Научная статья на тему 'Эффект деконструкции существующего типа культуры и морально-этических норм общения в пространстве социальных сетей'

Эффект деконструкции существующего типа культуры и морально-этических норм общения в пространстве социальных сетей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
503
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОНСТРУКЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / НОРМЫ ЭТИКИ И МОРАЛИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров Василий Викторович

Рассматривается эффект деконструкции культурных парадигм и норм этики и морали в коммуникативной практике пользователей социальных сетей. Автор рассматривает социальные сети как коллективное пространство игры с нормой в самом широком смысле, пародии всего официального. Также выделяет основные тематические циклы деконструкции в практике общения участников сообщества «Медуза» на платформе «ВКонтакте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффект деконструкции существующего типа культуры и морально-этических норм общения в пространстве социальных сетей»

УДК 316.77; 177

В. В. Федоров

Челябинский государственный университет, Челябинск

ЭФФЕКТ ДЕКОНСТРУКЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ТИПА КУЛЬТУРЫ И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ОБЩЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Исследование проведено за счёт гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных МК 7210.2016.6

Рассматривается эффект деконструкции культурных парадигм и норм этики и морали в коммуникативной практике пользователей социальных сетей. Автор рассматривает социальные сети как коллективное пространство игры с нормой в самом широком смысле, пародии всего официального. Также выделяет основные тематические циклы деконструкции в практике общения участников сообщества «Медуза» на платформе «ВКонтакте».

Ключевые слова: деконструкция; культурная парадигма; социальные сети; коммуникативная практика; социальная практика; нормы этики и морали.

В первичном значении культура - это «возделывание», то, что сделано руками человека, что противопоставлено природе, натуре [6]. Однако культуру мы можем понимать и как систему сложившихся и действующих норм и правил, традиций в определенный период, получившую символическое воплощение в различных знаковых формах и структурах. В этой связи стало актуальным употреблять термин «культурная парадигма», в широком значении подразумевающий совокупность всех форм культуры (и материальной, и духовной), конвенционально признаваемых в определенный период нормативными и обязательными большинством, например, об этом идет речь в работах Н. Б. Бакач [2].

Во всех определениях данного понятия отмечается, что существующая в определенный период культура неизбежно будет эволюционировать, трансформироваться. Причины здесь самые разные, но главные в самой культуре -развитие технологической базы, социальные конфликты и катастрофы, перестройки экономические и политические. Наступает кризис культуры, «точка кризиса», когда уже не работает старая, «отработанная», система, но еще и не сформировалась новая. Однако разрушение не означает моментального обновления, это, скорее, искажение, странное нагромождение, гротеск. Таким образом, кризис переходит из поля случая в сферу закономерности развития, движения культуры как целого.

Современное состояние культуры - один из вариантов этого универсального механиз-

ма, имеющий специфические характеристики - влияние информационно-коммуникативных систем, развитие мультимедиа, Интернета.

Интернет большинством пользователей сегодня воспринимается как особое коммуникативное пространство, в котором предоставляется свобода высказывания (благодаря анонимности и интерактивности). В этом пространстве коммуникант конструирует иллюзию отсутствия посредников в виде официальных акторов, государственных и социальных институтов. Здесь культурные нормы более подвижны, а сама культурная парадигма подвергается релятивизму, воспринимается относительно.

Это приводит к возникновению новых дискурсивных практик пользователей социальных сетей, которые подразумевают прямую манифестацию представлений и восприятия социальной действительности, часто игнорируя культурные и этикетные нормы, правила публичной коммуникации, что и создало бум популярности социальных сетей и медиа. Как пишет А. А. Морозова, «согласно данным одной из ведущих компаний по измерениям показателей интернет-пространства, социальные сети посещает около 56 миллионов интернет-пользователей, что составляет 85 % от общей численности пользователей Интернета в России» [7. С. 79]. Иными словами, включенность огромного количества акторов в работу социальных медиа есть прямое следствие восприятия этих платформ как альтернативных каналов коммуникации.

