Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
воспитание / литература / краеведение / духовная культура / нравственность / патриотизм. / education / literature / local history / spiritual culture / morality / patriotism.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раимкулова С. Г., Стычева О. А.

В статье аргументируется тезис о важности краеведческой работы вообще и значимости литературного краеведения в частности. Авторами определяется содержательное обеспечение работы по изучению художественных произведений в региональном аспекте. Литературное краеведение играет огромную роль в воспитательной работе, а поэтому, по мысли автора, необходимо проведение систематической и целенаправленной работы по изучению произведений писателей и поэтов, чье творчество отражает краеведческий аспект и, безусловно, призвано сформировать у детей патриотические чувства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIVE POTENTIAL OF LITERARY LOCAL STUDIES

The article argues the thesis about the importance of local history work in general and the significance of literary local history in particular. The authors determine the content of the work on the study of works of art in the regional aspect. Literary local history plays a huge role in educational work, and therefore, according to the author, it is necessary to carry out systematic and purposeful work to study the works of writers and poets, whose work reflects the local history aspect and, of course, is designed to form patriotic feelings in children.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ»

эвенского языка// Вопросы языка и фольклора сравнительно-историческом освещении. -Н.: народностей Севера. Якутск, 1980. С. 42-52. Наука, 1987.

8. Болдырев Б.В. Словообразование имен существительных в тунгусо-маньчжурских языках в

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Раимкулова С.Г.

магистрант Стычева О.А.

Научный руководитель к.п.н., доцент

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

Шымкент, Республика Казахстан

EDUCATIVE POTENTIAL OF LITERARY LOCAL STUDIES

Raimkulov S.

Undergraduate Stycheva O.

Academic Adviser, candidate of pedagogical science, lecturer South Kazakhstan state pedagogical university, Shymkent, Kazakhstan

Аннотация

В статье аргументируется тезис о важности краеведческой работы вообще и значимости литературного краеведения в частности. Авторами определяется содержательное обеспечение работы по изучению художественных произведений в региональном аспекте. Литературное краеведение играет огромную роль в воспитательной работе, а поэтому, по мысли автора, необходимо проведение систематической и целенаправленной работы по изучению произведений писателей и поэтов, чье творчество отражает краеведческий аспект и, безусловно, призвано сформировать у детей патриотические чувства.

Abstract

The article argues the thesis about the importance of local history work in general and the significance of literary local history in particular. The authors determine the content of the work on the study of works of art in the regional aspect. Literary local history plays a huge role in educational work, and therefore, according to the author, it is necessary to carry out systematic and purposeful work to study the works of writers and poets, whose work reflects the local history aspect and, of course, is designed to form patriotic feelings in children.

Ключевые слова: воспитание, литература, краеведение, духовная культура, нравственность, патриотизм.

Keywords: education, literature, local history, spiritual culture, morality, patriotism.

Краеведение - это всестороннее узнавание человеком своей малой родины - того места, где он живёт. Краеведение - это изучение прошлого и настоящего определенной местности, научная и научно-популяризаторская деятельность, возникающая на основе метода познания от частного к общему, выявление общего и особенного с опорой на разнообразные научно-исследовательские методы и междисциплинарные связи. Краеведение признано важной составляющей учебно-воспитательной работы в современных казахстанских школах, поскольку изучение того, что окружает ребенка с детства, помогает ему осознать, как культура осваивает реальность и как изменяет её. Ценность такого детского мироощущения для педагогов и родителей несомненна: ведь в этом случае собственную жизнь ребенок будет проживать и осознавать как проходящую в культурном контексте.

Среди всех направлений краеведческой деятельности особую значимость приобретает искусствоведческая составляющая - идет ли речь о «чистом» искусстве или о прикладном. И в каждом из этих видов искусства проявляются специфические черты, а их изучение и освоение - это важный и нужный шаг для познания большого и разнообразного мира, который учащимся предстоит узнать. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть корни и крылья. А что такое «корни и крылья?». Знание истории своего народа и любовь к родному краю - это его корни. А крылья - это его образование, это знание основ наук, которое и позволяет воспарить над обыденностью, увидеть далекие горизонты, приобрести мечту и найти пути, чтобы сделать ее реальностью. В нашем понимании крылья - это книги, потому что именно чтение книг окрыляет человека, делает его образованным.

