Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСТВО И "СЕРВИСНОЕ ОБУЧЕНИЕ" КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТАХ США'

ВОЛОНТЕРСТВО И "СЕРВИСНОЕ ОБУЧЕНИЕ" КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТАХ США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / УНИВЕРСИТЕТЫ США / СЕРВИСНОЕ ОБУЧЕНИЕ В США / СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокова Татьяна Николаевна, Тимофеева София Валерьевна

Цель исследования - рассмотреть феномен волонтерской деятельности и выявить особенности "сервистного обучения" в университетах США. С этой целью были проанализированы различные виды волонтерской деятельности и сервисного обучения, встречающиеся в студенческой среде. Научная новизна состоит в анализе современного состояния сервисного обучения и волонтерства в университетах США. В результате было определено, что волонтерство является механизмом сервисного обучения в американском университете, так и самостоятельной деятельностью студента в свободное время. Выводы данной статьи могут быть применены в практике разработки дополнительных курсов по волонтерству для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бокова Татьяна Николаевна, Тимофеева София Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING AND "SERVICE TRAINING" AS A COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT USА UNIVERSITIES

The purpose of the study is to consider the phenomenon of volunteer activity and to identify the features of "service training" in US universities. To this end, various types of volunteer activities and service training found in the student environment were analyzed. The scientific novelty consists in the analysis of the current state of service training and volunteering at US universities. As a result, it was determined that volunteering is a mechanism of service training at an American university, as well as an independent activity of a student in his spare time. The conclusions of this article can be applied in the practice of developing additional courses on volunteering for students.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСТВО И "СЕРВИСНОЕ ОБУЧЕНИЕ" КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТАХ США»

- Режим доступа: https://ckk.ru/TPyES (дата обращения: 9.01.2022).

4. Спортивная метрология :учебн,дляин-товфиз, культ. / под ред. Ö.M. Зациорского. - М.:Физкультура и спорт, 1982. - 256 е., ил.

5. Фатеее В.А. Некоторыеаспекты формирования гото&ности будущего учителя физической культуры к реализации идей личностно-ориентиро-ванного подхода // Сибирский психологический журнал. - 2008, - № 29. - 90-94. - [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://clck,rWTPyEJ (дата обращения: 23.12.2021).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направление подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование" (с двумя профилями подготовки). Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от9февраля 2016 г. N 91.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: httpsy/dckru/TVSNn (дата обращения: 15.01.2022).

7. Чапкович Ж.А., Ревякина В.И. Профессиональная социализация студентов в процессе физического воспитания: теория и практика // вестник Томского государственногоуниверситета. - 2017.

- № 420. - С. 179-183. - [Электронный ресурс], -Режим доступа: https://clck.ru/TPyFH (дата обращения: 17.12.2021).

8. Шарафеева А.Б. Формирование физкультурно-рекреационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту // Вестник томского государственного университета.

- 2013. - N9 375. - С. 165-168. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/TPyEx (дата обращения: 10.01.2021 ).

VOLUNTEERING AND "SERVICETRAINING" AS A COMPONENT OFTHE EDUCATIONAL PROCESS ATUSA UNIVERSITIES

Bokova Tatiana Nikolaevna, DSc of Pedagogical sciences, Professor of Russian Academy of Education, Head of the Center foi Organizational and Publishing Activities and International Cooperation

Timofeeva Sofia Valeryevna, Postgraduate student

Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education

The purpose of the study is to consider the phenomenon of volunteer activity and to identify the features of "service training" in US universities. To this end, various types of volunteer activities and service training found in the student environment were analyzed. The scientific novelty consists in the analysis of the current state of service training and volunteering at US universities As a result, it was determined that volunteering is a mechanism of service training atan American university, as well as an independent activity of a student in his spare time. The conclusions of this aiticle can he applied in the practice of developing additional courses on volunteering for students.

Keywords: volunteering; US universities; service training in the USA; students; higher education. DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.36

УДК 37.015(73) ВАК РФ 5.8.1 /13,00.01

& Бокова Т.Н., 2022 Û Тимофеева СВ., 2022

БОКОВА Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор РАО, заведующий центром организационно-издательской деятельности И международного сотрудничества

ТИМОФЕЕВА София Валерьевна, аспирант

Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва

ВОЛОНТЕРСТВО И "СЕРВИСНОЕ ОБУЧЕНИЕ" КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТАХ США

Цель исследования - рассмотреть феномен волонтерской деятельности и выявить особенности "сервистного обучения" в университетах США. С ¿той целью были проанализированы различные виды волонтерской деятельности и сервисного обучения, встречающиеся в студенческой среде. Научная новизна состоите анализе современного состояния сервисного обучения и волонтер-ства в университетах США. В результате было определено, что волонтерство является механизмом сервисного обучения в американском университете, так и самостоятельной деятельностью студента в свободное время. Выводы данной статьи могут быть применены в практике разработки дополнительных курсов по волонтеретвудлй студентов.

