Научная статья на тему 'Воспитательный дискурс в социальных сетях и интернет-СМИ: сравнительный анализ коммуникативных стратегий'

Воспитательный дискурс в социальных сетях и интернет-СМИ: сравнительный анализ коммуникативных стратегий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
369
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ИНТЕРНЕТ-СМИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС / КОНЦЕПТ / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грошева Алла Владимировна

На сегодняшний день актуальным направлением в медиалогии является изучение поведение индивида в пространстве новых медиа социальных сетей, появление новых смыслов в структуре привычных концептов, возникновение новых, «переходных» коммуникативных стратегий при речевом воздействии. Также перестраиваются известные типы дискурсов, в которых новыми способами интегрируются определенные ценности в массовое сознание. В статье основное внимание уделяется коммуникативным стратегиям, с помощью которых внедряются ценностные смыслы воспитательного дискурса в пространстве социальных сетей и интернет-СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Грошева Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный дискурс в социальных сетях и интернет-СМИ: сравнительный анализ коммуникативных стратегий»

КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 316.77

А. В. Грошева

Челябинский государственный университет, Челябинск

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И ИНТЕРНЕТ-СМИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-02032).

На сегодняшний день актуальным направлением в медиалогии является изучение поведение индивида в пространстве новых медиа - социальных сетей, появление новых смыслов в структуре привычных концептов, возникновение новых, «переходных» коммуникативных стратегий при речевом воздействии. Также перестраиваются известные типы дискурсов, в которых новыми способами интегрируются определенные ценности в массовое сознание. Встатье основное внимание уделяется коммуникативным стратегиям, с помощью которых внедряются ценностные смыслы воспитательного дискурсав пространстве социальных сетей и интернет-СМИ.

Ключевые слова: социальные медиа, интернет-СМИ, воспитательный дискурс, концепт, речевое воздействие, коммуникативные стратегии.

Понятие духовных ценностей всегда было в центре внимания как теоретиков журналистики, так и практикующих журналистов, поскольку природа журналистики социальна, с её помощью транслируются ценности, формируется общественное мнение по многим важным вопросам.

В последнее время, однако, природа журналистского творчества претерпевает изменения: с появлением социальных медиакаждый человек с телефоном может стать «журналистом». Для этого достаточно сделать пост, который заинтересует подписчиков. В то же время любой индивид может считать, что таким образом он может о чём-то рассказать обществу, даже убедить изменить свой образ жизни, то есть пользователь Интернета может изменять установки, влиять на мировоззрение других.

Вместе с изменением роли журналиста в обществе меняется и подача актуальных проблем и тем, например, воспитательная проблематика. Сейчас это не только сугубо педагогические концепты, но в социальных медиа появляются статьи в духе «советы на все случаи жизни». Поэтому всё чаще авторы отходят от так называемой классической, «педагогической» интерпретации воспитания. Так, В. Е. Писарев и Т. Е. Писарева в работе «Теория педагогики» утверждают: «Воспитание, в широком смысле слова, - воздействие на формирование и развитие психики человека всей окружающей обстановки, происходящих событий, всего общественного строя...» [12].

Также стоит отметить, что понятие воспитания в «широком смысле» не подразумевает деления на педагогов и учеников/детей, не уточняется социальный статус или возраст индивида. Оговаривается лишь, что одна из понятийных категорий воспитания в «широком смысле» подразумевает «образование и обучение», но опять же не уточняется, кто и где должен обучаться [12]. Все это способствует стиранию четкой грани между учителями и учениками в пространстве социальных сетей.

Интернет конструирует вторую реальность (виртуальную), отражающую бытие вне Сети. Однако в последнее время многие люди получают основную информацию, новости, общаются исключительно через Интернет, поэтому мы считаем актуальным рассмотреть воспитательный дискурс в интернет-медиа. Мы рассматриваем не только сетевые СМИ, более-менее приближённые к традиционным, как печатным, так и электронным, но и социальные сети: ведь именно в социальных сетях люди общаются и создают сообщества по интересам, в том числе и на интересующую нас тематику.