Так объективируется мысль о том, что в работе по краеведению должна быть открыта особая страница - литературоведческая. Литературное краеведение вместе с культурологией и историей призвано показать ребенку место его рождения еще в одном очень важном формате - в формате культурного пространства. Литературное краеведение уникально тем, что интегрирует знания по целому ряду научных областей: исследует место, в котором живёт человек (географию), фиксирует этапы изменения этого места (история), позволяет изучать быт своего народа, делать выводы о национальных особенностях его культуры (этнокультурология), выражая связь текстологией, дает представление об особенностях топонимики (лингвистика). В литературном краеведении особую актуальность приобретают задачи, реализация которых связана с вопросами воспитания у подрастающего поколения чувства любви к Отчизне. Институтом, предоставляющим организацию, функционирование и контроль всей системы патриотического воспитания, является государство. Патриотическое воспитание молодежи - одно из направлений государственной молодежной политики Республики Казахстан на этапе переходного периода и на долговременную перспективу. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - гарантия прочного развития страны в будущем.

Понятие «патриотизм» в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля сформулировано так: «патриотизм (от греческого patriots -соотечественник, patris - Родина, Отечество) - это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [2, С. 24]. С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» трактует «патриотизм», как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [5, С. 426]. Известно, что знаменитые учёные, выдающиеся педагоги, талантливые писатели, философы и публицисты в своих трудах указывали на особую значимость патриотизма как духовно-нравственного, так и социально-общественного феномена. Проблемы патриотического воспитания - объект пристального внимания отечественных авторов. Тема патриотизма отражена в творчестве Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова, Иб-рая Алтынсарина, Чокана Валиханова и многих др.

По мысли просветителя Абая Кунанбаева, истинный патриотизм - это триединство таких факторов, как вера в свой народ, соединенная с бесстрашием, любовь к народу, сопровождаемая сочувствием и состраданием к его действиям, и реальная практическая помощь своему народу. Мухтар Ауэ-зов характеризует патриотизм как «глубокий вдумчивый труд ... за всё будущее поколение, за отцов, за матерей» [1, С. 215]. Современный взгляд на роль исторической науки в формировании гражданского патриотизма М. Козыбаев обосновал следующим образом: «В качестве общенациональной идеи, которая должна обеспечить нормальное функционирование общества, выдвинута идея упрочения гражданского мира и межнациональ-

ного согласия, идея национального и общенационального, общеказахстанского патриотизма. Всемерно подчеркивая идею общенационального патриотизма, на наш взгляд, следует шире и глубже исследовать истоки казахского национального патриотизма, ставшего составной частью менталитета народа. Мы особо подчеркиваем этот аспект потому, что казахский народ несет особую ответственность в формировании общеказахстанского патриотизма, общенациональной идеи упрочения гражданского мира и межнационального согласия» [3, с. 323].

Богатая история казахстанского народа дает представление о важности этого чувства для каждого. Так, известными патриотами являются Керей и Жанибек - отцы-основатели Казахского ханства, первого национального государства на территории современного Казахстана. Оба стремились дать народу независимость и сделали все, чтобы Казахское ханство оставалось сильным и самостоятельным государством, способным защитить свои границы. Яркий пример патриотизма показал величайший Касым хан, сын Жанибека: призывая народ бороться за Родину, ценить и любить культуру своего народа, уважать обычаи и традиции семьи, он своими поступками продемонстрировал значимость этого чувства. Как патриот, Касым хан смог расширить границы ханства, увеличил численность населения до миллиона, издал своего рода конституцию казахского общества - «Касымханныц каска жолы» («Светлый путь хана Касыма»), что помогло регулировать отношения внутри общества, контакты общества с другими государствами. Патриотизм проявил Абылай хан, когда в борьбе против джунгарского нашествия призвал к объединению трёх казахских жузов. В 1771 г. Абылай был провозглашен ханом трёх жузов, и это объединение способствовало созданию крепкого и сильного государства: проведение грамотной внешней и внутренней политики помогло народу вернуть завоёванные джунгарами земли на востоке и в Семиречье.

