ТЕМА НОМЕРА
УДК 316.444.5. (571.621.)
Воспитательные возможности молодежных полиэтнических сообществ в социально-культурном пространстве региона1
Статья посвящена изучению межличностных отношений среди молодежных полиэтнических сообществ, а также их воспитательных возможностей на Дальнем Востоке России. Результаты исследования свидетельствуют о том, что изучение этнических аспектов должно иметь не только социально-политическую значимость для предотвращения социальных и межнациональных конфликтов, но и должно содействовать обеспечению равенства прав и возможностей людей разных национальностей в стремлении сохранить ценности своего народа, его язык, культуру, обычаи.
Ключевые слова: межличностные отношения, воспитательные возможности, молодежные сообщества, этнос, национальность.
Современная национальная структура населения российского Дальнего Востока представлена взаимодействием различных этносов и культур. В Дальневосточном регионе проживают русские, украинцы, белорусы, якуты, корейцы, китайцы, татары, немцы, евреи, азербайджанцы, представители коренных народов Приамурья, Крайнего Севера и др. Поэтому для Дальнего Востока, как и в целом для Российской Федерации, крупнейшей многонациональной страны мира, важнейшей целью воспитания является формирование у своих граждан уважительного отношения к людям различной национальной принадлежности и культуре различных этносов.
Среди местного населения, разумеется, существует потребность во взаимодействии с людьми дру-
*
С.В. Кутовая
1 Печатается в рамках Программы фундаментальных исследований ДВО РАН «Дальний Восток» на 2015—2017 гг. Грант №15-1-9-001о «Социокультурные детерминанты межэтнического взаимодействия в социальном пространстве Дальневосточного региона России (Еврейская автономная область)», №15-1-9-003 «Проблемы этнокультурного взаимодействия принимающего общества и иноэтничных мигрантов в Дальневосточном регионе России» (Раздел 3).
© Кутовая С.В., 2015
89
Воспитательные возможности молодежных полиэтнических сообществ...
гих национальностей. Такое общение реализуется в повседневной жизни посредством взаимодействия в быту, во время учебы, на работе. Оно позволяет местным жителям больше узнать о культуре, традициях и обычаях других народов, а также показать традиции и обычаи своего народа. Данный процесс происходит чаще всего спонтанно, несмотря на это межнациональное общение можно и нужно использовать в воспитательных целях.
В настоящее время одной из основных проблем воспитания является формирование личности нового человека как носителя гуманистических идей в системе межэтнических отношений. Межнациональное общение является основным средством взаимодействия людей вообще и в полиэтнической среде в частности [1].
Для воспитания позитивного отношения к людям другой национальности наиболее перспективным направлением является работа с молодежью. От того, какие методы и формы приняты для воспитания культуры межэтнического взаимодействия среди молодежи, зависит дальнейшее развитие страны и региона, национальная безопасность, нравственный потенциал нации.
В настоящее время молодежные сообщества различны по своим социальным параметрам — материальному обеспечению, характеру занятости, ценностным принципам и ориентирам, образу жизни и др. Молодежные сообщества в Дальневосточном регионе, как и во всей России, многонациональны по составу. Каждый представитель того или иного этноса является носителем этнических традиций, нравов, жизненных приоритетов. Как показали исследования, проведенные в лаборатории региональных социальногуманитарных исследований Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН, в отношениях между молодыми людьми разных национальностей в регионе преобладают благоприятные отношения. Тем не менее представителям разных национальностей непросто ужиться вместе, и в связи с этим возникают разногласия, иногда конфликты, влекущие за собой дальнейшее расслоение общества. Молодой контингент легко воспринимает и поддается влиянию происходящих изменений, что порой приводит к неблагоприятным последствиям.
В реальности обычно сосуществуют два вида молодежных сообществ: спонтанные и организованные. Спонтанные возникают самопроизвольно из потребности в общении с себе подобными. В результате такого общения человек реализует свои психологические, эмоциональные, социальные потребности. Молодых людей объединяет в большей степени желание сформировать определенный стиль жизнедеятельности и взаимодействия. Обязательным условием таких групп являются совместно разделяемые социальные практики. И неважно, какие это группы — молодежные организации с общественно одобряемой деятельностью или скинхеды, фанаты или спортивные клубы, — любые молодежные сообщества. В качестве объединяющих факторов выступают особенности жизненного стиля, отли-
90
Воспитательные возможности молодежных полиэтнических сообществ...
чающие людей и атмосферу данного сообщества от остальных. Чаще такие объединения характеризуются отсутствием четкой системы организации и органов самоуправления, а также недолговременностью существования.
Интервью, проведенное среди директоров десяти школ г. Биробиджана, показало, что в школах обучаются дети различных национальностей. На вопрос: «Известны ли Вам случаи конфликтов среди учащихся на межнациональной почве?» — все руководители школ ответили: «Нет, не известны». Восемь из десяти отметили, что у школьников существует дружелюбное и доброжелательное отношение ко всем людям вообще, в то же время двое отметили негативное влияние средств массовой информации и взрослых людей на создание эмоционально-агрессивного настроя подростков и юношей к людям другой национальности: китайцам, азербайджанцам и другим представителям разных национальностей, приезжающих на Дальний Восток с коммерческими целями.
