Научная статья на тему 'Воспитательные функции музыки в культурно-историческом контексте'

Воспитательные функции музыки в культурно-историческом контексте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
350
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / МУЗЫКА / MUSIC / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / АНТИЧНОСТЬ / ANTIQUITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Надолинская Т.В.

Статья посвящена проблеме воспитания личности средствами музыкального искусства, раскрываются особенности становления музыкального образования в Древней Греции, анализируется влияние античной музыкальной культуры на развитие современного музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational functions of music in the cultural and historical context

Article is devoted to a problem of education of the personality by means of musical art, features of formation of music education in Ancient Greece reveal, influence of the Greek musical culture on development of modern music education.

Текст научной работы на тему «Воспитательные функции музыки в культурно-историческом контексте»

Humanity space International almanac VOL. 2, No 1, 2013: 45-53

Воспитательные функции музыки в культурно-историческом контексте

Т.В. Надолинская

Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова 347936, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная, д. 50 Taganrog State Pedagogical Institute named after A.P. Chekhov Initsiativnaya str., 50, Rostov Region, Taganrog, 347936 Russian e-mail: tatu60@mail.ru

Ключевые слова: воспитание, музыка, музыкальное образование, античность. Key words: education, music, music education, antiquity.

Резюме: Статья посвящена проблеме воспитания личности средствами музыкального искусства, раскрываются особенности становления музыкального образования в Древней Греции, анализируется влияние античной музыкальной культуры на развитие современного музыкального образования.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта ТГПИ в рамках научно-исследовательского проекта «История музыкального образования», Пр. № 76 от 15.05.2012.

Abstract: Article is devoted to a problem of education of the personality by means of musical art, features of formation of music education in Ancient Greece reveal, influence of the Greek musical culture on development of modern music education.

The study was supported by the grant TSPI within the research project "The History of Music Education", Pr. No 76 dated 15.05.2012.

[Nadolinskaya T.V. Educational functions of music in the cultural and historical context]

С древних времен вопросы воспитания и образования личности занимали одну из наиболее важных позиций. Античный идеал всесторонне образованного человека был сформирован еще с гомеровских времен. В «Иллиаде» главный герой эпоса Ахилл обладает военными, спортивными, медицинскими, ораторскими и музыкальными умениями - вот необходимый, по мнению древних, круг знаний, которые стал основой концепции enkyklios paideia (обучение по всему кругу знаний).

Музыка Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Для

музыкального письма использовали буквы греческого и финикийского алфавита. Однако судить о древнегреческой музыкальной культуре можно не только по этим фрагментам, но и по произведениям изобразительного искусства (например, на античных вазах встречаются изображения музыкальных инструментов) и литературы (в частности, трудам Аристотеля, Платона и других философов). Сохранились трактаты, посвящённые музыке.

Немало интересных сведений можно почерпнуть и из мифологии. Философ, математик и музыкант Пифагор (VI в. до н.э.) песней усмирил юношу, собравшегося поджечь дом, где была заперта его возлюбленная. Пифагор и его последователи создали даже особое учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро или зло. По мере развития музыки стали появляться теоретические труды. Были созданы трактаты "Элементы гармоники" Аристоксена и "Гармоника" Птолемея (оба II в.до н.э.), "О мусическом искусстве" Аристида Квинтилиана (II или III в. н. э.) и другие.

Большой признательностью в героический период греческой истории (около XI-VII вв. до н.э.) пользовались странствующие певцы-сказители - аэды и рапсоды. Певец пел, сопровождая сказ на древнем струнном инструменте -форминксе, а позже - на лире и кифаре. Образ странствующего певца-сказителя запечатлен в эпосе Гомера и Гесиода. Этот факт свидетельствует о том, что уже в то время существует вполне профессиональная традиция, позволяющая исполнять огромное разнообразие героических песен точно.

К VI веку до н. э. в искусстве рапсодов появляется тяга к специализации: исполнители сосредоточивались на творчестве какого-либо одного поэта - Гомера, Гесиода или выбирают какой-либо жанр: дифирамбы, гипорхемы, эпические поэмы или ямбы. В области инструментального обучения музыке также преобладали методы индивидуального обучения. Наиболее употребительными инструментами в музыкальном образовании античности были авлос, флейта, кифара и лира, хотя греки знали и множество других: арфу, ксилофон, трубу, тамбурин, кастаньеты.

