Научная статья на тему 'Крупнейшие пермские информационно-коммуникативные группы"ВКонтакте": структура, функции, роль в городском пространстве'

Крупнейшие пермские информационно-коммуникативные группы"ВКонтакте": структура, функции, роль в городском пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1452
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / "ВКОНТАКТЕ" / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ГРУППЫ / НОВЫЕ ГОРОДСКИЕ МЕДИА / ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КОМЬЮНИТИ-МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пустовалов Алексей Васильевич

В статье сделана попытка ввести в сферу научного изучения в качестве отдельного самостоятельного явления городские информационно-коммуникативные группы в социальной сети «ВКонтакте» (на примере г. Перми). Подобные группы зачастую являются лидерами в своей зоне информационного рынка и нередко определяют повестку дня молодёжной аудитории. Выделяются наиболее крупные игроки этого сектора города, выстраивается их рейтинг, причины их генезиса, структура, взаимоотношения и функции; осмысляется их роль в создании городского пространства Перми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крупнейшие пермские информационно-коммуникативные группы"ВКонтакте": структура, функции, роль в городском пространстве»

УДК 070

А. В. Пустовалов

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

КРУПНЕЙШИЕ ПЕРМСКИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ГРУППЫ «ВКОНТАКТЕ»: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, РОЛЬ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ в рамках проекта № 18-412-590008р_а «Новые городские медиа в локальном коммуникативном пространстве»

В статье сделана попытка ввести в сферу научного изучения в качестве отдельного самостоятельного явления городские информационно-коммуникативные группы в социальной сети «ВКонтакте» (на примере г. Перми). Подобные группы зачастую являются лидерами в своей зоне информационного рынка и нередко определяют повестку дня молодёжной аудитории.

Выделяются наиболее крупные игроки этого сектора города, выстраивается их рейтинг, причины их генезиса, структура, взаимоотношения и функции; осмысляется их роль в создании городского пространства Перми.

Ключевые слова: Пермь, социальные сети, «ВКонтакте», информационно-коммуникативные группы, новые городские медиа, гражданская журналистика, комьюнити-медиа.

Явление, к которому мы обращаемся, изучено весьма мало. Пока нет сколько-нибудь серьёзного научного осмысления пермских информационно-коммуникативных групп в социальной сети «ВКонтакте» - ни с точки зрения их тематики, структуры, функций, ни с точки зрения степени их влияния на аудиторию и места на новостном рынке города. Вместе с тем их «соседи» по интернету - информационные порталы, газеты, аудиовизуальные СМИ уже начали изучаться уже как минимум десять лет назад [5]; к данному моменту они в определённой степени систематизированы, на протяжении десятилетия выстроено несколько их рабочих типологий; сделаны также первые шаги по осмыслению места, роли, количества участников, влияния информационно-коммуникативных групп в районах Пермского края, [1; 4]. Однако подобные же группы в главном городе края ещё не анализировались. Между тем в этом есть серьёзная необходимость: количество аудитории, степень влияния этих групп может быть сравнима (а порой превосходит) влияние более традиционных медиа в интернете (упомянутых выше пермских информационных порталов, газет, аудиовизуальных СМИ).

Одна из причин своеобразия этих групп - специфичность самого исторического периода (2008-2013), в который появились эти группы: в этот период по всей стране стали более заметными, интенсивными процессы, связанные с урбанизацией, а также - с децентрализацией, демократизацией информационных процессов, нарастанием значимости региональных, местных акторов новостного рынка.

В конце 1990-х питерский теоретик масс-медиа Д. П. Гавра констатировал, что для России характерной является ситуация, «когда в субъектном пространстве публичной сферы явно преобладают институциональные субъекты, прежде всего связанные с институтами государственной власти. Субстанциональный субъект - общественность (public) - развита слабо, в количественном отношении малочисленна, занимает подчиненное положение, подавляется» [2. C. 12]. Очень медленно, по мнению исследователя, в процесс публичных коммуникаций включаются и негосударственные структуры, которые стремятся ознакомить широкую общественность со своими приоритетами в публичной сфере деятельности.

