Научная статья на тему 'Формирование образно-художественного мышления личности в античной педагогике'

Формирование образно-художественного мышления личности в античной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / FIGURATIVE AND ARTISTIC THINKING / АНТИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА / ANCIENT PEDAGOGY / ИСКУССТВО / ART / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / HUMANISTIC VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсенко Татьяна Фёдоровна, Крутикова Татьяна Вадимовна

В статье рассматривается теоретический аспект формирования образно-художественного мышления личности в древнегреческой и древнеримской педагогике, анализируются концептуальные положения педагогического наследия античности, раскрывается его продуктивное содержание, определяется прогностический потенциал. Выявлено влияние разных видов искусства на становление подрастающей личности, а также роль античных гуманистических ценностей образования для дальнейшего становления классической европейской педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IMAGE-ART PERFORMANCE IN ANTIQUE PEDAGOGY

The article deals with the theoretical aspect of the formation of the figurative and artistic thinking of the individual in ancient Greek and Roman pedagogy, analyzes the conceptual provisions of the pedagogical heritage of antiquity, reveals its productive content, determines the prognostic potential. The influence of different types of art on the emergence of a growing personality, as well as the role of ancient humanistic values of education for the further development of classical European pedagogy, is revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование образно-художественного мышления личности в античной педагогике»

Педагогика

УДК 37"652":37.036

кандидат педагогических наук, доцент Фурсенко Татьяна Фёдоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); обучающаяся 2 курса магистратуры направленность программы «Музыкальная педагогика» Крутикова Татьяна Вадимовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В АНТИЧНОЙ

ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается теоретический аспект формирования образно-художественного мышления личности в древнегреческой и древнеримской педагогике, анализируются концептуальные положения педагогического наследия античности, раскрывается его продуктивное содержание, определяется прогностический потенциал. Выявлено влияние разных видов искусства на становление подрастающей личности, а также роль античных гуманистических ценностей образования для дальнейшего становления классической европейской педагогики.

Ключевые слова: образно-художественное мышление, античная педагогика, искусство, гуманистические ценности.

Annotation. The article deals with the theoretical aspect of the formation of the figurative and artistic thinking of the individual in ancient Greek and Roman pedagogy, analyzes the conceptual provisions of the pedagogical heritage of antiquity, reveals its productive content, determines the prognostic potential. The influence of different types of art on the emergence of a growing personality, as well as the role of ancient humanistic values of education for the further development of classical European pedagogy, is revealed.

Keywords: figurative and artistic thinking, ancient pedagogy, art, humanistic values.

Введение. История педагогики искусства является базисом для её современного и будущего развития, даёт импульс творческому развитию национальной культуры. В связи с этим осознание теоретического значения историко-педагогических исследований в области искусства связанных с формированием образно-художественного мышления в современных условиях требует определения новых, нетрадиционных путей развития, что обусловливает обращение к общечеловеческим и национальным ценностям, содержащим поучительный исторический опыт теории и практики обучения и воспитания подрастающего поколения. В связи с этим современная педагогическая теория и практика в области искусства требует освещения в историко-педагогических исследованиях процесса становления и развития образно-художественного мышления, мировоззренческих установок, на основе которых не только объясняются и объективно оцениваются педагогические реалии прошлого, но и устанавливается их продуктивное содержание, определяется прогностический потенциал. Непреходящее значение в становлении и развитии проблемы формирования образно-художественного мышления личности в истории европейской педагогики имеет античное наследие.

Формулировка цели статьи. Проследим эволюцию образно-художественного мышления в истории античной педагогики в области искусства.

Изложение основного материала статьи. Образно-художественное мышление является одним из основных способов познания мира человеком, оно прошло длительный эволюционный путь развития от синкретического мифологического до современного состояния. Процесс становления искусства является отражением процесса развития образно-художественного мышления личности, что наглядно прослеживается уже на самых первых ступенях развития античного общества. Искусство, развивая образно-художественное мышление, помогает человеку построить целостную картину мира, позволяющую принимать более эффективные решения в условиях его дальнейшей самореализации.

Вопросы формирования образно-художественного мышления личности рассматриваются в работах философов Аристотеля, Платона, Ксенофонта, В. Асмуса, А. Чанышева, психологов О. Ильченко, В. Медушевского, Е. Назайкинского, К. Тарасовой, Б. Теплова.

Путь дефиниции художественно-образного мышления многие исследователи видят в последовательном определении сущности мышления вообще, выявлении особенностей художественного мышления, уточнения специфики образно-художественного мышления и его структуры.