Важную часть греческой музыкальной культуры

составила ее теория. Еще греческие мыслители (Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Аристоксен) уделяли большое внимание педагогическим вопросам и создают оригинальные педагогические концепции. «Познай самого себя, и познаешь весь мир» - девиз и жизни, и деятельности Сократа. Он оставил вечный след в истории воспитания, т.к. заложил основы «воспитывающего обучения», который остается девизом идеальной школы наших дней (Аристотель 1976, 1978, 1984: 102). Также Аристоксен, опираясь на Аристотеля, стал виднейшим музыкальным теоретиком Древней Греции. Книга Аристоксена «Элементы гармоники», написанная в IV в. до н.э., дошедшая до наших дней, - первая книга о музыке, сохранившаяся в европейской традиции. Она оказалась первым опытом осмысления природы музыки, ее имманентных законов. Он обобщил и систематизировал теорию ладов, ритма, создал целостную теорию, посвященную реальной музыки.

Важным для нашего исследования является и опыт воспитания в Спарте и Афинах. Здесь все было подчинено строгой дисциплине, и весь уклад жизни определен строгими правилами. Государство контролировало все сферы жизни. «Спартанское воспитание было суровым, военным и строго государственным. До 7 лет дети оставались в семье, но воспитывались и здесь под контролем государства - в презрении ко всему, что угрожает развитию воинской силы и крепости человеку, в презрении к наслаждению, которое порождает личные интересы, в презрении к духовному образованию. При этом илоты были лишены воспитательного, культурного воздействия. По свидетельству многих греческих авторов, им даже запрещалось петь песни» (Аристотель 1976, 1978, 1984: 107).

Афины стали центром развития науки, искусства и философии, начиная с V века до н.э. Воспитание в Афинах не имело государственного режима, как в Спарте: здесь оно было индивидуальное и свободное. Семье было предоставлена полная свобода в воспитании. Государство следило за тем, чтобы воспитание было дано и следило за нравственностью учащихся в школах посредством софронистов - особых государственных чиновников. Конечная цель воспитания определялось

многозначным понятием «калокагатхиа», которое означало совокупность «добродетелей» (Погонина, 1991).

Воспитание и образование в Афинах было больше частным, чем государственным. Обучение происходило в школах. Каждый афинянин, если хотел стать образованным человеком, должен был пройти курс у грамматиста, обучиться чтению, письму и счету, пройти курс музыки в школе кифариста. Главным воспитательным средством для афинян являлись гимнастика и музыка. Занимаясь музыкой, мальчики изучали также законы стихосложения, ритмики и мелодии. Кроме того, они выучивали большое количество песен и приобретали навык исполнять драмы и говорить застольные речи.

Сведения о первых музыкальных школах античности относится к периоду развития хоровой лирики в государстве Лакедемон (Спарта), т.е. ко второй половине VII в. до н. э. Среди первых основателей школ - поэты острова Лесбос Сапфо и Алкман. В основанную школу Сапфо принимались девушки из знатных родов, обучавшихся до замужества поэтическому искусству, музыке и, в особенности, хоровому пению.

Под воздействием древнегреческой культуры развивалась музыка Древнего Рима. В Римской империи увлечение музыкой было всеобщим. Например, император Нерон, стремившийся прослыть великим певцом и актёром, участвовал в музыкальных состязаниях и требовал, чтобы ему присуждали главные призы. Профессия учителя музыки пользовалась уважением и почётом. Как и все искусство древнеримского государства, музыкальная культура развивалась под влиянием эллинистической цивилизации. Но раннеримская музыка отличалась самобытностью. Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, сопровождавшиеся игрой на тибии (латинское название авлоса -духового инструмента типа флейты).

Большое место в древней музыкальной культуре Рима занимали напевы салиев (прыгунов, плясунов). На празднестве салиев исполнялся своеобразный танец-игра: надев легкий панцирь и шлем, с мечом и копьем в руках, 12 человек под

звуки труб танцевали в такт песне, обращенной к богам Марсу, Юпитеру, Янусу. Кроме салиев большой популярностью пользовались напевы «арвальских братьев» (так назывались римские коллегии жрецов). Праздники «арвальских братьев» происходили в окрестностях Рима и посвящались сбору урожая. Они выражали благодарность богам за собранный урожай, на них звучали молитвы о будущем. Тексты некоторых молитв и гимнов сохранились (Музыкальная культура древнего мира. Л., 1937).