Однако на перекрестье 2000-2010-х годы ситуация стала меняться. Этот момент в нашей истории уникален: он пришёлся на рубеж правления Дмитрия Медведева (2008-2012) и Владимира Путина (2012 - по наст. вр.). Д. Медведев, прозападно настроенный, симпатизирующий западной культуре, музыке, ввёл в отечественный политический обиход моду на присутствие политика, госчиновника в блогосфере, соцсетях.

Именно в это время по всей стране мгновенно возникли, расцвели, заняли внушительное место в информационном пространстве регионов интересные новообразования, производящие

собственные новости, зачастую альтернативные новостям уже сложившейся системы СМИ -группы типа «Мой город...», «Подслушано» и пр. К этому же историческому моменту относится возникновение крупнейших пермских информационно-коммуникативных групп, о которых далее пойдёт речь.

Как утверждает иркутский исследователь М. В. Зеленцов, сегодня мы уже можем наблюдать процесс «децентрализации СМИ» и «развитие процесса урбанистики», когда «начинает возникать полноценное явление медиаполиса — города, насыщенного коммуникациями; информационными структурами; людьми, которые массово втянуты в городской медийный процесс, предстают в качестве «первооснов» общественного мнения», а также являются не только его потребителями, но и субъектами, лидерами мнений» [3. C. 264]. Исследователь даёт определение понятию «городские медиа» как «единой системы классических СМИ и медийных платформ городского центра» [3. C. 266], к которым он относит блогосферу и социальные сети, общественно-политические, новостные, развлекательные медиа, медиа в стилистике life style и нишевые медиа [3. C. 268].

К понимаемым таким образом городским медиа мы можем, помимо прочих, отнести крупнейшие информационно-коммуникативные группы Перми в социальной сети «ВКонтакте». Перечислим их в порядке убывания рейтинга:

• «Мой город - Пермь» (https://vk.com/vikiperm): 361 203 подписчиков, возникла в 2008 году;

• «Подслушано Пермь» (https://vk.com/podslushanoperm): 344 799 подписчиков, возникла в 2013 году;

• «59.ru» (https://vk.com/news59): 191 561 подписчиков, возникла в 2008 году;

• «Пермь Активная» (https://vk.com/permactive): 187 210 подписчиков, возникла в 2011 году.

Из данного перечня мы позволим себе убрать паблик «59.ru», поскольку он не является

самостоятельной площадкой, будучи неразрывно связанным с материнской платформой -порталом «59.ru».

Далее имеет смысл рассмотреть как единое целое группы «Мой город - Пермь» и «Подслушано Пермь»: как выясняется, это - группы-партнёры с взаимосвязанными аспектами деятельности. Так, порой инфоповоды в «Мой город - Пермь» берутся из «Подслушано».

Поэтому на анализ мы можем взять два объекта: тандем «Мой город - Пермь» / «Подслушано Пермь» и группу «Пермь Активная».

Группа «Мой город - Пермь» была создана в 2008 году и с тех пор успела пройти большой путь развития - от одного из многочисленных пермских сообществ до первого среди них. Теперь у неё есть даже собственный сайт, зарегистрированный как СМИ. Александр Иванов, нынешний руководитель группы, характеризует её так: «СМИ из разряда новых медиа, которое занимает лидирующие позиции по значимости, охвату, влиятельности и т. п. Мы не считаем, что у нас есть конкуренты. Корректно сравнивать нас - не с кем и не чем. ». Действительно, по количеству подписчиков эта группа - пермский лидер (вместе с «Подслушано Пермь», по праву носящей подзаголовок «Официальное подслушано города»).