Образно-художественное мышление рассматривается в научной литературе как основа творческого развития личности (М. Бахтин, Л. Выготский, В. Зинченко). Ученые подчеркивают его значение для полноценного, целостного восприятия мира, формирования убеждений, взглядов и системы ценностей подрастающей личности.

Особая роль в развитии мировой цивилизации, мировой культуры и образования принадлежит Древней Греции и Древнему Риму. Образно-художественное мышление в период античности начиная с XV в. до н.э на протяжении двадцати веков развивается и формируется в процессе обучения подрастающего поколения различным видам искусства.

Греческое искусство V до н.э. отличается богатством и совершенством, которое было достигнуто благодаря внутреннему расцвету общества, его породившего. Характерными чертами произведений стали простота, изящество, монументальность и гармоничность форм. Личность, её потребности и общественные интересы стали главным объектом внимания в искусстве античности. В этот период времени получили распространение две образовательные модели в Спарте, Афинах и в Риме.

Спартанская модель образования была направлена на физическое воспитание граждан, их сплоченность, выносливость и мужественность, не считая необходимым уделять внимание интеллектуальному развитию.

Для спартанского образования свойственно полное отсутствие гуманитарной образованности и культуры. Оно предполагало подавление индивидуальности, поэтому со временем потерпело неудачу.

Совершенно противоположной спартанской стала модель образования в Афинах. Эта система образования была направлена не на подавление индивидуальных особенностей человека, как в Спарте, а на развитие полноправных свободных граждан. Во главе угла афинского образования находилась идея индивидуального воспитания личности, способной к творчеству. «Процесс ее формирования был ориентирован на идеал калокагатии, объединившей в себе эстетические и физические достоинства, телесное и духовно-нравственное совершенство. Понятие «калокагатия» включало в себя, с одной стороны, внешнюю красоту и силу безупречного тела, а с другой - справедливость, целомудрие, мужество, то есть внутренние доблести человека» [4, с. 117].

В афинском воспитании, кроме физического развития, значительное внимание в образовательной программе уделялось эстетическим предметам, в частности музыке. Как говорили древние греки: «Гимнастика для тела, музыка для души». В понятие «музыка» они вкладывали более широкий смысл. Сюда относилась вся деятельность, находящаяся под покровительством 9 муз (поэзия, драма, история, риторика и др.). Целью музыкального воспитания было воспитание благородных качеств. Техническим качествам игры на музыкальном инструменте отводилось второстепенное место. Мальчикам необходимо было лишь научиться создавать аккомпанемент для сопровождения поэмы. Предполагалось. Что музыкальное воспитание также должно содействовать обретению гармонии и достижения согласия с самим собой.

Первый этап образования касался детей с 7 до 16 лет. Они получали образование в мусических школах, где обучались игре на лире, пению, поэзии и знакомились с греческой драматургией. Следующий этап позволял шестнадцатилетним юношам получить физическое образование в гимнастических школах. Завершалось образование двухлетней военной службой. Анализируя воспитание молодежи как процесс «образовывания» личности согласно идеалу калокагатии, мыслители нашли самый лучший способ -многогранно развивающее образование на основе ценностей культуры. Каждый из предметов, фундаментально отражающей афинскую систему воспитания (грамматика, гимнастика, музыка, рисование), оценивался с точки зрения практичности и духовного усовершенствования и жизненной индивидуальности. А способ передачи культурных ценностей усматривался в форме диалога. Весь процесс воспитания был представлен в виде встречи ребенка, как человека с задатками к развитию, и взрослого, как носителя духовной культуры и опыта.

Римляне в отличие от греков не видели необходимости заниматься художественным творчеством и наукой. Римляне считали, что образование должно быть семейным, патриархальным, детей необходимо приучать к дисциплине и приобщать к нормам поведения в обществе. Обучение сводилось к формированию элементарных умений и навыков чтения, письма и счета, знакомства с законами природы и общества, особое внимание уделяли развитию речи. Ребенка обучали дома с семилетнего возраста.

В I веке нашей эры в Римской империи сложилась устойчивая структура и содержание образования. Начальное образование дети небогатых свободнорожденных родителей получали в течение двух лет, начиная с семилетнего возраста, в тривиальных школах. В них допускались и девочки. Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя. С 12 до 16 лет они обычно обучались в частных грамматических школах. Юноши знатного происхождения, которые готовились к высшим государственным должностям, посещали риторские школы (школы ораторов).