Изучение ценностей воспитательного дискурса в рамках социальных сетей вписывается в актуальное сегодня направление - аксиологию журналистики. Аксиология журналистики имеет давнюю историю в нашей стране, так как целые столетия немаловажную роль на страницах

периодических изданий занимали материалы о том, что есть добро, правда, зло, истина и так далее. Можно также найти множество работ как теоретиков, так и практиков журналистики, по-свящённых анализу ценностной природы журналисткой деятельности, из наиболее известных исследователей мы можем назвать следующих: И. М. Дзялошинский, Г. В. Лазутина, Я. Н. За-сурский, С. Г. Корконосенко, Е. В. Поликарпова, Е. П. Прохоров, Л. Г. Свитич, В. А. Сидоров и многие другие.

Поскольку аксиология журналистики еще не выработала своей методологического аппарата, то сочли возможным обратиться к достижениям лингвокультурной концептологии, главным методологическим инструментом которой признается концепт (В. И. Карасик, С. Г. Воркачев, Г. Г. Слышкин и мн. др.).

Просмотрев довольно большой массив интернет-текстов на тему морально-нравственного состояния современного российского общества, мы обнаружили, что затрагиваемая концептуальная область довольно часто находит отклик в социальных сетях в специализированных сообществах и религиозных интернет-СМИ. При этом чаще всего воспитательные дискуссии воспитательного характера сводятся не к физическому, политико-идеологическому или патриотическому аспектам, а к морально-нравственному. Речь идет об усвоении индивидом определенных норм, систем правил и требований общества для дальнейшей жизни и общения с другими индивидами, в определенной действительности. Мораль, как известно, обхватывает довольно обширную сферу жизни: от отношений к людям и до отношения к природе, отношения к себе. Наиболее важными концептами воспитательного дискурса стали «семья» и «женщина», в основном на них и завязаны все дискуссии. Более того, эти концепты были всегда важны для русской ментальности, так как семья всегда была и остается важной социальной ценностью, особенно в России. Именно в семье передаются культурные традиции, семья играет важную роль в воспитании, образовании, социализации и становлении личности каждого человека. Семья прививает основы поведения, без которых в дальнейшем ребёнок не сможет стать частью общества: учит терпению, самопожертвованию, совместному труду, состраданию.

Женщина же в двух своих ипостасях - жены и матери - мыслится как основа семьи; морально-нравственный облик женщины, незамужней и замужней, во все времена вызывал повышенный интерес общества.

В социальных сетях страницы религиозных онлайн-изданий представляют собой обычные группы-визитки, поэтому мы не будем рассматривать их, а проведем анализ на примере светских сообществ.

Для анализа онлайн-СМИ мы выбрали следующие: «Православие и мир» (Pravmir.ru) и «Ма-троны.ру».

Pravmir.ru - огромный мультимедийный портал о православии не только в России, но и зару-бежом; обновляется ежедневно, содержит немало статей на тему воспитания детей и взаимоотношений в семье, советов родителям. Представлены они именно как мудрые советы, поучительные истории, без поучений и назидательного тона.

«Матроны.ру» - спецпроект мультимедийного портала Pravmir.ru, журнал для женщин, позиционирует себя как «консервативный женский клуб». Здесь практически нет материалов на актуальные, злободневные темы.

Социальные сети мы рассмотрели лишь на примере «ВКонтакте», поскольку только там удалось найти подходящие по тематике материалы и сообщества. Для анализа мы отобрали три сообщества: «Научи хорошему 2.0», «Мы За Нравственность!», «Общество Нравственной Чистоты».

«Научи хорошему 2.0» - страница основного сайта «Научи хорошему» в социальной сети «ВКонтакте». В основном материалы дублируют сайт, отличие лишь в том, что здесь больше дискуссий в комментариях (и больше комментариев), видео, аудио и опросов.

«Мы За Нравственность!» своей целью считает «борьбу за нравственность и искоренение разврата».

Миссия «Общества Нравственной Чистоты» пропаганда нравственности. Девиз данного сообщества: «Нравственность - душа нации!»

Как показал анализ, семейные ценности, идеи воспитательного дискурса интегрируются в массовое сознание сложными коммуникативными способами: часто это не одна, а несколько комбинированных стратегий. Мы будем придерживаться определения коммуникативных стратегий

Сергея Дацюка: «Концептуально положенное в технологии мировоззренческого намерение и его действенное осуществление касательно содержания коммуникационного процесса» [6]. Существует множество классификаций коммуникативных стратегий, однако Сергей Дацюк выделяет три основные: презентация, манипуляция и конвенция. Этой точки зрения мы будем придерживаться [6]. Обратимся к конкретным примерам.