Значительное количество публикаций группы - оригинальные новости. Как заявляет А. Иванов, «Большинство новостей создаем сами, а самая ценная часть - это материал, присылаемый нашими пользователями. Мы - самый большой ресурс края по количеству присылаемого материала, связанного с городом и краем по совершенно различным темам».

Стоит отметить, что в группе предпочитают публиковать информацию не международного, не национального характера, но - подчёркнуто местную, ориентированную на жизнь здесь и сейчас. «»Мой город - Пермь» - это сообщество, где можно прочитать последние новости края, полюбоваться нашими пейзажами, ознакомиться с историей, прочитать о выдающихся пермяках и т. д.» - говорит Виктория Мальцева, журналист группы. «В сообществе вы найдёте не только массу последних новостей, но и знакомых, новых друзей или просто единомышленников. Для этого достаточно лишь открыть комментарии или обсуждения в группе».

Одна из главных черт группы - принципиальная настроенность на диалог, постоянное взаимодействие с читателем (это «родовая» характеристика ресурса, объединяющая его с массой подобных сообществ края и страны). Виктория Мальцева полагает: «У нас реализуется самая активная и оперативная обратная связь с читателем. Мы всегда даем отклик, отслеживаем

комментарии, отвечаем на сообщения и работаем как раз-таки на аудиторию в первую очередь. Эта тесная связь с читателем позволяет насытить материалы новым настроением». Активная позиция группы выражается именно в таком особом отношении к новостям: «Нам в группу ежедневно предлагают новости. Как правило, это жалобы горожан. Мы превращаем их «письма» в новость, берем комментарий «потерпевшего» и комментарий «виновника» ситуации. В результате раскрываем ситуацию с несколько сторон и подаем текст в формате журналистского материала. В комментариях аудитория уже сама определяет свое отношение к проблеме».

Ту же самую черту сообщества ещё более резко отмечает Александр Иванов: «Новость сама по себе не ценна, ценно то, как эту новость обсудили наши пользователи. Новости копируемы, дискуссии уникальны, как и каждый человек в нашем сообществе». Добавим, что в соответствующем разделе мы нашли 326 обсуждений - своего рода рекорд для пермских групп.

Ещё более диалогичный характер - с устремлением на свободное высказывание, совместное обсуждение и решение проблем, участие в жизни общины - имеет сообщество «Подслушано Пермь» (https://vk.com/podslushanoperm). Возникшее в 2013 году, оно уже в своём описании настраивает на это: «Откровения пермяков на условиях анонимности», «Истории из жизни пермяков», «чат-интерактив знакомств» и пр. Самая востребованная рубрика в группе -«Вопросы».

Рубрика «Обсуждения» имеет типичные для российского «Подслушано» разделы, по своей сути немонологичные и по определению предполагающие участие жителей общины: «Сдам/ Сниму жилье», «Животные. Потерялся/нашелся/отдам в хорошие руки», «Вопрос-ответ», «Знакомства» и пр. Любопытен раздел «Игра: Пишем книгу», состоящий к данному моменту из 70 страниц и 1 391 сообщения: участники, добавляя каждый по слову или словосочетанию, вместе пишут некое литературное произведение.

Также наводит на размышления сделанное нами на глаз сравнение: тексты комментариев горожан под постами во много десятков или даже сотен раз превосходят текст собственно новости! Становится понятным, как по-иному сегодня стихийно организуется процесс словотворчества: при резком уменьшении количества литературных произведений словесное творчество наших граждан в целом, напротив, приобретает гигантские масштабы.

Очень интересный пример городского сообщества - группа «Пермь Активная». Она была создана в 2011 году пермяком Артёмом Феоктистовым - не столько для того, чтобы публиковать какие-то новостные тексты, но именно с целью сделать жизнь города более динамичной, вместе устраивать весёлые мероприятия. Стержнем группы в тот момент стали флэшмобы, сегодня известные всем пермякам - «Шоу мыльных пузырей», «Мокрое побоище», «Снежное побоище», «Парад супергероев» и пр.

