Научная статья на тему 'Вопросы реализации механизма оставления в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия'

Вопросы реализации механизма оставления в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ СВИДАНИЙ / ВЫЕЗДЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Храброва Е. В., Чернышенко Е. В.

В статье рассматриваются вопросы реализации механизма оставления лиц, достигших 18 лет, для дальнейшего отбывания наказания в воспитательных колониях и особенности организации воспитательной работы с данной категорией осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Храброва Е. В., Чернышенко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы реализации механизма оставления в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия»

УДК 343.8

Вопросы реализации механизма оставления в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы,

достигших совершеннолетия

Е. В. ХРАБРОВА - доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент;

Е. В. ЧЕРНЫШЕНКО - старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук

В статье рассматриваются вопросы реализации механизма оставления лиц, достигших 18 лет, для дальнейшего отбывания наказания в воспитательных колониях и особенности организации воспитательной работы с данной категорией осужденных.

Ключевые слова: несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы; воспитательная работа; получение среднего профессионального и высшего образования; ресоциализация осужденных; предоставление длительных свиданий; выезды за пределы воспитательной колонии.

Implementation Issues of mechanism of leaving young offenders sentenced to imprisonment in the age of maturity

IE. V. KHRABROVA - Assistant Professor of the Department of Penal Law and the Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Pedagogics, Associate Professor;

E. V. CHERNYSHENKO - Senior Lecturer of the Department of Penal Law and the Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law

This article discusses the implementation of the mechanism of leaving persons who have attained the age of 18 for further punishment in educational colonies, and especially the organization of educational work with this category of prisoners.

Keywords: minors sentenced to imprisonment; educational work; secondary vocational and higher education; resocialization of convicts; provision of long-term visits; trips outside the educational colony.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы большое внимание уделяется особенностям исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних. Прилагается немало усилий для улучшения условий содержания в воспитательных колониях, разрабатываются и внедряются различные методики работы с этой категорией осужденных, направленные на предотвращение в дальнейшем противоправного поведения с их стороны. Вместе с тем не следует забывать, что законодатель предусмотрел возможность содержания в воспитательных колониях не только несовершеннолетних, но и лиц, достигших 18 лет, с целью закрепления достигнутых результатов исправления. Однако на законодательном уровне практически не урегулированы ни вопросы реализации данного механизма, ни особенности организации работы с указанной категорией осужденных.

Оставление в воспитательной колонии положительно характеризующихся лиц, достигших 18-летнего возраста, позволяет:

- мотивировать осужденного к правопо-слушному поведению, планировать будущее;

- обеспечить преемственность проводимых сотрудниками психолого-педагогических мероприятий, реализовать в полной мере поставленные цели ресоциализации осужденного;

- экономить временя сотрудникам для изучения и составления социально-демографической, уголовно-правовой, криминологической и индивидуально-психологической характеристики (она уже составлена на

первоначальном этапе отбывания наказания);

- строить дальнейшую работу на основе уже полученных результатов по итогам психолого-педагогических мероприятий;

- формировать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в среде осужденных, понимать причины происходящих положительных или негативных явлений;

- опираться на установившиеся отношения между сотрудниками и осужденными, что является важным аспектом, поскольку имеющиеся особенности интеллектуального развития и проблемы коммуникации осужденных затрудняют возникновение новых контактов, процесс привыкания к другой среде;

- использовать более широкие возможности социальной среды колонии для проведения воспитательной, психологической и социальной работы (наличие культурно-спортивных комплексов, образовательных организаций общего и профессионального образования, привлечение к воспитательной работе известных спортсменов, актеров, музыкантов и др.).