Во многих школах проводятся мероприятия, направленные на знакомство учащихся с культурой и традициями других народов: фестивали «Дружбы народов», готовятся спектакли, выставки еврейской культуры, праздники русской словесности и славянской культуры, акции «Хочу гордиться своей Родиной» и др. Однако ни в одном из образовательных учреждений, в которых проводились опросы, нет программ, направленных на воспитание уважения, терпимости к людям другой национальности, нет специальной подготовки учителей к работе со школьниками различных национальностей. В результате проведенного опроса выявлены следующие факты:
— в школах области обучаются дети разных национальностей (русские, евреи, азербайджанцы, татары, китайцы, американцы, украинцы, белорусы, молдаване, узбеки, казахи, корейцы, латыши и др.);
— серьезных конфликтов среди учащихся на межнациональной почве ни в одной из школ не было, однако мелкие ссоры на национальной почве случались;
— специально разработанные программы, направленные на воспитание у школьников уважения к людям других национальностей, есть только в четырех школах из пятнадцати (в которых проводился опрос), остальные школы работают в рамках базисного учебного плана, используя в этих целях его вариативную часть;
— на базе всех школ работают родительские комитеты совместно с учителями и психологами, а в одной из школ есть семейный клуб «Исток», в который ученики приходят со своими родителями для бесед на интересующие их темы;
— руководители школ согласны с тем, что потребности межнационального общения можно использовать в воспитательных целях, в том числе и для формирования гражданственности у учащихся, но на данный момент особого акцента в школах на этом не делается;
91
Воспитательные возможности молодежных полиэтнических сообществ...
— большое количество мероприятий проводится по героико-патриотическому воспитанию школьников, но многонациональный характер учащихся, как отмечают сами учителя, при этом практически не используется;
— специальной подготовки учителей, ориентированной на работу со школьниками разных национальностей, не проводится [4].
О традициях и обычаях народов других национальностей хотят больше знать 78% молодежи. Знакомство с культурами других народов ведет не только к обогащению знаний молодых людей и расширению их кругозора, но и позволяет им осмыслить ценности, представления и традиции, характеризующие культуру каждого конкретного этноса, к которому относит себя человек. Осознание собственной культуры, а следовательно, национальной, расовой и этнической направленности ведет к более глубокому познанию своего народа и государства, воспитанию чувства патриотизма [1].
В вузах со смешанным национальным составом (которых в Российской Федерации подавляющее большинство) межнациональное общение является дополнительным ресурсом воспитания студенческой молодежи, однако этот ресурс в большинстве вузов недостаточно используется. В то же время педагогически организованное межэтническое взаимодействие студентов способствовало бы их успешной социальной адаптации. Так, Скрытник Н.С. считает, что «для гармонизации межэтнической атмосферы и создания необходимых межкультурных отношений в вузе следует обогатить образовательный процесс в вузах материалом, отражающим культурное достояние, традиции, быт каждого народа, который представлен студентами различных национальностей» [5].
Для воспитания у молодых людей культуры межэтнических отношений имеются возможности не только в учреждениях образования, но и в молодежных общественных организациях. Например, только в ЕАО на конец декабря 2014 года зарегистрировано пять региональных отделений общероссийских политических общественных молодежных движений, таких как «Молодая гвардия Единой России», «Союз коммунистической молодежи Российской Федерации», «Энергия жизни», «СПС», «ЛДПР». Деятельность таких организаций направлена в первую очередь на формирование политических взглядов у молодежи.
Наряду с политическими молодежными движениями в области существуют организации, занимающиеся охраной природы; развитием физической культуры молодых людей; вовлечением молодежи в культурно-образовательное пространство, основанное на духовных ценностях традиционной христианской культуры; развитием творческих способностей молодежи и др. Среди них дружина охраны природы «Беркут», «Зеленый росток», «Багульник», областная организация Киокушинкай-карате-до, «Федерация тенниса ЕАО», «Ассоциация спортивного танца ЕАО», православный молодежный центр «Преображение», «Союз славян ЕАО», «Общественный
92
Воспитательные возможности молодежных полиэтнических сообществ...
добровольный студенческий аварийно-спасательный отряд», клуб старшеклассников «Единство» и др.
В действительности, молодежных организаций немало, и в каждую из них входят представители разных этносов. Однако организаций, направленных на изучение традиций людей различных национальностей и их интеграцию с целью культурного обогащения молодежи и уменьшения межнациональных конфликтов, в области почти нет, хотя многие молодые люди хотят знать больше о культуре своего и других народов. Так, на вопрос: «Испытываете ли Вы потребность в расширении знаний о традициях и обычаях народа своей национальности?» — положительно ответили 39%, 43% иногда испытывают такую потребность, только 15% респондентов не испытывают подобной потребности, а у 3% опрошенных вопрос вызвал затруднение.
Таким образом, изучение этнических аспектов должно иметь не только социально-политическую значимость для предотвращения социальных и межнациональных конфликтов, но и должно содействовать обеспечению равенства прав и возможностей людей разных национальностей в стремлении сохранить ценности своего народа, его язык, культуру, обычаи. Для более успешной адаптации этнических мигрантов необходимо на законодательном уровне создать механизмы ее регулирования и использовать возможности принимающего населения.
Литература
1. Краевский В.В. Равнодушие как социальная патология // Образование в процессе гуманизации современного мира: IV Международные Лихачевские научные чтения. 20—21 мая 2004 г. СПб., 2004. С. 234—246.
2. Кутовая С.В. Общественные группы и их взаимосвязи в социальном пространстве современной Еврейской автономной области // Региональные проблемы. 2012. № 2. Т. 15. С. 60—61.
3. Кутовая С.В. Миграционные настроения населения в Еврейской автономной области // Социологические исследования. 2014. № 6 (362). С. 134— 136.
4. Никитенко В.Н. Воспитательные возможности межнациональных отношений в полиэтнических сообществах // Региональные проблемы. 2007. № 8. С. 184—185.
5. Скрыпник НС. Современные проблемы межэтнического общения студентов // Вестник ХНАДУ 2005. № 31. [Электронный ресурс] URL: http:// cyberleninka.ru/article/sovremennye-problemy-mezhetnicheskogo-obscheniya-studentov (дата обращения:11.12.2014).