Ключевые слова; волонтерство;университеты США;сервисное обучение в США; студенты; высшее образование.

Введение

Актуальность. Волонтерство в современном мире выступает одним из базовых ресурсов, который помогает студентам в разных странах наращивать личностные и профессиональные компетенции. Ограниченность исследований, позволяющих анализировать образовательные элементы студенческого волонтерства, обусловила научный интерес к данной проблеме. Соединенные Штаты Америки по праву можно считать государством с самым высоким уровнем

развития, управления и обучения волонтерской деятельности- Волонтерство играет значимую роль в жизни разных социальных групп, в организационном плане широко распространено и включено в деятельность многочисленных организаций третьего сектора, встречается практически so всех сферах общественной жизни университетов. Сфера образования -это, прежде всего, продукт общественного развития, а значит, той воспитательной культуры, в которой она сформировалась. На нее, безусловно, мощное влияние оказывают усиливающиеся процессы глобализации и интеграции, пронизывающие практически все сферы социальной и научной жизни государства, В США университетам предоставлена полная свобода, в том числе в выборе обучающих программ. Они финансово независимы от государства. Каждый американский вуз живет своей особой жизнью: в ситуации отсутствия обязательных для всех нормативов и правил он организовывает процесс обучения так, как считает нужным [4]. Многие образовательные учреждения ценят и поощряют, а в некоторых случаях даже предписывают участие в волонтерской деятельности, как на местном, так и на международном уровне. В США добровольцами являются 78% всех студентов колледжей и университетов [3].

Высшие учебные заведения включают компоненты волонтерства в свои учебные программы, чтозаметноувеличиваетуровеньдобровольного служения среди обучающихся. Университеты интегрируют волонтерские услуги в учебные предметы или содержание курса. Иногда подобное внедрение волонтерства в учебный процесс исследователи называют "сервисным обучением". Но так ли это на самом деле? Может ли волонтерская деятельность быть частью сервисного обучения в США или полностью заменить его в университете? Цель нашего исследования выявить особенности волонтерской деятельности и "сервистно-го обучения" в университетах США. В качестве методов поставленных задач были применены: контент-анализ и обобщение материалов по теме "сервисного обучения" и студенческого волонтерства в США; сравнение продуктов волонтерской деятельности и "сервисного обучения"; анализ и обобщение отзывывов студентов университетов США,

Теоретической базой исследования послужили труды: Wilson, J. & Musick, М., Gray, M.J., Ondaatje, Е„ Fricker, R., Geschwind, S., Goldman, C.A., Kaganoff, T. Robyn, A., Sundt, M., Vogelgesang, L, & Klein, S. R и др.

Практическая значимость исследования, Согласно Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, термин "волонтерство" означает широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которое осуществляется добровольно на благо широкой общественности, причем денежное вознаграждение не является главным мотивом [7].

Основная часть

Воло нтерство в амери ка некой студен ческой среде - это время и услуга студента, направленные на продвижение добра и улучшение качества жизни людей или животных [1]. Волонтерскими проектами в университетах США можно заниматься во время каникул или в любое свободное время, когда его можно полностью провести на площадке проекта. Некоторые некоммерческие, благотворительные организации все больше пропагандируют волонтерство, как альтруистическое начинание, но в то же время говорят и о социальных, карьерных преимуществах волонтерской деятельности. Несмотря на то, что национальные да иные информируют общественность только о показателях участия и удержания добровольцев, существуют и конкретные мотивационные факторы, влияющие на волонтерство в студенческой среде. Многие высшие учебные заведения США сегодня признают своих студентов равноправными партнерами в образовательном процессе. Студенты принимают участие в управлении вузом, в формировании учебного плана; они вовлекаются в разработку и реализацию программы взаимообучения, что,безусловно, стимулирует активность студента. [1]

Необходимо отметить, что в США молодежная политика не является отдельной сферой деятельности государственных органов, воспитание молодых людей - составляющая часть системы образования. Основными инструментами воспитания молодежи, широко применяемыми в Америке, можно назвать привлечение молодежи к общественной добровольческой деятельности (Youth Service) и активное обучение через сервисное обучение (Service Learning). Сервисное обучение - это объединение обучения и волонтерской деятельности, где одно дополняет другое [1 ]. Те, кто присоединяются к сервисному обучению, делятся своими знаниями, устраняют трудности и на-ка пливают свой опыт в содержательных обсуждениях с одногрупниками, чтобы лучше применять свое образование в реальном мире.