Можно говорить, что «нахождение» в пространстве социальных сетей - это вид социальных практик, формирующих протестную культуру, которые базируются на представлении об относительности ценностей, морально-этических норм и неиерархичности. Социальная практика в нашем представлении есть привычные «повторяющиеся социальные действия, основанные на коллективном опыте субъектов, обеспечивающие стабильность их жизненного мира и воспроизводство социальных институтов» [10]. Сложился новый канон поведения в этом пространстве, который конфликтует с более традиционным, существующим за рамками онлайн-общения.

Эти два типа социальных практик не просто конфликтуют, они стремятся легитимизировать себя за счет дискредитации соперника, агрессии и разрушения конкретных субстанциональных форм. С одной стороны, это противостояние можно рассмотреть как борьбу официальной культуры и низовой культуры. Согласно концепции М. М. Бахтина, народная (смеховая) культура снимает ограничения в поведении человека, опрокидывает устоявшуюся систему, формы этой культуры «давали совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецер-ковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений; они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь» [3].

Таким образом, культура Интернета, уже -культура социальных сетей и медиа, может быть рассмотрена именно как вариант народной (альтернативной официальной) культуры, ориентированной на разные социокультурные группы, слои. О. А. Пичугина пишет: «...социальные сети подразумевают, что медийные каналы стали социальными по своей сути - <.> аудитория вовлечена в процесс производства и тиражирования информации», но увеличение акторов требует структурирования коммуникативного пространства, то есть «дифференциация социальной структуры служит отправной точкой для сегментации аудитории по интересам, ценностям, убеждениям, образу жизни» [9. С. 271].

Социальные сети в этом отношении представляют собой «коллективное пространство», которое не просто дает свободу личности в самовыражении, тотальную свободу «говорения», но и подключает к социальным практикам игры с нормой в самом широком смысле, переворачивании и травестировании всего официального, и даже сознательном подчерки-

вании агрессии к вневиртуальным объектам и субъектам коммуникации.

С другой стороны, этот конфликт есть и актуализация соперничества консервативной, более традиционной системы, с системой, ориентированной на западные, либеральные принципы, западную цивилизацию (на это косвенно указывают социологические показатели аудитории Интернета и социальных сетей, потребителей контента медиа, и структура аудитории традиционных печатных и электронных СМИ) [1].

В связи с этим на первый план выходит проблема соблюдения морально-этических норм пользователями социальных сетей. С одной стороны, это - следствие неурегулированности сферы виртуального общения, а с другой - форма проявления альтернативной культуры. Так, во время работы в сетях пользователи сталкиваются с нарушениями норм этики и морали в виде негативной информации: «По мнению опрошенных, у большинства респондентов (71 %) вызывает отвращение, а также подталкивает их к неправильным решениям и действиям (19 %) и вызывает депрессию (7 %), и помимо всего прочего, заставляет ругаться с друзьями и родными (3 %) [8. С. 118].

Обозначенное нами противоречие между свободой общения и негативными эффектами и рисками приводит к агрессии участников коммуникации и манипуляции сознанием пользователей, которые развиваются в состоянии хаоса и относительности норм, царящих в социальных сетях.

Одним из способов разрушения существующего типа культуры и морально-этических норм коммуникации становится деконструкция принципов и норм культуры-соперника, ее символов. Термин «деконструкция» разработал Ж. Деррида [4], подразумевая, что разбирается, снимается бинарная оппозиция, организующая систему, иерархия. Возникает относительность принципов существующего типа культуры, поскольку разрушаются нормативные представления, снимается противопоставление ценностного «верха» и «низа»: «Но суть именно дерридеанской деконструкции, как сам Деррида об этом неоднократно заявлял, состоит в том, что его знаменитое "опрокидывание" ценностного ряда иерархически организованных бинарных оппозиций никогда не доходило до кардинальной смены, грубо говоря, "позитива" на "негатив" <.. .> ему всегда была чужда позиция "революционного" разрушения цен-

ностных установок. <...> Несколько упрощая общую картину, можно сказать, что Деррида стремится выявить сложность, неоднозначность и противоречивость общепринятых истин <...>, но он никогда не становился на позицию "обязательного жеста" однозначного, прямолинейного замещения "знака полярности" у членов оппозиции» [5].

Деконструкция может проходить и через смеховую культуру, гротеск. Общеизвестна роль смеха и гротеска, которые могут выступать как средства очищения, снятия страха. В теории это выразилось в тезисе об амбивалентности смеха - разрушение и утверждение: «.он веселый, ликующий и - одновременно - насмешливый, высмеивающий, он и отрицает и утверждает, и хоронит и возрождает» [3].