Рассмотрим статью Алеси Лонской «Правила безопасности в декрете. Часть 1: одна в квартире с ребенком» [10], опубликованный на сайте «Православие и мир». Мы сразу же видим нетипичную, казалось бы, для религиозного человека мысль неприятия собственных детей, выгорания материнской любви к своему ребёнку, усталости от него. Как и многие другие статьи на данном сайте, материал Алеси Лонской построен как рассказ от первого лица, основанный на личном опыте. Текст очень эмоциональный, искренний, периодически встречаются отдельные слова, выделенные капс-локом (большими буквами) или отдельные предложения - жирным шрифтом. Скорее всего, так автор пыталась выделить самое главное в своём материале.

Ответить на вопрос, какую же коммуникативную стратегию демонстрирует данный материал, оказалось непросто: искренние эмоции, личная история, интересная форма - ответ на комментарий одного из пользователя.Однако при детальном изучении можно увидеть приёмы манипулирования: личный опыт автора подаётся как общая тенденция, обобщение, апелляция к эмоциям и чувствам, а не разуму, суггестия через базовые потребности человека - сон, еда, безопасность. Перед нами, таким образом, конвенция и манипуляция в одном тексте. Данный пример мы разобрали как наиболее яркий среди встречающихся на сайтах «Матроны.ру» и «Православие и мир».

Так, в совершенно нейтральных, казалось бы, материалах можно найти немало черт манипуляции. Часто это слова, фразы, детали, с помощью которых автор пытается направить читателя в нужное ему (автору) русло, например, материал «Среди православных есть две крайних точки зрения на влюблённость» [3]. Здесь нет отсылки к конкретному источнику информации. Порой прослеживается подмена понятий.

Рассмотрим ещё один текст - «Нулевая степень родства». С первой же строчки автор задаёт тон материалу, настраивая читателей на нужный лад: «"Ты кого любишь больше - маму или папу?" -этот идиотский вопрос, наверное, каждый человек хоть раз слышал в детстве». [11]. Далее мы вновь видим ничем неподкреплённые тезисы. Нет ни мнений специалистов, матерей/отцов, не приводится статистика, непонятно, на чём именно автор строит свои рассуждения? Опять же автор приводит иррациональные доводы и суждения. Здесь же мы видим прием «апелляция к авторитету», рассматривается пример с пчёлами, однако непонятно, почему людей сравнивают с пчёлами?

Таким образом, рассмотрев материалы с сайтов «Православие и мир» и «Матроны.ру», мы можем сказать, что сетевые религиозные СМИ в материалах с главными концептами «женщина», «семья» применяют смешанные коммуникативные стратегии: конвенцию и манипуляцию. Для манипулирования чаще всего используют следующие приёмы:

• отсылка к авторитету;

• замалчивание информации;

• эмоциональная история из личного опыта;

• рассказ от первого лица;

• апелляция к чувствам и эмоциям, иррациональности;

• апелляция к базовым потребностям человека (безопасность, еда) и социальным (семья, общение);

• однобокая подача проблемы;

• личный пример как всеобщая тенденция;

• указание на некий опыт в рассматриваемом вопросе.

Рассмотрев публикации «ВКонтакте» на материалах групп «Научи хорошему 2.0», «Мы За Нравственность!» и «Общество Нравственной Чистоты», мы можем определить, что социальные сети в материалах, посвящённых женщине и семье, применяют манипулятивную коммуникативную стратегию. Отметим, что, в отличие от религиозных интернет-медиа, авторы в социальных сетях не пытаются замаскировать манипуляцию под конвенцию. Рассмотрим несколько наиболее ярких примеров.