> <

о

< а

192

Е.А. Захарова, Г.П. Бодренкова определяют сервисное обучение как обучающую программу, которая обогащает и улучшает образование посредством вовлечения молодежи в оказание помощи их школам и сообществами также взаимосвязи с принятым курсом школьного обучения. Это практическое обучение включает в себя мнение молодежи, согласованность с учебным планом, обращение к истинным проблемам сообщества, разработку/реализацию/ оценку проектов конкретной общественно полезной деятельности молодежи. Оно воспитывает чувство гражданской ответственно-ст^долга, объединяет в единое целое и усиливает академический курс обучения или образовательные компоненты программы помощи сообществу и обеспечивает школьников и участников систематизированным и организованным временем (рефлексия) на осуществление общественно полезной деятельности [9].

Сервисное обучение представляет собой потенциально мощную форму педагогики, потому что оно обеспечивает средства связи академического образования с практическим. Более абстрактный и теоретический материал традиционного курса приобретает новое значение по мере того, как учащийся, так сказать, "испытывает его в реальном мире". В то же время студент получает выгоду от возможности связать опыт обслуживания с интеллектуальным содержанием обучающего курса. Подчеркивая сотрудничество, демократическую гражданственность и моральную ответственность посредством обучения служению, высшее образование соединяется с более широким сообществом и позволяет студентам вносить свой вклад в удовлетворение насущных потребностей общества.

Вбольшинстве случаев эти два термина (во-лонтерство и сервисное обучение) взаимосвязаны и вызывают дополнительные вопросы со стороны ученых. Несомненно, у них есть общие черты, из-за которых, кажется, что они похожи. Сервисное обучение, как и волонтер-ство, реализуется студентами без получения финансовой помощи со стороны организаторов. Зачастую можно обнаружить, что студенты-волонтеры и студенты,участвующие в программе сервисного обучения являются частью одного и того же благотворительного проекта. Это могут быть мероприятия на территории университета или за его границами. Волонтером в университете может стать абсолютно любой человек, так как иногда для этого не требуется никакого определенного

набора навыков. Например, тот, кто получает диплом по истории, может обучать и заботиться о детях в детском доме. Для этого не требуется специального обучения. Сервисное обучение, наоборот, обязательно должно включать аудиторные занятия для подготовки к волонтерской деятельности в образовательных учреждениях. Так как это во многом способствует связи между теорией практикой. За время сервисного обучения студенты тратят больше времени на свой проект, приобретают больше знаний, чем в краткосрочном волонтерском проекте. Опыт обучения в сфере обслуживания в резюме студента сообщает, что у студента есть не только практический опыт, но и то, что он критически думает о том, как улучшить свою работу и согласовать свой курс с практическими занятиями.

Лори Дж. Фогельгесанг,Александр В. Астин, Проводившие исследование среди 22 236 студентов, выяснили, что студенты, которые участвуют в программах сервисного обучения, также участвуют и в волонтерской деятельности университета. Они сравнили эффекты от волонтерской деятельности и сервисного обучения и сделали несколько выводов по этому поводу. Во-первых, есть сопротивление со сто-роны университетов по включению сервисного обучения как компонента волонтерской деятельности в академические курсы. Университеты настаивают на том, что волонерство должно быть в "свободное время" студента [4]. Так как сервисное обучение все еще является новой формой педагогики для преподавателей, то они могут плохо проводить курсы и найти неподходящие благотворительные организации для обучения служению студентов. Во-вторых, элементы, которые делают услуги на основе курсов потенциально мощной педагогикой, также можно найти в некоторых "общих" волонтерских проектах. Например, вне-учебные программы развития лидерства, которые требуют волонтерской работы, также могут иметь сильный компонент размышлений для студентов. Несмотря на это есть несколько весомых аргументов в пользу обучения служению. Участие в обучении служению является явно лучшим предиктором выбора карьеры, связанной со служением, демонстрируя более сильный эффект, чем общественные и волонтерские работы.