Но важно отметить, что это будет не индивидуальный смех, а именно коллективное представление пользователей сети, группы, сообщества о смешном, о чуждом.

Именно такой тип деконструкции по частотности преобладает в пространстве социальных сетей. Среднестатистический пользователь не имеет специальных знаний в области политики, экономики или культурологии. Поэтому обсуждаемые темы пользователи переводят в поле повседневного общения, этот прием еще со времен М. С. Салтыкова-Щедрина получил название «изображение политики в быту».

С другой стороны, репертуар доступных средств деконструкции ограничивается набором клишированных и стереотипизированных юмористическо-анекдотических ситуаций, содержание которых определяется массмедиаль-ным дискурсом. В связи с этим и сама природа деконструкции, осуществляемой через высмеивание, будет различной: от политической сатиры и юмора до простой насмешки, стеба и балагурства.

Можно выстроить структуру: в центре - информационные ресурсы, группы и сообщества различных медиа: Медуза, Лентач и другие, чаще всего имеющие оппозиционную направленность. На периферии находятся маргинальные сообщества по типу собрания юмора, сатиры и стеба, в которых смех не выполняет никаких функций, кроме развлечения и рекреации, самоутверждения через оскорбление: Пикабу. ру, ЯПлакалъ, Рашка-парашка и другие.

Но можно построить и тематическую структуру деконструкции в пространстве социальных сетей:

• Политическая деконструкция. Пользователи избирают иронию и сарказм как стратегию в сообщении и комментарии всех официальных новостей, связанных с деятельностью органов власти, социальных институтов. Дискурсивная рамка в подобных сообщениях связана с оппозиционностью данных ресурсов, ориентацией на неофициальную точку зрения. В качестве примера можно назвать информационные сообщения и комментарии в сообществе «Медуза» на платформе «Вконтакте»:

«Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста для госслужащих» (23.05.2016, Медуза). Анонс от авторов уже содержит ироничный авторский комментарий: «Чиновники будут работать до 63-65 лет, хоть и не сразу...». Ирония и глум полностью укладываются в дискурсивные стратегии подписчиков этого ресурса, деконструирут политическую культуру современного типа (официальную): Александр Чулков Правильнее было написать: «Чиновники будут воровать до 63-65 лет...»1 Эдуард Швейгерт

Это сколько убытков то будет, ужас. Евгений Амирасланов

Теперь можно пенсионный возраст и остальных граждан повышать. Если чиновники работают в семи потах до самой старости, то и граждане должны!

Мы видим, что используются приемы, снимающие эффект традиционного отношения к власти (иерархия, подчиненность, легитимность). Для достижения коммуникативного эффекта задействованы такие средства, как ирония, нецензурная лексика, парадоксальные суждения, анекдоты.

В свете всего сказанного вновь приходится констатировать противоречие между свободой общения и негативными эффектами и рисками, пугающими и раздражающими пользователей.

Специфическими для социальных сетей средствами деконструкции становятся демоти-ваторы и мемы, сочетающие визуальный и вербальный компоненты. Например, изображение российского флага с надписью «Ставь лайки, если ждешь такую туалетную бумагу».

Еще одно распространенное средство - это видеоролики разного типа. Однако все они построены по принципу подачи «эксклюзивной» информации в ироничном контексте, скрытой

'Здесь и далее сохранены орфография, пунктуация и стиль записей пользователей социальных сетей

от непользователей социальных сетей. Например, типичный по содержанию и форме ролик в духе внесистемной оппозиции «Тупым ура-патриотам Путина и Единой России!!!», размещенный на Youtube.com (https://www.youtube. com/watch?v=OWaZexQyBwI).

Сегодня пространство социальных сетей в первую очередь реализует установку на деконструкцию существующей политической системы, именно здесь размещается большинство оппозиционных проектов, так как пользователи воспринимают это пространство в качестве свободного от официальных институтов, ограничивающих публичное поведение, таким образом, всегда будет запрос на подобную продукцию, которая удовлетворяет потребность человека в эмоциональной компенсации за попранную социальную справедливость.

