Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственное воспитание / нравственные ценности / уроки литературы / литературное образование / воспитательный потенциал / нравственные чувства / нравственное сознание / moral education / moral values / literature lessons / literary education / educational potential / moral feelings / morals

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Виктория Дмитриевна, Прокофьева Ольга Николаевна

В статье рассматривается проблема формировании нравственных ценностей учащихся. Формирование нравственных ценностей учащихся актуальная проблема, стоящая перед каждым учителем современной школы. Литературное образование рассматривается как средство, способствующее решению этой научной проблемы. В статье дается определение понятия «воспитательный потенциал», приводится обзор отечественных исследований, посвященных данному аспекту воспитательной деятельности учителя. В статье раскрывается потенциал литературного образования в формировании нравственных ценностей учащихся. Изучение литературы позволяет создать необходимые условия для формирования нравственных ценностей у учащихся. В статье приводятся анализ воспитательных возможностей художественных произведений, изучаемых учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьева Виктория Дмитриевна, Прокофьева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the formation of moral values of students. The formation of moral values of students is an urgent problem facing every teacher of a modern school. Literary education is considered as a means of contributing to the solution of this scientific problem. The article defines the concept of «educational potential», provides an overview of domestic studies devoted to this aspect of the teacher's educational activity. The article reveals the potential of literary education in the formation of moral values of students. The study of literature makes it possible to create the necessary conditions for the formation of moral values among students. The article provides an analysis of the educational possibilities of artistic works studied by students.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»

- выражения из одного действия. Затем все вместе дети проверяют, правильно ли построена пирамида и обосновывают свой выбор.

Игровое задание «Математическая пирамида» содержало следующие выражения:

1)1*7*10-25; 8) 13+6 * (13-9);

2)0*3*10 + 40; 9) 43-(20 +7)+ 15;

3)24:3*2; 10) 25:5-(14-8): 2;

4) 24 : (3*2); 11) (13 + 7) : 4 - 3;

5) 38-(10 +6); 12)81:9 + 5*6;

6)30 + 6*4; 13)6*8 + 7*9;

7)18:2+2*3; 14) (36 -4 * 4):5.

К работе младшие школьники приступили индивидуально, то есть всем учащимся было предложено одно и то же задание. На этом этапе дети не решали все примеры, которые входили в математическую пирамиду, а только определяли, сколько действий содержится в том или ином примере.

После этого организуется работа в парах, затем четверках и коллективе, где младшие школьники выдвигали факты, почему они считают, что данный пример должен будет расположиться на самом нижнем (втором, верхнем) рядах.

Рассмотренные виды групповой работы, по нашему мнению, дают возможность решить сразу несколько задач по формированию универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников на уроках математики.

Во-первых, формируется умение осуществлять контроль за своими действиями и действиями партнеров, а также выражать его в доброжелательной форме. Во-вторых, вырабатывает у младших школьников умение внимательно слушать и понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации и, осмыслив ее, передавать партнеру по деятельности. В-третьих, более сильные учащиеся учатся высказывать психологическую поддержку партнеру, а менее сильные -благодарить за нее. Все это помогает учащимся приобретать умение выстраивать добрые взаимоотношения в классном коллективе.

Выводы. Таким образом, мы описали опыт формирования универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников посредством групповой работы на уроках математики. Мы пришли к выводу, что в ходе данной работы можно использовать разные формы групповой работы: парами, «четверками», а также более крупными группами. На первых шагах организации групповой работы необходимо проводить наблюдение за младшими школьниками, отмечать в их коммуникативном поведении недочеты, которые впоследствии устранять, применяя такие методы, как беседа, игра, показ, а также приемы («учимся вместе»). Групповая работа в сочетании с подобными методами и приемами помогает сформировать у младших школьников умение взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, способствует возникновению желания договариваться, решать совместные задачи бесконфликтным путем, учит принимать, перерабатывать и передавать информацию собеседнику, строя понятные ему высказывания и задавая по ходу деятельности наводящие вопросы. Также младшие школьники овладевают математическими знаниями, приобретают интерес к изучению данной учебной дисциплины.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы содержания и организации процесса формирования универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников на уроках математики средствами групповой работы. Определяется понятие «универсальные учебные коммуникативные действия». Раскрываются различные виды групповой работы на уроках математики, способствующие формированию у младших школьников различных составляющих универсальных учебных коммуникативных действий. Приводятся примеры математических задач описывается организация групповой работы по их решению на уроках математики в целях формирования универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников.