В классический период музыкальная жизнь Рима отличалась пестротой и разнообразием. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других стран. Как и в Греции, поэзия и музыка в Риме тесно связаны. Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов - кифар, лир, тригонов (треугольная арфа). Широко использовалась музыка и в драме: певцы исполняли кантики (от «кано» - пою) -музыкальные номера речитативного характера.

Для Римской империи периода классицизма было характерным всеобщее увлечение музыкой. В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки и танца была почетна и популярна. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров, например певец Тигеллий при дворе Августа, актер-певец Апеллес — любимец Калигулы, кифареды Менкрат — при Нероне и Месомед Критский при Адриане. Некоторым музыкантам даже ставили памятники, как кифареду Анаксенору, служившему при дворе Цезаря. Кстати, император Нерон ввел так называемое греческое состязание, где сам выступал как поэт, певец и кифаред.

Музыкой, пением и танцами сопровождались и любимые римлянами праздники Вакха - знаменитые вакханалии. И даже в военных легионах существовали большие духовые оркестры. С 395 г. Римская империя была разделена на две части - Западную (с центром в Риме) и Восточную - Византию (столица -Константинополь). Византия занимала часть территории Балканского полуострова, Малую Азию и юго-восточное

Средиземноморье. За время своего существования (IV-XV вв.) Византийская империя создала самобытную музыкальную культуру, неразрывно связанную с христианством. Ежедневные церковные богослужения были обязательны в жизни каждого византийца, и музыке отводилась в них важная роль.

Среди жанров церковной музыки предпочтение отдавалось канону и тропарю. Канон (от греч. "канон" -"образец", "правило") - музыкально-поэтическая композиция из девяти разделов, включавшая в себя темы покаяния и прославления. Тропарь - хвалебное песнопение, которое сочинялось к празднику или торжественному событию, но не было самостоятельным произведением, а входило в более крупное. Каждому музыкальному жанру отводилось определённое место в богослужении. Церковное пение подчинялось строгим законам - церковно-певческому канону. Правила были изложены в одной из важнейших богослужебных книг - Уставе. В нём содержались подробные указания, в какие дни и часы, при каких церковных службах и в каком порядке нужно читать или петь те или иные молитвословия. Исполнение песнопений требовало длительной подготовки, поэтому певчие воспитывались с раннего детства в монастырях и храмах, где их обучали доместики (руководители хоров).

На исходе античности в музыкальной жизни рабовладельческого общества большую роль играл Рим. В музыкальном искусстве этой огромной империи отразились древность культуры, художественная одаренность народа. Рим жил шумной и роскошной жизнью. Музыкой обставлялись пышные зрелища, создавались огромные оркестры, возникли концертные антрепризы.

Система воспитания древних римлян была противоположна греческому воспитанию, т.к. римляне не имели склонностей ни к красоте, ни к науке. Римляне отличались практическим складом, вели простую жизнь и занимались земледелием. В первые века до знакомства с эллинской культурой (примерно III век до н. э.) у них не было такой потребности в образовании, как у греков.

Первое упоминание о школах в Риме относится к 489 г. до н. э. До тех пор римляне учились у родителей и природы.

Сначала римская педагогика ограничилась семейным патриархальным воспитанием, причем главное значение принадлежало матери, которая готовила ребенка к жизни земледельца.

Обучение в Риме ограничивалось сообщением элементарных знаний в чтении, письме и счете, развитием речи и изучением законов государства. Очевидно, что воспитание и образование римлян носило нравственно-гражданско-практический характер, тенденция к всестороннему и гармоническому развитию личности не проявлялась, поэтому римское воспитание более приближалось к спартанскому воспитанию.

С III в. до н. э. греческая культура постепенно стала вливаться в римскую жизнь. Из греческих наук выбрали те, которые имели значение для практики: грамматику и риторику, меньше - математику. «Еще менее благоприятную почву встретила теория музыки, так как занятие музыкальным искусством прямо считалось неприличным» (Ветнек, 1892: 45). Разница в том, что греки воспитывали юношеский дух на началах гуманности и добродетели, а дети римлян, чтобы они были полезны обществу. Однако римляне были первым народом в мировой истории, который открыто признал и усвоил другие языки и науку другого народа как условие собственного образования.