• Специфически национальная, культурно-бытовая (образ жизни, привычки, нравы) деконструкция.

В данной тематической группе объектом деконструкции становятся особенности национального характера, традиции.

«В аэропорту Иркутска задержали мужчину с гранатой в багаже. В аэропорту Иркутска задержали россиянина, который пытался провезти в багаже боевую гранату» (21.05.2016, Медуза). Между сообщением и комментарием в такой группе чаще всего возникает имплицитный диалог: информант не называет никаких конкретных качеств или черт, характерных для представителя какой-либо этнической или социокультурной группы, но апеллирует к прецедентной ситуации, комментатор в своей записи достраивает эту ситуацию, доводя ее до логического абсурда.

Александр Железо

Каждый день так делаю

Игорь Новиков

Мужчина ехал с гранатой в Бангкок.

- Ну может у него там дела были.

• Курьезные случаи: деконструкция повседневных норм.

«Выпускник одной американской школы пойдет на выпускной бал с кошкой, потому что она согласилась» (22.05.2016, Медуза).

Сообщения подобного типа направлены на деконструкцию обыденного образа жизни, публикация и обсуждение таких тем приводит к созданию образа мира, в котором все относительно, мира, который живет по законам случая, хаоса. Обсуждения курьеза в ироничном контексте легитимизируют его, а через еди-

ничный случай - и все, что будет отличаться от нормы. В результате у пользователей складывается когнитивная модель, в которой его «неправильное» поведение в сети, а позже и в реальности, не станет идентифицироваться как нарушение, но будет восприниматься как проявление свободы воли, поступка.

Таким образом, на основе коммуникативных практик в социальных сетях формируется особый культурный феномен, организующий поведение и идентификацию определенных групп по отношению к существующей культурной парадигме.

Само по себе пространство социальных сетей разнородно, полифонично. Но большую часть занимает дискурс деконструкции официальной культуры, в котором смешиваются политический и общественный протест, личные проблемы и субъективное восприятие событий, формируется свой словарь, клише, когнитивные и языковые стереотипы. В работе с пользователями социальных сетей следует учитывать саму природу феномена социальных сетей, который базируется на относительности всех официальных норм и правил.

Список литературы

1. Аудитория ВКонтакте [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/about (дата обращения: 25.05.2016).

2. Бакач, Н. Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 [Текст] / Н. Б. Бакач. - Волгоград, 1998. - 136 с.

3. Бахтин, М. М. Творчества Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин. - URL: http://tlf.narod.ru/school/mikhalych/ Tvorchestvo_Fransua_Rable.pdf (дата обращения: 25.05.2016).

4. Деррида, Ж. О грамматологии [Текст] / Ж. Деррида; пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автоно-мовой. - М.: Ad Marginem, 2000. - 512 с.

5. Ильин, И. П. Постструктурализм. Де-конструктивизм. Постмодернизм: монография [Электронный ресурс] / И. П. Ильин. -М. : Интрада, 1996. - URL: http://www.lib.ru/ CULTURE/ILIN/poststrukt.txt_with-big-pictures. html (дата обращения: 25.05.2016).

6. Культура [Электронный ресурс] // Советский философский словарь. - URL: http://вока-була.рф/словари/советский-философский-сло-варь/культура (дата обращения: 25.05.2016).

7. Морозова, А. А. Проблемные моменты коммуникативного взаимодействия в социальных сетях [Текст] / А. А. Морозова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. - Вып. 93. - Челябинск, 2014. - № 26 (355). - С. 76-81.

8. Морозова, А. А. Основные виды рисков медиапотребления в социальных сетях (на примере «ВКонтакте») [Текст] / А. А. Морозова // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: материалы Международной науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14-15 апреля 2016 г.) / сост. О. Ф. Автохутдинова. - Екатеринбург, 2016. - С. 117-120.

9. Пичугина, О. А. Трансформация массовой коммуникативной реальности в эпоху со-

циальных медиа [Текст] / О. А. Пичугина // Вестник РГГУ. Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки». - 2013. - № 1. -С. 268-276.

10. Сергодеев, В. А. Коммуникативные практики в сетевых интернет-сообществах [Электронный ресурс] / В. А. Сергодеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2014. - Вып. № 1 (135). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n7 kommunikativnye-praktiki-v-setevyh-internet-soobschestvah (дата обращения: 25.05.2016).