Ключевые слова: универсальные учебные коммуникативные действия, групповая работа, урок математики, начальная школа.

Annotation. The article deals with the issues of the content and organization of the process of formation of universal educational communicative actions of younger schoolchildren in mathematics lessons by means of group work. The concept of "universal educational communicative actions" is defined. Various types of group work in mathematics lessons are revealed, which contribute to the formation of various components of universal educational communicative actions in younger schoolchildren. Examples of mathematical problems are given and the organization of group work on their solution in mathematics lessons is described in order to form universal educational communicative actions of younger schoolchildren.

Keywords: universal educational communicative actions, group work, math lesson, elementary school.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие доя учителя / А.Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2018. - 151 с.

2. Гончарова, Н.А. Организация групповой работы при обучении математике / Н.А. Гончарова, Н.В. Решетникова // Школьные технологии. - 2014. - № 4. - С. 98-107

УДК 371

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

магистрант Астафьева Виктория Дмитриевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга);

кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

Постановка проблемы. Нравственное воспитание определяется как воспитание личности, направленное на формирование таких качеств как доброта, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность. Данные качества выступают регуляторами отношений и поведения в обществе в соответствии с этическими нормами.

На сегодняшний день проблема нравственного воспитания учащихся является важной проблемой, стоящей перед учителем. Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения выступает необходимой задачей нравственного воспитания.

Литературное образование являясь неотъемлемой частью современного образования учащихся обладает большим потенциалом в формировании нравственных ценностей.

Изложение основного материала исследования. Анализ отечественных научных исследований показывает, что проблема формирования нравственных ценностей с использованием возможностей литературного образования, изучалась в различных аспектах: нравственного воспитания во внеурочной деятельности старшеклассников (Донченко Л.М.) Г31, нравственно-эстетического воспитания дошкольников (Зябкина В.В.) И1, воспитания нравственных качеств у студентов (Бондаренко М.А.) Г11, социально-нравственного воспитания (Варнаков С. В.) \2\, формирования духовно-нравственных ценностей (Любезнова Ю.В.) [51, формирования нравственных ценностей в учебном процессе (Тотиева А.Н.) [81.

Научное осмысление имеющегося опыта по решению проблемы формирования нравственных ценностей учащихся в процессе литературного образования, позволило под воспитательным потенциалом литературного образования в формировании нравственных ценностей понимать воспитательные возможности содержания предмета, которые выступают источником примеров и ситуаций, необходимых для анализа, оценки, иллюстрации нравственного поведения, проявлений нравственного сознания и нравственных чувств.

Проблему реализации воспитательного потенциала содержания образования решают многие исследователи. В.В. Сериков отмечает, что содержание образования должно обеспечить ценностную ориентировку в мире с позиций интересов человека [71.

Е.В. Бондаревская отмечает необходимость усиления связи содержания образования с жизнью, этической направленности, возрастания роли рефлексивных знаний. Г61.

Цели изучения литературы как учебного предмета ориентируют на реализацию его воспитательного потенциала. Формирование нравственных ценностей учеников происходит через понимание и принятие нравственных ценностей из литературных произведений, изучаемых ими.

Воспитательный потенциал художественной литературы реализуется в ходе чтения и анализа художественного текста, включающих изучение личности и биографии автора, эпохи, личности героев [5].

В семье ребенок получает базовые понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Читая сказки с родителями, ребенок учится различать положительных от отрицательных персонажей, добро от зла.