Также необходимо обратить внимание на мысли известного ученого, путешественника Шо-кана Уалиханова. Ш. Уалиханов - человек, получивший европейское образование, человек открытый западу. Г.Н. Потанин в очерке о Шокане Уали-ханове писал: «Он был слишком европеец, более европеец, чем русские, и потому никогда уже не мог снять с себя наложенную на него печать европейской духовной культуры. Но эта привязанность к Европе не отрывала его от его народа. Напротив, европейский дух, в котором он воспитался, обязывал его смотреть на себя как на слугу своего киргизского (казахского) народа». Как пишет далее Г.Н. Потанин, «задачей своей жизни Валиханов считал служение киргизскому народу, защиту его интересов перед русской властью и содействие его возрождению». Любовь к родине и к своему народу можно увидеть в трудах философа-гуманиста, основоположника казахской литературы Абая Кунан-баева. В стихах Абая звучит тревога за будущее своего народа.

Время - пряди тумана вдоль гребней гор.

Ты с надеждой глядишь в туманный простор,

Ты следишь за потоком безликих дней,

Вечной сменою их утомляя взор.

В творениях Абая явно прослеживается мечта поэта увидеть свой народ просвещенным и независимым. Об этом же мечтал и Алихан Бокейханов -казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф, политический лидер казахов. А. Бокейханов, заботясь о политическом и культурном ориентире казахов, мечтал о независимом казахском государстве.

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания молодежи по-прежнему остается актуальной, и ее решение занимаются многие отрасли социально-общественных наук, особенно важными представляются исследования в области педагогики, которая является мощным средством воздействия на воспитание человека, его духовно-нравственных, гражданских, трудовых и коммуникативно-эстетических качеств. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей этими качествами и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Целью патриотического воспитания является формирование у молодого поколения высоких качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства. Для достижения этой цели педагогика рекомендует реализацию следующих задач:

- проведение организаторской деятельности в школах, колледжах, университетах с целью пропаганды патриотического воспитания;

- развитие в чувствах и познаниях молодежи понимания патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

- воспитание уважения к прошлому Родины, к традициям, обычаям;

- укрепление среди молодежи готовности к защите своего государства.

Содержание патриотического воспитания обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-культурной, политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса [4].

Важную роль в системе духовно-нравственного воспитания играют литература и культурные традиции родного края. Сама жизнь убеждает нас в том, что без знания исторических, литературных фактов, без интереса к истории города, школы, традициям народной культуры не может быть полноценным и сущностно значимым школьное воспитание. Культура может успешно формироваться, если обрабатывается наследие предшественников, если культивируются и совершенствуются те представления об окружающем мире, которые основаны на семейных традициях на уважительном отношении к окружающим, на умении видеть и ценить все то лучшее, что несет в окружающий мир ребенка радость, уверенность в завтрашнем дне.

Конечно же, литературное краеведение должно начинаться с изучения народно-поэтического творчества. Несомненный интерес представляют богатырские сказания казахского народа: «Ер Таргын», «Алпамыс батыр», «Кобланды батыр», «Камбар батыр», «Ер Тостик», «Кендебай на коне и Керкула», «Батыр «Асан», «Каим батыр», «Батыр Акжан», «Батыр Тотан», «Батыр Алибек». Это наиболее любимые детьми сказания, передающие национальный колорит, боевой дух народа, твердое намерение защиты земли предков от захватчиков.

Не менее важным будет изучение произведений так называемого регионального компонента: под таким названием объединены в школьных учебниках по литературе произведения русскоязычных писателей Казахстана. Среди них - русские и казахи, немцы и евреи, уйгуры и корейцы. Но всех их объединяет одно - безусловный талант и любовь к своей родине. «Родиною звали мы край, где рождены. / Там кизячные дымы, тополь у стены», - напоминает читателю О. Сулейменов о нашей причастности к малой родине, о нашей привязанности к ней и благодарности за то, что она у нас есть. И эта малая родина становится в нашем сознании огромной, единственной и обязательной, чтобы написать ее с прописной буквы и признаться в ее необходимости: «Я поехал бы в штат Небраска, но мне надо спешить на Родину» ...