THE EFFECT OF DECONSTRUCTION OF AN EXISTING TYPE CULTURE AND MORAL AND ETHICS IN FIELD OF ACTIVITY COMMUNICATION

THE SOCIAL NETWORKS

Fedorov V. V., Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, vvf-82@mail.ru

The article discusses the effect of the deconstruction of cultural paradigms and standards of ethics and morality in the communicative practice of social network users. The author examines the social networks as a collective space of the game with the norm in the broadest sense, ofparody official culture. Also identifies the main theme of deconstruction cycles in the practice of the participants "Medusa" community "VKontakte" platform.

Keywords: deconstruction; cultural paradigm; social networks; communicative practice; social practice; ethics and morality.

References

1. Auditorija VKontakte [=Vkontakte Followers], available at: https://vk.com/about, accessed 25.05.2016. (In Russ.).

2. Bakach, N. B. Kul'turnaja paradigma kak ob#ekt social'no-filosofskogo analiza [=The cultural paradigm as an object of social and philosophical analysis]. Volgograd, 1998. - 136 p. (In Russ.).

3. Bahtin, M. M. Tvorchestva Fransua Rable i narodnaja smehovaja kul'tura Srednevekov'ja i Renessansa [=Creativity Francois Rabelais and popular culture of laughter Medieval and Renaissance], available at: http://tlf.narod.ru/school/mikhalych/Tvorchestvo_Fransua_Rable.pdf, accessed 25.05.2016. (In Russ.).

4. Derrida, Zh. (2000) O grammatologii [=Grammatology], Moscow, Ad Marginem, 512 p. (In Russ.).

5. Il'in, I. P. (1996) Poststrukturalizm. Dekonstruktivizm. Postmodernizm [=Poststructuralism. Deconstruction. Postmodernism], Moscow, Intrada, available at: http://www.lib.ru/CULTURE/ILIN/ poststrukt.txt_with-big-pictures.html, accessed 25.05.2016. (In Russ.).

6. Kul'tura [=Culture], in: Sovetskijfilosofskij slovar' [=Soviet Philosophical Dictionary], available at: http://BOKa6yna.p^/cnoBapn/coBeTCKHH-^nnoco^CKHH-cnoBapb/KynbTypa, accessed 25.05.2016. (In Russ.).

7. Morozova, A. A. (2014) Problemnye momenty kommunikativnogo vzaimodejstvija v social'nyh setjah [=Problematic aspects of communicative interaction in social networks], in: Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologija. Iskusstvovedenie [=Bulletin of the Chelyabinsk State University. Ser. Philology. Arts], Issue 93, Cheljabinsk, no. 26 (355), pp. 76-81. (In Russ.).

8. Morozova, A. A. (2016) Osnovnye vidy riskov mediapotreblenija v social'nyh setjah (na primere «VKontakte») [=The main types of media consumption risks in social networks (in «VKontakte» example)], in: Zhurnalistika cifrovoj jepohi: kak menjaetsja professija: Materialy Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. [=Journalism in the digital age: how to change profession: Proceedings of the International scientific-practical. Conf.], Ekaterinburg, pp. 117-120. (In Russ.).

9. Pichugina, O. A. (2013) Transformatsiya massovoy kommunikativnoy real'nosti v epokhu sotsial'nykh media [=Transformation of mass communication reality in the epoch of social media], in: Vestnik RGGU. Seriya «Politologiya. Sotsial'no-kommunikativnye nauki» [=Bulletin of Russian State Humanitarian University. A series of «Political Science. Social and communication sciences»], no. 1, pp. 268-276. (In Russ.).

10. Sergodeev, V. A. (2014) Kommunikativnye praktiki v setevyh internet-soobshhestvah [=Communicative practices in networking for the Internet community], in: Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Regionovedenie:filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul 'turologija [=Bulletin of the Adygeya State University. Series 1: Area Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies], no. 1 (135), available at: http://cyberleninka. ru/article/n/kommunikativnye-praktiki-v-setevyh-internet-soobschestvah, accessed 25.05.2016. (In Russ).

Федоров Василий Викторович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск. vvf-82@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.