Уже в начальной школе учащиеся читают произведения и учатся производить анализ текста, выявлять проблематику произведения. Ученики учат наизусть стихотворения, учатся интонационному чтению. Начиная с перового класса вводится такой предмет как литературное чтение.

В начальной школе урок литературного чтения способствует проявлению у учащихся важных чувств, в том числе и чувства сострадания. Например, изучая такое произведение как «Лев и собачка» Л.Н. Толстого у учащихся формируются первичные понятия о настоящей дружбе и преданности. Вызывая у учащихся трепетное отношение к героям произведения, они учатся соответствующе относиться к людям и к себе в реальной жизни.

Из класса в класс сложность художественных произведений нарастает, проблемы становятся более глубокими, требующими анализа и оценки поступков героев произведений. На уроках литературы учащиеся не просто читают текст, а также анализируют его, комментируют позицию автора и героев, обсуждают различные точки зрения. В литературных произведениях можно найти ответы на многие вопросы о нравственности поступков и позиций.

Начиная с пятого класса, учитель сталкивается с проблемой снижения мотивации школьников к изучению предмета. Высокая мотивация изучения предмета- важное условие воспитания мотивационной сферы личности ученика. Поэтому учителю необходимо привлекать учащихся не только к чтению и пересказу, но и дать возможность ученикам высказать свою позицию в отношении обсуждаемых произведений.

Добиться успеха в формировании нравственных ценностей учеников позволяют и используемые учителем современные технологии, формы, методы и приемы обучения. Так, например, игровая технология и технология проблемного обучения позволяют организовать активную деятельность учащихся. Современные педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, используемые учителем, позволяют привлечь учеников к обсуждению примеров и антипримеров проявлений нравственности, к необходимым обобщениям, позволяют продемонстрировать образцы для подражания.

Учитель подводит учеников к проблеме и теме урока, предоставляет возможность ученикам делать выводы, аргументировать, подкреплять цитатами из изучаемого текста.

Современные технологии обучения, формы, методы и приемы обучения позволяют активизировать деятельность учеников, способствуют активному процессу усвоения нравственных ценностей учащимися, уча их вникать в суть изучаемого произведения, выявлять не только идею, проблему художественного произведения, но и определять значение средств художественной выразительности.

Каждый урок литературы - это возможность дать детям почувствовать себя в роли критиков, актеров, аналитиков, соблюдая нормы поведения в процессе активного взаимодействия и общения. Используя правило «одного микрофона», ученики учатся не перебивать говорящего, слушать друг друга, с уважением относится к разным позициям и высказываниям.

Формирование нравственных ценностей на уроках литературы является важным средством формирования у детей таких качеств, как доброты, сострадания, любви. Так, в 7 классе изучается произведение А.П. Платонова «Юшка», прочитав которое невозможно остаться равнодушным к главному герою. Учащиеся анализируют образ главного героя, составляют внутренний и внешний портрет, приходят к выводу, что внутренние качества важнее внешней красоты. Не всегда о важных поступках, совершаемых человеком, знают окружающие. Так и Юшка делал добрые дела, помогал юной девочке, никому об этом не говоря.

Также уроки литературы учат верить в себя и не сдаваться. В сказке А.П. Платонова «Неизвестный цветок» рассказывается о том, как не смотря на все трудности цветок вырос. Сказка учит верить в свои силы.

В 8 классе появляется тема любви. В рассказе А. И. Куприна «Куст сирени» показывается, как жена главного героя смогла помочь в трудную минуту, оказала поддержку мужу.

На уроках литературы обсуждаются проблемы чести и достоинства, например, в таких произведениях, как «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Учащиеся отвечают на вопросы о том, как они поступили бы на месте главных героев.

В старших классах изучаются такие произведения, как «Война и Мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Проблематика данных произведений очень насыщена: нравственный выбор, верность, любовь, бедность, ответственность за совершенное.