Общественные, волонтерские работы и сервисное обучение являются инструментами, которые высшее образование может использовать для укрепления демократии, воспитывая у студентов чувство гражданской ответствен-

ности и участия в жизни общества. Два из трех показателей ценностей - "приверженность продвижению расового взаимопонимания" и "приверженность к активизму" - в значительной степени зависят от участия в курсовых работах по сравнению с обычными общественными (волонтерскими) работами. Обучение служению укрепляет у учащегося чувство социальной самоэффективности, но только потому, что оно дает возможность выполнять волонтерские работы. Это говорит о том, что сервисное обучение предоставляет конкретные средства, с помощью которых высшие учебные заведения могут научить студентов становиться заинтересованными и вовлеченными гражданами. Одним из наиболее интересных результатов нашего анализа литературы является то, что положительный аффект от участия в сервисном обучение влияет на академические результаты студентов: рост критического мышления и навыков письма, а также средний балл в колледже. Сервисное обучение влияет на все когнитивные результаты, которое не зависит от эффекта волонтерских работ. На самом деле, как для навыков письма, так и для среднего балла колледжа эффект практического обучения сильнее, чем общий эффект волонтерских работ. Поскольку эти результаты носят академический характер, можно было бы ожидать, что услуги на основе курсов будут давать преимущества, выходящие за рамки обычных волонтерских работ. Конечно, участие в сервисном обучении помогает учащимся более активно участвовать в общем академическом опыте, тем самым повышая их общую академическую успеваемость. Взятые вместе, эти результаты представляют собой убедительные доказательства того, что соединение услуг с учебным материалом действительно способствует развитию когнитивных навыков [4], Одно из возможных объяснений этих результатов состоит в том, что академические курсы, включающие сервисное обучение, больше ориентированы на развитие когнитивных навыков (критическое мышление, письмо и т. д.), чем на развитие лидерских качеств и навыков межличностного общения. Другое возможное объяснение состоит в том, что внеклассные программы развития лидерства (в отличие от курсов обучения служению) могут во многих случаях разрабатываться и осуществляться самими учащимися, что дает им возможность развивать лидерские качества, отсутствующие в большинстве курсов обучения служению. Или же программы служения, входящие в учебную программу, пред-

назначенные для развития лидерских качеств, могут быть больше похожи на курсы обучения служению, тем самым оказывая такое же воздействие на студентов.

Исследования подкрепляют мнение о том, что услуги на основе курсов имеют преимущества по сравнениюс"обычными"общественны-ми работами. В каждом учебном заведении, практикующем Service Learning, например, в Университете Депол (Чикаго, штат Иллинойс), введена должность координаторов волонтёрских проектов, задачей которых является налаживание взаимодействия с местными властями, организациями, достижение договоренностей с ними о реализации волонтёрских проектов обучающихся, сопровождение этих проектов. Совместно сучащимися координаторы и учителя разрабатывают концепции социально значимых проектов, которые тесно связаны с изучаемым учебным материалом и имеют четкую образовательную цель. Обучающиеся могут реализовать свои проекты на занятиях, во внеучебное время, в кружках или местных некоммерческих организациях (НКО) без оплаты работы. Например, Программа обучения служению обществу (CSLP) в "Американском университете" (северо-запад Вашингтона) позволяет студентам бакалавриата получить дополнительный балл "сдал/не сдал" по курсу по своему выбору за счет службы в местной организации, миссия которой связана с их курсовой работой. Благодаря тщательному анализу и наставничеству CSLP обогащает опыт обучения студентов и укрепляет местное сообщество. Учащиеся практикуются, пересматривают и углубляют свое обучение в классе посредством прямого обслуживания или проекта с некоммерческой организацией. Работа студентов и преподавателей приносит пользу сообществу, а также их собственному интеллектуальному развитию. Программа обучения общественным работам, более известная как CSLP, предлагает студентам бакалавриата пройти курс обучения в Колледже искусств и наук (CAS), Школе общественных дел (SPA), Школе международной службы (SIS) или Школе Ко год бизнеса (о г The Kogod School of Business) возможность заработать дополнительный академический кредит, связав опыт общественных работ со своей курсовой работой.