В этой связи нельзя недооценивать значимость данной меры в практической деятельности воспитательных колоний. Проведенное специалистами ВИПЭ ФСИН России анкетирование сотрудников воспитательных колоний (88 чел.), показало, что 89,5 % респондентов считают необходимым оставлять положительно характеризующихся осужденных, достигших 18 лет, в воспитательных колониях в том случае, если они до достижения 19 лет освободятся из ис-

правительного учреждения. Они обосновывают свою позицию такими аргументами, как исключение заражения уголовными традициями и расширения криминального опыта в исправительной колонии общего режима; оказание положительного влияния на несовершеннолетних осужденных; получение общего и профессионального образования, навыков трудовой деятельности; закрепление достигнутых результатов по формированию правопослушного поведения; появление дополнительного мотива для осознания и осмысления собственного преступного поведения и формирования просоциальной субъектной позиции.

Небольшая часть сотрудников (10,5 %) не считает нужным оставлять данную категорию осужденных, обосновывая это тем, что они оказывают негативное влияние на несовершеннолетних, придерживаются норм криминальной субкультуры и распространяют ее, поэтому должны быть переведены в колонию общего режима по достижении ими 18 лет.

По мнению сотрудников воспитательных колоний, при решении рассматриваемого вопроса необходимо учитывать такие критерии, как отсутствие взысканий и наличие поощрений; трудоустройство в учреждении и добросовестное отношение к своей работе; соблюдение правил внутреннего распорядка; наличие мотивации освободиться условно-досрочно; активное участие в культурно-массовых мероприятиях; получение общего или(и) профессионального образования, добросовестное отношение к учебе; поддержание социально полезных связей; наличие позитивных планов на будущее (получать образование, профессию, трудоустроиться, завести семью и т. п.); доброжелательные отношения с другими осужденными, а также сотрудниками воспитательной колонии; отказ от криминальных традиций; соблюдение этических правил общения и поведения; наличие положительной динамики при прохождении психокор-рекционных программ; стремление к самовоспитанию, дисциплинированность и др.

Как показало исследование, проблемным вопросом является обеспечение полезной занятости совершеннолетних осужденных, оставленных в воспитательных колониях. В настоящее время проводятся индивидуальные, групповые и массовые формы воспитательной, психологической и социальной работы: беседы воспитательного характера, лекции, школа подготовки к освобождению, конкурсы, диспуты, спортивные меропри-

ятия, психологические тренинги, профо-риентационные мероприятия, получение общего и профессионального образования, родительские конференции, родительский комитет, посещение культурных и спортивных мероприятий за пределами колонии; трудовая деятельность; внеклассные мероприятия в школе, то есть реализуются все те мероприятия, что и с несовершеннолетними осужденными.

Таким образом, с целью устранения возможных предпосылок негативного поведения со стороны рассматриваемой категории осужденных в период дальнейшего отбывания наказания следует внимательно отнестись именно к вопросам организации воспитательной работы, что позволит в ходе различных мероприятий контролировать возможные намерения совершения противоправных действий с их стороны и своевременно реагировать на такие проявления. Отдавая предпочтение тем или иным направлениям и формам организации воспитательных мероприятий, следует учитывать индивидуальные особенности каждого осужденного, а также ориентироваться на отличительные характеристики в целом рассматриваемой группы лиц1.

Результаты исследования также свидетельствуют о том, что анализируемая категория осужденных достаточно положительно влияет на остальных осужденных, а значит, следует уделять значительное внимание вопросам проведения совместных мероприятий с участием как оставленных по достижении 18 лет, так и несовершеннолетних осужденных. В ходе таких мероприятий возможно возлагать на рассматриваемую категорию лиц обязанности по руководству группой несовершеннолетних осужденных, например, посредством организации командных интеллектуальных, спортивных игр, тем самым прививая чувство ответственности таким осужденным, формируя организаторские способности.

Вместе с тем 18-19 лет (период поздней юности) - это возраст, когда ведущей становится профессиональная деятельность, это время выбора и овладения профессией, приобретения экономической ответственности, полного включения во все виды социальной и общественной жизни страны. На этой стадии развития молодой человек учится строить свои отношения по-взрослому. Для этого ему необходимы не только социальная, но и пространственная независимость, неприкосновенность своего личного пространства.