В сознании учащихся благодаря урокам литературы, прочтению и анализу художественных произведений, складывается представление о мире в целом, об отношения между людьми.

Формирование у учащихся нравственных ценностей на уроках литературы через изучаемые художественные произведения, позволяет ученикам осознать роль нравственных проблем в жизни литературных персонажей и сравнить с местом и ролью этих проблем в реальной жизни.

На каждом уроке литературы каждое умозаключение и вывод, сделанный учениками, основывается на аргументированности и доказательности позиции с точки зрения законов морали и нравственности. Тем самым у учащихся косвенно вырабатывается потребность и привычка в соотнесении жизненных ситуаций, поступков и действий с нравственно правильными.

Становление собственной картины мира ученика происходит через погружение в мир литературы, через интеллектуальное напряжение в познании, построении модели нравственно правильного поведения.

Выводы. Одной из важных задач в воспитании личности школьника является формирование его нравственных ценностей. Воспитательная функция обучения, реализуемая учителем, включает важный аспект нравственного воспитания -формирование нравственных ценностей у учащихся.

Литературное образование позволяет на каждом уроке демонстрировать образцы нравственного поведения, которые могут выступать для учащихся примером доя подражания. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей и молодежи.

Школьный курс литературы позволяет сформировать нравственные ценности, привить любовь к чтению, сформировать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения. Нормы поведения, жизненные ценности, изучаемые в художественных произведениях, могут послужить личностной ценностной основой для их реализации в будущей жизни выпускника.

Аннотация. В статье рассматривается проблема формировании нравственных ценностей учащихся. Формирование нравственных ценностей учащихся - актуальная проблема, стоящая перед каждым учителем современной школы. Литературное образование рассматривается как средство, способствующее решению этой научной проблемы. В статье дается определение понятия «воспитательный потенциал», приводится обзор отечественных исследований, посвященных данному аспекту воспитательной деятельности учителя. В статье раскрывается потенциал литературного образования в формировании нравственных ценностей учащихся. Изучение литературы позволяет создать необходимые условия для формирования нравственных ценностей у учащихся. В статье приводятся анализ воспитательных возможностей художественных произведений, изучаемых учащимися.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные ценности, уроки литературы, литературное образование, воспитательный потенциал, нравственные чувства, нравственное сознание.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of moral values of students. The formation of moral values of students is an urgent problem facing every teacher of a modern school. Literary education is considered as a means of contributing to the solution of this scientific problem. The article defines the concept of «educational potential», provides an overview of domestic studies devoted to this aspect of the teacher's educational activity. The article reveals the potential of literary education in the formation of moral values of students. The study of literature makes it possible to create the necessary conditions for the formation of moral values among students. The article provides an analysis of the educational possibilities of artistic works studied by students.

Keywords: moral education, moral values, literature lessons, literary education, educational potential, moral feelings, morals

Литература:

1. Бондаренко, M.A. Воспитание нравственных качеств у студентов вузов: На примере отечественной литературы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Бондаренко, Марина Анатольевна. - Москва, 2006. - 24 с.

2. Варнаков, С.В. Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Варнаков Сергей Вячеславович. - Нижний Новгород, 2000. - 18 с.

3. Донченко, Л.М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников: На уроках литературы и во внеурочной деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Донченко Лидия Михайловна. - Елец, 2005.-25 с.

4. Зябкина, В.В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Зябкина Виктория Викторовна. - Курск, 2012.-24 с.

5. Любезнова, Ю.В. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы: автореферат дис. ... канд. педаг. наук: 13.00.01 / Любезнова Юлия Викторовна. - Саранск, 2020. - 27 с.

6. Образование в поисках человеческих смыслов / ГЕ.В. Бондаревская1; под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 1995. -216 с.

7. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем/ В.В. Сериков. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -272 с.

8. Тотиева, А.Н. Формирование нравственных ценностей старшеклассников в учебном процессе: На примере обучения литературе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Тотиева, Антонина Николаевна. -Владикавказ, 2002. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.