался ранее в отечественной литературе);

5) эмоциональные факторы;

6) общенациональные особенности, а также личные качества индивида [3].

Одним из главных факторов формирования гражданственности является воспитание. оно предлагает целый спектр средств, форм и методов влияния на гражданское самосознание личности. Среди них можно назвать демократический уклад школы, преподавание граждановедческих дисциплин, организацию внешкольного времени детей, социальные проекты школ и общественных организаций и участие школьников в волонтерских организациях. В США образовательными организациями приветствуется участие в волонтерской деятельности, добровольческих организациях старшеклассников и студентов вузов, колледжей. Более того, некоторые школы в Соединенных штатах требуют, чтобы школьники принимали участие в общественных работах для поступления в хороший вуз. В ряде школ обязательным условием для окончания средней школы является участие в волонтерской деятельности.

По мнению C. Flanagan и P. Levine, волон-терство - это возможность современного поклонения изменить себя и мир к лучшему [6]. За время участия в волонтерской деятельности выпускники средней школы умчаться брать на себя ответственность и принимать верные решения. Участие школьников и студентов в волонтерской деятельности также вселяет надежду на процветание не только тех, кто в этом нуждается, но и тех, кто добровольно вызвался помогать. Большинство добровольцев (волонтеров) считают, что волонтерство укреп-

известия вгпу

ляет характер волонтера и способствует его саморазвитию, его пониманию того, какой вклад он вносит в развитие общества.

Тем не менее среди исследователей можно встретить высказывания о том, что волонтер-ство не приносит пользу обществу, поскольку у волонтеров могут быть личные мотивы и желания, и это может стать препятствием для того, чтобы волонтер приносил пользу тем, кто в этом нуждается, а не самому себе. Другая причина выражается в том, что волонтерство стало обязательством. Студент или школьник не мотивирован участвовать в волонтер-сткой деятельности, а делает это исключительно для получения записи о проделанной работе. Рассматривая это как академическое обязательство, старшеклассник может рассматривать волонтерство только как ключ к получению диплома.

На наш взгляд, волонтерство следует рассматривать также как возможность для развития молодежи и то, на что она способна. Добровольчество (волонтерство) должно исходить из «воли» человека, т. е. быть «по доброй воле», и быть общественно полезной деятельностью. Е.С. Шмаков считает, что значимое место в гражданском воспитании США уделяется поликультурной среде в работе системы образования. За ее основу берется идея «воспитания через служение обществу», которая в США является идеей формирования нации. Данная идея реализуется в воспитательной функции внеучебной деятельности старшеклассников в форме общественно полезной работы на благо государства. Данная идея способствует воспитанию гражданской ответственности школьников, развивает интеллектуальные, гражданские и лидерские навыки школьников [4].

Рассмотрим самые популярные виды во-лонтерсткой деятельности среди школьников и студентов в США. Американские школьники и студенты работают волонтерами в широком спектре областей услуг, таких как уход за детьми, образование, здравоохранение, развитие бизнеса, охрана окружающей среды, строительство, или посвящают свое время служению в менее благополучных сообществах. Первый вид волонтерской деятельности, который мы рассмотрим, - это участие в неформальном волонтерстве на базе образовательной организации (школы, колледжа или вуза). Студенческие, школьные организации, отделы или другие образовательные группы на территории образовательной организации (кампуса,

вуза, школы) организуют различные мероприятия, где организаторами являются сами обучающиеся. Инициативу проявляют именно они. Например, если на кафедре английского языка проводится встреча с писателем, то кафедра в лице студентов-организаторов может попросить некоторых из своих студентов добровольно организовать мероприятие или распространить пригласительные.

Другой способ помогать образовательной организации - это «репетиторство». Это отличный способ поделиться полученными знаниями с теми, кому может потребоваться помощь в их изучении. Можно преподавать все виды предметов - от математики до чтения, от внеклассных программ в начальных школах до программ обучения грамоте взрослых. Репетиторские программы часто проводятся через библиотеку образовательной организации, местную библиотеку, внеклассные программы и в частном порядке.

Второй вид волонтерской деятельности в образовательных организациях - это участие в официальных волонтерских организациях, таких как «Корпус мира», «Волонтеры ООН», Красный Крест, «Волонтеры Америки». Например, школьники, которые являются волонтерами Красного Креста, извлекают ценные уроки о том, как эффективно работать с людьми из разных слоев общества, мобилизовать сообщества и добиваться позитивных изменений. Они оттачивают свои лидерские качества, заводят новых друзей и исследуют новые интересы - и все это в дружелюбной, вдохновляющей и соответствующей возрасту среде с видимыми результатами. Некоторые волонтерские организации предлагают своим волонтерам целые образовательные программы, которые предназначены для обучения волонтеров.

Teach for America (TFA), хорошо изученная программа обучения при помощи добровольцев в США, доказала свою эффективность в повышении результатов обучения. Она набирает отличившихся выпускников колледжей, вузов (из любой области) и предлагает им преподавать в течение года в неблагополучных школах в Америке. Волонтеров обучают три месяца, прежде чем они будут преподавать в неблагополучных школах, но и после завершения обучения волонтеры продолжают регулярное обучение.