Новости в группе «Пермь Активная» оформляются по стандарту, который в своё время дал «ВКонтакте» знаменитый «Лентач»: центр публикации - цепляющие взгляд изображение, текст новости - 2-4 строки, которые могут располагаться прямо на изображении.

Для группы характерна высокая степень динамичности и участия в делах города. Как говорит Максим Кипреев, «наше сообщество - это простые люди, которые на голом энтузиазме начали делать то, что им нравится. В результате - получился хороший проект, которому мы посвящаем всю свою жизнь. Подписчики постоянно присылают жалобы на происходящее в городе, мы это публикуем, зачастую помогаем теми или иными способами решить проблему. Но главное - это привлекаем к проблеме внимание общественности, порой на нас ссылаются даже и пермские политики, увидевшие записи в нашей группе по своей сфере работы».

Вскоре после начала работы группы к её создателям стали подходить в городе и благодарить за освещение проблем или за проведенные мероприятия. С течением времени приходили новые люди, которые «освежали» группу, впоследствии некоторые ушли в другие проекты, либо организовали свои.

Кстати, один из таких проектов - «Пермяки. Подслушано Пермь», https://vk.com/permyaky). Т.е., как и у группы «Мой город - Пермь», группа «Пермь Активная» имеет своё дружественное «Подслушано», с которым налажен взаимообмен публикациями. «Если нам присылают то, что подходит под формат их сообщества, то мы отдаем им. Если им присылают то, что подходит нам, они отдают нам. Симбиоз :)» - так обрисовал ситуацию Максим Кипреев, редактор «Пермь Активная». Группа «Пермяки. Подслушано Пермь» была создана в 2013 году, и на данный момент

она уже имеет внушительное количество подписчиков (106 427), входя в десятку крупнейших групп города и края. Она имеет стандартную для групп этого типа тематику, разделы обсуждений («Всё что касается животных», «Вакансии/ищу работу», «Сдам/сниму жилье», «Продам/ куплю»). Имеются постоянные рубрики: «#ИщуТебя@регтуаку», «#Помощь@регтуаку», «#РазбудиМеня@регтуаку», «#СпокойнойНочи@регтуаку».

Возможно (хотя и стоит проверить), это типично пермская черта - тандем, содружество групп «ВКонтакте» двух разных, но спо собных к взаимодополнению друг друга типов - информационного (условно обозначим его «Мой город...») и коммуникационного («Подслушано») типов (в районах края, как правило, группой-лидером является одна, сочетающая в себе черты обоих типов).

Эти группы, как мы видим, вполне можно отнести к категории новых городских медиа. Налицо здесь специфические характеристики: они - не только наблюдатели, но и действующие единицы процесса урбанизации; они способствуют развитию своего города как системы живых общественных коммуникаций, влияющих на формирование городской среды; они являются одной из площадок общественного сторителлинга, участвуя в производстве городского пространства.

Интересно, что среди работающих в этих группах почти нет профессиональных журналистов или людей, чьё образование как-то связано со сферой СМИ. (Единственным исключением является Виктория Маслова, студентка-третьекурсница направления «Журналистика» Пермского университета, успешно сотрудничающая в группе «Мой город - Пермь»).

Т.е. публикации групп создаются, отбираются, редактируются прежде всего обычными людьми, гражданами нашего города (соответственно, контент группы - пример так называемой гражданской журналистики (citizen journalism) [7]). Основа публикаций - прежде всего материалы самих граждан города, которые к данному моменту развития страны и края не только видят необходимость, но имеют возможность производства собственных новостей, превращаясь из пассивных участников информационного процесса в активных его деятелей (в зарубежной науке это явление принято обозначать как participatory media, т. е. журналистика, направленная на со-участвование, соучастие). Поэтому более подробно здесь освещаются темы, интересные молодому горожанину: общение, досуг, спортивные события, события в неформальной сфере и пр.