В сообществе «Научи хорошему» проанализируем материал «Гриффины - насмешка над семьей». Данная статья напоминает рецензию на мультсериал, однако здесь мы видим только ча-

стичную характеристику героев и домыслы автора. Тон задаётся сразу же в названии, далее автор не оставляет читателям права на собственные размышления: «В этом мультсериале рассказывается о приключениях Питера Гриффина и членов его семьи. Питер женат на Лоис. У Питера и Лоис трое детей: дочь Мэг, над которой часто издеваются в школе, сын Крис - толстый невоспитанный мальчик, который является копией отца, и годовалый сын Стюи, который якобы является гомосексуалистом и мечтает властвовать над целым миром. Кроме гомосексуализма, пропагандируется также и транссексуализм, о чем свидетельствует то, что все члены этой семьи хоть раз появлялись в одежде противоположного пола» [5]. Так и непонятно, почему появление героев в одежде противоположного пола и якобы нетрадиционная ориентация одного из них является сразу же пропагандой, почему автор сразу же призывает относиться отрицательно к этим явлениям? Впрочем, далее автор приводит аргументы тезисов, но его доказательства больше похожи на его домыслы: «Здесь следует разоблачить замысел идеологов мультфильма, которые стремились заложить в подсознание зрителям, что гомосексуализм якобы является врожденной сексуальной ориентацией. Как с научной, так и с медицинской точки зрения это абсолютная неправда. Гомосексуализм не является врожденным, а всегда был и остается психическим заболевание личности, которое включает в себя опасные сексуальные наклонности и агрессивное поведение. О том, что гомосексуализм всегда был психической болезнью, свидетельствуют и факты с начала 20-го столетия: если гомосексуалист совершал преступление, он не отбывал наказание в тюрьме, а его помещали в психиатрическую больницу, ведь к больным людям применяют другие методы. Почему гомосексуализм исключили из перечня психических заболеваний?Американская психиатрическая ассоциация (АПА) исключила гомосексуализм из перечня психических болезней лишь в 1973 году. Бывший член АПА Джефри Сатиновер утверждает, что это решение было продиктовано политикой, а не наукой» [5]. Заметим, что здесь имеется ссылка лишь на одного доктора, а также приводятся факты, но не указан ни один источник информации.

Перейдём к сообществу «Мы За Нравственность!» - материал «Между нами, мужиками... Русская женщина. Миф и реальность». Перед нами попытка разобраться, как ведут себя современные русские женщины, как трансформировался их образ в современности? Автор приводит массу стереотипов, граничащих с оскорблениями: «пустышка-потребительница да стерва американка», «вульгарная и похотливая латинка», «весьма холодная, рациональная японка». Вновь включается популярный миф о чистоте и невинности русских девушек, а вместе с этим и деление на «своих» (Россия, Русь, славяне, русские - невинность, чистота, духовная сила) и «чужих» (США, Латинская Америка, Европа, Азия - разврат и расчёт) [4].

Перейдём к сообществу «Общество Нравственной Чистоты» - материал «Сакральный смысл женской юбки». В материале автор рассматривает влияние одежды на женский организм. С первых же строк мы видим апелляцию к расхожему мнению о том, что настоящая женщина может таковой быть лишь в длинной юбке, и апелляцию к традиции: «так надо, так всегда было». Автор пользуется подменой понятий: женщина носит юбку, иначе она теряет свою женскую сущность, в брюках она начинает вести себя по-мужски. Есть здесь оппозиция «свои-чужие», автор перекладывает ответственность за проблемы на «чужих», предоставляет читателям сомнительные сведения: «Выходит, что мини-юбка, пришедшая к нам с Запада вместе с джинсами, сыграла свою роковую роль в падении рождаемости и рассеивании психической и энергетической силы наших женщин, которым теперь нечем поделиться с мужчинами, в результате богатыри Земли Русской мельчать стали» [2]. Автор также оперирует мало кому известными, «заумными» понятиями: «торсионные поля», «сакральное значение», «нижние чакры», что помогает создать впечатление образ посвященного, учёного.

Таким образом, при манипулировании чаще всего используются следующие приёмы:

• апелляция к чувствам и эмоциям читателей;

• отсылка к некому авторитету или традиции;

• личный, единичный опыт преподносится как общая тенденция;

• оперирование стереотипами (например, об идеальном образе викторианской женщины);

• глаголы в повелительном наклонении;

• замалчивание источников;

• эвфемизмы;

• подмена понятий;

• сложные слова и термины;

• включение оппозиции «свои-чужие».