На этом этапе происходит становление индивидуальности, самобытности личности, осуществляется рефлексия жизни, вырабатывается критическое отношение к способу существования и выстраивается собственная жизненная траектория2. Все это актуализирует проявление важнейших и часто противоречивых потребностей юношеского возраста - в общении, уединении, достижениях (в профессии, учебной деятельности, спорте, общественной деятельности, увлечениях, сфере интимных отношений и др.).

Юношеский возраст характеризуется социальной активностью, то есть проявлением заинтересованности не только в том, что происходит в коллективе, но и в поселке, городе, стране, мире, и предполагает участие в социальных процессах и изменении окружающих социальных условий. Через приобщение к различным видам деятельности и овладение полным комплексом социальных функций человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее. Особое значение приобретает общение с «общественным взрослым» (В. А. Слободчиков), учителем, мастером, наставником, который собственным примером формирует отношение к существующим правилам, принципам, способам организации деятельности во всех видах социально-культурной жизни - в профессии, науке, искусстве, религии, морали, праве3.

Кроме того, этот период, как отмечает И. А. Зимняя, отличается наиболее высоким уровнем познавательной мотивации, коммуникативной активности, потребностью в получении новой информации, стремлением к творческому освоению научных знаний4.

Таким образом, возникает противоречие между потребностями возраста поздней юности в получении профессионального образования, достижениях в трудовой, учебной, спортивной и других видах деятельности, в становлении самостоятельности и независимости и возможностями их реализовать в воспитательной колонии. Трудности возникают при трудоустройстве совершеннолетних осужденных на территории исправительного учреждения, при организации среднего профессионального и высшего образования с помощью дистанционных образовательных технологий. Объективно трудно учесть индивидуальные способности и желания совершеннолетнего осужденного. Как считал А. С. Макаренко, стратегия воспитания должна состоять в организации об-

раза жизни воспитанников, создании нравственно здоровой среды5. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о возможности получения среднего профессионального и высшего образования в очной форме по востребованным на рынке труда специальностям и трудоустройства в учреждениях и на предприятиях города(населенного пункта). Все это ускорило бы процесс ресоци-ализации совершеннолетнего осужденного, он получал бы навыки общения и профессиональной деятельности непосредственно на свободе. Кроме того, по мнению опрошенных нами сотрудников, а также ряда исследователей, в целях закрепления результатов работы с осужденными необходимо расширение практики применения предоставления отпусков по месту жительства и проведения длительных свиданий за пределами воспитательных колоний6.

Обратимся к вопросу порядка оставления осужденного, достигшего возраста 18 лет, в воспитательной колонии.

Положения ст. 139 УИК РФ не предусматривают обязательность получения заявления от осужденного, достигшего 18-летнего возраста, об оставлении его для дальнейшего отбывания наказания в воспитательной колонии, что является, на наш взгляд, неправильным. Необходимо предусмотреть на законодательном уровне обязательность получения такого заявления от осужденного в письменной форме, так как он уже является совершеннолетним и способен самостоятельно изъявлять свое желание или нежелание остаться для отбывания наказания в воспитательной колонии.

Следовательно, такое заявление должно подаваться осужденным через начальника отряда, который готовит необходимые документы, содержащие сведения о поведении осужденного в период отбывания наказания. К числу таких документов могут относиться: характеристика, справка о трудоустройстве осужденного в колонии в период отбывания наказания, справка о наличии или отсутствии иска и сведениях о его погашении, справка о поощрениях и взысканиях за период отбывания наказания. Заявление, поданное осужденным, следует первоначально рассмотреть на заседании совета воспитателей отряда, по результатам которого будет принято решение поддержать или не поддержать заявление осужденного.

Далее заявление, документы, выписка из протокола заседания совета воспитателей отряда с решением по заявлению должны быть переданы на рассмотрение учеб-

но-воспитательного совета для принятия решения о целесообразности оставления осужденного, достигшего 18 лет, для дальнейшего отбывания наказания в воспитательной колонии. Решение комиссии носит рекомендательный характер для начальника воспитательной колонии. Окончательное решение принимает начальник учреждения, оформляя его постановлением, которое должно быть согласовано с прокурором.

