Научная статья на тему 'Воспитательные возможности межнациональных отношений в полиэтнических сообществах'

Воспитательные возможности межнациональных отношений в полиэтнических сообществах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никитенко В. Н.

В статье приведены промежуточные результаты социологического опроса на территориях Еврейской автономной области и Хабаровского края с целью выяснения отношений людей разных национальностей к своей этнической принадлежности и представителям других национальностей. Исследование проводится в рамках проекта РГНФ № 07-06-00159-а по выявлению воспитательных возможностей межнационального общения в полиэтнических сообществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational possibilities for the international communicating in the multiethnic societies

Interim results of the sociological questioning in the JAR and the Khabarovsk territory are given in the article for the attitude of people belonging to different nationalities to their own nationality and representatives of the other ones. This research is taking place within the flames of the РГНФ № 07-06-00159-a project on finding out educational communicating in the multiethnic community.

Текст научной работы на тему «Воспитательные возможности межнациональных отношений в полиэтнических сообществах»

УДК 376

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВАХ

В.Н. Никитенко

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, г. Биробиджан

В статье приведены промежуточные результаты социологического опроса на территориях Еврейской автономной области и Хабаровского края с целью выяснения отношений людей разных национальностей к своей этнической принадлежности и представителям других национальностей. Исследование проводится в рамках проекта РГНФ № 07-06-00159-а по выявлению воспитательных возможностей межнационального общения в полиэтнических сообществах.

Жизнь убеждает в том, что межнациональные отношения в полиэтнических сообществах могут выражаться как в мирном сосуществовании представителей разных национальностей, так и в межнациональных конфликтах. Очевидно, что те и другие отношения можно создавать, и создаются, путём соответствующего воспитания. Люди «облагороженного образа» (Д.Л. Андреев, «Роза Мира», 1992) а также насильники и террористы суть продукты воспитания. Особые, но всё ещё недостаточно используемые, возможности для воспитания дружелюбного отношения к представителям иных национальностей имеют полиэтнические молодёжные сообщества. Для реализации таких воспитательных возможностей необходимо исследовать опыт спонтанного и целенаправленного формирования бесконфликтных межнациональных отношений, имеющийся на территории России. К примеру, на территории многонационального российского Дальнего Востока много десятилетий не происходило сколько-нибудь значительных конфликтов по причине национальной ксенофобии. Именно этот факт побудил к исследованию воспитательных возможностей полиэтнических сообществ.

Полиэтнические сообщества на Дальнем Востоке складываются в силу специфики его заселения с тех пор, как эта территория вошла в состав Российской Империи. Исследование проводится методами социологических опросов. Цель опроса - выявить, насколько люди идентифицируют себя с тем или иным этносом, как они относятся к представителям других национальностей, как оценивают отношения представителей других национальностей к себе, какие видят возможности для мирного сосуществования в многонациональном сообществе. В настоящее время опрошено более 300 респондентов обоего пола и в возрасте от 17 и до 45 лет, среди которых представители 13 национальностей: русские, украинцы, евреи, татары, молдаване, представители кавказских народов и коренных народов Крайнего Севера и Приамурья в пропорциях, примерно отражающих генеральную совокупность многонационального Дальнего Востока России.

Анализ ответов на поставленные вопросы позволяет констатировать следующее:

- более 75 % респондентов идентифицируют себя с тем или иным этносом и гордятся своей национальной принадлежностью;

- почти все опрошенные (97 %) отметили своё уважительное отношение к традициям и обычаям других народов;

- всегда и иногда испытывают потребность больше знать о культуре, традициях и обычаях своего и других народов (более 85 %);

- более половины (55 %) респондентов никогда не испытывают неприязни к людям иной национальности;

- 64 % никогда не раздражаются при близком общении с людьми других национальностей;

- более 87 % никогда не испытывали дискриминационных отношений в связи со своей национальной принадлежностью;

- не испытывают никакого напряжения в окружении людей других национальностей более 60 %;

- около 61 % относятся к межнациональным бракам как к обычному явлению и около 99 % одобряют дружбу между людьми разных национальностей;

- более половины считают недопустимыми ограничения в праве проживания на территориях Дальнего Востока по национальному признаку.

В то же время:

- более 56 % отметили, что им известны случаи межэтнических конфликтов ( в основном на бытовом уровне);

- столько же отметили, что в учреждениях образования за время их учёбы не было никаких специально организованных мероприятий, в которых они бы могли проявить себя с национальной стороны;

- для 63 % не имеет никакого значения повседневное общение с людьми других национальностей;

- только иногда задумываются наедине с собой и разговаривают в кругу друзей о своей национальной принадлежности 35 % респондентов.

Рассматривая выявленные данные в качестве предпосылок, можно сформулировать следующие вытекающие из них следствия относительно воспитательных возможностей межэтнических отношений в полинациональ-ном сообществе:

- педагогам образовательных учреждений различных типов и видов необходимо сделать предметом своего анализа национальные составы обучающихся и воспитанников и включать возможности межэтнического общения для воспитания у них потребностей в бесконфликтном сосуществовании и взаимодействии представителей различных национальностей;

- создавать условия для наиболее полного публичного национального самовыражения представителей раз-

ных этносов, а не для умолчания о своей национальной принадлежности (проводить круглые столы представителей разных национальностей, национальные дни семьи, фестивали этнических традиций и культуры, «малые ООН» в образовательных учреждениях и т. п.);

- возродить деятельность детских клубов интернациональной дружбы (КИД) на основе конкретных межэтнических детских сообществ и путём налаживания контактов со сверстниками национальных субъектов Российской Федерации и зарубежных стран.

Систематическое межнациональное общение является конкретным.

Представляется в рамках проекта и при поддержке РГНФ 07-06-00159а.

Interim results of the sociological questioning in the JAR and the Khabarovsk territory are given in the article for the attitude of people belonging to different nationalities to their own nationality and representatives of the other ones. This research is taking place within the flames of the PrH<P Ns 07-06-00159-a project on finding out educational communicating in the multiethnic community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.