Ярким представителем педагогической мысли Древнего Рима являлся Марк Квинтилиан (42-118 гг. н.э.), ему принадлежит сочинение «О воспитании оратора», в котором рассматривались и общепедагогические вопросы. Главная его идея состоит в том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных способностей. Кинтилиан особое внимание уделял учету возрастных особенностей детей младшего возраста. Он стал первым в истории педагогики методистом, разработав методические рекомендации по обучению детей грамоте.

В эпоху античности музыка занимала особое место и понималась как универсальное средство воспитания. Сократ считал что, музыка имеет приоритетное значение для спокойствия души и обуздания страстей человека. В трудах Пифагора исследуется влияние музыки на душу и эмоциональное состояние человека. По его мнению, гармония души и тела, столь ценимая в эпоху античности, могла быть достигнута путем умелого воспитания через музыку.

Другой древнегреческий ученый Аристотель говорил о способности музыки воздействовать на душевные состояния слушателей и связывал это с тем, что она заключает в себе различные оттенки настроений, которые четко соответствуют, «подражают» характерам и свойствам человека. Рассматривая проблему музыкального воспитания личности, он выделяет такие функции музыки, как физиологическое воздействие, нравственное воспитание и интеллектуальное развитие. Музыке как воспитательному средству он отдавал предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия. Аристотель говорил: «Важно, чтобы художественное произведение, доставляло наслаждение совершенством мастерства исполнителя, полнотой, выразительностью изображения, познавательной ценностью изображаемого предмета [1]. Философ с реалистических позиций показал земное происхождение музыки и её связь с чувствами человека, в своей работе «Политика» изложил основополагающие принципы концепции музыкального воспитания. Аристотель справедливо заметил, что одним из путей музыкального воспитания является слушание музыки, но это не исключает самостоятельной музыкальной деятельности.

На сегодняшний день концепция Аристотеля не утратила своей актуальности. Т. Фурсенко в статье «Концепция Аристотеля в свете современного развития музыкального воспитания» трактует основные её положения с точки зрения современности [9].

Платон утверждал, что «музыкальные ритмы и лады, воздействуют на мысль, делают ее сообразно им самим» [7]. Задача музыкального воспитания по Платону - гармонизация индивида с общественной жизнью. Он считал, что музыкальное искусство как средство воспитания должно быть применимо к тем, кто представляет высшие социальные классы - к мудрецам и воинам. Для их гражданского становления предложил два лада: фригийский, способствующий воспитанию мужества, и дорийский, вызывающий стремление к благородству [8].

Древнегреческое музыкальное образование подразумевало три вида дисциплин: теория музыки, игра на инструменте и пение (хоровое и пение с аккомпанементом на инструменте). И этот перечень предметов до сих пор остался в основе музыкального образования многих стран, в том числе и России. Если взять

программу современной музыкальной школы, то мы увидим, что теория музыки (сольфеджио), хор и уроки обучения игре на инструменте составляют ее основу. Интересно и то, что античное музыкальное образование было не избирательным, не зависящим от музыкальных способностей [4, с.60]. Древнегреческое образование не мыслилось без музыкального обучения и воспитания, поэтому зрители древнегреческого театра были очень придирчивы и глубоко понимали музыкальную составляющую театрального представления.

Одним из центральных вопросов в практике музыкального образования, был вопрос о необходимом и достаточном умении играть на музыкальных инструментах. В диалоге Платона «Протагор» для обоих собеседников - Гиппократа и Сократа - само собой разумеется, что школьные занятия у кифариста ставят целью подобающим образом воспитать свободнорожденного человека. Подобные мысли высказывает и Сократ в диалоге Ксенофонта «Домострой», говоря собеседнику такие слова: «...если бы ты хотел научиться музыке у меня, а я указал бы тебе людей, гораздо более меня искусных в музыке, которые к тому же были бы благодарны тебе за то, что ты желаешь у них учиться» [6, с. 204]. Платон и Ксенофонт подчёркивают необходимость обучаться музыкальному искусству.

Античным системам воспитания присущ эстетико-педагогический максимализм, проявившийся в преимущественном использовании искусства в воспитательных целях, это повлияло в дальнейшем на развитие европейской музыкальной педагогики. Именно в период античности цели, содержание и направленность музыкального воспитания стали определяться отношением общества к человеческой личности как ценности и заинтересованностью в ее разностороннем и гармоническом развитии. Благодаря музыкальному воспитанию личность должна была усвоить общественные нормы, научиться самообладанию и самопожертвованию во имя всеобщей гармонии. Поэтому музыкальная педагогика этого периода развивала не только образно-художественное мышление, но и оказывала значительное влияние на развитие восприятия образно-выразительной стороны музыкального искусства.