Резюмируя, необходимо отметить, что одним из наиболее важных направлений деятельности воспитательной колонии в отношении осужденных, достигших 18 лет и оставленных в учреждении для дальнейшего отбывания наказания, является организация воспитательной работы. Законодатель не определяет каких-либо норм, регламентирующих данный вид деятельности, отличных от работы с несовершеннолетними. Вместе с тем рассматриваемая категория осужденных обладает определенными отличительными характеристиками, которые следует учитывать при выборе направлений и форм воспитательных мероприятий. Как показали результаты исследования, не все сотрудники воспитательных колоний, опираясь на опыт работы с такими осужденными, положительно оценивают возможность их оставления в колонии, так как встречаются факты осложнения обстановки в учреждении именно ввиду негативного влияния данных лиц на несовершеннолетних осужденных. Однако большинство опрошенных отмечает целесообразность и необходимость такой практики.

Ввиду того что у рассматриваемой категории осужденных достаточно активно проявляется стремление к получению образования и профессии как в пределах воспитательной колонии, так и после освобождения, необходимо уделять значительное внимание вопросам создания условий для их обучения и саморазвития. Следует как можно чаще организовывать выходы с такими осужденными за пределы учреждения с целью посещения культурно-массовых мероприятий, а также знакомства с образовательными организациями, например, в дни открытых дверей в высших учебных заведениях. Это позволит осужденным познакомиться наглядно с возможными направлениями дальнейшей деятельности после освобождения из колонии, а также определиться с выбором будущей профессии. Несмотря на то что законодательно на сегодняшний день возможность очного обучения осужденных, оставленных в воспитательных колониях по достижении 18 лет, в образовательных организациях и трудоустройства за пределами учреждений не предусмотрена, на наш взгляд, такая практика может положительно отразиться на дальнейшей ре-социализации данной категории лиц после освобождения. С этой целью возможно организовывать выходы за пределы колонии в сопровождении представителей администрации учреждения, которые смогут осуществлять надзор за осужденным в момент его нахождения в образовательной организации.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Белоус В. Г., Голодов П. В. О проблемах пенитенциарной педагогики // Мир политики и социологии. 2016. № 3. С. 164-169.

2 См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов. М., 2000. С. 195.

3 См.: Там же. С. 328.

4 См.: Зимняя И. А. Развитие личности как субъекта деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 3. С. 37-41.

5 См.: Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. М., 1983. Т. 5. С. 14.

6 См.: Голодов П. В. Проблемы применения системы «социального лифта» в условиях исправительного учреждения для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 18. С. 26-33.

1 Sm.: Belous V. в., Golodov Р. V. О ргоЫетаЬ| penitenciarnoj pedagogiki // М^ роНШ i sociologii. 2016. № 3. S. 164-169.

2 Sm.: Slobodchikov V. I., Isaev Е. I. Osnovy psihologicheskoj аПгороЬдН. Psihologija razvitija сЬюОека: razvitie sub#ektivnoj real'nosti V ontogeneze : исЬюЬ. posobie dlja vuzov. М., 2000. S. 195.

3 Sm.: Тат zhe. S. 328.

4 Sm.: Zimnjaja I. А. Razvitie lichnosti как sub#ekta dejatel'nosti // Jeksperiment i innovacii V shkole. 2010. № 3. С. 37-41.

5 Sm.: Макагепко А. S. Pedagogicheskie sochinenija : V 8 : М., 1983. Т. 5. S. 14.

6 Sm.: Golodov Р. V. Problemy primenenija sistemy <^оаа1'подо Нйа» V uslovijah ispravitel'nogo uchrezhdenija dlja lic, sovershivshih prestuplenija V nesovershennoletnem vozraste // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2012. № 18. S. 26-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.