Отметим, что социальные сети и сетевые СМИ используют примерно одинаковый набор ма-нипулятивных приёмов. Также мы видим, что воспитательный дискурс остаётся важной частью социальныхмедиа и интернет-СМИ. Однако в настоящее время ведущую позицию он занимает, скорее, в соцсетях, а воплощают его в текстах непрофессиональные журналисты.

Список литературы

1. Антропова, В. В. Лингвокультурные концепты «семья» и «женщина» в интернет-СМИ и соцсетях: «вечные» ценности в новых массмедиа [Текст] / В. В. Антропова, А. В. Грошева // Транспорт и образование: материалы международн. науч.-практич. конф. (ЧИПС УрГУПС, Челябинск, 14-15 мая, 2015). - Челябинск: ЧИПС УрГУПС, 2015. - С. 183-189.

2. Боженова, Ю. Сакральный смысл женской юбки [Электронный ресурс] / Ю. Боженова. -URL: https://vk.com/wall-41880039_63270 (дата обращения: 25.11.16).

3. Гуманова, О. Среди православных есть две крайние точки зрения на влюбленность [Электронный ресурс] / О. Гуманова. - URL: http://www.pravmir.ru/esli-vyi-vlyubilis/ (дата обращения: 02.02.17).

4. Градусов, Д. Между нами, мужиками... Русская женщина. Миф и реальность [Электронный ресурс] / Д. Градусов. - URL: https://vk.com/topic-34957800_31108915 (дата обращения: 25.11.15).

5. «Гриффины» - насмешка над семьей [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/wall-82197743_46209 (дата обращения: 25.11.16). - Загл. с экрана.

6. Дацюк, С. Г Коммуникативные стратегии [Электронный ресурс] / С. Дацюк. - URL: http:// gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2751 (дата обращения: 04.12.15).

7. Иссерс, О. С. Речевое воздействие: [Электронный ресурс] учеб.пособие / О. С. Иссерс. -URL: http://ru.bookzz.org/ireader/2315336 (дата обращения: 05.12.15).

8. Кириллова, Н. Н. Коммуникативные стратегии с позиции нравственных категорий [Электронный ресурс] / Н. Н. Кириллова. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-i-taktiki-s-pozitsii-nravstvennyh-kategoriy (дата обращения: 04.12.15).

9. Коути, Е. Недобрая старая Англия [Электронный ресурс] / Е. Коути. - URL: https://www. litmir.co/br/?b=175809 (дата обращения: 05.12.15).

10. Ланская, А. Правила безопасности в декрете. Часть 1: одна в квартире с ребенком [Электронный ресурс] / А. Ланская. - URL: http://www.pravmir.ru/pravila-bezopasnosti-v-dekrete-chast-1-odna-v-kvartire-s-rebenkom/ (дата обращения: 11.02.17).

11. Правикова, Е. Нулевая степень родства [Электронный ресурс] / Е. Правикова. - URL: http:// www.matrony.ru/nulevaya-stepen-rodstva/ (дата обращения: 03.02.17).

12. Писарев, В. Е. Теория педагогики [Электронный ресурс] / В. Е. Писарев, Т. Е. Писарева. -URL: http://teoria.ru/glava-3-vospitanie/p-5-shirokij-i-uzkij-smysl-slova-vospitanie (дата обращения: 03.02.17).

13. Сидоров, В. А. Аксиология журналистики и ценностный анализ медиасферы : парадигма и метод изучения [Текст] / В. А. Сидоров // Вестн. Львов.ун-та. - 2011. - Вып. 34. - С. 47-65.

14. Стернин, И. А. Основы речевого воздействия [Электронный ресурс] / И. А. Стернин. -URL: http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Osnovi_ rechevogo_vozdeistviya2013.pdf (дата обращения: 05.12.15).

EDUCATIONAL DISCOURSE IN SOCIAL NETWORKS AND INTERNET MEDIA: A COMPARATIVE ANALYSIS OF COMMUNICATIVE STRATEGIES

Grosheva A. V., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, bagi-94@mail.ru

To date, the actual direction in the mediology is the study of the behavior of the individual in the space of new media - social networks, the emergence of new meanings in the structure of the usual concepts,

the emergence of new, "transitional" communication strategies with speech impact. Also, certain types of discourses are being reconstructed, in which certain values are integrated into mass consciousness in new ways. The article focuses on communicative strategies, through which value values of educational discourse in the space of social networks and Internet media are introduced.