Особую роль в соединении искусства и воспитания сыграл античный театр. В V в. до н.э. древнегреческая трагедия достигла наивысшего расцвета, когда высокая литературная и музыкальная культура обусловила тот качественный скачок, каким был переход от обрядовых песен в честь бога Диониса к профессионально подготовленному представлению. Афинский театр V в. до н.э. стал выполнять, помимо культовых, и просветительско-воспитательные функции, интерпретируя мифологические сюжеты в соответствии с государственной идеей. Самыми знаменитыми авторами античных трагедий были Эсхил, Софокл и Еврипид.

Плутарх на страницах жизнеописаний представляет древнегреческую идеологию воспитания музыкой, литературой, живописью и театром. Он заостряет внимание на том, что политики приглашали на государственную службу в свой город лучших музыкантов, постановщиков государственных музыкальных и театральных праздников того времени, учителей музыки для молодежи, а также достойных граждан, которые в периоды юности старательно учились музыке.

Аристотель, рассуждая о музыке в контексте театра, также говорит о его воспитательном потенциале. Музыкальное пространство театра не было единым: «музыка, назначенная для сольного актера, считалась более подражательной, чем музыка, данная для хора, поскольку она пыталась имитировать прозаические элементы народного языка» [1, с.56]. Воспитание театром и в театре возникало, когда актер старался объединить речь и песню, а хор, в свою очередь, песню и движение. Понимание музыкального пространства театра позволяет нам представить отношения, которые имели место между отдельными актерами, хором и зрителями. Актеры были профессионалами, а хор и зрители - любителями, что не только не означало низкого уровня исполнения или недопонимания исполненного, а напротив, подтверждало высокий уровень музыкального образования среди древнегреческих граждан.

В древнегреческом театре музыка не находилась в подчиненном положении, это дает нам более глубокое понимание аристотелевской концепции подражания, в которой слово и мелодия не противостояли друг другу. Равно как то, что древнегреческие тексты трагедий и комедий - это смешение разных диалектов, так и музыка древнегреческого театра была смешением сольной и хоровой музыки. Сложность и разнообразие мелодий, которые слышали зрители в театре, является косвенным доказательством способности слушающих различать и ценить разную музыку. Музыкальные и литературные вкусы древних греков во многом формировались в школьные годы благодаря той музыке, которую они слышали или исполняли, и тем текстам драм, которые переписывали и заучивали.

Главным требованием красоты произведения искусства стала его гармоничность. Гармония трактовалась как уместность сочетания частей; то, что способно радовать слушателя или зрителя не только через органы чувств, но и возвышать его морально. Музыкальные произведения и театральные постановки рассматривались и оценивались с точки зрения их способности воспитывать слушателя или зрителя, направляя его по пути добродетели. Эстетическая и этическая природа и функции музыки и театра использовались с педагогической целью. Древнегреческие наставники разных периодов античной истории формулировали оригинальные идеи, которые оказывали существенное влияние на идеологию, теорию и практику воспитания музыкой и театром, которые в свою очередь оказывали влияние на формирование образно-художественного мышления.

В V веке до н.э. в области изобразительного искусства произошел переход к иллюзионистичесой живописи, ее родоначальником считают живописца Аполлодора Афинского. Античные живописцы, по свидетельству Плиния, предпочитали четыре краски: желтую, красную, белую и черную, не придавая значения перспективе и светотени. Писали они восковыми красками на меди.

Их живопись была по сути раскрашенным рисунком. Из художников этого периода наиболее знаменитыми были Зевксис, прославленный ученик Аполлодора, и Паррасий. Греческое искусство V до н.э. достигло своего совершенства, отразив внутренний расцвет общества. Среди наиболее характерных черт его можно назвать простоту, изящество, монументальность и гармоничность форм.