Студентам Американского университета нравится рассматривать эту возможность как добавление в свой курс компонента "лаборатория" общественных работ. Программа побуждает студентов участвовать в жизни мест-

SÉ >

<

О

< ct

194

ного и международного сообщества, помогая им сотрудничать с различными некоммерческими и сервисными организациями в этом районе. Ожидается, что в течение семестра студенты, решившие за регистрироваться для участия в программе, отработают 40 часов общественных работ. Программа завершается окончательным проектом, который предназ начен для того, чтобы заставить учащихся критически подумать о работе, которую они выполнили, и о том, как она соотносится с тем, что они узнали на курсе. Этот проект дает студентам возможность более тесно сотрудничать со своими профессорами и возможность наладить связи, как в кампусе, так и за его пределами. Чтобы присоединиться к программе С51_Р, студенты должны быть студентами бакалавриата Американскогоуниверситетаи иметь 12 или 16 кредитных часов. Например, в университете "Така1оР молодежи предлагаются возможности добровольно участвовать в важных социальных делах. Волонтеры узнают о разработке планов волонтеров, управлении общением между волонтерами, основах человеческих ресурсов для волонтеров, оценке и распределении волонтеров и развитии волонтерских проектов. В Вашингтонском университете в Сиэтл волонтерство занимает центральное место, и валяется одной из ценностей университета. Университет называет волонтерство "общественной работой", включающей в себя пожертвование своего времени организациям, которые носят в основном благотворительный или гуманитарный характер, без какой-либо компенсации. Участие в общественных работах помогает студентам укреплять свои связи с районом Сиэтла и создает возможности для установления значимых отношений со сверстниками, которые разделяют схожие интересы и увлечения.

Волонтерская служба не должна заменять работу, выполняемую сотрудниками Университета, и не должна использоваться для обхода установленных процедур, регулирующих процессы найма в Университете. Добровольцы, как правило, не должны иметь трудовых отношений с университетом, и волонтерская деятельность не подпадает под действие "Закона о сп раведл ивых трудовых ста ндартах" или законов штата Вашингтон "о заработной плате и рабочем времени". Тем не менее, сотрудники за пределами подразделения могут участвовать в мероприятиях и программах в других подразделениях, если волонтерская деятельность не является общей обязанностью или обязанностью их текущей оплачиваемой должности. Добровольцы, получающие акаде-

мический кредит за работу, которую они выполняют, классифицируются как "стажеры" и не покрываются компенсацией работникам "UW". Как минимум, сотрудники по работе с персоналом вуниверситете (супервайзер) должны предоставить волонтерам пройти инструктаж. Если волонтер является сотрудником UW, его должностные обязанности должны существенно отличаться от волонтерской службы. В университете существует свой центр "Обучения участию и лидерству в сообществе" (CELE), предоставляющий учащимся возможность развивать знания, навыки и отношение, необходимые для того, чтобы внести свой вклад в процветание сообществ. Программы включают стипендии CELE, курсы с участием сообщества, проект мечты, инициативу Husky Leadership Initiative, Jumpstart, Othello-UW Commons, образовательное партнерство Riverways и стажировкидля студентов на уровне сообщества (UCBI).

В университете "Уэйк Форест" Уинстон-Са-лем, Северная Каролина в центре "Управление гражданской и общественной активности" создано волонтерское движение "Сообщество знаний". Это общественные пространства, где производят и делятся знаниями в сотрудничестве с другими. "Сообщество знаний" возглавляемые совместно преподавателем университета "Уэйк форест" и общественными деятелями, формируются вокруг тем, имеющих центральное значение как для города, так и для академических интересов преподавателей ВФУ: экологическая справедливость и образование. Это сообщество частично финансируются Фондом Эндрю У. Мел-лона. Мероприятия бесплатны и открыты для публики. В Университет Висконсина Ошкош (Oshkosh) волонтерство в широком смысле означает "оживление кампуса". Раз в семестр UW Oshkosh проводит программу "Hands on Oshkosh", в рамках которой студенты, преподаватели и сотрудники собираются вместе, чтобы стать волонтерами и изменить ситуацию к лучшему. Волонтерские проекты в течение дня варьируются в зависимости от того, с какими агентствами сотрудничают. Покраска, прополка, посадка, копание, уборка и перемещение -все это вероятные проекты, в которых они будут помогать, В прошлые семестры были включены такие проекты, как: организация классных комнат для повышения опыта студентов, осветление стен агентства для создания более гостеприимной зоны, взятие на себя работы во дворе агентства, чтобы их сотрудники могли продолжать сосредотачиваться на своем внутреннем успехе и многое другое.

Существует бесчисленное множество преимуществ "сервисного обучения" (Service Learning). Управляемые университетами программы студенческого волонтерства, направлены на поддержку и развитие приобретенного образовательного опыта студентов. Сами студенты университетов находят такое обучение особенно увлекательным, потому что они получают образовательные возможности, которые соответствуют их интересам и будущей карьере.