Казахстан - это сильное и независимо государство с многовековой историей. «Казахстан начал третье двенадцатилетние Независимости с большой духовной модернизации. . Один из важных проектов, реализуемых на основе «Рухани жацгыру» - «Туган жер». Земля, на которой человек родился, всегда будет в его сердце. Мы все гордимся своими родными краями, скучаем по ним, заботимся о них. Любовь к родной земле продолжается в любви к Родине, забота о родной земле - в заботе о Родине», - написал Н.А. Назарбаев в своей программной статье, посвященной проблемам духовного возрождения нации. И задача педагогов принести в школу такое ясное понимание целей патриотического воспитания, которое заложено в документы, определяющие пути модернизации нашего государства.

С этих позиций литературное краеведение следует рассматривать не просто как совокупность сведений о литературном или историческом процессе какой-то конкретной территории, а как школу познания, школу культурного воспитания, специфическое средство передачи накопленных знаний, особую форму общения взрослых с подрастающим поколением.

Список литературы

1. Ауэзов М. Абай Кунанбаев: Монографические исследования и статьи. /Сост. Акбаев Н. - Ал-маты: Санат, 1995. - С. 310-320.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, Том 1-4, 1989-1990.

3. Козыбаев М. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. В 2-х книгах. Кн. 1. - Ал-маты: Fылым, 2000.

4. Нурлигенова З.Н., Амантаева К.М., Курба-нова Д.Н. Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы // Молодой

ученый. - 2017, № 45 (179). - С. 160-163. - URL: https://moluch.ru/archive/179/46437/

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org/ (Дата обращения: 02.11.2020).

ДОЛЖНА ЛИ ЭКРАНИЗАЦИЯ СООТВЕТСТВОВАТЬ КНИГЕ? (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА К. МАККАЛОУ «ПОЮЩИЕ В ТЕРНОВНИКЕ ?»)

Терновская Т.А.

студентка

факультета «Прикладная лингвистика» Донской Государственный Технический Университет

г. Ростов-на-Дону, Россия Макарова Е.А. Профессор, доктор психологических наук факультета «Прикладная лингвистика», Донской Государственный Технический Университет

г. Ростов-на-Дону, Россия

SHOULD THE FILM ADAPTATION MATCH THE BOOK? (BASED ON THE EXAMPLE OF C. MCCULLOUGH'S NOVEL "THE THORN BIRDS")

Ternovskaya T.

student

Faculty of Applied Linguistics Don State Technical University Rostov-on-Don, Russia Makarova E.

Professor, Doctor of Psychological Sciences Faculty of Applied Linguistics, Don State Technical University Rostov-on-Don, Russia

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы соответствия таких видов искусства, как кино и книга. Мы хотим обратить внимание на взаимодействие этих видов в процессе экранизации литературных произведений, а именно романа К. Маккалоу «Поющие в терновнике» и поставить акцент на том, можно ли использовать киноадаптацию романа в качестве его приема для раскрытия его идейно-художественного своеобразия.

Abstract

The article is devoted to the consideration of the problem of conformity of such types of art as cinema and book. We want to draw attention to the interaction of these types in the process of screening literary works, namely C. McCullough's novel "The Thorn Birds" and put emphasis on whether it is possible to use the film adaptation of the novel as its technique to reveal its ideological and artistic originality.

Ключевые слова: экранизация, кинематограф, литература, персонаж, роман, «Поющие в терновнике».

Keywords: film adaptation, cinematography, literature, character, novel, "The thorn birds".

Есть такая легенда о птице, что поет лишь один раз за всю свою жизнь, зато прекраснее всех

на свете...

Colleen McCullough Прежде чем начать рассматривать данную проблему, следует отметить несколько важных тезисов. Разумеется, с ними можно поспорить, но это наше оценочное суждение. Во-первых, кино всегда будет экранизировать литературу. Во-вторых, кино всегда будут упрекать за неточность по отношению

к первоисточнику. В-третьих, никакой адекватности и способов ее проверить не существует. Мы сравниваем два способа восприятия: литература — абстракция, кино — сформированные образы (визуальное воплощение). Можно использовать метафору: литература - это «приготовленный дома обед», а кино — это всегда «поход в ресторан». В первом случае мы сами создаем образы, во втором — выбираем из предложенного «меню» уже спроектированные режиссером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.