Аристотель, являясь основоположником теории искусств, говорит о стремлении человека к высшей цели и о способностях мыслить творчески, воспроизводя образы, созерцая действительность. Он рассматривал творческий процесс как один из самых сложных способов подражания природе, осуществляя который художник заставляет зрителя сопереживать созданному художественному образу. Говоря о переживаниях зрителей при просмотре художественного произведения, Аристотель употребляет термин «мимесис». Вживаясь в образ героя, зритель переживает те же чувства, что и актер на сцене. Не однозначный подход к пониманию данного термина, говорит о том, что процесс формирования художественного образа происходит

под воздействием как внешних, так и внутренних факторов, таких как личностные свойства индивида (его характер, мышление). Философ подчеркивает, что каждый художник черпает свои идеи из окружающей его действительности, перерабатывая их средствами искусства, он воспроизводит их в новых своеобразных формах. Аристотель трактовал все виды искусства как «подражание» природе, считал, что они отличаются друг от друга тем, что воспроизводят различными средствами явления и предметы. «...Художники воспроизводят многое, создавая образы красками и формами, одни благодаря теории, другие - навыку, а иные природным дарованиям...» [1, с. 158]. Рассуждая о биологических аспектах творчества, Аристотель писал, что подражание - это потребность не только человека, но и всякого живого существа. Древнегреческий ученый подчеркивает также важность формы произведения с точки зрения доступных данному виду искусств средств выразительности, в передаче настроения образа [1, с. 205].

Выводы. Таким образом, развитие и формирование образно-художественного мышления человека эпохи Античности происходило под влиянием разных видов искусства. В данный период времени появились школы как учреждения образования, сформировались первые научные концепции о воспитании подрастающего поколения средствами искусства, которые являются в настоящее время научной методологией, фундаментом для развития педагогики искусства, а античные гуманистические ценности образования оказали большое влияние на становление классической европейской педагогики.

Литература:

1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. - М.: Просвещение, 1998. - 1064 с.

2. Асмус В.Ф. Античная Философия / В.Ф. Асмус - М.: Высшая школа, 1976. - 209 с.

3. Воеводина Л.Н. Мифология и культура: учебное пособие / Л.Н. Воеводина. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 356 с.

4. Духавиева А.В. История зарубежной педагогики и философия образования: серия «Учебники, учебные пособия» / А.В. Духавиева, Л. Д. Столяренко. - Ростов п/Д: Феникс, 2000 - 480 с.

5. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Журавской. - М.: Изд - во АПН СССР, 1963. - 510 с.

6. Ксенофонт. Домострой / Ксенофонт / Пер. С.И. Соболевского // Воспоминания о Сократе. - М.: Наука, 1993. - 204 с.

7. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1 / Платон. - М.: Мысль, 1990. -270 с.

8. Платон. Государство. Законы. Политика / Платон. - М.: Мысль, 1998. -798 с.

9. Фурсенко Т.Ф. Концепция Аристотеля в свете современного развития музыкального воспитания / Т.Ф. Фурсенко // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 1. - С. 255-258.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, профессор Хагай Валерий Сергеевич

Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания Тимошенко Леонид Иванович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Мхце Борис Алиевич Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); преподаватель Хагай Вадим Валерьевич

Филиал Военной Академии РВСН имени Петра Великого (г. Серпухов); кандидат исторических наук, доцент Агеев Алексей Викторович

Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Аннотация. В статье рассмотрены различные варианты отношения современной молодежи к занятиям физической культурой и спортом в учебных заведениях. Проведен анализ участия юношей и девушек в различных спортивных секциях и проанализирована мотивация молодежи к занятию физической культурой и спортом. Приведены результаты исследований ведущих ученых в этом направлении. Сделаны выводы по проведенным наблюдениям работы различных методик данного направления деятельности. Выдвинуты предложения по улучшению уровня физической активности молодежи и мотивации к занятию физической культурой и спортом.

Ключевые слова: физическая культура, физическое состояние молодежи, физические упражнения, спортивные соревнования, физическая активность, пропаганда физической культуры, укрепление здоровья, мотивация молодежи.

Annotation. In article various options of the relation of modern youth to occupations by physical culture and sport in educational institutions are considered. The analysis of participation of young men and girls in various sports sections is carried out and the motivation of youth to occupation is analysed by physical culture and sport. Results of researches of the leading scientists are given in this direction. Conclusions on the made observations of work of various techniques of this direction of activity are drawn. Suggestions for improvement of level of physical activity of youth and motivation to occupation are made by physical culture and sport.

Keywords: physical culture, physical condition of youth, physical exercises, sports competitions, physical activity, promotion of physical culture, strengthening of health, motivation of youth.

Введение. Урбанизация, климатогеографические и социально-экономические условия проживания подростков влияют на их адаптацию к окружающей среде и на двигательное развитие, что требует дифференцированного подхода к организационно-методическим основам физического воспитания. Поэтому поиск, разработка и использование эффективных форм, средств и методов физического воспитания, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.