Заключение

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в США разработан эффективный механизм поддержки и развития волонтерской деятельности. Адаптированныйзарубежный опыт вовлечения, обучения и поддержки добровольцев может быть внедрен и применен в российских условиях. На наш взгляд, наиболее интересным для апробации является механизм разработки методических пособий по работе с волонтерами компетентными учреждениями, учитывающих региональные, возрастные, тендерные и профессиональные особенности и потребности добровольцев и их адресатов.

Мы видим, что "на институциональном уровне самым серьезным препятствием для расширения и поддержания программ сервисного обслуживания является сопротивление преподавателей сервисному обучению. Профессорско-преподавательский состав не хочет тратить дополнительное время, которое влечет за собой преподавание курсов сервисного обучения, и многие скептически относятся к образовательной ценности сервисного обучения. В результате исследования сервисного обучения преподаватели могут не только получить более широкое представление о том, как происходит обучение, но и с большей вероятностью поддержат сервисное обучение, если увидят доказательства, документально подтверждающие его образовательную ценность.

Литература:

1. Бокова Т.Н. Инновационное развитие систем высшего образования в США и России в эпоху

постмодерна / Т. Н, Бокова // Инновационные процессы в высшем и профессиональном образовании и профессиональном обучении : колл, монография / Е.Н, Геворкян, Н.Д. Подуфалов, М,Н. Стриханов. - М. : Экон-Информ, 2021. - С. 60-71. 1. Вашингтонский университет (Колледж окружающей среды) / Сайт университета [Электронный ресурс] - Режимflocrynaihttps://environmenb uw.e du/i ntra net/personnel/staff- h i ring-a nd-development/volunteer-wor ke rs-policy-arid-proced и res/

3. Гид no волонтерству за рубежом / Сайт [Электронный ресурс] - Режим flocryna:https://www. gooverseai.com/volunteer-abroad

4. Рекомендациио поддержке добровольчества. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ 56/38/ // Материалы VI Общероссийской конференции го добровольчеству 20-21 мая 2009 г. -М,, 2009, - С. 8,

5. Сервисное обучение (Service Learning - обучение действием). Межрегиональный благотворительный общественный фонд "Созидание" - Ростов на Дону : Старые русские, 2006. - С. 114.

6. Тзгунова, И, А. Аспирантура в США / И, А, Тагу-нова, Т. Д. Шапошникова I! Ценности и смыслы. -2016,- №5(45).- С 86-95.

7. Частный гуманитарный университет в Уин-стон-Сейлеме, Северная Каролина / Сайт университета [Электронный ресурс]- Режим доступам https://about.wfLi.edu/contact-us/

8. Gray, М. J., Ondaatje, Е., Fricket, R., Geschwind, S., Goldman, С. A., Kaganoff, Т. Robyn, A., Sundt, M., Vogelgesang, L„ & Klein, S. P. (1999). Combining Service and Learning in Higher Education: Evaluation of the Learn and Serve America, Higher Education Program. Santa Monica, CA: fiAND.

9. Gronlund, H., Holmes, K., Kang, C. Cnaan, R.A., Handy, F., Brudney, J. L, Zrinscak, S. (2011). Cultural Values and Volunteering: A Cross-cultural Comparison of Students' Motivation to Volunteer in 13 Countries. Journal of Academic Ethics, 9,87-106.

10.Stanton Т., Giles D., & Cruz N. Service-learning: A movement's pioneers reflect on its origins, practice and future. San Francisco: Jossey-Bass, 1999 11 Vogelgesang, Lori j.; Astin, Alexander W. (2000)Comparing the Effects of Community Service and Service-Learning: MichiganJournal of Community Service Learning Fall 2000, pp. 25-34, University of California, Los Angeles Volume 7, Permalink: http:// hdl.handle.net/2027/spo3239521.0007.103 12.Wilson, J, & Musick, M. (1997). Who cares? Toward an integrated theory of volunteer work. American Sociological Review,62,694-713.

CU

ftj О cu

Q-<

X

cu

3-

S

195

FACTORS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP SKILLS ¡N SECONDARYSCHOOL STUDENTS Burtseva Ekaterina DmitrievnaPostgraduate student, Armavir State Pedagogical University, Armavir

The purpose of the study is to develop factors for the effective development of leadership qualities in secondary school students based on the analysis of pedagogical principles. In comparison with the types of activities existing in society, the greatest need for the development of leadership qualities is characteristic of the educational process at the general education level, which is confirmed by the results of the conducted research reflecting the practical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.