Римский оратор, теоретик ораторского искусства Марк Фабий Квинтилиан считается первым учителем-профессионалом, открывшим государственную школу. Цель школьного обучения рассматривалась как образование оратора, поэтому Квинтилиан обращал внимание на индивидуальность ребенка.

Он считал, что кроме изучения родного и греческого языка будущему оратору необходимо образование в других искусствах и науках. Квинтилиан отмечает важность для оратора музыкального образования, т. к. музыка развивает чуткость к изящному расположению слов и правильную модуляцию голоса, воспитывает изящество и ритм в жестах и телодвижениях, столь нужных оратору.

Метод обучения, по Квинтилиану, вообще, и музыке в

частности, должен иметь три основания: подражание, наставление и упражнение. При обучении чтению, изящному стилю, искусству речи, музыке обучение нуждается во всех трех основах. При этом главное значение имеет упражнение, рядом с ним стоит подражание. Кроме общих педагогических и дидактических положений Квинтилиан дает много методических указаний обучения языкам и другим предметам.

Квинтилиана можно назвать первым и единственным методистом древнего мира, его также называли учителем христианской эпохи. В течение тысячелетия сочинения Квинтилиана пользовались необычайным авторитетом в средневековой школе. Именно он установил те семь свободных искусств, которые легли в основу христианской средневековой школы, а в монастырях и соборных училищах вплоть до XI века обучали по его указаниям.

Пути реализации воспитательной функции музыки в эпоху античности, считает Е.А. Бодина, свидетельствует об обобщенно-личностной направленности музыки на формирование социально определенного типа

свободнорожденного гражданина в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом-калокагатией. Античным системам музыкально-эстетического воспитания свойственен эстетико-педагогический максимализм, проявившийся в

преимущественном использовании искусства в воспитательных целях. Музыка в силу своей нравственной направленности считалась важнейшим средством и одновременно - целью общественного воспитания в его космологически обусловленном понимании. Музыкальность человека рассматривалась как основа его образованности, нравственности и принадлежности к социальному типу личности, сформированному по канонам калокагатии (Бодина, 1992).

В эпоху античности зародилась важнейшая традиция в мировой практике музыкального воспитания: его цели и содержание определялись ценностным отношением общества к человеческой личности и заинтересованностью в ее самостоятельном разностороннем развитии. Историко-педагогический анализ показывает, что в соответствии с этой единой установкой строились различные системы музыкального

воспитания, организация школьного образования, характерные для более поздних культурно-исторических эпох, в частности, эпохи средневековья и Возрождения.

Очевидно, что классическая древность оставила современному музыкальному образованию ряд важных идей:

- идею гуманитарного образования, которое проводится в школе как самостоятельном образовательно-воспитательном учреждении, имеющей главной задачей образование человека, развитие его духовных и физических сил, не подчиненное профессиональным соображениям;

- идею целостности образования с основным нравственным компонентом и главной целью - нравственным воспитанием человека;

- положено начало теории воспитания и обучения, в которой берет начало разработка частных вопросов дидактики, или методики обучения;

- музыка рассматривалась как на средство этического образования каждого человека;

- дан исторический урок кропотливой индивидуальной работы с учеником, оставшийся в веках принцип индивидуальной работы, проявившийся в тщательно продуманной методике обучения (подражательный пример, убеждение-увещевание, дидактическая ошибка, диалог);

- опыт создания учебных заведений (школ, гимназий, лицеев, академий), в которых осуществлялось коллективное и индивидуальное обучение.

ЛИТЕРАТУРА

Аристотель 1976, 1978, 1984. Сочинения в четырех томах. Т. 1, 1976; Т. 2. М., 1978.; Т. 4. М., 1984.

Бодина Е.А. 1992. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные

тенденции реализации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва. Ветнек Е. 1892. Значение музыки в древнегреческом воспитании.- Гимназия. No 8: 643-652.

Музыкальная культура древнего мира. Л., 1937.

Погонина И.В. 1991. Музыкальное образование античности.- Музыкальное образование: уроки истории: Сб. науч. трудов. Моск. гос. конс. им. П. И. Чайковского. М.: 130-145.

Получена / Received: 15.02.2013 Принята/Accepted: 18.02.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.