ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
КОЛОНИЯХ
1 2 Городинец Ф.М. , Нецветная К.А.
Email: Gorodinets660@scientifictext.ru
1 Городинец Фёдор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, кафедра уголовного права и таможенных расследований; 2Нецветная Карина Александровна - магистрант, программа: уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право,
юридический факультет, Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург
Аннотация: несовершеннолетние осужденные от четырнадцати до восемнадцати лет отбывают наказания в отдельных воспитательных колониях, в которых создаются все условия для их духовно-нравственного обучения, развития и воспитания. Аналогом послужили трудовые колонии при СССР. Огромный вклад в создание системы воспитания правонарушителей внес А.С. Макаренко. Основу составляет трудовое обучение, а именно организация трудовой и досуговой деятельности. Программы перевоспитания осужденных планируют совершенствовать в будущем. Особое внимание уделяется развитию психологической помощи.
Ключевые слова: несовершеннолетние лица, воспитание, воспитательные колонии, трудовое обучение.
EDUCATIONAL IMPACT ON MINORS SERVING CRIMINAL
SENTENCES IN EDUCATIONAL COLONIES
12 Gorodinets F.M.1, Netsvetnaya K.A.2
1Gorodinets Fyodor Mikhaylovich - Doctor of jurisprudence, Professor, DEPARTMENT OF CRIMINAL LAW AND CUSTOMS INVESTIGATIONS; 2Netsvetnaya Karina Aleksandrovna - Undergraduate, PROGRAM: CRIMINAL LAW, CRIMINOLOGY, PENAL LAW, LAW FACULTY,
SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF AEROSPACE INSTRUMENTATION,
SAINT-PETERSBURG
Abstract: the minor convicts from fourteen to eighteen years serve sentences in separate educational colonies in which all conditions for their spiritual and moral training, development and education are created. A. S. Makarenko made a huge contribution to the creation of the system of education of offenders. Labor training, namely the organization of work and leisure activities. The programs of re-education of convicts plan to improve in the future. Special attention is paid to development of psychological assistance. Keywords: minors, education, educational colonies, labor training.
УДК 343.814
Несовершеннолетними, признаются лица, достигшие четырнадцати на момент совершения преступления, но не достигшие восемнадцати [1].
Среди наказаний, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим преступление, выделяют:
1) штраф,
2) лишение права заниматься определенной деятельностью,
3) обязательные работы,
4)исправительные работы,
5) арест,
6) лишение свободы на определенный срок [1].
С 1922 года в СССР стали образовывать детские коммуны, для правонарушителей и колонии. А.С. Макаренко организатор воспитательного процесса одной из таких колоний - трудовой колонии имени М.Горького. Основой было трудовое воспитание. Подростков привлекали к хозяйственным работам, работе в саду, дежурствам. Несовершеннолетние работали 4 часа в день и 4 часа учились в школе. В трудовой колонии была создана своя библиотека. По вечерам устраивались коллективные чтения. Существовали спортивные секции, а также художественная самодеятельность (воспитанники ставили спектакли в театре при колонии). Организовывались художественные и производственные выставки. Летом ходили в туристические походы [2].
В нынешней России несовершеннолетние осужденные содержатся в воспитательных колониях, отдельно от совершеннолетних лиц, совершивших преступление. Такие меры необходимы, во-первых, для того, чтобы совершеннолетние не оказывали отрицательного влияния на несовершеннолетних; во-вторых, несовершеннолетним создаются более улучшенные условия отбывания наказания. Среди которых: повышенные нормы питания, длительные прогулки - не менее двух часов, организация досуга - спортивные игры и просмотр фильмов, организация образования [3].
Среди современных мер воспитательного воздействия применяются меры поощрения и наказания. К мерам поощрения относится право выхода из колонии на спортивно-культурные мероприятия под контролем сотрудников, или же перевод из строгих условий в обычные. Наказанием считается:
1) запрещение просмотра кинофильма в течение месяца;
2) помещение в дисциплинарный изолятор до семи суток, в котором запрещены телефонные разговоры, курение, посылки, длительные свидания и настольные игры [4].
В будущем, воспитательные колонии, предполагают заменить воспитательными центрами, в которых несовершеннолетние преступники будут проживать в общежитиях группами по четыре человека. Возрастет количество психологов, социальных педагогов и социальных работников, дабы к каждому осужденному был индивидуальных подход [5].
С 26 сентября 1995 года в Санкт-Петербурге работает «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ»». Основанный Администрацией города Санкт-Петербурга, комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. Воспитательные филиалы центра находятся в каждом районе города. В них работают специалисты, которые оказывают индивидуальное сопровождение несовершеннолетним, склонным к совершению правонарушений, состоящих на учете в ОДН УМВД России, КДН и ЗН, подследственных и осужденных. Специалисты контролируют посещение учебных заведений подростками, оказывают содействие в получении психологической, юридической, медицинской помощи. Организовывают досуг, а именно ходят с ними в театр, музеи. Записывают на бесплатные кружки при Подростково-молодежных центрах. Помогают в трудоустройстве [6].
В США есть практика воспитательных центров - общежитий. С 70-х годов тюремное заключение, для несовершеннолетних, совершивших уголовные преступления небольшой тяжести, заменяется, пребываем в школах по
перевоспитанию, молодежных лагерях, закрытых приютах, центрах круглосуточного надзора [7].
Развитие психологической помощи - реабилитации проводится как в России, так и за рубежом. Такие направления реабилитации несовершеннолетних преступников, как тренинговые группы, арт-терапия, психодрама (выявление и решение проблем с помощью актерского мастерства).
Для создания системы воспитания несовершеннолетних осужденных, необходимо уделять наибольшее внимание психологической помощи. Созданию духовно -нравственного каркаса, который в дальнейшем не позволит пойти на рецидив преступления.
Список литературы /References
1. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 октября 2018 года). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2018. 224 с.
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/1849279/psihologiya/osobennosti_deyatelnosti_makarenko_kolonii_ imeni_gorkogo_kommune_imeni_dzerzhinskogo. статья «Особенности деятельности А.С. Макаренко в колонии имени А.М. Горького и в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского»/ (дата обращения: 23.03.2019).
3. ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-Ф3.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 января 2019). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2019. 288 с.
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2011/03/08/penitentiariya-site-dok.html Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года/ (дата обращения: 20.03.2019).
6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://profcenter.spb.ru/ СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ»/ (дата обращения: 23.03.2019).
7. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. М.: Институт молодежи, 1991.