Кроме того, данные группы можно также отнести к категории комьюнити-медиа (commun^ media) [8], т. е. медиа, создаваемые, по выражению Л. Табинга, «общиной в общине, для общины, и об общине» [10. С. 11], имеющие (согласно дефиниции другого теоретика комьюнити-медиа С. Бакли) некоммерческий характер, способные создавать медиасистемы, релевантные повседневной жизни местного населения, укреплять местную идентичность и автономию, создавать контент, альтернативный контенту глобальных и коммерческих медиа [6. С. 7].

Итак, информационно-коммуникативные группы «ВКонтакте», возникшие в основном в период с 2008 по 2013 годы, уже успели показать свою значимость и влияние, прежде всего, на молодёжную аудиторию Перми (а подобные им группы - на соответствующую аудиторию населённых пунктов и районных центров Пермского края). Несмотря на то, что масштабы их влияния сопоставимы с масштабами городских и районных СМИ (а порой даже превосходят их), они ещё в полной мере не стали объектами научного изучения.

В данной статье проанализированы культурно-исторические истоки, структура, функции крупнейших групп г. Перми. Эти явления осмысляются в рамках таких достаточно новых для отечественной журналистской науки понятий, как новые городские медиа, гражданские медиа, комьюнити-медиа. И уже сейчас можно сделать вывод о перспективности и растущей роли в жизни современного города медиа этого типа, т.е. информационно-коммуникативных групп «ВКонтакте.

Список литературы

1. Антипина, З. С. Районные газеты в социальных сетях [Электронный ресурс] / З. С. Антипина // Районные газеты Пермского края: настоящее и будущее - Пермь, 2017. -С. 113-125. - URL: https://elis.psu.ru/node/488481 (дата обращения: 05.07.2018).

2. Гавра, Д. П. О возникновении публичной сферы [Текст] / Д. П. Гавра // Бюллетень информационно-аналитического центра «Юнитест». - СПб., 1994. - С. 12.

3. Зеленцов, М. В. Городские медиа: условия функционирования [Электронный ресурс] / М. В. Зеленцов // Вопросы теории и практики журналистики. Иркутск, 2015. — Т. 4. — N° 3. — С. 262-272. - URL: https://cyberleninka.m/article/n/gorodskie-media-usloviya-fonktsionirovaniya (дата обращения: 05.07.2018).

4. Пустовалов, А. В. Соцсетевой ландшафт Пермского края [Электронный ресурс] / А. В. Пустовалов // Знак. Проблемное поле медиаобразования. - Челябинск, 2017. - № 2 (24). - С. 82-86. - URL: https://znak-journal.jimdo.com/app/download/9078563984/2017_2_24. pdf?t=1499964207 (дата обращения: 02.05.2018).

5. Шагалова, О. В. Интернет-СМИ Пермского края: типология и описание [Электронный ресурс] / О. В. Шагалова // Acta Diurna. 2007. - URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/shag_ permnet.html (дата обращения: 02.05.2018).

6. Buckley, S. Community Media: a Good Practice Handbook [Electronical resource] / S. Backley. - Paris, UNESCO, 2011. - P. 7. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002150/215097e.pdf (дата обращения: 04.05.2016).

7. Citizen Journalism [Electronical resource] // Wikipedia. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Citizen_journalism (дата обращения: 04.05.2016).

8. Community media [Electronical resource] // Wikipedia. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Community_media (дата обращения: 04.05.2016).

9. Participatory media [Electronical resource] // Wikipedia. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Participatory _media (дата обращения: 04.05.2016).

10. Tabing, L. How to Do Community Radio? A primer for community radio operators / L. Tabing. -New Delhi: UNESCO, 2002. - 72 p. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001342/134208e. pdf (дата обращения: 04.05.2016).