Keywords: concept, educational discourse, linguoculturology, speech impact, Internet media, social media.

References

1. Antropova, V. V. and Grosheva, A. V. (2015) Lingvokul'turnyie koncepty "sem'ya" I "zhensh'ina" v internet-media I social'nychset'yach: vechnyezennosty v novyh mass-media [=Lingvocultural concepts "family" and "woman" in internet mass-media and social networks: "eternal" values in new massmedia], in: Transport I obrazovaniye: aktual'nyievoprosy I tendenzii ^Transportation and education: current issues and trends], Chelyabinsk, pp. 183-189. (In Russ.).

2. Bozhenova, Yu. Sacral'niy smysl zhenskoi yubki [=Sacred meaning woman's skirt], available at: https://vk.com/wall-41880039_63270, accessed 05.12.2015. (In Russ.).

3. Gumanova, O. Sredi pravoslavnyh est'dve krajnie tochki zrenija na vljublennost' [=Among the Orthodox there are two extreme points of view on love], available at: http://www.pravmir.ru/esli-vyi-vlyubilis, accessed 02.02.2017. (In Russ.).

4. Gradusov, D. Mezhdu nami, muzhikami... Russkaja zhenshhina. Mif i real'nost' [=Between us, mens ... Russian woman. Myth and Reality], available at: https://vk.com/topic-34957800_31108915, accessed 02.02.2017. (In Russ.).

5. «Griffiny» - nasmeshka nad sem'ej [=»Griffins» - a mockery of the family], available at: https:// vk.com/wall-82197743_46209, accessed 25.11.2016. (In Russ.).

6. Datsyuk, S. G. Kommunikativnyie strategii [=Communication strategies], available at: http:// gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2751, accessed 05.01.2017. (In Russ.).

7. Issers. O. S. Rechevoye vozdeystvie [=Speech influence], available at:http://ru.bookzz.org/ ireader/2315336, accessed 05.12.2015. (In Russ.).

8. Kirillova, N. N. Kommunikativnye strategii s pozizii nravstvennyk hkategoriy [=Communication strategies from a position of moral categories], available at:http://cyberleninka.ru/article/n/ kommunikativnye-strategii-i-taktiki-s-pozitsii-nravstvennyh-kategoriy, accessed 05.12.2015. (In Russ.).

9. Kouti, E. Nedobraya staraya Angliya [=Bad old England], available at:https://www.litmir.co/ br/?b=175809, accessed 05.12.2015. (In Russ.).

10. Lanskaja, A. Pravila bezopasnosti v dekrete. Chast' 1: odna v kvartire s rebenkom [=Safety rules in the decree. Part 1: one in an apartment with a child], available at:http://www.pravmir.ru/pravila-bezopasnosti-v-dekrete-chast-1-odna-v-kvartire-s-rebenkom/, accessed 05.02.2017. (In Russ.).

11. Pravikova, E. Nulevaja stepen'rodstva [=The zero degree of kinship], available at: http://www. matrony.ru/nulevaya-stepen-rodstva/, accessed 05.02.2017. (In Russ.).

12. Pisarev, V. E. and Pisareva, T. E. Teorijapedagogiki [=Theory of Pedagogy], available at: http:// teoria.ru/glava-3-vospitanie/p-5-shirokij-i-uzkij-smysl-slova-vospitanie, accessed 03.02.2017. (In Russ).

13. Sidorov, V. A. (2011) Aksiologiya zhurnalistiki I zennostniy analiz mediasfery: paradigm i metod izucheniya [=Journalism axiology and value analysis media: paradigm and method for the study], in: VestnikL'vovskogo universiteta [=Lvov University Herald], No. 34, pp. 47-65. (In Russ.).

14. Sternin, I. A. Osnovy rechevogo vozdeistviya [=The basics of speech influence], available at: http:// sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Osnovi_rechevogo_ vozdeistviya2013.pdf, accessed 05.12.2015. (In Russ.).

Грошева Алла Владимировна - магистрант факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.

bagi-94@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.