Студенты колледжа также могут найти различные возможности работы с местной молодежью. «Старшие братья и сестры» -это распространенная волонтерская програм-

ма в кампусах колледжей, и возможность наставничества часто можно найти в колледже или местных школах. Работа в качестве лидера девочек-скаутов или бойскаутов - еще один отличный способ посвятить время обществу и поделиться своими талантами с местными детьми.

Таким образом, в процессе проведенного исследования наше предположение подтвердилось, и можно с уверенностью утверждать, что одним из значимых факторов, влияющих на воспитание гражданственности, является волонтерская деятельность, поскольку это один из эффективных способов улучшить жизнь сообщества. Независимо от того, является ли человек студентом дневного отделения в университете на территории кампуса или получает степень в Интернете, сочетая работу и семейные приоритеты, есть много причин, чтобы воспользоваться возможностями волонтерства, поскольку таким образом можно улучшить не только жизнь других, но и свою собственную.

список литературы

1. Джуринский А.Н. Практики гражданского воспитания в общеобразовательной школе за рубежом // Сиб. пед. журн. 2017. № 2. С. 71-76.

2. Катанаева А.О., Бобкова Н.Д. Основы гражданского воспитания молодежи в США // Организация работы с молодежью: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / редкол.: Н.Ю. Бобкова (гл. ред.), Е.А. Коршкова, Е.В. Лунева. Курган, 2008. С. 31-35.

3. Савельева О.Е. Педагогические аспекты формирования гражданственности учащихся США: дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2007.

4. Шмаков Е.С. Особенности формирования гражданской идентичности школьников в России и США // Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Международный и российский опыт: сб. тр. X Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Тверь, 27 октября 2020 г. Тверь, 2020. С. 240-244.

5. Elder Jr. G.H., Johnson M.K., Crosnoe R. The emergence and development of life course theory // J.T. Mortimer, & M.J. Shanahan (Eds.) Handbook of the Life Course. NY, 2003. P. 3-19.

6. Flanagan C., Levine P. Civic engagement and the transition to adulthood // The Future of Children. 2010. # 20(1). P. 159-179. DOI: 10.1353/foc.0.0043.

7. Goals 2000: Educate America Act [Electronic resource]. URL: http://www2.ed.gov/legislation/ G0ALS2000/TheAct/index.html (дата обращения: 12.02.2021).

кие науки -

8. Ryan C.L., Bauman K. Educational Attainment in the United States: 2015. Washington D.C., 2016. [Electronic resource]. URL: from:https://www.census. gov/content/dam/Census/library/publications/206/demo/ p20-578.pdf (дата обращения: 12.02.2021).

9. Susan M. Chambré introduces her article [Electronic resource] // Social Service Review this June 2020, "Has Volunteering Changed in the United States? Trends, Styles, and Motivations in Historical Perspective. URL: https://www.journals.uchicago.edu/ doi/10.1086/708941 (дата обращения: 12.02.2021).

10. Westheimer J., Kahne J. What kind of citizen? The politics of educating for democracy // American Educational Research Journal. 2004. # 41. P. 237-269.

DOI: 10.2307/j.ctt1t891dd.64.

* * *

1. Dzhurinskij A.N. Praktiki grazhdanskogo vos-pitaniya v obshcheobrazovatel'noj shkole za rube-zhom // Sib. ped. zhurn. 2017. № 2. S. 71-76.

2. Katanaeva A.O., Bobkova N.D. Osnovy grazhdanskogo vospitaniya molodezhi v SSHA // Organi-zaciya raboty s molodezh'yu: problemy i perspektivy: sb. nauch. tr. / redkol.: N.Yu. Bobkova (gl. red.), E.A. Korshkova, E.V. Luneva. Kurgan, 2008. S. 31-35.

3. Savel'eva O.E. Pedagogicheskie aspekty formi-rovaniya grazhdanstvennosti uchashchihsya SSHA: dis. ... kand. ped. nauk. Smolensk, 2007.

4. Shmakov E.S. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti shkol'nikov v Rossii i SSHA // Molodezh' i gosudarstvo: nauchno-meto-dologicheskie, social'no-pedagogicheskie i psiholo-gicheskie aspekty razvitiya sovremennogo obrazova-niya. Mezhdunarodnyj i rossijskij opyt: sb. tr. X Vse-ros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Tver', 27 oktyabrya 2020 g. Tver', 2020. S. 240-244.

Educational potential of volunteering programs in the USA

The article deals with the educational potential of the volunteering activities in the USA. Volunteering is considered as one of the ways of the civic education of the American youth. There are given as the examples the popular practices of the volunteering activities, where the volunteers from different educational institutions of the USA take place.

Key words: education, volunteering, volunteering activities, civic education.

(Статья поступила в редакцию 21.02.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.