THE LARGEST PERM REGISTRATION AND COMMUNICATION GROUPS AT "VKONTAKTE": THEIR STRUCTURE, FUNCTIONS, ROLE IN URBAN SPACE

Pustovalov A. V. , Perm State University, Perm, theyareeverywhere@gmail.com

The article makes an attempt to introduce into the sphere of scientific study urban information and communication groups in the social network "VKontakte" as a separate independent phenomenon (on the example of Perm). Such groups that emerged in a unique period for the country (2008-2013) are often leaders in their information market zone and they often determine the agenda of the youth audience.

We enumerate the largest players in this sector of the city, we rank and then analyze them in such an aspect as the historical and cultural causes of their genesis, we investigate their structure, relationships and functions, their role in the creation of the urban space of Perm. The case is based on the study of the online resources of these groups, as well as interviews received from their editors and contributors.

These issues are first of all is being understood within the framework of the newly emerging science category - «new urban media», as well as within the framework of other concepts that are slightly established in the Russian science and well-established in foreign practice - «civil journalism» and «community media». A conclusion is made about the prospects of these information and communication sites themselves, as well as the prospects for their further study.

Keywords: Perm, social networks, VKontakte, information and communication groups, new urban media, citizen media, community media.

References

1. Antipina, Z. S. (2017) Rayonnyye gazety v sotsial'nykh setyakh [=District newspapers in social networks], in: Rayonnyye gazety Permskogo kraya: nastoyashcheye i budushcheye [=District newspapers of the Perm krai: present and future], Perm, pp. 113-125, available at: https://elis.psu.ru/ node/488481, accessed 05.07.2018. (In Russ.).

2. Gavra, D. P. (1994) O vozniknovenii publichnoy sfery [=On the origin of the public sphere], in: Byulleten'informatsionno-analiticheskogo tsentra «Yunitest» [=Bulletin of information-analytical center «Unitest»], St.-Peterburg, p. 12. (In Russ.).

3. Zelentsov, M. V. (2015) Gorodskiye media: usloviya funktsionirovaniya [=Urban Media: conditions of funcioning], in: Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [=Issues of theory and practice of journalism], Irkutsk, Vol. 4, no. 3, pp. 262-272, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskie-media-usloviya-funktsionirovaniya, accessed 05.07.2018. (In Russ.).

4. Pustovalov, A. V. (2017) Sotssetevoy landshaft Permskogo kraya" [=Social network landscape of the Perm Region], in: Znak Problemnoye pole mediaobrazovaniya [=Sign. Problematic field of media education], Chelyabinsk, no. 2 (24), pp. 82-86, available at: https://znak-journal.jimdo.com/app/ download/9078563984/2017_2_24.pdf?t=1499964207, accessed 05.07.2018. (In Russ.).

5. Shagalova O. V. (2007) Internet-SMI Permskogo kraya: tipologiya i opisaniye [=Online media of the Perm region: typology and description], in: Acta Diurna [=Acta Diurna], Perm, available at: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/shag_permnet.html, accessed 05.07.2018. (In Russ.).

6. Buckley, S. (2011) Community media: a good practice handbook. Paris, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, p. 7, available at: http://unesdoc.unesco.org/ images/0021/002150/215097e.pdf, accessed 05.07.2018.

7. Citizen journalism (2018), in: Wikipedia, available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Citizen_ journalism, accessed 05.07.2018.

8. Community media (2018), in: Wikipedia, available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Community_ media, accessed 05.07.2018.

9. Participatory media (2018), in: Wikipedia, available at: https://en.wikipedia.org/wiki/ Participatory_media, accessed 05.07.2018.

10. Tabing, L. (2002) How to do community radio? A primer for community radio operators. New Delhi: UNESCO 2002, available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001342/134208e.pdf, accessed 04.05.2016.

Пустовалов Алексей Васильевич - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь.

theyareeverywhere @gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.